Jump to content

Ян Сваммердам

Ян Сваммердам
Фэнтезийный портрет XIX века, основанный на лице Хартмана Хартманзуна из « Урока анатомии доктора Николаеса Тульпа» Рембрандта . Подлинный портрет неизвестен.
Рожденный ( 1637-02-12 ) 12 февраля 1637 г.
Умер 17 февраля 1680 г. (1680-02-17) (43 года)
Амстердам, Голландская Республика
Национальность Голландский
Альма-матер Лейденский университет
Известный Описание эритроцитов , работа по энтомологии.
Научная карьера
Поля Энтомология

Ян или Йоханнес Сваммердам (12 февраля 1637 – 17 февраля 1680) был голландским биологом и микроскопистом. Его работа над насекомыми продемонстрировала, что различные фазы жизни насекомого — яйцо , личинка , куколка и взрослая особь — представляют собой разные формы одного и того же животного. В рамках своих анатомических исследований он проводил эксперименты по сокращению мышц . В 1658 году он первым наблюдал и описал эритроциты . Он был одним из первых, кто использовал микроскоп при вскрытии, и его методы оставались полезными на протяжении сотен лет.

Образование

[ редактировать ]
Аудешанс, рисунок Яна де Бейера

Йоханнес Сваммердам крестился 15 февраля 1637 года в Ауде Керк в Амстердаме. Его отец Ян (или Йоханнес) Якобс (-1678) был аптекарем и коллекционером-любителем минералов , монет, окаменелостей и насекомых со всего мира. В 1632 году он женился на Баартье Янсе (-1660) в Веспе . [1] Пара жила напротив Монтельбансторен , недалеко от гавани, штаб-квартиры и складов Голландской Вест-Индской компании , где работал дядя. Некоторые из их детей были похоронены в валлонской церкви , а также сам Ян (который никогда не был женат) и его отец. [2]

В детстве Сваммердам помогал своему отцу заботиться о его коллекции редкостей . Несмотря на желание отца изучать теологию, Сваммердам начал изучать медицину в 1661 году в Лейденском университете . Учился под руководством Иоганна ван Хорна и Франциско Сильвиуса . Среди его сокурсников были Фредерик Рюйш , Рейнир де Грааф , Оле Борх , Теодор Керкринг , Стивен Бланкарт , Бурхард де Вольдер , Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус и Нильс Стенсен . Изучая медицину, Сваммердам завел собственную коллекцию насекомых. [3]

В 1663 году Сваммердам переехал во Францию, чтобы продолжить обучение. Кажется вместе со Стено. [4] Он проучился один год в протестантском университете Сомюра под руководством Танакила Фабера . Впоследствии он учился в Париже в научной академии Мельхиседека Тевено . В 1665 году он вернулся в Голландскую Республику и присоединился к группе врачей, которые проводили вскрытия и публиковали свои результаты. Между 1666 и 1667 годами Сваммердам завершил изучение медицины в Лейденском университете; он получил степень доктора медицины в 1667 году под руководством ван Хорна за диссертацию о механизме дыхания , опубликованную под названием De respiratione usuque pulmonum . [3]

с ван Хорном он исследовал анатомию матки . Вместе Результат этого исследования был опубликован под названием Miraculum naturae sive uteri muliebris Fabrica в 1672 году. Сваммердам обвинил Рейньера де Граафа в том, что он приписал себе открытия, сделанные им и Ван Хорном ранее относительно важности яичника и его яйцеклеток.Он использовал технику инъекции воска и однолинзовый микроскоп Йоханнеса Худде .

Исследования насекомых

[ редактировать ]

Изучая медицину, Сваммердам начал препарировать насекомых и, получив квалификацию врача, сосредоточился на них. Его отец заставлял его зарабатывать на жизнь, но Сваммердам упорствовал и в конце 1669 года опубликовал Historia Insectorum Generalis часто Algemeene verhandeling van de bloedeloose dierkens Всеобщая история насекомых, или Общий трактат о маленьких бескровных животных »). В трактате подытожены его исследования насекомых, собранных им во Франции и окрестностях Амстердама. Он выступил против преобладающего аристотелевского представления о том, что насекомые — это несовершенные животные, у которых отсутствует внутренняя анатомия. [3] После публикации его отец отказался от финансовой поддержки. [5] В результате Сваммердам был вынужден, по крайней мере время от времени, заниматься медицинской практикой, чтобы финансировать свои собственные исследования. Он получил разрешение в Амстердаме препарировать тела умерших в больнице. [6]

