Альфред Джарри
Альфред Джарри | |
---|---|
![]() Джарри в 1896 году | |
Рожденный | Лаваль, Майен , Франция | 8 сентября 1873 г.
Умер | 1 ноября 1907 г. Париж, Франция | ( 34 года
Занятие | Писатель и драматург |
Национальность | Французский |
Жанр | 'Патафизика |
Альфред Джарри (англ. Французский: [al.fʁɛd ʒa.ʁi] ; 8 сентября 1873 — 1 ноября 1907) — французский писатель- символист , наиболее известный своей пьесой «Убу Король» (1896) , которую часто называют предшественником дадаизма , сюрреализма и футуризма 1920 -х и 1930-х годов, а затем и Театра абсурд в 1950-е и 1960-е годы [1] [2] Он также ввел термин и философскую концепцию «патафизики» . [3]
Жарри родился в Лавале, Майенна , Франция, а его мать была родом из Бретани . [4] Он писал в различных гибридных жанрах и стилях, предвосхищая постмодерн , включая романы, стихи, короткие пьесы и оперы-буффы , абсурдистские эссе и спекулятивную журналистику. Его тексты считаются образцами абсурдистской литературы и постмодернистской философии .
Биография и творчество
[ редактировать ]
Его отец Ансельм Жарри (1837–1895) был продавцом, впавшим в алкоголизм; его мать Кэролайн, урожденная Кернест (1842–1893), интересовалась музыкой и литературой, но ее семья имела склонность к безумию, и ее мать и брат были помещены в лечебницу. У пары было двое выживших детей: дочь Кэролайн-Мари по имени Шарлотта (1865–1925) и Альфред. В 1879 году Каролина покинула Ансельм и отвезла детей в Сен-Брие в Бретани. [5]
В 1888 году семья переехала в Ренн , где Жарри в 15 лет поступил в лицей . Там он возглавлял группу мальчиков, которые любили подшучивать над своим благонамеренным, но тучным и некомпетентным учителем физики, человеком по имени Эбер. Жарри и его одноклассник Анри Морен написали пьесу под названием «Полоне» и поставили ее с марионетками в доме одного из своих друзей. Главный герой, Пер Эб , был неудачником с огромным брюхом, тремя зубами (один каменный, один железный и один деревянный), единственным втягивающимся ухом и уродливым телом. В более позднем произведении Жарри «Убу Король » Пер Хеб превратился в Убу, одного из самых чудовищных и удивительных персонажей французской литературы.
В 17 лет Жарри получил степень бакалавра и переехал в Париж, чтобы подготовиться к поступлению в Высшую нормальную школу . Хотя его не приняли, вскоре он привлек внимание своими оригинальными стихами и поэмами в прозе. Сборник его работ «Минуты памяти соболя » был опубликован в 1893 году.
В том же году Джарри заболел гриппом . Его мать и сестра ухаживали за ним, но как только он выздоровел, его мать заболела и умерла; два года спустя его отец тоже умер от гриппа, оставив Джарри небольшое наследство, которое он быстро потратил. [6]
Тем временем Джарри открыл для себя удовольствие от алкоголя, который он называл «моей священной травой» или, если говорить об абсенте , «зеленой богиней». Рассказывают, что однажды он выкрасил лицо в зеленый цвет и проехал по городу на велосипеде в его честь (а возможно, и под его влиянием).
Когда его призвали в армию в 1894 году, его дар переворачивать представления с ног на голову сорвал попытки привить военную дисциплину. Вид миниатюрного Джарри в униформе, слишком большой для его роста менее 5 футов (армия не выпускала достаточно маленькую форму), был настолько разрушительно забавным, что его освободили от парадов и марширующих учений. В конце концов армия демобилизовала его по медицинским показаниям. Его военный опыт в конечном итоге вдохновил его на создание романа « Дни и ночи» .
