Меры времени
Меры времени | |
---|---|
Духовой квинтет Карлхайнца Штокхаузена | |
![]() Штокхаузен читает лекции на летних курсах в Дармштадте , июль 1957 года. | |
Каталог | 5 |
Составленный | 1955 | –56
Выполненный | 15 декабря 1956 г. |
Подсчет очков |
|
меры времени ( Немецкое произношение: [ˈtsaɪtmasə] ; «Меры времени» по-немецки — камерное музыкальное произведение для пяти деревянных духовых инструментов (флейты, гобоя, английского рожка , кларнета и фагота), написанное в 1955–1956 годах немецким композитором Карлхайнцем Штокхаузеном ; это номер 5 в каталоге композитора. Это первый из трех духовых квинтетов, написанных Штокхаузеном, за ним следуют Adieu für Wolfgang Sebastian Meyer (1966) и Rotary Wind Quintet (1997), но он исполнен английским рожком вместо обычной валторны стандартного квинтета. Его название отсылает к различным способам обработки музыкального времени в композиции.
История
[ редактировать ]Zeitmaße была написана более или менее одновременно с тремя другими произведениями в разных средах, которые вместе легли в основу восхождения Штокхаузена к славе в 1950-х годах. Другими были Gesang der Jünglinge для электронного и конкретного звука, Gruppen для трех оркестров и Klavierstück XI для фортепиано. [ 1 ]
Чтобы начать работу над заказом для нового оркестрового состава, который впоследствии стал Gruppen , Штокхаузен прервал работу над Gesang der Jünglinge в августе 1955 года, уединившись в недорогой арендованной комнате на чердаке пасторского дома в Паспелсе , Швейцария, рекомендованной ему коллега по WDR студии Пол Гредингер . Едва он прибыл в Паспельс, как до него дошло сообщение с просьбой написать короткое сочинение в честь Генриха Штробеля десятой годовщины службы в Südwestrundfunk в Баден-Бадене . [ 2 ]
Мне нужно было что-то написать быстро, к вечеру. Я не позволил себе тратить на это время. И вдруг я слышу весь этот маленький четырехминутный отрывок. Я действительно посмеялся над этим. Это было для голоса и духового квинтета . Позже я заменил вокальную партию на английский рожок, и «пьеса» — это первые четыре минуты Zeitmaße . [ 3 ]
Юмористическая, капризная песня - для альтового голоса, флейты, кларнета ля ля и фагота - представляет собой эпиграмматический текст, написанный Штробелем во французском переводе Антуана Голеа: [ 4 ] [ 5 ]
Мы ищем, чтобы что-то найти. Но в глубине души мы не знаем точно, что ищем. И это справедливо не только для музыкальной Германии.
(Мы ищем что-то. Но, по сути, мы не совсем знаем, что ищем. И это верно не только для немецкой музыкальной жизни.)
Песня, в которой Штокхаузен опускает последние пять слов французского текста, позже была опубликована в мемориальном сборнике Штробеля. [ 6 ] Вернувшись в Кёльн, Штокхаузен возобновил работу над Gesang der Jünglinge , а также вернулся в Zeitmaße — теперь написанный для флейты, гобоя, английского рожка, кларнета и фагота — завершив первую версию, записанную для радио в декабре 1955 года Духовым квинтетом. Симфонического оркестра WDR (под руководством гобоиста Вильгельма Мейера) и первая трансляция в январе. 