Эрвин Фишер
Эрвин Фишер | |
---|---|
![]() Портрет рыбака, ок. 1929 год | |
Рожденный | Эрвин Фридрих Макс Фишер 17 декабря 1893 г. |
Умер | 30 марта 1966 г. | (72 года)
Образование |
|
Род занятий | Театральный режиссер, продюсер |
Известный | Основал драматическую мастерскую в Новой школе социальных исследований (1940). |
Заметная работа | Политический театр (1929) |
Стиль | Эпический театр , Документальный театр |
Супруг (а) | Хильдегард Юрчик (м. 1919) [1] Мария Лей (ум. 1937) |
Родственники | Джон Рыбак |
Подпись | |
![]() |
Эрвин Фридрих Максимилиан Пискатор (17 декабря 1893 — 30 марта 1966) — немецкий театральный режиссёр и продюсер . Наряду с Бертольтом Брехтом , он был выдающимся представителем эпического театра , формы, которая подчеркивает социально-политическое содержание драмы, а не эмоциональное манипулирование публикой или формальную красоту постановки . [2]
Биография
[ редактировать ]Молодость и военный опыт
[ редактировать ]
Эрвин Фридрих Макс Пискатор родился 17 декабря 1893 года в небольшой прусской деревне Грайфенштайн-Ульм в семье купца Карла Пискатора и его жены Антонии Лапарозе. [3] Его семья происходила от Иоганна Пискатора , протестантского богослова , который сделал важный перевод Библии в 1600 году. [4] Семья переехала в университетский город Марбург в 1899 году, где Пискатор посещал гимназию Филиппинум . Осенью 1913 года он посещал частную мюнхенскую драматическую школу и поступил в Мюнхенский университет для изучения немецкого языка , философии и истории искусств . Пискатор также посещал Артура Кучера знаменитый семинар по истории театра , на котором позже присутствовал и Бертольт Брехт . [5]
Свою актерскую карьеру Пискатор начал осенью 1914 года в небольших неоплачиваемых ролях в Мюнхенском придворном театре под руководством Эрнста фон Поссарта . одну из первых в мире вращающихся сцен . В 1896 году Карл Лаутеншлегер установил в этом театре [6]
Во время Первой мировой войны Пискатор был призван в немецкую армию служил в передовой пехотной части солдатом Ландштурма , с весны 1915 года (а позже связистом ). Этот опыт вдохновил ненависть к милитаризму и войне , которая продолжалась до конца его жизни. Он написал несколько горьких стихотворений , которые были опубликованы в 1915 и 1916 годах в левом экспрессионистском литературном журнале Die Aktion . Летом 1917 года, участвуя в боях у Ипрского выступа и однажды побывав в госпитале, он был направлен в недавно созданную армейскую театральную часть. В ноябре 1918 года, когда было объявлено перемирие , Пискатор участвовал в Ноябрьской революции с речью , выступив в Хасселте на первом заседании революционного солдатского совета ( Совета ). [6]
Ранний успех в Веймарской республике
[ редактировать ]Пискатор вернулся в Берлин и присоединился к недавно сформированной Коммунистической партии Германии (КПГ). Он ненадолго уехал в Кенигсберг , где присоединился к театру «Трибунал». Он участвовал в нескольких экспрессионистских пьесах и сыграл студента Аркенхольца в «Призрачной сонате» Августа Стриндберга . Он присоединился к Герману Шуллеру в создании Пролетарского театра, сцены революционных рабочих Большого Берлина . [7]

В сотрудничестве с писателем Хансом Хосе Рефишем Пискатор сформировал театральную труппу в Берлине в Театре комедии на Альте Якобсштрассе, следуя концепции Volksbühne («народная сцена»). В 1922–1923 годах они поставили произведения Максима Горького , Ромена Роллана , Льва Толстого . [8] В качестве режиссера в Фольксбюне (1924–1927), а затем в качестве управляющего директора собственного театра ( Пискатор-Бюне на Ноллендорфплац ) Пискатор ставил социальные и политические пьесы, особенно соответствующие его теориям.
