Jump to content

Джеймс Тенни

Композитор Джеймс Тенни
Джеймс Тенни

Джеймс Тенни (10 августа 1934 — 24 августа 2006) — американский композитор и теоретик музыки . Он внес значительный ранний музыкальный вклад в грабежонику , синтез звука , алгоритмическую композицию , технологическую музыку , спектральную музыку , микротональную музыку и системы настройки , включая расширенную интонацию . Его теоретические сочинения по-разному касаются музыкальной формы , фактуры , тембра , созвучия и диссонанса , гармонического восприятия . [1]

Биография

[ редактировать ]

Джеймс Тенни родился в Силвер-Сити , штат Нью-Мексико , и вырос в Аризоне и Колорадо. Он учился в Денверском университете , Джульярдской музыкальной школе , Беннингтонском колледже (бакалавр, 1958) и Университете Иллинойса (магистр, 1961). Он изучал игру на фортепиано у Эдуарда Штойермана и композицию у Чжоу Вэнь-чжуна , Лайонела Новака, Пола Боппла, Генри Бранта , Карла Рагглза , Кеннета Габуро , Джона Кейджа , Гарри Партча и Эдгара Вареза . Он также изучал акустику , теорию информации и композицию музыки под руководством Лехарена Хиллера . В 1961 году Тенни защитил влиятельную магистерскую диссертацию под названием «Мета (+) Ходос» , в которой было сделано одно из первых, если не самое раннее применение, гештальт-теории и когнитивной науки к музыке. [2] Среди его более поздних работ — «Временное восприятие гештальта в музыке» в « Журнале теории музыки» . [3] глава «Джон Кейдж и теория гармонии» в « Писаниях о Джоне Кейдже» , [4] и книга «История консонанса и диссонанса» , [5] среди других.

Самые ранние работы Тенни демонстрируют влияние Веберна , Рагглса и Вареза, а постепенная ассимиляция идей Джона Кейджа повлияла на развитие его музыки в 1960-х годах. В 1961 году он сочинил раннюю плундерфоническую композицию Collage No.1 (Blue Suede) (на кассету), используя семплы и манипулируя записью Элвиса Пресли . Его музыка с 1961 по 1964 год в основном представляла собой компьютерную музыку, созданную в Bell Labs в Нью-Джерси вместе с Максом Мэтьюзом . Как таковой он представляет собой один из самых ранних значительных массивов алгоритмически сочиненной и синтезированной на компьютере музыки. [6] Примеры включают Analog # 1 (Noise Study) (1961) для ленты с использованием компьютерно-синтезированного шума и Phases (1963). [7] [8]

Тенни жил в Нью-Йорке или его окрестностях на протяжении 1960-х годов, где он активно работал с Fluxus , Театром танца Джадсона и ансамблем Tone Roads, который он основал вместе с Малкольмом Гольдштейном и Филипом Корнером . Он был исключительно предан музыке американского композитора Чарльза Айвза , многими произведениями которого он дирижировал; его интерпретация Сонаты Конкорд Айвза для фортепиано получила высокую оценку.

Тенни как музыкант и актер тесно сотрудничал со своей тогдашней партнершей, художницей Кэрол Шнееманн с которой он познакомился в Нью-Йорке в 1955 году) до их расставания в 1968 году . ( нарисованные сцены занятий любовью. [9] Тенни создал звуковые коллажи для фильмов Шнеемана « Вьетнамские хлопья» (1965) и «Снеги» (1970) и выступил в нью-йоркской постановке « Мясная радость » (1964) — оргиастического прославления Шнеемана выразительного тела. [10]

В 1967 году Тенни провел влиятельный семинар по FORTRAN для группы композиторов и Fluxus художников , в которую входили Стив Райх , Нам Джун Пайк , Дик Хиггинс , Джексон Мак Лоу , Джозеф Берд , Фил Корнер , Элисон Ноулз и Макс Нойхаус . [11] Тенни был одним из четырех исполнителей « Стива Райха » Музыки маятника (1967) 27 мая 1969 года в Музее американского искусства Уитни вместе с Майклом Сноу , Ричардом Серрой и Брюсом Науманом . Тенни также выступал с Гарри Партчем (в постановке Парча «Заколдованные» в 1959 году), Джоном Кейджем (в середине 1960-х), Стивом Райхом и Филипом Глассом (последние два — в конце 1960-х).

Все композиции Тенни после 1970 года представляют собой инструментальную музыку (иногда с ленточной задержкой), и большинство из них, начиная с 1972 года, отражают интерес к гармоническому восприятию и нетрадиционным системам настройки. Среди значительных работ - Clang (1972) для оркестра, Quintext (1972) для струнного квинтета, Spectral CANON для CONLON Nancarrow (1974) для фортепиано, Glissade (1982) для альта, виолончели, контрабаса и системы ленточной задержки, Bridge (1982– 84) для двух фортепиано в восемь рук в микротональной системе настройки, Changes (1985) для шести арф, настроенных на одну шестую полутона, Critical Band (1988) для переменных инструментов и In a Large Open Space (1994) для переменных инструментов. Его произведения часто представляют собой дань уважения другим композиторам или коллегам и имеют соответствующие субтитры.