1956. Штокхаузен впоследствии почти вдвое увеличил длину произведения, вставив пять « каденций », которые стали определяющими моментами композиции. [ 5 ] Запланированная премьера квинтета WDR в Darmstädter Ferienkurse в июле 1956 года сорвалась, но Штокхаузен все равно принес туда партитуру и показал ее своим друзьям. Пьер Булез сначала отверг Zeitmaße , сделав характерно резкое замечание о том, что Штокхаузену лучше было бы остаться в электронной студии, но вскоре передумал и попросил запрограммировать его в Париже в своей Domaine Musical серии концертов . Штокхаузен согласился, и мировая премьера состоялась там 15 декабря 1956 года «на глазах у тихой и чрезвычайно внимательной публики». [ 7 ] [ 8 ] Пять месяцев спустя Булез включил Zeitmaße в программу турне по Лондону - выступление, которое транслировалось BBC 6 мая 1957 года, - а после возвращения в Париж сделал первую запись для коммерческого выпуска. Эта запись была сделана в присутствии композитора в течение восьми дней в июне 1957 года. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Тем временем Квинтет WDR сделал запись для трансляции и в феврале 1957 года дал немецкую премьеру в Бонне, за которой в марте последовал тур по Баден-Бадену, Линцу, Вене и Венеции, исполнив пьесу дважды в каждой программе. . В письме Вольфгангу Штайнеке , директору Дармштадтских курсов, Штокхаузен сообщал о «совершенно неожиданно огромном, подлинном успехе» в каждом случае и что он «особенно удивлялся спонтанной реакции итальянцев». [ 12 ] Штайнеке уже пригласил Штокхаузена провести семинары в Дармштадте. Один назывался «Временная композиция» и был посвящен Zeitmaße и Klavierstück XI ; Universal Edition пообещала доставить печатную партитуру к выступлению Zeitmaße 22 июля. Другой был посвящен объявленной в том году теме «Музыка и речь» и обсуждал «Марто без метра» » Ноно Булеза и «Il canto sospeso , а также «Gesang der Jünglinge» Штокхаузена . [ 13 ]
Материал и форма
[ редактировать ]Многие концептуальные основы работы объяснены в статье Штокхаузена «... Как проходит время...», написанной в сентябре и октябре 1956 года, когда работа над Zeitmaße и Gruppen еще продолжалась. [ 14 ] В этом эссе Штокхаузен разработал последовательный организационный принцип, основанный на концепции продолжительной серии из двенадцати ступеней, обладающей теми же структурными свойствами, что и базовая серия из двенадцати нот. Это стало основой всего процесса серийной организации Gruppen , но также легло в основу заключительной части Zeitmaße . [ 15 ] [ 16 ] Однако этот ряд длительности выражается не в виде отдельных единиц, которые соответствовали бы одиночным колебаниям высоты звука, а скорее в виде метрономических темпов в достаточно длительных промежутках времени, чтобы музыканты могли точно изменять темп. Однако, поскольку получающаяся в результате « основная длительность » недостаточно мала для использования в музыкальных деталях, используются подразделения, соответствующие транспозиции обертонов гармонического спектра высоты тона. [ 17 ] Немецкое название Zeitmaße можно перевести как «темп», но в этом произведении оно имеет более широкое значение. Выделяют пять общих категорий «мер времени», которые встречаются как по отдельности, так и в различных сочетаниях: [ 18 ]
- Метрономически измеренный темп в двенадцати различных градусах, измеренный как хроматическая гамма.
- «Как можно быстрее», в зависимости от способностей игрока и характера музыкального отрывка
- «Как можно медленнее», с выполнением пассажа на одном дыхании.
- Быстро, замедляясь примерно до четверти начальной скорости.
