В среду темно
В среду темно | |
---|---|
Опера Карлхайнца Штокхаузена | |
![]() Штокхаузен в своем саду в Кюртене в среду, 20 апреля 2005 г. | |
Либреттист | Штокхаузен |
Язык | немецкий |
Премьера | 22 августа 2012 г. |
Mittwoch aus Licht ( англ . «Среда от света») — опера Карлхайнца Штокхаузена, состоящая из приветствия, четырёх сцен и прощания. Это была шестая из семи опер, написанных для оперного цикла Licht : die sieben Tage der Woche (Свет: Семь дней недели), и последняя, поставленная на сцене. Он был написан между 1995 и 1997 годами, а впервые поставлен в 2012 году.
История
[ редактировать ]
Четыре составляющие сцены были заказаны и показаны отдельно:
- Welt-Parlament (Всемирный парламент) был создан по заказу Южногерманского радио Штутгарта и сочинялся с 29 декабря 1994 года по 5 марта 1995 года. Премьера состоялась 3 февраля 1996 года в Hegelsaal Liederhalle в Штутгарте в исполнении хора Южногерманское радио под управлением Руперта Хубера со звуковой проекцией Карлхайнца Штокхаузена. [1]
- «Оркестр-финалист» («Оркестр-финалист») был заказан Яном ван Влейменом, директором Голландского фестиваля , и его премьера состоялась 14 июня 1996 года в театре Карре в Амстердаме ансамблем «Аско» .
- Helikopter-Streichquartett Премьера исполнении квартета Ардитти (Вертолетный струнный квартет) состоялась 26 июня 1995 года в Амстердаме в рамках Голландского фестиваля в и группы Grasshoppers. Исполняемый «довольно регулярно» с момента премьеры, он стал «самым знаковым произведением классической музыки 1990-х годов». [2]
- Песня Michaelion была написана в 1997 году по заказу Удо Циммермана для серии концертов musica viva Баварского радио в Мюнхене. Партитура посвящена Архангелу Михаилу. Премьера состоялась 26 июля 1998 года в Prinzregententheater в Мюнхене (серия musica viva) хором Южногерманского радио под управлением Руперта Хубера с Катинкой Пасвеер (флейта), Михаэлем Феттером (бас с коротковолновым приемником ), Андреасом. Фишер (бас), Сюзанна Стивенс (бассетгорн), Марко Блаау (труба), Эндрю Дигби (тромбон), Антонио Перес Абеллан (синтезатор) и Наташа Никепрелевич (помощник верблюда). [3]
Постановочная премьера «Митвоха» была дана Бирмингемской оперной труппой в день 84-летия композитора, в среду, 22 августа 2012 года, на Argyle Works, бывшей фабрике в Дигбете , Бирмингем , в рамках Лондонского фестиваля 2012 года , с дальнейшими выступлениями. 23, 24 и 25 августа. [4] [5] [6] Режиссером выступил Грэм Вик , музыкальным руководителем Катинка Пасвир, дизайнером Полом Брауном, светорежиссером Джузеппе ди Иорио и хореографом Роном Хауэллом. Спектакль получил премию Королевского филармонического общества 2012 года в области оперного и музыкального театра.
Роли (постановочная премьера)
[ редактировать ]


Роль | Исполнитель | Премьерный состав, август 2012 г. |
---|---|---|
Всемирный Парламент | ||
Представители | хор | Со стула Джеффри Скидмор (хормейстер) |
Президент | тенор | Бен Тапа |
Заместитель президента / Колоратура Ева | сопрано | Элизабет Друри |
Дворник | актер | Халид Батт |
звуковая проекция | Катинка Пасвеер | |
Финалисты оркестра | ||
Гобоист | гобой | И Бейтс |
Виолончелист | виолончель | Джонатан Рис |
Кларнетист | кларнет | Вики Райт |
Из фагота | басу | Эми Харман |
Скрипач | скрипка | Дебс Уайт |
Тюбист | комната | Ян Фостер |
Флейтист | флейта | Карин де Флёт |
Тромбонист | тромбон | Эндрю Коннингтон |
Альтист | альт | Бриджит Кэри |
Трубач | труба | Брюс Ноклс |
Басист | контрабас | Джереми Ватт |
валторнист | рог | Марк Смит |
Мумия | перкуссия | Дэвид Уоринг |
актер | Аннис Бопарай | |
актер | Джули Джеймс | |
актер | Люк Эллиотт | |
актер | Вики Тейлор | |
актер | Натан Куили-Деннис | |
танцор/актер | Натан Лафайет | |
актер | Таниша Пармер | |
актер | Гарри Сидху | |
актер | Бет Дайсон | |
актер | Сара | |
актер | Султан ДиМаджио Хусейн | |
актер | Том Удалл | |
актер | Эмма О'Брайен | |
актер | Клэр Эгисон | |
актер | Леонард Финч | |
звуковая проекция | Катинка Пасвеер | |
Вертолетный струнный квартет | ||
Первый скрипач | скрипка | Эмма Смит (Елисейский квартет) |
Второй скрипач | скрипка | Дженнимей Логан (Елисейский квартет) |
Альтист | альт | Винсент Сиппрелл (Елисейский квартет) |
Виолончелист | виолончель | Лаура Муди (Елисейский квартет) |
пилот вертолета | Майлз Флетчер | |
пилот вертолета | Уилл Самуэльсон | |
пилот вертолета | Алистер Бэдман | |
пилот вертолета | Найджел Бартон | |
пилот вертолета | Крис Холланд (заместитель) | |
Модератор | модератор | диджей Нихал |
звуковая проекция | Ян Дирден | |
Михаэлион | ||
Оператор | бас | Майкл Лейбундгут |
Люкамель | актеры | Натан Лафайет, Мария Луиза Кроули, Эмма Холлик (обложка) |
Флейтист | флейта | Хлоя Эббот |
Бассетгорнист | бассет-горн | Фи Схоутен |
Трубач | труба | Марко Блаау |
Тромбонут | тромбон | Стивен Менотти |
Синтезатор | синтезатор | Антонио Перес Абельян |
Делегаты | хор | Лондонские голоса , Бен Пэрри (хормейстер) |
Делегат | актер | Надя Кемп-Сайф |
Делегат | актер | Лиам Холл |
Делегат | актер | Лиззи Ходжес |
Делегат | актер | Джейк Доррелл |
Делегат | актер | Армонд Курти |
Делегат | актер | Рушаун Кукхорн |
звуковая проекция | Катинка Пасвеер |
Краткое содержание
[ редактировать ]

Среда — день сотрудничества и примирения Михаила , Евы и Люцифера , ее экзотерический цвет — ярко-желтый. [7] Следующий список из 24 «живописных особенностей» всей оперы можно найти в предисловии к партитуре ее финальной сцены: [8]
- Светлые духи: Ева, Михаил и Люцифер.
