Jump to content

Мишель Лейрис

Мишель Лейрис
портрет 1984 года
Рожденный 20 апреля 1901 г. Edit this on Wikidata
Умер 30 сентября 1990 г. Edit this on Wikidata (89 лет)
Занятие Писатель , поэт , коллекционер Edit this on Wikidata
Семья Пьер Лейрис Edit this on Wikidata

Жюльен Мишель Лейрис (англ. Французский: [lɛʁis] ; 20 апреля 1901 года в Париже. [1] — 30 ​​сентября 1990 в Сен-Илере, Эссон ) — французский писатель -сюрреалист и этнограф . Член группы сюрреалистов в Париже, Лейрис стал ключевым членом Колледжа социологии вместе с Жоржем Батаем и руководителем исследований по этнографии в CNRS . [2]

Биография

[ редактировать ]

Мишель Лейрис получил степень бакалавра философии в лицее Янсона де Сайи в 1918 году и после непродолжительной попытки изучать химию у него появился сильный интерес к джазу и поэзии. Между 1921 и 1924 годами Лейрис встретился со многими важными фигурами, такими как Макс Жакоб , Жорж Анри Ривьер , Жан Дюбюффе , Робер Деснос , Жорж Батай и художник Андре Массон . [3] который вскоре стал его наставником. Через Массона Лейрис стал членом сюрреалистического движения, внес свой вклад в сюрреалистическую революцию . [4] опубликовал Симулякр (1925), [5] и Ле Пойнт Кардинал (1927), а также написал сюрреалистический роман «Аврора» (1927–28; впервые опубликован в 1946 году). В 1926 году он женился на Луизе Годон. [6] падчерица Пикассо арт-дилера Даниэля-Генри Канвейлера. [6] и путешествовал по Египту и Греции.

После ссоры с лидером сюрреалистов Андре Бретоном в 1929 году Лейрис написал эссе для антибретонской брошюры Un Cadavre . [7] и присоединился к команде Батая в качестве помощника редактора журнала « Документы », в который он также регулярно публиковал такие статьи, как «Заметки о двух микрокосмических фигурах 14-го и 15-го веков» (1929, выпуск 1), «В связи с «Музеем волшебников». » (1929, выпуск 2), «Цивилизация» (1929, выпуск 4), «Caput Mortuum», или Жена алхимика» (1930, выпуск 8), а также о таких художниках, как Джакометти , Миро , Пикассо и Художник XVI века Антуан Карон . Он также написал статью «Взгляд этнографа (о миссии Дакар-Джибути)» перед тем, как отправиться в 1930 году в качестве секретаря-архивиста в амбициозную этнографическую экспедицию Марселя Гриоля . На основе этого опыта Лейрис опубликовал свою первую книгу. важная книга 1934 года «L'Afrique fantôme» , сочетающая в себе как этнографическое исследование, так и автобиографический проект, который порвал с традиционным этнографическим стилем письма Гриоля. По возвращении он начал свою практику этнографа в Музее человека . эту должность он занимал до 1971 года.

В 1937 году Лейрис объединился с Батаем и Роже Кайуа, чтобы основать Колледж социологии в ответ на текущую международную ситуацию. [8] , он принял участие в миссии в Кот-д'Ивуар во колониях в 1945 французских . году Все активнее занимаясь политикой [9] Лейрис участвовал в ряде политических столкновений, в том числе в войне в Алжире , и был одним из первых, кто подписал Декларацию о праве на свободу в войне в Алжире . [10] манифест 1960 года в поддержку борьбы против колониальных сил в Алжире.

В 1961 году Лейрис был назначен главой исследования этнографии в CNRS ( Национальный центр научных исследований ) и опубликовал множество критических текстов. [11] о художниках, которыми он восхищался, в том числе о Фрэнсисе Бэконе , близком друге, для которого он работал моделью. [12] В том же году он также опубликовал « Ночи как день, дни как ночь». [13] (англ. перевод, Spurl Editions, 2017 ).

Мишель Лейри, считающийся ведущей фигурой французской литературы, социологии и культурной критики XX века, оставил значительное количество работ. Они варьируются от автобиографических произведений, таких как «L'Age d'homme» (1939), «La Règle du jeu» (1948–1976) и его «Журнал 1922–1989» (опубликован посмертно в 1992 году); искусствоведческая критика, такая как Au verso des images (1980) и Фрэнсис Бэкон, лицо и профиль (1983); музыкальная критика, такая как Operatiques (1992); и научные труды, такие как «Секретный язык догонов саги» (1948) и «Раса и цивилизация» (1951). (Области его интересов в антропологии варьировались от корриды до владения оружием в Гондаре , Эфиопия .)

Вместе с Жаном Жамином Лейрис основал Gradhiva . [14] журнал антропологии в 1986 году. Сейчас журнал является журналом антропологии и музеологии Музея на набережной Бранли (Париж, Франция).

