Непредвиденность (философия)
В логике непредвиденность — это свойство утверждения, делающее его ни необходимым, ни невозможным. [1] [2] Непредвиденность — это фундаментальная концепция модальной логики . Модальная логика касается способа или режима , в котором утверждения истинны. Случайность — один из трех основных режимов наряду с необходимостью и возможностью. В модальной логике условное высказывание находится в модальной сфере между тем, что необходимо, и тем, что невозможно, никогда не пересекая территорию того или иного статуса. Условные и необходимые утверждения образуют полный набор возможных утверждений. Хотя это определение широко распространено, точное различие (или его отсутствие) между тем, что является случайным и тем, что необходимо, подвергалось сомнению с древних времен.
Непредвиденные обстоятельства и модальная возможность [ править ]
В логике вещь считается возможной, если она истинна хотя бы в одном возможном мире . Это означает, что существует способ представить мир, в котором утверждение истинно и в котором его истинность не противоречит никакой другой истине в этом мире. Если бы это было невозможно, не было бы возможности представить себе такой мир: истинность любого невозможного утверждения должна противоречить какому-то другому факту в этом мире. Случайность не является невозможной , поэтому условное утверждение — это утверждение, которое истинно по крайней мере в одном возможном мире. Но контингентность также не обязательна , поэтому контингентное утверждение ложно по крайней мере в одном возможном мире. а Хотя условные утверждения ложны по крайней мере в одном возможном мире, возможные утверждения также не определяются таким образом. Поскольку необходимые утверждения являются своего рода возможными утверждениями (например, 2=2 возможно и необходимо), то определить возможные утверждения как «ложные в некотором возможном мире» — значит повлиять на определение необходимых утверждений. Поскольку необходимые утверждения никогда не бывают ложными ни в одном возможном мире, то некоторые возможные утверждения никогда не будут ложными ни в одном возможном мире. Таким образом, идея о том, что утверждение может когда-либо оказаться ложным и при этом оставаться нереализованной возможностью, полностью принадлежит только случайным утверждениям. Хотя все условные утверждения возможны, не все возможные утверждения условны. [3] Истинность условного утверждения согласуется со всеми другими истинами в данном мире, но не обязательно. Они всегда возможны в любом мыслимом мире, но не всегда верны. б в каждом мыслимом мире.
Это различие начинает раскрывать обычное английское значение слова «случайность», в котором истинность одного зависит от истинности другого. С одной стороны, математическая идея о том, что сумма два и два равна четырем, всегда возможна и всегда верна, что делает ее необходимой и, следовательно, не случайной. Эта математическая истина не зависит ни от какой другой истины, она истинна по определению. С другой стороны, поскольку условное утверждение всегда возможно, но не обязательно истинно, мы всегда можем представить его ложным в мире, в котором оно также всегда логически достижимо. В таком мире случайная идея никогда не будет обязательно ложной, поскольку это сделало бы это невозможным в этом мире. Но если это ложно, но все же возможно, это означает, что истины или факты в этом мире должны измениться, чтобы условная истина стала актуализированной . Когда истинность утверждения зависит от такого рода изменений, она контингентна: возможна, но зависит от того, какие факты действительно происходят в данном мире.
и модальная Непредвиденные обстоятельства необходимость

Некоторые философские различия используются для изучения границы между случайными и необходимыми утверждениями. К ним относятся аналитические и эпистемические различия, а также уже отмеченные модальные различия. Но не всегда существует согласие относительно того, что именно означают эти различия и как они используются. Такие философы, как Яакко Хинтикка и Артур Пап, считают, например, концепцию аналитических истин (в отличие от синтетических) двусмысленной, поскольку на практике они определяются или используются по-разному. [4] [5] И хотя Саул Крипке утверждает, что аналитические утверждения всегда необходимы и априорны , [6] Эдвард Залта утверждает, что есть примеры, в которых аналитические заявления не нужны. [7] Крипке использует пример метра, чтобы поддержать идею о том, что некоторые априорные истины случайны. [8]
В книге «Время и модальность » А. Н. Прайор утверждает, что перекрестный анализ основных принципов модальной логики и принципов количественной логики , по-видимому, требует, чтобы «все, что существует, существует обязательно». Он говорит, что это ставит под угрозу определение условных утверждений как ненужных вещей, когда кто-то в общих чертах интуитивно понимает, что что-то из существующего делает это случайно, а не обязательно. [9] Гарри Дойч признал обеспокоенность Прайора и изложил элементарные заметки о «логике случайных существ». [10] Дойч считает, что решение проблемы Прайора начинается с устранения предположения о необходимости логических утверждений. Он считает, что формат утверждения «Если все объекты физические и φ существует, то φ является физическим» логически верен по форме, но не обязательно верен, если φ жестко обозначает , например, конкретного человека, которого нет в живых. [11]
Будущие непредвиденные обстоятельства [ править ]

Проблема будущих непредвиденных обстоятельств [ править ]
В главе 9 «De Interpretatione» Аристотель отмечает очевидный парадокс в природе случайности. Он считает, что, хотя истинностные значения условных утверждений в прошедшем и настоящем времени могут быть выражены в парах противоречий , чтобы представить их истинность или ложность, это может быть не так в случае условных утверждений в будущем времени. Аристотель утверждает, что если бы это относилось и к будущим случайным утверждениям, некоторые из них были бы обязательно истинными , и этот факт, по-видимому, противоречит их случайности. [12] Намерение Аристотеля в отношении этих утверждений распадается на два основных прочтения его работы. Первая точка зрения, рассматриваемая, в частности, Боэцием, [13] предполагает, что намерениями Аристотеля было выступить против этого логического детерминизма только путем утверждения, что будущие случайные утверждения не являются ни истинными, ни ложными. [14] [15] [16] Такое прочтение Аристотеля рассматривает будущие контингенты как просто лишенные возможности обладать каким-либо истинностным значением до тех пор, пока они не будут реализованы . Противоположная точка зрения, основанная на ранней версии Цицерона, [17] заключается в том, что Аристотель не пытался лишить ассерторические утверждения о будущих контингентах истинности или ложности, но что их истинностное значение было неопределенным. [18] [19] [20] Последнее прочтение предполагает, что будущие контингенты обладают истинностным значением, которое необходимо, но неизвестно. Эта точка зрения понимает, что Аристотель говорит, что, хотя возникновение некоторого события в определенное время было необходимым, фактом необходимости, который не мог быть нам известен, его возникновение просто в любое время не было необходимым.
