Фреска (Штокхаузен)
Фреска («звуки стены для медитации») — оркестровая композиция, написанная в 1969 году немецким композитором Карлхайнцем Штокхаузеном в качестве музыки для фойе вечерней ретроспективной программы его музыки, представленной одновременно в трёх залах Бетховенхалле в Бонне. Это номер. В его каталоге работ №29, а спектакль занимает около пяти часов.
История
[ редактировать ]В октябре 1968 года Фолькер Вангенхайм , генеральный музыкальный директор (GMD) Бонна, предложил Штокхаузену все залы Бетховенхалле в Бонне для вечернего концерта его музыки. Кроме того, он предположил, что Штокхаузен мог бы рассмотреть возможность написания новой пьесы для Боннского оркестра, хотя он мог предложить только три репетиции, и предупредил, что у Бонна не так уж много денег на расходы. Вангенхайм также написал, что он слышал о проектах Штокхаузена Ensemble и Musik für ein Haus в Дармштадте в 1967 и 1968 годах, подразумевая, что он надеялся на что-то в том же духе. [1] Штокхаузен предложил провести вечернюю программу своей музыки одновременно во всех трех залах здания. Одновременно в четырех местах фойе будет звучать новое произведение продолжительностью четыре с половиной часа. Это произведение было написано осенью 1969 года для оркестра Бетховенхалле в Бонне и называлось «Фреска, звуки стены для медитации» . [2] Мировая премьера состоялась 15 ноября 1969 года: Фолькер Вангенхайм дирижировал Оркестром I (духовые и ударные) в гардеробном фойе у главного входа в Большой зал, Фолькмар Фриче дирижировал Оркестром II (струнные) на «мосте». в фойе Большого зала Бернхард Контарский дирижирует Оркестром III (духовые и струнные) в выставочном пространстве у внутреннего двора, а Георг Фёльдес дирижирует Оркестром IV (струнные) в небольшом фойе-гардеробе перед аудиторией Студии. [3]
Музыка для Бетховенхолла
[ редактировать ]Более крупный проект, в который была включена Фреско , назывался «Музыка для Бетховенского зала» и был описан в сборнике программ как «3 × 4 часа непрерывных программ одновременно / в 3 залах и фойе Бетховенхалле». [1] Программы в каждом из трех залов исполнялись в обычном порядке, только сиденья убирались и зрители рассаживались на полу на ковриках и циновках. Эти программы были тщательно рассчитаны так, чтобы антракты совпадали, после чего зрители могли свободно перейти в один из других залов для следующего сегмента. «Идея заключалась в том, что мою музыку следует воспринимать как экспонаты в музее». [4] Концептуально «вместо обычной болтовни весь дом, от раздевалки до зрительского места вплоть до входа дирижера, уже мог быть наполнен звуком, так что слушатель мог бы начать слушать, если бы захотел, с момента вход, сделав свой собственный выбор из расписания, размещенного у входа, с подробным описанием трех программ, которые будут проходить одновременно в трех залах»: [5]
Большой зал | Зал камерной музыки | Студия | |
---|---|---|---|
20:00 | Песня молодых людей | Моменте (с ленты) | Короткие волны |
20:15 | Контакт | ||
20:50 | Группа (с кассеты) | Из семи дней : Литания и прибытие (чтение стихов) | |
21:00 | Фортепианная пьеса VI | Фильм: Выступление «Микрофонии I». | |
21:15 | Припев | ||
21:25 | Карре (с ленты) | Микрофония I (с кассеты) | |
21:30 | процессия | ||
21:55 | цикл | «Стихотворение для тебя» (чтение стихов) | Фортепианная пьеса XI |
22:05 | Микрофония II (с кассеты) | «Сан-Франциско» (чтение стихов) | |
22:10 | Гимнен с солистами | Настроение | |
22:20 | Фортепианные пьесы I–IV/IX. | ||
22:40 | Смесь (из ленты) | ||
23:10 | Klavierstücke V, VII, VIII | ||
23:15 | Фильм: Момент | ||
23:25 | Спираль | ||
23:40 | «Тому, кто со мной» (чтение стихов) | ||
23:50 | Фортепианная пьеса X | ||
00:05 | (конец) | ||
00:10 | (конец) | ||
00:15 | (конец) |
Живые выступления дали Альфред Алингс и Рольф Гельхаар , тамтам ( гимны , процессия , короткие волны ), Харальд Бойе , электрониум ( фортепианная пьеса VI , гимны , процессия , короткие волны ), Кристоф Каскел , перкуссия ( припев , цикл ) , Collegium Vocale Köln ( настроение ), Петер Этвос , фортепиано ( гимны , короткие волны ), Йоханнес Фрич , альт ( гимны , шествие , короткие волны ), Алоис Контаркский , фортепиано ( фортепианные пьесы I–V, VII–XI , контакты , припев , шествие ), Гизела Контарская, оратор (стихи и тексты, написанные Штокхаузеном), Михаэль Веттер , магнитофон с коротковолновым радиоприемником ( Спираль ), и сам Штокхаузен, на челесте ( Припев ), как чтец собственного стихотворения «Сан Франциско», а также как звукооператор в гимнах , процессиях , коротких волнах и настроении . Звукооператорами для фильмов и воспроизведения с пленки были Петер Этвос, Дэвид К. Джонсон и Месиас Майгуашка (также из Hymnen ).
