Доротея Таннинг
Доротея Таннинг | |
---|---|
![]() Макс Эрнст и Доротея Таннинг в 1948 году. Фотография Роберта Брюса Инверэрити из коллекции Смитсоновского института . | |
Рожденный | Доротея Маргарет Таннинг 25 августа 1910 г. Гейлсберг, Иллинойс , США |
Умер | 31 января 2012 г. Нью-Йорк, США | (101 год)
Известный | Живопись, скульптура, эстамп, письмо. |
Движение | Сюрреализм |
Супруги |
Доротея Маргарет Таннинг (25 августа 1910 — 31 января 2012) — американская художница, гравер, скульптор, писательница и поэтесса. Ее ранние работы находились под влиянием сюрреализма .
Биография
[ редактировать ]
Доротея Таннинг родилась и выросла в Гейлсберге, штат Иллинойс . Она была второй из трех дочерей Эндрю Питера Таннинга (урожденного Андреаса Питера Георга Танинга; 1875–1943) и Аманды Мари Хансен (1879–1967), которые назвали ее в честь бабушки по материнской линии. Оба ее родителя были иммигрантами из Швеции . [1] [2] После окончания государственной средней школы Гейлсберга в 1926 году Таннинг работал в Публичной библиотеке Гейлсберга (1927) и учился в Нокс-колледже (1928–1930). После двух лет обучения в колледже она ушла, чтобы продолжить художественную карьеру, переехав сначала в Чикаго в 1930 году, а затем в Нью-Йорк в 1935 году, где она зарабатывала на жизнь как коммерческий художник, одновременно работая над собственной картиной. Таннинг была ненадолго замужем за писателем Гомером Шенноном в 1941 году после восьмилетних отношений. [3]
В Нью-Йорке Таннинг открыл для себя сюрреализм на в Музее современного искусства « основополагающей выставке 1936 года Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм». В 1941 году, впечатленный ее творчеством и талантом иллюстрировать модную рекламу, арт-директор универмага Macy’s познакомил ее с галеристом Жюльеном Леви , который сразу же предложил показать ее работы. (Тэннинг также стал хорошими друзьями с Леви и его женой, художницей Мюриэл Стритер , как видно из писем, которыми они обменивались в 1940-х годах. [4] Леви устроил Таннинг две персональные выставки (в 1944 и 1948 годах), а также познакомил ее с кругом сюрреалистов-эмигрантов, чьи работы он показывал в своей нью-йоркской галерее, в том числе с немецким художником Максом Эрнстом . [5]
Таннинг впервые встретила Эрнста на вечеринке в 1942 году. Позже он зашел к ней в студию, чтобы рассмотреть возможность включения ее работ в выставку 31 женщины 1943 года в галерее «Искусство этого века» в Нью-Йорке. [6] который принадлежал Пегги Гуггенхайм , жене Эрнста в то время. Как рассказывает Таннинг в своих мемуарах, он был очарован ее культовым автопортретом « День рождения » (1942, Художественный музей Филадельфии ). Они играли в шахматы, влюбились друг в друга и начали совместную жизнь, которая привела их в Седону в Аризоне, а затем во Францию. [7] [8] Они жили в Нью-Йорке несколько лет, а затем переехали в Седону, где построили дом и принимали гостей, путешествующих по стране, среди многих друзей, в том числе Анри Картье-Брессона , Ли Миллера , Роланда Пенроуза , Ива Танги , Кей Сейдж , Павла Челищева , Джорджа. Баланчин и Дилан Томас . Таннинг и Эрнст поженились в 1946 году на двойной свадьбе с Ман Рэем и Джульет Браунер в Голливуде и прожили в браке 30 лет. [9] [10]
В 1949 году Таннинг и Эрнст переехали во Францию, где они делили свое время между Парижем и Туреном , периодически возвращаясь в Седону в начале и середине 1950-х годов. Они жили в Париже, а затем в Провансе до смерти Эрнста в 1976 году (годом ранее у него случился инсульт), после чего Таннинг вернулся в Нью-Йорк. [11] Она продолжала создавать студийное искусство в 1980-х годах, затем обратила свое внимание на писательство и поэзию в 1990-х и 2000-х годах, работая и публикуясь до конца своей жизни. Таннинг умерла 31 января 2012 года в своем доме на Манхэттене в возрасте 101 года. [12] [13]
