Тед Шон
Тед Шон | |
---|---|
Рожденный | Эдвин Мейерс Шон 21 октября 1891 г. Канзас-Сити, Миссури , США |
Умер | 9 января 1972 г. | ( 80 лет
Занятие | Танцор |
Супруг | Рут Сен-Дени (1914–1968) |
Тед Шон (урожденный Эдвин Майерс Шон ; 21 октября 1891 — 9 января 1972) был пионером американского современного танца . Он создал школу Денишон вместе со своей женой Рут Сен-Дени . После их расставания он создал полностью мужскую труппу «Тед Шон и его мужчины-танцоры». Благодаря своим новаторским идеям мужских движений он был одним из самых влиятельных хореографов и танцоров своего времени. Он также был основателем и создателем Фестиваля танцев Джейкоба с подушками в Массачусетсе и «был посвящен в рыцари королем Дании за свои усилия от имени Датского королевского балета ». [1]
Тед Шон и создание Денишона
[ редактировать ]Тед Шон родился в Канзас-Сити, штат Миссури , 21 октября 1891 года. [2] Первоначально намереваясь стать служителем религии, он учился в Денверском университете , где в возрасте 19 лет заразился дифтерией, вызвав у него временный паралич ниже пояса. Именно во время физиотерапии болезни Шон в 1910 году познакомился с танцами, обучаясь у Хейзел Уоллак, бывшей танцовщицы Метрополитен-опера. В 1912 году Шон переехал в Лос-Анджелес, где стал частью выставочной труппы бальных танцев с Нормой Гулд в качестве его партнерши. [3]
Переехав в Нью-Йорк в 1914 году, Шон женился на Рут Сен-Дени 13 августа, через два месяца после их встречи. [4] Сен-Дени стал для Шона не только партнером, но и чрезвычайно ценным творческим выходом. Оба художника твердо верили в потенциал танца как формы искусства, интегрируемой в повседневную жизнь. Сочетание их общего творческого видения и деловых знаний Шона привело к тому, что пара открыла первую школу Денишон в Лос-Анджелесе, Калифорния , в 1915 году с целью объединить танец с телом, разумом и духом.
Известные выступления, поставленные им во время 17-летнего выступления Денишона, включают « Призыв к Громовой птице» (1917), соло « Dance Americane» в исполнении Чарльза Вайдмана (1923), «Джульнар моря» , «Ксочитль» в исполнении Марты Грэм (1920) и «Les Mystères Dionysiaques». . [5] Помимо карьеры Вайдмана и Грэма, в школе Денишона также обучались Брукс и Дорис Хамфри Луиза .
Стиль и техника
[ редактировать ]Вместе Шон и Рут Сен-Дени создали эклектичную группу танцевальных техник, включая балет (исполняемый без обуви) и движения, которые фокусировались не столько на жесткости, сколько на освобождении верхней части тела. Чтобы усилить преимущественно восточное влияние Сен-Дени, Шон представил элементы танцев Северной Африки, Испании, Америки и индейцев, открыв новую эру современного американского танца. Порвав с европейскими традициями, их хореография соединила физическое и духовное, часто опираясь на древние, местные и международные источники.
Тед Шон и его танцоры
[ редактировать ]Я верю, что танец передает самые глубокие, высокие и по-настоящему духовные мысли и эмоции человека гораздо лучше, чем слова, сказанные или написанные.
