Роберто Матта
Роберто Матта | |
---|---|
![]() 1960 | |
Рожденный | Роберто Себастьян Антонио Матта Эчауррен 11 ноября 1911 г. |
Умер | 23 ноября 2002 г. | 91 год) ( 23 ноября 2002 г. )
Образование | архитектура и дизайн интерьера в Папском католическом университете Чили |
Известный | Рисование |
Движение | Сюрреализм |
Награды | Императорская премия |
Роберто Себастьян Антонио Матта Эчауррен ( Испанский: [roˈβeɾto ˈmata] ; 11 ноября 1911 — 23 ноября 2002), более известный как Роберто Матта , был одним из Чили самых известных художников и выдающейся фигурой в абстрактном экспрессионистском и сюрреалистическом искусстве 20-го века в Америке и Европе.
Биография
[ редактировать ]Матта имел испанское , баскское и французское происхождение. [1] Он родился в Сантьяго , изучал архитектуру и дизайн интерьера в Папском католическом университете Чили в Сантьяго и окончил его в 1935 году. Той весной он отправился из Перу в Панаму и завершил сюрреалистические рисунки многих географических объектов, свидетелем которых он стал. Впервые он столкнулся с Европой во время службы в торговом флоте после окончания учебы. [2] Его путешествия по Европе и США привели его к знакомству с такими художниками, как Аршил Горки , Рене Магритт , Сальвадор Дали , Андре Бретон и Ле Корбюзье .

Именно Бретон дал толчок развитию чилийца в искусстве, поощряя его творчество и знакомя его с ведущими представителями парижского сюрреалистического движения. Матта создавал иллюстрации и статьи для сюрреалистических журналов, таких как «Минотавр» . В этот период он познакомился с творчеством многих выдающихся современных европейских художников, таких как Пабло Пикассо и Марсель Дюшан .
Первый настоящий расцвет творчества Матты пришелся на 1938 год, когда он перешел от рисунка к живописи маслом, благодаря которой он наиболее известен. Этот период совпал с его эмиграцией в Соединенные Штаты , где он жил до 1948 года. Его ранние картины, такие как «Вторжение ночи» , дают представление о работе, которую он будет продолжать, с рассеянными световыми узорами и жирными линиями на безликом фоне. Это также период серии « inscape » и тесно связанных с ней «психологических морфологий». Профессор Клод Чернуски (см. внешнюю ссылку на выставку Матты в Бостонском колледже ниже) пишет: «Ключевое стремление Матты представить и пробудить человеческую психику в визуальной форме было отфильтровано через труды Фрейда и психоаналитический взгляд на разум как трехмерное пространство. : « вход »». Согласно эссе о Матте в « Перекрестных течениях модернизма» (см. ссылки ниже), вызывающие воспоминания формы пейзажей «являются визуальными аналогиями психики художника» (стр. 241). В 1940-х и 1950-х годах тревожное состояние мира политика нашла отражение в творчестве Матты: полотна заполнялись изображениями электрических машин и обеспокоенных фигур. Добавление глины к картинам Матты в начале 1960-х годов придало искажениям дополнительный объем.
В своем искусстве Матта создает новые измерения в смеси органических и космических форм жизни (см. биоморфизм ). Он был одним из первых художников, совершивших этот абстрактный скачок.

Связи Матты с сюрреалистическим движением Бретона были разорваны из-за частных разногласий относительно Аршила Горки и его семьи. Матту обвинили в том, что он косвенно стал причиной самоубийства Горького (в ответ на связь Матты с женой американского художника армянского происхождения). Это привело к его исключению из группы, но к этому времени собственное имя Матты стало широко известно. Он разделил свою жизнь между Европой и Южной Америкой в 1950-е и 1960-е годы, успешно сочетая политику и полуабстрактность в эпических сюрреалистических полотнах. Матта верил, что искусство и поэзия могут изменить жизнь, и принимал активное участие в социальных движениях 1960-х и 1970-х годов. Он был решительным сторонником социалистического правительства президента Сальвадора Альенде в Чили. Его фреска размером 4x24 метра под названием «Первая цель чилийского народа » была закрашена 16 слоями краски военным режимом Аугусто Пиночета после насильственного свержения Сальвадора Альенде в 1973 году. В 2005 году фреска была обнаружена местными властями. В 2008 году фреска была полностью отреставрирована за 43 000 долларов, и сегодня она выставлена в Сантьяго на выставке Фермерская ратуша. [3]
На протяжении всей своей жизни Матта работал со многими видами медиа, включая керамику, фотографию и видеопроизводство. [4]
Матта умер в Чивитавеккья , Италия , 23 ноября 2002 года, через одиннадцать дней после своего 91-го дня рождения.
