Ян Сваммердам
Ян Сваммердам | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 17 февраля 1680 г. Амстердам, Голландская Республика | (43 года)
Национальность | Голландский |
Альма-матер | Лейденский университет |
Известный | Описание эритроцитов , работа по энтомологии. |
Научная карьера | |
Поля | Энтомология |
Ян или Йоханнес Сваммердам (12 февраля 1637 – 17 февраля 1680) был голландским биологом и микроскопистом. Его работа над насекомыми продемонстрировала, что различные фазы жизни насекомого — яйцо , личинка , куколка и взрослая особь — представляют собой разные формы одного и того же животного. В рамках своих анатомических исследований он проводил эксперименты по сокращению мышц . В 1658 году он первым наблюдал и описал эритроциты . Он был одним из первых, кто использовал микроскоп при вскрытии, и его методы оставались полезными на протяжении сотен лет.
Образование
[ редактировать ]Йоханнес Сваммердам крестился 15 февраля 1637 года в Ауде Керк в Амстердаме. Его отец Ян (или Йоханнес) Якобс (-1678) был аптекарем и коллекционером-любителем минералов , монет, окаменелостей и насекомых со всего мира. В 1632 году он женился на Баартье Янсе (-1660) в Веспе . [1] Пара жила напротив Монтельбансторен , недалеко от гавани, штаб-квартиры и складов Голландской Вест-Индской компании , где работал дядя. Некоторые из их детей были похоронены в валлонской церкви , а также сам Ян (который никогда не был женат) и его отец. [2]
В детстве Сваммердам помогал своему отцу заботиться о его коллекции редкостей . Несмотря на желание отца изучать теологию, Сваммердам начал изучать медицину в 1661 году в Лейденском университете . Учился под руководством Иоганна ван Хорна и Франциско Сильвиуса . Среди его сокурсников были Фредерик Рюйш , Рейнир де Грааф , Оле Борх , Теодор Керкринг , Стивен Бланкарт , Бурхард де Вольдер , Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус и Нильс Стенсен . Изучая медицину, Сваммердам завел собственную коллекцию насекомых. [3]
В 1663 году Сваммердам переехал во Францию, чтобы продолжить обучение. Кажется вместе со Стено. [4] Он проучился один год в протестантском университете Сомюра под руководством Танакила Фабера . Впоследствии он учился в Париже в научной академии Мельхиседека Тевено . В 1665 году он вернулся в Голландскую Республику и присоединился к группе врачей, которые проводили вскрытия и публиковали свои результаты. Между 1666 и 1667 годами Сваммердам завершил изучение медицины в Лейденском университете; он получил степень доктора медицины в 1667 году под руководством ван Хорна за диссертацию о механизме дыхания , опубликованную под названием De respiratione usuque pulmonum . [3]
с ван Хорном он исследовал анатомию матки . Вместе Результат этого исследования был опубликован под названием Miraculum naturae sive uteri muliebris Fabrica в 1672 году. Сваммердам обвинил Рейньера де Граафа в том, что он приписал себе открытия, сделанные им и Ван Хорном ранее относительно важности яичника и его яйцеклеток.Он использовал технику инъекции воска и однолинзовый микроскоп Йоханнеса Худде .
Исследования насекомых
[ редактировать ]Изучая медицину, Сваммердам начал препарировать насекомых и, получив квалификацию врача, сосредоточился на них. Его отец заставлял его зарабатывать на жизнь, но Сваммердам упорствовал и в конце 1669 года опубликовал Historia Insectorum Generalis часто Algemeene verhandeling van de bloedeloose dierkens (« Всеобщая история насекомых, или Общий трактат о маленьких бескровных животных »). В трактате подытожены его исследования насекомых, собранных им во Франции и окрестностях Амстердама. Он выступил против преобладающего аристотелевского представления о том, что насекомые — это несовершенные животные, у которых отсутствует внутренняя анатомия. [3] После публикации его отец отказался от финансовой поддержки. [5] В результате Сваммердам был вынужден, по крайней мере время от времени, заниматься медицинской практикой, чтобы финансировать свои собственные исследования. Он получил разрешение в Амстердаме препарировать тела умерших в больнице. [6]
В университете Сваммердам глубоко увлекся религиозными и философскими идеями своего времени. Он категорически выступал против идей самозарождения , согласно которым Бог создал некоторых существ, но не насекомых. Сваммердам утверждал, что это кощунственно означало бы, что части вселенной исключены из воли Бога. В своем научном исследовании Сваммердам пытался доказать, что творение Бога происходило раз за разом и что оно было единообразным и стабильным. На Сваммердам большое влияние оказал Рене Декарт , чья натурфилософия была широко принята голландскими интеллектуалами. В «Рассуждениях о методе» Декарт утверждал, что природа упорядочена и подчиняется установленным законам, поэтому природу можно объяснить рационально. [7]
Сваммердам был убежден, что создание или зарождение всех существ подчиняется одним и тем же законам. Изучив в университете репродуктивные органы мужчин и женщин, он приступил к изучению зарождения насекомых. Он посвятил себя изучению насекомых после того, как обнаружил, что королевская пчела на самом деле является пчелиной маткой . Сваммердам знал это, потому что нашел яйца внутри существа. Но он не опубликовал это открытие. Сваммердам переписывался с Мэтью Слейдом и Паоло Бокконе , его посетили Виллем Писо , Николаас Тулп и Николаас Витсен . [8] Он показал Козимо III Медичи в сопровождении Тевено еще одно революционное открытие. Внутри гусеницы конечности и крылья бабочки ( можно было увидеть теперь называемые имагинальными дисками ).