- приписывается Теду Шону,
в глубинке и за ее пределами [6]
Из-за семейных проблем и финансовых трудностей Шона Денишон закрылся в начале 1930-х годов. Впоследствии Шон сформировал мужскую танцевальную труппу из спортсменов, которую он преподавал в Спрингфилдском колледже , с миссией бороться за признание американских танцоров-мужчин и привлекать внимание к этому виду искусства с мужской точки зрения. [7] [ нужна ссылка ]
Компания, состоящая исключительно из мужчин, базировалась на ферме, которую Шон купил недалеко от Ли, штат Массачусетс . 14 июля 1933 года Тед Шон и его танцоры дали свое первое выступление на ферме Шона, которое позже станет известно как Фестиваль танцев Джейкоба с подушками . С этой труппой Шон поставил некоторые из своих самых новаторских и противоречивых хореографий на сегодняшний день, такие как «Индийский танец Понка», «Танец сингальского дьявола», «Война хака маори», «Танец индийского орла хопи», «Танцы с копьями даяков» и «Танец индийского орла хопи». Кинетический Молпай». Благодаря этим творческим работам Шон продемонстрировал спортивные и мужские движения, которые вскоре завоевали популярность. Компания выступала в США и Канаде, совершив поездку по более чем 750 городам, а также добилась международного успеха в Лондоне и Гаване. Тед Шон и его танцоры завершились в «Подушке Джейкоба» 31 августа 1940 года выступлением в честь возвращения на родину.
У Шона были романтические отношения с одним из его танцоров, Бартоном Мумоу , с 1931 по 1948 год. Одна из ведущих звезд труппы, Бартон Мумоу, появилась в танцевальной индустрии и стала считаться «американским Нижинским». Работая с Шоном, Мумау начал отношения с Джоном Кристианом, постановщиком компании. Мумау познакомил Шона с Кристианом. Позже Шон заключил партнерство с Кристианом, с которым оставался с 1949 года до своей смерти в 1972 году. [8]
Подушка Джейкоба
[ редактировать ]Вместе с этой новой компанией была создана « Подушка Джейкоба» : школа танцев, ретрит и театр. В заведениях также проводились чаепития, которые со временем превратились в Фестиваль танцев подушек Джейкоба. [9] [10] Примерно в это же время Шон также создал Школу танца для мужчин, которая способствовала популяризации мужских танцев в колледжах по всей стране.
Шон преподавал в «Подушке Джейкоба» всего за несколько месяцев до своей смерти в возрасте 80 лет. [11] В 1965 году Шон стал лауреатом премии «Наследие» Национальной танцевальной ассоциации . Последнее появление Шона на сцене Театра Теда Шона в «Подушке Джейкоба» состоялось в «Сиддхах верхнего воздуха» , где он воссоединился с Сен-Дени на их пятидесятилетие.
В Саратога-Спрингс сейчас находится Национальный музей танца , единственный музей в США, посвященный профессиональному танцу. в музее Шон был введен в Зал славы мистера и миссис Корнелиус Вандербильт Уитни в 1987 году.
Сочинения
[ редактировать ]Тед Шон написал и опубликовал девять книг, которые легли в основу современного танца: [12]
- 1920 – Рут Сен-Дени: пионер и пророк
- 1926 – Американский балет.
- 1929 – Танцующие боги
- 1935 – Основы танцевального образования.
- 1940 – «Мы должны танцевать»
- 1944 – Как красиво на горе
- 1954 – Каждое маленькое движение: книга о Франсуа Дельсарте
- 1959 – Тридцать три года американского танца
- 1960 - Тысяча и одна ночь (автобиография с Греем Пулом)
Наследие
[ редактировать ]В 1940-х годах Шон передал свои работы Музею современного искусства . Впоследствии музей закрыл доступ к этим работам, передав их Нью-Йоркской публичной библиотеке исполнительских искусств и архиву «Подушки Джейкоба» , пока Шон был еще жив. Танцор Адам Вайнерт посчитал это нарушением политики МоМА не продавать и не раздавать работы ныне живущих художников, и создал «Возвращение Теда Шона» — цифровые в дополненной реальности, которые будут отображаться в МоМА. представления работ Шона [13] [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тед Шон» . Танец подушек Джейкоба, jacobspillow.org . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Данные о рождении: Астродатабанк.
- ^ Скольери, Пол А. (01 ноября 2019 г.). Тед Шон: его жизнь, сочинения и танцы . Издательство Оксфордского университета. стр. 59–63, 77. ISBN. 978-0-19-933108-6 .
- ^ Шлундт 1998 , с. 583
- ^ Шлундт 1998 , с. 585
- ^ Нолан, Синтия (1994). Аутбэк и за его пределами . Сидней: Ангус и Робертсон. стр. 50, 51.