- Медленно, ускоряясь до «максимально быстрого»
Важным аспектом произведения является отсутствие мышления отдельными голосами . Вместо этого существуют нотные комплексы (или « аккорды »), которые можно формировать несколькими способами. Ноты можно ударять вместе, а затем выпадать одна за другой, или делать наоборот, вводя по одной и создавая плотную структуру. Во время продолжительного аккорда внутренняя динамика может меняться по мере появления или исчезновения различных инструментов. Отдельные линии имеют тенденцию исчезать в пользу изменения статистических плотностей, а переходы между линейным и одновременным всегда присутствуют. [ 19 ]
Хотя это серийная композиция, наибольшее значение это имеет на уровне ритма , полифонии (контроля плотности) и артикуляции . Процедуры последовательного тона ( додекафонические ) не очень важны с точки зрения слушателя. Решающее значение имеет очень однородная и строгая гармоническая фактура, соответствующая принципам вебернизма . [ 20 ] Другими словами, самое важное — это жест , который является произведением контура , интенсивности и плотности нот. [ 21 ] Однако как в мелодической, так и в гармонической сферах, и особенно в медленных отрывках, Штокхаузен решительно отдает предпочтение последовательности полутона и мажорной или минорной трети . [ 22 ]
Размещение инструментов на платформе, как предписано в оригинальной версии партитуры. [ 23 ] немного нетрадиционен (слева направо: гобой, флейта, английский рожок, кларнет, фагот) и предназначен для того, чтобы равномерно распределить резкие тембры трех двухязычковых инструментов по сцене и уравновесить их более чистой и плавной флейтой. тембры кларнета. Такое размещение на сцене отражается в порядке частей в партитуре. [ 24 ] В исправленном издании, напечатанном в 1997 и 2004 годах, порядок инструментов на платформе изменен на обратный: фагот, кларнет, английский рожок, флейта, гобой. [ 25 ]
Первоначальная версия Zeitmaße (до добавления «каденций») состояла из трех частей: квартета (для флейты, английского рожка, кларнета и фагота), трио (для флейты, гобоя и кларнета) и квинтета для полный ансамбль. Пропорции 4:3:5 отражают серийный подход, который действует на протяжении всей работы по-разному. [ 26 ]
Первая часть (такты 1–29) соответствует оригинальной песне. [ 27 ] Здесь длительность определяется наборами из пяти значений, расположенных в базовом квадрате:
3 | 5 | 4 | 1 | 2 |
5 | 2 | 1 | 3 | 4 |
4 | 1 | 5 | 2 | 3 |
1 | 3 | 2 | 4 | 5 |
2 | 4 | 3 | 5 | 1 |
В первой серии в качестве единицы счета используется дрожание, в следующей — полуквавер и так далее. [ 28 ] Высота звука начинается с ряда из двенадцати нот — C ♯ DACG ♯ ED ♯ F ♯ FBA ♯ G — который генерирует дальнейшие серии, где последняя нота каждого ряда становится первой из следующего, а интервалы первой серии равны взяты подряд как отправные точки последующих. [ 29 ] Благодаря такому подходу с общим тоном каждый ряд фактически сокращается до одиннадцати нот. После завершения двенадцатого ряда высота звука начинается снова с самого начала, исключая в каждом ряду исходный второй член, образуя последовательность серий из десяти нот. Раздел заканчивается на шестом из этих сокращенных рядов. [ 30 ] Динамика, как и длительность, опирается на поле пяти уровней: f , mf , p , pp и ppp . [ 28 ]
Второй раздел намного длиннее, простирается от такта 30 до такта 271. Он построен на перестановочной серии из семи типов символов:
- группы
- горизонтально- полифонический
- устойчивые ноты и точки
- очки
- быстрые аккорды или звуки, полифонически, с длинными общими паузами
- аккорды
- аккорды и несколько независимых нот, легато
Эти семь типов встречаются четыре раза и переставляются следующим образом: [ 31 ]
А | Б | С | Д | И | Ф | Г |
С | И | Б | А | Г | Ф | Д |
Г | Б | И | Д | Ф | С | А |
И | А | Д | С | Ф | Б | Г |
Они переплетаются с четырьмя прерывающимися каденциями, длинными и сложными. Все они регулируются одним числовым квадратом 9×9. [ 32 ] [ 24 ] [ 33 ] [ 34 ]
Третий раздел имеет наиболее сложные ритмы (кроме каденций) с использованием наборов длительности из двенадцати, девяток, семерок, шестерок и пятерок. В тактах 275–289 он прерывается последней и самой короткой из вставленных каденций. [ 35 ] [ 36 ] Эскиз, найденный среди эскизов Gruppen, показывает, что двенадцать определенных по темпу подразделений исходной версии получены в результате инверсии группового ряда . [ 15 ] [ 16 ] факт, который ранее был обнаружен Йорком Хёллером при проверке партитуры. Значения счета различаются в зависимости от крючка, дрожания и полуквавера. Однако пятый и двенадцатый элементы (E = 66 и G = 80 соответственно) поменяны местами, вероятно, потому, что в противном случае четвертый, пятый и шестой темпы были бы слишком близки друг к другу: [ 37 ]
C ♯ | Ф | С | D ♯ | Г | Д | G ♯ | A ♯ | А | F ♯ | Б | И |
112 | 70 | 108 | 63 | 80 | 60 | 84 | 96 | 90 | 74 | 102 | 66 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Пять каденций, составляющие около двух пятых общей продолжительности Zeitmaße , вплетены в партитуру таким образом, что вытекают из ранее написанной музыки и возвращаются в нее, но при этом создают ощутимую структуру взаимного прерывания. Первая и последняя каденции самые короткие, а центральная — самая длинная; шесть сегментов исходной структуры, наоборот, начинаются и заканчиваются наиболее длинными значениями, а четыре промежуточных вообще уменьшаются в длине. В результате получается переплетенный рисунок из одиннадцати секций, воспроизводимый непрерывно. [ 38 ]
Дискография
[ редактировать ]В хронологическом порядке записи.