В 1997 году был основан Фонд Доротеи Таннинг с целью сохранить наследие художницы и способствовать более широкому пониманию общественностью искусства, письма и поэзии художницы. Фонд работает в тандеме с The Destina Foundation, основанным в Нью-Йорке в 2015 году, для управления и распространения произведений искусства и активов поместья Доротеи Таннинг в благотворительных целях. [14]
Художественная карьера
[ редактировать ]
Помимо трех недель, которые она провела в Чикагской академии изящных искусств в 1930 году, [15] Таннинг был художником-самоучкой. [16] Сюрреалистические образы ее картин 1940-х годов и ее близкая дружба с художниками и писателями сюрреалистического движения побудили многих считать Таннинг художницей-сюрреалистом, однако на протяжении шестидесятилетней творческой карьеры она выработала свой собственный индивидуальный стиль. .
Ранние работы Таннинга — такие картины, как «День рождения» и «Eine Kleine Nachtmusik» (1943, Tate Modern, Лондон). [17] — были точными образными изображениями ситуаций, подобных сну. Таннинг прочитала множество готических и романтических романов из местной библиотеки в своем родном городе Гейлсберге. Эти фантастические истории, наполненные образами воображаемого, сильно повлияли на ее стиль и тематику на долгие годы вперед. [18] Как и другие художники-сюрреалисты, она внимательно относилась к деталям и создавала поверхности тщательно приглушенными мазками. В конце 1940-х годов она продолжала рисовать нереальные сцены, некоторые из которых сочетали эротические сюжеты с загадочными символами и пустынным пространством. В этот период у нее сложились прочные дружеские отношения, в частности, с Марселем Дюшаном , Джозефом Корнеллом и Джоном Кейджем . Она также создавала декорации и костюмы для нескольких Джорджа Баланчина балетов , в том числе «Ночной тени» (оригинальная версия его балета «Сомнамбула» , премьера которого состоялась в 1946 году в Городском центре музыки и драмы в Нью-Йорке), и выступала в двух балетах Ганса Рихтера Джорджа Баланчина. Авангардные фильмы «Мечты, которые можно купить за деньги» (1947) и «8 х 8: Шахматная соната в 8 движениях» (1957).
В течение следующего десятилетия живопись Таннинга развивалась, становясь менее откровенной и более многозначительной. Сейчас работая в Париже и Юсме, Франция, она начала отходить от сюрреализма и развивать свой собственный стиль. В середине 1950-х годов ее работы радикально изменились, и ее образы стали все более фрагментированными и призматическими, примером чему служат такие работы, как «Бессонница» (1957, Moderna Museet , Стокгольм ). Как она объясняет: «Примерно в 1955 году мои холсты буквально раскололись... Можно сказать, я разбила зеркало».

К концу 1960-х годов картины Таннинга были почти полностью абстрактными, но всегда наводили на мысль о женских формах. С 1969 по 1973 год Таннинг приступила к тому, что она описала как «напряженное пятилетнее приключение в области мягкой скульптуры». [9] концентрируясь на трехмерных работах из ткани, отходя от традиционных, более твердых и долговечных скульптурных материалов. В интервью она заявила, что ее мягкие скульптуры символизируют «ткань как материал для высоких целей», и радовалась «мягкости, а не твердости». [19] Пять из этих мягких или «живых» скульптур составляют инсталляцию Hôtel du Pavot, Chambre 202 (1970–73), которая сейчас находится в постоянной коллекции Национального музея современного искусства в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Во время своего пребывания во Франции в 1950-1970-х годах Таннинг также стала активным гравером , работая в ателье Жоржа Виса и Пьера Шава и создавая работы для ряда книг художников, выпущенных ограниченным тиражом, таких поэтов, как Ален Боске , Рене Кревель , Лена. Леклер и Андре Пьер де Мандиарг . [20] После смерти мужа в 1976 году Таннинг осталась во Франции на несколько лет, снова сосредоточившись на живописи. К 1980 году она переехала из дома и студии в Нью-Йорк и начала энергичный творческий период, в течение которого она создавала картины, рисунки, коллажи и гравюры.
