Jump to content

Вольфганг Паален

Вольфганг Паален
Паальс, гр. 1940 год
Рожденный ( 1905-07-22 ) 22 июля 1905 г.
Вена , Австрия
Умер 24 сентября 1959 г. ( 1959-09-24 ) (54 года)
Таско , Мексика
Национальность Австрийско-мексиканец
Образование Философия, искусство
Известный Живопись, скульптура, теория искусства
Движение Сюрреализм , Модернизм
Супруг (а) 1. 1934: Элис Филлипот, позже Рахон.
2. 1947: Лучита Уртадо
3. 1957: Изабель Марин

Вольфганг Роберт Паален (22 июля 1905, Вена , Австрия — 24 сентября 1959, Таско , Мексика) — австрийско-мексиканский художник, скульптор и философ искусства . Член группы «Абстракция-Креация» с 1934 по 1935 год, он присоединился к влиятельному сюрреалистическому движению в 1935 году и был одним из его видных представителей до 1942 года. Находясь в изгнании в Мексике, он основал свой собственный контрсюрреалистический арт-журнал DYN в в котором он суммировал свое критическое отношение к радикальному субъективизму и фрейдомарксизму в сюрреализме с помощью своей философии непредвиденных обстоятельств . Он вернулся в группу между 1951 и 1954 годами, во время своего пребывания в Париже.

Семья и детство

[ редактировать ]
Вход в дом, где родился Паален, Кёстлергассе 1, Вена.

Вольфганг Паален родился в одном из знаменитых домов Wienzeilenhäuser, спроектированных Отто Вагнером, в Вене (Köstlergasse 1 / Linke Wienzeile No. 40), Австрия. Он был первым из четырех сыновей австрийско-еврейского купца и изобретателя Густава Роберта Паалена [ де ] и его немецкой жены, актрисы Клотильды Эмили Гункель. [ нужна ссылка ] Густав Роберт, имевший польско- ашкеназское и испанско -сефардское сменил свое имя с Поллака на Паален . происхождение, обратился в протестантизм в 1900 году и в том же году [1] [2] Его значительное богатство было основано на модернистских изобретениях и патентах, таких как пылесос , термос , известный под названием термос, и первый нагреватель проточного типа (для Юнкерса ) и другие. За относительно короткий период Густав Р. Паален сумел подняться до выдающегося венского высшего сословия Австро-Венгерской империи . Он также стал известным коллекционером картин старых мастеров с такими шедеврами, как Франсиско Гойи » «Сеньора Сабаса Гарсия , которую он приобрел у берлинского покровителя Анри Джеймса Саймона и которая сегодня является одним из самых ярких экспонатов Национальной галереи в Вашингтоне. Будучи другом Вильгельма фон Боде и членом Freundeskreis des Kaiser-Friedrich Museums в Берлине , он также профинансировал приобретение знаменитой Тициана картины «Венера с органистом» .

Замок семьи Паален в Сагане с 1913 по 1934 год.

Первые годы своей жизни Вольфганг Паален провел между Веной и Штирией , где его отец открыл модный курорт Тобельбад , в присутствии Франца Иосифа I Австрийского , которому он посвятил мемориал, видимый и сегодня. [ нужна ссылка ] В Тобельбаде Паален-старший принимал таких выдающихся гостей, как Густав Малер , поэт и художник Фриц фон Герцмановский-Орландо , Юлиус Мейер-Грефе , Ида Цвейг (мать Стефана Цвейга ) и другие. Некоторые источники утверждают, что именно Паален познакомил Альму Малер во время ее визита в Тобельбад в 1910 году с немецким архитектором Вальтером Гропиусом , за которого она позже вышла замуж. В 1912 году семья Паален переехала в Берлин и в силезский город Саган (сегодня Жагань ), где его отец купил и перестроил замок Санкт-Рохусбург . Во время Первой мировой войны Густав Роберт служил обеим империям, Австрийской и Германской, занимаясь организацией снабжения продовольствием, и тесно сотрудничал с Вальтером Ратенау и Альберта Баллина Zentral-Einkaufsgesellschaft . Вольфганг посещал разные школы Сагана, а во время войны его родители также наняли частного репетитора. Преподаватель также был органистом, специализировавшимся на Иоганне Себастьяне Бахе , который, таким образом, стал любимым композитором Вольфганга. [3]

Ранние учителя и упадок семьи

[ редактировать ]

В 1919 году семья переехала в Рим, где они держали роскошный дом на вилле Каэтани на Джаниколо и принимали множество гостей, таких как немецкий художник Лео фон Кениг (1871–1944), который стал первым учителем рисования Вольфганга. Именно в Риме, под руководством друга отца, археолога Людвига Поллака , он стал знатоком греческой и римской археологии . В 1923 году он один вернулся в Берлин, чтобы подать заявление в академию. Несмотря на неудачу, он встретил своего давнего друга, компаньона и покровителя, швейцарскую скрипачку, коллекционера, кинорежиссера и фотографа Еву Зульцер (Винтертур, 1902–1990, Мехико). [4] В 1925 году он выставлялся в Берлинском сецессионе и продолжал изучать эстетику, находясь под глубоким влиянием Юлиуса Мейера-Грефе , Ницше , Шопенгауэра и гештальта теории Макса Вертхаймера . Именно здесь, а также в гипнопомпических галлюцинациях в замке Саган, он нашел основу для своих более поздних идей о глубокой запутанности видения и внешнего мира. После еще одного года учебы в Париже и Кассисе (1925–26), где он познакомился с Роландом Пенроузом , Жаном Варда (Янко) и Жоржем Браком , он посетил художественную школу Ганса Хофмана в Мюнхене и, в 1928 году, Сен-Тропе . Затем он решил поселиться в Париже. 1928 год знаменует собой также начало упадка великолепия семьи, когда-то основанной на патриархальных правилах Австро-Венгерской монархии. После гомоэротического романа с психиатром его младший брат Ганс-Петер неожиданно умер в берлинском психиатрическом доме , предположительно в результате самоубийства; в результате родители расстались; расстройство их матери биполярное В результате усилилось; состояние Густава Паалена рухнуло после Черный вторник, 1929 год . Более поздней трагедией, решающей для развития Паалена, стало то, что его любимый брат Райнер выстрелил себе в голову из пистолета. Вольфганг стал свидетелем этого события, хотя Райнер выжил после лечения в берлинской больнице и сбежал из города в 1933 году. Он умер в психиатрической больнице в Чехословакии в 1942 году. [5]

Париж и сюрреализм

[ редактировать ]
Паален в своей квартире-студии на улице Пернети , Париж, около 1933 года.