- ^ Международная энциклопедия танца . oxfordreference.com: Издательство Оксфордского университета. 1998. ISBN 978-0-19-517369-7 .
- ^ Фулкс 2002 , стр. 85–86.
- ^ Фулкс 2002 , стр. 84–85.
- ^ Коэн-Стратайнер, Барбара Н. (1982). Биографический словарь танца . Нью-Йорк: Книги Ширмера. п. 811.
- ^ Бенбоу-Нимер 1998 , с. 716
- ^ Кассинг, Гейл (2007). История танца: подход интерактивного искусства . стр. 187–9. ISBN 9780736060356 .
- ^ Вайнерт, Адам. «Возвращение Теда Шона» . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ Шерр, Аполлинер (19 августа 2014 г.). «Танцевальный фестиваль в центре города, Парк Вагнера, Нижний Манхэттен, Нью-Йорк» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 г. Проверено 9 сентября 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Драйер, Кэтрин С.; Хокинс, Ральф (1933). Шон Танцор . Берлин: Издательство «Три маски».
- Терри, Уолтер (1976). Тед Шон: отец современного танца . Нью-Йорк: Дайал Пресс. ISBN 0-8037-8557-7 .
- Шелтон, Сюзанна (1981). Божественная танцовщица: Биография Рут Сен-Дени . Нью-Йорк: Даблдей.
- Джордан, Стефани (1984). «Музыкальные визуализации Теда Шона». Танцевальная хроника . 7 (1).
- Бентивольо, Леонетта (1985). Современный танец . Милан: Лонганези.
- Бенбоу-Нимер, Глинис (1998). «Шон, Тед». В Бенбоу-Пфальцграфе, Тарин (ред.). Международный словарь современного танца . Детройт: Сент-Джеймс Пресс.
- Фулкс, Джулия Л. (2002). Современные тела: танец и американский модернизм От Марты Грэм до Элвина Эйли . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины.
- Шлундт, Кристена Л. (1998). «Шон, Тед». В Коэне, Сельма Дж. (ред.). Международная энциклопедия танца . Том. 5. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Теда Шона или о нем в Internet Archive
- Тед Шон на IMDb
- Коллекция Джона Уиллиса Теда Шона в Центре выкупа Гарри
- «Танцор Шон» . Музей и библиотека Стоуитса . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 г.
- Документы Теда Шона , Танцевальный отдел Джерома Роббинса, Нью-Йоркская публичная библиотека исполнительских искусств .
- Документы Теда Шона, Дополнения , Танцевальный отдел Джерома Роббинса, Нью-Йоркская публичная библиотека исполнительских искусств .
- Шон, Тед (2005). Каждое маленькое движение: о Франсуа Дельсарте . Комплексные издания. ISBN 280480030X . ISSN 1761-1695 .
- «Возвращение Теда Шона» в исполнении Адама Вейнерта.
СМИ
[ редактировать ]- Архивные кадры
- Мужчины-танцоры Теда Шона выступают в финале «Нового Света» в 1936 году на фестивале Jacob's Pillow Dance Festival.
- Тед Шон исполняет « Никто не знает проблемы, которую я видел из четырех танцев на основе американской народной музыки» в 1938 году в «Jacob's Pillow».
- Мужчины-танцоры Теда Шона исполняют Kinetic Molpai в 1937 году в Jacob's Pillow.
- Мужчины-танцоры Jacob's Pillow репетируют Kinetic Molpai с Бартоном Мумау в 1992 году в Jacob's Pillow.
- Мужчины-танцоры Теда Шона исполняют шестую прелюдию из «Хорошо темперированного клавикорда» в 1933 году на фестивале Jacob's Pillow Dance Festival.
- Бартон Мумау исполняет оперу Теда Шона «О, брат Солнце и сестра Мун» (Этюд Святого Франциска) в 1981 году на фестивале танцев подушек Джейкоба .
- Фотографии
- Фотография Теда Шона, сделанная Джеймсом Уолтером Коллинджем (10-е изображение в галерее)