Настроение

«Stimmung » для шести вокалистов и шести микрофонов — произведение Карлхайнца Штокхаузена , написанное в 1968 году по заказу города Кёльна для Collegium Vocale Köln . Его средняя продолжительность составляет семьдесят четыре минуты, в каталоге композитора оно имеет номер 24.
Это тональная и в то же время серийная композиция. [1] Это «первая крупная западная композиция, полностью основанная на вокальных гармониках». [2] первый, «использовавший обертоны в качестве основного элемента». [3] Дополнительным нововведением является «уникальный вид ритмической полифонии, возникающий в результате постепенной трансформации/ассимиляции ритмических моделей». [4]
Заголовок
[ редактировать ]Немецкое слово Stimmung [ˈʃtɪmʊŋ] имеет несколько значений, в том числе « настройка » и « настроение ». Это слово представляет собой существительное, образованное от глагола stimmen , что означает «гармонизировать, быть правильным», и связано со Stimme (голос). Основной смысл названия «подразумевает не только внешнюю настройку голосов или инструментов, но и внутреннюю настройку души». [5] По мнению композитора, слово
означает «настройка», но на самом деле его следует переводить многими другими словами, потому что Stimmung включает в себя значения настройки фортепиано, настройки голоса, настройки группы людей, настройки души. Это все по-немецки. Кроме того, когда вы говорите: «Мы находимся в хорошем состоянии» , вы имеете в виду хорошую психологическую настройку, хорошую настройку вместе. [6]
Обзор
[ редактировать ]
Stimmung заключается в простой интонации . Шесть певцов, усиленные шестью микрофонами , настраиваются на низкий B ♭ 1 гул , неслышимый для публики, и расширяются вверх за счет обертона пения этого низкого B 2 ♭ с гармониками , 3, 4, 5, 7 и 9 (B ♭ 2 , Ж + 2 , Б ♭ 3 , Д 4 , А ♭ + 4 и C + 5 ), которые, в свою очередь, становятся основой обертонового пения. Он составлен с использованием того, что композитор называет формой момента , и состоит из 51 раздела (называемых «моментами»).
Гармонии Stimmung состоят из 108 звуков: двенадцать разных тонов для каждого из трех женских голосов и двадцать четыре для каждого из трех мужских голосов. Мало того, что исполнители производят частичные партии обертонов в каждой ноте, которую они поют, но все основные тона также связаны целочисленными соотношениями обертонов. Таким образом, обертоны складываются из обертонов, создавая диапазон степеней гармонического слияния. [8]
Согласно примечаниям на вкладыше Hyperion Singcircle 1986 года:
В каждом разделе вводится и повторяется несколько раз новая обертоновая мелодия или «модель». Каждый женский голос возглавляет новую часть восемь раз, а каждый мужской голос - девять раз. Некоторым другим певцам приходится постепенно трансформировать свой собственный материал, пока они не станут «тождественными» с солистом группы... приняв тот же... темп, ритм и динамику. Когда ведущий певец чувствует, что «идентичность» достигнута, он или она делает жест другому певцу, который ведет следующую секцию. Каждая модель представляет собой набор ритмических фонетических паттернов, часто в основе которых лежат реальные слова, такие как «Аллилуйя» или «Суббота».
