Jump to content

Настроение

Фестиваль искусств Шираза, сентябрь 1972 года: сзади (стоя), техник Фолькер Мюллер, композитор Карлхайнц Штокхаузен , с Collegium Vocale Köln (среди других): Карл О. Барки , Ханс-Олдрих Биллиг , Вольфганг Люттген, Гюнтер Энгельс, Кристоф Каскель , спереди, Петер Этвос , Дагмар фон Биль , Габи Роденс , Вольфганг Фромме , Хельга Хамм-Альбрехт

«Stimmung » для шести вокалистов и шести микрофонов — произведение Карлхайнца Штокхаузена , написанное в 1968 году по заказу города Кёльна для Collegium Vocale Köln . Его средняя продолжительность составляет семьдесят четыре минуты, в каталоге композитора оно имеет номер 24.

Это тональная и в то же время серийная композиция. [1] Это «первая крупная западная композиция, полностью основанная на вокальных гармониках». [2] первый, «использовавший обертоны в качестве основного элемента». [3] Дополнительным нововведением является «уникальный вид ритмической полифонии, возникающий в результате постепенной трансформации/ассимиляции ритмических моделей». [4]

Заголовок

[ редактировать ]

Немецкое слово Stimmung [ˈʃtɪmʊŋ] имеет несколько значений, в том числе « настройка » и « настроение ». Это слово представляет собой существительное, образованное от глагола stimmen , что означает «гармонизировать, быть правильным», и связано со Stimme (голос). Основной смысл названия «подразумевает не только внешнюю настройку голосов или инструментов, но и внутреннюю настройку души». [5] По мнению композитора, слово

означает «настройка», но на самом деле его следует переводить многими другими словами, потому что Stimmung включает в себя значения настройки фортепиано, настройки голоса, настройки группы людей, настройки души. Это все по-немецки. Кроме того, когда вы говорите: «Мы находимся в хорошем состоянии» , вы имеете в виду хорошую психологическую настройку, хорошую настройку вместе. [6]

Основные тона: гармоники B 1. [7] Играть

Stimmung заключается в простой интонации . Шесть певцов, усиленные шестью микрофонами , настраиваются на низкий B ♭ 1 гул , неслышимый для публики, и расширяются вверх за счет обертона пения этого низкого B 2 с гармониками , 3, 4, 5, 7 и 9 (B 2 , Ж + 2 , Б 3 , Д 4 , А 7 + 4 и C + 5 ), которые, в свою очередь, становятся основой обертонового пения. Он составлен с использованием того, что композитор называет формой момента , и состоит из 51 раздела (называемых «моментами»).

Гармонии Stimmung состоят из 108 звуков: двенадцать разных тонов для каждого из трех женских голосов и двадцать четыре для каждого из трех мужских голосов. Мало того, что исполнители производят частичные партии обертонов в каждой ноте, которую они поют, но все основные тона также связаны целочисленными соотношениями обертонов. Таким образом, обертоны складываются из обертонов, создавая диапазон степеней гармонического слияния. [8]

Согласно примечаниям на вкладыше Hyperion Singcircle 1986 года:

В каждом разделе вводится и повторяется несколько раз новая обертоновая мелодия или «модель». Каждый женский голос возглавляет новую часть восемь раз, а каждый мужской голос - девять раз. Некоторым другим певцам приходится постепенно трансформировать свой собственный материал, пока они не станут «тождественными» с солистом группы... приняв тот же... темп, ритм и динамику. Когда ведущий певец чувствует, что «идентичность» достигнута, он или она делает жест другому певцу, который ведет следующую секцию. Каждая модель представляет собой набор ритмических фонетических паттернов, часто в основе которых лежат реальные слова, такие как «Аллилуйя» или «Суббота».
В 29 разделах названы «магические имена». Это имена богов и богинь многих культур — например, ацтекской, аборигенной и древнегреческой — и их необходимо включить в характер модели. Декламируемые эротические и интимные любовные стихи были написаны Штокхаузеном «во время любовных дней» в 1967 году. [9]

Порядок ритмических моделей, распределение стихотворений и «волшебных имен» решают исполнители, но последовательность звуков в 51 моменте фиксирована. [10] Хотя «Парижская версия» 1968 года, использованная Collegium Vocale Köln на мировой премьере, была опубликована (под номером 24½ в каталоге Штокхаузена), «версия Singcircle» 1977 года (режиссер Грегори Роуз) была хорошо задокументирована в « Роуз и Эммерсон». 1979 г. , и обе версии исполнялись по всему миру. Выступления Singcircle включают Round House 21 ноября 1977 года, променадный концерт BBC 1977 года в Королевском Альберт-холле , в англиканском соборе Ливерпуля в рамках фестиваля Hope Street 1980 года, [9] и в Барбакане в 1985 году с композитором за микшерным пультом. [11] Выступление Singcircle на фестивале в лондонском Сити 2005 года было записано и транслировалось на канале BBC Radio 3 Hear and Now 20 августа 2005 года. [12] В 2003 году Пол Хиллер сделал «Копенгагенскую версию» для Театра голосов , которым он руководил. Эта версия тоже исполнялась на гастролях, а запись выпущена на компакт-диске. другие группы, исполнявшие Stimmung , включают London Sinfonietta Voices , Ensemble Belcanto, Neue Vocalsolisten Stuttgart, Aquarius Consort и Dunedin Consort . Согласно базе данных выступлений Universal Edition , [ нужна ссылка ]

