Сюрреалистическая музыка
Часть серии о |
Сюрреализм |
---|
Сюрреалистическая музыка — это музыка , в которой используются неожиданные сопоставления и другие сюрреалистические приемы . Обсуждая Теодора В. Адорно , Макс Пэддисон определяет сюрреалистическую музыку как музыку, которая «сопоставляет свои исторически обесцененные фрагменты в монтажной манере, что позволяет им обрести новые значения в новом эстетическом единстве». [1] хотя Ллойд Уайтселл говорит, что это толкование этого термина Пэддисоном. [2] Энн ЛеБарон называет автоматизм , включая импровизацию и коллаж , основными приемами музыкального сюрреализма . [3] По словам Уайтселла, Пэддисон цитирует эссе Адорно 1930 года «Reaktion und Fortschritt», в котором говорится: «Поскольку сюрреалистическое сочинение использует обесцененные средства, оно использует их как обесцененные средства и обретает свою форму в «скандале», возникающем, когда внезапно появляются мертвые. среди живых». [4]
Ранняя сюрреалистическая музыка
[ редактировать ]В 1920-х годах несколько композиторов находились под влиянием сюрреализма или представителей сюрреалистического движения. Двумя композиторами, наиболее связанными с сюрреализмом в этот период, были Эрик Сати , [5] написавший партитуру к балету «Парад» , побудивший Гийома Аполлинера ввести термин «сюрреализм» , [6] и Джордж Антейл , написавший: «Сюрреалистическое движение с самого начала было моим другом. В одном из его манифестов было заявлено, что вся музыка невыносима - за исключением, возможно, моей - прекрасное и ценное снисхождение». [7] Ранняя сюрреалистическая музыка также была связана с кино; по словам Ханны Льюис:
возможно, одной из самых известных саундтреков к ранним фильмам была музыка Сати к фильму Рене Клера «Антракт» . Показанный между актами балета Сати «Релаш» в исполнении Ballets Suédois в 1924 году, фильм по сценарию дадаистского художника Фрэнсиса Пикабиа стал важным предшественником сюрреалистического кино. В фильме также присутствуют необычные сопоставления и логика сновидений, и некоторые сочли фильм и, как следствие, музыку Сати сюрреалистическими». [8]
Адорно называет наиболее последовательными сюрреалистическими произведениями произведения Курта Вейля , такие как «Трехгрошовая опера» и «Взлет и падение города Махагони» среднего периода , а также произведения других авторов, взятые из музыки Игоря Стравинского , особенно из произведения Л. «История солдата » — и определяет этот сюрреализм как гибридную форму между «современной» музыкой Арнольда Шёнберга и его школы и «объективистским» неоклассицизмом / фольклоризмом позднего Стравинского. Этот сюрреализм, как и объективизм , признает отчуждение , но более социально внимателен. Тем самым он отрицает позитивистские представления об объективизме, которые признаются иллюзиями. Вместо этого его содержание касается «позволения социальным недостаткам проявляться посредством ошибочной фактуры, которая определяет себя как иллюзорную, без каких-либо попыток замаскироваться посредством попыток достижения эстетической тотальности». [9] тем самым разрушая эстетическую формальную имманентность и выходя за пределы литературной сферы. Этот сюрреализм далее отличается от четвертого типа музыки, так называемой Gebrauchsmusik Пауля Хиндемита и Ханнса Эйслера , которая пытается прорваться через отчуждение изнутри себя, даже за счет своей имманентной формы. [10]
Ранние произведения конкретной музыки» « Пьера Шеффера имеют сюрреалистический характер благодаря неожиданному сопоставлению звуковых объектов, таких как звуки пения балийских священников, баржи на реке Сене, пения и кашля Саши Гитри , грохота кастрюль в Этюд с запеканками (1948). [11] Композитор Оливье Мессиан назвал «сюрреалистическую тревогу» ранних работ Шеффера в отличие от «аскетизма» более позднего « Этюда aux allures » 1958 года. [12] После первого концерта musique concrète ( Concert de bruits в одиночку , 5 октября 1948 г.) Шеффер получил письмо от одного из зрителей (названного только как GM), в котором он описывался как «музыка, услышанная По и Лотреамоном , и Раймон Руссель «Концерт шумов» представляет собой не только первый концерт сюрреалистической музыки, но, на мой взгляд, содержит в себе музыкальную революцию». [13] Сам Шеффер утверждал, что конкретная музыка на своем начальном этапе имела тенденцию либо к атональности , либо к сюрреализму, либо к тому и другому, а не, как это впоследствии стало, отправной точкой более общей музыкальной процедуры. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Паддисон 1993 , 90.
- ^ Уайтселл 2004 , 118.
- ^ ЛеБарон 2002 , 27.
