Jump to content

смесь

Радиовещательный зал Hessischer Rundfunk версии Mixtur для небольшого оркестра. , где в 1967 году состоялась премьера

Mixtur для оркестра, 4 генераторов синусоидальных волн и 4 кольцевых модуляторов — оркестровая композиция немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена , написанная в 1964 году, номер Nr. 16 в его каталоге работ. Он существует в трех версиях: оригинальная версия для полного оркестра, уменьшенная партитура 1967 года (№ 16). 1 2 ), и измененная версия сокращенной оценки, сделанная в 2003 году и озаглавленная Mixtur 2003 , Nr. 16 2 3 .

Mixtur — одна из первых композиций для оркестра с живой электроникой и одна из первых композиций, в которых вообще используются живые электронные техники.

Премьера оригинальной версии для большого оркестра состоялась 9 ноября 1965 года в Norddeutscher Rundfunk в Гамбурге. [1] Премьера версии для уменьшенного оркестра состоялась в большом радиовещательном зале Hessischer Rundfunk во Франкфурте-на-Майне в рамках Darmstädter Ferienkurse 23 августа 1967 года ансамблем Hudba Dneska под управлением Ладислава Купковича , которому посвящена эта версия. [2]

Пьер Булез дирижировал рядом представлений Mixtur с начала семидесятых до 10 июня 1982 года (в Театре дю Шатле , Париж, с ансамблем InterContemporain ), [3] но был недоволен партитурой, а проблемы с репетициями и выступлениями привели к ссоре между двумя композиторами. [4]

Начиная с конца 1990-х годов Штокхаузен переработал ряд своих более ранних алеаторических партитур, создав версии, в которых детали были проработаны и зафиксированы в общепринятых обозначениях . Последней из них была Mixtur , переработанная в 2003 году. В некоторых моментах оригинальной версии игроки выбирают, во что играть, из подборки письменного материала. Mixtur 2003 устраняет такую ​​неопределенность, полностью прописывая все части. [5] В новой версии также исправлена ​​общая форма, что исключает подвижность некоторых моментов, разрешенную в двух предыдущих версиях. Во многих более ранних выступлениях были представлены две разные версии, обычно сначала обратная версия, а затем прямая. Партитура Mixtur 2003 записывается дважды: сначала в прямом, а затем в обратном направлении. В программной заметке Штокхаузен охарактеризовал это возвратно-поступательное движение как метафору взаимодействия жизни и смерти. [6] Мировая премьера новой версии состоялась на Зальцбургском фестивале 30 августа 2006 года. Штокхаузен должен был дирижировать (и руководил репетициями в Берлине в июне прошлого года), но был вынужден отменить из-за приступа ишиаса, а также его место занял Вольфганг Лишке. [5] Исполнителями были Немецкий симфонический оркестр Берлина с электроникой Экспериментальной студии акустического искусства Фрайбурга под руководством Андре Ришара . [7]

Материал и форма

[ редактировать ]

Mixtur — это пример формы момента , состоящей из двадцати формальных единиц, называемых «моментами», каждая из которых «узнаваема по личному и безошибочному характеру». [8] В то же время оно обладает «поливалентной формой», в которой компоненты могут исполняться в различной последовательности, и включает в себя элементы алеатории (названной Штокхаузеном «вариативной формой»).

Оркестр разделен на пять групп, каждая из которых имеет определенный тембр : Holz ( деревянные духовые инструменты ), Blech ( духовые ), Schlagzeug ( ударные ), Pizzicato ( щипковые струнные ) и Streicher ( смычковые струнные ). Звуки из каждой группы, за исключением перкуссии, улавливаются микрофонами и модулируются синусоидальными тонами , создавая трансформации естественных тембров, микротональные изменения высоты тона, а также — когда частоты синусоидальных тонов падают ниже 16 Гц — также ритмические преобразования. [9] В некоторых моментах, таких как «Руэ» и «Блех», кольцевая модуляция служит главным образом колористической цели, в то время как такой момент, как «Перевод», играет на ожидаемых эффектах таким образом, что электроника становится важным структурным компонентом. [10] В других случаях частоты синусоидального тона напрямую связаны с более крупномасштабной структурой. В «Шпигеле», например, синусоидальные тона сосредоточены на верхней октаве центрального тона F . С другой стороны, в «Tutti» и «Stufen» синусоидальные тоны меняются с каждой заметной нотой в оркестре таким образом, что выходная разница или суммированные тоны остаются постоянными на центральном тоне в этот момент. [11]