В Париже он некоторое время учился у Фернана Леже и в 1933 году стал членом группы Abstraction-Création . Он покинул группу в 1935 году вместе с Хансом Арпом и Жаном Элионом . Его работа в это время была вдохновлена ​​« » Поля Валери и Эупалином имеет тенденцию размывать и конденсировать абстрактных сторонников жесткой линии в отношении сюрреалистов. Наглядные результаты можно рассматривать как языковые игры : проверка точки, до которой конкретные формы могут быть сведены к латентности, и точки, в которой они передают множество значений. Этим исследованием Паален в определенном смысле предвосхитил более поздние попытки таких абстракционистов, как Марк Ротко ( «Мультиформы ») и Аршил Горки , и усилил свои попытки визуализировать свою идею человеческого восприятия как глубоко связанную с космической текстурой скрытого или возможного содержания. с которыми переплетается каждый организм. В 1934 году он женился на французской поэтессе Алисе Филлипо, позже известной как Алиса Рахон , и снова часто встречался с Роландом Пенроузом и его женой Валентиной Буэ , которые познакомили Пааленов с Поль Элюар . Летом 1935 года он провел некоторое время в замке-доме Лизы Дехарм , где познакомился с парижскими сюрреалистами и Андре Бретоном . Крепкая дружба завязалась почти сразу же, и Бретон вовлек своего нового адепта в сюрреалистическую деятельность, такую ​​как сюрреалистических предметов , открывшаяся в галерее Чарльза Раттона в 1936 году . выставка часы со стеклянными глазами и стрелками из перьев, которые выставлялись рядом с Boule suspendue («Подвесной шар») Джакометти. Была показана небольшая застекленная витрина с глиняными идолами под названием «Aux bons soins du Navigationur» («Милость мореплавателя»), а также Le pass à niveau («Железнодорожный переезд») — деревянный корень, изящно опирающийся на пробковую стену, вместе с двумя другими предметы из корней: Le crâne de Voltaire (Череп Вольтера) и Les cerveaux de Rembrandt (Мозги Рембрандта). В том же году Паален провел персональную выставку картин в Париже в галерее Пьера, принадлежащей другу Бретона Пьеру Лёбу. Бретон и Пенроуз включили его в организацию Международной выставки сюрреалистов в Лондоне, где он представил двенадцать масел, гуашей и предметов, а также свои первые работы. дымка ( Продиктованная свечой ), изображающая призрачную руку, выполняющую живопись. За это время контакты с Бретоном углубились, и Паален также участвовал в оформлении бретонской галереи Gradiva. Там он познакомился и работал с Марселем Дюшаном и представил свой объект Chaise envahie de Lierre , приобретенный в галерее Мари-Лорой де Ноай , которая установила его в своей знаменитой ванной, упомянутой и проиллюстрированной в Harper's Bazaar в апреле 1938 года. [6]

Фюмаж и первые шедевры

[ редактировать ]
Платит интердит («Запретная земля»), 1936-37 гг.

В ходе своего сотрудничества с сюрреалистами и их попыток превратить автоматическое письмо в рисунок и живопись он создал фумаж — технику создания запоминающихся узоров с помощью дыма и копоти зажженной свечи. Между 1936 и 1937 годами Паален разработал на холсте эти мечтательно- эфемерные формы, которые затем в основном закрасил маслом, ряд зрелых картин, которые вскоре сделали ему международную известность.

Дальнейшее развитие работ Паалена продолжает следовать идее биологического, эволюционного, физического и космологического континуума, в котором человеческий организм может развиваться и раскрываться. Прелюдией к серии масляных работ внутри группы сюрреалистов стал сдержанный роман Пабло Пикассо с Алисой Рахон , приведший к аборту. [7] Глубокий кризис пары и первый серьезный приступ депрессии Паалена привели к созданию его первого важного сюрреалистического шедевра Pays interdit («Запретная земля»), апокалиптического пейзажа, в котором доминируют богиня-женщина и упавшие, похожие на метеориты планеты. Паален разработал свою личную модель проницаемой поэтической души в форме загадочного, бездонного пейзажа, пронизанного смесью женской мистики и романтических «шокирующих» образов, напоминающих докельтские мистерии фейри и их космические аллюзии, как их называют. в лирической традиции Бретани. Это была также первая картина, в которую он искусно интегрировал свои фумажи в чрезвычайно тонком, кристальном исполнении нижней части. В 1937 году он реализовал множество картин в этом стиле, в том числе «Фата Аляска» .

Международная выставка сюрреализма 1938 года и сюрреалистические объекты

[ редактировать ]
Незнакомцы , 1937 год.
Фюмаж , 1938, Дым свечи на бумаге.

Вместе с Марселем Дюшаном, Ман Рэем и Сальвадором Дали Паален был среди тех, кто отвечал за дизайн Международной выставки сюрреализма 1938 года во Дворце изящных искусств в Париже, где он создал пол из опавших листьев и грязи с кладбища Монпарнас. и инсталляция под названием Avant La Mare , состоящая из искусственного пруда с водой, настоящими кувшинками и тростником под потолком Дюшана из пустых мешков с углем. У куклы, украшенной Паален, был шелковый шарф, гигантская летучая мышь на голове и жуткое платье из листьев, покрытое грибами. Оно предвосхищало едва видимые, парящие, скользящие тотемические сказочные существа из его картин маслом с фумажем, которые Пьер Колле покажет в июне следующего года в своей сюрреалистической галерее. Он также участвовал в редактировании каталога, опубликованного под названием «Сокращенный словарь сюрреализма» к выставке , в котором его самый известный объект, Nuage articulé , был незаметно объявлен как рисунок. Недавние исследования показывают, что Паален оказал огромное влияние на дизайн Большого зала выставки. Другие критики предполагают, что вся инсталляция должна была подразумевать минаторскую ситуацию самой группы сюрреалистов, отраженную приближающейся войной, а также огромное материнское чрево, vade mecum для борьбы с причинами кризиса, коренившимися в патерналистских установках всей эпохи. [8] Биограф Паалена Андреас Нойферт , в частности, предлагает последнее прочтение и рассматривает инсталляцию как симптом идеологического сдвига внутри сюрреализма, от жесткой теории Фрейда об Эдиповом комплексе к идеям, основанным на Отто Ранка теории «Травма рождения» , с признание эмоциональной природы ребенка и его связи с матерью. Эту последнюю теорию в этот период представляли и защищали исключительно Паален и его жена Алиса Рахон . [9]

