Jump to content

Доротея Таннинг

Доротея Таннинг
Рожденный
Доротея Маргарет Таннинг

25 августа 1910 г.
Умер 31 января 2012 г. (31 января 2012 г.) (101 год)
Нью-Йорк, США
Известный Живопись, скульптура, эстамп, письмо.
Движение Сюрреализм
Супруги
Гомер Шеннон
( м. 1941, в разводе)
( м. 1946; умер в 1976 г.)

Доротея Маргарет Таннинг (25 августа 1910 — 31 января 2012) — американская художница, гравер, скульптор, писательница и поэтесса. Ее ранние работы находились под влиянием сюрреализма .

Биография

[ редактировать ]
Доротея Таннинг, День рождения , 1942, холст, масло, 40 1/4 x 25 1/2 дюйма/102,2 x 64,8 см, Художественный музей Филадельфии. ©Поместье Доротеи Таннинг

Доротея Таннинг родилась и выросла в Гейлсберге, штат Иллинойс . Она была второй из трех дочерей Эндрю Питера Таннинга (урожденного Андреаса Питера Георга Танинга; 1875–1943) и Аманды Мари Хансен (1879–1967), которые назвали ее в честь бабушки по материнской линии. Оба ее родителя были иммигрантами из Швеции . [1] [2] После окончания государственной средней школы Гейлсберга в 1926 году Таннинг работал в Публичной библиотеке Гейлсберга (1927) и учился в Нокс-колледже (1928–1930). После двух лет обучения в колледже она ушла, чтобы продолжить художественную карьеру, переехав сначала в Чикаго в 1930 году, а затем в Нью-Йорк в 1935 году, где она зарабатывала на жизнь как коммерческий художник, одновременно работая над собственной картиной. Таннинг была ненадолго замужем за писателем Гомером Шенноном в 1941 году после восьмилетних отношений. [3]

В Нью-Йорке Таннинг открыл для себя сюрреализм на в Музее современного искусства « основополагающей выставке 1936 года Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм». В 1941 году, впечатленный ее творчеством и талантом иллюстрировать модную рекламу, арт-директор универмага Macy’s познакомил ее с галеристом Жюльеном Леви , который сразу же предложил показать ее работы. (Тэннинг также стал хорошими друзьями с Леви и его женой, художницей Мюриэл Стритер , как видно из писем, которыми они обменивались в 1940-х годах. [4] Леви устроил Таннинг две персональные выставки (в 1944 и 1948 годах), а также познакомил ее с кругом сюрреалистов-эмигрантов, чьи работы он показывал в своей нью-йоркской галерее, в том числе с немецким художником Максом Эрнстом . [5]

Таннинг впервые встретила Эрнста на вечеринке в 1942 году. Позже он зашел к ней в студию, чтобы рассмотреть возможность включения ее работ в выставку 31 женщины 1943 года в галерее «Искусство этого века» в Нью-Йорке. [6] который принадлежал Пегги Гуггенхайм , жене Эрнста в то время. Как рассказывает Таннинг в своих мемуарах, он был очарован ее культовым автопортретом « День рождения » (1942, Художественный музей Филадельфии ). Они играли в шахматы, влюбились друг в друга и начали совместную жизнь, которая привела их в Седону в Аризоне, а затем во Францию. [7] [8] Они жили в Нью-Йорке несколько лет, а затем переехали в Седону, где построили дом и принимали гостей, путешествующих по стране, среди многих друзей, в том числе Анри Картье-Брессона , Ли Миллера , Роланда Пенроуза , Ива Танги , Кей Сейдж , Павла Челищева , Джорджа. Баланчин и Дилан Томас . Таннинг и Эрнст поженились в 1946 году на двойной свадьбе с Ман Рэем и Джульет Браунер в Голливуде и прожили в браке 30 лет. [9] [10]