Работы Таннинга были отмечены на многочисленных персональных выставках как в США, так и в Европе, включая крупные ретроспективы в 1974 году в Национальном центре современного искусства в Париже (который в 1977 году стал Центром Жоржа Помпиду) и в 1993 году. в Констхолле Мальмё в Швеции, а затем в Центре искусств Камдена в Лондоне. В 1992 году Нью-Йоркская публичная библиотека организовала ретроспективу гравюр Таннинга. [21] а Художественный музей Филадельфии организовал в 2000 году небольшую ретроспективную выставку под названием « День рождения и дальше», чтобы отметить приобретение знаменитого автопортрета Таннинга 1942 года « День рождения» . В 2018 году в Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía в Мадриде прошла крупная выставка работ художницы. [22] куратор Элис Махон, которая побывала в галерее Тейт Модерн в Лондоне в 2019 году. [23]
Литературная карьера
[ редактировать ]
На протяжении всей своей жизни Таннинг писала рассказы и стихи, а ее первый рассказ был опубликован в ВВВ в 1943 году. [24] выпущенных ограниченным тиражом и оригинальные стихи, сопровождающие ее гравюры в книгах Demain, (1964). [25] и En Chair et en or (1973). [26] Однако именно после возвращения в Нью-Йорк в 1980-х годах она начала сосредотачиваться на писательстве. В 1986 году она опубликовала свои первые мемуары под названием « День рождения картины, которая заняла столь заметное место в ее биографии». С тех пор он был переведен на четыре других языка. В 2001 году она написала расширенную версию своих мемуаров под названием « Между жизнями: художник и ее мир» .
При поддержке ее друга и наставника Джеймса Меррилла (который на протяжении многих лет был канцлером Академии американских поэтов) [27] регулярно публиковались в литературных обозрениях и журналах, таких как The Yale Review , Poetry , The Paris Review и The New Yorker Таннинг начала писать собственные стихи, когда ей было за 80, и ее стихи до конца жизни . Сборник ее стихов «Оглавление » и короткий роман « Пропасть: выходные » были опубликованы в 2004 году. Ее второй сборник стихов « Приходя к этому » был опубликован издательством Graywolf Press в 2011 году.
В 1994 году Таннинг учредил Премию Уоллеса Стивенса Академии американских поэтов — ежегодную премию в размере 100 000 долларов, присуждаемую поэту в знак признания выдающегося и доказанного мастерства в искусстве поэзии.
Библиография
[ редактировать ]Книги Доротеи Таннинг
[ редактировать ]- Бездна . Нью-Йорк: Стандартные издания , 1977. ISBN 0918746027
- День рождения . Санта-Моника: Lapis Press, 1986. ISBN 0932499163 (мемуары)
- Между жизнями: художница и ее мир . Нью-Йорк: WW Нортон, 2001. ISBN 0-393-05040-8 (мемуары)
- Пропасть: выходные . Нью-Йорк: Overlook Press и Лондон: Virago Press, 2004. ISBN 1-58567-584-9 (роман)
- Оглавление: Стихи . Нью-Йорк: Graywolf Press, 2004. ISBN 1-55597-402-3 (сборник стихов)
- Придя к этому: Стихи , Нью-Йорк: Graywolf Press, 2011. ISBN 978-1-55597-601-9 (сборник стихов)
Монографии
[ редактировать ]- Гроув, Ален. Картина Доротеи Таннинг . Париж: Жан-Жак Повер, 1966.
