Рут Сен-Дени
Рут Сен-Дени | |
---|---|
Рожденный | Рут Деннис 20 января 1879 г. Ньюарк, Нью-Джерси , США |
Умер | 21 июля 1968 г. Лос-Анджелес, Калифорния, США | ( 89 лет
Известный | Современный танец |
Супруг |
Рут Сен-Дени (урожденная Рут Деннис ; 20 января 1879 — 21 июля 1968) — американская пионерка современного танца , привнесшая восточные идеи в искусство и проложившая путь другим женщинам в танце . Ее вдохновила Дельсарта защитница Женевьева Стеббинс . Сен-Дени был соучредителем в 1915 году Американской школы танцев и смежных искусств Денишона . Она преподавала известным исполнителям, включая Марту Грэм и Дорис Хамфри . В 1938 году она основала новаторскую танцевальную программу в Университете Адельфи . Она опубликовала несколько статей о духовном танце и мистике тела.
Ее фирменные соло продолжают исполняться. В 1987 году она была введена в Национальный музей танца и Зал славы .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Рут Деннис родилась в Ньюарке, штат Нью-Джерси, 20 января 1879 года. [1] [2] Ее родителями были Рут Эмма Халл (врач по образованию) и Томас Лабан Деннис, машинист и изобретатель; они не были женаты. [3] Она выросла на небольшой ферме Пин-Оукс в Нью-Джерси, где изучала христианскую науку . [4] Раньше она придумывала мелодрамы, специализируясь на обмороках и падениях на пол перед публикой друзей. [5] В детстве она изучала упражнения, основанные на книге Франсуа Дельсарта «Гимнастика и голосовая культура общества». [6] Это было началом танцевального обучения Сен-Дени и сыграло важную роль в развитии ее техники в дальнейшей жизни. [7] В 1891 году она собрала деньги, чтобы ненадолго поехать в Нью-Йорк и пройти прослушивание в студии Марвиг; Было объявлено, что у нее есть талант, и ее мать приступила к тому, чтобы отдать ее в театр. [8] В 1892 году она стала свидетельницей того, как защитник Дельсарта Женевьев Стеббинс исполнила утренник « Танец дня» ; она описала этот опыт как «настоящее рождение моей художественной жизни». [8]
Дебют
[ редактировать ]В 1894 году, после многих лет практики поз Дельсарта, она дебютировала в качестве танцовщицы юбки в Семейном театре и музее Уорта. [9] Из этого скромного начала она перешла в турне с известным продюсером и режиссером Дэвидом Беласко ; это дало ей возможность увидеть мастерство Беласко в создании театральной атмосферы с «идеальным сочетанием подсознательных внушений и конкретных деталей». [10] Во время гастролей в постановке Беласко « Мадам Дюбарри» в 1904 году у нее произошел переломный момент в карьере. Она была в аптеке с другим членом компании Беласко в Буффало, штат Нью-Йорк , когда увидела плакат, рекламирующий сигареты марки «Египетские божества» . На плакате была изображена египетская богиня Исида , восседающая на троне в храме; этот образ сразил ее наповал и вдохновил на создание танцев, выражавших ту мистичность , которую передавал образ богини. С тех пор она погрузилась в восточную философию. [11]
В 1905 году она начала свою карьеру сольной артистки, вскоре совершив свое первое европейское турне под сценическим псевдонимом Сен-Дени. [12] [13] Первым произведением, возникшим в результате ее интереса к Востоку, было исполнение Радхи в 1906 году. [14] Основанная на индуистской мифологии , Радха — это история Кришны и его любви к смертной доярке. [15] Первоначально «Радха» исполнялась на музыку из Лео Делиба « оперы Лакме » . [15] Это произведение было прославлением пяти чувств и апеллировало к современному увлечению Востоком. [16] В 1909 году Сен-Дени исполнил танец «Саломея» в бродвейском театре «Гудзон» . Это было в разгар повального увлечения «Саломеей» в США, и один рецензент заявил, что она «превзошла все Саломеи» и что «мисс Сен-Дени ворвалась на ошеломленную публику». [17] Хотя ее хореография не была культурно точной или аутентичной, [18] он отражал темы, которые Сен-Дени воспринимал в восточной культуре, и очень интересовал современную публику. Сен-Дени считала танец выражением духовности, и ее хореография отражала эту идею. [16]
Денишон