- Штокхаузен, текстовый компакт-диск 4. Статистическая форма: от Веберна до Дебюсси: лекция 1954 г. и меры времени (1955/56 г.): Чтение . Вторая лекция иллюстрирована звуковыми примерами и полным исполнением Zeitmaße . Квинтет Мейера (Ганс-Юрген Мёринг, флейта; Вильгельм Мейер, гобой; Рихард Хартунг, английский рожок; Пауль Блохер, кларнет; Карл Вайс, фагот). Карлхайнц Штокхаузен, дир. Записано 31 января 1957 г. [в прилагаемом листке ошибочно указан 1956 г.] (моно). 12’50». Кюртен: Stockhausen-Verlag, 2007.
- Vega LP C 30 A 139. Domaine Musicale (Жак Кастанье, флейта; Клод Мезиннев, гобой; Поль Тайлефер, английский рожок; Ги Деплюс , кларнет; Андре Рабо, фагот). Пьер Булез , дир. Карлхайнц Штокхаузен, художественный руководитель. Записано в июне 1957 года. 14'15". С: Лучано Берио , Серената I для флейты и четырнадцати инструментов (1957). Северино Гаццеллони , флейта; солисты Domaine Musicale; Пьер Булез, дирижер. Пьер Булез, Сонатина (1946). Северино Гаццеллони, флейта Тюдор , фортепиано Давид ; (1948). Ивонн Лориод и снова в 2006 году на компакт -дисках. , фортепиано, 1957. Переиздан в 1985 году на Disques Records 14.069 (LP)
- Columbia Masterworks LP ML 5275. Новые направления в музыке 1 . [The Los Angeles Woodwinds:] Артур Глегхорн, флейта; Дональд Маггеридж, гобой; Дональд Лик, английский рожок; Уильям Уляте, кларнет; Дональд Кристлиб, фагот. Роберт Крафт , дир. Записано в стерео 21 февраля, 7 и 8 апреля 1958 года, но первоначально выпущено только в моно. 12'47". С Пьером Булезом, Le Marteau sans maître . Марджори Маккей, альт; Артур Глегхорн, флейта; Милтон Томас, альт; Уильям Крафт , вибрафон; Дороти Ремсен [опечатка «Ремсон» на обложке], ксилоримба; Уолтер Гудвин , перкуссия Теодор Норман, гитара Роберт Крафт, конд.) [Новое; York]: Columbia Records, 1958. Выпущено в Европе в 1960 году на Philips A 01488 L. Переиздано в 1967 году на Odyssey 32 16 0154 (стерео) и 32 16 0153 (моно). Переиздано на компакт-диске под названием Карлхайнц Штокхаузен, Пьер Булез: Новый . Направления в музыке Él Records. ACMEM193CD С дополнительным материалом: Stockhausen, Konkrete Etüde (1952), Klavierstück XI (1956, четыре версии, Дэвид Тюдор, фортепиано) Лондон: Él совместно с Cherry Red Records, 2010.