Иллюстрация комара из Истории

В университете Сваммердам глубоко увлекся религиозными и философскими идеями своего времени. Он категорически выступал против идей самозарождения , согласно которым Бог создал некоторых существ, но не насекомых. Сваммердам утверждал, что это кощунственно означало бы, что части вселенной исключены из воли Бога. В своем научном исследовании Сваммердам пытался доказать, что творение Бога происходило раз за разом и что оно было единообразным и стабильным. На Сваммердам большое влияние оказал Рене Декарт , чья натурфилософия была широко принята голландскими интеллектуалами. В «Рассуждениях о методе» Декарт утверждал, что природа упорядочена и подчиняется установленным законам, поэтому природу можно объяснить рационально. [7]

Сваммердам был убежден, что создание или зарождение всех существ подчиняется одним и тем же законам. Изучив в университете репродуктивные органы мужчин и женщин, он приступил к изучению зарождения насекомых. Он посвятил себя изучению насекомых после того, как обнаружил, что королевская пчела на самом деле является пчелиной маткой . Сваммердам знал это, потому что нашел яйца внутри существа. Но он не опубликовал это открытие. Сваммердам переписывался с Мэтью Слейдом и Паоло Бокконе , его посетили Виллем Писо , Николаас Тулп и Николаас Витсен . [8] Он показал Козимо III Медичи в сопровождении Тевено еще одно революционное открытие. Внутри гусеницы конечности и крылья бабочки ( можно было увидеть теперь называемые имагинальными дисками ).

Когда позже в том же году Сваммердам опубликовал «Всеобщую историю насекомых, или Общий трактат о маленьких бескровных животных», он не только опроверг идею о том, что насекомые не имеют внутренней анатомии, но и подверг критике христианское представление о том, что насекомые произошли от спонтанного зарождения и что их жизненный цикл состоит из нескольких частей. метаморфоза . [9] Сваммердам утверждал, что все насекомые произошли от яиц, а их конечности росли и развивались медленно. Таким образом, не было различия между насекомыми и так называемыми высшими животными . Сваммердам объявил войну «вульгарным заблуждениям», а символическое толкование насекомых было, по его мнению, несовместимо с силой Бога, всемогущего архитектора. [10] Таким образом, Сваммердам развеял представление о метаморфозе семнадцатого века — идею о том, что разные стадии жизни насекомого (например, гусеница и бабочка ) представляют собой разных особей. [11] или внезапный переход от одного типа животного к другому. [12]

Чудо природы или устройство женской утробы

Духовность

[ редактировать ]

Сваммердам пережил кризис совести; его отец отказался от изучения насекомых. Поверив, что его научные исследования — это дань Творцу, он начал опасаться, что, возможно, поклоняется идолу диковин . В 1673 году Сваммердам ненадолго попал под влияние фламандского мистика Антуанетты Буриньон . Его трактат 1675 года о подёнке , озаглавленный «Ephemeri vita» , включал религиозную поэзию и документировал его религиозные переживания. [5] Сваммердам нашел утешение в объятиях секты Буриньона в Нордстранде, Германия . Сваммердам отправился в Копенгаген, чтобы навестить мать Николауса Стено , но вернулся в Амстердам в начале 1676 года. В письме Генри Ольденбургу он объяснил: «Я никогда не был более занят, чем в эти дни, и главный из всех архитекторов благословил мои начинания». [13]

Библия природы

[ редактировать ]
Библия природы , 1693 г.

