Готхольд Эфраим Лессинг

Готхольд Эфраим Лессинг
Портрет Лессинга работы Анны Розины Лисевской во время его работы драматургом в Гамбургском национальном театре Абеля Зейлера (1767/1768)
Портрет Лессинга работы Анны Розины Лисевской во время его работы драматургом в Абеля Зейлера Гамбургском национальном театре (1767/1768)
Рожденный ( 1729-01-22 ) 22 января 1729 г.
Каменц , Верхняя Лужица , Саксония
Умер 15 февраля 1781 г. (1781-02-15) (52 года)
Брауншвейг , Брауншвейг-Люнебург
Занятие Писатель, философ, драматург , публицист , искусствовед , драматург
Альма-матер Лейпцигский университет
Университет Виттенберга
Известные работы Мисс Сара Сэмпсон , Эмилия Галотти , Минна фон Барнхельм , Натан Мудрый , Лаокоон , Гамбургская драматургия
Супруг Ева Кинг
Подпись

Эфраим ( / ˈlɛsɪŋ ɛs / , Готхольд Лессинг Немецкий: [ˈɡɔsult ˈʔeːfʁa.ɪm ˈlɛsɪŋ] ; 22 января 1729 — 15 февраля 1781) — немецкий философ , драматург , публицист и искусствовед , представитель эпохи Просвещения . Его пьесы и теоретические сочинения оказали существенное влияние на развитие немецкой литературы . Историки театра широко считают его первым драматургом , исполнившим свою роль в Абеля Зейлера Гамбургском национальном театре . [1]

Жизнь [ править ]

Лессинг, 1771 г.

Лессинг родился в Каменце , небольшом городке в Саксонии , в семье Иоганна Готфрида Лессинга (1693–1770) и Жюстин Саломе Феллер (1703–1777). Его отец был лютеранским священником и писал богословские статьи. Молодой Лессинг учился в латинской школе в Каменце с 1737 по 1741 год. Отец, который хотел, чтобы его сын пошел по его стопам, Лессинг затем поступил в Fürstenschule St. Afra в Мейсене . После завершения образования в церкви Святой Афры он поступил в Лейпцигский университет , где получил степень в области теологии, медицины, философии и филологии (1746–1748). [2]

Именно здесь начались его отношения с Каролиной Нойбер , известной немецкой актрисой. Он перевел для нее несколько французских пьес, и его интерес к театру возрос. За это время он написал свою первую пьесу « Молодой учёный». В конце концов Нойбер поставил пьесу в 1748 году.

С 1748 по 1760 год Лессинг жил в Лейпциге и Берлине . Он начал работать рецензентом и редактором Vossische Zeitung и других периодических изданий. Лессинг установил тесные связи со своим двоюродным братом Кристлобом Милиусом и решил последовать за ним в Берлин. В 1750 году Лессинг и Милиус объединились, чтобы начать периодическое издание под названием Beiträge zur Historie und Aufnahme des Theaters . В издании было выпущено всего четыре выпуска, но оно привлекло внимание публики и показало, что Лессинг является серьезным критиком и теоретиком драмы.

В 1752 году он получил степень магистра в Виттенберге . С 1760 по 1765 год он работал в Бреслау (ныне Вроцлав ) секретарем генерала Тауэнциена во время Семилетней войны между Великобританией и Францией, которая имела последствия в Европе. Именно в это время он написал свой знаменитый Лаокоон, или Ограничения » поэзии « .

В 1765 году Лессинг вернулся в Берлин, уехав в 1767 году для работы на три года в Гамбургском национальном театре . Актер-менеджер Конрад Акерманн начал строительство первого постоянного национального театра Германии в Гамбурге, основанного Иоганном Фридрихом Левеном [ де ] . Владельцы нового Гамбургского национального театра наняли Лессинга в качестве театрального критика пьес и актерского мастерства, деятельность, позже известная как драматургия (по его собственным словам), что сделало Лессинга самым первым драматургом . Главным спонсором театра был Абель Зейлер , бывший валютный спекулянт, который с тех пор стал известен как «ведущий покровитель немецкого театра». [3] Там он встретил Еву Кениг , свою будущую жену. Его работа в Гамбурге легла в основу его новаторской работы в области драмы под названием Hamburgische Dramaturgie . К сожалению, из-за финансовых потерь из-за пиратских изданий « Гамбургской драматургии » Гамбургский театр закрылся всего через три года. [4]