- Philips LP 6500 261. Современная музыка для духовых инструментов . Участники квинтета Данци (Франс Вестер, флейта; Коэн ван Слогтерен, гобой; Пит Хонинг, кларнет; Брайан Поллард, фагот) с Хайнцем Холлигером , английский рожок. (13 футов 15 дюймов) С: Риккардо Малипьеро , Musica da camera ; Вольфгангом Фортнером , Fünf Bagatellen ; Хансом Вернером Хенце , Wind Quintet; и Гюнтером Беккером, Serpentinata . [Нидерланды]: Philips 1971. Запись Zeitmaße переиздана отдельно на компакт-диске. сопровождающий. [ 39 ]
- DGG LP 2530 443. Лондонская симфониетта (Себастьян Белл, флейта; Джанет Кэкстон, гобой; Робин Миллер, английский рожок; Энтони Пэй , кларнет; Уильям Уотерхаус , фагот). Карлхайнц Штокхаузен, дир. 14'23". С: Stockhausen, Kreuzspiel (1951), Kontra-Punkte (1952–53) и Adieu (1966). All London Sinfonietta; Stockhausen, cond. 1974. Переиздано вместе с Kontra-Punkte и Adieu из того же альбома. LP, с добавлением Stop (1965) из DGG 2530 442, на Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 4. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2002.
- Wergo CD WER 6717 2. Карлхайнц Штокхаузен: Контра-точки, хор, тайминг, ударное трио . : Исследовательский ансамбль Мартин Фаленбок, флейта; Хайме Гонсалес, гобой; Флориан Хазель, английский рожок; Шизуё Ока, кларнет; Голова Марио, фагот. (В других произведениях: Уве Мёкель, бас-кларнет; Маркус Швинд, труба; Эндрю Дигби, тромбон; Жан-Пьер Колло, фортепиано; Клаус-Штеффес-Холландер, челеста; Кристиан Дирштейн и Марико Нишиока, ударные; Беате Антон, арфа; Мелиса Меллингер, скрипка Оса Окерберг, виолончель.) Майнц: Wergo, подразделение Schott Music, 2009. Диск переиздан в рамках Music Of Our Time: 50 Years: 1962–2012 . Комплект из 5 дисков. Верго 6946. (2012)
- Олбани CD TROY1371. Ансамбль Феникс: Карлхайнц Штокхаузен: Zeitmasze; Арнольд Шенберг : Духовой квинтет , соч. 26 . Ансамбль Феникса: Келли Катман, флейта (Штокхаузен); Эрин Лессер, флейта (Шенберг); Карл Освальд, гобой (Штокхаузен); Эрин Густафсон, гобой (Шёнберг); Кев Уилсон, английский рожок; Марк Либ, кларнет; Джина Каффари, фагот; Алана Вегтер, валторна. Олбани, Нью-Йорк: Albany Records США; Кендал, Камбрия: Albany Records UK, 2012.
Фильмография
[ редактировать ]- Штокхаузен, Карлхайнц. 1972. Музыкальное формирование (лекция I). Лекция, прочитанная 13 февраля 1972 года в Институте современного искусства, Лондон. Черно-белый фильм Роберта Слотовера. Лондон: Союзные художники (138 минут). Выпущено на DVD, Kürten: Stockhausen-Verlag, без даты.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1992. Меры времени . Генеральная репетиция, вступление и концерт ансамбля «Модерн» под управлением Штокхаузена в Старой опере Франкфурта, 21 августа 1992 года. Цветной фильм Сюзанны Стивенс (73 минуты). Кюртен: Издательство Штокхаузен.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коль 1998 , с. 61.
- ^ Штокхаузен и Фризиус 1989 , с. 320.
- ^ Штокхаузен и Ош 1978 , стр. 577–578.
- ^ Курц 1992 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Макони 2005 , с. 146.
- ^ Шац и Штробель 1977 , стр. 88–89.
- ^ Штокхаузен 1964 , с. 46.
- ^ Курц 1992 , с. 86.
- ^ Сирл 1957 .
- ^ Вермейль 1996 , с. 180.
- ^ Миш и Бандур 2001 , с. 169.
- ^ Миш и Бандур 2001 , с. 161.
- ^ Миш и Бандур 2001 , с. 136–137, 158–159, 167–168.
- ^ Штокхаузен 1963 .
- ^ Перейти обратно: а б Декрупе 1997 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Декрупе 1998 , с. 352.
- ^ Кениг 1968 , стр. 90–91.
- ^ Штокхаузен 1964 , с. 47.
- ^ Грант 2001 , с. 138.
- ^ Пушер 1997 , с. 177.
- ^ Запаринук 1989 , с. 20.
- ^ Маркус 1968 , с. 144.
