Хоры для Дорис
Хоры для Дорис | |
---|---|
Хоровая музыка Карлхайнца Штокхаузена | |
Другое имя | Хоры после Верлена |
Каталог | 1/11 |
Текст | три стихотворения Поля Верлена |
Язык | немецкий |
Составленный | 1950 |
Преданность | Дорис Эндрю |
Опубликовано | 1971 |
Подсчет очков | хор a cappella (четыре и восемь частей) |
Chöre für Doris (Хоры для Дорис) на стихи Поля Верлена — трехчастное хоровое а капелла произведение Карлхайнца Штокхаузена , написанное в 1950 году и позже получившее номер 1/11 в каталоге произведений композитора. Партитура посвящена будущей жене композитора Дорис .
История
[ редактировать ]На третьем году обучения в Музыкальной школе Кёльна в программу обучения входили бесплатные стилистические упражнения по композиции. Наряду с фугами , хоральными прелюдиями , сонатами и аранжировками песен в различных традиционных стилях, а также скерцо в стиле Пауля Хиндемита , Штокхаузен написал ряд хоровых пьес для школьного хора, в которых пел сам. Среди них были эти три Chöre nach Verlaine (Хоры после Верлена), позже переименованные в Chöre für Doris . Первый и третий припевы были завершены 3 и 1 августа 1950 года соответственно. Точная дата составления второго неизвестна. Штокхаузен, который до этого момента не считал себя композитором, вскоре после окончания этих припевов решил попробовать что-то более амбициозное в своей последующей партитуре - Drei Lieder для альтового голоса и камерного оркестра. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Все эти студенческие работы, а также ряд более поздних, оставались неопубликованными до 1971 года, когда Штокхаузен заново открыл для себя свою раннюю работу Formel для камерного оркестра и заметил сходство с его только что законченной Mantra для двух фортепиано и электроники. Когда Морис Флере попросил исполнить новое произведение на Journées de Musique Contemporaine, Штокхаузен предложил Formel и дополнил программу подборкой других ранних сочинений, включая Drei Lieder и Сонатину для скрипки и фортепиано. В этой же программе 22 октября 1971 года в Театре де ла Виль в Париже Марселя Куро камерный хор исполнил « Chöre für Doris» впервые вместе с одновременным «Хоралом » («Wer uns trug mit Schmerzen»). [ 4 ] «Chöre für Doris» — самые ранние из работ, которые Штокхаузен разрешил опубликовать. [ 5 ]
Анализ
[ редактировать ]Три припева:
- Соловей
- Бедный молодой пастух
- Агнус Деи
Первая и последняя пьесы написаны для хора SATB соло- сопрано ), а центральный припев рассчитан на восемь голосов, SSAATTBB. ( к первой добавлено [ 2 ] По другому мнению, вторая часть предназначена для смешанного хора, разделенного на семь частей. [ 6 ] Все используемые тексты являются немецкими переводами с французского Верлена. Первые два переведены Георгом фон дер Врингом , а третий находится в переводе Райнера Марии Рильке . [ 7 ]
Эти три текста имеют мало общего, связывающего три движения, хотя все они по-разному касаются веры, надежды и любви. [ 2 ]
«Нахтигаль» — стихотворение об одиноком соловье, мелодично поющем на фоне толпы шумных, испуганных птиц. В немецком переводе текста Вринга используются ассонансы и аллитерации, напоминающие средневековую поэзию. Сопрано-соловей, как соловей, олицетворяет потерянную возлюбленную, которая остается жива лишь в скорбной памяти. [ 8 ] В первой строфе она утверждает мелизматическую независимость от слоговой обстановки припева. Вторая строфа, вариант первой, завершается длинным соло сопрано. В третьей строфе хор, как символ природы и личной памяти, выходит на первый план, создавая в образе луны контраст с образом птицы в первых двух строфах. [ 5 ]