- Божественные принципы: интуиция и гармония
- Тема: любовь, дружба и космическая солидарность.
- Ритуал: красота и искусство
- Существа: люди и ангел-хранитель Рафаэль.
- Элемент: воздух
- Звук: пение
- Голоса: сопрано, тенор и бас.
- Инструменты: бассет-горн с флейтой, труба, тромбон.
- Орган: мозг, орган речи.
- Чувства: зрение (особенно правый глаз), чистый разум.
- Центр: между глазами, лицо, ясновидение.
- Осознание: понимание, видение, духовное постижение.
- Цвет: ярко-желтый, переливы всех цветов.
- Ароматы: мастика и ладан.
- Драгоценные камни: желтый циркон , топаз.
- Металл: ртуть
- Цветок: рудбекия золотисто-желтая.
- Кустарник: форзиция
- Дерево: клен , японские клены
- Животные: голубь, верблюд
- Номер: 8
- Планета: Меркурий
- Символ:
Миттвох присутствует в четырех сценах, которым предшествует приветствие, а за ними следует прощание.
Приветствие в среду
[ редактировать ]« Приветствие среды» состоит из электронной музыки из четвертой сцены «Михаилион» и исполняется в фойе среди дымоходов, ветров, воздуходувок, воздушных змеев, воздушных шаров и летающих голубей. [8]
Сцена 1: Мировой парламент
[ редактировать ]
Всемирный Парламент собирается на сессию над облаками, и предметом обсуждения является любовь. Когда парламентарии прибывают на прозрачных лифтах на верхний этаж небоскреба или парящего стеклянного купола, в голубом небе за ним время от времени пролетают вертолеты и голуби. Дебаты ведутся на неизвестных языках, иногда с перебоями в понимании местного языка. Делегаты поднимаются, чтобы представить свои интерпретации любви, а президент комментирует каждую точку зрения. Когда дворник прерывает его новостью о том, что собираются отбуксировать незаконно припаркованную машину, президент понимает, что это его, и выбегает. Колоратурное сопрано избирается временным президентом, и дебаты продолжаются. После финальной спирали больших гласных парламентарии синхроннообъявить центральной темой оперы: «Всемирный парламент, среда из Света , день примирения, любви». Заседание закрывается, все встают и выходят, воспевая дальнейшие атрибуты среды («день космоса», «день прав женщин», «день Меркурия», «день примирения», «день полетов», «день новые языки» и т. д.) на G ♭ . Не зная, где ему выйти, самый жирный бас останавливается, смущенно поворачивается к публике и, прежде чем уйти, заикается: «Теперь последует следующая сцена».
Сцена 2: Финалисты оркестра
[ редактировать ]
Одиннадцать инструменталистов соревнуются за посты в оркестре, паря высоко в воздухе. Телескопическое наблюдение открывает множество воздушных сцен: крышу собора, самолеты, летящие над морем, корабли в гавани и т. д. В последнем соло контрабасист бьется в конвульсиях в навязчиво-компульсивном приступе скрежетания и стонов, пока появление загадочной фигуры мумии, которая ударом китайского гонга освобождает басиста от недуга. [9] После того, как все прослушивания завершены, в зал неожиданно входит валторнист, подавая сигнал, после чего все музыканты взлетают вверх в финале тутти.
Соло сопровождаются электронной и конкретной музыкой в октофонической пространственной проекции , и каждое связано с определенным образом:

- Гобой над собором
- Виолончель над аэропортом у моря
- Кларнет над гаванью с пролетающим самолетом
- Фагот над поездом, запряженным паровозом
- Скрипка над птичьим заповедником
- Туба среди стаи птиц и роев пчел
- Флейта над детским садом с маленькими козочками
- Тромбон над бассейном со слонами
- Виола летит с дикими гусями над железнодорожным вокзалом
- Труба над рыночной площадью Марракеша с зебрами, львами, дикими гусями и лошадьми.
- Контрабас над парусным кораблем, древесными лягушками и побитой машиной.
- Рог
- Оркестровый Все
Сцена 3: Вертолетный струнный квартет
[ редактировать ]
Четырех музыкантов струнного квартета сначала представляет публике ведущий, который описывает технические детали выступления. Затем игроки идут или подвозятся к четырем ожидающим вертолетам, после чего видеокамеры передают сигнал обратно на телевизионные мониторы в зале.
