Jump to content

Телемузыка

Колокольня Тодай-дзи в Наре , содержащая один из четырех больших бронзовых колоколов, использованных в 31-м моменте Telemusik.

Telemusik электронная композиция Карлхайнца Штокхаузена , занимающая 20-е место в каталоге его произведений.

Через своего ученика по композиции Макото Синохару Штокхаузен был приглашен Японской радиовещательной корпорацией NHK посетить Токио и выполнить два заказа в их студии электронной музыки в связи с 50-летием основания NHK в 1965 году. обязательства, Штокхаузен не смог уложиться в этот график, но, наконец, под давлением Токио 19 января 1966 года он вылетел в Японию. [1] Судя по примечанию в партитуре,

Телемузыка была реализована с 23 января по 2 марта 1966 года в Студии электронной музыки японской радиовещательной системы Nippon Hoso Kyokai (NHK) в сотрудничестве с директором студии Ватару Уэнами и техническими специалистами студии Хироши Сиотани, Сигэру Сато и Акира Хонма. [2]

Партитура посвящена японскому народу. Первое публичное выступление состоялось в студии NHK в Токио 25 апреля 1966 года, в программе, которая также включала первое и второе выступления (в версиях для тромбона и флейты) другой комиссии Штокхаузена для NHK, Solo . [3]

Материалы и концепции

[ редактировать ]

Суть работы состоит из записей различных традиционных этнических музыкальных произведений со всего мира, а также звуков, генерируемых электронным способом. [4] Более двадцати из этих записанных фрагментов интермодулируются на ленте электронными звуками и друг с другом, создавая «странные гибридные типы» — например, модулируя «пение монахов в японском храме музыкой Шипибо из Амазонки, а затем дальнейшее наложение ритма венгерской музыки на мелодию монахов. Таким образом, могут быть созданы симбиотические вещи, о которых никогда раньше не слышали». [5] Лишь семь из тридцати двух моментов произведения — нет. 1, 2, 4, 6, 8, 10 и 16 — полностью ограничены электронными звуками. [6] Диапазон высоты тона намеренно поддерживается довольно высоким, от 6 до 12 кГц, чтобы интермодуляция могла иногда проецировать звуки вниз, участки, «которые кажутся такими далекими, потому что ухо не может их проанализировать, так что они вошли в нормальный слышимый диапазон и вдруг стало понятно». Таким образом, регистр становится средством приближения «далекого» (греч. «теле» , «далеко», «далеко», как в словах «телефон» или «телевидение»), понятия, от которого происходит название произведения. [7]

Работа была создана с использованием шестидорожечного магнитофона, изготовленного по заказу студии NHK. Один трек был зарезервирован для редактирования во время производства, а законченная музыка предназначалась для воспроизведения на пяти каналах, расположенных по кругу вокруг аудитории. Однако здесь нет ни одной из техник непрерывно движущегося звука, которые можно найти в других электронных произведениях Штокхаузена, таких как Kontakte , Sirius или Oktophonie из Dienstag aus Licht . Таким образом, пространственная концепция Telemusik ближе к концепции Gesang der Jünglinge , которая изначально также была пятиканальной. Для выступлений за пределами студии NHK Штокхаузен микшировал несколько двухканальных стереокопий, используя панорамную консоль, чтобы примерно расположить пять каналов слева направо как I IV III II V. [8]

Мокугё (木魚 ) отмечает начало моментов 3, 9, 15, 21 и 27.
Японский рин отмечает начало моментов 8, 16 и 24.

Основным формирующим элементом Telemusik является продолжительность. [9] Произведение состоит из тридцати двух структур, названных « моментами ». композитором [10] Каждый начинается с удара японского храмового инструмента. Каждый из этих шести инструментов связан с продолжительностью момента в соответствии с их естественным временем затухания: таку (высокая сандаловая хлопушка с почти мгновенным затуханием) с самой короткой продолжительностью, бокусё (большая хлопушка с более длительным временем затухания) со следующей более длинная длительность, затем глухо звучащий мокугё («деревянная рыба»), чашечные гонги с более высоким и низким тоном, называемые рин и кейсу , заканчивающиеся группой из четырех больших храмовых колоколов для самой продолжительной из шести использованных продолжительностей. [11] Продолжительность этих моментов в секундах взята из шести чисел Фибоначчи от 13 до 144. Количество повторений этих шагов также взято из чисел Фибоначчи от 1 до 13. [12] [9] Чем длиннее шаг, тем меньше раз он повторяется, и наоборот:

144 × 1 1
1 89 × 1 2
1 55 × 1 3
1 34 × 1 5
1 21 × 1 8
1 13 × 13

Однако фактические значения продолжительности, используемые в оценке, систематически варьируются выше этих базовых значений, так что от самого длинного к самому короткому существует 1, 2, 3, 4, 3 и 2 варианта (144, 89/91, 55/56/57 , 34/35/36/37, 21/22/23 и 13/14). Для достижения заданного числа моментов варианты более коротких значений дублируются, опять же по ряду Фибоначчи (13×5, 14×8; 21×3, 22×3, 23×2; 34×2, а остальное единичными экземплярами). [13]

Распределение моментов в Telemusik
идентификационный инструмент продолжительность (сек.) нет. событий общая продолжительность (сек.)
храмовые колокола 144 1 144
Кейсу 89/91 1 + 1 = 2 180
также 55/56/57 1 + 1 + 1 = 3 168
мокугё 34/35/36/37 2 + 1 + 1 + 1 = 5 176
бокшо 21/22/23 3 + 3 + 2 = 8 175
мой 13/14 5 + 8 = 13 177
Кейсу объявляет моменты 11 и 22.

Затем каждый из 32 моментов подразделяется на от двух до тринадцати подразделов, опять же с использованием чисел Фибоначчи, в большинстве случаев с повторением некоторых значений. Например, один из эскизов композитора (воспроизведен в Erbe 2004 , 146) показывает, что момент 22 при общей продолжительности 91 секунды имеет подразделения 34 + 21 + 13 + 8 + 5 + 3 + 2 + 1 + 2 + 1 + 1, хотя в самой композиции этот порядок не используется. [14]

Длительность моментов распределена по длине композиции следующим образом: [15]

мой бокшо мокугё также Кейсу храмовые колокола совокупная продолжительность
1 21 21
2 13 34
3 34 68
4 14 82
5 22 104
6 13 117
7 14 131
7 продолжение 13 + 14 158
8 55 213
9 35 248
10 21 269
11 89 358
12 13 371
13 23 394
14 14 408
15 37 445
16 ↕ 57 502
17 22 524
18 13 537
19 14 551
20 23 574
21 36 610
22 91 701
23 14 715
24 56 771
25 21 792
26 14 806
27 34 840
28 14 854
29 22 876
30 14 890
31 144 1034
32 13 1047
Кейн . вводит вставленный момент «7 Fortsetzung»

«Дополнительный» момент, отмеченный «7 Fortsetzung» (продолжение 7), представляет собой вставку, которая повторяет длинную композицию нисходящих глиссандо из двух предыдущих моментов, кольцо модулировано синусоидальной волной частотой 12 000 Гц, кратковременно «с надрезом» с падением до 2 000 Гц. в точке, соответствующей разделению между моментами 6 и 7. Эта вставка отмечена в начале штрихом на японском храмовом инструменте, который больше нигде не встречается в Telemusik : гонге, называемом канэ (鐘). [16] Из шести образовавшихся структурных слоев, или «формантных ритмов» [17] четыре — второй, третий, четвертый и пятый — внутренне симметричны. Однако их центры симметрии, отмеченные в таблице знаком «↕», не совпадают, поэтому сама составная структура не является симметричной. Слой кейсу центрирован по всей форме, в то время как рин , мокугё и бокушо слои сдвинуты по фазе за счет постепенного увеличения расстояний влево, вправо и снова влево. [11]

Бронзовый колокол в Мёсин-дзи (Киото), один из четырех колоколов, услышанных в момент 31.

Моменты часто более или менее случайно группируются в последовательности из двух или более моментов, подобно Hauptgruppen Stockhausen, задуманной еще в Klavierstück I в 1952 году. [18] Мнения об этих группировках несколько различаются. Робин Макони описывает моменты 15, 16 и 17 как «структурный эпизод», состоящий из устойчивого «резонанса сознания», накладывающего и трансформирующего материал, взятый из моментов 1, 4, 5, 6, 7, 9 и 14. [19] [20] Другие по-разному считают группировками:

  • моменты 1–3 [21] [18]
  • моменты 5–7 (продолжение), 10–11, 17–23 и 27–31. [18]
  • моменты 12–14 и 24–26 [22] [18]
  • моменты 16–21, 22–23 и 27–30. [22]

Дискография

[ редактировать ]
  • DG LP 643546 (с Mixtur , малый ансамбль 1967 года, обратная версия)
  • Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 9 (с Mikrophonie I и Mikrophonie II )
  • Stockhausen Text-CD 16 (обновленный, ноябрь 2007 г.)