Лейрис также был талантливым поэтом, и поэзия играла важную роль в его подходе к миру. В предисловии к Haut Mal, suivi de Autres Lancers (Gallimard 1969) он сказал, что «практика поэзии позволяет нам постулировать Другого как равного» и что поэтическое вдохновение — «очень редкая вещь, мимолетный дар». с Неба, к которому поэту нужно быть, ценою абсолютной чистоты, восприимчивым – и заплатить своим несчастьем за блага, извлекаемые из этого блага».

Работы (подборка)

[ редактировать ]
  • Симулякр (1925)
  • Ле Пойнт Кардинал (1927)
  • Аврора (1927–28)
  • Призрачная Африка (1934); Призрачная Африка (английский перевод, Брент Хейс Эдвардс, Seagull Books, 2018 )
  • L'Age d'homme (1939); Мужественность (перевод на английский, Ричард Ховард, University of Chicago Press, 1992)
  • Haut Mal (стихи) (1943) / переиздано как Haut Mal, за которым следуют Other Lancers (1969)
  • Тайный язык догонов по Саге (1948)
  • «Правила игры» (1948–1976); Правила игры
    • Том. 1: Biffures (1948) (англ. перевод: Scratches , Лидия Дэвис, 1991)
    • Том. 2: Fourbis (1955) (англ. tr. Scraps , Лидия Дэвис, 1997)
    • Полет. 3: Fibrils (1966) (англ. tr. Fibrils , Lydia Davis, 2017)
    • Полет. 4: Frail Riffs (1976) (англ. tr. Frail Riffs , Ричард Зибурт, 2024)
  • Раса и цивилизация (1951)
  • Одержимость и ее театральные аспекты у эфиопов Гондэра (1958)
  • Ночи без ночей и несколько дней без дней (1961); Nights as Day, Days as Night (английский перевод, Ричард Зибурт, Spurl Editions, 2017 )
  • Сломанный (1966) (английский перевод, Лидия Дэвис, North Point Press, 1990)
  • На обороте изображений (1980)
  • Лента у горла Олимпии (1981) (английский перевод: Лента у горла Олимпии , Кристин Пичини, 2019)
  • Лицо и профиль Фрэнсиса Бэкона (1983)
  • Оператика (1992)
  • Журнал 1922-1989 (1992)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Фонд Веннера-Грена антропологических исследований» (PDF) . Чикагский журнал .
  2. ^ «Мишель Лейрис» . МТИ Пресс . Проверено 28 июля 2020 г.
  3. ^ Оитяну, Валерий (4 июня 2012 г.). «АНДРЕ МАССОН Мифология желания: Шедевры с 1925 по 1945 год» . Бруклинская железная дорога . Проверено 28 июля 2020 г.
  4. ^ «Мишель Лейрис (Андре Бретон)» . www.andrebreton.fr . Проверено 28 июля 2020 г.
  5. ^ www.bibliopolis.com. «SIMULACRE Андре Массона, Мишеля Лейриса о компании William Reese» . Компания Уильяма Риза . Проверено 28 июля 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б www.metmuseum.org https://www.metmuseum.org/art/libraries-and-research-centers/leonard-lauder-research-center/research/index-of-cubist-art-collectors/leiris . Проверено 28 июля 2020 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  7. ^ Бретон, Андре; Рибемон-Дассень, Жорж; Превер, Жак; Кено, Раймон; Витрак, Роджер; Лейрис, Мишель; Лимбур, Жорж; Буаффар, Ж.-А; Десно, Роберт (1924). Труп (на французском языке). Париж: sn OCLC   801805934 .
  8. ^ Кайуа, Роджер (2003). Грань сюрреализма: читатель Роджера Кайуа . Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-3068-4 .
  9. ^ Дэвис, Ховард (апрель 1987 г.). "Введение" . Сартр и «Современные времена» . стр. 1–12. дои : 10.1017/CBO9780511897726.003 . ISBN  9780511897726 . Проверено 28 июля 2020 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  10. ^ СИРИНЕЛЛИ, Жан-Франсуа (12 января 1998 г.). «Алжир, Манифест 121. «Декларация о праве на неповиновение в алжирской войне» » . Libération.fr (на французском языке) . Проверено 28 июля 2020 г.
  11. ^ «Мишель Лейрис — Автор» . Издания CNRS (на французском языке) . Проверено 28 июля 2020 г.
  12. ^ «Мишель Лейрис | Фрэнсис Бэкон» . www.francis-bacon.com . Проверено 28 июля 2020 г.
  13. ^ Лейрис, Мишель; Дэвис, Лидия; Бланшо, Морис; Форт, Джефф (1998). «Журнал 1944 года [Освобождение Парижа]». Союзы (31): 201–231. ISSN   0278-2324 . JSTOR   24515878 .
  14. ^ «Градхива — Журнал антропологии и истории искусств» . Journals.openedition.org (на французском языке) . Проверено 28 июля 2020 г.
  • Жан-Луи де Рамбюр , «Как работают писатели», Париж, 1978 г. (интервью с М. Лейрисом, на французском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62783364ad2a0bd234ac16bbc8c02f3c__1714856400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/3c/62783364ad2a0bd234ac16bbc8c02f3c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Michel Leiris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)