В 1949 году Таннинг и Эрнст переехали во Францию, где они делили свое время между Парижем и Туреном , периодически возвращаясь в Седону в начале и середине 1950-х годов. Они жили в Париже, а затем в Провансе до смерти Эрнста в 1976 году (годом ранее у него случился инсульт), после чего Таннинг вернулся в Нью-Йорк. [11] Она продолжала создавать студийное искусство в 1980-х годах, затем обратила свое внимание на писательство и поэзию в 1990-х и 2000-х годах, работая и публикуясь до конца своей жизни. Таннинг умерла 31 января 2012 года в своем доме на Манхэттене в возрасте 101 года. [12] [13]

В 1997 году был основан Фонд Доротеи Таннинг с целью сохранить наследие художницы и способствовать более широкому пониманию общественностью искусства, письма и поэзии художницы. Фонд работает в тандеме с The Destina Foundation, основанным в Нью-Йорке в 2015 году, для управления и распространения произведений искусства и активов поместья Доротеи Таннинг в благотворительных целях. [14]

Художественная карьера

[ редактировать ]
Доротея Таннинг, «Некоторые розы и их призраки» , 1952, холст, масло, 29 7/8 x 40 1/4 дюйма/76,3 x 101,5 см, Tate Modern .

Помимо трех недель, которые она провела в Чикагской академии изящных искусств в 1930 году, [15] Таннинг был художником-самоучкой. [16] Сюрреалистические образы ее картин 1940-х годов и ее близкая дружба с художниками и писателями сюрреалистического движения побудили многих считать Таннинг художницей-сюрреалистом, однако на протяжении шестидесятилетней творческой карьеры она выработала свой собственный индивидуальный стиль. .

Ранние работы Таннинга — такие картины, как «День рождения» и «Eine Kleine Nachtmusik» (1943, Tate Modern, Лондон). [17] — были точными образными изображениями ситуаций, подобных сну. Таннинг прочитала множество готических и романтических романов из местной библиотеки в своем родном городе Гейлсберге. Эти фантастические истории, наполненные образами воображаемого, сильно повлияли на ее стиль и тематику на долгие годы вперед. [18] Как и другие художники-сюрреалисты, она внимательно относилась к деталям и создавала поверхности тщательно приглушенными мазками. В конце 1940-х годов она продолжала рисовать нереальные сцены, некоторые из которых сочетали эротические сюжеты с загадочными символами и пустынным пространством. В этот период у нее сложились прочные дружеские отношения, в частности, с Марселем Дюшаном , Джозефом Корнеллом и Джоном Кейджем . Она также создавала декорации и костюмы для нескольких Джорджа Баланчина балетов , в том числе «Ночной тени» (оригинальная версия его балета «Сомнамбула» , премьера которого состоялась в 1946 году в Городском центре музыки и драмы в Нью-Йорке), и выступала в двух балетах Ганса Рихтера Джорджа Баланчина. Авангардные фильмы «Мечты, которые можно купить за деньги» (1947) и «8 х 8: Шахматная соната в 8 движениях» (1957).

В течение следующего десятилетия живопись Таннинга развивалась, становясь менее откровенной и более многозначительной. Сейчас работая в Париже и Юсме, Франция, она начала отходить от сюрреализма и развивать свой собственный стиль. В середине 1950-х годов ее работы радикально изменились, и ее образы стали все более фрагментированными и призматическими, примером чему служат такие работы, как «Бессонница» (1957, Moderna Museet , Стокгольм ). Как она объясняет: «Примерно в 1955 году мои холсты буквально раскололись... Можно сказать, я разбила зеркало».