В 1770 году Лессинг стал библиотекарем герцогской библиотеки, ныне Библиотеки Герцога Августа ( Herzog-August-Bibliothek , Bibliotheca Augusta ), в Вольфенбюттеле по поручению герцога Брауншвейгского. Его пребывание там было энергичным, хотя и прерывалось многочисленными поездками. Например, в 1775 году он сопровождал принца Леопольда в Италию. Последователь философии Спинозы , [5] 14 октября 1771 года Лессинг был посвящен в масонство в ложе «Zu den drei Goldenen Rosen» в Гамбурге. [6]

В 1773 году он обнаружил Архимеда со проблему скотом в греческой рукописи, содержащей стихотворение из 44 строк, в библиотеке Герцога Августа в Вольфенбюттеле. Эта проблема оставалась нерешенной до 1880 года. В 1776 году он женился в Йорке (недалеко от Гамбурга) на Еве Кёниг , которая тогда была вдовой. Она умерла в 1778 году, родив недолговечного сына. 15 февраля 1781 года Лессинг, 52 года, умер во время визита к виноторговцу Анготту в Брауншвейге .

Лессинг также был известен своей дружбой с еврейско-немецким философом Моисеем Мендельсоном . В биографии внука Мендельсона, Феликса , вышедшей в 2003 году, их дружба описывается как одна из самых «ярких метафор [для] громкого призыва Просвещения к религиозной толерантности ». [7] Именно эти отношения пробудили в нем интерес к популярным религиозным дебатам того времени. Он начал публиковать горячие брошюры о своих убеждениях, которые в конечном итоге были запрещены. Именно это изгнание вдохновило его вернуться в театр, чтобы изобразить свои взгляды и написать «Натана Мудрого» .

Работает [ править ]

В начале своей жизни Лессинг проявил интерес к театру. В своих теоретических и критических трудах на эту тему, как и в собственных пьесах, он пытался внести свой вклад в развитие театра нового типа в Германии. Этим он особенно выступил против господствовавшей в то время литературной теории Готшеда . [8] и его последователи. В книге Лессинга «Гамбургская драматургия» содержалась критика пьес, которые ставились в Гамбургском театре, но, разобравшись с недовольными актерами и актрисами, Лессинг перенаправил свои сочинения на анализ правильного использования драмы. Лессинг отстаивал схему драмы в «Поэтике» Аристотеля . Он считал, что Французская академия обесценила использование драмы из-за своих неоклассических правил формы и разделения жанров. Его неоднократные мнения по этому вопросу повлияли на деятелей театра, которые начали движение за отказ от театральных правил, известное как Sturm und Drang («Буря и стресс»). [9] [10] Он также поддерживал серьезное отношение к . произведениям Шекспира Он работал со многими театральными коллективами (например, с Нойберином ) .

Ева Лессинг
Дом, Вольфенбюттель

В Гамбурге он вместе с другими пытался основать Немецкий национальный театр . Сегодня его собственные произведения выступают прообразами позднее развившейся буржуазной немецкой драмы. Ученые рассматривают мисс Сару Сэмпсон и Эмилию Галотти как одни из первых буржуазных трагедий , Минну фон Барнхельм («Минна из Барнхельма») как образец для многих классических немецких комедий, Натана Мудрого ( «Натан дер Вайзе» ) как первую немецкую драму идей («Идеендрама "). Его теоретические сочинения «Лаокоон» и «Гамбургская драматургия» ( Hamburgische Dramaturgie ) установили стандарты для обсуждения эстетических и литературно-теоретических принципов. Лессинг выступал за то, чтобы драматурги работали непосредственно с театральными труппами, а не изолированно. [11]

