Четвертое измерение в литературе
Идея четвертого измерения стала фактором эволюции современного искусства, но использование концепций, относящихся к более высоким измерениям, мало обсуждалось учеными в литературном мире. [1] Начиная с конца XIX века, многие писатели начали использовать возможности, открывшиеся при исследовании таких концепций, как геометрия гиперкуба . В то время как многие авторы считали четвертое измерение измерением времени (как его принято считать сегодня), другие предпочитали думать о нем в пространственных терминах, а некоторые связывали новую математику с более широкими изменениями в современной культуре.
В научной фантастике более высокое «измерение» часто относится к параллельным или альтернативным вселенным или другим воображаемым планам существования. Это использование происходит от идеи о том, что для путешествия в параллельные/альтернативные вселенные/планы существования нужно путешествовать в направлении/измерении, отличном от стандартных. По сути, другие вселенные/планы находятся всего лишь на небольшом расстоянии от нашего, но это расстояние находится в четвертом (или более высоком) пространственном (или непространственном) измерении, а не в стандартных. Пятое и более высокие измерения используются таким же образом; например; Враг Супермена , мистер Мксизптлк, происходит из пятого измерения.
Раннее влияние
[ редактировать ]Эдгар Аллан По написал эссе по космологии под названием «Эврика» (1848), в котором говорилось, что «пространство и продолжительность едины». Это первый известный случай предположения, что пространство и время — это разные восприятия одной вещи. По пришел к этому выводу примерно после 90 страниц рассуждений, но не прибегал к математике . [2]
Физик-теоретик Джеймс Клерк Максвелл наиболее известен своей работой по формулированию уравнений электромагнетизма . Он также был поэтом, лауреатом премий. [3] и в его последнем стихотворении «Парадоксальная ода» ; Максвелл размышляет о связях между наукой, религией и природой, попутно затрагивая высшие измерения: [4]
Поскольку все инструменты для моего развязывания
В четырехмерном пространстве лежат,
Где игривые фантазии перемежаются
Целые аллеи вселенных..
Максвелла Отрывок из «Парадоксальной оды» 1878 года. [5]
В «Братьях Карамазовых» , последнем произведении Достоевского , завершенном в 1880 году, четвертое измерение используется для обозначения того, что непостижимо для человека с земными (или трехмерными) заботами. [6] В книге Иван Карамазов сетует на младшего брата:
«..У меня евклидов земной ум, и как я мог решать проблемы не от мира сего? И тебе советую никогда не думать и об этом, мой дорогой Алеша, особенно о Боге, есть Он или нет. Все такое вопросы совершенно неуместны для ума, созданного с идеей только трёх измерений». [7]
В сатирической новелле Флатландия» « Эдвина Эбботта Эбботта 1884 года двумерный главный герой (квадрат) знакомится с концепцией третьего измерения своим наставником (сферой). Поначалу борясь с этой идеей, квадрат начинает размышлять о еще более высоких измерениях. Представив тессеракт , квадрат спрашивает:
«…должны ли мы оставаться на восходящем пути? В этой благословенной области Четырех Измерений, задержимся ли мы на пороге Пятого измерения и не войдем туда? Ах, нет! Давайте лучше решим, что наши амбиции будут расти вместе с нашим телесным восхождением. ...Тогда, поддавшись нашему интеллектуальному натиску, врата Шестого Измерения распахнутся, а затем Седьмого, а затем и Восьмого.» [8]
Опубликованное в 1887 году произведение Оскара Уайльда « Кентервильское привидение » («Гило-идеалистический роман») представляло собой пародию Уайльда на рассказ о «доме с привидениями». В сказке высшее пространственное измерение используется как удобный сюжетный прием, обеспечивающий волшебный выход призраку: [9]
«Очевидно, времени терять было нельзя, поэтому, поспешно приняв четвертое измерение пространства как средство спасения, он исчез за обшивкой стен, и в доме стало совсем тихо». [10]
Герберт Уэллс широко использовал концепцию высшего временного измерения в своей книге 1895 года «Машина времени» . Уэллс уже освещал эту тему семь лет назад в своем рассказе «Хронические аргонавты» . В этом рассказе 1888 года изобретатель доктор Небогипфель спрашивает преподобного Кука:
«Разве вам никогда не приходило в голову, что между людьми и геометрией четырех измерений — длины, ширины, толщины и продолжительности — нет ничего, кроме инерции мнения?.. Когда мы возьмем этот новый свет четвертого измерения и перепроверим наша физическая наука в ее освещении... ...мы больше не ограничены безнадежным ограничением определенного интервала времени». [11]
В рассказе Уэллса 1895 года «Замечательная история глаз Дэвидсона » главный герой видит корабль, но позже узнает, что этот корабль в то время находился на противоположной стороне земного шара. Врач пытается объяснить, как это могло произойти, через более высокие измерения, хотя рассказчик не может справиться с этой концепцией.
