Jump to content

Плюс-Минус (Штокхаузен)

Штокхаузен нарисовал плюс-минус на песке пляжа в Сикулиане , Сицилия.

Плюс-Минус , 2 × 7 страниц для реализации, — это композиция Карлхайнца Штокхаузена для одного или нескольких исполнителей , впервые написанная в 1963 году и переработанная в 1974 году. Это Nr. № 14 в каталоге произведений композитора и имеет переменную исполнительскую длину, зависящую от версии, разработанной на основе данных материалов. Партитура посвящена Мэри Бауэрмейстер .

Плюс-Минус – это « поливалентный технологический состав », [1] задуман как проект для студентов-композиторов, посещавших первые Кёльнские курсы новой музыки, проходившие в Рейнской музыкальной школе [ де ] с октября по декабрь 1963 года. В нем различные композиционные предпосылки Штокхаузена представлены таким образом, чтобы дать возможность максимально эффективно использовать совершенно разные конкретные результаты. [2]

«Плюс-Минус» был написан в сентябре 1963 года, когда Штокхаузен находился в Сикулиане , готовясь к прерванному исполнению «Моменте » на фестивале в Палермо: [3] [4]

В 1963 году я провел пару недель на Сицилии, на берегу моря, и, поскольку у меня не было возможности взять с собой много бумаги, я попытался спрятаться в тени скалы и ясно подумать о новом произведении, а Плюс-Минус - это что получилось. (Я обсудил с Мэри [Бауэрмейстер] все возможные трансформации семи «музыкальных типов», которые происходят в партитуре, и мы вместе нарисовали их на песке. [5]

Произведение представляет собой крайний пример нового, открытого типа композиции, которую Штокхаузен развивал в то время и развился из ряда бесед с Мэри Бауэрмейстер в Сикулиане и Палермо. [6] [4] Намерением Штокхаузена было создать музыку, которая воспроизводит сама себя в строгих рамках. В 1963 году студенты сделали двадцать пять различных версий для самых разных сил: одну для четырех арф, одну для трех арф и двух фортепиано, одну для блокфлейт и детского хора, одну для большого оркестра, одну для ударных и фортепиано. , один для двух перкуссионистов, другой для хора и камерного оркестра. [7] [8]

Первое публичное выступление состоялось в Риме в июне 1964 года Корнелиусом Кардью и Фредериком Ржевски , каждый из которых реализовал по одной странице партитуры. [9] Когда Штокхаузен прослушал запись этого выступления, он был поражен тем, что звуки, которых он обычно избегал, были использованы, точно в соответствии с требованиями партитуры, для достижения высокой поэтичности. [10]

Ход работы основан на полярностях притяжения и отталкивания, роста и распада. Материал систематически накапливается и размывается в процессе, напоминающем игру в шахматы , где центральные и второстепенные ноты либо расширяются и размножаются, либо уменьшаются, пока не исчезнут. [11] К таким оппозициям относится, например, противопоставление материалов, имеющих определенный тон, материалам с неопределенным тоном. Партитура систематически каталогизирует свои материалы по: [12]

  1. Семь типов событий
  2. Семь различных способов размещения орнаментов относительно центрального звука (1) до, (2) одновременно, (3) после, (4) до и после, (5) одновременно и после, (6) до и одновременно, (7) все трое
  3. Семь различных формальных единиц произведения
  4. Семь различных основных типов группировки заметок
  5. Семь возможных формальных созвездий для одной полной реализации семи формальных единиц.
  6. Семь возможных временных комбинаций соседних событий
  7. Три типа пауз, разделяющих события (длинный, средний, короткий)
  8. Три типа наложения
  9. Семь возможных общих характеристик данного слоя: (1) высокий звук, (2) шум (3–6) смешанный тон и шум (каждый жесткий или мягкий) или (7) свободный.