Затем их поднимают в воздух на вертолетах, где они играют синхронную полифоническую композицию, реагируя на звуки лопастей несущего винта . На их игру также влияют движения, выбранные пилотами. Время от времени их игра сходится в одних и тех же ритмах и смычках, хотя очевидно, что они изолированы и находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга. Видеокамеры и микрофоны передают свои изображения (в том числе виды на мир внизу через стеклянные кабины) и звуки на четыре башни видеомониторов и громкоговорителей в зрительном зале на земле.
Вернувшись на землю и завершив композицию, музыканты и пилоты высаживаются и возвращаются в зрительный зал в сопровождении видеокамер. В зале модератор представляет пилотов публике и спрашивает игроков и пилотов об их опыте. Вопросы также принимаются от аудитории.
Сцена 4: Михаэлион
[ редактировать ]Михаэлион — это галактическая штаб-квартира, где было созвано собрание делегатов от разных звезд для избрания нового президента. Он или она должен быть «оператором галактики», способным переводить универсальные сообщения, которые никто другой не может понять. Сцена состоит из трех подсцен.
Президиум
Когда прибывают делегаты, ходят слухи, что фаворитом кандидата является Люкамель. В зале кто-то слушает коротковолновое радио , время от времени имитируя звуки. Через некоторое время он уходит.

Лузикамель
Люкамель, двугорбый верблюд , прибывает в сопровождении тромбониста, одетого в белое, и его приветствуют делегаты. В серии событий он предстает перед собранием.
- « Какабель ». Люкамель поет о Камаэле , ангеле семи планет, и создает семь планетных глобусов разного цвета, «которые подчеркивают свет МИХАИЛА в течение семи дней недели». Не все делегаты остались довольны.
- «Серенада чистки обуви». Два тенора полируют левое переднее копыто Люкамеля, пока оно не засияет как золото, а два других тенора делают то же самое с его левым задним копытом.
- «Карманный трюк». Люкамель оборачивается и резко сует одно копыто в карман. Два делегата-тенора уводят его с большой бутылкой шампанского, и он почти уходит, но его останавливают и возвращают два альта.

- «Танец верблюда». Немного подвыпивший, Люсикамель и его помощник на тромбоне танцуют, в то время как он поет имена звезд и насмехается над «обывателями Сириуса, которые говорят, что Люкамельтромбонут не музыкальны». Делегаты смеются и делают ироничные и юмористические комментарии.
- «Коррида». Тромбонут играет матадора, а Люсикамель играет быка, а делегаты аплодируют и подбадривают их. Люсикамель побеждает и садится на упавшего тромбониста, пока приносят подиум и женщины расстегивают молнию на костюме верблюда. Из него выходит Лука в плаще дзэнского монаха. Ему приносят желтую мантию, маску и высокую остроконечную шляпу. Его называют президентом и оператором, и он занимает свое место на подиуме.

Оператор
В качестве оператора Майкла Лука слушает передачи, принимаемые по коротковолновому радио, чтобы предоставлять отчеты в ответ на проблемы, последовательно возникающие одиннадцатью делегатами, которые подражают ему, плохо, но с юмором.
- Думай. Вопрос делегата-альта (на немецком языке) сопровождается флейтистом в богато украшенной каденции, и Оператор отвечает (на английском языке), что «Галактики Льва-льва спрашивают Михаила, хочет ли Бог, чтобы Майкл, Ева и Люцифер работали вместе ради космической солидарности».

- Бассэцу Трио (Карусель). К тромбонату и трубачу теперь присоединился бассетгорнист. Вместе они играют и танцуют в стилизованной, вращающейся хореографии, в то время как хор получает инструкции от оператора в различных стилях пения и языках ( но , кабуки , американский, русский, шведский, итальянский, кёльш , французский, зулусский, баварский, греческий, голландский). , северогерманский и китайский). Сопрано хора поет о своем доме, о солнце планеты Земля — «terra Magica» — описывая моменты из «Оркестра-Финалиста» («Я вижу гобои над соборами, я вижу виолончель, плавно плывущую над аэропортом у моря… "). Теноры входят медленно, каждый держит небольшую книгу и тихо поет текст «Litanei» из цикла сочинений Штокхаузена 1968 года « Aus den sieben Tagen ».
- «Menschen, hört» («Человечество, услышь») — Космический секстет. Делегатов рассылают в самые дальние уголки Вселенной. Шести из них получают по одной планете-глобусу, и они выходят в зал, чтобы спеть заключительный секстет, вращаясь вокруг публики по часовой стрелке. Когда они выходят из зала, Оператор остается на сцене один и постепенно исчезает из поля зрения, все еще трансформируя коротковолновые звуки, пока над головой не остается сиять только ночной небосвод.