Матта был женат дважды: его первой женой была Патрисия Матта Эчауррен ( урожденная О'Коннелл), американка (которая позже вышла замуж за Пьера Матисса ), а второй женой была Германа Феррари. [5] Он отец шестерых детей. Двое умерли преждевременно, оставив свое творческое наследие художникам Гордону Матта-Кларку и его брату-близнецу Себастьяну. [6] Рамунчо Матта , Федерика Матта , [7] дизайнер Алисе и художник и писатель Пабло Эшауррен , чья фамилия была ошибочно записана при рождении.
Выставки (выборка)
[ редактировать ]Групповые шоу
[ редактировать ]В 2019 году его работы были включены в групповую выставку «Дар искусства » в Художественном музее Переса в Майами . На выставке были представлены важные произведения постоянной коллекции ПАММ, посвященные латиноамериканским и латиноамериканским художникам. Среди художников, представленных на выставке, были Хосе Бедиа (Куба), Тереза Маргольес (Мексика), Кармен Эррера (Куба), Оскар Мурильо (Колумбия), Амелия Пелаес (Куба), Зилиа Санчес (Куба), Тунга (Бразилия) и Вифредо. Лам (Куба). [8]
Избранный список работ
[ редактировать ]- Больная плоть (ок. 1932-1933)
- Клоун (1934)
- Без названия (Паяса) (1935)
- Панама и мокрые простыни (1936)
- Лес , След улитки , Composición Azul , Сценарий № 1: Паническое всасывание Солнца и морфология (1937)
- Красное Солнце , Космическое путешествие (Звездное путешествие) , Вам обоим , Crucifixión (Распятие) , несколько работ под названием «Психологическая морфология и морфология желания» (1938).
- еще работы под названием «Психологическая морфология и вода » (1939).
- Темный свет (1940)
- Вторжение ночи , Слушайте вживую , Теория дерева , Абстрактная композиция , Посвящение (Origine d'un Extrême) и Foeu (1941)
- Повешенный , Конец всего , Мистицические катастрофы и Яблоки, которые мы знаем (1942)
- L'Oeyx , El Día es un Atentado и Redness of Lead (1943)
- Обложка финального номера журнала ВВВ , To Escape the Absolute , Et At It , Le Glaive et la Parole и Poing d'Hurlement (1944)
- Голодающая женщина , Абстракционо , Игроки в сердце и Rêve ou Morte (1945)
- Паломник сомнений и серьезная ситуация (1946)
- Accidentalité , Метаматик № 12 и Черное зеркало (1947)
- Допрос по ране и Пророк (1948)
- La Revecue и женщина, на которую смотрели (1949)
- К'Онтра Восотвос Асесинон де Паломас (1950)
- Не думайте о побеге , и розы прекрасны (1951)
- Ужас зла, Абсолютное, Враг внутри, La memoria cosmica (1951)
- Оправданный грешник и взрыв (1952)
- Самый свободный (1952)
- Утро на Земле , Hills a Poppin , Убийство Розенбергов , L'Hosticier и L'Apetite de Primer (1953)
- Раскрой руки, как откроются глаза , Bud Sucker , Шахматист , L'Atout и Все вместе на Земле (1954)
- Длинный мост , Копание зерна , Паровоз в возвышении и Интервидение (1955)
- Banale de Venise , Heart Malitte , Fleur de Midi и Le Pianiste (1956)
- Le Point d'Ombre , L'Impencible , The And of Think и Ciel Volante (1957)
- «Духовная охота» (начата в 1957 году), «Нацеленный на нас мир» , «L'Etang de No» , «Детство концентрации» , «Les Eviteurs» и «Le Courier» (1958)
- Солнце, которое знает, как воссоединиться , Создатели небытия , Гей превыше всего , Клан и L'Inpensable (Великий персонаж) (1959)
- Пара IV (начата в 1959 году), Être Atout (сюита из пяти частей), Vers l'Universe , Ciudad Cósmica и Design of Intuition (1960)
- Живой лицом к лицу со стрелами (1961)
- Средства Креафера , Побеждённые, страдающие клаустрофобией , и Мужчина-Земля (1962)
- Ева Виэль (1963)
- Эрос Семенс (триптих, начат в 1962 году) и «Свет преступника» (начат в 1963 году) (1964)
- Ла Терре Уни (1965)
- Прилив и набережная Венеры (1966)
- Signe of the Times и Dying for Love (1967)
- Malitte (модульный комплект мебели, созданный в период с 1966 по 1968 год) и La Caza de Adolescentes (1968).