Деление оркестра на пять групп имеет решающее значение для общей формы композиции. Каждому моменту дается имя, описывающее его общий характер, «центральный тон» (в некоторых случаях два последовательных центральных тона), тон, который следует опустить (иногда два тона), общую продолжительность, долю молчания, « плотность» (количество участвующих оркестровых групп) и тембральная смесь: [12]

Моменты в смеси
имя центральный тон(ы) пропущенный тон(ы) продолжительность остальное (пропорция) плотность тембры
1 смесь
[смесь]
CС7 F 12 0 4 Х/Б/П/С
2 Барабаны
[перкуссия]
30 1 5 1 Щ
3 Блоки
[блоки]
Б 5 Ф 78 1 2 3 Х/П/С
4 Направление
[направление]
C 6 Г 48 1 3 2 Щ/П
5 Изменять
[обмен]
A 6 И 18 1 8 4 Х/Б/П/С
6 Тихий
[тихий]
Д 5 G 78 0 2 Б/С
7 Вертикальный
[вертикальный]
A 4 D 12 1 8 3 Щ/П/С
8 Струны
[смычковые струны]
D 4 А 18 1 5 1 С
9 Очки
[баллы]
Г 5 –Е 3 Д – А 30 1 3 3 H/B/S
10 Древесина
[деревянные духовые инструменты]
G3 –F-F2 С –Б 48 1 2 1 ЧАС
11 Шпигель
[зеркало]
F 4 С 48 0 4 Х/Б/П/С
12 Перевод Ф 2 3 Ф –Ф 30 1 2 2 Х/П
13 Каждый Е 3 Г ♯ 5 Г – Э 78 1 8 5 Щ/ Х/Б/П/С
14 листовой металл
[латунь]
D 4 G 12 1 5 1 Б
15 Каммертон
[А=440]
A 4 D 18 1 3 3 Х/П/С
16 Шаги
[шаги]
A 6 Д 30 0 4 Х/Б/П/С
17 Диалог
[диалог]
Д 5 А 18 1 2 2 Щ/Б
18 Слои
[слои]
C 6 A 48 1 8 3 Б/П/С
19 Зажатый Б 5 C 78 1 5 1 П
20 Высокий С
[высокая до]
CС7 Б 12 1 3 2 В/С

Единицу длительности должен определять дирижер: от 40 до 60 ударов в минуту в соответствии с инструкциями по партитуре kleine Beasetzung (исходная партитура для большого оркестра предусматривает от 50 до 60 ударов в минуту, но к 1971 году Штокхаузен отдал предпочтение медленный темп 40). Число единиц в момент взято из пяти ступеней шкалы, пропорциональной ряду Фибоначчи : 2, 3, 5, 8 и 13, причем каждое значение умножается на 6: 12, 18, 30, 48 и 78. Полезность этого ряда заключается в примерно постоянном соотношении между последовательными членами, отклонения которого уменьшаются по мере расширения ряда. [13]

Двадцать моментов можно воспроизводить в числовом порядке, по возрастанию или убыванию. Первая называется «прямой версией», вторая — «обратной версией». Однако последовательность событий в каждый момент одинакова в обеих версиях. Можно и обменяться некоторыми моментами: нет. 1 с 5, 11 с 16 и 15 с 3 или 20. Моменты 14 и 15 могут быть сыграны одновременно вместо № 1. 5, в этом случае латунные детали из №. 5 заменяют 14, а остаток занимает 15-е место. При изменении порядка или обмене некоторые детали в соседних моментах изменяются. Например, центральный тон момента 11 («Шпигель»), F выше среднего C , должен продолжаться до конца любого момента, следующего за ним, и это может быть номер No. 12, 10, 17, 15, 5, 3 или 20, в зависимости от выбранной перестановки моментов и направления варианта. [14]