Есть семь так называемых «страниц символов», на которых все музыкальные события представлены идеограммами , и второй набор «страниц заметок», на которых записан звуковой материал для событий. Из этих четырнадцати страниц можно составить один или несколько слоев событий и объединить их по определенным правилам. [13] Весь материал нот получен из простых и перевернутых форм следующего двенадцатитонового ряда : [14]

C DG A AGEBD F CF

Типы увеличиваются или уменьшаются в соответствии с предписанными плюсовыми и минусовыми процессами, вплоть до максимального значения +13, что может привести к очень длинным звукам. Если процесс уменьшения продолжается после достижения значения 0, события становятся представлены «отрицательной звуковой полосой» — «звуковой стеной» шума, такого как дыхание или радиошум, из которой тихие события вырезаются до тех пор, пока не достигается значение −13, что означает полную тишину. В этот момент рассматриваемый тип события «умирает» и не может быть снова использован в произведении. [15]

Партитура «Плюс-Минус» сложная, она дает понять, что сочинение серийной музыки — это тяжелая работа. [16] Открытость партитуры сама по себе рассматривалась в конце 20-го века как форма контроля, удерживающая всех, кроме самых преданных музыкантов, от выступлений. Тем не менее, любой, кто осознает, действительно имеет значительный контроль над характером произведения, и «реализаторы с негативным мышлением могут уничтожить произведение, а чрезмерно позитивные могут способствовать непропорциональному росту». [17] На первых Кёльнских курсах студент-композитор из Исландии Атли Хеймир Свейнссон «убил» Плюс-Минус , намеренно найдя самый быстрый способ закончить произведение. По словам Штокхаузена, «было всего несколько всплесков и пятен, а затем много молчаний… вот и все». [18]

Дискография

[ редактировать ]
  • Карлхайнц Штокхаузен: Фортепианная музыка . Элизабет Кляйн (фортепиано); Штокхаузен: Tierkreis , Klavierstücke V , IX и XI (две версии), Litanei from Aus den sieben Tagen (версия коллажа из фрагментов фортепианных сочинений Штокхаузена, собранных Элизабет Кляйн), Одностраничная версия « Плюса-Минуса» Карлхайнца Штокхаузена (1963) для фортепиано соло (1998) Нильса Хольгера Петерсена. Записано в зале Левина Салена Норвежской государственной музыкальной академии 14–15 августа 1998 г. Запись на компакт-диске. Classico CLASSCD 269. Фредериксберг, Дания: Olufsen Records, 1999. Переиздан в серии «Скандинавская классика» как TIM 220555–205. Гамбург, Германия: TIM The International Music Company AG, 2002. [19]
  • Шарлотта Мурман, Антология виолончели . Шарлотта Мурман (виолончель), Нам Джун Пайк (фортепиано и робот К-456), Терри Дженнингс (саксофон-сопрано), Бенджамин Паттерсон, Филип Корнер , Малкольм Гольдштейн , Джексон Мак Лоу , Дэвид Берман . Сильвано Буссотти : Sensitivo нет. 7 ; Джон Кейдж : 26 футов 1,1499 дюйма для струнного исполнителя (две версии); Эрл Браун : ноябрь 1952 г. , декабрь 1952 г. и Synergy ; Терри Дженнингс: Пьеса для виолончели и саксофона ; Джузеппе Кьяри: Per arco , Ave Maria di Schubert ; Джексон Мак Низкий: Долгое жаркое лето» ; Нам Джун Пайк: Соната для виолончели, опус 69; Соната № 1 только для взрослых, ТВ-концерт для виолончели , и видеокассет « «В ожидании рекламы» ; Карлхайнц Штокхаузен: Плюс-Минус (реализация Нам Джун) Пайк с Robot K-456, также известный как Robot Opera); Тоши Итиянаги: Дуэт II. Интервью Шарлотты Мурман с Харви Матусовым, BBC New York Studios, октябрь 1969 года. Записано между 1964 и 1982 годами в разных местах ( Плюс-Минус , записанный в Джадсон-холле, Нью-Йорк, осень 1964 г.). Компакт-диск, 4 звуковых диска (цифровой, стерео, 4¾ дюйма) Alga Marghen 27NMN.064 Италия: Alga Marghen, 2006 г. Диск с Плюс-минус также выпущен отдельно под названием Шарлотта Мурман, Антология виолончели: Том. 1 . Водоросль Марген плана-М 27НМН.064.1. Италия: Алга Марген, 2006. [20]
  • Карлхайнц Штокхаузен: Плюс-минус . Ансамбль Айвза. Штокхаузен: Рефрен , Кройцшпиль , Плюс-Минус (реализация Кристофера Фокса и Джона Снейдерса). Записано 29 июня – 2 июля 2002 г. в Театре Ромейн, Леуварден, Нидерланды. Запись компакт-диска. Hat Hut шляпа [сейчас]ART 178. Базель, Швейцария: Hat Hut, 2010. [21]
  • Мин Цао: Плюс Минус и Мирандас Атемвенде . ансамбль Аскольта . Плюс-Минус (реализация Мин Цао). Ансамбль Аскольта; Йоханнес Калицке (конд.). Записано 18–19 июля 2014 г., KvB-Saal Funkhaus Köln, Германия. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, стерео, 4¾ дюйма. Вена, Австрия: Кайрос , 2017. [22]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Анон. [2002]. « Карлхайнц Штокхаузен – Элизабет Кляйн – Фортепианная музыка ». Discogs (по состоянию на 7 октября 2017 г.).
  • Анон. 2010. « Карлхайнц Штокхаузен — Ансамбль Айвса — Плюс-Минус ». Веб-сайт Discogs (по состоянию на 6 октября 2017 г.).
  • Анон. 2013. « Шарлотта Мурман: Антология виолончели (бокс-сет Heavyweight): Кат. номер: plana-M 27NMN.064 Дата выпуска: 17 сентября 2013 г. Лейбл: Alga Marghen Жанр: СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИКА / АМБИЕНТ ». Веб-сайт Boomkat (по состоянию на 6 октября 2017 г.).
  • Анон. 2017. « Мин Цао: Плюс Минус и Мирандас Атемвенде ». Веб-сайт NaxosDirect (по состоянию на 6 октября 2017 г.).
  • Бауэрмейстер, Мэри . 2011. Я вишу в тройной сетке: Моя жизнь с Карлхайнцем Штокхаузеном . Мюнхен: Издание Elke Heidenreich / К. Бертельсманн. ISBN   978-3-570-58024-0 .
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-21495-0 .
  • Фокс, Кристофер . Штокхаузена 2000. « Плюс-минус , больше или меньше: написано на песке». Музыкальные Таймс 141, вып. 1871 (лето): 16–24.
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-02311-0 .
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань); ISBN   0-571-17146-X (пбк).
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. « Плюс-минус ». В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 40–50. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 . ОСЛК   630247279