[ редактировать ]В 1911 году молодой танцор по имени Тед Шон был впечатлен выступлением Сен-Дени в Денвере. [19] В 1914 году Шон подал заявку на то, чтобы стать ее учеником, и вскоре стал ее творческим партнером и мужем. Вместе они основали Денишон , «колыбель американского современного танца». [20] Одной из ее наиболее известных учениц была Марта Грэм . Вместе Сен-Дени и Шон основали лос-анджелесскую школу Денишона в 1915 году. Студенты изучали балетные движения без обуви, этнические и народные танцы, ритмику Далькроза и гимнастику Дельсарта . В 1916 году они создали коллекцию танцев, вдохновленную Египтом, в которую вошли «Земледельцы» , дуэт Сен-Дени и Шона, а также «Пирровый танец» , полностью мужская танцевальная пьеса. [6] Ее исследование Востока продолжилось в 1923 году, когда она поставила «Иштар семи врат», в которой изобразила вавилонскую богиню. Вместе Сен-Дени и Шон гастролировали на протяжении 1910-х и 1920-х годов, часто исполняя свои произведения на сцене водевиля. [21]
Другие известные танцоры, такие как Дорис Хамфри , Лилиан Пауэлл , Эван-Берроуз Фонтейн и Чарльз Вайдман, учились в Денишоне. Грэм, Хамфри, Вайдман и будущая звезда немого кино Луиза Брукс выступали в качестве танцоров в труппе Денишона. В Денишоне Сен-Дени вдохновляла ее юных учеников, а Шон преподавала технику. [21] Сен-Дени и Шон сыграли важную роль в создании легендарного танцевального фестиваля Jacob's Pillow . [22]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Хотя к 1930 году Денишон распался, Сен-Дени продолжал танцевать, преподавать и ставить хореографию самостоятельно, а также в сотрудничестве с другими артистами. Сен-Дени перенаправила свои работы с Востока на сочетание религии и танца через свой Ритмический хор танцоров. [23] Келли Мэйо отмечает, что посредством этих работ Сен-Дени стремилась воплотить Деву Марию так же, как она когда-то стремилась воплотить богинь. [23] В 1938 году Сен-Дени основал танцевальную программу Университета Адельфи, одно из первых танцевальных отделений в американском университете. С тех пор он стал краеугольным камнем Департамента исполнительских искусств Адельфи. [24] В 1940 году она стала соучредителем второй школы, Школы Натайи, которая специализировалась на преподавании восточного танца. [25] В течение многих лет Сен-Дени преподавала танцы в своей студии по адресу 3433 Cahuenga Boulevard West, недалеко от Юниверсал-Сити, Калифорния . [1]
- Фотография Отто Сарони , ок. 1900. Сен-Дени начал исследовать восточные танцы после того, как увидел изображение египетской богини Исиды в рекламе сигарет. [11]
- Сен-Дени и компания в Иштаре Семи Врат . Фото студии «Белая», 1920-е годы. Танцоры — Дорис Хамфри , Луиза Брукс , Джорди Грэм, Полин Лоуренс , Энн Дуглас, Ленор Шеффер, Ленор Харди и Ленор Садовска.
- Тед Шон и Сен-Дени в «Египетском балете» . Они поженились, вместе создали и поставили множество постановок, а также стали соучредителями Школы танцев и смежных искусств Денишона .
Смерть и наследие
[ редактировать ]Сен-Дени умер в Лос-Анджелесе 21 июля 1968 года в возрасте 89 лет. [1] [26] Ее фирменные соло продолжают исполняться, например, в «Искусстве соло» в Балтиморском художественном музее в 2006 году, которое началось с «The Incense» Сен-Дени. Джордж Джексон описал это как «уносящийся в космос как образ женщины, движущейся среди восходящих спиралей дыма», передающий «безмятежность,« духовность », если хотите, ... [не] противоречащую чувственности». [27]
Сен-Дени был занесен в Зал славы мистера и миссис Корнелиус Вандербильт Уитни Национального музея танца в 1987 году, в первый год его существования. [28] [29]
Глобальную организацию «Танцы всеобщего мира» основал студент Сен-Дени Сэмюэл Л. Льюис. [30] Организация «Танцы всеобщего мира» впоследствии опубликовала многие сочинения Сен-Дени о духовном танце и мистике тела. [31]
Работает
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Лотос Свет. Стихи . Бостон/Нью-Йорк, 1932 год.
- Неоконченная жизнь: автобиография . Републикация Dance Horizons, Бруклин, Нью-Йорк, 1969.
Статьи
[ редактировать ]- «Балет Штатов». Танцевальная хроника. Исследования в области танцев и смежных искусств . Том 20, выпуск 1/1997, стр. 52–60.
- «Танец как духовное выражение». Роджерс, Фредерик Рэнд (редактор): Танец: базовый метод обучения. Функциональный подход к использованию ритмики и танца как основных методов развития и контроля тела, а также трансформации морального и социального поведения. Dance Horizons, Нью-Йорк, 1980, стр. 100–111, ISBN 978-0-8712-7108-2 .
