Телемузыка

Telemusik — электронная композиция Карлхайнца Штокхаузена , занимающая 20-е место в каталоге его произведений.
История
[ редактировать ]Через своего ученика по композиции Макото Синохару Штокхаузен был приглашен Японской радиовещательной корпорацией NHK посетить Токио и выполнить два заказа в их студии электронной музыки в связи с 50-летием основания NHK в 1965 году. обязательства, Штокхаузен не смог уложиться в этот график, но, наконец, под давлением Токио 19 января 1966 года он вылетел в Японию. [1] Судя по примечанию в партитуре,
Телемузыка была реализована с 23 января по 2 марта 1966 года в Студии электронной музыки японской радиовещательной системы Nippon Hoso Kyokai (NHK) в сотрудничестве с директором студии Ватару Уэнами и техническими специалистами студии Хироши Сиотани, Сигэру Сато и Акира Хонма. [2]
Партитура посвящена японскому народу. Первое публичное выступление состоялось в студии NHK в Токио 25 апреля 1966 года, в программе, которая также включала первое и второе выступления (в версиях для тромбона и флейты) другой комиссии Штокхаузена для NHK, Solo . [3]
Материалы и концепции
[ редактировать ]Суть работы состоит из записей различных традиционных этнических музыкальных произведений со всего мира, а также звуков, генерируемых электронным способом. [4] Более двадцати из этих записанных фрагментов интермодулируются на ленте электронными звуками и друг с другом, создавая «странные гибридные типы» — например, модулируя «пение монахов в японском храме музыкой Шипибо из Амазонки, а затем дальнейшее наложение ритма венгерской музыки на мелодию монахов. Таким образом, могут быть созданы симбиотические вещи, о которых никогда раньше не слышали». [5] Лишь семь из тридцати двух моментов произведения — нет. 1, 2, 4, 6, 8, 10 и 16 — полностью ограничены электронными звуками. [6] Диапазон высоты тона намеренно поддерживается довольно высоким, от 6 до 12 кГц, чтобы интермодуляция могла иногда проецировать звуки вниз, участки, «которые кажутся такими далекими, потому что ухо не может их проанализировать, так что они вошли в нормальный слышимый диапазон и вдруг стало понятно». Таким образом, регистр становится средством приближения «далекого» (греч. «теле» , «далеко», «далеко», как в словах «телефон» или «телевидение»), понятия, от которого происходит название произведения. [7]
Работа была создана с использованием шестидорожечного магнитофона, изготовленного по заказу студии NHK. Один трек был зарезервирован для редактирования во время производства, а законченная музыка предназначалась для воспроизведения на пяти каналах, расположенных по кругу вокруг аудитории. Однако здесь нет ни одной из техник непрерывно движущегося звука, которые можно найти в других электронных произведениях Штокхаузена, таких как Kontakte , Sirius или Oktophonie из Dienstag aus Licht . Таким образом, пространственная концепция Telemusik ближе к концепции Gesang der Jünglinge , которая изначально также была пятиканальной. Для выступлений за пределами студии NHK Штокхаузен микшировал несколько двухканальных стереокопий, используя панорамную консоль, чтобы примерно расположить пять каналов слева направо как I IV III II V. [8]
Форма
[ редактировать ]

Основным формирующим элементом Telemusik является продолжительность. [9] Произведение состоит из тридцати двух структур, названных « моментами ». композитором [10] Каждый начинается с удара японского храмового инструмента. Каждый из этих шести инструментов связан с продолжительностью момента в соответствии с их естественным временем затухания: таку (высокая сандаловая хлопушка с почти мгновенным затуханием) с самой короткой продолжительностью, бокусё (большая хлопушка с более длительным временем затухания) со следующей более длинная длительность, затем глухо звучащий мокугё («деревянная рыба»), чашечные гонги с более высоким и низким тоном, называемые рин и кейсу , заканчивающиеся группой из четырех больших храмовых колоколов для самой продолжительной из шести использованных продолжительностей. [11] Продолжительность этих моментов в секундах взята из шести чисел Фибоначчи от 13 до 144. Количество повторений этих шагов также взято из чисел Фибоначчи от 1 до 13. [12] [9] Чем длиннее шаг, тем меньше раз он повторяется, и наоборот:
144 ×
89 × 2
55 × 3
34 × 5
21 × 8
13 × 13