- Плази, Джайлз. Доротея Таннинг . Париж: Editions Filipacchi, 1976 г. и (английский перевод) 1979 г. ISBN 2850181684
- Доротея Таннинг: специальный выпуск 20-го века . Париж: издания XX века, 1977.
- Байи, Жан Кристофер, Джон Рассел и Роберт С. Морган. Доротея Таннинг . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1995. ISBN 0807614025
- МакАра, Катриона. Сюрреалистическая стратиграфия пропасти Доротеи Таннинг . Лондон: Рутледж, 2017. ISBN 1472463447
- Каррутерс, Виктория. Доротея Таннинг: Превращения . Лондон: Лунд Хамфрис, 2020. ISBN 9781848221741
- Лайфорд, Эми. Изысканные мечты: искусство и жизнь Доротеи Таннинг . Лондон: Reaktion Books, 2024. ISBN 9781789147971
Каталоги выставок
[ редактировать ]- Вальдберг, Патрик. Доротея Таннинг, Муниципальное казино, 20-й Бельгийский летний фестиваль. Брюссель: Андре де Раш, 1967.
- Жоффруа. Алан. Доротея Таннинг: Работа. Париж: Национальный центр современного искусства, 1974.
- Доротея Таннинг: 10 последних картин и биография . Нью-Йорк: Галерея Гимпель-Вайценхоффер, 1979.
- Доротея Дубление на бумаге, 1948–1986 гг . Нью-Йорк: Kent Fine Art, 1987.
- Одиннадцать картин Доротеи Таннинг . Нью-Йорк: Kent Fine Art, 1988.
- Доротея Таннинг: Между жизнями - работы на бумаге . Лондон: Runkel-Hue-Williams Ltd., 1989.
- Уодделл, Роберта и Луиза Вуд Руби, ред., с текстами Дональда Каспита и Доротеи Таннинг. Доротея Таннинг: Слава бреду! Каталог-резонне иллюстрированных книг и гравюр художника, 1942–1991 гг . Нью-Йорк: Публичная библиотека Нью-Йорка, 1992. ISBN 0871044307
- Нордгрен, Суне, Джон Рассел, Ален Жоффруа , Жан-Кристоф Байи и Лассе Сёдерберг. Доротея Таннинг: Если бы искусство могло говорить . Мальмё, Швеция: Мальмё Констхалл, 1993. ISBN 9177040597
- Доротея Таннинг: Бессонница, картины 1954–1965 годов . Нью-Йорк: Kent Fine Art, 2005. ISBN 1878607952
- Доротея Таннинг: За пределами Эспланады: картины, рисунки и гравюры с 1940 по 1965 год . Сан-Франциско: Галерея Фрея Норриса, 2009. ISBN 9780982393246
- Грескович, Роберт, Джоанна Кляйнберг и Рэйчел Либовиц. Доротея Таннинг: ранние эскизы сцены . Нью-Йорк: Центр рисования, 2010. ISBN 0942324560
- Доротея Таннинг: Неизвестные, но познаваемые состояния . Сан-Франциско: Галерея Венди Норрис, 2013. ISBN 0615720900
- Доротея Таннинг: Паутина снов. Лондон: Галерея Элисон Жак, 2014. ISBN 0957226942
- Махон, Элис, редактор, с Энн Коксон и Идоей Мургой Кастро. Доротея Таннинг. Мадрид: Национальный музей искусств королевы Софии, 2018 г. ISBN 9788480265751 и Лондон: Tate Publishing, 2018. ISBN 9781849766432
- Доротея Таннинг: Разве краска не говорит все за себя? Нью-Йорк: Галерея Касмин, 2022. ISBN 9781947232983
Интервью
[ редактировать ]В интервью Salon.com 2002 года в ответ на: «Итак, что вы пытались донести как художник? Каковы были ваши цели и достигли ли вы их?» Танин отвечает: «Я был бы удовлетворен, предположив, что это нечто большее, чем кажется на первый взгляд». [28] И в ответ на:«Что вы думаете о некоторых произведениях искусства, которые создаются сегодня?»Танин отвечает:«Я не могу ответить на этот вопрос, не разозлив мир искусства. Достаточно сказать, что большая часть этого исходит прямо из дадаизма 1917 года. У меня такое впечатление, что идея должна шокировать. Так много людей стараются превзойти писсуар Дюшана. это уже даже не шокирует, просто немного грустно». [29]