Этот тип программирования, названный Wandelkonzert («прогулочный концерт»), был впервые применен в Германии Штокхаузеном в 1967 году с в Дармштадте проектом групповой композиции под названием Ensemble . [6] [7] Более года Штокхаузен участвовал в планировании зала и программировании немецкого павильона на выставке «Экспо-70» в Осаке , которая откроется 14 марта 1970 года. В программной заметке, написанной к премьере «Фрески» , Штокхаузен описал свое видение Будущие пространства для выступлений:
Я публиковал статьи, читал лекции и принимал участие во многих дискуссиях о новых аудиториях, особенно о музыкальном доме , который, как я представляю, существует в любом большом городе: доме, в котором можно постоянно слышать музыку, доме, состоящем из целый комплекс различных аудиторий, которые можно использовать по отдельности или одновременно для произведения; звонкий лабиринт комнат, коридоров, балконов, мостиков, передвижных платформ, гнезд, ракушек, пещер, «хранилищ звука», «вибраторов», «звуковых ящиков». [8]
В 1970-х Штокхаузен вернулся к этой Wandelkonzert идее в «Штернкланге» и «Алфавите для Льежа» . [9] и гораздо позже в финальной сцене Hoch-Zeiten оперы Sonntag aus Licht (1998–2003), а также в его последнем произведении — неоконченном цикле из двадцати четырех камерно-музыкальных композиций Klang .
Материал и форма
[ редактировать ]«Настенные звуки» подзаголовка композиции состоят из медленных восходящих и нисходящих кластерных глиссандо и масштабных последовательностей - медленно развивающихся полос и поверхностей звука, которые появляются и исчезают на фоне тишины. [10] [11] Разделение четырех оркестровых групп на помещения в фойе, разделенные стенами и расстоянием, делает слышимой только часть музыки в одном месте. Это буквально Wandelmusik — музыка для «холла» ( Wandelgang или Wandelhalle ) — и задумана как духовно высшая форма « музыки для лифта ». Прогуливаясь ( wandeln ) по пространству, слушатели постоянно меняют свою точку зрения. [12] Это тот тип музыки, который несколько лет спустя Брайан Ино назовет « эмбиентной музыкой ».
