Вилла Савойя
Вилла Савойя | |
---|---|
Расположение | 82, улица де Вилье 78300 Пуасси Пуасси , Ивелин , Франция |
Координаты | 48 ° 55'28 "N 2 ° 1'42" E / 48,92444 ° N 2,02833 ° E |
Архитектор | Ле Корбюзье , Пьер Жаннере |
Владелец | Французское правительство |
Веб-сайт | www |
Тип | Культурный |
Критерии | я, ii, ви |
Назначен | 2016 г. (40-я сессия ) |
Часть | Архитектурная работа Ле Корбюзье: выдающийся вклад в современное движение |
Справочный номер. | 1321-006 |
Вилла Савой ( Французское произношение: [savwa] ) — модернистская вилла и коттедж в Пуасси , на окраине Парижа , Франция. Он был спроектирован швейцарско - французским архитектором Ле Корбюзье и его двоюродным братом Пьером Жаннере и построен между 1928 и 1931 годами из железобетона . [1] [2]
Являясь образцом « пяти пунктов » Ле Корбюзье для нового строительства, вилла представляет истоки современной архитектуры и является одним из наиболее легко узнаваемых и известных примеров международного стиля .
Первоначально дом был построен как загородный дом для семьи Савой. После того, как в 1958 году его купила соседняя школа, он стал собственностью французского государства . Из-за множества различных проблем он редко был заселен. После нескольких предложений о сносе он был признан официальным историческим памятником Франции в 1965 году (редкое событие, поскольку Ле Корбюзье был еще жив). Он был тщательно отремонтирован в период с 1985 по 1997 год, и теперь отремонтированный дом открыт для посетителей круглый год под опекой Центра национальных памятников . [3] [4] [5] [6]
В июле 2016 года дом и 16 других зданий Ле Корбюзье, расположенных в семи странах, были внесены в архитектурное произведение Ле Корбюзье как список Всемирного наследия ЮНЕСКО . [7]
Фон
[ редактировать ]К концу 1920-х годов Ле Корбюзье уже был всемирно известным архитектором. Его книга Vers une Architecture была переведена на несколько языков, его работа с Центросоюзом в Москве связала его с русским авангардом , а его проблемы с конкуренцией в Лиге Наций получили широкую огласку. Он также был одним из первых членов Международного конгресса современной архитектуры (CIAM) и становился известен как поборник современной архитектуры. [8]
Виллы, спроектированные Ле Корбюзье в начале 1920-х годов, продемонстрировали то, что он назвал «точностью» архитектуры, где каждая особенность дизайна должна была быть обоснована с точки зрения дизайна и градостроительства. Его работы во второй половине десятилетия, включая городские проекты Алжира , стали носить более свободный характер. [9]
История комиссии
[ редактировать ]Весной 1928 года Пьер и Эжени Савой обратились к Ле Корбюзье с предложением построить загородный дом в Пуасси. [10] Предполагаемый участок представлял собой зеленое поле на лесистом участке земли с великолепным видом на пейзаж на северо-западе, который соответствовал подходу к участку вдоль дороги. Помимо первоначального описания, подготовленного Эмилем [11] Что касается летнего домика, места для автомобилей, дополнительной спальни и домика для смотрителя, Ле Корбюзье имел такую свободу в выполнении заказа, что был ограничен только своей собственной архитектурной эстетикой. Он начал работу над проектом в сентябре 1928 года. Его первоначальные идеи в конечном итоге были воплощены в окончательном здании, хотя между осенью 1928 года и весной 1929 года он разработал ряд альтернативных проектов, которые определялись в первую очередь опасениями четы Савойя по поводу стоимости. [12] Окончательным решением проблемы стоимости стало уменьшение объема здания путем перемещения главной спальни на второй этаж и уменьшения шага сетки с 5 метров до 4,75 метра. [13]
Строительство
[ редактировать ]По оценкам, стоимость на февраль 1929 года составляла около полумиллиона франков , хотя это не включало стоимость домика и элементов ландшафтного дизайна (почти вдвое превышало первоначальный бюджет). Тендер на проект был объявлен в феврале, а контракты были заключены в марте 1929 года. Изменения, внесенные в проект во время строительства проекта, в том числе изменение высоты этажа, а также удаление и восстановление помещения для шофера, привели к росту затрат. примерно до 900 000 франков. Когда началось строительство проекта, никаких проектных работ по домику не велось, и окончательный проект был представлен заказчику только в июне 1929 года. Проект предназначался для двухместного домика, но из-за стоимости его сократили до одиночного домика. причины. [14] Хотя строительство всего дома было завершено в течение года, он был непригоден для проживания до 1931 года. [15]
Дизайн
[ редактировать ]Вилла Савойя, вероятно, самое известное здание Ле Корбюзье 1930-х годов, оказала огромное влияние на международный модернизм. [16] Его дизайн воплотил его символические «Пять пунктов», основные принципы его новой архитектурной эстетики: [3]
- Опора пилотов на уровне земли , приподнимающая здание над землей и позволяющая расширить сад до пространства под ним.