Говоря о своих отношениях с Эрнстом в интервью, Таннинг сказала: «Я была одиночкой, я одиночка, боже мой, это единственный способ, которым я могу себе представить работу. А потом, когда я познакомилась с Максом Эрнстом, он явно был единственный человек, который мне был нужен, и, уверяю вас, мы никогда, никогда не говорили об искусстве. Никогда». [30]
«Если бы не было известно, что я был сюрреалистом, не думаю, что это было бы очевидно в том, что я делаю сейчас. Но меня заклеймили как сюрреалиста. Tant pis ». [31]
«Женщины-художники. Не существует такого понятия — или человека. Это такое же противоречие в терминах, как «мужчина-художник» или «художник-слон». Вы можете быть женщиной, и вы можете быть художником; но одно — данность. а другой — это ты». [31]
«Искусство всегда было плотом, на который мы забираемся, чтобы спасти свое здравомыслие». [32]
Публичные коллекции
[ редактировать ]- Центр Жоржа Помпиду / Национальный музей современного искусства , Париж [33]
- Художественный музей Худа , Ганновер, Нью-Гэмпшир [34]
- Музей искусств округа Лос-Анджелес [35]
- Коллекция Менила , Хьюстон [36]
- Современный музей , Стокгольм [37]
- Музей современного искусства города Парижа [38]
- Музей современного искусства , Нью-Йорк [39]
- Художественный музей Нельсона-Аткинса , Канзас-Сити, Миссури [40]
- Художественный музей Филадельфии [41]
- Музей современного искусства Сан-Франциско [42]
- Шотландская национальная галерея современного искусства , Эдинбург [43]
- Смитсоновский музей американского искусства , Вашингтон, округ Колумбия [44]
- Тейт Модерн , Лондон [45]
- Музей американского искусства Уитни , Нью-Йорк [46]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Доротея Таннинг 1910–2012» .
- ^ «Доротея Таннинг, ее молодость и любовь к сюрреализму. Часть 1» . 10 июля 2021 г.
- ^ "Хронология художника". Байи, Жан Кристофер и др. Доротея Таннинг . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1995.
- ^ Таннинг, Доротея (июнь 2016 г.). «Хождение вокруг да около» . Журнал Харпера . ISSN 0017-789X . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ Таннинг, Доротея. Между жизнями: художница и ее мир . Нью-Йорк: WW Нортон, 2001.
- ^ Батлер, Корнелия Х.; Шварц, Александра (2010). Современные женщины: женщины-художницы в Музее современного искусства . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 45 . ISBN 9780870707711 .
- ^ Таннинг, Доротея. День рождения . Санта-Моника: Lapis Press, 1986.
- ^ Загар, Между жизнями , 2001.
- ^ Jump up to: а б «Доротея Таннинг» . www.dorotheatanning.org . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ «Доротея Таннинг» . «Дейли телеграф» . 5 февраля 2012 года . Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ "Хронология художника". Байи, Жан Кристофер и др. Доротея Таннинг . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1995.
- ^ Глюк, Грейс (3 февраля 2012 г.). «Доротея Таннинг, художница-сюрреалистка, умерла в возрасте 101 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ Нидхэм, Алекс (2 февраля 2012 г.). «Доротея Таннинг, художница-сюрреалистка, умирает в возрасте 101 года» . Хранитель . Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ «О Фонде Доротеи Таннинг» . www.dorotheatanning.org . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Байи, 1995, с. 356.