Поверхности глиссандо движутся независимо в каждой из четырех оркестровых групп. Способ их движения предписывается двояко: во-первых, в зависимости от того, падают они или поднимаются, и, во-вторых, в зависимости от того, становятся ли они уже или шире. Работа начинается с нисходящих глиссандо во всех четырех оркестровых группах. В трех из этих групп поверхности глиссандо постепенно сжимаются в нижний регистр (в отростках разной длины), а в четвертой группе они расширяются по мере спуска. Затем направление меняется на противоположное, с наложением восходящей-расширяющейся формы движения на ниспадающую-сжимающую. Развитие формы продолжается таким же образом, с характерно разными формами движения и продолжительностью секций. [13]
Оркестры должны были играть перекрывающимися сегментами, по три на оркестр, с паузами между сегментами в 30 или 40 минут. [3]
Оркестр I | Оркестр II | Оркестр III | Оркестр IV | |
19:10 | начинать | |||
19:20 | начинать | начинать | ||
19:30 | начинать | |||
20:10 | останавливаться | |||
20:30 | останавливаться | |||
20:50 | начинать | останавливаться | ||
21:00 | останавливаться | начинать | ||
21:20 | начинать | |||
21:40 | начинать | |||
22:10 | останавливаться | |||
22:30 | останавливаться | |||
22:40 | останавливаться | начинать | ||
23:00 | начинать | |||
23:10 | начинать | останавливаться | ||
23:35 | начинать | |||
0:20 | останавливаться | |||
0:25 | останавливаться | |||
0:30 | останавливаться | |||
0:40 | останавливаться |
Точная оценка является гибкой. Согласно предисловию к партитуре, группы в Бетховенхолле (включая дирижеров, которые также играли на инструментах) располагались рядами в следующем порядке:
- I группа: 1 туба, 2 тромбона, 2 фагота, 3 валторны, 1 перкуссионист (2 педальные литавры, маримба) – дирижер (гобой) – 2 гобоя, 2 трубы, 2 кларнета, 2 флейты, вибрафон (мягкие молоточки)
- II группа: 2 контрабаса, 3 виолончели, 4 альта — дирижер (фисгармония) — 5 вторых скрипок, 6 первых скрипок.
- Группа III: дирижер (фортепиано) — 1 тромбон, 2 контрабаса, 1 фагот, 2 виолончели, 2 валторны, 2 альта, 1 гобой, 1 труба, 2 вторые скрипки, 1 кларнет, 2 первые скрипки, 1 флейта.
- Группа IV: 2 контрабаса, 3 виолончели, 3 альта — дирижер (аккордеон или хроматическая гармоника) — 4 вторые скрипки, 7 первых скрипок.
Скандал мировой премьеры
[ редактировать ]Зная, что репетиций будет всего три, Штокхаузен намеренно написал музыку, которая была бы достаточно простой, чтобы ее можно было прочитать с листа. [11] Однако он сильно переоценил добрую волю боннского оркестра, не привыкшего играть современную музыку. Бунт вспыхнул уже во время репетиций. [10] Боннские музыканты, «отважно и честно поклявшиеся своей старой доброй классике», по словам городского менеджера Фрица Брюзе, жаловались, что не могут понять такие «сложные инструкции по игре», как играть «глиссандо не быстрее одной октавы в минуту». Интерпретация партитуры Штокхаузена явно была слишком сложной задачей для этих музыкантов с традиционным образованием, у которых «со времен консерватории явно не было времени учиться чему-то большему». Тем не менее музыканты попросили Штокхаузена прийти на «обучение» к ним на следующей репетиции и объяснить, что он имел в виду. Согласно одному из новостных сообщений, Штокхаузен, который готовился к предстоящему четырехдневному фестивалю своей музыки в Ливане, отклонил их просьбу - решение, которое Вангенхайм назвал «неразумным». [14] Собственный отчет Штокхаузена противоречит этому отчету. Он сообщил, что действительно присутствовал на первой репетиции, где между ним и некоторыми музыкантами произошел спор. Один возразил: «Если мы не будем играть на сцене, мы не получим никаких аплодисментов», и Штокхаузен признал, что это может быть правдой. Музыкант парировал: «Да, но в таком случае мы не будем играть. Это совершенно исключено! Нам положено играть четыре часа. упражнения, медленные глиссандо, которые продолжаются более 20 минут. Мы не кучка идиотов, вам лучше делать это через громкоговорители!» Когда он объяснил, что хочет, чтобы «музыка внутренне оживлялась благодаря концентрации музыкантов», это не имело никакого значения. «Они думали, что я хотел их разыграть, поскольку я дал им что-то настолько простое для исполнения, что это можно было легко выполнить за три репетиции... Они этого не понимали, и они этого не хотели. Они хотел сыграть пьесу, может быть, за десять репетиций, по семь минут, — и потом ушел». [15] Некоторые участники оркестра позвонили в свой профсоюз, чтобы узнать, действительно ли они обязаны играть такую вещь, и узнали, что так и есть. Концертмейстер Эрнесто Момпаи решил проигнорировать это решение профсоюза и, пожаловавшись, что он «так духовно мучается со стороны господ Вангенхайма и Штокхаузена», пригрозил убить главного дирижера и ушел с репетиции в сопровождении нескольких товарищей-единомышленников. [14]
Остальные музыканты приняли участие в очень посещаемом (около двух тысяч слушателей) выступлении 15 ноября, но многие лишь выразили протест, оставив в разминочной комнате нарисованный от руки плакат с надписью: «Мы играем, иначе нас бы уволили!» ". [14] По ходу вечера ситуация ухудшалась, поскольку четыре дирижера потеряли контроль над своими группами.