Его религиозный кризис лишь ненадолго прервал его научные исследования, и до своей преждевременной смерти в возрасте 43 лет он работал над тем, что должно было стать его основной работой. Оно осталось неопубликованным, когда он умер в 1680 году, и было опубликовано как Bybel der natuure посмертно в 1737 году профессором Лейденского университета Германом Бургааве . [14] [15] Убежденный, что все насекомые достойны изучения, Сваммердам составил эпический трактат о как можно большем количестве насекомых, используя микроскоп и препарирование. Вдохновленный Марчелло Мальпиги , в Де Бомбиче Сваммердам описал анатомию тутового шелкопряда , поденок , муравьев , жуков-оленей , сырных клещей , пчел и многих других насекомых. Его научные наблюдения были основаны на вере в Бога , всемогущего творца. [16] Восхваление Сваммердамом вши впоследствии стало классикой:

При этом я предлагаю вам Всемогущий Перст Божий в анатомии воши: в нем вы найдете чудо, нагроможденное на чудо, и увидите мудрость Божию, ясно проявленную в каждой минутной точке. [7]

Исследования на пчелах

[ редактировать ]
Рисунок Сваммердама репродуктивных органов пчелиной матки, наблюдаемый в микроскоп.

С древних времен считалось, что пчелиная матка — самец и управляет ульем. В 1586 году Луис Мендес де Торрес впервые опубликовал открытие о том, что ульем управляет самка, но Торрес утверждал, что она произвела на свет всех остальных пчел в колонии через «семя». В 1609 году Чарльз Батлер зафиксировал пол трутней как мужской, но ошибочно полагал, что они спариваются с рабочими пчелами. В Biblia naturae было опубликовано первое наглядное доказательство того, что его современники ошибочно приняли пчелиную матку за самца. [17] Сваммердам также предоставил доказательства того, что пчелиная матка является единственной матерью колонии. [18]

Сваммердам пять лет интенсивно занимался пчеловодством . Он обнаружил, что трутни были мужского пола и не имели жала . Сваммердам назвал рабочих пчел «естественными евнухами », поскольку он не смог обнаружить у них яичников , но описал их как более близких к природе самок. Сваммердам сделал рисунок репродуктивных органов пчелиной матки, наблюдаемый в микроскоп. [19] Рисунок внутренней анатомии пчелиной матки, сделанный Сваммердамом, был опубликован только в 1737 году. [18] Его рисунок сотовой геометрии был впервые опубликован в Biblia naturae , но на него ссылался Джакомо Филиппо Маральди в своей книге 1712 года. [20] Подробности исследования пчел Сваммердамом уже были опубликованы в других источниках, поскольку он поделился своими выводами с другими учеными в переписке. Среди прочего, на исследования Сваммердама ссылался Николя Мальбранш в 1688 году. [13]

Исследования мышц

[ редактировать ]
Иллюстрация Сваммердама, изображающая нервно-мышечный препарат. Он поместил мышцу бедра лягушки в стеклянный шприц с нервом, выступающим из отверстия в боковой части контейнера. Раздражение нерва вызывало сокращение мышцы, но уровень воды и, следовательно, объем мышцы не увеличивались.

В Biblia naturae было опубликовано исследование Сваммердама о мышцах. Сваммердам сыграл ключевую роль в опровержении теории воздухоплавателей — идеи о том, что «движущиеся духи» ответственны за мышечные сокращения. Идея, поддержанная греческим врачом Галеном , заключалась в том, что нервы полые и движение духов по ним приводит в движение мышцы. [21] Рене Декарт развил эту идею, взяв за основу модель гидравлики , предположив, что духи аналогичны жидкостям или газам, и назвав их «духами животных». [21] В модели, которую Декарт использовал для объяснения рефлексов , духи должны были течь из желудочков мозга через нервы в мышцы, оживляя последние. [21] Согласно этой гипотезе, мышцы увеличиваются в размерах при сокращении из-за втекания в них животного духа. Чтобы проверить эту идею, Сваммердам поместил отрезанную мышцу бедра лягушки в герметичный шприц с небольшим количеством воды на кончике. [21] Таким образом, он мог определить, произошло ли изменение объема мышцы при ее сокращении, наблюдая за изменением уровня воды (изображение справа). [21] Когда Сваммердам вызывал сокращение мышцы, раздражая нерв, уровень воды не повышался, а скорее понижался на небольшую величину; это показало, что воздух или жидкость не могли поступать в мышцу. [21] Идея о том, что нервная стимуляция приводит к движению, имела важные последствия для нейробиологии, поскольку выдвинула идею о том, что поведение основано на стимулах. [21]

