Aleksei Dikiy
Aleksei Dikiy | |
---|---|
Рожденный | Алексей Денисович Дикий 24 февраля 1889 г. |
Умер | 1 октября 1955 г. | ( 66 лет
Годы активности | 1909 - 1955 |
Алексей Дикий ( русский : Алексей Денисович Дикий ) (24 февраля 1889 — 1 октября 1955) — советский актёр и режиссёр, работавший во МХАТе , а затем работавший в «Хабима» еврейском театре в Тель-Авиве . Он был арестован и заключен в ГУЛАГ под диктатурой Иосифа Сталина, но позже сыграл роль Иосифа Сталина в нескольких фильмах.
Биография
[ редактировать ]Украина
[ редактировать ]Алексей Денисович Дикий родился 24 февраля 1889 года в Екатеринославе , Российская империя. В юном возрасте он переехал в Харьков , где его сестра Мария Суходольская-Дикова была популярной актрисой и помогла ему стать актером. Юный Дикий дебютировал в 6 лет на сцене Харьковского драматического театра под руководством Алексея Суходольского .
Москва
[ редактировать ]В 1909 году переехал в Москву при содействии И. Уралова, актёра МХАТа . Там Дикий учился актерскому мастерству у С. Халютиной и К. Марджанова. Затем Дикий учился у Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко и в 1910 году был принят на работу актером во МХАТ. [ 1 ] Он восхищался сценическими произведениями Михаила Чехова и был его партнером на сцене. В 1922 году Дикий вслед за Михаилом Чеховым организовал второй Московский Художественный театр МХАТ-2. Там его творческое соперничество с Михаилом Чеховым переросло в ожесточенный спор, и в 1928 году Дикий покинул МХАТ. В то время он также работал режиссером Еврейского камерного театра в Москве.
Tel Aviv
[ редактировать ]В 1928 году Алексей Дикий получил приглашение работать в Тель-Авиве в качестве режиссера еврейской театральной труппы «Хабима» , зародившейся в России. Дикий поставил для «Габимы» две успешные пьесы на иврите в сезоне 1928–29. 29 декабря 1928 года состоялась премьера «Сокровища» — перевода идишской пьесы «Дер Ойцер Шолом -Алейхема » , которая имела художественный и финансовый успех. 23 мая 1929 года состоялась премьера «Венец Давида» , экранизации «Волосов Авессалома Кальдерона » . [ 2 ] Благодаря успеху режиссерского руководства Дикого «Габима» утвердилась как национальный еврейский театр, а Дикий приобрел международную репутацию режиссера-новатора. [ нужна ссылка ]
Репрессии
[ редактировать ]В 1931 году, вернувшись в Москву, Дикий открыл в Москве собственную театральную студию, а также преподавал актерское мастерство. В 1934 году Дикий сотрудничал с Дмитрием Шостаковичем в постановке оперы «Катерина Измайлова» (она же «Леди Макбет Мценского уезда»). Постановка Дикого « Катерина Измайлова» имела более 100 представлений в Ленинграде и Москве и считалась ярким событием его режиссерской карьеры. Однако в 1936 году оперу увидел Иосиф Сталин и резко раскритиковал творчество Дмитрия Шостаковича и Дикого. После критики Сталина и у Шостаковича, и у Дикого возникли серьезные проблемы в жизни и карьере.
Ленинград
[ редактировать ]В 1936 году Дикого выписали из Москвы, затем он был назначен директором Большого драматического театра (БДТ) в Ленинграде . Там началось его продолжительное сотрудничество и дружба с актером Борисом Бабочкиным . В то время многие российские интеллектуалы терроризировались чистками и репрессиями, известными как « Большой террор » под диктатурой Иосифа Сталина. В 1937 году Алексей Дикий был арестован по ложному обвинению в антисоветской деятельности. [ 1 ] На самом деле он стал жертвой закулисных манипуляций против него со стороны других ревнивых актеров. Дикий был приговорен и сослан в лагерь ГУЛАГа в Сибири , где провел четыре года до своего освобождения в 1941 году. [ 1 ]
Вернись
[ редактировать ]Дикому не разрешили вернуться на работу ни в Ленинград, ни в Москву, вместо этого он жил и работал в сибирском городе Омске несколько лет во время Второй мировой войны . В 1944 году Дикий получил главную роль князя Кутузова в советском пропагандистском фильме «Кутузов» (1944), известном за пределами России также как «1812» . За эту роль Дикий был удостоен Сталинской премии и допущен к работе в Москве театральным режиссером. Его важнейшими режиссерскими работами были «Блоха» Николая Лескова и « Тени » Михаила Салтыкова-Щедрина .