Доротея Таннинг, Hôtel du Pavot, Chambre 202 (Poppy Hotel, Room 202) 1970-73, смешанная техника, 133 7/8 x 122 1/8 x 185 дюймов/340 x 310 x 470 см, Национальный музей современного искусства , Центр Жоржа Помпиду, Париж, ©Поместье Доротеи Таннинг

К концу 1960-х годов картины Таннинга были почти полностью абстрактными, но всегда наводили на мысль о женских формах. С 1969 по 1973 год Таннинг приступила к тому, что она описала как «напряженное пятилетнее приключение в области мягкой скульптуры». [9] концентрируясь на трехмерных работах из ткани, отходя от традиционных, более твердых и долговечных скульптурных материалов. В интервью она заявила, что ее мягкие скульптуры символизируют «ткань как материал для высоких целей», и радовалась «мягкости, а не твердости». [19] Пять из этих мягких или «живых» скульптур составляют инсталляцию Hôtel du Pavot, Chambre 202 (1970–73), которая сейчас находится в постоянной коллекции Национального музея современного искусства в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Во время своего пребывания во Франции в 1950-1970-х годах Таннинг также стала активным гравером , работая в ателье Жоржа Виса и Пьера Шава и создавая работы для ряда книг художников, выпущенных ограниченным тиражом, таких поэтов, как Ален Боске , Рене Кревель , Лена. Леклер и Андре Пьер де Мандиарг . [20] После смерти мужа в 1976 году Таннинг осталась во Франции на несколько лет, снова сосредоточившись на живописи. К 1980 году она переехала из дома и студии в Нью-Йорк и начала энергичный творческий период, в течение которого она создавала картины, рисунки, коллажи и гравюры.

Работы Таннинга были отмечены на многочисленных персональных выставках как в США, так и в Европе, включая крупные ретроспективы в 1974 году в Национальном центре современного искусства в Париже (который в 1977 году стал Центром Жоржа Помпиду) и в 1993 году. в Констхолле Мальмё в Швеции, а затем в Центре искусств Камдена в Лондоне. В 1992 году Нью-Йоркская публичная библиотека организовала ретроспективу гравюр Таннинга. [21] а Художественный музей Филадельфии организовал в 2000 году небольшую ретроспективную выставку под названием « День рождения и дальше», чтобы отметить приобретение знаменитого автопортрета Таннинга 1942 года « День рождения» . В 2018 году в Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía в Мадриде прошла крупная выставка работ художницы. [22] куратор Элис Махон, которая побывала в галерее Тейт Модерн в Лондоне в 2019 году. [23]

Литературная карьера

[ редактировать ]
Доротея Таннинг, «Запечатленные ропоты» , 1984, холст, масло, 12 2/5 × 8 1/4 дюйма / 31,4 x 21 см, Галереи Спайтвуда.

На протяжении всей своей жизни Таннинг писала рассказы и стихи, а ее первый рассказ был опубликован в ВВВ в 1943 году. [24] выпущенных ограниченным тиражом и оригинальные стихи, сопровождающие ее гравюры в книгах Demain, (1964). [25] и En Chair et en or (1973). [26] Однако именно после возвращения в Нью-Йорк в 1980-х годах она начала сосредотачиваться на писательстве. В 1986 году она опубликовала свои первые мемуары под названием « День рождения картины, которая заняла столь заметное место в ее биографии». С тех пор он был переведен на четыре других языка. В 2001 году она написала расширенную версию своих мемуаров под названием « Между жизнями: художник и ее мир» .

При поддержке ее друга и наставника Джеймса Меррилла (который на протяжении многих лет был канцлером Академии американских поэтов) [27] регулярно публиковались в литературных обозрениях и журналах, таких как The Yale Review , Poetry , The Paris Review и The New Yorker Таннинг начала писать собственные стихи, когда ей было за 80, и ее стихи до конца жизни . Сборник ее стихов «Оглавление » и короткий роман « Пропасть: выходные » были опубликованы в 2004 году. Ее второй сборник стихов « Приходя к этому » был опубликован издательством Graywolf Press в 2011 году.

В 1994 году Таннинг учредил Премию Уоллеса Стивенса Академии американских поэтов — ежегодную премию в размере 100 000 долларов, присуждаемую поэту в знак признания выдающегося и доказанного мастерства в искусстве поэзии.