Влияния и прием

[ редактировать ]

Сам Штокхаузен считает, что месяц, проведенный среди руин в Мексике, оказал на него наибольшее влияние: Штиммунг воссоздал это «волшебное» пространство. С другой стороны, он также описывает снег на замерзшем проливе Лонг-Айленд в феврале и марте 1968 года (когда он сочинял Stimmung в Мэдисоне, штат Коннектикут) как «единственный пейзаж, который я действительно видел во время сочинения произведения». [13] В письме Грегори Роузу, написанном 24 июля 1982 года (напечатанном в примечаниях к «Гипериону» CDA66115), он описывает, как в небольшом доме, который снимала его жена Мэри, он мог работать только по ночам, потому что у них двое маленьких детей. нужна тишина в течение дня. Он не мог петь вслух, как делал вначале, а начал тихо напевать, прислушиваясь к обертоновым мелодиям. Мэри сообщает, что Штокхаузен впервые обнаружил эту технику, слушая, как их маленький сын Саймон издает несколько тонов, напевая в своей кроватке после засыпания. Таким образом, Штокхаузен стал «первым западным композитором, который снова использовал эту технику пения - в средние века ее практиковали женщины и дети в церквях, но позже она была полностью вытеснена мужской григорианской музыкой». [14]

Некоторые писатели видели возможное влияние ученика Штокхаузена Ла Монте Янга середины 1960-х годов и его дроновой музыки в « Театре вечной музыки» :

Однако влияние [Янга] на уже признанных композиторов, которые сами были его учениками-наставниками, не ограничивается Кейджем. Исследование Карлхайнца Штокхаузена гармонического ряда, особенно в Stimmung (1968), часто связывали с примером Янга. ... Немецкий композитор, кажется, навещал Янга и Зазилу, когда был в Нью-Йорке в 1964 или 1965 году, и слушал репетицию Театра вечной музыки. Он запросил записи выступлений группы, которые, что, возможно, удивительно, Янг дал ему. Музыканты Штокхаузена посетили инсталляцию «Дом мечты Янга и Зазилы» в Антверпене в 1969 году. [15] Я не слышал музыки Фельдмана до 1962 года, когда услышал отрывок Штокхаузена под названием Refrain . » Штокхаузена Лишь позже я понял, что это была «пьеса Фельдмана , точно так же как Штиммунг был его «пьесом Ламонте Янга». [16]

Однако еще одним прецедентом для Stimmung является незаконченная работа самого Штокхаузена, начатая в 1960 году и озаглавленная Monophonie , которая должна была состоять из единственной ноты E . [17] Игорь Стравинский , с другой стороны, прослеживает идею Штиммунга об одной ноте до точки педали в Генри Перселла » «Фантазии на одной ноте , а ее временной масштаб — до Вагнера «Götterdämmerung» , одновременно отмечая, что на этот раз — шкала «указывает на необходимость музыкального эквивалента паркомата». [18]

Штиммунг оказал огромное влияние на многих молодых композиторов и был назван важным источником влияния на французских спектралистов 1970-х годов, таких как Тристан Мюрай и Жерар Гризи . [19]