Его драматические цели были утилитарными — повлиять на избирателей или разъяснить политику левых сил. Он использовал механизированные устройства, лекции, фильмы и механические устройства, которые нравились его аудитории. В 1926 году его обновленная постановка « Фридриха Шиллера » Разбойников в знаменитом Пройсском государственном театре в Берлине вызвала широкую полемику. Пискатор значительно сократил текст и переосмыслил пьесу как средство выражения своих политических убеждений. Он представил главного героя Карла Мура как по существу эгоцентричного повстанца. В качестве фольги Мура Пискатор сделал образ Шпигельберга, которого часто представляли как зловещую фигуру, голосом рабочей революции. Шпигельберг предстал в образе троцкистского интеллектуала, слегка напоминавшего Чарли Чаплина с его тростью и котелком. Когда он умер, публика услышала пение «Интернационала» .
Пискатор основал влиятельную (хотя и недолговечную) компанию Piscator-Bühne в Берлине в 1927 году. В 1928 году он выпустил заметную экранизацию незаконченного эпизодического чешского комического романа «Благодарный солдат Швейк» . В драматургический коллектив, создавший эту экранизацию, входил Бертольт Брехт. [9] Позже Брехт описал это как « монтаж из романа». [10] Лео Лании Премьера пьесы «Конъюнктур» («Нефтяной бум») состоялась в Берлине в 1928 году в постановке Эрвина Пискатора с музыкой Курта Вайля . Три нефтяные компании борются за права на добычу нефти в примитивной балканской стране, при этом эксплуатируя людей и разрушая окружающую среду. Песни Вейля из этой пьесы, такие как Die Muschel von Margate , до сих пор являются частью современного репертуара художественной музыки. [11]
В 1929 году Пискатор опубликовал книгу «Политический театр» , обсуждение теории театра. [12] В предисловии к изданию 1963 года Пискатор писал, что книга была «собрана в лихорадочных сессиях во время репетиций « Берлинского купца » Вальтера Меринга , которая открылась 6 сентября 1929 года во втором «Пискатор-Бюне». [13] Он был призван дать «окончательное объяснение и разъяснение основных фактов эпоса, то есть политического театра», который в то время «все еще встречал широкое неприятие и неправильное понимание». [13]
Три десятилетия спустя Пискатор сказал, что:
Оправданность эпических приемов уже никем не оспаривается, но существует значительная путаница в том, что должно выражаться этими средствами. Функциональный характер этих эпических приемов, то есть их неотделимость от определенного содержания (конкретное содержание, конкретное послание определяет средства, а не наоборот!) , к настоящему времени во многом затуманился. Итак, мы все еще стоим на старте. Гонка еще не началась... [14]
Международная работа, эмиграция и поздние постановки в Западной Германии.
[ редактировать ]
В 1931 году, после краха третьего «Пискатора-Бюне», Пискатор отправился в Москву , чтобы снять фильм « Восстание рыбаков» с актером Алексеем Диким для «Межрабпом» , советской кинокомпании, связанной с Международной организацией помощи трудящимся . [15] Как писал Джон Уиллетт , в догитлеровские годы «приверженность Пискатора русской революции была решающим фактором во всей его работе». [16] С приходом Гитлера к власти в 1933 году пребывание Пискатора в Советском Союзе превратилось в ссылку. [17]
В июле 1936 года Пискатор уехал из Советского Союза во Францию . В 1937 году он женился на танцовщице Марии Лей в Париже . Бертольт Брехт был одним из друзей жениха.