прощание в среду
[ редактировать ]
« Прощание по средам» — это электронная музыка из второй сцены, которая, как и электронная музыка из второго акта « Динстага » , проецируется в октофоническом формате через динамики, расположенные в углах куба, окружающего публику. Здесь, однако, оно разыгрывается «за пределами зеркальных видений», в виде видеопроекций одиннадцати космических событий Оркестра-Финалиста , в фойе, когда публика уходит. [8]
Пресс-прием (постановка премьеры)
[ редактировать ]Аншлаги на премьерные спектакли были распроданы. Вместимость зала составляла 500 человек, зрители перемещались между двумя огромными залами Argyle Works. Бирмингемская оперная труппа выставила актерскую труппу из 100 человек из «чудесной армии талантливых добровольцев Вика». [10] торговая марка компании, которая выступала вместе с певцами и инструменталистами, а иногда и среди публики, «удерживая точку опоры между юмором и тайной, на которой так умело балансировало все произведение». [11] В статье для Frankfurter Allgemeine Zeitung Йорн Флориан Фукс назвал музыкальное направление Катинки Пасвеер «поистине блестящей реализацией партитуры». [12] Соглашаясь с такой оценкой достижений Пасвира, Дэвид Фаллоуз добавил, что «одной из важных деталей любого живого выступления Штокхаузена всегда было чистое великолепие звуковой проекции, оказывающее свое воздействие прямо с первых мгновений волшебно ясного приветствия в среду». . [13] Анна Пикард заключила в The Independent , что это была «неспешная, экстатическая прогулочная постановка» и что «мечта Штокхаузена была реализована остроумно и с любовью». [14]
Руперт Кристиансен дал постановке 4 звезды из 5 в The Telegraph , но отверг третью сцену «Вертолетный струнный квартет» , которую он считал «банальной уловкой, тратящей впустую непристойное количество денег и топлива для создания лишь отвратительного количества бессмысленного шума». . Кристиансен назвал «сумасшедшее чувство юмора» Штокхаузена «спасительным изяществом» постановки. [15] Ник Ричардсон, написавший в London Review of Books , не согласился с мнением о « Вертолетном квартете» , назвав его «фантастическим вечером в четверг, особенно при взлете, энергичные тремоло струн, совпадающие с пульсацией лопастей несущего винта и теплыми басами». гул двигателя». [16]
Гизела Шварц написала в Kölner Stadt-Anzeiger , что Грэм Вик умело уловил разнообразные религиозные взгляды Штокхаузена, не отвергая их как просто эзотерические. [17] В обзоре Стивена Причарда для The Observer сделан вывод, что постановка «несомненно» стоила заявленных затрат на производство в размере 920 000 фунтов стерлингов:
Этот репертуар доводит музыкантов до предела их возможностей; партитура может показаться случайной, но она необычайно контролируема и четко организована, с отрывками изысканного спокойствия. Послание решительно теплое, сердечное и любящее, входящее и выходящее из языка, пространства и времени. Это большое достижение. [10]
Марк Свед резюмировал свое мнение о постановке в газете Los Angeles Times , написав: «Это событие было поразительным для души и просто невероятным». [18]
Вспомогательные работы
[ редактировать ]Помимо самой оперы, различные части которой могут исполняться отдельно, есть четыре самостоятельные пьесы, выполненные по-разному на основе версий формулы Миттвоха :
- Европа-Грусс , Nr. 72, для духовых инструментов (1992/1995/2002), изначально задуманный как «приветствие» Миттвоха , но замененный электронной музыкой от Michaelion.
- Трубач , Nr. 73, для четырех труб (1995)
- «Формула среды» , № 73½, для ударного трио (2004)
- Фортепианная пьеса XVIII (формула среды) , № 73⅔, для синтезатора (2004)
Галерея
[ редактировать ]- Дебаты в мировом парламенте
- Разногласия в мировом парламенте
- Дэн Бейтс (гобой) в оркестровых финалистах
- Карин де Флейт (флейта) и Джонатан Рис (виолончель) в оркестре-финалисте
- Соло для виолончели (Джонатан Рис) в оркестре-финалисте
- Соло кларнета (Вики Райт) в оркестре-финалисте
- Соло фагота (Эми Харман) в оркестре-финалисте
- Соло скрипки (Дебс Уайт) с Бриджит Кэри, альт, в оркестре-финалисте
- Соло на тромбоне (Эндрю Коннингтон) в оркестре-финалисте
- Соло на тромбоне (Эндрю Коннингтон) в оркестре-финалисте
- Соло на трубе (Брюс Ноклз) в оркестровых финалистах
- Соло на контрабасе (Джереми Ватт) в оркестре-финалисте
- Члены Elysian Quartet Лора Муди и Винсент Сиппрелл представлены ди-джеем Нихалом перед выступлением Вертолетного струнного квартета.
- стартовал первый вертолет В составе Вертолетного струнного квартета
- Дженнимей Логан, вторая скрипка Елисейского квартета, Вертолетный струнный квартет , 23 августа 2012 г.
- Винсент Сиппрелл, альт Елисейского квартета, Вертолетный струнный квартет , 23 августа 2012 г.
- Михаэлион , момент 50: Люсикамель, играя быком, выигрывает «корриду» и садится на Тромбонута, играя на тореро.
- Оператор (Майкл Лейбундгут) с коротковолновым радио в Михаэлионе.
- Момент 76: Оператор (Майкл Лейбундгут) с Марко Блаау (труба), Фи Схоутен (бассет-горн) и Стивеном Менотти (тромбон, скрытый), 23 августа 2012 г.
- Момент 76: Оператор (Майкл Лейбундгут) с Марко Блаау (труба, в тени), Фи Схоутен (бассет-горн) и Стивеном Менотти (тромбон), 23 августа 2012 г.
Дискография
[ редактировать ]Ни одна полная запись Mittwoch aus Licht еще не выпущена, хотя все компоненты уже появились. SWR транслировал всю оперу в октябре 2003 года, используя отрывки из первых шести из следующих выпусков компакт-дисков, а также Bayerischer Rundfunk запись генеральной репетиции Michaelion 1998 года .