Дискография

[ редактировать ]
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Телемузыка, Микстура (версия для малого оркестра, №16) 1 2 , «Первая франкфуртская версия 1967») Ансамбль «Худба Днеска», Ладислав Купкович (дирижер); Йоханнес Г. Фрич , Харальд Бойе , Рольф Гельхаар , Дэвид Джонсон (генераторы синусоидальных волн); Карлхайнц Штокхаузен (звукорежиссер). Авангард. Запись LP. Deutsche Grammophon 137 012. Гамбург: Deutsche Grammophon, 1969.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Смесь: Small Cast (1967) — версия «Вперед и назад» . Оркестр Гудба Днеска, [Ладислав Купкович (дирижер); Йоханнес Фрич, Рольф Гельхаар, Дэвид Джонсон, Харальд Бойе (генераторы синусоидальных волн); Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция). Записано WDR 23 августа 1967 года во Франкфурте. Запись компакт-диска. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 8. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1993.
  • Фестиваль Музыка Вива 2008 . Штокхаузен, Mixture 2003 , Симфонический оркестр Баварского радио, Лукас Вис (дирижер); Экспериментальная студия SWR, Андре Ришар (звукорежиссер). С произведениями Карла Амадея Хартмана , Ариберта Реймана , Йорга Видмана , Матиаса Пинчера , Янниса Ксенакиса , Джеймса Диллона , Бита Фуррера , Джачинто Счелси , Хаи Черновин , Кайи Саариахо , Лизы Лим , Ребекки Сондерс , Адрианы Хёльски и традиционной музыки Египта и Ирана. . Fundación BBVA, сотрудничество с BR Klassik. Набор гибридных многоканальных SACD из 6 дисков. NEOS 10926. [Мюнхен]: NEOS Music GmbH, 2009.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Смесь 2003 года для оркестра . Немецкий симфонический оркестр Берлина , Вольфганг Лишке (дирижер); Карлхайнц Штокхаузен (репетиции); Йоахим Хаас, Томас Хаммел, Брайан Вольф и Райнхольд Брейг (звуковые микшеры); Свен Томас Киблер, Антонио Перес Абеллан, Свен Кестель и Хольгер Буссе (генераторы синусоидальных волн); Экспериментальная студия SWR, Андре Ришар (звукорежиссер). Записано в Lehrbauhof, Зальцбург, 30 августа 2006 г. Запись на компакт-диске, 1 диск: цифровой, 12 см, стерео. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 106. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2015.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Коль, Джером . 1981. «Последовательные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов». Кандидатская дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Спинола, Джулия. 2006. «Смертельное путешествие назад в память: Очарованные ощущения красоты: смесь Карлхайнца Штокхаузена 1963 года в новой версии в Зальцбурге». Frankfurter Allgemeine Zeitung, № 203:39.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963. «Форма момента: новые отношения между продолжительностью работы, продолжительностью работы и моментом». В своих текстах о музыке 1 под редакцией Дитера Шнебеля , 189–210. Документы ДюМон. Кельн: Дюмон Шауберг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. " Смесь (1964) для 5 оркестровых групп, синусоидальных генераторов и кольцевых модуляторов". В его «Текстах о музыке» 3 под редакцией Дитера Шнебеля, 51–56. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Вермей, Жан. 1996. Беседы с Булезом: мысли о дирижировании , перевод с французского Камиллы Нэйш. Портленд, Орегон: Amadeus Press, ISBN   1-57467-007-7 .
  • Уорби, Роберт. 2006. « Карлхайнц Штокхаузен — Смесь (2003) Зальцбургский фестиваль. 30 августа 2006 ». Diffusion , журнал Sonic Arts Network (сентябрь). Перепечатано на веб-сайте Штокхаузена (по состоянию на 27 июня 2011 г.).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Анон. 2006а. «Премьера новой пьесы Штокхаузена: Вольфганг Лишке руководит MIXTUR 2003». Nordbayerischer Kurier [ де ] (29 августа).