- ^ Штокхаузен 1957a , с. [я].
- ^ Перейти обратно: а б Коль 1998 , с. 64.
- ^ Штокхаузен 1957b , с. [ii].
- ^ Туп 2005 , с. 29.
- ^ Ригони 1998 , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б Туп 2005 , с. 30.
- ^ Ригони 1998 , стр. 141–142.
- ^ Коль 2017 , стр. 33–34.
- ^ Декрупе 1998 , с. 351.
- ^ Декрупе 1998 , с. 351–352.
- ^ Коль 2017 , стр. 92–93.
- ^ Ригони 1998 , стр. 142–143.
- ^ Коль 1998 , с. 62.
- ^ Коль 2017 , стр. 117–120.
- ^ Холлер 1994 , стр. 86–87.
- ^ Коль 2017 , стр. 120–121.
- ^ Коль 2017 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Декрупе, Паскаль (1997). гравитационного поля « Группы : О переплетении произведений «Песня юнлингов» , групп и мер времени и их влияние на музыкальное мышление Штокхаузена во второй половине пятидесятых годов». Теория музыки (на немецком языке). 12 (1): 37–51.
- Декрупе, Паскаль (1998). «Бытие, произведение, музыкальная мысль... в движении Zeitmaße Карлхайнца Штокхаузена». Revue Belge de Musicologie (на французском языке). 52 : 347–361.
- Грант, М[ораг] Дж[озефина] (2001). Серийная музыка, сериальная эстетика: композиционная теория в послевоенной Европе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- Хеллер, Йорк (1994). Прогресс или тупик? – Критические соображения по поводу раннего сериализма . Саарбрюккен: Издательство PFAU. ISBN 3-930735-16-4 .
- Кениг, Готфрид Михаэль (1968). "Комментарий". Серия . 8 :80-98. Первоначально опубликовано на немецком языке в 1962 году.
- Коль, Джером (зима 1998 г.). «Праздничная грамота к семидесятилетию Карлхайнца Штокхаузена (Часть первая): Введение приглашенного редактора». Перспективы новой музыки . 36 (1): 59–64.
- Коль, Джером (2017). Томас, Виндхэм; Абингдон, Оксон (ред.). Карлхайнц Штокхаузен: Меры времени . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-7546-5334-9 . Включает компакт-диск с записью квинтета Данци с Хайнцем Холлигером 1971 года . Вехи в музыке с 1950 года.
- Курц, Майкл (1992). Штокхаузен: Биография . Перевод Тупа, Ричарда . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 .
- Макони, Робин (2005). Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press . ISBN 0-8108-5356-6 .
- Маркус, Женевьева. 1968. " Цайтмассе Штокхаузена ". Музыкальное обозрение 29, вып. 2 (май): 142–156.
- Миш, Пчела; Бандур, Маркус (2001). Карлхайнц Штокхаузен на Международных летних курсах новой музыки в Дармштадте 1951–1996: Документы и письма (на немецком языке). Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN 3-00-007290-Х .
- Пуссер, Анри (1997). Zeitmasze: серия, периодичность, индивидуация . Скрещенная музыка (Музыкально-музыковедческий сборник) (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 171–189. Предисловие Жан-Ива Боссера .
- Ригони, Мишель (1998). Штокхаузен: ...корабль, запущенный в небо (2-е изд.). Лиллебонн: издания Millénaire III. ISBN 2-911906-02-0 . Предисловие Микаэля Левинаса .
- Сокровище, Ингеборг; Штробель, Хильда (1977). Блюмрёдер, Кристоф фон (ред.). Штробель «Дорогой мастер, дорогой друг»: Встречи с композиторами нашего времени немецком языке и Цюрих: Belser Verlag). на Генрих (
- Сирл, Хамфри (1957). «Мюзикл Ле Домен». Музыкальные времена . 98 : 386.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1957а. № 5. Временные меры для пяти деревянных духовых инструментов: оценка . Лондон: Universal Edition (Лондон) Ltd; Вена: Universal Edition AG
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1957б. Временные меры для пяти деревянных духовых инструментов, работа № 5 (1955–56): партитура , новое, исправленное издание [5-е издание 1997 г.; 6-е издание, июль 2004 г.]. Лондон: Universal Edition (Лондон) Ltd; Вена: Universal Edition AG
- Штокхаузен, Карлхайнц (1963). ...как время летит .... Тексты к музыке 1 (на немецком языке). Кельн: документы DuMont. стр. 99–139. (Исправленная и аннотированная версия текста, впервые опубликованного в Die Serie 3 (1957): 13–42. Перевод Корнелиуса Кардью как «... Как проходит время ...» в английском издании Die Serie 3 (1959) : 10-40.
