Jump to content

Альфред Джарри

Альфред Джарри
Джарри в 1896 году
Джарри в 1896 году
Рожденный ( 1873-09-08 ) 8 сентября 1873 г.
Лаваль, Майен , Франция
Умер 1 ноября 1907 г. ) ( 1907-11-01 ) ( 34 года
Париж, Франция
Занятие Писатель и драматург
Национальность Французский
Жанр 'Патафизика

Альфред Джарри (англ. Французский: [al.fʁɛd ʒa.ʁi] ; 8 сентября 1873 — 1 ноября 1907) — французский писатель- символист , наиболее известный своей пьесой «Убу Король» (1896) , которую часто называют предшественником дадаизма , сюрреализма и футуризма 1920 -х и 1930-х годов, а затем и Театра абсурд в 1950-е и 1960-е годы [1] [2] Он также ввел термин и философскую концепцию «патафизики» . [3]

Жарри родился в Лавале, Майенна , Франция, а его мать была родом из Бретани . [4] Он писал в различных гибридных жанрах и стилях, предвосхищая постмодерн , включая романы, стихи, короткие пьесы и оперы-буффы , абсурдистские эссе и спекулятивную журналистику. Его тексты считаются образцами абсурдистской литературы и постмодернистской философии .

Биография и творчество

[ редактировать ]
Альфред Жарри, «Два аспекта оригинальной куклы Убу Роя» , премьера которого состоялась в Театре де л'Увр 10 декабря 1896 года.

Его отец Ансельм Жарри (1837–1895) был продавцом, впавшим в алкоголизм; его мать Кэролайн, урожденная Кернест (1842–1893), интересовалась музыкой и литературой, но ее семья имела склонность к безумию, и ее мать и брат были помещены в лечебницу. У пары было двое выживших детей: дочь Кэролайн-Мари по имени Шарлотта (1865–1925) и Альфред. В 1879 году Каролина покинула Ансельм и отвезла детей в Сен-Брие в Бретани. [5]

В 1888 году семья переехала в Ренн , где Жарри в 15 лет поступил в лицей . Там он возглавлял группу мальчиков, которые любили подшучивать над своим благонамеренным, но тучным и некомпетентным учителем физики, человеком по имени Эбер. Жарри и его одноклассник Анри Морен написали пьесу под названием «Полоне» и поставили ее с марионетками в доме одного из своих друзей. Главный герой, Пер Эб , был неудачником с огромным брюхом, тремя зубами (один каменный, один железный и один деревянный), единственным втягивающимся ухом и уродливым телом. В более позднем произведении Жарри «Убу Король » Пер Хеб превратился в Убу, одного из самых чудовищных и удивительных персонажей французской литературы.

В 17 лет Жарри получил степень бакалавра и переехал в Париж, чтобы подготовиться к поступлению в Высшую нормальную школу . Хотя его не приняли, вскоре он привлек внимание своими оригинальными стихами и поэмами в прозе. Сборник его работ «Минуты памяти соболя » был опубликован в 1893 году.

В том же году Джарри заболел гриппом . Его мать и сестра ухаживали за ним, но как только он выздоровел, его мать заболела и умерла; два года спустя его отец тоже умер от гриппа, оставив Джарри небольшое наследство, которое он быстро потратил. [6]

Тем временем Джарри открыл для себя удовольствие от алкоголя, который он называл «моей священной травой» или, если говорить об абсенте , «зеленой богиней». Рассказывают, что однажды он выкрасил лицо в зеленый цвет и проехал по городу на велосипеде в его честь (а возможно, и под его влиянием).

Когда его призвали в армию в 1894 году, его дар переворачивать представления с ног на голову сорвал попытки привить военную дисциплину. Вид миниатюрного Джарри в униформе, слишком большой для его роста менее 5 футов (армия не выпускала достаточно маленькую форму), был настолько разрушительно забавным, что его освободили от парадов и марширующих учений. В конце концов армия демобилизовала его по медицинским показаниям. Его военный опыт в конечном итоге вдохновил его на создание романа « Дни и ночи» .