Однако фактические значения продолжительности, используемые в оценке, систематически варьируются выше этих базовых значений, так что от самого длинного к самому короткому существует 1, 2, 3, 4, 3 и 2 варианта (144, 89/91, 55/56/57 , 34/35/36/37, 21/22/23 и 13/14). Для достижения заданного числа моментов варианты более коротких значений дублируются, опять же по ряду Фибоначчи (13×5, 14×8; 21×3, 22×3, 23×2; 34×2, а остальное единичными экземплярами). [13]
идентификационный инструмент | продолжительность (сек.) | нет. событий | общая продолжительность (сек.) |
храмовые колокола | 144 | 1 | 144 |
Кейсу | 89/91 | 1 + 1 = 2 | 180 |
также | 55/56/57 | 1 + 1 + 1 = 3 | 168 |
мокугё | 34/35/36/37 | 2 + 1 + 1 + 1 = 5 | 176 |
бокшо | 21/22/23 | 3 + 3 + 2 = 8 | 175 |
мой | 13/14 | 5 + 8 = 13 | 177 |
Затем каждый из 32 моментов подразделяется на от двух до тринадцати подразделов, опять же с использованием чисел Фибоначчи, в большинстве случаев с повторением некоторых значений. Например, один из эскизов композитора (воспроизведен в Erbe 2004 , 146) показывает, что момент 22 при общей продолжительности 91 секунды имеет подразделения 34 + 21 + 13 + 8 + 5 + 3 + 2 + 1 + 2 + 1 + 1, хотя в самой композиции этот порядок не используется. [14]
Длительность моментов распределена по длине композиции следующим образом: [15]
мой | бокшо | мокугё | также | Кейсу | храмовые колокола | совокупная продолжительность | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 21 | 21 | |||||
2 | 13 | 34 | |||||
3 | 34 | 68 | |||||
4 | 14 | 82 | |||||
5 | 22 | 104 | |||||
6 | 13 | 117 | |||||
7 | 14 | 131 | |||||
7 продолжение | 13 + 14 | 158 | |||||
8 | 55 | 213 | |||||
9 | 35 | 248 | |||||
10 | 21 | 269 | |||||
11 | 89 | 358 | |||||
12 | 13 | 371 | |||||
13 | 23 | 394 | |||||
14 | 14 | 408 | |||||
15 | ↕ | 37 | 445 | ||||
16 | ↕ 57 | ↑ | 502 | ||||
17 | 22 | ↓ | 524 | ||||
18 | 13 | ↕ | 537 | ||||
19 | 14 | 551 | |||||
20 | 23 | 574 | |||||
21 | 36 | 610 | |||||
22 | 91 | 701 | |||||
23 | 14 | 715 | |||||
24 | 56 | 771 | |||||
25 | 21 | 792 | |||||
26 | 14 | 806 | |||||
27 | 34 | 840 | |||||
28 | 14 | 854 | |||||
29 | 22 | 876 | |||||
30 | 14 | 890 | |||||
31 | 144 | 1034 | |||||
32 | 13 | 1047 |

«Дополнительный» момент, отмеченный «7 Fortsetzung» (продолжение 7), представляет собой вставку, которая повторяет длинную композицию нисходящих глиссандо из двух предыдущих моментов, кольцо модулировано синусоидальной волной частотой 12 000 Гц, кратковременно «с надрезом» с падением до 2 000 Гц. в точке, соответствующей разделению между моментами 6 и 7. Эта вставка отмечена в начале штрихом на японском храмовом инструменте, который больше нигде не встречается в Telemusik : гонге, называемом канэ (鐘). [16] Из шести образовавшихся структурных слоев, или «формантных ритмов» [17] четыре — второй, третий, четвертый и пятый — внутренне симметричны. Однако их центры симметрии, отмеченные в таблице знаком «↕», не совпадают, поэтому сама составная структура не является симметричной. Слой кейсу центрирован по всей форме, в то время как рин , мокугё и бокушо слои сдвинуты по фазе за счет постепенного увеличения расстояний влево, вправо и снова влево. [11]

Моменты часто более или менее случайно группируются в последовательности из двух или более моментов, подобно Hauptgruppen Stockhausen, задуманной еще в Klavierstück I в 1952 году. [18] Мнения об этих группировках несколько различаются. Робин Макони описывает моменты 15, 16 и 17 как «структурный эпизод», состоящий из устойчивого «резонанса сознания», накладывающего и трансформирующего материал, взятый из моментов 1, 4, 5, 6, 7, 9 и 14. [19] [20] Другие по-разному считают группировками:
- моменты 1–3 [21] [18]
- моменты 5–7 (продолжение), 10–11, 17–23 и 27–31. [18]
- моменты 12–14 и 24–26 [22] [18]
- моменты 16–21, 22–23 и 27–30. [22]
Дискография
[ редактировать ]- DG LP 643546 (с Mixtur , малый ансамбль 1967 года, обратная версия)
- Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 9 (с Mikrophonie I и Mikrophonie II )
- Stockhausen Text-CD 16 (обновленный, ноябрь 2007 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Курц 1992 , 141.
- ^ Штокхаузен 1969 .
- ^ Курц 1992 , 144.
- ^ Штокхаузен 1971b , 79.
- ^ Штокхаузен 1996 , 94.
- ^ Коль 2002 , 97.
- ^ Штокхаузен 1966 .
- ^ Коль 2002 , 112–113.
- ^ Jump up to: а б Коля 2002 , 100.
- ^ Штокхаузен 1971a , 77.
- ^ Jump up to: а б Коль 2002 , 102.
- ^ Эрбе 2004 , 132.
- ^ Коль 2002 , 101.