- Функциональная крыша, служащая садом и террасой, освобождает для природы землю, занимаемую зданием.
- Свободная планировка, лишенная несущих стен , позволяющая размещать стены свободно и только там, где это эстетически необходимо.
- Длинные горизонтальные окна для освещения и вентиляции.
- Свободно спроектированные фасады функционируют просто как оболочка для стены и окон и не ограничены соображениями несущей способности.
В отличие от своих более ранних городских вилл, Ле Корбюзье смог тщательно спроектировать все четыре стороны виллы Савойя так, чтобы они учитывали вид и ориентацию солнца. На первом этаже он разместил парадный вестибюль, пандус и лестницу, гараж, а также комнаты шофера и горничной. На первом этаже располагались главная спальня, спальня сына, гостевая спальня, кухня, салон и внешние террасы. Салон был ориентирован на юго-восток, а терраса выходила на восток. Спальня сына выходила на северо-запад, а кухня и служебная терраса — на юго-запад. На уровне второго этажа находился ряд скульптурных пространств, образующих солярий. [17]
План был составлен с использованием основных пропорций золотого сечения : в данном случае квадрат был разделен на шестнадцать равных частей, расширен с двух сторон, чтобы включить в себя выступающие фасады, а затем дополнительно разделен, чтобы зафиксировать положение пандуса и пандуса. вход. [18]
В своей книге «Версия архитектуры» Корбюзье воскликнул: «Автомобиль — это объект с простой функцией (передвигаться) и сложными целями (комфорт, устойчивость, внешний вид)…». [19] Дом, спроектированный как вторая резиденция и расположенный за пределами Парижа, был спроектирован с учетом автомобиля. Ощущение мобильности, которое давал автомобиль, было преобразовано в ощущение движения, которое является неотъемлемой частью здания. [16] Подъехать к дому можно было на машине, мимо домика смотрителя и, в конце концов, под самим зданием. Даже изогнутая дуга промышленного остекления входа на первый этаж определялась радиусом поворота автомобиля. После того как шофер высадил основных пассажиров, машина свернула за поворот и припарковалась в гараже. Тем временем прибывшие вошли в дом поперечно в главный зал через портик с фланговыми колоннами. [20]
Четыре колонны в вестибюле словно направляют посетителя вверх по пандусу. Этот пандус, который виден почти из любой точки дома, продолжается до жилой зоны и салона первого этажа, а затем продолжается снаружи от террасы на крыше первого этажа до солярия второго этажа. [16] На протяжении всей своей карьеры Ле Корбюзье был заинтересован в том, чтобы привнести ощущение священности в жилище, а такие действия, как мытье и прием пищи, придавались значимости в зависимости от их местоположения. [21] На вилле Савойя акт очищения представлен раковиной в прихожей. [22] и празднование целебных свойств солнца в солярии на крыше, которая имеет значение, поскольку является конечной верхней точкой пандуса. [23]
Пилоты Ле Корбюзье выполняют ряд функций по дому, как внутри, так и снаружи. На двух более длинных фасадах они находятся на одном уровне с лицевой стороной фасада и подразумевают тяжесть и поддержку, но на более коротких сторонах они отодвинуты назад, создавая эффект парения, подчеркивающий горизонтальный размер дома. В широком полосовом окне террасы первого этажа есть два маленьких пилота, которые поддерживают и укрепляют стену наверху. Хотя эти пилоты находятся в той же плоскости, что и более крупные колонны внизу, ложная перспектива, если смотреть снаружи дома, создает впечатление, что они расположены глубже внутри дома, чем есть на самом деле. [24]
На вилле Савойя используются горизонтальные ленточные окна, которые были на его более ранних виллах. В отличие от своих современников, Ле Корбюзье часто предпочитал использовать деревянные окна, а не металлические. Было высказано предположение, что это произошло потому, что он интересовался стеклом из-за его плоских свойств, и что смещенное назад положение стекла в деревянной раме позволяло рассматривать фасад как серию параллельных плоскостей. [25]
Более поздняя история
[ редактировать ]Проблемы с «Савойями», вызванные всеми требованиями подрядчиков о дополнительной оплате за все изменения, усугублялись необходимостью скорейшего ремонта нового дома. Каждую осень в отеле Savoyes протекала дождевая вода через крышу. [17] Исключение водосточных труб и подоконников, которые нарушали бы их эстетику, сделало белые поверхности более восприимчивыми к образованию пятен и эрозии из-за переливающейся дождевой воды. [26] Здание также было повреждено трещинами, поскольку материал не был рассчитан на долговечность конструкции. [26] Савойцы продолжали жить в доме до 1940 года, уехав во время Второй мировой войны . Во время войны он был оккупирован дважды: сначала немцами , когда он использовался как склад сена. [27] – а затем американцы , причем обе оккупации серьезно повредили здание. Савойцы вернулись в свое поместье после войны, но уже не могли жить так, как до войны, и вскоре снова покинули дом.