- Штокхаузен, Карлхайнц (1964). Шнебель, Дитер (ред.). № 5: Меры времени (1955/56) для гобоя, флейты, английского рожка, кларнета, фагота . Тексты для музыки 2 (на немецком языке). Кельн: документы DuMont. стр. 46–49.
- Штокхаузен, Карлхайнц ; Фризиус, Рудольф (1989). Блюмрёдер, Кристоф фон (ред.). Воля к формированию и воля к приключениям . Тексты на музыку 6 (на немецком языке). Кельн: документы DuMont. стр. 320–346. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц ; Оеш, Ганс (1978). Блюмрёдер, Кристоф фон (ред.). Интервью III: Потому что все есть музыка ... Тексты к музыке 4 (на немецком языке). Кельн: документы DuMont. стр. 569–586. ISBN 3-7701-1078-1 .
- Туп, Ричард (2005). Шесть лекций со Штокхаузенских курсов Кюртен 2002 . Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN 3-00-016185-6 .
- Вермей, Жан (1996). Шнебель, Дитер (ред.). Беседы с Булезом: мысли о дирижировании . Портленд, Орегон: Amadeus Press. стр. 46–49. Перевод Камиллы Нэш, с подборкой программ под руководством Булеза и дискографией Пола Гриффитса.
- Запаринук, Петр (1989). Жест и музыкальное оформление в «Духе времени» Штокхаузена (Диссертация). Том 2. Рочестер: Рочестерский университет .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ассис, Густаво Оливейра Альфе. 2011. В поисках звука: Музыка Карлхайнца Штокхаузена 1950-х годов . Сан-Паулу: Редакция UNESP. ISBN 978-85-393-0207-9 .
- Бернхаймер, Мартин . 23 мая 1967 года. «Смешанные изображения на финальном концерте в Охай». Лос-Анджелес Таймс : D7.
- Бемер, Конрад . 1967. К теории открытой формы в новой музыке . Дармштадт: Издание Тонос.
- Кристлиб, Дональд. 1996. Воспоминания о первом фаготисте: 52 года в оркестрах голливудской студии . Шерман Оукс: Продукты Christlieb.
- Котт, Джонатан (1973). Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21495-0 .
- Крафт, Роберт (24 ноября 1958 г.). «Булез и Штокхаузен». Счет : 54–62.
- Декрупе, Паскаль. 2004. «Плавающие иерархии: организация и композиция в произведениях Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена в 1950-е годы». В «Справочнике по музыкальным зарисовкам двадцатого века» под редакцией Патрисии Холл и Фридеманна Саллиса, 146–160. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Физер, Леонард и Юсеф Латиф . 1964. «Тест с завязанными глазами: Юсеф Латиф». Даунбит 31, нет. 25 (10 сентября): 34.
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Харви, Джонатан (1975). Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета .
- Кагель, Маурисио (1964). «Перевод-ротация». Die Reihe (английское издание). 7 : 32–60.
- Хелм, Эверетт . 1958а. «Молодые композиторы выкупают фестиваль ISCM». Музыкальная Америка 78 (июль): 20–21.
- Хелм, Эверетт. 1958б. «ISCM в Страсбурге». Субботний обзор 41 (12 июля): 35.
- Хелм, Эверетт. 1958в. «Текущая хроника: Франция». Музыкальный ежеквартальный журнал 44: 520–523.
- Хелм, Эверетт. 1958г. «Фестиваль ISCM в Страсбурге». The Musical Times 99 (август): 446–447.
- Хелм, Эверетт. 1959. «Текущая хроника: Польша». Музыкальный ежеквартальный журнал 45: 111–114.