- Приветствие в среду . Антонио Перес Абельян (синтезатор). Карлхайнц Штокхаузен (реализация). Полное издание Штокхаузена, компакт-диск 66. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2003.
- Всемирный парламент . Хор Südfunk Choir Stuttgart, Руперт Хубер (дирижер); Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция). Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 51. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1996.
- Финалисты оркестра . Ансамбль Аско, Амстердам; Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция). Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 49. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1997.
- Helikopter-Streichquartett: Uraufführung 1995 + Studioproduktion 1996 . Струнный квартет Ардитти (Ирвин Ардитти, Грэм Дженнингс [мировая премьера] и Дэвид Альберман [студийная запись переработанной партитуры], скрипки; Гарт Нокс, альт; Рохан де Сарам, виолончель); «Кузнечики» (вертолетная акробатическая группа); Карлхайнц Штокхаузен, музыкальное руководство, контроль записи, звуковая проекция, сведение и модерация [мировой премьеры]. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 53 AB (2 компакт-диска). Kürten: Stockhausen-Verlag, 1999. Студийная версия также выпущена на Montaigne Auvidis MO 782097 (CD).
- Вертолет-Штрайхквартет . Струнный квартет Ардитти (Ирвин Ардитти и Дэвид Альберман, скрипки; Гарт Нокс, альт; Рохан де Сарам, виолончель); «Кузнечики» (вертолетная акробатическая группа, запись третьего амстердамского выступления, в примеси). Arditti Quartet Edition 35. Montaigne Auvidis MO 782097 (сингл на компакт-диске). Париж: Монтень Овиди, 1999.
- Трио Бассэцу и прощание в среду . Сюзанна Стивенс (бассет-валторна); Марко Блау (труба); Эндрю Дигби (барабанная дробь). Полное издание Штокхаузена, компакт-диск 55. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2000.
- Вибра-Элюфа для вибрафона, Комет для перкуссиониста и электронной и конкретной музыки; Naseflugeltanz от Saturday from Light для перкуссиониста и синтезатора; Фортепианная пьеса XVIII для синтезатора; Формула среды для 3 перкуссионистов. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 79. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2005.
- Михаэльс-Руф , Бассецу для бассетгорна, Синти-Фу , Квитт , Комет для перкуссиониста, Трубач . Маркус Штокхаузен, Андреас Адам, Марко Блаау, Ахим Горш (трубы), Сюзанна Стивенс (кларнет и бассет-горн), Стюарт Гербер (ударные), Антонио Перес-Абеллан (синтезатор), Катинка Пасвеер (альтовая флейта) Stockhausen Complete Edition CD 82. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2007.
- Тара Буман, кларнет, бассет-горн: Contemporary . Включает кларнет от финалистов оркестра Wednesday from Light . (CD) DeutschlandRadio Aktivraum AR 50101. Кёльн: Aktivraum Musik, 2003.
- Михаэлион . Майкл Лейбундгут (бас); Хлоя л'Аббе (флейта); Фи Схоутен (бассет-горн); Марко Блау (труба); Стивен Менотти (тромбон); Антонио Перес Абельян (синтезатор); London Voices (Терри Эдвардс и Бен Пэрри, соруководители; Найджел Шорт, Мэтью Морли и Грегори Роуз, хормейстеры); Катинка Пасвир (звуковая проекция). Записано 13–15 августа 2012 года на фабрике Argyle Works, Бирмингем, Великобритания. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 54. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2013.
- Верблюжий танец . Майкл Лейбундгут (бас), Стивен Менотти (тромбон), кассета, подготовленная Антонио Пересом Абелланом, записана 25 июля 2013 года в Sound Studio N, Кельн; Роторный духовой квинтет . Квинтет Aquilon (Марион Раленкур, флейта; Клер Сиржакобс, гобой; Стефани Корр, кларнет; Марианна Тилькен, валторна; Гаэль Абер, фагот), записанный 12 августа 2014 года в Sound Studio N, Кёльн. «В дружбе» для гобоя; Танец левого глаза ; Телец ; Телец-квинтет . Запись CD, 1 диск: цифровой, 12 см, стерео. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 105. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2015.
Фильмография
[ редактировать ]- «Вертолетный струнный квартет» — фильм Фрэнка Шеффера . Крупный план: документальный сериал, в котором Фрэнк Шеффер высказывает свой взгляд на различных композиторов 20-го века . [Sl]: АВРО. Телевизионная запись, 1995 год.
- Немецкий выпуск DVD (немецкий и английский, DVD) Вертолетный струнный квартет . Фрэнк Шеффер; Карлхайнц Штокхаузен. Кюртен, Германия: Штокхаузен-Верлаг, 2006.
- Лондонский вертолётный струнный квартет . Фрэнк Шеффер; Тон ван дер Ли ; Карлхайнц Штокхаузен 2008, 1995. Немецкий Визуальный материал: Запись видео: DVD-видео 1 видеодиск (77 мин.): SD., цв. ; 4 3/4 дюйма.
- Французский DVD-релиз. Вертолетный струнный квартет . Карлхайнц Штокхаузен; Фрэнк Шеффер. 2008, 1995. Видеозапись: DVD-видео 1 DVD-видео (113 мин. [ошибка: 77 мин., как и остальные]) + 1 сопроводительный лист. [Париж]: Ideal Audience International.
- Штокхаузен: Вертолет Streichquartett . Звукорежиссер: Андре Ришар . совместное производство с Red Bull и Зальцбургским фестивалем. Бернхард Фляйшер Moving Images, 2003. (Архив от 8 сентября 2012 г., по состоянию на 23 июля 2018 г.)
