Джеймс Тенни

Джеймс Тенни (10 августа 1934 — 24 августа 2006) — американский композитор и теоретик музыки . Он внес значительный ранний музыкальный вклад в грабежонику , синтез звука , алгоритмическую композицию , технологическую музыку , спектральную музыку , микротональную музыку и системы настройки , включая расширенную интонацию . Его теоретические сочинения по-разному касаются музыкальной формы , фактуры , тембра , созвучия и диссонанса , гармонического восприятия . [1]
Биография
[ редактировать ]Джеймс Тенни родился в Силвер-Сити , штат Нью-Мексико , и вырос в Аризоне и Колорадо. Он учился в Денверском университете , Джульярдской музыкальной школе , Беннингтонском колледже (бакалавр, 1958) и Университете Иллинойса (магистр, 1961). Он изучал игру на фортепиано у Эдуарда Штойермана и композицию у Чжоу Вэнь-чжуна , Лайонела Новака, Пола Боппла, Генри Бранта , Карла Рагглза , Кеннета Габуро , Джона Кейджа , Гарри Партча и Эдгара Вареза . Он также изучал акустику , теорию информации и композицию музыки под руководством Лехарена Хиллера . В 1961 году Тенни защитил влиятельную магистерскую диссертацию под названием «Мета (+) Ходос» , в которой было сделано одно из первых, если не самое раннее применение, гештальт-теории и когнитивной науки к музыке. [2] Среди его более поздних работ — «Временное восприятие гештальта в музыке» в « Журнале теории музыки» . [3] глава «Джон Кейдж и теория гармонии» в « Писаниях о Джоне Кейдже» , [4] и книга «История консонанса и диссонанса» , [5] среди других.
Самые ранние работы Тенни демонстрируют влияние Веберна , Рагглса и Вареза, а постепенная ассимиляция идей Джона Кейджа повлияла на развитие его музыки в 1960-х годах. В 1961 году он сочинил раннюю плундерфоническую композицию Collage No.1 (Blue Suede) (на кассету), используя семплы и манипулируя записью Элвиса Пресли . Его музыка с 1961 по 1964 год в основном представляла собой компьютерную музыку, созданную в Bell Labs в Нью-Джерси вместе с Максом Мэтьюзом . Как таковой он представляет собой один из самых ранних значительных массивов алгоритмически сочиненной и синтезированной на компьютере музыки. [6] Примеры включают Analog # 1 (Noise Study) (1961) для ленты с использованием компьютерно-синтезированного шума и Phases (1963). [7] [8]
Тенни жил в Нью-Йорке или его окрестностях на протяжении 1960-х годов, где он активно работал с Fluxus , Театром танца Джадсона и ансамблем Tone Roads, который он основал вместе с Малкольмом Гольдштейном и Филипом Корнером . Он был исключительно предан музыке американского композитора Чарльза Айвза , многими произведениями которого он дирижировал; его интерпретация Сонаты Конкорд Айвза для фортепиано получила высокую оценку.
Тенни как музыкант и актер тесно сотрудничал со своей тогдашней партнершей, художницей Кэрол Шнееманн с которой он познакомился в Нью-Йорке в 1955 году) до их расставания в 1968 году . ( нарисованные сцены занятий любовью. [9] Тенни создал звуковые коллажи для фильмов Шнеемана « Вьетнамские хлопья» (1965) и «Снеги» (1970) и выступил в нью-йоркской постановке « Мясная радость » (1964) — оргиастического прославления Шнеемана выразительного тела. [10]
В 1967 году Тенни провел влиятельный семинар по FORTRAN для группы композиторов и Fluxus художников , в которую входили Стив Райх , Нам Джун Пайк , Дик Хиггинс , Джексон Мак Лоу , Джозеф Берд , Фил Корнер , Элисон Ноулз и Макс Нойхаус . [11] Тенни был одним из четырех исполнителей « Стива Райха » Музыки маятника (1967) 27 мая 1969 года в Музее американского искусства Уитни вместе с Майклом Сноу , Ричардом Серрой и Брюсом Науманом . Тенни также выступал с Гарри Партчем (в постановке Парча «Заколдованные» в 1959 году), Джоном Кейджем (в середине 1960-х), Стивом Райхом и Филипом Глассом (последние два — в конце 1960-х).