- ^ Уайтселл 2004 , 107, 118n18.
- ^ ЛеБарон 2002 , 30.
- ^ Калкинс 2010 , 13.
- ^ ЛеБарон 2002 , 30–31.
- ^ Льюис 2018 , 7.
- ^ Адорно 2002 , 396.
- ^ Адорно 2002 , 396–397.
- ^ Паломбини 1993 , с. 6.
- ^ Мессиан 1959 , 5–6.
- ^ Шеффер 1952 , 30–33.
- ^ Шеффер 1957 , 19–20.
Источники
- Адорно, Теодор В. (2002). «Очерки музыки» , избранные, с введением, комментариями и примечаниями Ричарда Лепперта; новые переводы Сьюзен Х. Гиллеспи. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-22672-0 (ткань), ISBN 0-520-23159-7 (пбк).
- Калкинс, Сьюзен (2010). Эрика Сати «Модернизм в музыке и парад ». Международное обозрение эстетики и социологии музыки 41, вып. 1 (июнь): 3–19.
- Лебарон, Энн (2002). «Отражения сюрреализма в постмодернистской музыке», Постмодернистская музыка/Постмодернистская мысль , под редакцией Джуди Локхед и Джозефа Аунера, [ нужна страница ] . Исследования современной музыки и культуры 4. Нью-Йорк и Лондон: Гарленд. ISBN 0-8153-3820-1 .
- Льюис, Ханна (18 октября 2018 г.). «Сюрреалистические звуки». Французская музыкальная культура и появление звукового кино . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780190635978.003.0003 . ISBN 9780190635978 . OCLC 1101181263 .
- Мессиан, Оливье (1959). "Предисловие". Музыкальное обозрение , вып. 244 (Музыкальные впечатления: конкретная, электронная, экзотическая музыка, Группа музыкальных исследований французского радио и телевидения): 5-6.
- Пэддисон, Макс (1993), Эстетика музыки Адорно , Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-43321-5
- Паломбини, Карлос Винсенте де Лима (1993). Пьер Шефферс Типоморфология звуковых объектов (докторская диссертация). Даремский университет . Проверено 6 апреля 2024 г.
- Шеффер, Пьер (1952), В поисках конкретной музыки , Париж: Éditions du Seuil
- Шеффер, Пьер (1957). Шеффер, Пьер (ред.). «К экспериментальной музыке». Музыкальное обозрение , вып. 236.
- Уайтселл, Ллойд (2004). «Тональность двадцатого века, или Расстаться трудно». В книге «Удовольствие от модернистской музыки: слушание, значение, намерение, идеология » под редакцией Арведа Марка Эшби. Рочестер, Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета. ISBN 1-58046-143-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гоннар, Анри (2012). «Равель, Фалья, Казелла, Пуленк: неоклассицизм или сюрреализм?» Музыкальное ревю швейцарской романтики 65, вып. 3 (сентябрь): 44–57.
- Прайс, Салли и Жан Жамен (1988). «Разговор с Мишелем Лейрисом». Современная антропология 29, вып. 1 (февраль): 157–174.
- Шеффер, Пьер (1959a). «Современное положение экспериментальной музыки». Музыкальное обозрение , вып. 244 (Музыкальный опыт: конкретная, электронная, экзотическая музыка, Группа музыкальных исследований французского радио и телевидения): 10–17.
- Шеффер, Пьер (1959b). «Группа музыкальных исследований». Музыкальное обозрение , вып. 244 (Музыкальный опыт: конкретная, электронная, экзотическая музыка, Группа музыкальных исследований французского радио и телевидения): 49–51.
- Шлёссер, Стивен (2005). Католицизм эпохи джаза: мистический модернизм в послевоенном Париже, 1919–1933 гг . Торонто: Университет Торонто Press.
- Сейте, Янник. 2010. Джаз в прямом смысле слова . Париж: Press Universitaires de France. ISBN 978-2130582397 .
- Ши, XJ, YY Цай и CW Чан (2007). «Электронная музыка для биомолекул с использованием коротких музыкальных фраз». Леонардо 40, нет. 2:137–141.
- Таминьо, Пьер. 2013. «Автоматизм и импровизация: связь сюрреализма и джаза». В «Золотом молчании поэтов-сюрреалистов» под редакцией Себастьяна Арфуйу с предисловием Анри Бехара, 219–231. Шато-Гонтье: Aedam musicae. ISBN 978-2-919046-10-2 .
- Тиббетс, Джон К. (2005). Композиторы в кино: исследования музыкальной биографии . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Вангерми, Роберт. 1995. Андре Сурис и комплекс Орфея: между сюрреализмом и сериальной музыкой . Музыкальный сборник, Музыковедение. Льеж: П. Мардага. ISBN 9782870096055 .