Дискография

[ редактировать ]
  • Штокхаузен: Настроение (парижская версия). Collegium Vocale Cologne : Дагмар Апель, Габи Роденс, Хельга Альбрехт, Вольфганг Фромме, Георг Штайнхофф, Ханс-Альдерих Биллиг (запись 1969 года). Deutsche Grammophon 2543 003 (LP) и в Avant Garde Vol. 3 DG 2720 025 (бокс-сет из 6 пластинок).
  • Штокхаузен: Настроение (парижская версия). Collegium Vocale Cologne: Дагмар фон Биль, Габи Ортманн-Роденс, Хельга Хамм-Альбрехт, Вольфганг Фромме, Хельмут Клеменс, Ханс-Альдерих Биллиг (запись 1982 года). В Немецком музыкальном совете : Современная музыка в Федеративной Республике Германия 7. Harmonia Mundi DMR 1019-21 (бокс-сет из 3 пластинок).
Две вышеупомянутые записи вместе были переизданы на компакт-диске в составе Stockhausen Complete Edition CD 12 AB (2 компакт-диска).
  • Штокхаузен: Stimmung (версия Singcircle). Singcircle: Сюзанна Флауэрс, Пенелопа Уолмсли-Кларк, Нэнси Лонг, Роджерс Кови-Крамп , Грегори Роуз, Пол Хиллер , режиссер Грегори Роуз (запись 1983 года). Гиперион CDA66115. Награжден « Золотым диапазоном» .
  • Штокхаузен: Stimmung (Копенгагенская версия). Театр голосов : Эльза Торп, Луиза Сковбех, Клара Санабрас, Владимир Смишкевич, Каспер Элиассен, Эндрю Хендрикс; Ян Дирден, распространение звука; Режиссер Пол Хиллер (запись 2006 г.). Компакт-диск Harmonia Mundi HMU 807408.
  • Штокхаузен: Stimmung (Парижская версия, сокращенная). (Голоса Кремниевой долины): Криста Берриесса, Дейдре Лобо, Алексис Лейн Дженсен, Александр Франк, Сирил Дьяконофф, Мэтт Данн. Режиссер Сирил Дьяконов (запись 2018 г.). Орфей Классика. [20]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Бауэрмейстер, Мэри. 2011. Я вишу в тройной сетке: Моя жизнь с Карлхайнцем Штокхаузеном . Мюнхен: Издание Elke Heidenreich в C. Bertelsmann. ISBN   978-3-570-58024-0 .
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
  • Дьяконов, Кирилл (н. д.). « Голоса нашего времени » . orpheusclassical.com .
  • Дорогие, Питер и Питер Даваль. 1985. «Телевидение и радиопрограммы: Радио 3». «Таймс» (суббота, 12 января): 31.
  • Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-02311-0 .
  • Хиллер, Пол . 2007. Примечания к компакт-диску Harmonia Mundi HMU 807408.
  • Пегг, Кэрол . 2001. Монгольская музыка, танец и устное повествование: воплощение разнообразных идентичностей . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN   978-0-295-98030-0 (ткань), ISBN   978-0-295-98112-3 (пбк).
  • Поттер, Кейт. 2002. Четыре музыкальных минималиста: Ла Монте Янг, Терри Райли, Стив Райх, Филип Гласс , первое издание в мягкой обложке с небольшими изменениями. Музыка в двадцатом веке 11. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-01501-1 (предыдущее издание в тканевом переплете, 2000 г., ISBN   0-521-48250-X ).
  • Райх, Стив . 2002. Сочинения о музыке, 1965–2000 , под редакцией Пола Хиллера. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-511171-0 (ткань), ISBN   0-19-515115-1 (пбк).
  • Ригони, Мишель. 1992. «Карлхайнц Штокхаузен: Настроение : Шесть певцов в Quête d'harmonie». Музыкальный анализ , 4-й триместр: 75–83.
  • Роуз, Грегори и Саймон Эммерсон . 1979. «Штокхаузен 1: Штиммунг ». Контакт , нет. 20 (Осень): 20–25.
  • Роуз, Грегори и Хелен Айрлэнд. 1986. Примечания к Hyperion CDA66115.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-027313-1 .
  • Стравинский, Игорь и Роберт Крафт . 1969. Ретроспективы и выводы . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
  • Стаппнер, Хьюберт. 1974. «Серийность и мистика в «Stimmung » К. Штокхаузена ». (Новый) Rivista Musicale Italiana 8, вып. 1 (январь – март): 83–98.
  • Туп, Ричард . 2002. «Карлхайнц Штокхаузен». В «Музыке авангарда двадцатого века: биокритический справочник» под редакцией Ларри Ситски, 493–499. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN   0-313-29689-8 .
  • Отлично, Ричард. 2005. « Настроение ». В Ричарде Тупе, Шесть лекций с курсов Штокхаузена, Кюртен, 2002 , 39–71. Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN   3-00-016185-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адлингтон, Роберт. 2009. «Настройка и отказ: нарушение голландской премьеры Штокхаузена Stimmung ». Музыка и письма 90, вып. 1:94–112.
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Джиоми, Андреа. 2012. « Голос и резонанс: от крика в пещере до потрясающего выступления ». Де Музыка 16:50–98.
  • Мэтисон, Лори Кристина. 1998. «Застенчивый ансамбль в избранных вокальных произведениях двадцатого века». Диссертация ДМА. Урбана: Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн.
  • Смолли, Роджер . 1969. «Репортажи: Париж». Музыкальные Таймс 110, вып. 1512 г. (февраль): 184.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e77774f38d78b81cc9b98d53b9265c96__1705061220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/96/e77774f38d78b81cc9b98d53b9265c96.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stimmung - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)