В юности Джарри был склонен к гомосексуализму. [7] хотя, как и многие представители богемы, он отвергал сексуальную категоризацию. Короткие, но страстные отношения с будущим поэтом Леоном-Полем Фаргом вдохновили его на написание полуавтобиографической пьесы «Гальдернаблу» (1894). [8]

Пер Убу (позже: Убу Рой), с гравюры на дереве Альфреда Жарри.

Жарри вернулся в Париж и занялся писательством, выпивкой и обществом друзей, которые ценили его остроумный, спокойный и непредсказуемый разговор. Этот период отмечен его интенсивным сотрудничеством с Реми де Гурмоном в публикации L'Ymagier , роскошного «художественного» журнала, посвященного символическому анализу средневековых и народных гравюр. Символизм как художественное движение был в полном разгаре в это время, и L'Ymagier стал связующим звеном для многих его ключевых авторов. Пьеса Джарри «Цезарь Антихрист» (1895) использовала это движение в качестве материала. Это работа, которая устраняет разрыв между серьезным символическим значением и тем типом критического абсурда, с которым вскоре стал ассоциироваться Джарри. Используя библейскую Книгу Откровения в качестве отправной точки, Цезарь Антихрист представляет параллельный мир крайне формального символизма, в котором Христос воскресает не как агент духовности , а как агент Римской империи , стремящейся доминировать в духовности. Это уникальное повествование, которое эффективно связывает господство души с современными достижениями в области Египтология, такая как раскопки 1894 года Палитры Нармера , древнего артефакта, используемого для размещения ребуса в герменевтике . Персонаж Убу Рой впервые появляется в этой пьесе. [9]

Жарри (слева) и Альфред Валлетт, редактор литературного журнала Mercure de France . Валлетт в 1894 году в собственном доме устроил презентацию Убу Рои .

была опубликована Весной 1896 года в обзоре Поля Форта «Le Livre d'art» пятиактная пьеса Жарри «Ubu Roi» , переписанная и расширенная «Les Polonais» его школьных дней. Дикий юмор и чудовищная абсурдность Убу Роя , в отличие от всего, что до сих пор исполнялось во французском театре, казалось, вряд ли когда-либо действительно будет показан на сцене. Однако стремительный театральный режиссер Орельен-Мари Люнье-По пошел на риск, поставив спектакль в своем Театре де л'Увр.

В ночь премьеры (10 декабря 1896 года) в присутствии традиционалистов и авангарда в зале король Убу (которого играет Фирмин Гемье ) вышел вперед и произнес вступительное слово: «Медре!» (часто переводится как «Пшит» или «Шиттр!» На английском языке). Последовала четверть часа столпотворения: возмущенные крики, освистывание и свист обиженных сторон, которым ответили аплодисментами и аплодисментами более богемной части. Подобные перерывы продолжались весь вечер. В то время были проведены только генеральная репетиция и премьера, а спектакль возобновили только после смерти Джарри.

Пьеса принесла 23-летнему Джарри известность, и он с головой погрузился в созданную им фантастику. Жемье смоделировал свое изображение Убу на собственном стаккато, носовом вокале Джарри, в котором подчеркивался каждый слог (даже тихие). С тех пор Джарри всегда говорил в этом стиле. Он перенял нелепые и педантичные обороты речи Убу; например, он называл себя королевским « мы » и называл ветер «тот, что дует», а велосипед, на котором он везде ездил, «тот, который катится».

Джарри переехал в квартиру, которую домовладелец создал необычным способом, разделив большую квартиру с помощью горизонтальной, а не вертикальной перегородки. Миниатюрному Джарри удавалось просто стоять на месте, а вот гостям приходилось наклоняться или приседать. Джарри также стал носить с собой заряженный револьвер. В ответ на жалобу соседки о том, что его стрельба по мишеням подвергла опасности ее детей, он ответил: «Если это когда-нибудь произойдет, ма-да-ме, мы сами будем рады приобрести с вами новых».

Жарри на велосипеде в Корбейле в 1898 году.

Вместе с Франком-Ноэном и Клодом Террасом он стал сооснователем Театра Пантен, который в 1898 году стал местом проведения марионеточных представлений Убу Руа . [10]

Живя в растущей бедности, пренебрегая своим здоровьем и злоупотребляя алкоголем, Жарри написал роман Le Surmâle ( «Сверхмужчина» ), который отчасти является сатирой на символистский идеал самопревосхождения.