- Либерос , Обнаженная, прячущаяся в лесу и Вергиносаменте (1969)
- Эль Логела Фоли , Je-ographie , El Hombre de la Lampara и председатель MAgriTTA (1970)
- Отто Пор Тре , Первый гол чилийского народа и Parallelles de la Viel (1971)
- Coigitum и переворот океана (1972)
- La Vida Allende la Muerte , Senile d'Uncertitude , Migration des Révoltes и Hom'mer (Хаосмос) (сюита из десяти офортов с акватинтой) (1973)
- Фиксированный взрывчатка , Я шпион , Глубокий Марс , L'Aube Permanente и Cadran d'Incendies (1974)
- Мас Ceilin и Illumine le Temps (1975)
- Пробуждение (начато в 1974 году), Une d'Une и Les Voix des Temples (1976)
- Жизнь в комнате , Тень невидимого и Открытие момента (1977)
- Карре-четыре и Дедалополус (1978)
- Полиморфология (1979)
- Мой собственный рог , Лаокоонтаре (Война идей) и Пироцентр (1980)
- Сциллы Сциллы , Зеркало Кроноса и Слово Америки (1981)
- Geomagnética de Danza (начало работы в 1981 году), Ils Sexplose , Internal Step of Mercury , Labirintad and The Sign (1982)
- Морфология Gaité , Logos Men и искусственная ясность (1983)
- Экран памяти и Дельфин памяти (1984)
- Точка пространства (1985)
- Ми-моза , 24 мая 1986 , Камень, который вернет себе небеса и Оэрамен , Сознание — дерево Ветрорезина (1986)
- О душе и Еве (1987)
- Быть криком (1988)
- Нарушение и неопознанный конверт (1989)
- Внутри розы , Всемогущество красного , Навигатор и Хайку (1990)
- Среди желаний и моя леди (1991)
- Champ du Void , Cosmo-now , Le Désnomeur Rénomme и Farfallacqua (1992)
- Оставляя свою траву , Vertige du Vertige , Torinox и Colomberos (1993)
- Ветер атомов (1994)
- Les Arpèges , L'Ame du Fond и Melodia-Melodio (1995)
- Дорога в рай , Бурная водная река и Краснота синего (1996)
- Флауэрита и цветок дуба (1997)
- Юниверсо (1998)
- Белый или цветок (1999)
- Autres Ноу (2000)
- Хаосмос (2002), коллекция скульптур Вирзена .
- История сообщений Chicken Flowers , La Dulce Acqua Vita и La Source du Calme (2002)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Роберто Матта» . Архивировано из оригинала 14 июля 2009 г. Проверено 14 июля 2009 г.
- ^ Долин, Брайан. «Ясный пейзаж Матты». Сюрреализм и архитектура. Томас Микал. Лондон: Рутледж, 2005. 53–59. Распечатать.
- ^ «Чили представляет фреску «Мысль, разрушенная диктатором Аугусто Пиночетом» .
- ^ "Система 88".
- ^ Макней, Майкл (25 ноября 2002 г.). «Некролог Роберто Матта» . Хранитель . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ функция artnet. Архивировано 13 июля 2010 г. на Wayback Machine , получено 23 октября 2009 г.
- ^ «Федерика МАТТА» .
