Сонатина (Штокхаузен)
Сонатина | |
---|---|
Камерная музыка Карлхайнца Штокхаузена | |
Каталог | ⅛ |
На основе | Прелюдия |
Составленный | 1951 |
Выполненный | 24 августа 1951 г. |
Подсчет очков |
|
Сонатина Sonatina ( Карлхайнца ) для скрипки и фортепиано — камерное музыкальное произведение Штокхаузена , написанное, когда он был еще студентом, в 1951 году. В каталоге его произведений оно имеет номер произведения ⅛.
История
[ редактировать ]Штокхаузен сочинил сонатину как второе из двух «свободных произведений», необходимых для его выпускных экзаменов в Кёльнской консерватории . [1] Фортепианная партия первой части изначально была написана как отдельное произведение под названием Präludium , а затем наложена партия скрипки. [2] Рукопись законченного произведения датирована 19 марта 1951 года. Премьера его состоялась Вольфгангом Маршнером , концертмейстером Симфонического оркестра NWDR , с композитором за фортепиано, в записи радиопередачи, впервые переданной 24 августа 1951 года. [1] [3] Однако первое выступление перед живой публикой произошло лишь двадцать лет спустя, когда Сашко Гаврилов (скрипка) и Алоис Контарский (фортепиано) сыграли ее 22 октября 1971 года на концерте СМИП в Париже. [1] [4]
Анализ
[ редактировать ]Произведение представляет собой не столько целостную композицию, сколько три разрозненных стилевых упражнения, связанных лишь использованием общего двенадцатитонового ряда , в котором преобладают терции и чистые квинты . [5] Вместе с Drei Lieder для альта и камерного оркестра, написанной летом прошлого года, Сонатина является наиболее значительным примером использования Штокхаузеном классической Шенберга двенадцатитоновой техники , но в то же время обе композиции объединяют эту технику с аспектами неотональности и стилистики. черты, связанные с неоклассицизмом . [6] Три части, играемые без паузы:
- Медленно-выразительно – живо-сердито – темп 1
- Очень умеренный и певучий
- Весёлая шутка
Первая часть по своему характеру лирична и сдержанна, близка по характеру трехчастной инвенции , в которой ритмические мотивы соединяются с трансформациями рядов, образуя структуру. [5] С другой стороны, она напоминает и небольшую форму сонаты-аллегро , начинающуюся с полифонического наложения трёх разных форм ряда (первого и ретроградного в правой и левой руках фортепиано, инверсии у скрипки), начинающихся всё на та же высота, C 5 . Вступительная, медленная часть функционирует как экспозиция. Средняя часть, выполненная в более быстром темпе, является своего рода развивающей частью, а последняя часть возвращается к начальному темпу и материалу как перепросмотр. [7] [8]
В отличие от полифонической фактуры первой части, вторая более гомофонна, с медленным ритмом буги-вуги в басу. [6] Скрипка полностью приглушена и отделяется от все более тяжелой партии фортепиано, поднимаясь вверх. Часть состоит из общего процесса замедления, который Штокхаузен описал как «невероятно медитативный, как Штиммунг », и заканчивается тем, что скрипка играет секстули против четверных на фортепиано. [5]
В финале преобладают политональные аккорды, которые накапливаются плотными слоями. Движение заканчивается трехнотным аккордом, продублированным в двух руках фортепиано и скрипки, состоящим из нот C, D ♭ и A ♭ . Эти ноты были преобладающими мелодическими нотами в начале этой части, а также в начале первой части и составляют первый трихорд основной формы основного ряда, который доминирует во всей сонатине. [6]
Дискография
[ редактировать ]- Карлхайнц Штокхаузен: Три песни , для альтового голоса и камерного оркестра (1950); Сонатина, для скрипки и фортепиано (1951); Игра для оркестра (1952); Ударное трио , для фортепиано и 2 х 3 литавр (1952). Сильвия Андерсон, альт; Симфонический оркестр Зюдвестфунк Баден-Бадена, Карлхайнц Штокхаузен, дир. Сашко Гаврилов , скрипка; Алоис Контарский , фортепиано. Запись LP, 1 диск: стерео, 12 дюймов, 33⅓ об/мин. DGG 2530 827. [Гамбург]: Deutsche Grammophon, 1977. Эти записи Сонатины и Drei Lieder переизданы на Штокхаузене: Хоры для Дорис , Хорал , Drei Lieder , Сонатина, перекрестная игра . Хор Северо-Немецкого радио (Ирмгард Якобейт, сопрано), Карлхайнц Штокхаузен, дир. (первые две работы); участники Лондонской симфониетты Карлхайнц Штокхаузен, дир. (последняя работа). Компакт-диск, 1 звуковой диск: стерео, 4¾ дюйма. Stockhausen Complete Edition CD 1. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2002.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Штокхаузен 1978 , с. 46.
- ^ Курц 1992 , с. 261.
- ^ Курц 1992 , с. 31.
- ^ Фризиус 2008 , с. 30
- ^ Jump up to: а б с Макони 2016 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Фризиус 2008 , с. 32.
- ^ Фризиус 2008 , стр. 30–31.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 47.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Фризиус, Рудольф (2008). Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977 годов; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music. ISBN 978-3-79-570249-6 .
- Курц, Майкл (1992). Штокхаузен: Биография . Перевод Тупа, Ричарда . Лондон, Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 .
- Макони, Робин (2016). Другие планеты: Полное собрание сочинений Карлхайнца Штокхаузена, 1950–2007 , обновленное издание . Лэнхэм, Мэриленд; Боулдер, Колорадо; Нью-Йорк; Лондон: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-44-227267-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц (1978). Блюмрёдер, Кристоф фон (ред.). Сонатина для скрипки и фортепиано (1951) . Тексты о музыке 4 (1970–1977). Кельн: Книжное издательство DuMont. стр. 46–47. ISBN 3-7701-1078-1 .