Эротический подтекст Nuage articulé с зонтиком, покрытым натуральными губками , воплощал динамическое ощущение противоречия: цветение со стеблем; губка как символ природы, как женская утварь, касающаяся и очищающая обнаженную женскую кожу; зонтик как мужской символ порядка и защиты от сил природы. Таким образом, он получил широкое признание среди сюрреалистов и их растущей публики. Гео Дюпен, невестка Паалена, вспомнила, что Альфред Х. Барр-младший был чрезвычайно увлечен предметом Паалена и решил не покупать его для Музея современного искусства в Нью-Йорке только потому, что он был слишком хрупкий и трудный для транспортировки. [10] Статья Nuage была опубликована позже в более политическом контексте в сюрреалистическом журнале London Bulletin вместе с текстом Андре Бретона , переведенным Сэмюэлем Беккетом, с комментарием, что губка-зонт напоминает другой, к сожалению, выдающийся зонтик - зонтик Невилла. Чемберлен на Мюнхенской конференции 1938 года и провал британской политики умиротворения . [11] Помимо Nuage articulé , две версии которого известны и сохранились. [12] Помимо Nuage articulé , Паален представил на сюрреалистической выставке 1938 года и другие объекты, такие как: Potence avec paratonnerre (Виселица с громоотводом), огромную деревянную виселицу с громоотводами и мемориальную доску, посвященную немецкому философу и экспериментатору. физик Георг Кристоф Лихтенберг ; Le moi et le soi (Эго и Ид); и версия Chaise envahie de Lierre . Возможно, вдохновленный вращающимися дверями, которые использовались в качестве подвижных стен для картин и метафорически названными portes «револьвером» на сюрреалистической выставке, Паален разработал форму пистолета из костей различных мелких животных, которую он прикрепил к коробке с подносом и стеклянной крышкой, облицованной черной тканью. бархат. Как и на музейных экспозициях ценных палеонтологических открытий, он поместил его название на медную пластину с надписью «Le genie de l'espèce» («Гений, или инженерия видов»).

Картины 1938–39 годов и планы Мексики.

[ редактировать ]

В 1938 году он продемонстрировал свои новые фумажные картины, которые сделали ему репутацию художника, на выставке в галерее Renou et Colle в Париже с текстом каталога Бретона, написанным на Бермудских островах во время его поездки в Мексику. Он также опубликовал текст Лихтенберга Göttinger Taschenalmanach в сюрреалистическом журнале Minotaure с собственными иллюстрациями. В 1938 году Паалены общались с Фридой Кало во время ее визита в Париж. Она пригласила пару в Мексику, где Паален хотел организовать вместе с Бретоном выставку сюрреалистов. [13] Именно Марсель Дюшан порекомендовал Паалена Пегги Гуггенхайм и нью-йоркскому дилеру Жюльену Леви. «Дорогой Жюльен, PS на мое недавнее письмо: Знаете ли вы работы Паалена? Полагаю, что вы видели некоторые репродукции. Среди молодых сурр[алистов] ему следовало бы выделиться – он пишет сцены «для» колдуна (вас никогда не увидишь ведьм). И все это в надежде, что ты покажешь его в Нью-Йорке», - писал Дюшан Леви еще в январе 1939 года; в марте он добавил примечание о приглашении на выставку Гуггенхайма: «В Лондоне с Мэри [Рейнольдс] на несколько дней – Только что пришел посмотреть последний день выставки Паалена – Его «волшебства» на стенах выглядят настоящими – Надеюсь, вы попробуй их в Нью-Йорке" [14] После своей персональной выставки в галерее Guggenheim Jeune на Корк-стрит в Лондоне он, как первый из сюрреалистов, решил покинуть Европу и в мае 1939 года отправился сначала в Нью-Йорк вместе со своей женой Алисой и подругой Евой Зульцер . В том же году он путешествовал по Британской Колумбии , где собрал главный тотем-ширму с изображением женщины-медведя, доступ к которой можно получить через отверстие в утробе матери (ныне находится в Денверском художественном музее ). Его литературный текст Paysage totémique , позже опубликованный в его журнале DYN , берет свое начало из путевых записных книжек, фильмов и фотографий этого путешествия. [15] В сентябре он прибыл в Мексику, где Диего Ривера и Фрида Кало сопровождали его в дом в Койоакане Кало , рядом с Casa Azul («Голубой дом»), который они для него арендовали.

Первые годы ссылки в Мексике

[ редактировать ]

Осенью 1939 года он организовал Международную выставку сюрреалистов в Галерее мексиканского искусства вместе с перуанским поэтом Сезаром Моро , которая открылась в январе 1940 года в новых залах галереи Инес Амор . показал свои великие «Фюмажи» и новые экспериментальные работы, близкие к абстракции, в Нью-Йорке в галерее Жюльена Леви В апреле 1940 года он с большим успехом . Репортеры свидетельствуют, что Паален в определенный момент выключил свет и ходил с горящей свечой во время открытия, собранного такими молодыми американскими художниками, как Джексон Поллок , Адольф Готлиб , Роберт Мазервелл , Уильям Базиотес и Жером Камровски . [16] Ни в Мексике, ни в Нью-Йорке он не вступил в контакт ни с Львом Троцким , ни с его помощником Жаном ван Хейеноортом (который тогда жил в Нью-Йорке), хотя рекомендательное письмо Бретон написал уже в Париже, надеясь, что Паален продолжит контакты. Свой отказ Паален в письме Бретону обосновал во время поездки в Мексику в 1938 году общей критикой псевдорелигиозных отцовских пристрастий сюрреалистов, которые, по его мнению, не располагали средствами найти другие пути выхода из духовной ямы, которую оставил в их сознании кризис марксизма, чем поиск новых политических отцов. [17] Вернувшись в Мексику, он расстался со своими бывшими друзьями Диего Риверой и Фридой Кало из-за политических взглядов, касающихся их жесткой линии в коммунизме после убийства Льва Троцкого и их возвращения к открытому поклонению Иосифу Сталину . Все более и более изолированный от мексиканских левых интеллектуалов, он держал открытый дом для европейских и американских посетителей, таких как Роберто Матта , Роберт Мазервелл, Гордон Онслоу Форд , Бенджамин Перет , Ремедиос Варо , Эстебан Франсес , а также беженцев от сталинского террора. как Густав Реглер и Виктор Серж . Он помог организовать иммиграционные визы для сюрреалистов в Виши-Франция через Союз Мексики-Франции и Жюльена Леви . Во время своего первого периода изгнания Паален сосредоточился на вербализации своих идей об искусстве и, помимо случайных визитов в Нью-Йорк, тайно экспериментировал в своей студии в Сан-Анхеле с новым стилем в живописном пространстве.

