Jump to content

Хоры для Дорис

Хоры для Дорис
Хоровая музыка Карлхайнца Штокхаузена
Другое имя Хоры после Верлена
Каталог 1/11
Текст три стихотворения Поля Верлена
Язык немецкий
Составленный 1950  ( 1950 )
Преданность Дорис Эндрю
Опубликовано 1971  ( 1971 )
Подсчет очков хор a cappella (четыре и восемь частей)

Chöre für Doris (Хоры для Дорис) на стихи Поля Верлена — трехчастное хоровое а капелла произведение Карлхайнца Штокхаузена , написанное в 1950 году и позже получившее номер 1/11 в каталоге произведений композитора. Партитура посвящена будущей жене композитора Дорис .

На третьем году обучения в Музыкальной школе Кёльна в программу обучения входили бесплатные стилистические упражнения по композиции. Наряду с фугами , хоральными прелюдиями , сонатами и аранжировками песен в различных традиционных стилях, а также скерцо в стиле Пауля Хиндемита , Штокхаузен написал ряд хоровых пьес для школьного хора, в которых пел сам. Среди них были эти три Chöre nach Verlaine (Хоры после Верлена), позже переименованные в Chöre für Doris . Первый и третий припевы были завершены 3 и 1 августа 1950 года соответственно. Точная дата составления второго неизвестна. Штокхаузен, который до этого момента не считал себя композитором, вскоре после окончания этих припевов решил попробовать что-то более амбициозное в своей последующей партитуре - Drei Lieder для альтового голоса и камерного оркестра. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Все эти студенческие работы, а также ряд более поздних, оставались неопубликованными до 1971 года, когда Штокхаузен заново открыл для себя свою раннюю работу Formel для камерного оркестра и заметил сходство с его только что законченной Mantra для двух фортепиано и электроники. Когда Морис Флере попросил исполнить новое произведение на Journées de Musique Contemporaine, Штокхаузен предложил Formel и дополнил программу подборкой других ранних сочинений, включая Drei Lieder и Сонатину для скрипки и фортепиано. В этой же программе 22 октября 1971 года в Театре де ла Виль в Париже Марселя Куро камерный хор исполнил « Chöre für Doris» впервые вместе с одновременным «Хоралом » («Wer uns trug mit Schmerzen»). [ 4 ] «Chöre für Doris» — самые ранние из работ, которые Штокхаузен разрешил опубликовать. [ 5 ]

Три припева:

  1. Соловей
  2. Бедный молодой пастух
  3. Агнус Деи

Первая и последняя пьесы написаны для хора SATB соло- сопрано ), а центральный припев рассчитан на восемь голосов, SSAATTBB. ( к первой добавлено [ 2 ] По другому мнению, вторая часть предназначена для смешанного хора, разделенного на семь частей. [ 6 ] Все используемые тексты являются немецкими переводами с французского Верлена. Первые два переведены Георгом фон дер Врингом [ де ] , а третий находится в переводе Райнера Марии Рильке . [ 7 ]

Эти три текста имеют мало общего, связывающего три движения, хотя все они по-разному касаются веры, надежды и любви. [ 2 ]

«Нахтигаль» — стихотворение об одиноком соловье, мелодично поющем на фоне толпы шумных, испуганных птиц. В немецком переводе текста Вринга используются ассонансы и аллитерации, напоминающие средневековую поэзию. Сопрано-соловей, как соловей, олицетворяет потерянную возлюбленную, которая остается жива лишь в скорбной памяти. [ 8 ] В первой строфе она утверждает мелизматическую независимость от слоговой обстановки припева. Вторая строфа, вариант первой, завершается длинным соло сопрано. В третьей строфе хор, как символ природы и личной памяти, выходит на первый план, создавая в образе луны контраст с образом птицы в первых двух строфах. [ 5 ]