В 29 разделах названы «магические имена». Это имена богов и богинь многих культур — например, ацтекской, аборигенной и древнегреческой — и их необходимо включить в характер модели. Декламируемые эротические и интимные любовные стихи были написаны Штокхаузеном «во время любовных дней» в 1967 году. [9]
Порядок ритмических моделей, распределение стихотворений и «волшебных имен» решают исполнители, но последовательность звуков в 51 моменте фиксирована. [10] Хотя «Парижская версия» 1968 года, использованная Collegium Vocale Köln на мировой премьере, была опубликована (под номером 24½ в каталоге Штокхаузена), «версия Singcircle» 1977 года (режиссер Грегори Роуз) была хорошо задокументирована в « Роуз и Эммерсон». 1979 г. , и обе версии исполнялись по всему миру. Выступления Singcircle включают Round House 21 ноября 1977 года, променадный концерт BBC 1977 года в Королевском Альберт-холле , в англиканском соборе Ливерпуля в рамках фестиваля Hope Street 1980 года, [9] и в Барбакане в 1985 году с композитором за микшерным пультом. [11] Выступление Singcircle на фестивале в лондонском Сити 2005 года было записано и транслировалось на канале BBC Radio 3 Hear and Now 20 августа 2005 года. [12] В 2003 году Пол Хиллер сделал «Копенгагенскую версию» для Театра голосов , которым он руководил. Эта версия тоже исполнялась на гастролях, а запись выпущена на компакт-диске. другие группы, исполнявшие Stimmung , включают London Sinfonietta Voices , Ensemble Belcanto, Neue Vocalsolisten Stuttgart, Aquarius Consort и Dunedin Consort . Согласно базе данных выступлений Universal Edition , [ нужна ссылка ]
Влияния и прием
[ редактировать ]Сам Штокхаузен считает, что месяц, проведенный среди руин в Мексике, оказал на него наибольшее влияние: Штиммунг воссоздал это «волшебное» пространство. С другой стороны, он также описывает снег на замерзшем проливе Лонг-Айленд в феврале и марте 1968 года (когда он сочинял Stimmung в Мэдисоне, штат Коннектикут) как «единственный пейзаж, который я действительно видел во время сочинения произведения». [13] В письме Грегори Роузу, написанном 24 июля 1982 года (напечатанном в примечаниях к «Гипериону» CDA66115), он описывает, как в небольшом доме, который снимала его жена Мэри, он мог работать только по ночам, потому что у них двое маленьких детей. нужна тишина в течение дня. Он не мог петь вслух, как делал вначале, а начал тихо напевать, прислушиваясь к обертоновым мелодиям. Мэри сообщает, что Штокхаузен впервые обнаружил эту технику, слушая, как их маленький сын Саймон издает несколько тонов, напевая в своей кроватке после засыпания. Таким образом, Штокхаузен стал «первым западным композитором, который снова использовал эту технику пения - в средние века ее практиковали женщины и дети в церквях, но позже она была полностью вытеснена мужской григорианской музыкой». [14]
Некоторые писатели видели возможное влияние ученика Штокхаузена Ла Монте Янга середины 1960-х годов и его дроновой музыки в « Театре вечной музыки» :
Однако влияние [Янга] на уже признанных композиторов, которые сами были его учениками-наставниками, не ограничивается Кейджем. Исследование Карлхайнца Штокхаузена гармонического ряда, особенно в Stimmung (1968), часто связывали с примером Янга. ... Немецкий композитор, кажется, навещал Янга и Зазилу, когда был в Нью-Йорке в 1964 или 1965 году, и слушал репетицию Театра вечной музыки. Он запросил записи выступлений группы, которые, что, возможно, удивительно, Янг дал ему. Музыканты Штокхаузена посетили инсталляцию «Дом мечты Янга и Зазилы» в Антверпене в 1969 году. [15] Я не слышал музыки Фельдмана до 1962 года, когда услышал отрывок Штокхаузена под названием Refrain . » Штокхаузена Лишь позже я понял, что это была «пьеса Фельдмана , точно так же как Штиммунг был его «пьесом Ламонте Янга». [16]
Однако еще одним прецедентом для Stimmung является незаконченная работа самого Штокхаузена, начатая в 1960 году и озаглавленная Monophonie , которая должна была состоять из единственной ноты E ♭ . [17] Игорь Стравинский , с другой стороны, прослеживает идею Штиммунга об одной ноте до точки педали в Генри Перселла » «Фантазии на одной ноте , а ее временной масштаб — до Вагнера «Götterdämmerung» , одновременно отмечая, что на этот раз — шкала «указывает на необходимость музыкального эквивалента паркомата». [18]
Штиммунг оказал огромное влияние на многих молодых композиторов и был назван важным источником влияния на французских спектралистов 1970-х годов, таких как Тристан Мюрай и Жерар Гризи . [19]
Дискография
[ редактировать ]- Штокхаузен: Настроение (парижская версия). Collegium Vocale Cologne : Дагмар Апель, Габи Роденс, Хельга Альбрехт, Вольфганг Фромме, Георг Штайнхофф, Ханс-Альдерих Биллиг (запись 1969 года). Deutsche Grammophon 2543 003 (LP) и в Avant Garde Vol. 3 DG 2720 025 (бокс-сет из 6 пластинок).