В юности Джарри был склонен к гомосексуализму. [7] хотя, как и многие представители богемы, он отвергал сексуальную категоризацию. Короткие, но страстные отношения с будущим поэтом Леоном-Полем Фаргом вдохновили его на написание полуавтобиографической пьесы «Гальдернаблу» (1894). [8]

Жарри вернулся в Париж и занялся писательством, выпивкой и обществом друзей, которые ценили его остроумный, спокойный и непредсказуемый разговор. Этот период отмечен его интенсивным сотрудничеством с Реми де Гурмоном в публикации L'Ymagier , роскошного «художественного» журнала, посвященного символическому анализу средневековых и народных гравюр. Символизм как художественное движение был в полном разгаре в это время, и L'Ymagier стал связующим звеном для многих его ключевых авторов. Пьеса Джарри «Цезарь Антихрист» (1895) использовала это движение в качестве материала. Это работа, которая устраняет разрыв между серьезным символическим значением и тем типом критического абсурда, с которым вскоре стал ассоциироваться Джарри. Используя библейскую Книгу Откровения в качестве отправной точки, Цезарь Антихрист представляет параллельный мир крайне формального символизма, в котором Христос воскресает не как агент духовности , а как агент Римской империи , стремящейся доминировать в духовности. Это уникальное повествование, которое эффективно связывает господство души с современными достижениями в области Египтология, такая как раскопки 1894 года Палитры Нармера , древнего артефакта, используемого для размещения ребуса в герменевтике . Персонаж Убу Рой впервые появляется в этой пьесе. [9]

была опубликована Весной 1896 года в обзоре Поля Форта «Le Livre d'art» пятиактная пьеса Жарри «Ubu Roi» , переписанная и расширенная «Les Polonais» его школьных дней. Дикий юмор и чудовищная абсурдность Убу Роя , в отличие от всего, что до сих пор исполнялось во французском театре, казалось, вряд ли когда-либо действительно будет показан на сцене. Однако стремительный театральный режиссер Орельен-Мари Люнье-По пошел на риск, поставив спектакль в своем Театре де л'Увр.
В ночь премьеры (10 декабря 1896 года) в присутствии традиционалистов и авангарда в зале король Убу (которого играет Фирмин Гемье ) вышел вперед и произнес вступительное слово: «Медре!» (часто переводится как «Пшит» или «Шиттр!» На английском языке). Последовала четверть часа столпотворения: возмущенные крики, освистывание и свист обиженных сторон, которым ответили аплодисментами и аплодисментами более богемной части. Подобные перерывы продолжались весь вечер. В то время были проведены только генеральная репетиция и премьера, а спектакль возобновили только после смерти Джарри.
Пьеса принесла 23-летнему Джарри известность, и он с головой погрузился в созданную им фантастику. Жемье смоделировал свое изображение Убу на собственном стаккато, носовом вокале Джарри, в котором подчеркивался каждый слог (даже тихие). С тех пор Джарри всегда говорил в этом стиле. Он перенял нелепые и педантичные обороты речи Убу; например, он называл себя королевским « мы » и называл ветер «тот, что дует», а велосипед, на котором он везде ездил, «тот, который катится».
Джарри переехал в квартиру, которую домовладелец создал необычным способом, разделив большую квартиру с помощью горизонтальной, а не вертикальной перегородки. Миниатюрному Джарри удавалось просто стоять на месте, а вот гостям приходилось наклоняться или приседать. Джарри также стал носить с собой заряженный револьвер. В ответ на жалобу соседки о том, что его стрельба по мишеням подвергла опасности ее детей, он ответил: «Если это когда-нибудь произойдет, ма-да-ме, мы сами будем рады приобрести с вами новых».

Вместе с Франком-Ноэном и Клодом Террасом он стал сооснователем Театра Пантен, который в 1898 году стал местом проведения марионеточных представлений Убу Руа . [10]
Живя в растущей бедности, пренебрегая своим здоровьем и злоупотребляя алкоголем, Жарри написал роман Le Surmâle ( «Сверхмужчина» ), который отчасти является сатирой на символистский идеал самопревосхождения.
Неопубликованный до его смерти, его художественный рассказ « Подвиги и мнения доктора Фаустроля, патафизика» ( Gestes et Мнения дю доктора Фаустроля, патафизика ) описывает подвиги и учения своего рода антифилософа, который, родившийся в возрасте 63 лет, путешествует по галлюцинаторному Парижу в решето и придерживается принципов «патафизики» . «Патафизика имеет дело с «законами, которые управляют исключениями и объясняют вселенную, дополняющую эту». В патафизике каждое событие во вселенной воспринимается как событие экстраординарное.