В своих религиозных и философских трудах он защищал право верующего христианина на свободу мысли. Он выступал против веры в откровение и приверженности буквальному толкованию Библии господствующей ортодоксальной доктриной посредством проблемы, которая позже будет названа канавой Лессинга . Лессинг изложил концепцию религиозного «доказательства силы»: как чудеса могут продолжать использоваться в качестве основы христианства, если у нас нет доказательств чудес? Исторические истины, вызывающие сомнения, не могут быть использованы для доказательства метафизических истин (таких как существование Бога). Как говорит Лессинг: «Итак, это ужасный огромный ров, который я не могу пересечь, как бы часто и как бы серьезно я ни старался совершить этот прыжок». [12]

На последнем этапе своей жизни Лессинг погрузился в интенсивную оценку теологии и религии. Большую часть учебы он проводил, читая рукописи, которые нашел, работая библиотекарем. Работая на герцога, он подружился с семьей по имени Реймарус. В семье хранилась неопубликованная рукопись Германа Самуэля Реймаруса, критикующая историчность христианского откровения. Несмотря на разочарование со стороны своего брата Карла Готхельфа Лессинга , он начал публиковать фрагменты рукописи в брошюрах, известных как «Фрагменты неназванного автора» . Спорные брошюры вызвали жаркие дебаты между ним и другим богословом, Иоганном Мельхиором Гезе. Опасаясь запятнать свою репутацию, Гезе обратился к правительству с просьбой положить конец вражде, и Лессинга заставили замолчать с помощью закона, который лишил его свободы от цензуры. [13]

В ответ Лессинг, опираясь на свои навыки драматурга, написал, несомненно, свою самую влиятельную пьесу «Натан Мудрый» . В пьесе Лессинг создал напряженность между иудаизмом , исламом и христианством , заставив одного персонажа спросить Натана, какая религия самая искренняя. Натан избегает этого вопроса, рассказывая притчу о трех кольцах, которая подразумевает идею о том, что ни одна конкретная религия не является «правильной религией». Идеи Просвещения, которых придерживался Лессинг, были отражены в его «идеале человечества», в котором утверждалось, что религия связана со способностью человека рассуждать. Натан Мудрый считается первым образцом немецкой «литературы человечества». Будучи ребенком Просвещения, он верил в «христианство разума», которое ориентировалось на дух религии. Он верил, что человеческий разум (порожденный критикой и инакомыслием) будет развиваться даже без помощи божественного откровения. В своей книге «Образование человечества» ( Die Erziehung des Menschengeschlechts) ) он подробно и связно излагает свою позицию.

Идея свободы (для театра — против засилья его французской модели, для религии — от догмы церкви) — его центральная тема на протяжении всей его жизни. Поэтому он также ратовал за освобождение наступающего среднего и высшего класса от решавшей за них знати.

В своем литературном существовании он также постоянно стремился к независимости. Но его идеал возможной жизни в качестве свободного автора было трудно соответствовать экономическим ограничениям, с которыми он столкнулся. Его проект авторов, самостоятельно публикующих свои работы, который он пытался реализовать в Гамбурге вместе с Си Джей Боде , провалился. [ нужна ссылка ]

Лессинг важен как литературный критик благодаря своей работе «Лаокоон: эссе о пределах живописи и поэзии» . В этой работе он выступает против тенденции воспринимать ( Горация ut pictura poesis как живопись, так и поэзию) как предписание для литературы. Другими словами, он возражал против попыток писать стихи, используя те же приемы, что и в живописи. Напротив, поэзия и живопись имеют свой характер (первая простирается во времени, вторая — в пространстве). Это связано с поворотом Лессинга от французского классицизма к аристотелевскому мимезису , о котором говорилось выше.