Во время своего пребывания в Берлине Пискатор сотрудничал с Леной Гольдшмидт в сценической адаптации Теодора Драйзера бестселлера «Американская трагедия» ; под названием « Дело Клайда Гриффитса» . Под руководством американца Ли Страсберга было дано 19 представлений. в качестве режиссера в 1936 году на Бродвее Когда Пискатор и Лей впоследствии иммигрировали в Соединенные Штаты , пригласил Пискатора в 1939 году, Элвин Джонсон , президент-основатель Новой школы основать театр. мастерская. Среди учеников Пискатора на этом драматическом семинаре в Нью-Йорке были Беа Артур , Гарри Белафонте , Марлон Брандо , Тони Кертис , Бен Газзара , Джудит Малина , Уолтер Мэттау , Род Стайгер , Элейн Стритч , Эли Уоллах , Джек Крили и Теннесси Уильямс . [18]
Обосновавшись в Нью-Йорке, Эрвин и Мария Лей-Пискатор жили по адресу 17 East 76th Street, таунхаус в Верхнем Ист-Сайде, который иногда называют Домом Пискатора. [19]
После Второй мировой войны и распада Германии Пискатор вернулся в Западную Германию в 1951 году из-за политического давления эпохи Маккарти в Соединенных Штатах против бывших коммунистов в искусстве. [20] В 1962 году Пискатор был назначен менеджером и директором Freie Volksbühne в Западном Берлине . Вызвав большое признание международных критиков, в феврале 1963 года Пискатор представил премьеру Рольфа Хоххута « Наместник пьесы », «о Папе Пии XII и якобы пренебрегаемом спасении итальянских евреев из нацистских газовых камер». [21] До своей смерти в 1966 году Пискатор был крупным представителем современного и документального театра . Жена Пискатора, Мария Лей, умерла в Нью-Йорке в 1999 году.
Влияние на театр
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2017 г. ) |

Вместо частных тем у нас было обобщение, вместо особенного — типичное, вместо случайной причинности. Декоративность уступила место сконструированности, Разум был поставлен в один ряд с Эмоцией, чувственность сменилась дидактизмом, а фантазия – документальной реальностью. |
Эрвин Фишер, 1929 год. [22] |
Вклад Пискатора в театр историк театра Гюнтер Рюле назвал «самым смелым достижением немецкой сцены» в 20 веке. [23] Театральные приемы Пискатора 1920-х годов, такие как широкое использование неподвижных и кинематографических проекций с 1925 года, а также сложных сцен-подмостей, оказали огромное влияние на европейские и американские методы производства. Его драматургия контрастов привела к острым политическим сатирическим эффектам и предвосхитила комментаторские приемы эпического театра. [ нужна ссылка ]
В Федеративной Республике Германии модель интервенционистского театра Пискатора достигла своего зенита в конце второго зенита. Начиная с 1962 года Пискатор выпустил несколько работ, посвященных попыткам примириться с нацистским прошлым немцев и другими актуальными проблемами; он вдохновлял мнемонический и документальный театр в те годы до своей смерти. Пискаторская экранизация Льва Толстого « романа Война и мир» . [24] с 1955 года производился примерно в 16 странах, включая три постановки в Нью-Йорке. [ нужна ссылка ]
Наследие и почести
[ редактировать ]
В 1980 году монументальная скульптура шотландского художника Эдуардо Паолоцци . в центре Лондона Пискатору была посвящена [25] Осенью 1985 года в Нью-Йорке, приемном доме вдовы Пискатора Марии Лей, была открыта ежегодная премия Эрвина Пискатора. Кроме того, с 1996 года щедрым меценатам искусства и культуры в память о Марии Лей ежегодно вручается Почетная премия Пискатора. Организатором премии Эрвина Пискатора является международная некоммерческая организация «Элизиум – между двумя континентами», целью которой является способствовать художественному и академическому диалогу и обмену между Соединенными Штатами и Европой. В 2016 году на месте его рождения в Грайфенштайн-Ульме был установлен памятник Пискатору. [26]
Пискатора Художественные документы хранятся в архиве Академии художеств в Берлине (с 1966 года) и Университета Южного Иллинойса в Карбондейле (Библиотека Морриса, с 1971 года). [27]
Бродвейские постановки
[ редактировать ]- Готхольд Эфраим Лессинг , Натан Мудрый ( Театр Беласко , апрель 1942)
- Ирвинг Кэй Дэвис, «Последняя остановка» ( Театр Этель Бэрримор , сентябрь 1944 г.)