Неопубликованный до его смерти, его художественный рассказ « Подвиги и мнения доктора Фаустроля, патафизика» ( Gestes et Мнения дю доктора Фаустроля, патафизика ) описывает подвиги и учения своего рода антифилософа, который, родившийся в возрасте 63 лет, путешествует по галлюцинаторному Парижу в решето и придерживается принципов «патафизики» . «Патафизика имеет дело с «законами, которые управляют исключениями и объясняют вселенную, дополняющую эту». В патафизике каждое событие во вселенной воспринимается как событие экстраординарное.

Джарри однажды написал, выражая причудливую логику «патафизики»: «Если вы позволите монете упасть, и она упадет, в следующий раз только по бесконечному совпадению она упадет снова таким же образом; сотни других монет на других руки будут следовать этому образцу бесконечно невообразимым образом». [ нужна ссылка ]

В последние годы своей жизни он был легендарной и героической фигурой для некоторых молодых писателей и художников Парижа. Гийом Аполлинер , Андре Сальмон и Макс Жакоб разыскали его в его усеченной квартире. Пабло Пикассо был очарован Джарри. [11] После смерти Жарри Пикассо приобрел свой револьвер и носил его во время своих ночных экспедиций в Париж. Позже он купил многие из его рукописей, а также выполнил прекрасные рисунки.

Жарри умер в Париже 1 ноября 1907 года от туберкулеза , усугубленного злоупотреблением наркотиками и алкоголем. Когда он не мог позволить себе алкоголь, он пил эфир. [12] Записано, что его последней просьбой была зубочистка. Он был похоронен на кладбище Банье под Парижем.

Полное собрание сочинений Альфреда Жарри опубликовано в трех томах Галлимаром в сборнике Bibliothèque de la Pléiade .

Избранные произведения

[ редактировать ]
  • Сезар-Антехрист (1895) – ( «Цезарь Антихрист» ) – который знакомит с Пере Убу и его символическим значением.
  • Убу Рой (1896 г., переработка 1888 г.) – ( Убу Рекс ) – изображает амбиции Пера Убу.
  • Убу Коку, или л'Археоптерикс (1897) - (Убу рогоносец ) - который изображает непостоянство самых близких Убу.
  • Убу Энчайне (1899) - ( Убу в цепях ) - изображает Пере Убу на службе.
  • Убу на Бьютте (1906)
  • Les Jours et Les Nuits, roman d'un déserteur (1897) – ( Дни и ночи, роман о дезертире ). Первая часть вымышленной (или патафизической) автобиографии армейской жизни.
  • L'Amour en Visites (1897) - ( Любовь в визитах ). Вторая часть художественной (или патафизической) автобиографии жизни и театра.
  • L'Amour Absolu (1899) – ( Абсолютная любовь ). Третья и последняя часть этой автобиографии.
  • Мессалина (1901) – ( Мессалина в английском переводе) – действие происходит в Древнем Риме.
  • Le Surmâle (1902) - ( «Супермужчина» ) - представляет собой сверхчеловеческую велосипедную гонку, в которой герой приводится в движение вечным двигателем - едой (алкоголем).
  • Gestes et Opinions du Docteur Faustroll, Pataphycien ( Подвиги и мнения доктора Фаустроля, патафизика ) - опубликовано посмертно в 1911 году. Символика этого романа определяет символическое значение патафизики.
  • La Dragonne – собран и опубликован посмертно в 1943 году.