- Штокхаузен: Настроение (парижская версия). Collegium Vocale Cologne: Дагмар фон Биль, Габи Ортманн-Роденс, Хельга Хамм-Альбрехт, Вольфганг Фромме, Хельмут Клеменс, Ханс-Альдерих Биллиг (запись 1982 года). В Немецком музыкальном совете : Современная музыка в Федеративной Республике Германия 7. Harmonia Mundi DMR 1019-21 (бокс-сет из 3 пластинок).
- Две вышеупомянутые записи вместе были переизданы на компакт-диске в составе Stockhausen Complete Edition CD 12 AB (2 компакт-диска).
- Штокхаузен: Stimmung (версия Singcircle). Singcircle: Сюзанна Флауэрс, Пенелопа Уолмсли-Кларк, Нэнси Лонг, Роджерс Кови-Крамп , Грегори Роуз, Пол Хиллер , режиссер Грегори Роуз (запись 1983 года). Гиперион CDA66115. Награжден « Золотым диапазоном» .
- Штокхаузен: Stimmung (Копенгагенская версия). Театр голосов : Эльза Торп, Луиза Сковбех, Клара Санабрас, Владимир Смишкевич, Каспер Элиассен, Эндрю Хендрикс; Ян Дирден, распространение звука; Режиссер Пол Хиллер (запись 2006 г.). Компакт-диск Harmonia Mundi HMU 807408.
- Штокхаузен: Stimmung (Парижская версия, сокращенная). (Голоса Кремниевой долины): Криста Берриесса, Дейдре Лобо, Алексис Лейн Дженсен, Александр Франк, Сирил Дьяконофф, Мэтт Данн. Режиссер Сирил Дьяконов (запись 2018 г.). Орфей Классика. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Туп 2005 ; Штуппнер 1974 .
- ^ Пегг 2001 , с. 295.
- ^ Роуз и Эммерсон 1979 , с. 20.
- ^ Туп 2005 , с. 48.
- ^ Хиллер 2007 , с. 4.
- ^ Котт 1973 , с. 162.
- ^ Харви 1975 , с. 111.
- ^ Штокхаузен 2009 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б Роуз и Ирландия, 1986 год .
- ^ Стаппнер 1974 ; Роуз и Эммерсон, 1979 г .; Ригони 1992 .
- ^ Дир и Даваль 1985 .
- ^ «День рождения Штокхаузена» , Hear and Now , BBC , октябрь 2005 г.
- ^ Котт 1973 , с. 163.
- ^ Бауэрмейстер 2011 , стр. 217–218.
- ^ Поттер 2002 , с. 89.
- ^ Райх 2002 , с. 202 .
- ^ Туп 2005 , с. 39.
- ^ Стравинский и Крафт 1969 , стр. 94–5.
- ^ Ригони 1992 , с. 83; Туп 2002 , с. 496.
- ^ Дьяконов и .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Бауэрмейстер, Мэри. 2011. Я вишу в тройной сетке: Моя жизнь с Карлхайнцем Штокхаузеном . Мюнхен: Издание Elke Heidenreich в C. Bertelsmann. ISBN 978-3-570-58024-0 .
- Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Дьяконов, Кирилл (н. д.). « Голоса нашего времени » . orpheusclassical.com .
- Дорогие, Питер и Питер Даваль. 1985. «Телевидение и радиопрограммы: Радио 3». «Таймс» (суббота, 12 января): 31.
- Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02311-0 .
- Хиллер, Пол . 2007. Примечания к компакт-диску Harmonia Mundi HMU 807408.
- Пегг, Кэрол . 2001. Монгольская музыка, танец и устное повествование: воплощение разнообразных идентичностей . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98030-0 (ткань), ISBN 978-0-295-98112-3 (пбк).
- Поттер, Кейт. 2002. Четыре музыкальных минималиста: Ла Монте Янг, Терри Райли, Стив Райх, Филип Гласс , первое издание в мягкой обложке с небольшими изменениями. Музыка в двадцатом веке 11. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-01501-1 (предыдущее издание в тканевом переплете, 2000 г., ISBN 0-521-48250-X ).
- Райх, Стив . 2002. Сочинения о музыке, 1965–2000 , под редакцией Пола Хиллера. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-511171-0 (ткань), ISBN 0-19-515115-1 (пбк).
- Ригони, Мишель. 1992. «Карлхайнц Штокхаузен: Настроение : Шесть певцов в Quête d'harmonie». Музыкальный анализ , 4-й триместр: 75–83.
- Роуз, Грегори и Саймон Эммерсон . 1979. «Штокхаузен 1: Штиммунг ». Контакт , нет. 20 (Осень): 20–25.
- Роуз, Грегори и Хелен Айрлэнд. 1986. Примечания к Hyperion CDA66115.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
- Стравинский, Игорь и Роберт Крафт . 1969. Ретроспективы и выводы . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
- Стаппнер, Хьюберт. 1974. «Серийность и мистика в «Stimmung » К. Штокхаузена ». (Новый) Rivista Musicale Italiana 8, вып. 1 (январь – март): 83–98.
- Туп, Ричард . 2002. «Карлхайнц Штокхаузен». В «Музыке авангарда двадцатого века: биокритический справочник» под редакцией Ларри Ситски, 493–499. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-29689-8 .
- Отлично, Ричард. 2005. « Настроение ». В Ричарде Тупе, Шесть лекций с курсов Штокхаузена, Кюртен, 2002 , 39–71. Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN 3-00-016185-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адлингтон, Роберт. 2009. «Настройка и отказ: нарушение голландской премьеры Штокхаузена Stimmung ». Музыка и письма 90, вып. 1:94–112.
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Джиоми, Андреа. 2012. « Голос и резонанс: от крика в пещере до потрясающего выступления ». Де Музыка 16:50–98.
- Мэтисон, Лори Кристина. 1998. «Застенчивый ансамбль в избранных вокальных произведениях двадцатого века». Диссертация ДМА. Урбана: Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн.
- Смолли, Роджер . 1969. «Репортажи: Париж». Музыкальные Таймс 110, вып. 1512 г. (февраль): 184.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Брэдделл, Рори. НАСТРОЕНИЕ для 6 вокалистов (1968)
- Сандов, Грег. 2007. Магия штокхаузена » . The Wall Street Journal (20 сентября). Архивировано 21 августа 2008 г. в Wayback Machine.
- Аудиоотрывок выступления в Британской библиотеке, 2007 г.
- Ли, Джеймс. Stimmung , для 6 вокалистов и 6 микрофонов на AllMusic . Проверено 5 ноября 2012 г.
- Дикки, Тимоти. Пол Хиллиер – Штокхаузен: Настроение в AllMusic . Проверено 5 ноября 2012 г.
- Аллендер, Марк УБ. Singcircle – Штокхаузен: Настроение в AllMusic . Проверено 5 ноября 2012 г.