Фильмы
[ редактировать ]- Revolt of the Fishermen ( Восстание рыбаков ). Director: Erwin Piscator, Screenplay: Georgi Grebner, Willy Döll, Producer: Mikhail Doller , USSR 1932–1934.
Работает
[ редактировать ]- Пискатор, Эрвин. 1929. Политический театр. История 1914–1929 гг. Перевод Хью Роррисона. Нью-Йорк: Эйвон, 1978. ISBN 978-0-380401-88-8 (= Лондон: Метуэн, 1980. ISBN 978-0-413335-00-5 ).
- Театральная труппа ReGroup (ред.): «Потерянные» групповые театральные пьесы. Том 3. Дом Коннелли, Джонни Джонсона и дело Клайда Гриффитса. Пол Грин и Эрвин Пискатор. Предисловия Джудит Малины и Уильяма Айви Лонга. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: CreateSpace, 2013. ISBN 978-1-484150-13-9 .
- Толстой, Лев. Война и мир. Адаптация для сцены Альфреда Ноймана , Эрвина Пискатора и Гунтрама Прюфера. Английская адаптация Роберта Дэвида Макдональда . Предисловие Бамбера Гаскойна . Лондон: Макгиббон и Ки, 1963.
Литература
[ редактировать ]- Коннелли, Стейси Джонс. Забытые долги: Эрвин Пискатор и эпический театр . Блумингтон: Университет Индианы, 1991.
- Иннес, Политический театр Кристофера Д. Эрвина Пискатора: развитие современной немецкой драмы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1972.
- Лей-Пискатор, Мария. Эксперимент Пискатора. Политический театр . Нью-Йорк: Джеймс Х. Хейнеман, 1967. ISBN 0-8093-0458-9 .
- Малина, Джудит. Блокнот Пискатора . Лондон: Рутледж Чепмен и Холл, 2012. ISBN 0-415-60073-1 .
- Макэлпайн, Шейла. Наглядные пособия в постановках Первого Пискатора-Бюне, 1927–28 . Франкфурт, Берн, Нью-Йорк и т. д.: Ланг, 1990.
- Пробст, Герхард Ф. Эрвин Пискатор и американский театр . Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берн и др. 1991 г.
- Роррисон, Хью. Эрвин Пискатор: Политика на сцене Веймарской республики . Кембридж, Александрия, Вирджиния, 1987.
- Ваннемахер, Клаус. «Театр снова в центре внимания: более поздние сценические работы Эрвина Пискатора». В: Великие европейские режиссеры. Том. 2. Мейерхольд, Пискатор, Брехт . Эд. Дэвид Барнетт. Лондон и др.: Bloomsbury (Methuen Drama), 2018, стр. 91–129. ISBN 1-474-25411-X .
- Уиллетт, Джон . Театр Эрвина Пискатора: полвека политики в театре . Лондон: Метуэн, 1978. ISBN 0-413-37810-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эрвин Фишер на IMDb
- Веб-сайт, посвященный Эрвину Пискатору, включая «Аннотированную библиографию Эрвина Пискатора» с более чем 1300 заглавиями (на немецком языке)
- Документы Эрвина Пискатора, 1930–1971 гг. Архивировано 25 ноября 2020 г. в Wayback Machine Университета Южного Иллинойса в Карбондейле, Центр исследования специальных коллекций.
- Информация о ежегодной премии Эрвина Пискатора
- Фотография Пискатора в Find a Grave
Ссылки
[ редактировать ]- ^ erwin-fisher.de (на немецком языке)
- ^ Пискатор, Эрвин . Энциклопедия знаний Grolier, том 15, авторские права 1991 г. Grolier Inc., ISBN 0-7172-5300-7
- ^ Уиллетт, Джон. 1978. Театр Эрвина Пискатора: полвека политики в театре. Лондон: Метуэн. стр 13.
- ^ Уиллетт (1978, 42).
- ^ Уиллетт (1978, 43)
- ^ Jump up to: а б Уиллетт (1978, 43).
- ^ Браун, Эдвард (1986). Режиссер и сцена: от натурализма до Гротовского . Лондон: A&C Black. ISBN 978-1-4081-4924-9 .