Другие известные работы

[ редактировать ]
  • Рассказ «Страсть, рассматриваемая как велосипедная гонка в гору» ( «Страсть, рассматриваемая как велосипедная гонка в гору» ) широко распространялся и подражался, в частности, Дж. Г. Баллардом и Робертом Антоном Уилсоном .
  • Комическая оперетта «Горчичник Папы» ( Le Moutardier du pape ) Первый английский перевод (2019) Дуга Скиннера .
  • Спекулятивные эссе Speculations ( Спекуляции ) Английский перевод (2022 г.) Р. Дж. Дента .
  • Les Minutes de Sable Memorial (1894) — ( Минуты Мемориала Песка ) — сборник коротких ранних произведений, включая символистскую пьесу «Хальдернаблу» .
  • La Chandelle Verte: Lumières sur les Choses de ce Temps – ( «Зеленая свеча ») – сборник абсурдистских эссе, которые переворачивают его патафизику наоборот. Они абсурдно решают современные проблемы. Первоначально опубликовано в обзорах и собрано в 1969 году.
  • Иллюстрированный альманах Пера Убу (1899).
  • Иллюстрированный альманах Пера Убу – 2-е издание (1901 г.). Альманахи 1899 и 1901 годов можно загрузить (на французском языке) по адресу http://alfredjarry.fr/jarry/.
  1. ^ Фенстермейкер, Уилл (8 июня 2020 г.). «Извращённое наследие монстров Альфреда Джарри» . ISSN   0027-8378 . Проверено 18 марта 2023 г.
  2. ^ Джарри, Альфред. «Убу Рой». Дувр (2003).
  3. ^ " "Патафизика - 01 издание" " . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
  4. ^ Бротчи, Аластер. Альфред Джарри, Патафизическая жизнь . Массачусетский технологический институт Пресс (2013). ISBN   978 0 262 01619 3 .
  5. ^ Леннон, Найджи. Альфред Джарри: Человек с топором . Сан-Франциско: Последний вздох, 1984, стр. 16–18. ISBN   0-86719-382-4 .
  6. ^ Леннон, Найджи. Альфред Джарри: Человек с топором , стр. 34, 61.
  7. ^ Аластер Бротчи Альфред Джарри: Патафизическая жизнь MIT Press, 2015, с. 117.
  8. Габриэле Гриффин «Кто есть кто» в книге «Рутледж для лесбиянок и геев» , Лондон, 2002.
  9. ^ Коди, Габриэле. Спринчорн, Эверет. Колумбийская энциклопедия современной драмы, том 1 . Издательство Колумбийского университета (2007) ISBN   9780231144223, стр. 53.
  10. ^ «PADA, Музыка Шубертиады онлайн» .
  11. ^ «5 вещей, которые вы не знали о Пабло Пикассо» . ХаффПост . 8 апреля 2015 года . Проверено 3 мая 2016 г.
  12. ^ Форд, Марк (10 мая 2012 г.). «Король харизмы» . Нью-Йоркское обозрение книг . 59 (8).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бомонт, Кейт (1984). Альфред Джарри: критическое и биографическое исследование . США: Пресса Святого Мартина. ISBN  0-312-01712-Х .
  • Фелл, Джилл (2005). Альфред Джарри. Восстание воображения . США: Издательство Университета Фэрли Дикинсон. ISBN   0-8386-4007-9 .
  • Фелл, Джилл (2010). Альфред Джарри. Лондон, Книги Реакции. ISBN   978-1-86189-755-8 .
  • Брочи, Аластер (2011). Альфред Джарри: Патафизическая жизнь . США: MIT Press. ISBN  978-0-262-01619-3 .
  • Леннон, Найджи (1984). Альфред Джарри: Человек с топором . США: Последний вздох. ISBN  0-86719-382-4 .
  • Томкинс, Кэлвин (1996). Дюшан: Биография . США: Генри Холт и компания. ISBN  0-8050-5789-7 .
  • Шаттук, Роджер (1958). Годы банкетов: Искусство во Франции, 1885–1918: Альфред Жарри, Анри Руссо, Эрик Сати, Гийом Аполлинер . США: Генри Холт и компания. ISBN  0-394-70415-0 .
  • Шаттак, Роджер (1968). Годы банкетов: истоки авангарда во Франции, с 1885 года до Первой мировой войны . США: Фрипорт, Нью-Йорк, Books for Libraries Press. ISBN  0836928261 . Переработанное издание книги 1958 года.
  • Дуббельбоер, Марике (2012). Подрывная поэтика Альфреда Жарри: использование культуры в Альманахах отца Убу . Деньги. ISBN  978-1907747984 .
  • Стиллман, Линда Клигер (1980). Театральность в творчестве Альфреда Жарри . США: Компания французских литературных изданий. ISBN   0-917786-12-2
  • Стиллман, Линда Клигер (1983). Альфред Джарри . США: Twayne Publishers, ISBN   0-8057-6528-X .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4cee802d29b7c490f4846513a6dedfc__1720246380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/fc/a4cee802d29b7c490f4846513a6dedfc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alfred Jarry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)