- ^ Барнс, Рэйчел (2001). Книга по искусству ХХ века (переиздание). Лондон: Phaidon Press. ISBN 0714835420 .
- ^ « Маленькая ночная музыка», Доротея Таннинг, 1943 год . Тейт . Проверено 16 сентября 2019 г.
- ^ «Тихая тайна» . Тейт . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Гипсон, Феррен (2022). Женская работа . Лондон: Фрэнсис Линкольн . стр. 45–48. ISBN 9780711264656 .
- ^ Уодделл, Роберта и Руби, Луиза Вуд, ред., Доротея Таннинг: Слава бреду! Каталог-резонне иллюстрированных книг и гравюр художника, 1942–1991 гг . Нью-Йорк: Публичная библиотека Нью-Йорка, 1992.
- ^ Уодделл и др., 1992.
- ^ «Доротея Таннинг» . museoreinasofia.es . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ «Доротея Таннинг» . tate.org.uk. Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Таннинг, Доротея. «Свидание вслепую». ВВВ , нет. 2-3 (март 1943 г.), с. 104
- ^ Таннинг, Доротея. Завтра (Завтра) . Издания Georges Visat et Cie., Париж, 1964 г.
- ^ Таннинг, Доротея. Во плоти и золоте . Издания Жоржа Виса, Париж, 1973 г.
- ^ Poetry Foundation, Доротея Таннинг, 1910-2012 , онлайн-биография, по состоянию на 18 мая 2013 г.
- ^ Гласси, Джон (12 февраля 2002 г.). «Старейший из ныне живущих сюрреалистов рассказывает все (интервью)» . Салон.com . 11 февраля 2002 г.
- ^ Гласси, 2002.
- ^ Маккормик, Карло (осень 1990 г.). «Доротея Таннинг» . Журнал БОМБА (33). Новые художественные публикации . Проверено 18 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Маккормик, 1990.
- ^ "Дом" . www.dorotheatanning.org . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ «Номер 202, Отель дю Паво – Центр Помпиду» . www.centrepompidou.fr .
- ^ «Коллекции — Музей Худа» . hoodmuseum.dartmouth.edu . Архивировано из оригинала 19 марта 2022 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ «Доротея Таннинг» . www.lacma.org .
- ^ «Коллекция графических работ Доротеи Таннинг крупным планом» . Коллекция Менила .
- ^ «Доротея Таннинг» . www.modernamuseet.se . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Доротея Таннинг» . www.mam.paris.fr .
- ^ «Коллекция – МоМА» . Музей современного искусства .
- ^ «Доротея Таннинг» . www.nationalgalleries.org .
- ^ «Художественный музей Филадельфии — Коллекции: Поиск в коллекциях» . www.philamuseum.org .
- ^ «Доротея Таннинг» . www.sfmoma.org .
- ^ «Доротея Таннинг» . www.nationalgalleries.org .
- ^ «Результаты поиска произведений искусства / Американское искусство» . 10 января 2016 г. Архивировано из оригинала 10 января 2016 г.
- ^ «Доротея Таннинг 1910-2012» . Тейт .
- ^ «Доротея Таннинг» . Уитни.орг .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1910 рождений
- смертей в 2012 г.
- Американские художники-сюрреалисты
- Американцы шведского происхождения
- Выпускники Нокс-колледжа (Иллинойс)
- Жители Гейлсберга, Иллинойс
- Художники из Нью-Йорка
- Женщины-художники-сюрреалисты
- Американские женщины-скульпторы
- Американские женщины-граверы
- Американские женщины-художницы 20-го века
- Американские художники 20-го века
- Американские граверы 20-го века
- Макс Эрнст
- Скульпторы из Нью-Йорка (штат)
- Американские женщины-долгожители
- Художники-сюрреалисты