- Кемпер, Дитрих. 1999. «Карлхайнц Штокхаузен и Лучано Берио: воображаемый диалог?» На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998 г., Институт музыковедения Кельнского университета, 11–14 ноября 1998 г.: Отчет о конференции . Сигналы из Кельна: вклад в музыку того времени 4, под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 66–72. Саарбрюккен: Издательство PFAU.
- Келсолл, Джон . 1975. « Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) ». Кандидатская дисс. Глазго: Университет Глазго.
- Коль, Джером . 2004. «Аспект гармоник света». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ: Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Сигналы из Кельна: Вклад в музыку того времени 10, под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 116–132. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Лигети, Дьёрдь . 1964. «Метаморфозы музыкальной формы». Die Reihe 7 (Форма — Пространство) [английское издание]: 5–19.
- Липп, Чарльз. 1986. «Интервью с Доном Кристлибом [Часть 1]». Дабл Рид 9, вып. 1 (Весна): 26–31. Перепечатано вместе с сокращенной версией Части 2, первоначально в т. 10, нет. 1 (весна 1987 г.), в Журнале Международного общества двойной трости 21, вып. 2 (1998): 10–17.
- [ Манн, Уильям ]. 6 декабря 1965 года. «Дом Карлхайнца Штокхаузена полон». «Таймс» : 14.
- Наук, Гизела. 1997. Музыка в космосе, космос в музыке . Приложение к Архиву музыкознания 38. Штутгарт: Franz Steiner Verlag. ISBN 3-515-07000-1 .
- Николя, Франсуа. Январь 1987 года. «Как скоротать время... по Штокхаузену». Музыкальный анализ 6:44–55.
- Пуссер, Анри . 1959. "Формы и музыкальные практики". Revue Belge de Musicologie 13:98–116. Слегка переработанная и расширенная версия в английском переводе Маргарет Шенфилд как «Музыка, форма и практика (попытка примирить некоторые противоречия)». Die Reihe 6 (1964): 77–93.
- Пуссер, Анри. 1970. «В качестве заключения: для обобщенной периодичности». В его «Теоретических фрагментах I: Об экспериментальной музыке» , 241–290. Исследования по социологии музыки. Брюссель: Издания Института социологии Свободного университета Брюсселя.
- Пробаско, Роберт К. (1968). Исследование некоторых проблем исполнения в современной музыке: взгляд гобоиста на Берио, Картера и Штокхаузена (Диссертация). Линкольн, Небраска: Университет Небраски .
- Рувет, Николас. 1959. «Противоречия серийного языка». Revue Belge de Musicologie 13:83–97. Английский перевод Маргарет Шенфилд как «Противоречия внутри серийного языка». Die Reihe 6 (1964): 65–76.
- Райнингхаус, Фридер. 10 июня 1999 г. « Временные рамки композиторского конкурса: двадцать лет «Ансамблии» в Менхенгладбахе». Frankfurter Allgemeine Zeitung : Очерки, 54.
- Шнебель, Дитер (1958). «Карлхайнц Штокхаузен». Серия («Молодые композиторы» [английское издание 1960 г.)). 4 : 121–135. Раздел « Меры времени или скорости как аспект времени» перепечатан в книге Шнебель « Мыслимая музыка: сочинения 1952–1972 » под редакцией Ганса Рудольфа Целлера , 230–235. Кельн, DuMont Verlag, 1972 г.
- Скульский, Авраам. Январь 1959 года. «Кто после Веберна? Первые американские записи Булеза и Штокхаузена». Американский справочник рекордов 25, вып. 5: 316–319.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1963б. «Изобретение и открытие». В своих текстах о музыке 1, 222–258. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц и Мэривонн Кендерги. 2009. « Измерение времени: неопубликованное интервью со Штокхаузеном (1958) ». Круг: Современная музыка 19, вып. 2:63–76.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обзор Stockhausen CD 4, автор Ингвар Локо Нордин, сайт Sonoloco
- Зальцман, Эрик. 1963. Интервью с Карлхайнцем Штокхаузеном . Музыкальный форум , WBAI-FM (20 января 1963 г.; архив от 25 марта 2018 г., по состоянию на 4 ноября 2018 г.)