Библиография

[ редактировать ]

Книги Доротеи Таннинг

[ редактировать ]
  • Бездна . Нью-Йорк: Стандартные издания , 1977. ISBN   0918746027
  • День рождения . Санта-Моника: Lapis Press, 1986. ISBN   0932499163 (мемуары)
  • Между жизнями: художница и ее мир . Нью-Йорк: WW Нортон, 2001. ISBN   0-393-05040-8 (мемуары)
  • Пропасть: выходные . Нью-Йорк: Overlook Press и Лондон: Virago Press, 2004. ISBN   1-58567-584-9 (роман)
  • Оглавление: Стихи . Нью-Йорк: Graywolf Press, 2004. ISBN   1-55597-402-3 (сборник стихов)
  • Придя к этому: Стихи , Нью-Йорк: Graywolf Press, 2011. ISBN   978-1-55597-601-9 (сборник стихов)

Монографии

[ редактировать ]
  • Гроув, Ален. Картина Доротеи Таннинг . Париж: Жан-Жак Повер, 1966.
  • Плази, Джайлз. Доротея Таннинг . Париж: Editions Filipacchi, 1976 г. и (английский перевод) 1979 г. ISBN   2850181684
  • Доротея Таннинг: специальный выпуск 20-го века . Париж: издания XX века, 1977.
  • Байи, Жан Кристофер, Джон Рассел и Роберт С. Морган. Доротея Таннинг . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1995. ISBN   0807614025
  • МакАра, Катриона. Сюрреалистическая стратиграфия пропасти Доротеи Таннинг . Лондон: Рутледж, 2017. ISBN   1472463447
  • Каррутерс, Виктория. Доротея Таннинг: Превращения . Лондон: Лунд Хамфрис, 2020. ISBN   9781848221741
  • Лайфорд, Эми. Изысканные мечты: искусство и жизнь Доротеи Таннинг . Лондон: Reaktion Books, 2024. ISBN   9781789147971

Каталоги выставок

[ редактировать ]
  • Вальдберг, Патрик. Доротея Таннинг, Муниципальное казино, 20-й Бельгийский летний фестиваль. Брюссель: Андре де Раш, 1967.
  • Жоффруа. Алан. Доротея Таннинг: Работа. Париж: Национальный центр современного искусства, 1974.
  • Доротея Таннинг: 10 последних картин и биография . Нью-Йорк: Галерея Гимпель-Вайценхоффер, 1979.
  • Доротея Дубление на бумаге, 1948–1986 гг . Нью-Йорк: Kent Fine Art, 1987.
  • Одиннадцать картин Доротеи Таннинг . Нью-Йорк: Kent Fine Art, 1988.
  • Доротея Таннинг: Между жизнями - работы на бумаге . Лондон: Runkel-Hue-Williams Ltd., 1989.
  • Уодделл, Роберта и Луиза Вуд Руби, ред., с текстами Дональда Каспита и Доротеи Таннинг. Доротея Таннинг: Слава бреду! Каталог-резонне иллюстрированных книг и гравюр художника, 1942–1991 гг . Нью-Йорк: Публичная библиотека Нью-Йорка, 1992. ISBN   0871044307
  • Нордгрен, Суне, Джон Рассел, Ален Жоффруа , Жан-Кристоф Байи и Лассе Сёдерберг. Доротея Таннинг: Если бы искусство могло говорить . Мальмё, Швеция: Мальмё Констхалл, 1993. ISBN   9177040597
  • Доротея Таннинг: Бессонница, картины 1954–1965 годов . Нью-Йорк: Kent Fine Art, 2005. ISBN   1878607952
  • Доротея Таннинг: За пределами Эспланады: картины, рисунки и гравюры с 1940 по 1965 год . Сан-Франциско: Галерея Фрея Норриса, 2009. ISBN   9780982393246
  • Грескович, Роберт, Джоанна Кляйнберг и Рэйчел Либовиц. Доротея Таннинг: ранние эскизы сцены . Нью-Йорк: Центр рисования, 2010. ISBN   0942324560
  • Доротея Таннинг: Неизвестные, но познаваемые состояния . Сан-Франциско: Галерея Венди Норрис, 2013. ISBN   0615720900
  • Доротея Таннинг: Паутина снов. Лондон: Галерея Элисон Жак, 2014. ISBN   0957226942
  • Махон, Элис, редактор, с Энн Коксон и Идоей Мургой Кастро. Доротея Таннинг. Мадрид: Национальный музей искусств королевы Софии, 2018 г. ISBN   9788480265751 и Лондон: Tate Publishing, 2018. ISBN   9781849766432
  • Доротея Таннинг: Разве краска не говорит все за себя? Нью-Йорк: Галерея Касмин, 2022. ISBN   9781947232983