- Штокхаузен, Михаэлион , сцена 4 из «Mittwoch aus Licht» . Цветной фильм Сюзанны Стивенс . 59 минут. (Архив № 109/1). Живая запись мировой премьеры 26 июля 1998 года в Мюнхене в театре Prinzregenten с Хором Южно-Немецкого радио (дирижер: Руперт Хубер), Михаэлем Феттером (коротковолновый певец), Катинкой Пасвеер (флейта), Сюзанной Стивенс ( бассет-горн), Марко Блаау (труба) и Эндрю Дигби (тромбон). Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1998.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штокхаузен 1996a , I и VI.
- ^ Фэллоуз 2012 , 1284.
- ^ Штокхаузен 2002 , VII и XV.
- ^ Анон. 2012 .
- ^ Браун 2012 .
- ^ Клементс 2012 .
- ^ Штокхаузен 1989b , 200.
- ^ Перейти обратно: а б с Штокхаузен 2002 , III и V.
- ^ Коль 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б Причард 2012 .
- ^ Гриффитс 2012 , 19.
- ^ Фукс 2012 .
- ^ Фэллоуз 2012 , 1284–1285.
- ^ Пикард 2012 .
- ^ Кристиансен 2012 .
- ^ Ричардсон 2012 .
- ^ Черный 2012б .
- ^ Шведский 2012 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Анон. 2012. « Вертолеты примут участие в олимпийском оперном мероприятии ». Телеграф (13 марта).
- Браун, Марк. 2012. « Опера Штокхаузена впервые будет поставлена полностью — вертолеты и все такое ». Гардиан (13 марта).
- Кристиансен, Руперт . 2012. « Среда от света: Штокхаузен, Бирмингемская оперная труппа, Argyle Works, Бирмингем, Обзор ». Телеграф (23 августа).
- Клементс, Эндрю. 2012. « Среда вне света: обзор ». Гардиан (23 августа).
- Фэллоуз, Дэвид. 2012. « Среда света : Бирмингемская оперная труппа в Argyle Works, Бирмингем, 22 августа». Опера (октябрь): 1284–1286 гг. ( Отрывок )
- Фукс, Йорн Флориан. 2012. « Воздух от других верблюдов ». Frankfurter Allgemeine Zeitung (24 августа).
- Гриффитс, Пол . 2012. «Сын и свет: Карлхайнц Штокхаузен, Среда от света , Argyle Works, Бирмингем». Литературное приложение к «Таймс» , № 5712 (21 сентября): 18–19.
- Коль, Джером . 2008. « Оркестр-финалисты ». В Кланге: Дань уважения Карлхайнцу Штокхаузену (1–9 ноября 2008 г.) (программный сборник), 16. Лондон: Центр Саутбэнка.
- Пикард, Анна. 2012. « Среда света, Argyle Works, Бирмингем ». «Индепендент» (26 августа).
- Причард, Стивен. 2012. « Среда вне света; BBC Proms 50 и 51 — обзор » The Observer (25 августа) (по состоянию на 1 сентября 2012 г.).
- Ричардсон, Ник. 2012. « Белые верблюды не умеют танцевать ». Лондонское обозрение книг (24 августа).
- Блэк, Гизела. 2012б. « Игровые развлечения в галактическом штабе » Kölner Stadt-Anzeiger (24 августа).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989б. Тексты о музыке , тт. 6, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1996а. Всемирный Парламент для хора a cappella (со среды от Light) . Работа № 66. Кюртен: Stockhausen-Verlag.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2002. Михаэлион: 4-я сцена из «Среды из спектакля Свет», для хора, баса с коротковолновым приемником, флейты, бассетгорна, трубы, тромбона, синтезатора, кассеты, 2 танцоров, звукорежиссера . Работа № 70. Кюртен: Stockhausen-Verlag.
- Швед, Марк . 2012. « Миттвох Штокхаузена в Бирмингеме потусторонний ». Лос-Анджелес Таймс (27 августа).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болл, Тимоти. 2012. « Штокхаузен: СРЕДА от СВЕТА [Бирмингемская оперная труппа; Грэм Вик] ». Classicalsource.com (по состоянию на 1 сентября 2012 г.).
- Бернтсен, Фредерика. 2010. «Отличная игра: Штокхаузен и Кагель бок о бок». Де Телеграаф (12 февраля): 13.
- Берри, Марк. 2012. « Штокхаузена Миттвох , Бирмингем ». Opera Today (5 октября) (по состоянию на 20 октября 2012 г.).
- Бемер, Конрад. 1998. «В облака с грохотом...» Neue Zeitschrift für Musik 159, № 4 (июль – август): 43–47.
- Боелен-Тейле, Клаус. 2012. « Кюртен приветствует Бирмингем ». Kölnische Rundschau / Bergische Landeszeitung (16 августа), Rundschau-online (по состоянию на 1 сентября 2012 г.).
- Бротбек, роман. 2012. «Начало! На постановочной премьере спектакля Штокхаузена « Среда из света ». Диссонанс: Швейцарский музыкальный журнал исследований и творчества , № 120 (декабрь): 19–24.
- Кабрал, Исмаэль Г. 2012. « Карлхайнц Штокхаузен, СРЕДА от СВЕТА . Эстрено: Бирмингемская оперная труппа (22 августа 2012 г.) ». Chorro de luz: Músicas avanzadas (25 августа) (архив от 4 марта 2016 г., по состоянию на 23 июля 2018 г.).