Сталин
[ редактировать ]После отбывания срока в одном из сталинских лагерей ГУЛАГа в Сибири Алексей Дикий получил роль Иосифа Сталина в нескольких пропагандистских фильмах. Сталин утвердил на роль Дикого. Сталин заинтересовался гениальным актером после просмотра фильма «Кутузов» (1944). Затем Сталин увидел выступление Дикого в роли Сталина и послал своих чекистов доставить Дикого в Кремль для краткой встречи. Сталин выпил и сказал Дикому, что его заключение необходимо и что каждый человек в стране должен пережить такой опыт в ссылке и лагерях. Позже Дикий рассказал своим ученикам, что он играл роль Иосиф Сталин как опасный, страшный, властолюбивый диктатор. Сталину нравился образ себя, созданный Диким в кино.
Признание
[ редактировать ]Сталин был тронут талантом Дикого и пять раз награждал актера Сталинской премией: дважды в 1946, 1947, 1949 и 1950 годах. «Я играю не человека, а гранитный памятник», - сказал Дикий, намекая на Сталина. [ 3 ] Дикий был удостоен звания Народного артиста СССР (1949). Он был номинирован на премию «Лучший актер» и получил специальное упоминание на Венецианском кинофестивале 1947 года за главную роль в фильме «Адмирал Нахимов» .
Новые репрессии
[ редактировать ]В 1953 году Дикий поставил свою последнюю постановку — пьесу «Тени » Салтыкова-Щедрина. [ 1 ] Под руководством Дикого его друг и партнер Борис Бабочкин сыграл одну из своих лучших ролей — Клаверова, коррумпированного карьерного политика, намекающего на типичного советского бюрократа. За эту работу Бабочкин подвергся злобной критике в официальной советской газете «Правда» со стороны Екатерины Фурцевой , которая тогда была мэром Москвы, а позже стала министром культуры Советского Союза . Фурцева пришла в ярость из-за сатирического изображения Дикого и Бабочкина советской бюрократии с намеками на советское руководство. Она запретила пьесу, запретила Бабочкину и Дикому публичные выступления и держала их практически безработными в течение трех лет, пока Бабочкин, наконец, не был вынужден покаяться перед Коммунистической партией.
Смерть
[ редактировать ]В своей жизни Дикий пережил множество травмирующих событий. Последним ударом стало бессилие свидетеля цензуры и публичного унижения его друга Бориса Бабочкина. Официальные нападки со стороны Коммунистической партии СССР нанесли Дикому тяжелую эмоциональную травму, которая привела к алкоголизму, депрессии и другим проблемам со здоровьем.
Алексей Дикий умер от сердечной недостаточности 1 октября 1955 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем монастырском кладбище в Москве.
Избранная фильмография
[ редактировать ]- актер
- Admiral Nakhimov (1947)
- Pirogov (1947)
- Третий удар (1948)
- Сказка о настоящем человеке (1948)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Сенелик, Лоуренс (2015). « Дикий, Алексей Денисович ». Исторический словарь русского театра . 2-е изд. Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442249271 . стр. 110-111.
- ^ " Хабима ". Энциклопедия иудаики . 2-е изд. Детройт: Macmillan Reference USA, 2007. Получено из базы данных виртуальной справочной библиотеки Гейла и свободно доступна онлайн-версия через Еврейскую виртуальную библиотеку , 19 июня 2018 г.
- ^ Дикий Алексей Денисович
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Алексей Дикий на IMDb
- Статья Алексея Дикого в энциклопедии Peoples.ru (на русском языке)