Интервью

[ редактировать ]

В интервью Salon.com 2002 года в ответ на: «Итак, что вы пытались донести как художник? Каковы были ваши цели и достигли ли вы их?» Танин отвечает: «Я был бы удовлетворен, предположив, что это нечто большее, чем кажется на первый взгляд». [28] И в ответ на:«Что вы думаете о некоторых произведениях искусства, которые создаются сегодня?»Танин отвечает:«Я не могу ответить на этот вопрос, не разозлив мир искусства. Достаточно сказать, что большая часть этого исходит прямо из дадаизма 1917 года. У меня такое впечатление, что идея должна шокировать. Так много людей стараются превзойти писсуар Дюшана. это уже даже не шокирует, просто немного грустно». [29]

Говоря о своих отношениях с Эрнстом в интервью, Таннинг сказала: «Я была одиночкой, я одиночка, боже мой, это единственный способ, которым я могу себе представить работу. А потом, когда я познакомилась с Максом Эрнстом, он явно был единственный человек, который мне был нужен, и, уверяю вас, мы никогда, никогда не говорили об искусстве. Никогда». [30]

«Если бы не было известно, что я был сюрреалистом, не думаю, что это было бы очевидно в том, что я делаю сейчас. Но меня заклеймили как сюрреалиста. Tant pis ». [31]

«Женщины-художники. Не существует такого понятия — или человека. Это такое же противоречие в терминах, как «мужчина-художник» или «художник-слон». Вы можете быть женщиной, и вы можете быть художником; но одно — данность. а другой — это ты». [31]

«Искусство всегда было плотом, на который мы забираемся, чтобы спасти свое здравомыслие». [32]