- Чедберн, Лео. 2012. « Несценическая постановка: Среда Штокхаузена из обзора света ». The Quietus (31 августа) (по состоянию на 5 сентября 2012 г.).
- Клементс, Эндрю. 1995. "Супер-Саравей Штокхаузен". Гардиан (29 июня).
- Дирмейкис, Пол . 1999. Дыхание времени: Quodlibet для Карлхайнца Штокхаузена . [Ла Сейн-сюр-Мер]: Éditions Telo Martius. ISBN 2-905023-37-6 .
- Дрю, Джозеф. 2014. «Майкл из света: исследование характера героя Карлхайнца Штокхаузена». доктор философии дисс. Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет.
- Фэрман, Ричард. 2012. « Подпевайте вертолетному квартету: Бирмингемская оперная труппа принимает вызов Карлхайнца Штокхаузена « Среда от света »». Файнэншл Таймс (25 августа). (Архив от 31 августа 2012 г., по состоянию на 23 июля 2018 г.)
- Свободен, Марко. 2012. « Карлхайнц Штокхаузен: День неба ». Neue Zürcher Zeitung (24 августа) (по состоянию на 1 сентября 2012 г.).
- Фризиус, Рудольф. 2013. Карлхайнц Штокхаузен III: Рабочие циклы 1977–2007 гг . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music. ISBN 978-3-7957-0772-9 .
- Гриффитс, Пол . 1995. «Штокхаузен взлетел». «Таймс» (5 июля).
- Гриффитс, Пол. 1996. «Штокхаузен поднимается и падает по порядку». «Таймс» (7 февраля).
- Громанн, Катерина. 2010. Карлхайнц Штокхаузен: Оперная СРЕДА от СВЕТА . Кельнский вклад в музыковедение 12 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , Вольфрама Стейнбека . Кассель: Bosse Verlag. ISBN 978-3-7649-2712-7 .
- Гуткнехт, Дитер . 1994. «Штокхаузен: Вертолетный струнный квартет. Премьера, 28 июля, Зальцбург, Моцартеум». Австрийский музыкальный журнал 49, №3. 7–8 (июль – август): 466–467.
- Холл, Джордж. 2012. « Митвох ». Сцена (23 августа) (архив от 20 декабря 2014 г., по состоянию на 23 июля 2018 г.).
- Хазендонк, Руланд. 2007. «Ностальгическая ретроспектива Штокхаузена». Де Телеграаф (12 января): 17.
- Херборт, Хайнц Йозеф. 1995. "Музыка из других пространств". Die Zeit , № 28 (7 июля).
- Херборт, Хайнц Йозеф. 1996. «Любовь в Палате общин». Die Zeit , № 7 (9 февраля).
- Кох, Герхард Р. 1998. «Пузырю нужен игристый бело-голубой Штокхаузен: премьера «Михаилиона» в мюнхенском театре Принцрегенттентеатр». Frankfurter Allgemeine Zeitung (28 июля).
- Коль, Джером . Штокхаузена 1990. «На среднем плане: синтаксис формул в Licht ». Перспективы новой музыки 28, вып. 2 (лето): 262–291.
- Коль, Джером. 2004. «Аспект гармоник света ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыкологический институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 116–132. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Коль, Джером. 2012. «Геденкшрифт для Карлхайнца Штокхаузена: введение приглашенного редактора». Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 306–312.
- Ковач, Адорьян Ф. 2012. «Зрители в рамках постановки: Среда из света Карлхайнца Штокхаузена». Музыкальные тексты , вып. 135:85–86.
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Макони, Робин. Штокхаузена 2013. «Божественная комедия: Среда в Бирмингеме». Темп 67, № 263 (январь): 2–18.
- Макони, Робин. 2016. Другие планеты: Полное собрание сочинений Карлхайнца Штокхаузена 1950–2007 , обновленное издание. Лэнхэм, Мэриленд и Лондон: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-7267-5 .
- Маккормик, Нил. 2012. « Среда Штокхаузена из света : опера с реальной высотой ». The Telegraph (21 августа) (по состоянию на 14 сентября 2012 г.).
- Минге, Висент. 2012. « Mittwoch aus Licht , Карлхайнц Штокхаузен: Интерпретаторы: Оркестр Бирмингемской оперной труппы, London Voices, Ex Cathedra, Елисейский квартет; Режиссер-постановщик: Грэм Вик, Музыкальный руководитель: Катинка Пасвеер : Бирмингемская оперная труппа, 22 августа». Журнал Sonogram (31 августа) (по состоянию на 2 сентября 2012 г.).
- Ольшлегель, Рейнхард. 1998. «В ярких высотах: Вертолетный струнный квартет Карлхайнца Штокхаузена». Позиции: Вклад в новую музыку , № 34 (февраль): 42–43.
- Парсонс, Ян Лоуренс. 2019. «Феноменология света : интерпретация оперного цикла Штокхаузена на основе четверичного и лакановского психоанализа Хайдеггера». доктор философии дисс. Мельбурн: Университет Монаша.
- Петридис, Алексис. 2012. « Старт последней неисполненной оперы Штокхаузена ». The Guardian (8 августа) (по состоянию на 14 сентября 2012 г.).
- Куантрилл, Питер. 2012. « Вертолеты и верблюды: Штокхаузен Миттвох аус Лихт получает постановочную премьеру 15 лет спустя: Оперная труппа Бирмингема дает захватывающее и эйфорическое представление ». Граммофон (28 августа).
- Росс, Алекс . 2012. «Опера в облаках: авангардные спектакли Штокхаузена и Кейджа» . Житель Нью-Йорка (10 сентября): 104–105.