- «Танец как жизненный опыт». Браун, Джин Моррисон (редактор): Видение современного танца . Princeton Book Company, Принстон/Нью-Джерси, 1979, стр. 21–25, ISBN 978-0-9166-2213-8 .
- «Религиозные проявления в танце». Сорелл, Уолтер (ред.): У танца много лиц . Издательство Колумбийского университета , Нью-Йорк/Лондон, 1968, стр. 12–18, ISBN 978-0-2310-2968-1 .
- «Свобода. Ритмическая интерпретация». Танцевальный наблюдатель . Том 23, выпуск 1/1956, стр. 6–7.
- «Что такое религиозный танец?» Танцевальный наблюдатель . Том 17, выпуск 5/1950, стр. 68–69.
- «Семена нового порядка». Отдел высшего образования Совета по образованию Объединенной методистской церкви (ред.): Мотив. Том 8, выпуск 7/1948, стр. 28–29.
- «Моё видение». Танцевальный наблюдатель . Том 7, выпуск 3/1940, стр. 33, 42.
- «Танец Востока». Ежемесячник театрального искусства. Международный журнал театра и экрана . Август 1927 г., стр. 605–612.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Бумаги Рут Сен-Дени примерно 1915–1958 годов» . Архивы и рукописи Нью-йоркской публичной библиотеки _ О E Контакт D Оцифровано.
Номер вызова: (S) *MGZMD 6
- ^ Олсен, Кирстин (1994). Хронология женской истории . Вестпорт: Гринвуд Пресс. п. 179. ИСБН 978-0-31328-803-6 .
- ^ Шелтон 1981 , стр. 1–8.
- ^ Шелтон 1981 , стр. 8–10.
- ^ Шелтон 1981 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Ау, Сьюзен (2009). Балет и современный танец . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 92–94.
- ^ Шелтон 1981 , стр. 13–19.
- ^ Перейти обратно: а б Шелтон 1981 , с. 13.
- ^ Шелтон 1981 , стр. 21–23.
- ^ Шелтон 1981 , стр. 43–48.
- ^ Перейти обратно: а б Бернштейн, Мэтью; Стадлар, Гейлин (1997). Видения Востока: ориентализм в кино . ИБТаурис. п. 134. ИСБН 978-1-86064-305-7 .
- ^ «Бумаги Сен-Дени (Рут)» . Интернет-архив Калифорнии . Проверено 6 июня 2023 г.
Номер коллекции: LSC.1031
- ^ "Сен-Дени, Рут, 1880-1968" . Социальные сети и архивный контекст . Проверено 6 июня 2023 г.
Идентификатор СНАК: 3800891
- ^ Шелтон 1981 , стр. 48–54.
- ^ Перейти обратно: а б Шелтон 1981 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Шелтон 1981 , стр. 48–54, 58–65.
- ^ Кендалл, Элизабет (1979). Где она танцевала: рождение американского художественного танца . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 77. ИСБН 0-520-05173-4 .
- ^ Курлавала, Уттара Аша (1992). «Рут Сен-Дени и танцевальный ренессанс Индии». Танцевальная хроника . 15 (2): 123–152. дои : 10.1080/01472529208569091 . JSTOR 1567671 .
- ^ Андерсон, Джек (1997). Искусство без границ . Айова-Сити: Издательство Университета Айовы. п. 44.
- ^ Шерман, Джейн (1983). Денишон: Непреходящее влияние . Бостон: Издательство Twayne. Предисловие редактора.
- ^ Перейти обратно: а б Шелтон 1981 , стр. 165–186.
- ^ Шелтон 1981 , стр. 264–265.
- ^ Перейти обратно: а б Мэйо, Келли Рааб (2009). Творчество, духовность и психическое здоровье: изучение связей . Лондон: Издательство Ashgate. стр. 51–52.
- ^ Шелтон 1981 , стр. 248–249.
- ^ Шелтон 1981 , стр. 251–252.
- ^ «Рут Сен-Дени, пионер современного танца, мертва; проложила путь к бесплатному новому искусству за 7-летнюю карьеру, которую исполняли и преподавали вместе со своим мужем Тедом Шоном. Рут Сен-Дени, пионер современного танца, мертва» . Нью-Йорк Таймс . 22 июля 1968 года.
- ^ Джексон, Джордж (2006). «Индивидуальность о Жанне Брешиани и артистах соло» . Международный институт Айседоры Дункан . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ «Зал славы мистера и миссис Корнелиус Вандербильт Уитни» . Национальный музей танца . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «Национальный музей танца и Зал славы» . Институт долины реки Гудзон . Архивировано из оригинала 22 октября 2018 года . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Дуглас-Клотц, Нил. (1990). «Рут Сен-Дени: Исследования священного танца в Америке» в Каппадоне, Дайан и Дуг Адамс: Танец как религиоведение. Нью-Йорк: Перекресток, с. 117, примечание 15.