Когда позже в том же году Сваммердам опубликовал «Всеобщую историю насекомых, или Общий трактат о маленьких бескровных животных», он не только опроверг идею о том, что насекомые не имеют внутренней анатомии, но и подверг критике христианское представление о том, что насекомые произошли от спонтанного зарождения и что их жизненный цикл состоит из нескольких частей. метаморфоза . [9] Сваммердам утверждал, что все насекомые произошли от яиц, а их конечности росли и развивались медленно. Таким образом, не было различия между насекомыми и так называемыми высшими животными . Сваммердам объявил войну «вульгарным заблуждениям», а символическое толкование насекомых было, по его мнению, несовместимо с силой Бога, всемогущего архитектора. [10] Таким образом, Сваммердам развеял представление о метаморфозе семнадцатого века — идею о том, что разные стадии жизни насекомого (например, гусеница и бабочка ) представляют собой разных особей. [11] или внезапный переход от одного типа животного к другому. [12]
Духовность
[ редактировать ]Сваммердам пережил кризис совести; его отец отказался от изучения насекомых. Поверив, что его научные исследования — это дань Творцу, он начал опасаться, что, возможно, поклоняется идолу диковин . В 1673 году Сваммердам ненадолго попал под влияние фламандского мистика Антуанетты Буриньон . Его трактат 1675 года о подёнке , озаглавленный «Ephemeri vita» , включал религиозную поэзию и документировал его религиозные переживания. [5] Сваммердам нашел утешение в объятиях секты Буриньона в Нордстранде, Германия . Сваммердам отправился в Копенгаген, чтобы навестить мать Николауса Стено , но вернулся в Амстердам в начале 1676 года. В письме Генри Ольденбургу он объяснил: «Я никогда не был более занят, чем в эти дни, и главный из всех архитекторов благословил мои начинания». [13]
Библия природы
[ редактировать ]Его религиозный кризис лишь ненадолго прервал его научные исследования, и до своей преждевременной смерти в возрасте 43 лет он работал над тем, что должно было стать его основной работой. Оно осталось неопубликованным, когда он умер в 1680 году, и было опубликовано как Bybel der natuure посмертно в 1737 году профессором Лейденского университета Германом Бургааве . [14] [15] Убежденный, что все насекомые достойны изучения, Сваммердам составил эпический трактат о как можно большем количестве насекомых, используя микроскоп и препарирование. Вдохновленный Марчелло Мальпиги , в Де Бомбиче Сваммердам описал анатомию тутового шелкопряда , поденок , муравьев , жуков-оленей , сырных клещей , пчел и многих других насекомых. Его научные наблюдения были основаны на вере в Бога , всемогущего творца. [16] Восхваление Сваммердамом вши впоследствии стало классикой:
При этом я предлагаю вам Всемогущий Перст Божий в анатомии воши: в нем вы найдете чудо, нагроможденное на чудо, и увидите мудрость Божию, ясно проявленную в каждой минутной точке. [7]
Исследования на пчелах
[ редактировать ]С древних времен считалось, что пчелиная матка — самец и управляет ульем. В 1586 году Луис Мендес де Торрес впервые опубликовал открытие о том, что ульем управляет самка, но Торрес утверждал, что она произвела на свет всех остальных пчел в колонии через «семя». В 1609 году Чарльз Батлер зафиксировал пол трутней как мужской, но ошибочно полагал, что они спариваются с рабочими пчелами. В Biblia naturae было опубликовано первое наглядное доказательство того, что его современники ошибочно приняли пчелиную матку за самца. [17] Сваммердам также предоставил доказательства того, что пчелиная матка является единственной матерью колонии. [18]
Сваммердам пять лет интенсивно занимался пчеловодством . Он обнаружил, что трутни были мужского пола и не имели жала . Сваммердам назвал рабочих пчел «естественными евнухами », поскольку он не смог обнаружить у них яичников , но описал их как более близких к природе самок. Сваммердам сделал рисунок репродуктивных органов пчелиной матки, наблюдаемый в микроскоп. [19] Рисунок внутренней анатомии пчелиной матки, сделанный Сваммердамом, был опубликован только в 1737 году. [18] Его рисунок сотовой геометрии был впервые опубликован в Biblia naturae , но на него ссылался Джакомо Филиппо Маральди в своей книге 1712 года. [20] Подробности исследования пчел Сваммердамом уже были опубликованы в других источниках, поскольку он поделился своими выводами с другими учеными в переписке. Среди прочего, на исследования Сваммердама ссылался Николя Мальбранш в 1688 году. [13]