Источники

  • Наследник, Маркус. Карлхайнца Штокхаузена 2004. « Телемузыка ». В композиционных станциях 20-го века: Дебюсси, Веберн, Мессиан, Булез, Кейдж, Лигети, Штокхаузен, Хеллер, Бэйль , изд. Кристоф фон Блюмредер , 129–171. Сигналы из Кельна: Музыка времени 7. Мюнстер: Lit Verlag. ISBN   3-8258-7212-2 .
  • Фрич, Джон . 1999. « Телемузыка : фрагмент понимания». На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998 г., Музыковедческий институт Кёльнского университета, с 11 по 1998 г. 14 ноября 1998 г.: Отчет конференции , изд. Имке Миш и Кристоф фон Блюмредер, совместно с Йоханнесом Фричем, Дитером Гуткнехтом , Дитрихом Кемпером и Рюдигером Шумахером, 177–185. Сигналы из Кельна 4. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN   3-89727-050-1 .
  • Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-02311-0 .
  • Коль, Джером . 2002. «Серийная композиция, серийная форма и процесс в телемузыке Карлхайнца Штокхаузена ». В книге «Электроакустическая музыка: аналитические перспективы» под ред. Томас Ликата, 91–118. Вестпорт, Коннектикут и Лондон: Greenwood Press. ISBN   0-313-31420-9 .
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань) ISBN   0-571-17146-X (пбк).
  • Макони, Робин . 1976. Работы Карлхайнца Штокхаузена . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-315429-3 .
  • Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1966. « Телемузыка : Лекция». Радиолекция. Выпущено на Stockhausen Text-CD 16. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2008. Английский перевод Джейн Обст.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1969. № 20 Телемузыка (партитура). Вена: Универсальное издание (UE 14807).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971а. « Телемузыка (1966)» В Карлхайнце Штокхаузене, тексты 3, под редакцией Дитера Шнебеля , 75–77. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971б. «Интервью о телемузыке » В Карлхайнце Штокхаузене, тексты 3, под редакцией Дитера Шнебеля, 79–84. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 . Первоначально опубликовано в журнале «Христос и мир» [ de ] 7 июня 1968 года.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1996. «Практика электроакустического исполнения», перевод Джерома Коля. Перспективы новой музыки 34, вып. 1 (осень): 74–105.
  • Туп, Ричард . 1981. «Электронные произведения Штокхаузена: эскизы и рабочие листы 1952–1967 годов». Интерфейс 10:149–197.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-21495-0 .
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Фурманн, Родерих. 1974. «Карлхайнц Штокхаузен: Телемузыка ». Музыка и образование 6 (январь): 24–29. Опубликовано в то же время в журнале «Перспективы новой музыки – материальная и дидактическая информация » под редакцией Дитера Циммершида, 251–265. Майнц: Сыновья Б. Шотта. ISBN   3-7957-2951-3 .
  • Грубер, Гернот . 1999. «Концепция Штокхаузена о« мировой музыке »и цитируемость его музыки». На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998 г., Музыковедческий институт Кёльнского университета, с 11 по 1998 г. 14 ноября 1998 г.: Отчет конференции , под ред. Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , совместно с Йоханнесом Фричем , Дитером Гуткнехтом, Дитрихом Кемпером и Рюдигером Шумахером, 103–111. Сигналы из Кельна 4. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN   3-89727-050-1 .
  • Нанни, Маттео. 2009. «Мировая музыка и глобализация культуры: Telemusik Карлхайнца Штокхаузена ». Музыкальный пробирщик 16, вып. 1:75–102.
  • Шатт, Питер В. [ де ] 1989. «Универсализм и экзотика в телемузыке Карлхайнца Штокхаузена». Музыка 43: 315–320.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-027313-1 .
  • Утц, Кристиан. 2007. «О композиционной значимости культурных различий: исторические и эстетические перспективы», в книге «Музыка и глобализация: между культурной гомогенизацией и культурным различием - отчет симпозиума в Университете искусств Граца», 17–18. Октябрь 2006 г. , под редакцией Кристиана Утца и Отто Коллерича [ де ] , 29–49. Теории современной музыки 1. Саарбрюккен: Pfau-Verlag.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6cd6ba1a3828e75f2eabb4d8587dd610__1669275420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/10/6cd6ba1a3828e75f2eabb4d8587dd610.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Telemusik - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)