Все композиции Тенни после 1970 года представляют собой инструментальную музыку (иногда с ленточной задержкой), и большинство из них, начиная с 1972 года, отражают интерес к гармоническому восприятию и нетрадиционным системам настройки. Среди значительных работ - Clang (1972) для оркестра, Quintext (1972) для струнного квинтета, Spectral CANON для CONLON Nancarrow (1974) для фортепиано, Glissade (1982) для альта, виолончели, контрабаса и системы ленточной задержки, Bridge (1982– 84) для двух фортепиано в восемь рук в микротональной системе настройки, Changes (1985) для шести арф, настроенных на одну шестую полутона, Critical Band (1988) для переменных инструментов и In a Large Open Space (1994) для переменных инструментов. Его произведения часто представляют собой дань уважения другим композиторам или коллегам и имеют соответствующие субтитры.
Тенни преподавал в Бруклинском политехническом институте , Йельском университете , Калифорнийском институте искусств , Калифорнийском университете в Санта-Крузе и Йоркском университете в Торонто . Среди его учеников Джон Лютер Адамс , Джон Бишофф , Майкл Байрон, Эллисон Кэмерон , Рэйвен Чакон , Эрик де Вишер, Мигель Фраскони , Питер Гарланд , Дуглас Кан , Карсон Киевман, Ингрэм Маршалл , Андра Маккартни, Ларри Полански , Карл Стоун , Карл Великий Палестина , Марк Сабат , Чиёко Шлавнич , Кэтрин Лэмб , Майкл Винтер, Джули Кинг и Дэниел Коррал . (См.: Список студентов-музыкантов по учителю: от T до Z#Джеймс Тенни .)
Тенни умер 24 августа 2006 года от рака легких в Санта-Кларите, Калифорния . [12]
Избранные записи
[ редактировать ]Как единственный композитор
[ редактировать ]- Музыка Джеймса Тенни: Избранные произведения 1963–1984 (1984, Musicworks )
- Избранные произведения 1961–1969 (1992, Frog Peak Music )
- Bridge and Flocking (1996, шляпа ART )
- Сольные произведения для ударных инструментов (1998, Маттиас Каул , шляпа ART)
- Музыка для скрипки и фортепиано (1999, шляпа ART)
- Формы 1–4: Памяти Эдгара Вареза, Джона Кейджа, Стефана Вольпе, Мортона Фельдмана (2002, Ensemble Musikfabrik , шляпа ART)
- Пика-Дон (2004, шапка АРТ)
- Почтовые произведения (2004, Мастерская Бартона, Новые мировые рекорды )
- Мелодия, эргодичность и неопределенность (2007, The Barton Workshop, Mode Records )
- Древо жизни: Квартеты + Квинтеты (2008, Квартет Боззини )
- Spectrum Pieces (2009, The Barton Workshop, Новые мировые рекорды)
- Старая школа: Джеймс Тенни (2010, Zeitkratzer)
- Никогда не написав ноты для ударных инструментов (2015, Rrose , Дальнейшие записи)
- Bass Works (2016, Дарио Кальдероне, шляпа ART)
- Фисгармония (2018, Ансамбль Scordatura, Новые мировые рекорды)
Индивидуальные работы
[ редактировать ]- Саксония
- Дэвид Мотт, Composers Recordings, Inc., 1985 г.
- Хенрик Фриск, «Изобретения одиночества» , Hornblower Recordings, 1995 г.
- Ульрих Кригер , Стены звука , OODiscs, 1996 г.
- Райан Манси , ism , Tundra/New Focus 2016
- Ergodos I За Джона Кейджа
- Джеймс Тенни, Случайная операция: Дань Джону Кейджу , Koch International Classics ) 1993
- Коан: Никогда не писал нот для ударных
- Sonic Youth , Прощай, 20 век , Сирия, 1999 г.