На исследование Сваммердама до его публикации ссылался Николас Стено , посетивший Сваммердам в Амстердаме. Исследование Сваммердама завершилось после того, как Стено опубликовал в 1669 году второе издание «Элементов миологии» , на которое есть ссылки в Biblia naturae . [22] Письмо Стено Мальпиги от 1675 года предполагает, что открытия Сваммердама о сокращении мышц вызвали у него кризис сознания. Стено отправил Мальпиги рисунки экспериментов, сделанные Сваммердамом, сказав, что «когда он написал трактат по этому поводу, он уничтожил его и сохранил только эти фигуры. Он ищет Бога, но еще не в Церкви Божией». [23]

Наследие

[ редактировать ]
Амстердам Аудешаны 18 деталь
Амстердам Оудесчанс 18 топ

Вместе со своим отцом он собрал 6000 предметов в 27 шкафах. Сваммердама «История насекомых» была широко известна и вызывала аплодисменты перед его смертью. Через два года после его смерти в 1680 году он был переведен на французский язык, а в 1685 году — на латынь. Джон Рэй , автор «Истории насекомых» 1705 года , высоко оценил методы Сваммердама, они были «лучшими из всех». [13] Хотя работы Сваммердама по насекомым и анатомии были значительными, многие современные историки помнят его как за его методы и навыки работы с микроскопами, так и за его открытия. Он разработал новые методы исследования, сохранения и препарирования образцов, включая инъекцию воска, чтобы облегчить просмотр кровеносных сосудов. Изобретенный им метод подготовки полых человеческих органов позже широко использовался в анатомии. [6] Он переписывался с современниками по всей Европе, а его друзья Готфрид Вильгельм Лейбниц и Николя Мальбранш использовали его микроскопические исследования для обоснования своей собственной естественной и моральной философии. [13] Но Сваммердаму также приписывают провозглашение естественного богословия 18-го века, когда великий замысел Бога был обнаружен в механике Солнечной системы , временах года , снежинках и анатомии человеческого глаза. [13] Английский перевод его энтомологических трудов Т. Флойда был опубликован в 1758. [6]