Иоганна Мюллера Атака Даниэля

Радикальный пиетист Иоганн Даниэль Мюллер [ де ] (родился в 1716 году в Виссенбахе/Нассау, ныне часть Эшенбурга , умер после 1785 года) опубликовал следующую анонимную книгу против Лессинга и Реймаруса:

  • Иоганн Даниэль Мюллер: Победа истины Слова Божьего над ложью Вольфенбюттельской библиотеки , , [ Готтхольда] Эфраима Лессинга и автора его фрагментов [т.е. Германа Самуэля Реймаруса] в их богохульствах против Иисуса Христа, его учеников, апостолов и вся Библия. 1780.
  • См. Рейнхард Бреймайер: неизвестный противник Готхольда Эфраима Лессинга. Бывший франкфуртский концертный директор Иоганн Даниэль Мюллер из Виссенбаха/Нассау (с 1716 по после 1785 года), алхимик в кружке [Иоганна Вольфганга] Гёте, каббалист , сепаратист- хилиаст , друг иллюминатов Авиньона («Элиас/Элиас Артист») Дитрих Мейер ( Ред): Пиетизм Моравизм возрожденческое движение . Festschrift для Эриха Бейройтера . Кельн [Пульхайм-Браувайлер] и Бонн, 1982 г. ( серия публикаций Ассоциации истории Рейнской церкви , том 70), стр. 109–145 и стр. 108 Силуэт [Иоганна] Даниэля Мюллера.

Избранные работы [ править ]

Могила, Брансуик

Английские переводы [ править ]