Вилла была экспроприирована городом Пуасси в 1958 году, который сначала использовал ее как общественный молодежный центр, а затем рассматривал возможность ее сноса, чтобы освободить место для комплекса школьных зданий. Протесты архитекторов, считавших, что дом следует спасти, и вмешательство самого Ле Корбюзье спасли дом от сноса. Первая попытка реставрации была предпринята в 1963 году архитектором Жаном Дебюиссоном, несмотря на сопротивление Ле Корбюзье. Вилла была внесена во французский реестр исторических памятников в 1965 году, став первым модернистским зданием Франции , признанным историческим памятником, а также первым объектом реставрации при жизни ее архитектора. В 1985 году под руководством архитектора Жана-Луи Вере был предпринят тщательный процесс реставрации, финансируемый государством. Он был завершен в 1997 году. Реставрация включала структурный и поверхностный ремонт фасадов и террас из-за разрушения бетона; [2] установка освещения и камер видеонаблюдения; и восстановление некоторых оригинальных приспособлений и приспособлений. [3] [15]
Наследие
[ редактировать ]Вилла Савойя была очень влиятельным зданием 1930-х годов, ее имитации можно найти по всему миру. [28] Здание фигурировало в двух чрезвычайно влиятельных книгах того времени: Хичкока и Джонсона «Международный стиль» , опубликованной в 1932 году, и Йорка, » ФРС «Современный дом опубликованной в 1934 году, а также во втором томе собственной серии Ле Корбюзье « Полное собрание сочинений» . В своем эссе 1947 года «Математика идеальной виллы » Колин Роу сравнил виллу Савойя с Палладио виллой Ротонда . [29]
Свобода, предоставленная Ле Корбюзье Савойями, привела к тому, что дом управлялся больше его пятью принципами, чем какими-либо требованиями жильцов. Тем не менее, это был последний раз, когда эти пять принципов были выражены так полно, и дом ознаменовал завершение одного из этапов его дизайнерского подхода, а также стал последним в серии зданий, в которых доминировал белый цвет. [16]
В отношении пяти пунктов архитектуры Ле Корбюзье была высказана некоторая общая критика, которая применима конкретно к вилле Савойя с точки зрения: [30]
- Поддержка пилотов наземного уровня: пилоты, как правило, были символическими, а не реальными структурными элементами.
- Функциональная крыша – плохая детализация в данном случае привела к протеканию крыши.
После Виллы Савойя эксперименты Ле Корбюзье с сюрреализмом повлияли на его дизайн квартир Беистеги, но его следующий проект виллы, для мадемуазель Мандро недалеко от Тулона , воплотил региональную программу и опирался на местный камень для своей отделки. [31]
Западное крыло Австралийского института исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива в Канберре , спроектированное Эштоном Рэггаттом Макдугаллом , представляет собой почти точную копию виллы Савойя, за исключением того, что оно черного цвета. [32] По словам Говарда Рэггата, эта архитектурная цитата-антипод является «своего рода инверсией, отражением, но также и своего рода тенью». [33]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Вилла Савойя в Пуасси: Индустрия туризма. Архивировано 27 мая 2013 г. в Wayback Machine . Центр национальных памятников. Проверено 19 января 2011 г. (на французском языке).
- ^ Jump up to: а б Курляндия, Роберт. Бетонная планета . Книги Прометея, Амхерст, Нью-Йорк. (2012) стр. 326.
- ^ Jump up to: а б с «Вилла Савойя – машина для жизни» . Архивировано из оригинала 20 августа 2011 года . Проверено 16 октября 2007 г.
- ↑ Отзыв о посещении виллы Савойя. Архивировано 12 июля 2011 года в Wayback Machine .