- ^ «Художественный музей Переса в Майами объявляет о создании Фонда латиноамериканского и латиноамериканского искусства • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 5 апреля 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Галерея Бодли (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк) Матта, с 1942 по 1957 год. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine (Нью-Йорк: Галерея Бодли , 1960) OCLC 78760494.
- Пассерон, Рене (1984). Краткая энциклопедия сюрреализма . Пер. Дж. Гриффитс. Уэр, Великобритания: Omega Books. ISBN 0-907853-28-5 .
- Флетчер, Валери Дж; Музей Хиршхорна и сад скульптур. Перекрестные течения модернизма: четыре латиноамериканских пионера: Диего Ривера, Хоакин Торрес - Гарсиа, Вифредо Лам, Матта (Вашингтон, округ Колумбия: Музей и сад скульптур Хиршхорна совместно с Smithsonian Institution Press, ©1992), ISBN 1-56098-205-5 ; ISBN 1-56098-206-3
- Фабрис Флаутез , Новый мир и новый миф. Мутации сюрреализма от американского изгнания до абсолютного отъезда 1941-1965 гг . Дижон, Франция: Les presses du Real, 2007 [на французском языке]. ISBN 978-2-84066-194-8
- Фабрис Флаутез, «Клеточная биология и математические функции в работах Роберто Матты», Art Présence , № 51, сентябрь 2004 г., стр. 32-37.[Английский]
- Фабрис Флаутез, «Картина Роберто Матты между эукариотической клеткой и сингулярностью Шварцшильда», в «Мелюзине », № XXVII (сюрреализм и наука), Cahiers du Center de Recherche sur le Surréalisme (Париж 3, Сорбонна-Нувель), под реж. Анри Бехар, Лозанна, Éditions L’Age d’Homme, март 2007 г., стр. 145-153. ISBN 978-2-8251-3727-7 [французский]
- Фабрис Флаутез, «Лабиринтное чтение и спиральные пространства: вместо журнала», в «Les revues d'art» , реж. Р. Фруассар Пезон и Ю. Шеврефилс-Десбиоль, Ренн, Университетская пресса Ренна, 2011, с. 155-165. ISBN 2-753514801 [французский]
- Matta Fictions , ❲кот. Выставка Bucerius Kunst forum, Гамбург, 22 сентября 2012 г. – 6 января 2013 г.❳, доступны тексты Фабриса Флаутез, Элис Махон, Джулии Дрост, Вернера Хофмана, Гэвина Паркинсона, Марги Пас, Эвелин Печингер-Тойеркауф, редакторов Ортруды Вестхайдер и Михаэля Филиппа Софорта. , Мюнхен, Hirmer Verlag GmbH, 2012. ISBN 978-3-7774-5431-3 [немецкий]
- Матта-Лог. Морфология желания , (кат. Фабрис Флаутез (ред.) Выставка Bank Austria Kunstforum, Вена, 24 февраля - 2 июня 2024 г.), Тексты Фабриса Флаутез, Ингрид Брюггер, перевод Сьюзен Л. Пауэр, Вена, Bank Austria Kusntforum, 2024 г. , ISBN 978-3-200-09642-4 [английский]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Роберто Матта
- Галерея Пейс
- Выставки, галереи и музеи
- Биологическая страница Художественного музея Америки (Вашингтон, округ Колумбия) на Матте
- Бостонский колледж, Художественный музей Макмаллена: материалы о выставке и каталоге Матты 2004 года , включая обсуждение его « пейзажей ».
- Погуглите о Роберто Матте Эчауррене
- 1911 рождений
- 2002 смертей
- Чилийцы баскского происхождения
- Чилийцы французского происхождения
- Чилийцы испанского происхождения
- Чилийские художники-сюрреалисты
- Художники-экспрессионисты
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Художники из Сантьяго
- Чилийские скульпторы
- Скульпторы-мужчины
- Художники-сюрреалисты
- Скульпторы 20 века
- Почетные члены Королевской академии
- Чилийские художники ХХ века
- Чилийские художники-мужчины
- Выпускники Папского католического университета Чили
- Художники-мужчины
- Чилийские художники-мужчины ХХ века