«Армер юнгер Хирт» можно рассматривать как скерцо цикла. [ 5 ] В нем есть пасторальная тема о молодом пастухе, который боится, что его поцелуют, как если бы это было похоже на укус пчелы. Всего пять строф по пять строк в каждой, причем последняя строка каждой строфы повторяет первую, а пятая строфа является повторением первой строфы. [ 9 ] Вместо того, чтобы следовать шаблонам текста, Штокхаузен меняет свои музыкальные настройки. Например, вступительная строка произносится мягко в двух средних голосах, но возвращается в конце строфы громко в пяти голосах, снова затихая до тихого звука одиночных, низких голосов. В более широком масштабе последняя строфа начинается как небольшая вариация первой, но продолжается совсем по-другому, чтобы достичь мощного заключения. Три строфы между ними богаты тональной живописью, в них используется весь хор в восходящих и нисходящих движениях и остинато. [ 10 ]
Третья часть, «Agnus Dei», открывается архаичной двухголосной фактурой первой строфы, за которой следует четырехголосная хоровая текстура в следующих строфах. Текст первых двух строф изображает ягненка. Ритмическая независимость голосов и намеки на полифонию резко контрастируют с гомофонической аккордовой настройкой остальной части части, которая следует общепринятому текстовому расположению литургии: предпоследняя строфа призывает Agnus Dei трижды (Агнец Божий), вместе с мольбой о пощаде (miserere nobis), а заключительная строфа соответствует Dona nobispacem . Штокхаузен каждое обращение к ягненку ставит на полтона выше предыдущего, за которым каждый раз следует расширенно- тональная каденциальная конструкция, характеризующая кротость ягненка. [ 11 ] Это периодическое прерывание лирического потока нарушает драматическое настроение и открывает окна в иной мир. [ 12 ] Припев завершается архаичной открытой квинтой, напоминая и уравновешивая псевдосредневековый дуэт, открывший движение. [ 11 ]
Дискография
[ редактировать ]- Карлхайнц Штокхаузен: Хоры для Дорис , хорал , дыхание дает жизнь , баллы . Ирмгард Якобейт, сопрано; Сюзанна Денман, сопрано; Ульф Кенклис, тенор; Хор НДР ; Симфонический оркестр НДР (в баллах ); Карлхайнц Штокхаузен, дир. Хоры для Дорис записаны 14 мая 1975 года. Запись LP, 1 диск, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Deutsche Grammophon 2530 641. Гамбург: Deutsche Grammophon, 1976. Хоры для Дорис переизданы на компакт-диске вместе с Chorale , Drei Lieder , Sonatina for скрипка и фортепиано , а также игра на кресте . Запись компакт-диска, 1 звуковой диск: цифровой, стерео. 12см. Штокхаузен Полное издание CD1. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2002.
- Современные хоровые шедевры . Чор Камерный 441 Гц; Анна Вильчевская, дир. «Die Nachtigall» из «Chöre für Doris» с произведениями одиннадцати других композиторов. Записано в Воскресенской церкви в Гданьске, 16–18 июня 2014 г. Запись на компакт-диске, 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 12 см. DUX 1177. Варшава: Продюсеры звукозаписи DUX, 2014.
- Ученики Мессиана . Датского национального радио Хор ; Йеспер Гроув Йоргенсен, дирижер. С работами Оливье Мессиана и Янниса Ксенакиса . Chöre für Doris записана 2 февраля 1998 года в Концертном зале Датского радио. Запись компакт-диска, 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 12 см. Чандос, CHAN 9663. Колчестер, Эссекс, Англия: Чандос, 1999.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Курц 1992 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Макони 2005 , с. 32.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 32.
- ^ Курц 1992 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б с Фризиус 2008 , с. 15.
- ^ Фризиус 2008 .
- ^ Штокхаузен 1978 , стр. 37–39.
- ^ Макони 2005 , 32–33.
- ^ Макони 2005 , с. 33.
- ^ Фризиус 2008 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б Фризиус 2008 , с. 18
- ^ Макони 2005 , с. 34.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань); ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Хоры для Дорис и хорала (1950)». В его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 32–40. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont, 1978. ISBN 3-7701-1078-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нордин, Ингвар Локо. Штокхаузен, издание № 1 (Хоры для Дорис, Кройцшпиля и т. д.) . Обзоры Sonoloco (по состоянию на 15 июня 2013 г.).
- Подробности работы , в т.ч. аудиосэмпл, Universal Edition
- Аудио на YouTube , Ирмгард Якобейт (сопрано), хор NDR, Карлхайнц Штокхаузен дирижирует