Годы войны

[ редактировать ]
Первый номер журнала, Мексика, 1942 г.

Весной 1942 года мир искусства Нью-Йорка стал свидетелем результата напряженной работы Паалена в первые годы изгнания в Мексике – художественного журнала DYN (от греческого κατὰ τὸ δυνατόν – «то, что возможно»). В первом номере он публично объявил своему другу Бретону о своем прощании с сюрреализмом . Во втором номере он снова шокировал своего бывшего защитника, опубликовав обзор «Диалектический материализм» и статью с провокационным названием « Диалектическое Евангелие» , вызвавшую скандал среди нью-йоркских сюрреалистов. Затем историк искусства Мейер Шапиро организовал с сюрреалистами симпозиум по диалектическому материализму в квартире Бретона в Нью-Йорке, который не выявил ничего, кроме недостаточных знаний художников в этой области. [18] В DYN Паален теоретически ограждал свою концепцию возможности на различных уровнях, с помощью квантовой теории , своей собственной концепции тотемизма , теории гештальта , своей критики диалектического материализма и западных дуалистических концепций, своего анализа наскальной живописи и так далее. Благодаря своему журналу, всего пять выпусков которого было опубликовано в Мексике в период с 1942 по 1944 год, он временно стал одним из самых влиятельных теоретиков искусства в период войны. Даже Бретон признал в 1944 году, что критика сюрреализма Пааленом была оправдана и что «мы (сюрреалисты) предоставили всю свободу Паалену, который мог говорить все, что ему хотелось, не имея возможности сказать что-то против или, по крайней мере, поставить что-то против него». Паален выигрывает по всей линии». [19]

В семи больших эссе и бесчисленных небольших статьях и обзорах он подробно обсуждал актуальные проблемы молодых нью-йоркских художников и в ответ привлек их полное внимание. Также его длинная статья «Тотемное искусство» оказала значительное влияние на таких художников, как Марта Грэм , Исаму Ногучи , Джексон Поллок , Марк Ротко и Барнетт Ньюман , главным образом из-за новой концепции рассмотрения тотемистического искусства как части экстатического действия и ритуала с его психическими связями. родовой памяти и матрилинейному поклонению предкам. [20] За исключением «Тотемного искусства» переиздаются под названием «Форма и смысл» , все эссе Роберта Мазервелла в Нью-Йорке как первый выпуск серии сочинений под названием «Проблемы современного искусства» , в которой также представлены первые статьи более поздних абстрактных экспрессионистов, таких как Возможности были опубликованы. Кратковременное пребывание Паалена в Нью-Йорке и две персональные выставки сделали его известным художником в художественных кругах, однако его преимущественное отсутствие на арт-сцене Нью-Йорка и широкий прием DYN и Form and Sense укрепили его имидж как своего рода интеллектуальную тайну. агент, оказывающий преимущественно косвенное влияние на события посредством своих интенсивно обсуждаемых идей.

В заметке с заголовком « В Америке новое художественное движение» (первое подлинное художественное движение здесь) Барнетт Ньюман перечислил Паалена вместе с Поллоком, Ротко, Хоффманом, Горьким, Базиотом и Мазервеллом как «людей нового художественного движения»; Мазервелл появляется со знаком вопроса, а Паален указан дважды, один раз с добавлением «Новый» (вероятно, отделяя сюрреалиста Паалена от его DYN-работ). [21]

Немецкий историк искусства Андреас Нойферт , который подробно исследовал жизнь и творчество Паалена, в своей биографии о художнике 2015 года предположил, что DYN и нью-йоркский сюрреалистический журнал VVV были во многом вдохновлены друг другом и отчасти могут рассматриваться как скрытая переписка между Бретон и Паален. [22] Это предположение уже было отмечено (но не полностью исследовано) Ив-Аленом Буа в 2004 году в его статье «1942a – Деполитизация американского авангарда...». [23]

Новая концепция пространства в живописи.

[ редактировать ]
Интерьер студии Паалена в Сан-Анхеле с его картиной «Космогоны».

Именно в 1940-х годах искусство Паалена сыграло особую роль в изменении концепции абстрактного искусства . Благодаря своему журналу DYN, его присутствию и выставкам в Нью-Йорке, Жюльену Леви в 1940 году , галерее Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» в 1945 году и галерее Нирендорф в Берлине в 1946 году, он значительно повлиял на зарождение абстрактного экспрессионизма . Такие картины, как «Пространственные премьеры» 1941 года, полностью посвящены новому изобразительному пространству, поскольку они концентрируются на имманентных изобразительных средствах: ритме, свете и цвете. [24] Важно то, что они преобразуют ритмический облик отпечатков фумажа в неокубистский ритм, который Паален затем сравнивает с фугой и джазом , через мозаичный излом и дополнительные контрасты. [ нужна ссылка ] Он хочет создать атмосферу глубоко трогательной, захватывающей встречи с существами, которые сами молчат. В них нет действия, нет метаморфозы и с ними ничего не происходит в пространстве. Картина сама по себе является существом или его застывшим резонансом. Именно из-за этого тотального молчания каждое злободневное ожидание, возлагаемое на них, отражается как вопрос. В карикатуре, опубликованной Адом Рейнхардтом в пятидесятые годы, повторяется предложение Паалена из «Формы и смысла» : «Картины больше не представляют; задача искусства больше не состоит в том, чтобы отвечать на наивные вопросы. на зрителя и спросить его: что ты изображаешь?» Густав Реглер написал в 1946 году об этой новаторской идее:

Нет большего страха перед многочисленными беглецами нашего времени, чем страх перед зеркалом. Удивительная, захватывающая идея: создать портрет, спрашивая у оригинала, чего он стоит, насколько он соответствует тому, что видел художник. Старый символ Дориана Грея. Паален возобновил его по-своему. Он сомневается, что кто-нибудь сегодня вообще знает, что он представляет. Он смеет делать вид, что художником может кто-то вырасти. У него та же надежда, что и у Пигмалиона: влюбиться в свое творение и перерасти его. Он ждет, пока картина откажется от верности своему создателю. Он пишет свой портрет без человеческих черт. [25]

Паален понимал своих живописных существ как своего рода живописную версию древнего choros трагического эффекта , трагического хорового эффекта , задуманного Ницше в сочинении «Рождение трагедии» . Именно глубокая экзистенциальная основа реальности, то, что его интересует. Хотя это становится обычной практикой после 1947 года, до этого времени никто не возлагал на зрителя столько ответственности, как Паален своей риторикой и изобразительным языком.