«...его объяснение ссылается на четвертое измерение и диссертацию о теоретических видах пространства. Говорить о существовании «перегиба в пространстве» кажется мне просто абсурдом; возможно, это потому, что я не математик. Когда я сказал, что ничего изменил бы тот факт, что это место находится в восьми тысячах миль отсюда, он ответил, что две точки могут находиться на расстоянии ярда на листе бумаги, но их можно свести вместе, согнув бумагу. Читатель может понять его аргумент, но я, конечно. не." [12]
Джозеф Конрад и Форд В работе Мэдокса Форда 1901 года «Наследники : экстравагантная история » «четвертое измерение» используется в качестве метафоры, чтобы объяснить сдвиг в обществе от традиционных ценностей к современной целесообразности и бездушному использованию политической власти. «Наследники» — это порода материалистов , называющих себя «четвертыми измерениями», которым поручено оккупировать землю. Рассказчик рассказывает: «Я услышал природу четвертого измерения – услышал, что оно невидимо для наших глаз, но вездесуще». [13]
В первом томе книги « В поисках утраченного времени (или воспоминаний о прошлом »), опубликованном в 1913 году, Марсель Пруст рассматривал дополнительное измерение как временное. Рассказчик описывает церковь в Комбре как «... для меня нечто совершенно отличное от остального города; здание, занимающее, так сказать, четырехмерное пространство - имя четвертого измерения - время». [14]
» художника Макса Вебера — «Кубистические стихи сборник прозы, впервые опубликованный в 1914 году.
Кубики, кубики, кубики, кубики,
Высоко, низко и высоко, и выше, выше,
Далеко, далеко, далеко, далеко..
Миллиарды вещей на вещах
Это для глаза, глаза бытия,
На берегу Гудзона,
Текущая вне времени, бесконечная,
Это, это, это, это...
Отрывок из «Момент глаза» , опубликованного в 1914 году. стихотворения Вебера [15]
Поэт Эзра Паунд заканчивает свою Песнь 49 1937 года (часто известную как «Семь озер» ) такими строками:
Четвертый; измерение тишины.
И власть над дикими зверями. [16]
Другие работы
[ редактировать ]научной фантастики Автор Роберт А. Хайнлайн использовал в некоторых своих рассказах идеи, заимствованные из многомерной геометрии. Книга «—И он построил кривой дом—» была впервые опубликована в журнале Astounding Science Fiction в феврале 1941 года. В этой истории недавно получивший высшее образование архитектор строит для своего друга восьмикомнатный дом на основе «развернутого тессеракта ». Землетрясение разрушает или «складывает» конструкцию, в результате чего все восемь комнат оказываются внутри одной. Кажется, что лестница образует замкнутую петлю, и выхода из нее, похоже, нет, поскольку все двери и даже окна ведут прямо в другие комнаты. [17] Хайнлайна 1963 года В фантастическом романе «Дорога славы» (первоначально опубликованном в «Журнале фэнтези и научной фантастики» ) используется устройство, называемое складной коробкой , которое внутри больше, чем снаружи. [18] В его романе 1980 года «Число зверя » «устройство континуума», сформулированное с использованием «теорий n-мерной неевклидовой геометрии», дает главным героям возможность путешествовать во времени и посещать вымышленные вселенные . [19]
Артур Кларк опубликовал в 1950 году рассказ « Техническая ошибка », в котором исследовались последствия для человека после того, как он был повернут в четвертом измерении.