Выступление FRESCO было полностью испорчено оркестром, музыканты которого натворили кучу безумной чепухи, напились во время перерывов и в конце концов передали свои инструменты зрителям. Все закончилось как в примитивном студенческом хеппенинге , актеры которого уже были не совсем «при этом». [15]
Во время выступления знакомыми отрывками из стандартного репертуара, рейнскими народными песнями, грохотом опрокинутых пепельниц, пивных бутылок и пюпитров. воздух фойе и коридоров наполнялся [10] Шутки тоже работали, заменяя некоторые инструкции на музыкальных столах лозунгами типа «Зоопарк Штокхаузена. Пожалуйста, не кормите животных!» Противники в зале насмехались над музыкантами, некоторые из которых устали от «обезьяньего блеска» и пошли домой всего через час. Вскоре после этого другой шутник выключил освещение на трибуне, оставив остальных музыкантов в темноте. Все это застопорилось через 260 минут. [14] Помимо критиков, некоторые из преимущественно молодых слушателей в зале (многие из которых были школьниками) не имели опыта концертного этикета и производили так много шума, что Штокхаузену и исполнителям часто приходилось просить тишины. [10] Самое примечательное, по мнению композитора, было то, что так плохо себя вели очень немногие дети. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 1971 , с. 143.
- ^ Курц 1992 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 1971 , с. 149.
- ^ Штокхаузен 1989 , стр. 151–152.
- ^ Штокхаузен 1971 , стр. 143, 150–152.
- ^ Гельхаар 1968 .
- ^ Херборт 1970 .
- ^ Штокхаузен 1971 , стр. 144–145.
- ^ Штокхаузен 1989 , стр. 152–153.
- ^ Jump up to: а б с д Курц 1992 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Макони 2005 , с. 322.
- ^ Коль 1998 , стр. 6 и 9.
- ^ Фризиус 2008 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б с д Анон. 1969 год .
- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 2009 , с. 250.
- ^ Штокхаузен 2009 , с. 251.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Анон. 1969. « Штокхаузен: слишком многого прошу ». Дер Шпигель , № 49 (1 декабря): 218.
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Гельхаар, Рольф . 1968. О композиционном ансамбле: Композиционная студия Карлхайнца Штокхаузена, Международные летние курсы новой музыки, Дармштадт, 1967 . Вклад Дармштадта в новую музыку 11. Майнц: Sohne Б. Шотта.
- Херборт, Хайнц Йозеф. 1970. «Шум — это музыка, представленная в Гамбургском Кунстхалле». Время (8 мая).
- Коль, Джером . 1998. «Праздничное письмо к семидесятилетию Карлхайнца Штокхаузена (Часть вторая): Введение приглашенного редактора». Перспективы новой музыки 36, вып. 2 (Лето): 5–10.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. «Музыка для Бетховенхолла». В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 143–152. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , под редакцией Робина Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN 0-7145-2887-0 (ткань) ISBN 0-7145-2918-4 (пбк).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дальхаус, Карл . 1978. Шёнберг и др . Майнц: Шотт. ISBN 3-7957-2168-7 .
- Ла Мотт, Дитер де . 1995. «Опыт открытости: изменение концерта, звукового ландшафта и звукового вторжения в 70-е и 80-е годы». В «Музыке, Лабиринте, Контексте: Музыкальное исполнение» , под редакцией Томаса Дези и Кристиана Утца, 70–73. Серия публикаций: Открытый Дом культуры 13. Линц: Открытый Дом культуры земли Верхняя Австрия, Линц. ISBN 978-3-85307-003-1 , ISBN 3-85307-003-5 .
- Пинион, Фред. 1970. Музыка для дома: Композиционная студия Карлхайнца Штокхаузена, Международные летние курсы новой музыки, Дармштадт, 1968 . Вклад Дармштадта в новую музыку 12. Майнц: Sohne Б. Шотта.