«Армер юнгер Хирт» можно рассматривать как скерцо цикла. [ 5 ] В нем есть пасторальная тема о молодом пастухе, который боится, что его поцелуют, как если бы это было похоже на укус пчелы. Всего пять строф по пять строк в каждой, причем последняя строка каждой строфы повторяет первую, а пятая строфа является повторением первой строфы. [ 9 ] Вместо того, чтобы следовать шаблонам текста, Штокхаузен меняет свои музыкальные настройки. Например, вступительная строка произносится мягко в двух средних голосах, но возвращается в конце строфы громко в пяти голосах, снова затихая до тихого звука одиночных, низких голосов. В более широком масштабе последняя строфа начинается как небольшая вариация первой, но продолжается совсем по-другому, чтобы достичь мощного заключения. Три строфы между ними богаты тональной живописью, в них используется весь хор в восходящих и нисходящих движениях и остинато. [ 10 ]

Третья часть, «Agnus Dei», открывается архаичной двухголосной фактурой первой строфы, за которой следует четырехголосная хоровая текстура в следующих строфах. Текст первых двух строф изображает ягненка. Ритмическая независимость голосов и намеки на полифонию резко контрастируют с гомофонической аккордовой настройкой остальной части части, которая следует общепринятому текстовому расположению литургии: предпоследняя строфа призывает Agnus Dei трижды (Агнец Божий), вместе с мольбой о пощаде (miserere nobis), а заключительная строфа соответствует Dona nobispacem . Штокхаузен каждое обращение к ягненку ставит на полтона выше предыдущего, за которым каждый раз следует расширенно- тональная каденциальная конструкция, характеризующая кротость ягненка. [ 11 ] Это периодическое прерывание лирического потока нарушает драматическое настроение и открывает окна в иной мир. [ 12 ] Припев завершается архаичной открытой квинтой, напоминая и уравновешивая псевдосредневековый дуэт, открывший движение. [ 11 ]

Дискография

[ редактировать ]
  • Карлхайнц Штокхаузен: Хоры для Дорис , хорал , дыхание дает жизнь , баллы . Ирмгард Якобейт, сопрано; Сюзанна Денман, сопрано; Ульф Кенклис, тенор; Хор НДР ; Симфонический оркестр НДР баллах ); Карлхайнц Штокхаузен, дир. Хоры для Дорис записаны 14 мая 1975 года. Запись LP, 1 диск, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Deutsche Grammophon 2530 641. Гамбург: Deutsche Grammophon, 1976. Хоры для Дорис переизданы на компакт-диске вместе с Chorale , Drei Lieder , Sonatina for скрипка и фортепиано , а также игра на кресте . Запись компакт-диска, 1 звуковой диск: цифровой, стерео. 12см. Штокхаузен Полное издание CD1. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2002.
  • Современные хоровые шедевры . Чор Камерный 441 Гц; Анна Вильчевская, дир. «Die Nachtigall» из «Chöre für Doris» с произведениями одиннадцати других композиторов. Записано в Воскресенской церкви в Гданьске, 16–18 июня 2014 г. Запись на компакт-диске, 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 12 см. DUX 1177. Варшава: Продюсеры звукозаписи DUX, 2014.
  • Ученики Мессиана . Датского национального радио Хор ; Йеспер Гроув Йоргенсен, дирижер. С работами Оливье Мессиана и Янниса Ксенакиса . Chöre für Doris записана 2 февраля 1998 года в Концертном зале Датского радио. Запись компакт-диска, 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 12 см. Чандос, CHAN 9663. Колчестер, Эссекс, Англия: Чандос, 1999.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань); ISBN   0-571-17146-X (пбк).
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Хоры для Дорис и хорала (1950)». В его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 32–40. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont, 1978. ISBN   3-7701-1078-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cad665e9f079e98936de6aebad27b9ff__1687488660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/ff/cad665e9f079e98936de6aebad27b9ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chöre für Doris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)