- Уильям Винант , Пять американских ударных пьес , Poon Village, 2013
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тенни 2015 .
- ^ Барбьеро 2014 .
- ^ Тенни и Полански 1980 .
- ^ Тенни 1983 .
- ^ Тенни 1988 .
- ^ Кан 2012 , с. 132.
- ^ Кан 2012 , стр. 131–146.
- ^ Дорнбуш 2017 .
- ^ Шнееманн и Хауг 1998 , стр. 20, 25–26.
- ^ Заметки по фузеологии Кэроли Шнеманн вспоминает Джеймса Тенни
- ^ Кан 2012 , с. 133.
- ^ Анон. 2006 год .
Источники
- Анон. (28 августа 2006 г.). «Некролог: композитор Джеймс Тенни, 72 года» . НовыйMusicBox .
- Барбьеро, Дэниел (2014). «Пятьдесят лет спустя: Мета + Ходос Джеймса Тенни » . Перкорси Музыкали . Архивировано из оригинала 07.11.2017 . Проверено 30 октября 2017 г.
- Дорнбуш, Пол (8 июля 2017 г.). «Хронология / история электронной и компьютерной музыки и связанных с ней событий 1860–2017 гг.» . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 г.
- Снеговик, Кэроли; Хауг, Кейт (1998). «Интервью с Кэроли Шнееманн». Широкий угол . 20 (1): 20–49. дои : 10.1353/wan.1998.0009 . S2CID 167384684 .
- Кан, Дуглас (2012). «Джеймс Тенни из Bell Labs». В Ханне Хиггинс ; Дуглас Кан (ред.). Экспериментализм мэйнфреймов: ранние цифровые вычисления в экспериментальном искусстве . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 131–146.
- Тенни, Дж.; Полански, Л. (1980). «Временное гештальт-восприятие в музыке». Журнал теории музыки . 24 (2): 205–241. JSTOR 843503 . S2CID 53485822 .
- Тенни, Дж. (1983). «Джон Кейдж и теория гармонии». В Костеланец, Р. (ред.). Сочинения о Джоне Кейдже . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета (опубликовано в 1993 г.). ISBN 9780472103485 .
- Тенни, Дж. (1988). История созвучия и диссонанса . Нью-Йорк: Эксельсиор. ISBN 978-0935016994 .
- Тенни, Джеймс (2015). Лорен Пратт; Роберт Ваннамейкер; Майкл Винтер; Ларри Полански (ред.). С нуля: сочинения по теории музыки . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252038-72-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарланд, Питер (ред.). 1984. Зондирование Том. 13: Музыка Джеймса Тенни . Санта-Фе, Нью-Мексико: Soundings Press.
- Хасэгава, Роберт (ред.). 2008. «Музыка Джеймса Тенни» . Обзор современной музыки 27, вып. 1 (февраль)]. Routledge (доступ по подписке).
- Полански, Ларри и Дэвид Розенбум (ред.). 1987. «Дань Джеймсу Тенни». Перспективы новой музыки 25, вып. 1 и 2 (осень – зима и весна – лето): 434–591.
- Смигель, Эрик. 2012. « Метафоры видения: Джеймс Тенни и Стэн Брэхейдж, 1951–1964 ». Американская музыка 30, вып. 1 (Весна |: 61–100.
- Смигель, Эрик. 2017. « «Созерцать с чудом»: теория, театр и сотрудничество Джеймса Тенни и Кэроли Шнееманн ». Журнал Общества американской музыки 11, вып. 1:1–24.
- Тенни, Джеймс. 1988. История «Созвучия» и «Диссонанса» . Нью-Йорк: Excelsior Music Publishing Co. ISBN 0-935016-99-6 .
- Ванамейкер, Роберт. 2021. Музыка Джеймса Тенни, Том 1: Контексты и парадигмы . Издательство Университета Иллинойса.
- Ванамейкер, Роберт. 2021. Музыка Джеймса Тенни, Том 2: Справочник по пьесам . Издательство Университета Иллинойса.