После войны

[ редактировать ]

Археологические страсти

[ редактировать ]

В 1946 году он развелся с Алисой и женился на венесуэльском дизайнере и художнице Лучите Уртадо . [26] с которым он познакомился в Нью-Йорке через своего друга Исаму Ногучи . Уртадо переехал в Мексику в 1947 году, чтобы жить с Пааленом, и вместе они исследовали древнюю культуру ольмеков , о которой Паален позже опубликовал широко уважаемую статью во французском художественном журнале Cahiers d'art . [27] Паален радикализирует предположение своего друга и коллеги Мигеля Коваррубиаса о том, что ольмеки были культурой, уступившей и (после сотен лет войны) окончательно уничтоженной агрессивной цивилизацией майя , сравнивая ольмеков с древними европейскими матрилинейными цивилизациями, которые лежали в основе агрессивных цивилизаций. и более агрессивные патриархальные цивилизации около 3000 лет назад. Тезис Паалена о матрилинейной социальной структуре древних обществ Мезоамерики, который он задокументировал при значительной поддержке своих собственных исследований, никогда существенно не оспаривался и оказал сильное влияние на таких художников, как Алиса Рахон , Ремедиос Варо и Леонора Кэррингтон в их архаистских и феминистских темах. . Его идеи до сих пор живут в археологических и художественных дискуссиях, наиболее ярким примером недавнего времени является кинематографический опус Мела Гибсона «Апокалипсис ».

Сан-Франциско, Париж

[ редактировать ]

В 1948 году один из двух детей Лучиты от первого брака умер в Мексике от полиомиелита . [26] Паален решил переехать в Сан-Франциско со своей новой семьей, где он работал с Гордоном Онслоу Фордом и Ли Малликаном в недавно созданной ассоциации Dynaton group. Они поселились в Милл-Вэлли и провели персональные выставки в Художественном музее Сан-Франциско, а также групповую выставку в Художественной галерее Стэнфордского университета, где он также читал лекции по отрывкам из основного эссе о своей новой концепции пространства. годы. Он был опубликован по случаю выставки DYNATON в Художественном музее Сан-Франциско в 1951 году в виде каталога. [28] Постоянное желание Паалена вернуться в Мексику и восстановить связь с Бретоном в Париже привело к разводу с Лучитой, которая решила жить с Ли Малликаном .

Вернувшись в Мексику, Паален в 1951 году организовал более длительное пребывание в Париже. Вместе со своей новой невестой, американской художницей Мари Уилсон, Паален прожил следующие 3 года в Курта Селигмана здании-ателье на вилле «Тупок Сёра» в Париже, построенной Андре Люрса . Он примирился с Бретоном, проводил большую часть лета в доме Бретона в Сен-Сирк-ла-Попи, участвовал в изобретении различных сюрреалистических игр, таких как Ouvrez-Vous? и L'un dans l'autre и написал значительный корпус лирико-абстрактных картин, которые выставлялись в Galerie Pierre (1953) и Galerie Galanis-Hentschel (1954). один из четырех номеров бретонского журнала Medium – Communication Surréaliste . Паалену посвящен [29] После путешествия по Германии летом 1954 года он снова вернулся в Мексику.

Последние годы в Мексике и самоубийство

[ редактировать ]

Последние годы Паалена в Мексике характеризовались нарастающими проблемами со здоровьем, главным образом обусловленными его биполярным (маниакально-депрессивным) характером. [ нужна ссылка ] С помощью своих друзей и покровителей Ева Зульцер [30] и Гордона Онслоу Форда он приобрел старый дом со студией в небольшом городке Тепостлан в Морелосе, где он в основном жил и работал в последние годы своей жизни. Как это ни парадоксально, к концу этого последнего периода Паален создал ряд мастерских произведений, а также театральных пьес и рассказов, отражающих его двойственное душевное состояние и нарастающую депрессию. Его страсть к ольмекской скульптуре и артефактам вовлекала его в авантюрные экспедиции в дикую местность Юкатана , собирая и продавая доколумбовое искусство на постоянно растущий рынок США. Слухи о причастности Паалена к незаконному разграблению археологических памятников на Юкатане вдохновили американского писателя и богослова Артура А. Коэна на создание его романа «Акты воровства» (1980). В качестве эксперта и вдохновителя Вольфганг Паален помогал американскому кинорежиссеру Альберту Левину в его фильме «Живой идол» . [31] В 1958 году он принял Андре Пьера де Мандиарга и Октавио Паса в Тепостлане, оба из которых написали тексты о Паалене после его самоубийства. [32] [33] Ночью 25 сентября 1959 года Паален вышел из своего гостиничного номера в отеле Hacienda San Francisco Cuadra в Таско , где он иногда останавливался во время депрессии, и пошел вверх на холм. На следующий день его нашли мертвым с огнестрельным ранением в голову. [34]

Поэт и писатель

[ редактировать ]

Хотя Паален известен главным образом как художник, он также писал стихи на французском и немецком языках, которыми делился с Валентином Пенроузом , Алисой Рахон , Андре Бретоном и Полем Элюаром . 1941 Бретон эйфорически отреагировал на поэтический дневник Паалена о его путешествии в Британскую Колумбию летом 1939 года: «Я читал Paysage totémique , перечитывал, читал громким голосом, нет ничего более очаровательного и, несомненно, гениального». [35] Paysage totémique частично публиковался в его журнале DYN . Он также написал три театральные пьесы и различные неопубликованные рассказы, такие как «Аксолотль» , «Палома Паломита» ; его пьеса «Луч весов» , трагикомедия, отражает несокрушимую мощь сталинского тоталитарного террористического режима, сброс атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки в 1945 году и опасность неуравновешенного научного человеческого разума в целом. Впервые оно было прочитано публично в доме Роберта Мазервелла в Ист-Хэмптоне в 1946 году. [36] Его пьеса «Элорн, баллада из Бретани» отражает его давнюю страсть к докельтским матрилинейным культурам.