Джарри однажды написал, выражая причудливую логику «патафизики»: «Если вы позволите монете упасть, и она упадет, в следующий раз только по бесконечному совпадению она упадет снова таким же образом; сотни других монет на других руки будут следовать этому образцу бесконечно невообразимым образом». [ нужна ссылка ]
В последние годы своей жизни он был легендарной и героической фигурой для некоторых молодых писателей и художников Парижа. Гийом Аполлинер , Андре Сальмон и Макс Жакоб разыскали его в его усеченной квартире. Пабло Пикассо был очарован Джарри. [11] После смерти Жарри Пикассо приобрел свой револьвер и носил его во время своих ночных экспедиций в Париж. Позже он купил многие из его рукописей, а также выполнил прекрасные рисунки.
Жарри умер в Париже 1 ноября 1907 года от туберкулеза , усугубленного злоупотреблением наркотиками и алкоголем. Когда он не мог позволить себе алкоголь, он пил эфир. [12] Записано, что его последней просьбой была зубочистка. Он был похоронен на кладбище Банье под Парижем.
Полное собрание сочинений Альфреда Жарри опубликовано в трех томах Галлимаром в сборнике Bibliothèque de la Pléiade .
Избранные произведения
[ редактировать ]Пьесы
[ редактировать ]- Сезар-Антехрист (1895) – ( «Цезарь Антихрист» ) – который знакомит с Пере Убу и его символическим значением.
- Убу Рой (1896 г., переработка 1888 г.) – ( Убу Рекс ) – изображает амбиции Пера Убу.
- Убу Коку, или л'Археоптерикс (1897) - (Убу рогоносец ) - который изображает непостоянство самых близких Убу.
- Убу Энчайне (1899) - ( Убу в цепях ) - изображает Пере Убу на службе.
- Убу на Бьютте (1906)
Романы
[ редактировать ]- Les Jours et Les Nuits, roman d'un déserteur (1897) – ( Дни и ночи, роман о дезертире ). Первая часть вымышленной (или патафизической) автобиографии армейской жизни.
- L'Amour en Visites (1897) - ( Любовь в визитах ). Вторая часть художественной (или патафизической) автобиографии жизни и театра.
- L'Amour Absolu (1899) – ( Абсолютная любовь ). Третья и последняя часть этой автобиографии.
- Мессалина (1901) – ( Мессалина в английском переводе) – действие происходит в Древнем Риме.
- Le Surmâle (1902) - ( «Супермужчина» ) - представляет собой сверхчеловеческую велосипедную гонку, в которой герой приводится в движение вечным двигателем - едой (алкоголем).
- Gestes et Opinions du Docteur Faustroll, Pataphycien ( Подвиги и мнения доктора Фаустроля, патафизика ) - опубликовано посмертно в 1911 году. Символика этого романа определяет символическое значение патафизики.
- La Dragonne – собран и опубликован посмертно в 1943 году.
Другие известные работы
[ редактировать ]- Рассказ «Страсть, рассматриваемая как велосипедная гонка в гору» ( «Страсть, рассматриваемая как велосипедная гонка в гору» ) широко распространялся и подражался, в частности, Дж. Г. Баллардом и Робертом Антоном Уилсоном .
- Комическая оперетта «Горчичник Папы» ( Le Moutardier du pape ) Первый английский перевод (2019) Дуга Скиннера .
- Спекулятивные эссе Speculations ( Спекуляции ) Английский перевод (2022 г.) Р. Дж. Дента .
- Les Minutes de Sable Memorial (1894) — ( Минуты Мемориала Песка ) — сборник коротких ранних произведений, включая символистскую пьесу «Хальдернаблу» .
- La Chandelle Verte: Lumières sur les Choses de ce Temps – ( «Зеленая свеча ») – сборник абсурдистских эссе, которые переворачивают его патафизику наоборот. Они абсурдно решают современные проблемы. Первоначально опубликовано в обзорах и собрано в 1969 году.
- Иллюстрированный альманах Пера Убу (1899).
- Иллюстрированный альманах Пера Убу – 2-е издание (1901 г.). Альманахи 1899 и 1901 годов можно загрузить (на французском языке) по адресу http://alfredjarry.fr/jarry/.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фенстермейкер, Уилл (8 июня 2020 г.). «Извращённое наследие монстров Альфреда Джарри» . ISSN 0027-8378 . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Джарри, Альфред. «Убу Рой». Дувр (2003).