В своем романе 1957 года «Странный мир Планеты X», адаптированном на основе ее собственного сценария к более раннему британскому телесериалу из шести частей, автор Рене Рэй рассказывает историю пары ученых, чьи эксперименты с магнитными полями открывают то, что кажется путь в четвертое измерение. Одним из двух исследователей движет жажда власти и признания, и он действует без осторожности, в то время как его коллега все больше встревожен силами, с которыми они могут вмешиваться (жена первого оказывается между ними) и этим конфликтом. и опасности, повлекшие за собой их эксперименты, составляют большую часть истории.
Опубликовано в 1962 году, [20] Мадлен Л'Энгл Отмеченная наградами [21] «Трещина во времени» вращается вокруг девушки по имени Мэг, чей отец-ученый исчезает после работы над загадочным проектом. В главе, озаглавленной «Тессеракт», миссис Чтосит и миссис Кто (обе бессмертные) используют аналогию с маленьким насекомым, совершающим долгое путешествие по материалу, чтобы объяснить мгновенное путешествие через вселенную: «Миссис Кто быстро подняла свои руки , все еще держа юбку вместе. «Теперь ты видишь… …он будет там … …вот как мы путешествуем». [22] Мэг объявляет себя «идиоткой» из-за непонимания этой концепции (известной в книге как «тессеринг»). К счастью, ее младший брат -телепатик проясняет вопрос, рассказывая Мэг, что четвертое измерение времени и пятое измерение тессеракта объединяются, позволяя евклидовой геометрии . проходить через пространство кратчайшими путями, противоречащими [22]
В произведении Курта Воннегута 1969 года «Бойня номер пять » повторяющийся персонаж Килгор Траут пишет книгу под названием «Маньяки в четвертом измерении» , в которой рассказывается, как «трехмерные врачи-земляне» не смогли вылечить людей с психическими заболеваниями, «в качестве причин... .были все в четвертом измерении». [23] Траут также объясняет, как «...вампиры, оборотни, гоблины и ангелы» обитают в этом альтернативном мире вместе с поэтом Уильямом Блейком . [23]
Книга Клиффорда А. Пиковера «Серфинг в гиперпространстве» конкретно посвящена существам четвертого пространственного измерения и содержит историю, в которой два агента ФБР размышляют над последствиями существования таких существ.
« Конец смерти », последний роман 2010 года в трилогии Лю Цысиня « Воспоминание о прошлом Земли» , начинается со вступления, в котором женщина обретает способность проникать внутрь замкнутых пространств и удалять их содержимое во время падения Константинополя . Позже в романе два межзвездных корабля входят в четырехмерный фрагмент космоса. Находясь внутри этого фрагмента, экипаж кораблей может попасть в четвертое измерение. Из четвертого измерения они могут видеть внутреннюю часть и все стороны любого трехмерного объекта, подобно тому, как люди могут видеть каждый аспект двухмерной формы из третьего измерения.
В романе Бернарда К. Финнигана 2019 года «Последняя реинкарнация Стивена Киндера» и его последующем продолжении 2021 года «Человеческая щепка» четвертое измерение рассматривается как серия параллельных Земель, доступных некоторым людям, обладающим экстрамерным чувством. Дополнительное пространственное измерение используется как укрытие для инопланетян, охотящихся на 3D-людей, а также для физических приложений при борьбе с 4D-существами, невосприимчивыми к обычному человеческому оружию.
В кино и на телевидении
[ редактировать ]Помимо «Гиперпространства» как сюжетного устройства для космических путешествий со скоростью, превышающей скорость света, существует лишь несколько примеров фильмов или телевизионных постановок, в которых исследуются возможные последствия доступа человека в четвертое измерение.
- В научно-фантастическом фильме 1959 года « Человек 4D» учёный получил доступ к четвёртому измерению и обрел способность по своему желанию перемещаться сквозь твёрдые объекты и вытягивать будущую жизнь из других людей.