Наследие

[ редактировать ]

Полное собрание сочинений Паалена, холсты, предметы и скульптуры были каталогизированы историком искусства Андреасом Нойфертом в его книге 1999 года « Вольфганг Паален: Im Inneren des Wals: Monography и Catalog Raisonné» . [37] Поместье Паалена в Мексике, включая документы и фотографии, было подарено наследниками Изабель Марин де Паален музею Франца Майера в Мехико. Поместье, которое Паален оставил на попечение своего близкого друга, художника-сюрреалиста Гордона Онслоу Форда , находится в ведении Фонда Lucid Art Foundation в Инвернессе, Калифорния , который недавно вернул богатый архив Паалена, состоящий из документов, фотографий и рукописей, наследникам Евы Зульцер. , единственный наследник и душеприказчик Паалена. [38]

С мая по июль 2007 года коллекция его работ была выставлена ​​в галерее Фрея Норриса в Сан-Франциско. [39] [40] В 2014 году галерея Венди Норрис, также в Сан-Франциско, представила основные работы в рамках сольной ретроспективы «Вольфганг Паален, философ возможного» .

Сборник эссе Паалена об искусстве из DYN , Form and Sense , был переиздан в 2013 году Деборой Розенталь с предисловием Мартики Савин . [41]

В 2019 году Бельведер в Вене почтил память Вольфганга Паалена ретроспективной выставкой под кураторами Андреасом Нойфертом и Францем Смолой, которая открылась 3 октября и с огромным успехом продлилась до 19 января. Английское издание каталога доступно на сайте Koenig Books.

Биография Вольфганга Паалена, опубликованная на немецком языке в 2015 году под названием « О любви и смерти». [42] в настоящее время издается в двух томах на английском языке. Первый том доступен с ноября 2022 года под названием « Жизнь и творчество Паалена, I. Запретная земля: ранние и решающие годы 1905–1939» . [43]

Арт-рынок

[ редактировать ]

Относительно небольшое творчество Паалена, насчитывающее примерно 300 полотен, несколько предметов и несколько скульптур, в прошлом в основном продавалось в частном порядке и через специализированные галереи. Лишь второстепенные произведения время от времени появляются на публичных аукционах, поскольку большинство крупных работ находятся в музеях или известных частных коллекциях. Однако в 2009 году Christie's продал на аукционе важную сюрреалистическую фумажную картину Паалена 1938 года Paysage (Pays) méduse (холст, масло и дым). [44] Приблизительно 30–40 000 евро, реализованная цена составила 373 000 евро (около 561 000 долларов США), что установило новый рекорд самой высокой цены, уплаченной на аукционе за этого художника. В ноябре 2015 года картина Вольфганга Паалена «Космогоны» была продана на аукционе латиноамериканского искусства Sotheby's в Нью-Йорке за 382 000 долларов США. [45] В июле 2020 года немецкий аукционный дом Villa Grisebach в Берлине продал раннюю программную картину Вольфганга Паалена Avertissement I (Peinture), 1935, за 387 500 евро, установив новый мировой рекорд цены для этого художника. [46] В феврале 2023 года две картины Паалена периода сюрреализма установили для художника новые мировые рекорды на традиционном аукционе Art of the Surreal на Christies London: Taches Solaires (1938) с результатом 756 000 фунтов стерлингов. [47] и Pays interdit (1936–37) с результатом 504 000 фунтов стерлингов. [48]

Произведения искусства

[ редактировать ]
  • Персонажи в пещере , 1933 год.
  • Возможные мужчины 1934
  • Предупреждение 1935 г.
  • Точный объект L'heure , 1936 год.
  • Запретная страна 1936–37
  • Встреча на пляже , 1936 год.
  • Возможный мужчина , 1936 год.
  • Золотое руно , 1937 год.
  • Весы , 1937 год.
  • Десант , 1937 год.
  • Тотемический пейзаж моего детства , 1937 год.
  • Шарнирное облако I , объект, 1937 год.
  • Тотемический пейзаж , 1937 год.
  • Фата Аляска , 1937 год.
  • Незнакомцы , 1937 год.
  • Обложка манекена 1938 г.
  • Аутофаг , 1938 год.
  • Магнитные бури , 1938 год.
  • Бой принцев Сатурнианов I и II, 1938 год.
  • Летающие комары , 1938 год.
  • Ошеломленный пейзаж , 1938 год.
  • «Наблюдатели» , 1938 год.
  • Небо осьминога , 1938 год.
  • Солнечные пятна , 1938 год.
  • Оперения , 1938 год.
  • Гений рода (объект, 1938)
  • Бои принцев Сатурна, III , 1939 г.
  • Сочлененное облако II (объект, 1940 г.)
  • Хроматические полярности , 1940.
  • Безграничный космос , 1941 год.
  • Триптих «Пространственные премьеры» , 1941–44.
  • Космогонии , 1943 год.
  • «Буря» , 1945 год.
  • Гира , 1945 год.
  • Золото времени , 1945 год.
  • Трилогия Селама , 1947 год.
  • Трилогия о Хамнуре , 1947 год.
  • Тропическая ночь , 1947 год.
  • Грядущие предки , 1949 год.
  • Посланники , 1949 год.
  • Мексиканский фестиваль , 1949 год.
  • «Посланник трех полюсов» , 1949 год.
  • Ключ Дюшана , Посвящение Марселю Дюшану, 1950 год.
  • Наковальня , 1952 год.
  • В горах , 1952 год.
  • Ископаемый свет , 1953 год.
  • Золотой жук , 1953 год.
  • Потерянная Беатрис , 1953 год.
  • Банистас (1958)
  • Это жизнь , 1958 год.
  • Исла Мухерес , 1958 год.
  • Утренний , 1959 год.

Эссе в ДИН

[ редактировать ]

По-английски

[ редактировать ]
  • «Новый образ», № 1, апрель – май 1942 г.
  • Предложение об объективной морали, в: Dyn, № 1, апрель – май 1942 г.
  • Видеть и показывать, в: Dyn, № 1, апрель – май 1942 г.
  • Сюрприз и вдохновение», в: Dyn, № 1, апрель – май 1942 г.
  • О происхождении дорической колонны и женщины-гитары, в: Dyn, № 2, июль – август 1942 г.
  • Диалектическое Евангелие, в: Dyn, № 2, июль – август 1942 г.
  • Искусство и наука, в: Dyn, № 3, осень 1942 г.
  • Рецензии на книги
  • Тотемное искусство, в: Dyn, № 4–5, 1943.
  • Рождение огня, в: Дин, № 4–5, 1943 г.
  • О значении кубизма сегодня, в: Dyn, № 6, ноябрь 1944 г.