Публичные коллекции

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Доротея Таннинг 1910–2012» .
  2. ^ «Доротея Таннинг, ее молодость и любовь к сюрреализму. Часть 1» . 10 июля 2021 г.
  3. ^ "Хронология художника". Байи, Жан Кристофер и др. Доротея Таннинг . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1995.
  4. ^ Таннинг, Доротея (июнь 2016 г.). «Хождение вокруг да около» . Журнал Харпера . ISSN   0017-789X . Проверено 4 марта 2019 г.
  5. ^ Таннинг, Доротея. Между жизнями: художница и ее мир . Нью-Йорк: WW Нортон, 2001.
  6. ^ Батлер, Корнелия Х.; Шварц, Александра (2010). Современные женщины: женщины-художницы в Музее современного искусства . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 45 . ISBN  9780870707711 .
  7. ^ Таннинг, Доротея. День рождения . Санта-Моника: Lapis Press, 1986.
  8. ^ Загар, Между жизнями , 2001.
  9. ^ Jump up to: а б «Доротея Таннинг» . www.dorotheatanning.org . Проверено 22 апреля 2017 г.
  10. ^ «Доротея Таннинг» . «Дейли телеграф» . 5 февраля 2012 года . Проверено 5 февраля 2012 г.
  11. ^ "Хронология художника". Байи, Жан Кристофер и др. Доротея Таннинг . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1995.
  12. ^ Глюк, Грейс (3 февраля 2012 г.). «Доротея Таннинг, художница-сюрреалистка, умерла в возрасте 101 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 февраля 2012 г.
  13. ^ Нидхэм, Алекс (2 февраля 2012 г.). «Доротея Таннинг, художница-сюрреалистка, умирает в возрасте 101 года» . Хранитель . Проверено 5 февраля 2012 г.
  14. ^ «О Фонде Доротеи Таннинг» . www.dorotheatanning.org . Проверено 17 апреля 2019 г.
  15. ^ Байи, 1995, с. 356.
  16. ^ Барнс, Рэйчел (2001). Книга по искусству ХХ века (переиздание). Лондон: Phaidon Press. ISBN  0714835420 .
  17. ^ « Маленькая ночная музыка», Доротея Таннинг, 1943 год . Тейт . Проверено 16 сентября 2019 г.
  18. ^ «Тихая тайна» . Тейт . Проверено 24 апреля 2020 г.
  19. ^ Гипсон, Феррен (2022). Женская работа . Лондон: Фрэнсис Линкольн . стр. 45–48. ISBN  9780711264656 .
  20. ^ Уодделл, Роберта и Руби, Луиза Вуд, ред., Доротея Таннинг: Слава бреду! Каталог-резонне иллюстрированных книг и гравюр художника, 1942–1991 гг . Нью-Йорк: Публичная библиотека Нью-Йорка, 1992.
  21. ^ Уодделл и др., 1992.
  22. ^ «Доротея Таннинг» . museoreinasofia.es . Проверено 18 апреля 2019 г.
  23. ^ «Доротея Таннинг» . tate.org.uk. ​Проверено 18 апреля 2019 г.
  24. ^ Таннинг, Доротея. «Свидание вслепую». ВВВ , нет. 2-3 (март 1943 г.), с. 104
  25. ^ Таннинг, Доротея. Завтра (Завтра) . Издания Georges Visat et Cie., Париж, 1964 г.
  26. ^ Таннинг, Доротея. Во плоти и золоте . Издания Жоржа Виса, Париж, 1973 г.
  27. ^ Poetry Foundation, Доротея Таннинг, 1910-2012 , онлайн-биография, по состоянию на 18 мая 2013 г.
  28. ^ Гласси, Джон (12 февраля 2002 г.). «Старейший из ныне живущих сюрреалистов рассказывает все (интервью)» . Салон.com . 11 февраля 2002 г.
  29. ^ Гласси, 2002.
  30. ^ Маккормик, Карло (осень 1990 г.). «Доротея Таннинг» . Журнал БОМБА (33). Новые художественные публикации . Проверено 18 марта 2019 г.
  31. ^ Jump up to: а б Маккормик, 1990.
  32. ^ "Дом" . www.dorotheatanning.org . Проверено 22 апреля 2017 г.
  33. ^ «Номер 202, Отель дю Паво – Центр Помпиду» . www.centrepompidou.fr .
  34. ^ «Коллекции — Музей Худа» . hoodmuseum.dartmouth.edu . Архивировано из оригинала 19 марта 2022 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
  35. ^ «Доротея Таннинг» . www.lacma.org .
  36. ^ «Коллекция графических работ Доротеи Таннинг крупным планом» . Коллекция Менила .
  37. ^ «Доротея Таннинг» . www.modernamuseet.se . [ постоянная мертвая ссылка ]
  38. ^ «Доротея Таннинг» . www.mam.paris.fr .
  39. ^ «Коллекция – МоМА» . Музей современного искусства .
  40. ^ «Доротея Таннинг» . www.nationalgalleries.org .
  41. ^ «Художественный музей Филадельфии — Коллекции: Поиск в коллекциях» . www.philamuseum.org .
  42. ^ «Доротея Таннинг» . www.sfmoma.org .
  43. ^ «Доротея Таннинг» . www.nationalgalleries.org .
  44. ^ «Результаты поиска произведений искусства / Американское искусство» . 10 января 2016 г. Архивировано из оригинала 10 января 2016 г.
  45. ^ «Доротея Таннинг 1910-2012» . Тейт .
  46. ^ «Доротея Таннинг» . Уитни.орг .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d27f007be8ebf1c6d77d0c0dcde4335e__1719730140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/5e/d27f007be8ebf1c6d77d0c0dcde4335e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dorothea Tanning - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)