и предвидение Детерминизм
Средневековые мыслители изучали логическую непредвиденность как способ анализа взаимосвязи между концепциями раннего Нового времени о Боге и модальным статусом мира как Его творения. [21] Писатели раннего Нового времени изучали непредвиденные обстоятельства, противоречащие свободе христианской Троицы не создавать вселенную или не упорядочивать серию природных событий.В 16 веке европейская реформатская схоластика присоединилась к идее Джона Дунса Скота о синхронной случайности, которая пыталась устранить предполагаемые противоречия между необходимостью, человеческой свободой и свободной волей Бога создать мир. В 17 веке Барух Спиноза в своей «Этике» утверждает, что вещь называется случайной, когда «мы не знаем, содержит ли сущность противоречие или нет, или о которой, зная, что она не содержит противоречия, мы все еще в сомнении относительно существования, потому что порядок причин ускользает от нас». [22] Далее он утверждает: «Природе разума свойственно воспринимать вещи в определенной форме вечности как необходимые, и только посредством нашего воображения мы рассматриваем вещи, будь то в отношении будущего или прошлого, как случайные. [23]
Философ восемнадцатого века Джонатан Эдвардс в своей работе « Тщательное и строгое исследование современных преобладающих представлений о той свободе воли, которая, как предполагается, необходима для моральной свободы воли, добродетели и порока, вознаграждения и наказания, похвалы и порицания» (1754 г.): рассмотрел взаимосвязь между действием, детерминизмом и личной виной. Эдвардс начинает свою аргументацию с установления способов логических формулировок необходимых утверждений. Он выделяет три способа, которыми могут быть сделаны необходимые заявления, из которых только третий вид может быть законно использован для выдвижения необходимых утверждений о будущем. Этот третий способ сделать необходимые утверждения включает в себя условную или последовательную необходимость, например, если случайный результат может быть вызван чем-то, что было необходимо, то этот случайный результат сам по себе может считаться необходимым «в силу необходимости последствий». [24] Прайор интерпретирует [25] Эдвардса, предположив, что любое необходимое следствие любой уже необходимой истины «также «всегда существовало», так что только благодаря необходимой связи (sic) с «тем, что уже произошло», то, что еще является всего лишь будущим, может быть необходимый." [26] Далее, в «Прошлом, настоящем и будущем Эдварда аргумент против несовместимости Божьего предвидения или предопределения с будущими обстоятельствами » Прайор приписывает «Исследованию» . [27]
См. также [ править ]
- Концептуальная необходимость
- Логическая возможность
- Модальный коллапс
- Модальная ошибка
- Модальная логика
- Сослагательная возможность
Ссылки [ править ]
- ^ ( Генслер 2017 , стр. 231)
- ^ ( Крипке 1980 , стр. 14)
- ^ ( Генслер 2017 , стр. 231)
- ^ Пап, Артур (1949), Все ли необходимые предложения аналитичны? , Философское обозрение, том. 58, Duke University Press, стр. 299–320, номер документа : 10.2307/2182079 , JSTOR 2182079.
- ^ Хинтикка, Яакко (1965), Являются ли логические истины аналитическими? , Философское обозрение, том. 74, Duke University Press, стр. 178–203, doi : 10.2307/2183264 , JSTOR 2183264.