На французском языке

[ редактировать ]
  • «Прощание с сюрреализмом», №1. 1 апреля – май 1942 г.
  • Новый образ , в: Dyn, № 1, апрель – май 1942 г.
  • Очерк объективной морали , в: Dyn, № 1, апрель – май 1942 г.
  • Тотемический пейзаж (3 статьи), в: Дынь, № 1, апрель – май 1942 г., № 2, июль – август 1942 г., № 3, осень 1942 г.
  • Сюрприз и вдохновение , в: Dyn, № 2, июль – август 1942 г.
  • Диалектическое Евангелие , в: ДИН, № 3, осень 1942 г.
  • Le Grand Malentendu (традиция искусства и науки ), в: DYN, № 3, осень 1942 г.
  • Тотемическая встреча в: DYN, № 4–5, 1943 г.
  • Новости кубизма , в: Dyn, № 6, ноябрь 1944 г.
  • Подвеска l'éclipse , интервью Паалена с Картером Стоуном, в: Dyn, № 6, ноябрь 1944 г.
  1. ^ Нойферт, Андреас (2015), О любви и смерти. Жизнь сюрреалиста Вольфганга Паалена , Берлин: Партас, ISBN   978-3869640839 , с. 35 и след. (на немецком языке)
  2. Регистры протестантского приходского дома в Вене (Evangelisches Pfarramt Wien), см. также Анна Штаудахер (2004), Еврейско-протестантские новообращенные в Вене 1782–1914 , Вена, Часть 2, стр. 234
  3. ^ Нойферт, с. 86ф.
  4. ^ Аспли, Кейт (2010). Исторический словарь сюрреализма . Пугало Пресс. п. 454. ИСБН  978-0810858473 .
  5. Нойферт (стр. 138 и 159 и далее) нашел подтверждение этой истории, рассказанной Лучитой Уртадо, второй женой Паалена, в переписке Райнера Паалена с его тетей Фини Гункель.
  6. ^ Harper's Bazaar , апрель 1938, стр. 56, Гислен Вуд, Сюрреалистические вещи. Делая фантастическое реальным , в: Вуд, Дж. (2007), Сюрреалистические вещи. Сюрреализм и дизайн , Лондон, стр.6.
  7. ^ Любовные письма Алисы к Пикассо, практически неизвестные публике, хранятся в Музее Пикассо в Париже; см. также Нойферт, с. 181ф. ты. 250ff., который обнаружил письма и дает подробное представление об этом деле и его литературном результате.
  8. ^ Аннабель Гёрген, Международная выставка сюрреализма в Париже, 1938 г. , Мюнхен, 2008 г., см. главу о Вольфганге Паалене - связь между дизайном выставки и отдельными объектами , стр. 113 и далее.
  9. ^ Нойферт, с. 236, 255 и далее, 308, 312 и далее. и 335
  10. ^ Андреас Нойферт, Беседы с Гео Дюпеном, Париж, 1987, см. также Нойферт (2015), стр. 303 и след.
  11. ^ Mesens, ELT, (редактор), Лондонский бюллетень (февраль 1939 г.), № 10
  12. ^ Nuage articulé I (бывшая коллекция Geo Dupin, Париж, теперь Moderna Museet, Стокгольм, и Nuage articulé II , собранная Пааленом для Международной выставки сюрреалистов в Мехико 1940 (бывшая коллекция Ines Amor, Мехико, теперь частная коллекция, Берлин)
  13. Согласно переписке с Куртом Селигманном, у Паалена возникла идея организовать крупную международную выставку в Мексике, см. Стефан Э. Хаузер (1997), Курт Селигманн 1900–1962: Leben und Werk , Базель, стр. 168.
  14. ^ Марсель Дюшан, заметки к Жюльену Леви, январь/март 1939, Отчеты галереи Жюльена Леви, Пенсильванский университет.
  15. ^ Андреас Нойферт реконструировал точный маршрут этого путешествия, см. «Десять рулонов 8-миллиметровой пленки, документирующих путешествие Вольфганга Паалена через Британскую Колумбию летом 1939 года», эссе в: Дон Адес (2011), Цвет моей мечты: сюрреалистическая революция. в искусстве , Каталог выставки, Художественная галерея Ванкувера, Ванкувер, с. 229-235.
  16. ^ Нойферт, с. 420
  17. ^ см. Нойферт, с. 387ff., цитата из писем Паалена, написанных Бретону Вольфгангом Пааленом Андре Бретону, 3 мая 1940 г. (Библиотека Дусе, Париж)
  18. ^ см. Лайонел Абель: Интеллектуальные безумия. Мемуары о литературном предприятии в Нью-Йорке и Париже , Нью-Йорк, 1984, с. 89.
  19. Андре Бретон в своих письмах Бенджамину Пере , 26 и 31 мая 1944 г. (Библиотека Дусе, Париж)
  20. ^ Нойферт, с. 494 и далее.
  21. ^ В заметках Барнетта Ньюмана 1943–45 годов также определяются такие темы, как «Природа этого движения, а. Комплекс изображений, б. Проблема пластической формы, в. Корни в американском примитивном искусстве», а также « роль художника», темы, которые Паален широко обсуждал в DYN. [Архив Фонда Барнетта Ньюмана, 18/103]
  22. ^ Нойферт, см. главу «Проект DYN 1941–1944» , стр. 433 и далее.
  23. ^ в: Хэл Фостер, Розалинда Краусс, Ив-Ален Буа, Бенджамин HD Бухло, «Искусство с 1900 года, модернизм, антимодернизм, постмодернизм», Лондон (Темза и Гудзон), стр. 292ф.
  24. ^ Ледди, Аннетт (11 февраля 2013 г.). «Getty Voices: Забытый сюрреалист» . Ирис Гетти . Проверено 22 апреля 2013 г.
  25. ^ Густав Реглер, Вольфганг Паален, Нью-Йорк (Нирендорф), 1946, с. 60ф.
  26. ^ Перейти обратно: а б Ри, Наоми (14 августа 2020 г.). « Ее наследие только началось»: Лучита Уртадо, изменчивая художница, получившая известность в свое последнее десятилетие, умерла в возрасте 99 лет» . Новости Артнета . Проверено 19 января 2022 г.
  27. ^ Вольфганг Паален, Старейшее лицо Нового Света , в: Cahiers d'art 27 (1952), Nr.
  28. ^ Вольфганг Паален, Метапластика , относительность меры и теория динатона , Художественный музей Сан-Франциско, 1951.
  29. ^ Андре Бретон, Вольфганг Паален , в: Medium. Сюрреалистическая коммуникация , № 1 (октябрь 1953 г.), с. 1
  30. ^ «ПРЕСС-РЕЛИЗ: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕТТИ ОБЪЯВЛЯЕТ О ПРИОБРЕТЕНИИ ФОТОГРАФИЙ ШВЕЙЦАРСКОГО РЕЖИССЕРА И ФОТОГРАФА ЕВЫ ЗУЛЬЦЕР (1902–1990)» . Гетти . 26 сентября 2012 года . Проверено 28 февраля 2019 г.
  31. Живой идол, Мексика/США, 1956, со Стивом Форрестом и Лилиан Монтевекки.
  32. ^ Андре Пьер де Мандиарг, Добровольная смерть , в: La Nouvelle Revue française (декабрь 1959 г.), № 84.
  33. ^ Октавио Пас, Предисловие к выставке , в: Каталог мемориальной выставки Вольфганга Пааленса в Librairie Loilée, Париж, 1960.
  34. ^ Нойферт (2015), с. 23, 611
  35. ^ Андре Бретон в письме Вольфгангу Паалену, 31 июля 1941 г. (Библиотека Дусе, Париж).
  36. Эми Винтер, Интервью Лучиты Малликан, Санта-Моника, 1 мая 1994 г. (Архив американского искусства, Нью-Йорк)
  37. ^ Паален, В. (1999), Вольфганг Паален: Внутри кита: монография и каталог Резонне , Вена/Нью-Йорк: Springer Science+Business Media .
  38. ^ Наследование Вольфганга Паалена и Евы Зульцер управляется их доверенным лицом Андреасом Нойфертом, который также занимается всеми вопросами авторского права.
  39. ^ Ара Х. Мерджян. «Вольфганг Паален: Неявные пространства. Галерея Фрея Норриса, Сан-Франциско, 17 мая – 12 июля 2007 г.» (PDF) . surrealismcentre.ac.uk/ . Проверено 11 декабря 2014 г.
  40. ^ Марк Ван Пройен. «Вольфганг Паален во Фрее Норрисе (Сан-Франциско)» . ООО Арт. журнал . Проверено 11 декабря 2014 г.
  41. ^ Вольфганг Паален, Форма и смысл, значения и движения в искусстве двадцатого века, Нью-Йорк (Arcade Publishing/Художники и искусство), 2013 г.
  42. ^ «О любви и смерти-208 — Книга — Parthas Verlag Berlin» .
  43. ^ «Жизнь и творчество Паалена» .
  44. ^ «Вольфганг Паален (1905–1959)» . Кристи . Проверено 11 декабря 2014 г.
  45. ^ «(#7) Вольфганг Паален (1907-1959)» . Sothebys.com . Проверено 28 сентября 2023 г.
  46. ^ «Слушать» . www.grisebach.com . Проверено 28 сентября 2023 г.
  47. ^ «Вольфанг Паален (1905-1959)» . Кристи . 28 февраля 2023 г. . Проверено 28 сентября 2023 г.
  48. ^ «Вольфанг Паален (1905-1959)» . Кристи . 28 февраля 2023 г. . Проверено 28 сентября 2023 г.