- Рубенс, Телец. 2004. «Театр самолетов». Культура-Экстра: Интернет-журнал (октябрь).
- Sannikova, Natal'â Vladimirovna. 2008. "Model' opernogo spektaklâ K. Štokhauzena: Voprosy realizacii v opere Sreda iz cikla Svet" [The Operatic Model of Karlheinz Stockhausen: Issues of Realization in the Opera Mittwoch from the Cycle Licht]. Muzykovedenie , no. 3:40–45.
- Шлюрен, Кристоф. 1998. « Пространство-бримборий неонового просветления: премьера «Михаэлиона» Штокхаузена состоялась в Musica viva ». Frankfurter Rundschau (Архив от 20 декабря 2014 г., по состоянию на 23 июля 2018 г.).
- Блэк, Гизела. 2012а. « Иногда серьезный, иногда игривый ». Kölner Stadt-Anzeiger (24 августа) (по состоянию на 1 сентября 2012 г.).
- Симидзу, Минору. 2004. «Потенциал мультимедийного исполнения и« сценической музыки »— некоторые замечания о Вертолетном струнном квартете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 61–73. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag.
- Саймонс, Марлиз . 1995. "Вертолетный квартет. Что еще?". Нью-Йорк Таймс (31 июля).
- Спан, Клаус. 2007. «Взлет в Брауншвейге». Die Zeit , № 26 (21 июня): 50.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989а. Тексты о музыке , вып. 5, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1996б. «Вертолетный струнный квартет». Гранд-стрит 14, № 4 (Весна, «Гранд-стрит 56: Мечты»): 213–225. ISBN 1-885490-07-0 . Интернет-версия [1999 г.], как « Введение: ВЕРТОЛЕТНЫЙ СТРУННЫЙ КВАРТЕТ (1992/93) » (некоторые упущения, некоторые дополнения, различные иллюстрации).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1996с. Трубач/Трубач: для 4 трубачей , работа № 73. Кюртен: Stockhausen-Verlag.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1999а. Вертолетный струнный квартет , буклет для компакт-диска 53 Stockhausen Complete Edition.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1999б. Финалисты оркестра (со среды от Light) . Работа № 68. Кюртен: Stockhausen-Verlag.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2000. Вертолетный струнный квартет: для струнного квартета, 4 вертолета с пилотами и 4 звукорежиссерами, 4 телевизионных передатчика, 4 х 3 звукопередатчика, зрительный зал с 4 телевизионными колонками и 4 громкоговорящими колонками, звукорежиссер со микшером, модератор (экспромт). : 3-я сцена из «Среды» из «Света» (1992/1993), работа № 69. Кюртен: Stockhausen-Verlag.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2003. Приветствие в среду: электронная музыка из среды из света: выступление с 4-дорожечной лентой (1998), работа № 65. Kürten: Stockhausen-Verlag.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2004. « Вертолетный струнный квартет : исполнение на 8-дорожечной кассете с аннотациями». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 89–114. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag.
- Штокхаузен, Карлхайнц и Райнхард Эрмен. 2012. «Карлхайнц Штокхаузен беседует с Райнхардом Эрменом о СРЕДЕ из СВЕТА» / «Карлхайнц Штокхаузен беседует с Райнхардом Эрменом о СРЕДЕ из СВЕТА». В Карлхайнце Штокхаузене, Среда от Света: премьера (программный сборник), 57–65, 103–111. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена.
- Тиманн, Альбрехт. 2012. «Духи воздуха с Лузикамелем: слава Олимпии: среда света и симпозиум Штокхаузена в Бирмингеме». Мир оперы (ноябрь): 55–58.
- Топ, Ричард . 2005. Шесть лекций со Штокхаузенских курсов Кюртен 2002 . Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN 3-00-016185-6 .
- Туп, Ричард. 2008. « Mittwoch aus Licht («Среда от света»)». Grove Music Online : Оперный словарь New Grove (22 октября) (доступ по подписке) (по состоянию на 17 апреля 2013 г.).
- Тороний-Лалич, Игорь. 2012. « Среда вне света , Бирмингемская оперная труппа ». Отдел искусств (23 августа).
- Ульрих, Томас. Штокхаузена 2004. «Мораль и сверхмораль в свете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 74–88. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Ульрих, Томас. 2008. «Записки о Люцифере». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 202–211. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-023528-3 .
- Ульрих, Томас. 2012а. «Люцифер и мораль в оперном цикле Штокхаузена Licht », перевод Джерома Коля из Ulrich 2004 и 2008. Перспективы новой музыки 50, №№. 1 и 2 (зима – лето): 313–341.
- Ульрих, Томас. 2012б. Штокхаузен: Богословская интерпретация в переводе Джейн Обст. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-9815317-0-1 .
- Ульрих, Томас. 2017. Цикл Штокхаузена СВЕТ: Оперный гид . Кельн, Веймар и Вена: Бёлау Верлаг. ISBN 978-3-412-50577-6 .
- Верманс, Эрик. 1996. «Штокхаузен доволен ансамблем Аско». Хет Парул (13 июня).
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные со средой из Light, на Викискладе?
- Домашняя страница Карлхайнца Штокхаузена
- Гейер, Эльке. 2009. « Вертолетный струнный квартет Штокхаузена: тщательно продуманное произведение для четырех вертолетов, музыкантов и техников » (рецензия на пластинку). Suite101.de: Сеть авторов (3 октября). (Архив от 6 мая 2013 г., по состоянию на 23 июля 2018 г.) (на немецком языке)