- Циммерман, Уолтер, Растения пустыни - Беседы с 23 американскими музыкантами , Берлин: Beginner Press в сотрудничестве с Mode Records, 2020 (первоначально опубликовано в 1976 году издательством ARC, Ванкувер). Издание 2020 года включает компакт-диск с оригинальными записями интервью с Ларри Остином , Робертом Эшли , Джимом Бертоном, Джоном Кейджем , Филипом Корнером , Мортоном Фельдманом , Филипом Глассом , Джоан Ла Барбарой , Гарретом Листом , Элвином Люсьером , Джоном Макгуайром, Чарльзом Морроу, Джей Би. Флойд (о Конлоне Нанкарроу ), Полин Оливерос , Карл Великий Палестина , Бен Джонстон (о Гарри Партче ), Стив Райх , Дэвид Розенбум , Фредерик Ржевски , Ричард Тейтельбаум , Джеймс Тенни, Кристиан Вольф и Ла Монте Янг .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||
Как использовать архивный материал |
- Джеймс Тенни на Plainsound.org, включая полный список работ и избранные произведения Тенни.
- Ранние произведения Джеймса Тенни (книга Ларри Полански )
- Фильм-спектакль « Никогда » вдохновлен композицией Тенни « Никогда не писал ноты для ударных инструментов », «Открытка» с исполнением Дэнни Холта. Режиссер Рафаэлло Мацца.
Прослушивание
[ редактировать ]- Обширный YouTube-канал, посвященный музыке Джеймса Тенни.
- Страница UbuWeb Sound для Джеймса Тенни
- Спектральная вариация № 1, запись премьеры Киарана Махера в DNK Amsterdam
- Просто интонационная версия Хроматического канона Тенни для двух фортепиано с использованием системы настройки, предоставленной Тенни.
Группы, часто исполняющие произведения Тенни:
Интервью
[ редактировать ]- с Тенни о его работе в 1960-х годах Интервью Дугласа Кана в 1999 году.
- Джеймс Тенни (8–11 мая 2005 г.). «Открытки с края» . NewMusicBox (Интервью). Беседовал Фрэнк Дж. Отери (опубликовано 1 июня 2005 г.). (включая видео)
- Hermits of Re-Tuning (Шоу 115) Джеймс Тенни дал интервью на Kalvos & Damian New Music Bazaar , 2 августа 1997 г. (нажмите, чтобы прослушать)
- Джеймс Тенни дал интервью American Mavericks (нажмите, чтобы прослушать)
- Шнееманн, Кэроли с Робертом Энрайтом. 1998. « Заметки по фузеологии: Кэроли Шнееманн вспоминает Джеймса Тенни ». Пограничные переходы 132 (декабрь 2014 г.).
- Композиторы-классики XX века
- Американские музыканты-экспериментаторы
- Американские композиторы-классики
- Американские композиторы 20-го века
- Канадские композиторы-классики
- Канадские музыканты-экспериментаторы
- Канадские композиторы 20-го века
- Компьютерная музыка
- Просто интонации композиторов
- Микротональные композиторы
- Поток
- Композиторы-минималисты
- Спектральная музыка
- Американские электронные музыканты
- Американские теоретики музыки
- Ученики Джона Кейджа
- Ученики Карла Рагглза
- Ученики Чжоу Вэнь-чуна
- Ученики Эдуарда Штойермана
- Ученики Эдгара Вареза
- Ученики Гарри Партча
- Ученики Генри Бранта
- Ученики Кеннета Габуро
- Факультет Политехнического института Нью-Йоркского университета
- факультет Калифорнийского института искусств
- Академический состав Йоркского университета
- Жители Силвер-Сити, Нью-Мексико
- Музыканты из Нью-Мексико
- Музыканты из Денвера
- Выпускники Беннингтонского колледжа
- Выпускники Студии экспериментальной музыки
- Выпускники Университета Иллинойса Урбана-Шампейн
- Выпускники Университета Иллинойса
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Смертность от рака легких в Калифорнии
- 1934 рождения
- смертей в 2006 г.
- Американские музыковеды ХХ века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века