Литература

[ редактировать ]

Избранные биографии

[ редактировать ]
  • Андреас Нойферт (2014), О любви и смерти, Жизнь сюрреалиста Вольфганга Паалена (биография), Берлин: Parthas Verlag, ISBN   978-3869640839 . (На немецком языке)
  • Густав Реглер (1946), Вольфганг Паален , Нью-Йорк: Деревня почек.
  • Андреас Нойферт (1999), Вольфганг Паален, Внутри кита , Вена-Нью-Йорк: Springer , (Монография и резонный каталог), ISBN   3-211-83304-8 (на немецком языке)
  • Эми Винтер (2002), Вольфганг Паален. Художник и теоретик авангарда , Вестпорт, Коннектикут: Praeger .
  • Андреас Нойферт : ПААЛЕН. Жизнь и творчество, I. Запретная земля: ранние и решающие годы 1905–1939 . Гамбург/Берлин 2022, ISBN   978-3756858873 (твердый переплет, на английском языке), ISBN   978-3756820061 (мягкая обложка, на английском языке), ISBN   9783756826711 (электронная книга на английском языке)

Избранные выставки и каталоги

[ редактировать ]
  • Вольфганг Паален , Париж (Galerie Renou et Colle), 1938 (Предисловие Андре Бретон)
  • Вольфганг Паален , Лондон (Галерея Guggenheim Jeune), 1939 год.
  • Сюрреализм , Мексиканская художественная галерея, Мехико, 1940 год.
  • Вольфганг Паален , Нью-Йорк (Галерея искусства этого века), 1945 год.
  • Dynaton A New Vision , Художественный музей Сан-Франциско, Сан-Франциско
  • Domaine de Paalen , Париж (Галерея Галанис-Хентшель), 1954 г.
  • Посвящение Вольфгангу Паалену , Музей современного искусства, Мехико, 1967 г.
  • Presencia Viva de Wolfgang Paalen , Museo de Arte Contemporaneo Carrillo Gil, Мехико, 1979 г.
  • Дайнатон: до и после , Художественный музей Фредерика Р. Вейсмана, Малибу (Университет Пеппердайн), 1992 г.
  • Вольфганг Паален, Между сюрреализмом и абстракцией , Венский музей современного искусства (Риттер), 1993 г.
  • Вольфганг Паален, Ретроспектива , Музей современного искусства Каррильо Хиль, Мехико (Imprenta Madero), 1994 г.

Перепечатка ДИН

[ редактировать ]
  • Клойбер, Кристиан, изд. DYN Вольфганга Паалена: полное переиздание, примечание редактора Кристиана Клойбера; Вступительные эссе Лурдес Андраде, Гая Буххольцера, Гордона Онслоу Форда, Андре Бретона, Октавио Паса (Вена и Нью-Йорк: Springer, 2000)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84f08032147b49ec98f21c831faf30ea__1709708820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/ea/84f08032147b49ec98f21c831faf30ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wolfgang Paalen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)