Подлинного портрета Яна Сваммердама в настоящее время не сохранилось. [24] Портрет, показанный в заголовке, взят из картины Урок анатомии доктора Тюльпа» « Рембрандта и изображает ведущего амстердамского врача Хартмана Хартманзуна (1591–1659).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Ян Якобс. Сваммердам» . Архивировано из оригинала 19 мая 2023 г. Проверено 19 мая 2023 г.
  2. ^ Шелтема, Питер (1863). Древность Эмстела или памятные вещи Амстердама (на голландском языке). Шелтема. стр. 103–107.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клаас Ван Беркель; Альберт Ван Хелден; LC Palm (1999). История науки в Нидерландах: обзор, темы и ссылки . БРИЛЛ. п. 570. ИСБН  9789004100060 .
  4. ^ «Het 'Boeck der Natuere' (2006) Эрика Йоринка, стр. 231» . Архивировано из оригинала 20 мая 2023 г. Проверено 20 мая 2023 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клаас Ван Беркель; Альберт Ван Хелден; LC Palm (1999). История науки в Нидерландах: обзор, темы и ссылки . БРИЛЛ. п. 62. ИСБН  9789004100060 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рипли, Джордж; Дана, Чарльз А., ред. (1879). «Сваммердам, Джон» . Американская циклопедия .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карл А.Э. Эненкель; Марк С. Смит (2007). Ранняя современная зоология: создание животных в науке, литературе и изобразительном искусстве . БРИЛЛ. п. 160. ИСБН  9789047422365 .
  8. ^ «Het 'Boeck der Natuere' (2006) Эрика Джоринка» . Архивировано из оригинала 20 мая 2023 г. Проверено 20 мая 2023 г.
  9. ^ Карл А.Э. Эненкель; Марк С. Смит (2007). Ранняя современная зоология: создание животных в науке, литературе и изобразительном искусстве . БРИЛЛ. п. 161. ИСБН  9789047422365 .
  10. ^ Карл А.Э. Эненкель; Марк С. Смит (2007). Ранняя современная зоология: создание животных в науке, литературе и изобразительном искусстве . БРИЛЛ. п. 162. ИСБН  9789047422365 .
  11. ^ «...в то время как современные биологи говорят о личинке, куколке и взрослой особи как о стадиях жизненного цикла одной отдельной бабочки, Харви и его современники всегда считали личинку одной особью, а бабочку - другой». Элизабет Б. Гаскинг (1966). Исследования поколений 1651–1828 гг . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. стр. 30
  12. ^ Кобб, Мэтью (2006). Поколение: ученые семнадцатого века, разгадавшие тайны секса, жизни и роста . Нью-Йорк и Лондон: Блумсбери. стр. 132–141. ISBN  1-59691-036-4 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Карл А.Э. Эненкель; Марк С. Смит (2007). Ранняя современная зоология: создание животных в науке, литературе и изобразительном искусстве . БРИЛЛ. п. 165. ИСБН  9789047422365 .
  14. ^ Сваммердам, январь. 1737-1758. Bybel der Natuure. Архивировано 9 декабря 2020 г. в Wayback Machine . Амстелдаммер. Или История насекомых
  15. ^ Клаас Ван Беркель; Альберт Ван Хелден; LC Palm (1999). История науки в Нидерландах: обзор, темы и ссылки . БРИЛЛ. п. 63. ИСБН  9789004100060 .
  16. ^ Карл А.Э. Эненкель; Марк С. Смит (2007). Ранняя современная зоология: создание животных в науке, литературе и изобразительном искусстве . БРИЛЛ. п. 163. ИСБН  9789047422365 .
  17. ^ Таня Мунц (2016). Танцующие пчелы: Карл фон Фриш и открытие языка медоносных пчел . Издательство Чикагского университета. п. 164. ИСБН  9780226020860 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ева Крейн (1999). Всемирная история пчеловодства и медовой охоты . Тейлор и Фрэнсис. п. 569. ИСБН  9780415924672 .
  19. ^ Таня Мунц (2016). Танцующие пчелы: Карл фон Фриш и открытие языка медоносных пчел . Издательство Чикагского университета. п. 169. ИСБН  9780226020860 .
  20. ^ Ева Крейн (1999). Всемирная история пчеловодства и медовой охоты . Тейлор и Фрэнсис. п. 564. ИСБН  9780415924672 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Кобб М (2002). «Хронология: Изгнание духов животных: Ян Сваммердам о функции нервов» (PDF) . Обзоры природы Неврология . 3 (5): 395–400. дои : 10.1038/nrn806 . ПМИД   11988778 . S2CID   5259824 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 мая 2005 г.
  22. ^ Троэльс Кардель (1994). Стено о мышцах . Американское философское общество. стр. 16 . ISBN  9780871698414 .
  23. ^ Троэльс Кардель (1994). Стено о мышцах . Американское философское общество. стр. 17 . ISBN  9780871698414 .
  24. ^ «Портрет Яна Сваммердама » . Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 22 января 2013 г.

Работает

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Йоринк, Эрик. «Вне Бога нет ничего»: Сваммердам, Спиноза и лицо Януса раннего голландского Просвещения». Раннее Просвещение в Голландской республике, 1650–1750: Избранные доклады конференции, состоявшейся в библиотеке Герцога Августа в Вольфенбюттеле, 22–23 марта 2001 г. Под ред. Вип Ван Бунге . Лейден, Нидерланды: Brill Academic Publishers, 2003. 81–108.
  • Боясь, Франклин. «Ян Сваммердам: исследование по истории сравнительной и физиологической психологии 17 века». Американский журнал психологии 41.3 (1929): 442–455.
  • Рюстоу, Эдвард Г. Микроскоп в Голландской Республике: формирование открытий . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1996.
  • Рюстоу, Эдвард Г. «Благочестие и защита естественного порядка: Сваммердам о поколении». Религиоведение и мировоззрение: очерки в честь Ричарда С. Вестфолла. Ред. Маргарет Ослер и Пол Лоуренс Фарбер. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1985. 217–241.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 519a2048b4a815711df534e584818ace__1720047240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/ce/519a2048b4a815711df534e584818ace.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Swammerdam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)