Jump to content

Полюс (Штокхаузен)

Штокхаузен (сзади, в центре) на Фестивале искусств в Ширазе , сентябрь 1972 года, с несколькими исполнителями Expo '70: на переднем плане: П. Этвос , Д. фон Биль, Г. Роденс, В. Фромме, Х. Альбрехт; второй ряд, второй слева: Х.-А. Биллиг; крайний справа: К. Каскел

«Полюс» («Поляки») для двух исполнителей с коротковолновыми радиоприемниками и звукорежиссера — произведение Карлхайнца Штокхаузена , написанное в 1970 году. В каталоге произведений композитора оно находится под номером 30.

Концепция

[ редактировать ]

«Поул» — последнее из серии работ конца 1960-х годов, которые Штокхаузен обозначил как « процессные » композиции. Эти произведения, по сути, отделяют «форму» от «содержания», предоставляя исполнителям ряд знаков трансформации, которые следует применять к материалу, которые могут значительно меняться от одного исполнения к другому. В «Поле» и трех сопутствующих произведениях ( «Курцвеллен» для шести исполнителей, «Спираль» для солиста и «Экспо» для трех) этот материал черпается спонтанно во время выступления из коротковолновых радиопередач. [1] Процессы, обозначаемые прежде всего знаками плюс, минус и равенство, составляют композицию и, несмотря на непредсказуемость материалов, эти процессы от одного исполнения к другому можно услышать как «одинаковые». [2]

Павильон Германии на Экспо-70, где в сферическом зале выступал Поул (вне поля зрения справа)

«Поле» был написан на Бали в феврале 1970 года под рабочим названием «Duo» . [3] С 14 марта по 14 сентября 1970 года Поул исполнялся и пел более тысячи раз на выставке Expo '70 в Осаке , Япония, в ежедневных выступлениях двадцати разных музыкантов, включая композитора. [4] Партитура посвящена Харальду Бойе [ де ] и Петеру Этвосу , которые играли в большинстве ранних выступлений, а также сделали ряд радиозаписей и две коммерчески выпущенные записи этой пьесы. [3]

Структура и техника

[ редактировать ]
Приемник Греца Паджино, 1969 год.

Полюс состоит из последовательности примерно из 200 событий, сгруппированных в семь разделов, разделенных в партитуре волнистыми чертами. Штокхаузен объяснил, что в подобных произведениях «первым шагом всегда является имитация чего-либо, а следующим шагом является преобразование того, что вы можете имитировать». [5]

Каждый знак «плюс», «минус» или «равно» указывает на то, что при повторении события исполнитель должен увеличить, уменьшить или сохранить тот же уровень в одном из четырех музыкальных измерений (или «параметров»): общая продолжительность события, число внутренних подразделений, динамического уровня или регистра/диапазона высоты тона. Исполнитель сам решает, на какое из этих измерений следует повлиять, за исключением того, что вертикально расположенные знаки должны применяться к разным параметрам. [6] Несмотря на эту неопределенность, большое количество знаков плюс (например) приведет к тому, что последовательные события станут длиннее, более четко подразделенными, громче и либо выше, либо шире по диапазону; большое количество знаков минус даст обратный эффект. [2] К знакам, ранее использовавшимся в «Процессии» , «Курцвеллене» , «Спирали» и «Экспо», Штокхаузен добавляет несколько новых и впервые отмечает звукопроекционную часть, которая в более ранних произведениях была оставлена ​​​​на импровизацию. На «Экспо-70» эти движения выполнялись с помощью «вращательной мельницы» — небольшой коробки с рукояткой наверху, похожей на небольшую кофемолку. [7] Сферический зрительный зал немецкого павильона буквально имел столбы: один над зрительской трибуной, другой под ней на «экваторе». Знаки плюс и минус, выделенные жирным шрифтом, обозначают зенит и надир . Звуки двух солистов изначально размещаются на противоположных полюсах (это могут быть передняя и задняя часть зала, в обычных помещениях, распределенных по восьми и более каналам). Сначала эти звуки время от времени нисходят навстречу друг другу, а затем расходятся по своим осям, после чего следуют ступеньки взад и вперед по независимым путям в трех измерениях в захватывающем дух пространственном опыте. [8]

Дискография

[ редактировать ]
  • Харальд Боже (электрониум, коротковолновое радио) и Петер Этвос (электрокорд, шалмаи) [ проверьте орфографию ] , японская бамбуковая флейта, коротковолновое радио). С Wach и Japan (из Für kommende Zeiten ), а также двумя версиями Spiral . (Записано 8–10 декабря 1971 года в студии № 2, Эбби-Роуд, Лондон.) Набор EMI 2-LP. ЭМИ Электрола C165-02 313/314. Переиздан на двух компакт-дисках, EMI Classics 6955982. Лондон: The Gramophone Company Limited, 1973.
  • Бойе и Этвёш (другая версия из набора EMI). Спираль (2 варианта); Поляки . Петер Этвос, Харальд Бойе, Карлхайнц Штокхаузен. (Записано 18 апреля 1971 года в WDR, Кельн.) Компакт-диск 15 Stockhausen Complete Edition. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1994.
  • Палки для двоих (интегральная версия). Михаэль Веттер и Наташа Никепрелевич (голоса и вспомогательные инструменты). Записано в Sound Studio N, Кёльн, 27 октября 2012 года. Stockhausen Complete Edition, CD 103. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2013.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-21495-0 .
  • Коль, Джером . 1981. «Последовательные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов». доктор философии дисс., Сиэтл: Вашингтонский университет.
  • Коль, Джером. 2010. «Дитя эпохи радио». В Cut & Splice: Transmission под редакцией Даниэлы Касчеллы и Люсии Фаринати, 135–139. Лондон: Звук и музыка. ISBN   978-1-907378-03-4 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1973. № 27 Спираль для солиста . (оценка) UE 14957. Вена: Универсальное издание.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Полюс на 2 (1969–70) и Экспо на 3 (1969–70)». В его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 152. DuMont Documents. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-027313-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 806cae6d2938160cb1a87e1d86d4ec29__1664778900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/29/806cae6d2938160cb1a87e1d86d4ec29.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pole (Stockhausen) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)