Полюс (Штокхаузен)

«Полюс» («Поляки») для двух исполнителей с коротковолновыми радиоприемниками и звукорежиссера — произведение Карлхайнца Штокхаузена , написанное в 1970 году. В каталоге произведений композитора оно находится под номером 30.
Концепция
[ редактировать ]«Поул» — последнее из серии работ конца 1960-х годов, которые Штокхаузен обозначил как « процессные » композиции. Эти произведения, по сути, отделяют «форму» от «содержания», предоставляя исполнителям ряд знаков трансформации, которые следует применять к материалу, которые могут значительно меняться от одного исполнения к другому. В «Поле» и трех сопутствующих произведениях ( «Курцвеллен» для шести исполнителей, «Спираль» для солиста и «Экспо» для трех) этот материал черпается спонтанно во время выступления из коротковолновых радиопередач. [1] Процессы, обозначаемые прежде всего знаками плюс, минус и равенство, составляют композицию и, несмотря на непредсказуемость материалов, эти процессы от одного исполнения к другому можно услышать как «одинаковые». [2]
История
[ редактировать ]
«Поле» был написан на Бали в феврале 1970 года под рабочим названием «Duo» . [3] С 14 марта по 14 сентября 1970 года Поул исполнялся и пел более тысячи раз на выставке Expo '70 в Осаке , Япония, в ежедневных выступлениях двадцати разных музыкантов, включая композитора. [4] Партитура посвящена Харальду Бойе и Петеру Этвосу , которые играли в большинстве ранних выступлений, а также сделали ряд радиозаписей и две коммерчески выпущенные записи этой пьесы. [3]
Структура и техника
[ редактировать ]
Полюс состоит из последовательности примерно из 200 событий, сгруппированных в семь разделов, разделенных в партитуре волнистыми чертами. Штокхаузен объяснил, что в подобных произведениях «первым шагом всегда является имитация чего-либо, а следующим шагом является преобразование того, что вы можете имитировать». [5]
Каждый знак «плюс», «минус» или «равно» указывает на то, что при повторении события исполнитель должен увеличить, уменьшить или сохранить тот же уровень в одном из четырех музыкальных измерений (или «параметров»): общая продолжительность события, число внутренних подразделений, динамического уровня или регистра/диапазона высоты тона. Исполнитель сам решает, на какое из этих измерений следует повлиять, за исключением того, что вертикально расположенные знаки должны применяться к разным параметрам. [6] Несмотря на эту неопределенность, большое количество знаков плюс (например) приведет к тому, что последовательные события станут длиннее, более четко подразделенными, громче и либо выше, либо шире по диапазону; большое количество знаков минус даст обратный эффект. [2] К знакам, ранее использовавшимся в «Процессии» , «Курцвеллене» , «Спирали» и «Экспо», Штокхаузен добавляет несколько новых и впервые отмечает звукопроекционную часть, которая в более ранних произведениях была оставлена на импровизацию. На «Экспо-70» эти движения выполнялись с помощью «вращательной мельницы» — небольшой коробки с рукояткой наверху, похожей на небольшую кофемолку. [7] Сферический зрительный зал немецкого павильона буквально имел столбы: один над зрительской трибуной, другой под ней на «экваторе». Знаки плюс и минус, выделенные жирным шрифтом, обозначают зенит и надир . Звуки двух солистов изначально размещаются на противоположных полюсах (это могут быть передняя и задняя часть зала, в обычных помещениях, распределенных по восьми и более каналам). Сначала эти звуки время от времени нисходят навстречу друг другу, а затем расходятся по своим осям, после чего следуют ступеньки взад и вперед по независимым путям в трех измерениях в захватывающем дух пространственном опыте. [8]
Дискография
[ редактировать ]- Харальд Боже (электрониум, коротковолновое радио) и Петер Этвос (электрокорд, шалмаи) [ проверьте орфографию ] , японская бамбуковая флейта, коротковолновое радио). С Wach и Japan (из Für kommende Zeiten ), а также двумя версиями Spiral . (Записано 8–10 декабря 1971 года в студии № 2, Эбби-Роуд, Лондон.) Набор EMI 2-LP. ЭМИ Электрола C165-02 313/314. Переиздан на двух компакт-дисках, EMI Classics 6955982. Лондон: The Gramophone Company Limited, 1973.
- Бойе и Этвёш (другая версия из набора EMI). Спираль (2 варианта); Поляки . Петер Этвос, Харальд Бойе, Карлхайнц Штокхаузен. (Записано 18 апреля 1971 года в WDR, Кельн.) Компакт-диск 15 Stockhausen Complete Edition. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1994.
- Палки для двоих (интегральная версия). Михаэль Веттер и Наташа Никепрелевич (голоса и вспомогательные инструменты). Записано в Sound Studio N, Кёльн, 27 октября 2012 года. Stockhausen Complete Edition, CD 103. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2013.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коль 1981 , стр. 192–193.
- ^ Перейти обратно: а б Коль 2010 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Штокхаузен 1978 , с. 152.
- ^ Штокхаузен 2009 , с. 260.
- ^ Котт 1973 , с. 33.
- ^ Штокхаузен 1973 , стр. 1, 11, 21.
- ^ Штокхаузен 2009 , с. 262.
- ^ Коль 2010 , с. 138.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21495-0 .
- Коль, Джером . 1981. «Последовательные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов». доктор философии дисс., Сиэтл: Вашингтонский университет.
- Коль, Джером. 2010. «Дитя эпохи радио». В Cut & Splice: Transmission под редакцией Даниэлы Касчеллы и Люсии Фаринати, 135–139. Лондон: Звук и музыка. ISBN 978-1-907378-03-4 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1973. № 27 Спираль для солиста . (оценка) UE 14957. Вена: Универсальное издание.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Полюс на 2 (1969–70) и Экспо на 3 (1969–70)». В его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 152. DuMont Documents. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фаулер, Майкл. 2010. « Эфемерная архитектура полюса Штокхаузена для 2 ». Организованный звук 15, вып. 3 (октябрь): 185–197.
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Фрич, Йоханнес и Ричард Туп . 2008. «Попытка пересечь границу... Йоханнес Фрич в разговоре о практике исполнения произведений Карлхайнца Штокхаузена». MusicTexts № 116 (февраль): 31–40.
- Хоп, Винрич. 1998. Короткие волны Карлхайнца Штокхаузена: концепция и музыкальный поэзис . Кельнские сочинения о новой музыке 6. С записью на компакт-диск. Майнц и Нью-Йорк: Шотт. ISBN 3-7957-1895-3 .
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. "Вечер ЭКСПО-70". В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 229–231. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 , 9783770104932 .
- Вернер, Карл Генрих . 1973. Штокхаузен: Жизнь и работа в переводе Билла Хопкинса . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.