  • Анон. 2006б. «Обзор Зальцбурга: Назад в мечтательные воспоминания: Финал фестиваля II: Новый старый Штокхаузен без Штокхаузена во дворе старого учебного здания». Пресса (1 сентября).
  • Анон. 2006с. «Лишь бы двигатель автомобиля прогрелся». «Винер Цайтунг» (1 сентября).
  • Фризиус, Рудольф. 1996. Карлхайнц Штокхаузен I: Введение в полное собрание сочинений; Беседы с Карлхайнцем Штокхаузеном . Майнц: Schott Music International. ISBN   3-7957-0248-8
  • Браун, Джефф. 2006. « Микстур ». «Таймс» (1 мая).
  • Клементс, Эндрю. 2005. «Обзор: Классика: Лондонская симфониетта/Валад, Королева Елизавета Холл, Лондон: 4/5». The Guardian (27 апреля): 38.
  • Фрич, Йоханнес и Ричард Туп . 2008. «Попытка пересечь границу... Йоханнес Фрич в разговоре о практике исполнения произведений Карлхайнца Штокхаузена». MusicTexts № 116 (февраль): 31–40.
  • Гейзен, Франс . 1968. «Прогноз на евхаристическое торжество». Дыхание: Журнал литургической музыки, выходящий раз в два месяца , 2:50–53.
  • Гриффитс, Пол . 1985. "BBCSO/Eötvös: Барбакан/Радио 3". «Таймс» (9 января): 13.
  • Гриффитс, Пол. 1988. «Сигналы Штокхаузена». «Таймс» , нет. 63252 (30 ноября).
  • Холден, Энтони . 2006. «Это те свингующие шестидесятые: Лондонская симфониетта / Валад Куин Элизабет Холл, Лондон SE1 BBC Symphony / Ванска Барбакан, Лондонская филармония EC2 / Лазарев Королева Элизабет Холл, Лондон SE1». «Обозреватель» (30 апреля): 19.
  • Хопкинс, Г.В. 1968. «Штокхаузен, форма и звук». Музыкальные Таймс 109, вып. 1499 г. (январь): 60–62.
  • Келсолл, Джон . 1975. « Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) ». Кандидатская дисс. Глазго: Университет Глазго.
  • Муни, Джеймс. 2016. «Технология, процесс и музыкальная личность в музыке Штокхаузена, Хью Дэвиса и Gentle Fire». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 102–115. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN   978-3-95593-068-4 .
  • Петерс, Гюнтер. 2006. «Карлхайнц Штокхаузен, MIXTUR 2003 для оркестра ». Программный сборник мировой премьеры. Зальцбург: Зальцбургский фестиваль.
  • Шатт, Питер В. 1995. «Искусство перехода: функции кольцевой модуляции в смеси Карлхайнца Штокхаузена ». Архив музыковедения 52, вып. 2: 121–44.
  • Состер, Тим . Штокхаузена 1972. «О микстуре ». Слушатель 87:59.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1967. «Заметки о Mixtur (1964)», перевод Уильяма Сильвестра. Обзор электронной музыки , вып. 1:16–17.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1968. «Пять текстов». Журнал эстетики [ фр ] 21, вып. 2–4 (апрель – ноябрь): 43–50.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Смесь для малых ансамблей (1967): Об исполнительской практике» [Письмо Пьеру Булезу, написанное 9 ноября 1971 г.]. В своих текстах о музыке 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 73–76. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-1078-1 . Английский перевод без названия Ричарда Тупа . Музыка и музыканты 21, вып. 2 (октябрь 1972 г.): 31–32.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2014. «Я сам в электронном виде – Смесь 2003 ». В его «Текстах о музыке» 15 под редакцией Имке Миша, 377. Kürten: Stockhausen-Verlag. ISBN   978-3-9815317-5-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2014. « Смеси 2003 ». В своих текстах о музыке 15 под редакцией Имке Миш, 378–380. Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN   978-3-9815317-5-6 .
  • Вуица, Питер [ де ] . 2006. «Синусовый генератор в качестве гостя фестиваля: премьера Карла Хайнца Штокхаузена в Лербаухофе». Стандарт (1 сентября).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4751e20e5ae842c2f635087025eb5c71__1653005460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/71/4751e20e5ae842c2f635087025eb5c71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mixtur - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)