- ^ ( Крипке 1980 , стр. 39)
- ^ ( Залта 1988 , стр. 8)
- ^ ( Крипке 1980 , стр. 75)
- ^ ( До 1957 г. )
- ^ ( Deutsch 1990 , стр. 93)
- ^ ( Deutsch 1990 , стр. 94-95)
- ^ ( Акрил 1963 , стр. 132)
- ^ Боэций, Commentarii in librum Aristotelis Perihermeneias I – II, К. Мейзер (редактор), Лейпциг: Тойбнер, 1877–1880.
- ^ ( Сорабджи 1980 )
- ^ ( Фреде 1985 , стр. 3:31-87)
- ^ ( Крейг 1988 )
- ^ Цицерон, De fato, с английским переводом Х. Рэкхема (Классическая библиотека Леба 349), Лондон: Хайнеманн и Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1968.
- ^ ( Анскомб 1956 , стр. 65 (257): 1–15)
- ^ ( Хинтикка 1973 )
- ^ ( Fine 1984 , стр. 1 (1): 23–47)
- ^ ( Омодео 2019 , стр. 156: 1–24)
- ^ Спиноза, Бенедикт (1994), Читатель Спинозы: Этика и другие работы. Перевод Керли, Эдвин. , Издательство Принстонского университета, с. 26, ISBN 0-691-00067-0
- ^ Спиноза, Бенедикт (1994), Читатель Спинозы: Этика и другие работы. Перевод Керли, Эдвин. , Издательство Принстонского университета, с. 71, ISBN 0-691-00067-0
- ^ ( Эдвардс 1754 г. )
- ^ ( До 1957 г. )
- ^ ( Эдвардс 1754 г. )
- ^ ( До 1967 г. , стр. 114)
Примечания [ править ]
- ^α Когда утверждение ложно хотя бы в одном возможном мире, это не означает, что всегда существует какой-то мир, в котором оно буквально ложно, а только то, что существует некоторый воображаемый мир, в котором утверждение буквально ложно, и что это не будет противоречить какая-то другая истина в этом воображаемом мире.
- ^β «Всегда верно» означает «тавтологически истинно» или «необходимо истинно», поскольку, если условная истина возможна в каждом мире, она может оказаться истинной в каждом возможном мире, но не в силу тавтологической необходимости, а только в силу совпадение.
Источники [ править ]
- Акрилл, Дж. Л. (1963). Аристотель, Категории и De Interpretatione: Перевод с примечаниями и глоссарием . Кларендон Пресс. ISBN 0-19-872086-6 .
- Анскомб, GEM (1956). «Аристотель и морское сражение: De Interpretatione 9». Разум . дои : 10.1093/mind/65.1.1 .
- Крейг, Уильям Лейн (1988), Проблема божественного предвидения и будущих контингентов от Аристотеля до Суареса , Исследования Брилла по интеллектуальной истории, Лейден: Брилл
- Дойч, Гарри (1990). «Непредвиденность и модальная логика» . Философские исследования . 60 (1–2). Springer Science + Business Media: 89–102. дои : 10.1007/BF00370979 . JSTOR 4320149 .
- Эдвардс, Джонатан (1754). Тщательное и строгое исследование преобладающих современных представлений о той свободе воли, которая, как предполагается, необходима для моральной свободы воли, добродетели и порока, вознаграждения и наказания, похвалы и порицания (5-е изд.). Дж. Мургатройд.
- Хорошо, Гейл (1984). «Истина и необходимость в интерпретации 9». История философии Ежеквартальный журнал .
- Фреде, Доротея (1985). «Переосмысление морского сражения: защита традиционной интерпретации». Оксфордские исследования древней философии . Оксфорд.
- Генслер, Гарри (2017). Введение в логику (3-е изд.). Рутледж. ISBN 9781138910584 .
- Хинтикка, Яакко (1973). Время и необходимость: исследования теории модальности Аристотеля . Кларендон Пресс. ISBN 9780198243656 .
- Крипке, Саул (1980). Именование и необходимость (2-е изд.). Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-59845-8 .
- Льюис, Дэвид (1986). О множественности миров . Блэквелл. ISBN 9780631224266 .
- Омодео, Пьетро Даниэль (19 сентября 2019 г.). «Secundum Quid и Contingentia: схоластические воспоминания в механике раннего Нового времени» . В Омодео Пьетро Даниэль; Гарау, Родольфо (ред.). Случайность и естественный порядок в науке раннего Нового времени . Бостонские исследования в области философии и истории науки. Том. 332. Спрингер. стр. 157–180. дои : 10.1007/978-3-319-67378-3_8 . ISBN 9783319673783 . OCLC 1119640000 . S2CID 203491340 . Проверено 23 апреля 2021 г.
- Прайор, Артур (1957). Время и модальность . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198241584 .
- Прайор, Артур (1967). Прошлое, настоящее и будущее (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198243113 .
- Сорабджи, Ричард (1980). Необходимость, причина и вина: взгляд на теорию Аристотеля . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801492440 .
- Залта, Эдвард (1988), Логические и аналитические истины, которые не являются необходимыми (PDF) , 85, том. 2, Философский журнал
- Залта, Эдвард (1995), Основные понятия модальной логики (PDF) , Стэнфордская исследовательская лаборатория метафизики