- В « Пограничье », эпизоде оригинального телесериала «Внешние пределы» 1963 года , случайное четырехмерное вращение человеческой руки ознаменовало начало попытки научной группы войти в четвертое измерение.
См. также
[ редактировать ]- Четырехмерное пространство § В литературе
- Флатландия
- Тессеракт
- научная фантастика
- Четвертое измерение в искусстве
- Список четырехмерных игр
- Неевклидова геометрия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бон, Уиллард (2007). «Написание четвертого измерения» . Сравнительные критические исследования . 4 (1): 121–138. дои : 10.3366/ccs.2007.4.1.121 . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ По, Эдгар А. (1848). Эврика: очерк материальной и духовной вселенной . Гесперус Пресс Лимитед. ISBN 1-84391-009-8 .
- ^ Кэмпбелл, Льюис (1882). Жизнь Джеймса Клерка Максвелла: с избранным из его переписки и периодических сочинений, а также очерком его вклада в науку (1-е изд.). Лондон: Макмиллан. п. 43. Архивировано из оригинала 5 сентября 2014 года . Проверено 16 июня 2014 г.
- ^ Сильвер, Дэниел С. «Последнее стихотворение Джеймса Клерка» (PDF) .
- ^ Максвелл, Джеймс Клерк (1878) Герману Стоффкрафту, доктору философии. Парадоксальная ода (По Шелли)
- ^ Кнапп, Лиза (1987). «Четвертое измерение неевклидова разума; Время в «Братьях Карамазовых», или Почему черт Ивана Карамазова не носит часов» . Калифорнийский университет, Лос-Анджелес . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Достоевский, Федор (1967). Братья Карамазовы . стр. 219–220. ISBN 159377348X .
- ^ Эбботт, Эдвин А. (1884). «19. Как, хотя Сфера показала мне и другие тайны Космической страны, я все же желал большего; и что из этого вышло.». .
- ^ Нахин, Пол Дж. (1999). Машины времени: путешествия во времени в физике, метафизике и научной фантастике . п. 135. ИСБН 0387985719 .
- ^ Уайльд, Оскар (1999). Кентервильское привидение . п. 12. ISBN 1843270765 .
- ^ Уэллс, Х.Г. (1888). Хронические аргонавты .
- ^ Уэллс, Х.Г. (1895). Замечательный случай с глазами Дэвидсона .
- ^ Конрад, Джозеф; Мэдокс Форд, Форд (1901). Наследники . стр. 100-1 9, 10. ISBN 9783847201595 . ОСЛК 365183 .
- ^ Пруст, Марсель (2009). Путь Свана: воспоминания о прошлом . Перевод К. К. Скотта-Монкриффа. п. 41. ИСБН 978-1420936643 .
- ^ Образовательный сайт Принстона
- ^ Паунд, Эзра (1937). Песнь 49 .
- ^ Хайнлайн, Роберт А. (1941). — И он построил кривой дом — (PDF) .
- ^ Хайнлайн, Роберт А. (1963). Дорога Славы . ISBN 1429912529 .
- ^ Хайнлайн, Роберт А. (1990). Число Зверя . ISBN 0-449-13070-3 .
- ^ Л'Энгл, Мадлен (2007). «Отправляйтесь на рыбалку: вопросы к автору», Трещина во времени . Нью-Йорк: Квадратная рыба. п. 236. ИСБН 978-0-312-36754-1 .
- ^ Чейз, Кэрол Ф. (1998). «Ловец Солнца: исследование Мадлен Л'Энгл и ее произведений» . Филадельфия: Innisfree Press, Inc., с. 170. ИСБН 1-880913-31-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Л'Энгл, Мадлен (2007). «5: Тессеракт». Трещина во времени . ISBN 978-0141929569 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Воннегут, Курт (1969). Бойня номер пять . п. 132. ИСБН 9780795311987 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стюарт, Ян (2008). Аннотированная Флатландия: многомерный роман . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-01123-0 .