- ^ Туп 1981 , 190–191.
- ^ Коль 2002 , 103.
- ^ Коль 2002 , 104–105.
- ^ Харви 1975 , 101.
- ^ Jump up to: а б с д Коль 2002 , 110.
- ^ Макони 1976 , 211–212.
- ^ Макони 2005 , 267.
- ^ Фрич 1999 , 177–178.
- ^ Jump up to: а б Эрбе 2004 , 147–148.
Источники
- Наследник, Маркус. Карлхайнца Штокхаузена 2004. « Телемузыка ». В композиционных станциях 20-го века: Дебюсси, Веберн, Мессиан, Булез, Кейдж, Лигети, Штокхаузен, Хеллер, Бэйль , изд. Кристоф фон Блюмредер , 129–171. Сигналы из Кельна: Музыка времени 7. Мюнстер: Lit Verlag. ISBN 3-8258-7212-2 .
- Фрич, Джон . 1999. « Телемузыка : фрагмент понимания». На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998 г., Музыковедческий институт Кёльнского университета, с 11 по 1998 г. 14 ноября 1998 г.: Отчет конференции , изд. Имке Миш и Кристоф фон Блюмредер, совместно с Йоханнесом Фричем, Дитером Гуткнехтом , Дитрихом Кемпером и Рюдигером Шумахером, 177–185. Сигналы из Кельна 4. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN 3-89727-050-1 .
- Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02311-0 .
- Коль, Джером . 2002. «Серийная композиция, серийная форма и процесс в телемузыке Карлхайнца Штокхаузена ». В книге «Электроакустическая музыка: аналитические перспективы» под ред. Томас Ликата, 91–118. Вестпорт, Коннектикут и Лондон: Greenwood Press. ISBN 0-313-31420-9 .
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 1976. Работы Карлхайнца Штокхаузена . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-315429-3 .
- Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1966. « Телемузыка : Лекция». Радиолекция. Выпущено на Stockhausen Text-CD 16. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2008. Английский перевод Джейн Обст.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1969. № 20 Телемузыка (партитура). Вена: Универсальное издание (UE 14807).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971а. « Телемузыка (1966)» В Карлхайнце Штокхаузене, тексты 3, под редакцией Дитера Шнебеля , 75–77. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971б. «Интервью о телемузыке » В Карлхайнце Штокхаузене, тексты 3, под редакцией Дитера Шнебеля, 79–84. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 . Первоначально опубликовано в журнале «Христос и мир» 7 июня 1968 года.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1996. «Практика электроакустического исполнения», перевод Джерома Коля. Перспективы новой музыки 34, вып. 1 (осень): 74–105.
- Туп, Ричард . 1981. «Электронные произведения Штокхаузена: эскизы и рабочие листы 1952–1967 годов». Интерфейс 10:149–197.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21495-0 .
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Фурманн, Родерих. 1974. «Карлхайнц Штокхаузен: Телемузыка ». Музыка и образование 6 (январь): 24–29. Опубликовано в то же время в журнале «Перспективы новой музыки – материальная и дидактическая информация » под редакцией Дитера Циммершида, 251–265. Майнц: Сыновья Б. Шотта. ISBN 3-7957-2951-3 .
- Грубер, Гернот . 1999. «Концепция Штокхаузена о« мировой музыке »и цитируемость его музыки». На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998 г., Музыковедческий институт Кёльнского университета, с 11 по 1998 г. 14 ноября 1998 г.: Отчет конференции , под ред. Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , совместно с Йоханнесом Фричем , Дитером Гуткнехтом, Дитрихом Кемпером и Рюдигером Шумахером, 103–111. Сигналы из Кельна 4. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN 3-89727-050-1 .
- Нанни, Маттео. 2009. «Мировая музыка и глобализация культуры: Telemusik Карлхайнца Штокхаузена ». Музыкальный пробирщик 16, вып. 1:75–102.
- Шатт, Питер В. 1989. «Универсализм и экзотика в телемузыке Карлхайнца Штокхаузена». Музыка 43: 315–320.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
- Утц, Кристиан. 2007. «О композиционной значимости культурных различий: исторические и эстетические перспективы», в книге «Музыка и глобализация: между культурной гомогенизацией и культурным различием - отчет симпозиума в Университете искусств Граца», 17–18. Октябрь 2006 г. , под редакцией Кристиана Утца и Отто Коллерича , 29–49. Теории современной музыки 1. Саарбрюккен: Pfau-Verlag.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Klankwereld.org — GAGAKU-CIRCUIT — реконструкция схемы Gagaku для Max 5 , аудиосхемы, широко используемой в Telemusik Штокхаузена .
- Klankwereld.org – GLISSANDI vom STRUKTUR 6|7 – глиссанди из структур 6 и 7 Telemusik , запрограммированных в Max 5.
- Штокхаузен: Звуки в космосе – Telemusik , анализ, Эд Чанг
- Лекция Штокхаузена о Telemusik на YouTube , Университет Эссекса , май 1972 г.