- ^ Уиллетт (1978, 15–16, 46–47).
- ^ Уиллетт (1978, 90–95).
- ↑ Брехта См. запись в журнале от 24 июня 1943 года. Брехт утверждал в своей записи в журнале , что написал адаптацию, но Пискатор оспорил это; имена «Брехт, Гасбарра, Пискатор, Г. Гросс на рукописи написаны почерком Брехта » (Джон Уиллетт. 1978. Искусство и политика в веймарский период: Новая трезвость 1917–1933. Нью-Йорк: Da Capo Press, 1996, 110) . ). Брехт написал еще одну Швейка драму в 1943 году «Швейк во Второй мировой войне» .
- ^ Фонд Курта Вайля музыкальной документации о Мушеле фон Маргете
- ^ Рыбак (1929).
- ^ Jump up to: а б Фишер (1929, vi).
- ^ Фишер (1929, vii).
- ^ Герхард Ф. Пробст: Эрвин Пискатор и американский театр . Нью-Йорк и др.: Питер Лэнг, 1991, с. 7. ISBN 0-8204-1591-X
- ^ Джон Уиллетт: Введение, в: Эрвин Пискатор. 1893–1966. Выставка Архива Академии художеств Берлина в сотрудничестве с Институтом Гете . Эд. Вальтер Худер. Лондон 1979, с. 1–4, стр.1.
- ^ Герман Хаарманн: «Политический театр в духе полиса. Позднее возвращение Эрвина Пискатора на родину». В: Freie Volksbühne Berlin 1890–1990. Вклад в историю движения Фольксбюне в Берлине . Эд. Дитгер Пфорте. Берлин: Аргон 1990. стр. 195–210, с. 195.
- ^ Уиллетт (1978, 166).
- ^ Искусство, Себастьян Иззард Азиат. «МАРТ 2004 г. и АПРЕЛЬ 2004 г.» . Себастьян Иззард Искусство Азии . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Александр Стефан : Цель ФБР. Немецкие писатели-эмигранты в досье американских спецслужб . Штутгарт, Веймар, 1995 г., с. 373.
- ^ Герхард Ф. Пробст: Эрвин Пискатор и американский театр . Нью-Йорк и др.: Питер Лэнг, 1991, с. 19. ISBN 0-8204-1591-X
- ^ Из речи, произнесенной 25 марта 1929 г. и воспроизведенной в Schriften 2, стр. 50; Цитируется Уиллеттом (1978, 107).
- ^ Гюнтер Рюле : «Эрвин Пискатор: Мечта и достижения», в: Эрвин Пискатор. 1893–1966. Выставка Архива Академии художеств Берлина в сотрудничестве с Институтом Гете . Эд. Вальтер Худер. Лондон 1979, с. 12–19, с. 16.
- ^ Лев Толстой. Война и мир . Адаптировано для сцены Альфредом Нойманом , Эрвином Пискатором и Гунтрамом Прюфером. Лондон: Макгиббон и Ки 1963.
- ^ Пискатор - Создание скульптуры Эдуардо Паолоцци на Юстон-сквер . Режиссер: Мюррэй Григор. Inverkeithing : Everallin 1984 (документальный фильм).
- ^ Памятник Эрвину Пискатору (на немецком языке), веб-сайт Грайфенштайн-Ульм
- ^ Архив исполнительского искусства в Академии искусств, Берлин (на немецком языке), веб-сайт , Документы Эрвина Пискатора, Университет Южного Иллинойса, Карбондейл, веб-сайт. Архивировано 25 ноября 2020 года в Wayback Machine.
- 1893 рождения
- 1966 смертей
- Люди из Лан-Дилл-Крайса
- Люди из Гессен-Нассау
- Немецкие марксисты
- Немецкие театральные режиссеры
- Немецкие театральные менеджеры и продюсеры
- Модернистский театр
- Персонал немецкой армии Первой мировой войны
- Беженцы из нацистской Германии в Советском Союзе
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
- Похороны в Вальдфридгофе Целендорфе.