Тенни преподавал в Бруклинском политехническом институте , Йельском университете , Калифорнийском институте искусств , Калифорнийском университете в Санта-Крузе и Йоркском университете в Торонто . Среди его учеников Джон Лютер Адамс , Джон Бишофф , Майкл Байрон, Эллисон Кэмерон , Рэйвен Чакон , Эрик де Вишер, Мигель Фраскони , Питер Гарланд , Дуглас Кан , Карсон Киевман, Ингрэм Маршалл , Андра Маккартни, Ларри Полански , Карл Стоун , Карл Великий Палестина , Марк Сабат , Чиёко Шлавнич , Кэтрин Лэмб , Майкл Винтер, Джули Кинг и Дэниел Коррал . (См.: Список студентов-музыкантов по учителю: от T до Z#Джеймс Тенни .)

Тенни умер 24 августа 2006 года от рака легких в Санта-Кларите, Калифорния . [12]

Избранные записи

[ редактировать ]

Как единственный композитор

[ редактировать ]
  • Музыка Джеймса Тенни: Избранные произведения 1963–1984 (1984, Musicworks )
  • Избранные произведения 1961–1969 (1992, Frog Peak Music )
  • Bridge and Flocking (1996, шляпа ART )
  • Сольные произведения для ударных инструментов (1998, Маттиас Каул , шляпа ART)
  • Музыка для скрипки и фортепиано (1999, шляпа ART)
  • Формы 1–4: Памяти Эдгара Вареза, Джона Кейджа, Стефана Вольпе, Мортона Фельдмана (2002, Ensemble Musikfabrik , шляпа ART)
  • Пика-Дон (2004, шапка АРТ)
  • Почтовые произведения (2004, Мастерская Бартона, Новые мировые рекорды )
  • Мелодия, эргодичность и неопределенность (2007, The Barton Workshop, Mode Records )
  • Древо жизни: Квартеты + Квинтеты (2008, Квартет Боззини )
  • Spectrum Pieces (2009, The Barton Workshop, Новые мировые рекорды)
  • Старая школа: Джеймс Тенни (2010, Zeitkratzer)
  • Никогда не написав ноты для ударных инструментов (2015, Rrose , Дальнейшие записи)
  • Bass Works (2016, Дарио Кальдероне, шляпа ART)
  • Фисгармония (2018, Ансамбль Scordatura, Новые мировые рекорды)

Индивидуальные работы

[ редактировать ]

Источники

  • Анон. (28 августа 2006 г.). «Некролог: композитор Джеймс Тенни, 72 года» . НовыйMusicBox .
  • Барбьеро, Дэниел (2014). «Пятьдесят лет спустя: Мета + Ходос Джеймса Тенни » . Перкорси Музыкали . Архивировано из оригинала 07.11.2017 . Проверено 30 октября 2017 г.
  • Дорнбуш, Пол (8 июля 2017 г.). «Хронология / история электронной и компьютерной музыки и связанных с ней событий 1860–2017 гг.» . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 г.
  • Снеговик, Кэроли; Хауг, Кейт (1998). «Интервью с Кэроли Шнееманн». Широкий угол . 20 (1): 20–49. дои : 10.1353/wan.1998.0009 . S2CID   167384684 .
  • Кан, Дуглас (2012). «Джеймс Тенни из Bell Labs». В Ханне Хиггинс ; Дуглас Кан (ред.). Экспериментализм мэйнфреймов: ранние цифровые вычисления в экспериментальном искусстве . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 131–146.
  • Тенни, Дж.; Полански, Л. (1980). «Временное гештальт-восприятие в музыке». Журнал теории музыки . 24 (2): 205–241. JSTOR   843503 . S2CID   53485822 .
  • Тенни, Дж. (1983). «Джон Кейдж и теория гармонии». В Костеланец, Р. (ред.). Сочинения о Джоне Кейдже . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета (опубликовано в 1993 г.). ISBN  9780472103485 .
  • Тенни, Дж. (1988). История созвучия и диссонанса . Нью-Йорк: Эксельсиор. ISBN  978-0935016994 .
  • Тенни, Джеймс (2015). Лорен Пратт; Роберт Ваннамейкер; Майкл Винтер; Ларри Полански (ред.). С нуля: сочинения по теории музыки . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN  978-0-252038-72-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Прослушивание

[ редактировать ]

Группы, часто исполняющие произведения Тенни:

Интервью

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19f49ab8741ae3b54c5ba49ca8c51d36__1719079080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/36/19f49ab8741ae3b54c5ba49ca8c51d36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
James Tenney - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)