- ^ " "Патафизика - 01 издание" " . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ Бротчи, Аластер. Альфред Джарри, Патафизическая жизнь . Массачусетский технологический институт Пресс (2013). ISBN 978 0 262 01619 3 .
- ^ Леннон, Найджи. Альфред Джарри: Человек с топором . Сан-Франциско: Последний вздох, 1984, стр. 16–18. ISBN 0-86719-382-4 .
- ^ Леннон, Найджи. Альфред Джарри: Человек с топором , стр. 34, 61.
- ^ Аластер Бротчи Альфред Джарри: Патафизическая жизнь MIT Press, 2015, с. 117.
- ↑ Габриэле Гриффин «Кто есть кто» в книге «Рутледж для лесбиянок и геев» , Лондон, 2002.
- ^ Коди, Габриэле. Спринчорн, Эверет. Колумбийская энциклопедия современной драмы, том 1 . Издательство Колумбийского университета (2007) ISBN 9780231144223, стр. 53.
- ^ «PADA, Музыка Шубертиады онлайн» .
- ^ «5 вещей, которые вы не знали о Пабло Пикассо» . ХаффПост . 8 апреля 2015 года . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Форд, Марк (10 мая 2012 г.). «Король харизмы» . Нью-Йоркское обозрение книг . 59 (8).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бомонт, Кейт (1984). Альфред Джарри: критическое и биографическое исследование . США: Пресса Святого Мартина. ISBN 0-312-01712-Х .
- Фелл, Джилл (2005). Альфред Джарри. Восстание воображения . США: Издательство Университета Фэрли Дикинсон. ISBN 0-8386-4007-9 .
- Фелл, Джилл (2010). Альфред Джарри. Лондон, Книги Реакции. ISBN 978-1-86189-755-8 .
- Брочи, Аластер (2011). Альфред Джарри: Патафизическая жизнь . США: MIT Press. ISBN 978-0-262-01619-3 .
- Леннон, Найджи (1984). Альфред Джарри: Человек с топором . США: Последний вздох. ISBN 0-86719-382-4 .
- Томкинс, Кэлвин (1996). Дюшан: Биография . США: Генри Холт и компания. ISBN 0-8050-5789-7 .
- Шаттук, Роджер (1958). Годы банкетов: Искусство во Франции, 1885–1918: Альфред Жарри, Анри Руссо, Эрик Сати, Гийом Аполлинер . США: Генри Холт и компания. ISBN 0-394-70415-0 .
- Шаттак, Роджер (1968). Годы банкетов: истоки авангарда во Франции, с 1885 года до Первой мировой войны . США: Фрипорт, Нью-Йорк, Books for Libraries Press. ISBN 0836928261 . Переработанное издание книги 1958 года.
- Дуббельбоер, Марике (2012). Подрывная поэтика Альфреда Жарри: использование культуры в Альманахах отца Убу . Деньги. ISBN 978-1907747984 .
- Стиллман, Линда Клигер (1980). Театральность в творчестве Альфреда Жарри . США: Компания французских литературных изданий. ISBN 0-917786-12-2
- Стиллман, Линда Клигер (1983). Альфред Джарри . США: Twayne Publishers, ISBN 0-8057-6528-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Альфредом Джарри, в Wikiquote
СМИ, связанные с Альфредом Джарри, на Викискладе?
Во французском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Альфред Жарри.
- Работы Альфреда Джарри в Project Gutenberg
- Работы Альфреда Джарри или о нем в Internet Archive
- Работы Альфреда Джарри в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Альфред Джарри в Find a Grave
- Убу Рой или Поляки на athena.unige.ch (на французском языке)
- Альфред Джарри
- Французские сатирики
- Писатели-символисты
- Писатели-абсурдисты
- 1873 рождения
- 1907 смертей
- Писатели из Бретани
- Модернистский театр
- Патафизики
- Французы бретонского происхождения
- Выпускники лицея Генриха IV
- Люди из Лаваля, Майенн
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Смертность от туберкулеза во Франции
- Похороны на парижском кладбище Банье.
- Французские драматурги и драматурги XIX века.
- Французские романисты XIX века.
- Французские романисты XX века