- ^ Миллер. Камаэ А., изд. (1997). Мудрость приходит в танце: избранные сочинения Рут Сен-Дени о танце, духовности и теле . Сиэтл: PeaceWorks.
Источники
[ редактировать ]- Шелтон, Сюзанна (1981). Божественная танцовщица: Биография Рут Сен-Дени . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 9780292770461 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернарди, Вито Автор: Рут Сен-Дени . Палермо, Л'Эпос, 2006. ISBN 88-8302-314-5 .
- Десмонд, Джейн: Танцуя разницу: культурный империализм и Радха Рут Сен-Дени 1906 года. Дилс, Энн / Купер Олбрайт, Энн (ред.): Движущаяся история, Танцующие культуры. Читатель истории танца. Издательство Уэслианского университета , 2001, стр. 256–270, ISBN 978-0-8195-6413-9 .
- Ламот, Кимерер Л.: Страстная Мадонна: христианский поворот американской танцовщицы Рут Сен-Дени. Журнал Американской академии религии. Том 66, выпуск 4/1998, стр. 747–769.
- Миллер, Камае А.: «Мудрость приходит в танце: избранные сочинения Рут Сен-Дени о танце, духовности и теле» . Сиэтл: PeaceWorks. 1997. ISBN 0-915424-14-2 .
- Шлундт, Кристена Л.: В мистику с мисс Рут . Фонд танцевальных перспектив, 1971.
- Шлундт, Кристена Л.: Профессиональные выступления Рут Сен-Дени и Теда Шона. Хронология и указатель танцев 1906–1932 гг. Литературное лицензирование, Нью-Йорк, 1962 г. ISBN 978-1-2586-3519-0 .
- Шон, Тед: Рут Сен-Дени: пионер и пророк; представляет собой историю ее цикла восточных танцев . Напечатано для Дж. Хауэлла Дж. Х. Нэшем, 1920 г.
- Шерман, Джейн/Шлундт, Кристена Л.: Кто такой Сен-Дени? Что она такое? Танцевальная хроника. Исследования в области танцев и смежных искусств. Том 10, выпуск 3/1987, стр. 305–329.
- Терри, Уолтер: Мисс Рут: «более живая жизнь» Рут Сен-Дени . Додд, Мид, Нью-Йорк, 1969 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общество гимнастики и голосовой культуры.
- Путеводитель по коллекции Кларенса МакГи на Рут Сен-Дени. Специальные коллекции и архивы, Библиотеки Калифорнийского университета в Ирвине, Ирвин, Калифорния.
- Путеводитель по коллекции фотографий Рут Сен-Дени. Специальные коллекции и архивы, Библиотеки Калифорнийского университета в Ирвине, Ирвин, Калифорния.
- Путеводитель по коллекции Рут Сен-Дени. Университетские архивы и специальные коллекции, Университет Адельфи, Гарден-Сити, Нью-Йорк.
- Путеводитель по коллекции Барбары Андрес на Рут Сен-Дени. Университетские архивы и специальные коллекции, Университет Адельфи, Гарден-Сити, Нью-Йорк.
- Архивные кадры выступления Рут Сен-Дени в Либестрауме в 1949 году в Jacob's Pillow.
- Глава 2: Сольные танцоры: Рут Сен-Дени (1879–1968) из «Веб-учебника раннего модерна» в Питтсбургском университете.
- Архивные кадры, на которых Рут Сен-Дени исполняет «Бред чувств» Радхи в 1941 году в «Подушке Джейкоба».
- Европа (Рут Сен-Дени в Европе: Сандра Майнценбах; немецкий язык)
- Рут Сен-Дени (1879–1968). Божественная танцовщица Америки (Том Хехт)
- Рут Сен-Дени: В поисках богини ( Мэри Мэннинг / Университет Адельфи)
- Изображения из документов Сен-Дени (Рут). Специальные коллекции библиотеки, Библиотека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
- Рут Сен-Дени - Broadway Photos
- Радиоинтервью с Рут Сен-Дени в архиве WNYC
- 1879 рождений
- 1968 смертей
- Преподаватели Университета Адельфи
- Американские хореографы
- Американские танцовщицы
- Американские женщины-хореографы
- Похороны в мемориальном парке Форест-Лоун (Голливудские холмы)
- Танцоры из Нью-Джерси
- Танцоры из Нью-Йорка (штат)
- Американские современные танцоры
- Люди, связанные с физической культурой
- Американские артисты водевиля
- Американские женщины-ученые