Собрание сочинений Лессинга 1886 года.
  • Басни и эпиграммы . Лондон, напечатано для Дж. и Х.Л. Ханта, 1825 г.
  • Лаокоон: или Границы поэзии и живописи в переводе Уильяма Росса. Лондон, Риджуэй, 1836 год.
  • Натан Мудрый: драматическая поэма в пяти действиях в переводе Адольфа Райха. Лондон, А. В. Беннетт, 1860 г.
  • Натан Мудрый. Драматическая поэма в пяти действиях в переводе доктора Исидора Калиша. Нью-Йорк, Вальдхаймер и Зенн, 1869 г.
  • «Образование человечества» , перевод Фреда В. Робертсона, Массачусетс. Лондон, CK Paul & Co., 1881 г.
  • Пьесы Лессинга: Натан Мудрый и Минна фон Барнхельм в переводе Эрнеста Белла. Лондон, Дж. Белл, 1888 г.
  • Избранные прозаические произведения Г. Е. Лессинга в переводе Э. К. Бизли, бакалавра искусств, и Хелен Циммерн. Лондон, Г. Белл и сыновья, 1890 г.
  • «Эмилия Галотти» Лессинга со сносками и словарем; Нью-Йорк, Хиндс и Ноубл, 1899 г.
  • «Натан дер Вайзе» Лессинга со сносками и словарем. Нью-Йорк, Хиндс и Ноубл, 1899 г.
  • Лаокоон. Эссе о пределах живописи и поэзии: с замечаниями, иллюстрирующими различные моменты истории древнего искусства , в переводе Эллен Фротингем . Бостон, Литтл, Браун, 1904 год.
  • Лаокоон , перевод сэра Роберта Филлимора, Лондон, G. Routledge & sons, 1905.
  • Минна фон Барнхельм , отредактированная Филипом Шайлером Алленом с введением, немецкими вопросами, примечаниями и словарным запасом. Нью-Йорк, компания Чарльза Э. Меррилла, 1907 год.
  • Минна фон Барнхельм; или «Солдатская удача» в переводе Отто Хеллера . Нью-Йорк, Х. Холт и компания, 1917 год.
  • Натан Мудрый; драматическая поэма в пяти действиях , переведенная и отредактированная Львом Маркуном. Жирар, Канзас, компания Haldeman-Julius Co., 1926 г.
  • Лаокоон, Натан Мудрый, Минна фон Барнхельм в переводе Уильяма А. Стила. Лондон, JM Dent & sons, Ltd.; Нью-Йорк, EP Dutton & Co., Inc., 1930 г.
  • Натан Мудрый в переводе Бертольда Августа Эйзенлора. Анн-Арбор, Мичиган, литопечать компании Edwards Brothers, Inc., 1942 г.
  • Натан Мудрый в переводе Гюнтера Рейнхардта . Бруклин, Образовательная серия Barron's, Inc., 1950.
  • Натан Мудрый; драматическая поэма в пяти действиях , переведенная на английский язык стихами Баярда Куинси Моргана. Нью-Йорк, Ангар, 1955 год.
  • Богословские сочинения; Отрывки в переводе с вступительным эссе Генри Чедвика. Лондон, A. & C. Black, 1956.
  • Богословские сочинения Лессинга . Избранное в переводе под редакцией Генри Чедвика. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1957.
  • Эмилия Галотти: трагедия в пяти действиях в переводе Анны Йоханны Годе фон Эш. Грейт-Нек, Нью-Йорк, Barron's Educational Series, Inc., 1959.
  • Эмилия Галотти, трагедия в пяти действиях в переводе Эдварда Дворецкого. Нью-Йорк, Унгар, 1962 г., переиздание Немецкого книжного центра, 2003 г.
  • Гамбургская драматургия в переводе Виктора Ланге. Нью-Йорк, Dover Publications, 1962. Перепечатка перевода Хелен Циммерн 1890 года.
  • Лаокоон: эссе о пределах живописи и поэзии в переводе Эдварда Аллена Маккормика. Индианаполис, Боббс-Меррилл, 1962 год.
  • Минна фон Барнхельм: комедия в пяти действиях в переводе Кеннета Дж. Норткотта. Чикаго, издательство Чикагского университета [1972]
  • Натан Мудрый, Минна фон Барнхельм и другие пьесы и сочинения под редакцией Питера Деметца с предисловием Ханны Арендт. Нью-Йорк: Континуум, 1991.
  • Натан Мудрый, со связанными документами , переведенными, отредактированными и с предисловием Рональда Шехтера. Бостон/Нью-Йорк: Бедфорд/Сент. Мартинс, 2004.
  • Философские и теологические сочинения под редакцией Х.Б. Нисбета. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2005.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Лакхерст, Мэри (2006). Драматургия: революция в театре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 24 . Готхольд Эфраим Лессинг был первым в мире официально назначенным драматургом.
  2. ^ Лэмпорт, Ф. Дж. Лессинг и драма . Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1981. Печать.
  3. ^ Вильгельм Кош , «Зейлер, Абель», в Немецком биографическом словаре , ред. Вальтер Килли и Рудольф Вирхаус , Том. 9, Вальтер де Грюйтер, 2005 г., ISBN   978-3-11-096629-9 , с. 308
  4. ^ Лэмпорт, Ф. Дж. Лессинг и драма . Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1981. Печать.
  5. ^ Оскар Паттерсон III (2017). Грубый масон, масон, масон, принятый масон . Роуман и Литтлфилд. п. 169. ИСБН  9780761869610 .
  6. ^ «Готхольд Эфраим Лессинг» . 2013 . Великая Ложа Британской Колумбии и Юкона . Проверено 12 сентября 2013 г.
  7. ^ Тодд, Р. Ларри (2003). Мендельсон: Жизнь в музыке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1 . Архивировано из оригинала 14 марта 2012 года.
  8. ^ См. Андреас Доршель : Полемика и злорадство. В: Журнал истории идей XIII/3 (осень 2019 г.), стр. 117–122, особенно. п. 119.
  9. ^ Уилсон, Эдвин и Элвин Гольдфарб. Живой театр: История театра . 6-е изд. Нью-Йорк: Компании McGraw-Hill, 2012. Печать.
  10. ^ Карен Оттервелл, Лессинг и буря и натиск: новая оценка , Peter Lang Pub, Inc., 2002. Печать.
  11. ^ Экерсли, М. 1997. Звуки драматургии австралийского театрального режиссера. Университет Мельбурна. Мельбурн. п 9.
  12. ^ Готхольд Эфраим Лессинг. «О доказательстве духа и силы». Лессинг: Философские и богословские сочинения , с. 87. Х.Б. Нисбет (переводчик и редактор). Издательство Кембриджского университета, 2005 г.
  13. ^ Валле, Джерард. Звучания в философии религии Г. Е. Лессинга . Лэнхэм: Американский университет, 2000. Печать.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]