- ^ «Город Савойя в Пуасси» . Центр национальных памятников . Архивировано из оригинала 29 марта 2008 года . Проверено 19 января 2011 г.
- ^ База Мериме : Вилла Савойя , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Архитектурное творчество Ле Корбюзье» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Архивировано из оригинала 9 апреля 2016 года . Проверено 19 июля 2016 г.
- ^ Кертис (2006), с. 93
- ^ Бентон (1987), с. 192
- ^ Бьянкини, Риккардо. «Ле Корбюзье – Вилла Савойя – часть 1, история» . Неэкспонат . Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Самуэль (2004), с. 33
- ^ Кертис (2006), стр. 96 и 97.
- ^ Бентон (1987), стр. 200 и 201
- ^ Бентон (1987), стр. 201–203.
- ^ Jump up to: а б Турникиотис, Панайотис. «Ле Корбюзье, Гедион и вилла Савойя: от освящения к сохранению архитектуры» (PDF) . Высшая школа архитектуры Колумбийского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2011 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гость (2000), с. 66
- ^ Jump up to: а б Бентон (1987), стр. 194 и 195
- ^ Гость (2000), стр. 74–77.
- ^ Ле Корбюзье (1997), с. 137
- ^ Кертис (2006), стр. 95 и 96.
- ^ Самуэль (2007), с. 169
- ^ Самуэль (2007), с. 185
- ^ Самуэль (2007), с. 186
- ^ Кертис (2006), стр. 97 и 98.
- ^ Самуэль (2007), стр. 76–78.
- ^ Jump up to: а б Джилл, Элисон; Лопес, Меллик (2011). «О ношении: критическая основа оценки уже созданного дизайна». Дизайн и культура . 3 (3): 307–327. дои : 10.2752/175470811X13071166525234 . S2CID 144864655 .
- ^ Кертис (2006), с. 94
- ^ Кертис (2006), с. 98
- ^ Роу (1987), стр. 13.
- ^ Гость (2000), с. 71
- ^ Кертис (2006), стр. 108–112.
- ↑ Макартур, Джон: Австралийское барокко. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine , в журнале Architecture Australia, март/апрель 2001 г.
- ^ Берман, Мария (май 2006 г.). «Ускользающая красота» . фриз . Архивировано из оригинала 18 сентября 2010 года.
Ссылки
[ редактировать ]- Бентон, Тим (1987). Виллы Ле Корбюзье . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-03780-5 .
- Кертис, Уильям-младший (2006). Ле Корбюзье - Идеи и формы . Лондон и Нью-Йорк: Phaidon Press. ISBN 0-7148-2790-8 .
- Гость, Клаус-Петер (2000). Ле Корбюзье — Париж Чандигарх . Базель, Берлин, Бостон: Биркхойзер. ISBN 3-7643-6291-Х .
- Этчеллс, Фредерик (1997). На пути к новой архитектуре Ле Корбюзье . Оксфорд, Англия: Архитектурная пресса. ISBN 978-0-7506-6354-0 .
- Роу, Колин (1987). Математика идеальной виллы и другие очерки . Соединенные Штаты Америки: MIT Press. ISBN 978-0-262-18077-1 .
- Сэмюэл, Флора (2004). Ле Корбюзье — архитектор и феминистка . Чичестер, Англия: Академия Уайли. ISBN 0-470-84747-6 .
- Сэмюэл, Флора (2007). Ле Корбюзье в деталях . Оксфорд, Англия: Архитектурная пресса. ISBN 978-0-7506-0627-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хичкок, Генри-Рассел; Филип Джонсон (1966). Международный стиль . Соединенные Штаты Америки: WW Norton & Company. ISBN 0-393-03651-0 .
- Деломм, Жан-Филипп; Жан-Марк Савой (2020). Солнечные дни виллы Савойя . Базель: Birkhäuser Verlag. дои : 10.1515/9783035620634 . ISBN 978-3-0356-2060-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Вилла Савойя заброшена - archivewik.org
- Ле Корбюзье • Рене Бурри • Magnum Photos
- Вилла Савойя
- 1931 г. заведения во Франции
- Здания и сооружения в Ивелине
- Исторические дома-музеи в Иль-де-Франс
- Восстановленные и консервированные здания
- Дома построены в 1931 году.
- Архитектура международного стиля в Европе
- Здания Ле Корбюзье во Франции
- Модернистская архитектура во Франции
- Исторические памятники Иль-де-Франс
- Ивелин: Музеи
- Пуасси
- Виллы во Франции
- Памятники Национального центра памятников
- Архитектура 20-го века во Франции