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Барри, Барбара. 1977. «Современная музыка в исполнении Штокхаузена Плюс-Минус ». Музыкальный симпозиум колледжа 17, вып. 2 (осень): 42–46.
  • Дельеж, Селестен. 1971. «Неопределенность и импровизация». Международное обозрение эстетики и социологии музыки 2, вып. 2 (декабрь): 155–191.
  • Фокс, Кристофер. 2010. « Плоская упаковка Штокхаузен ». The Guardian (понедельник, 12 июля).
  • Герстнер, Карл. 1964. Проектирование программ: четыре эссе и введение , с предисловием Пола Гредингера . Английская версия Д.К. Стивенсона. Тойфен, Швейцария: Артур Ниггли. Увеличенное новое издание 1968 года.
  • Хопкинс, Г.В. 1968. «Штокхаузен, форма и звук». Музыкальные Таймс 109, вып. 1499 г. (январь): 60–62.
  • Келсолл, Джон . 1975. « Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) ». Кандидатская дисс. Глазго: Университет Глазго.
  • Мариетан, Пьер . 1966. «Новая музыка, новая педагогика, Кельнские курсы новой музыки 1963–1966». Швейцарская музыкальная газета / Revue Musicale Suisse , № 106:283–292.
  • Муни, Джеймс. 2016. «Технология, процесс и музыкальная личность в музыке Штокхаузена, Хью Дэвиса и Gentle Fire». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 102–115. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN   978-3-95593-068-4 .
  • Парсонс, Майкл и Джон Тилбери . 1969. «Современный пианист: Джон Тилбери беседует с Майклом Парсонсом». The Musical Times (февраль): 150–152.
  • Смолли, Роджер. 1970. Штокхаузен и развитие. Музыкальные Таймс 111, вып. 1526 г. (апрель): 379–381.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , составлено Робином Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN   0-7145-2887-0 (ткань); ISBN   0-7145-2918-4 (пбк.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4091243be74160d75df4e244f7ac068b__1681738680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/8b/4091243be74160d75df4e244f7ac068b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Plus-Minus (Stockhausen) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)