Исследования мышц
[ редактировать ]В Biblia naturae было опубликовано исследование Сваммердама о мышцах. Сваммердам сыграл ключевую роль в опровержении теории воздухоплавателей — идеи о том, что «движущиеся духи» ответственны за мышечные сокращения. Идея, поддержанная греческим врачом Галеном , заключалась в том, что нервы полые и движение духов по ним приводит в движение мышцы. [21] Рене Декарт развил эту идею, взяв за основу модель гидравлики , предположив, что духи аналогичны жидкостям или газам, и назвав их «духами животных». [21] В модели, которую Декарт использовал для объяснения рефлексов , духи должны были течь из желудочков мозга через нервы в мышцы, оживляя последние. [21] Согласно этой гипотезе, мышцы увеличиваются в размерах при сокращении из-за втекания в них животного духа. Чтобы проверить эту идею, Сваммердам поместил отрезанную мышцу бедра лягушки в герметичный шприц с небольшим количеством воды на кончике. [21] Таким образом, он мог определить, произошло ли изменение объема мышцы при ее сокращении, наблюдая за изменением уровня воды (изображение справа). [21] Когда Сваммердам вызывал сокращение мышцы, раздражая нерв, уровень воды не повышался, а скорее понижался на небольшую величину; это показало, что воздух или жидкость не могли поступать в мышцу. [21] Идея о том, что нервная стимуляция приводит к движению, имела важные последствия для нейробиологии, поскольку выдвинула идею о том, что поведение основано на стимулах. [21]
На исследование Сваммердама до его публикации ссылался Николас Стено , посетивший Сваммердам в Амстердаме. Исследование Сваммердама завершилось после того, как Стено опубликовал в 1669 году второе издание «Элементов миологии» , на которое есть ссылки в Biblia naturae . [22] Письмо Стено Мальпиги от 1675 года предполагает, что открытия Сваммердама о сокращении мышц вызвали у него кризис сознания. Стено отправил Мальпиги рисунки экспериментов, сделанные Сваммердамом, сказав, что «когда он написал трактат по этому поводу, он уничтожил его и сохранил только эти фигуры. Он ищет Бога, но еще не в Церкви Божией». [23]
Наследие
[ редактировать ]Вместе со своим отцом он собрал 6000 предметов в 27 шкафах. Сваммердама «История насекомых» была широко известна и вызывала аплодисменты перед его смертью. Через два года после его смерти в 1680 году он был переведен на французский язык, а в 1685 году — на латынь. Джон Рэй , автор «Истории насекомых» 1705 года , высоко оценил методы Сваммердама, они были «лучшими из всех». [13] Хотя работы Сваммердама по насекомым и анатомии были значительными, многие современные историки помнят его как за его методы и навыки работы с микроскопами, так и за его открытия. Он разработал новые методы исследования, сохранения и препарирования образцов, включая инъекцию воска, чтобы облегчить просмотр кровеносных сосудов. Изобретенный им метод подготовки полых человеческих органов позже широко использовался в анатомии. [6] Он переписывался с современниками по всей Европе, а его друзья Готфрид Вильгельм Лейбниц и Николя Мальбранш использовали его микроскопические исследования для обоснования своей собственной естественной и моральной философии. [13] Но Сваммердаму также приписывают провозглашение естественного богословия 18-го века, когда великий замысел Бога был обнаружен в механике Солнечной системы , временах года , снежинках и анатомии человеческого глаза. [13] Английский перевод его энтомологических трудов Т. Флойда был опубликован в 1758. [6]
Подлинного портрета Яна Сваммердама в настоящее время не сохранилось. [24] Портрет, показанный в заголовке, взят из картины Урок анатомии доктора Тюльпа» « Рембрандта и изображает ведущего амстердамского врача Хартмана Хартманзуна (1591–1659).
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Ян Якобс. Сваммердам» . Архивировано из оригинала 19 мая 2023 г. Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Шелтема, Питер (1863). Древность Эмстела или памятные вещи Амстердама (на голландском языке). Шелтема. стр. 103–107.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клаас Ван Беркель; Альберт Ван Хелден; LC Palm (1999). История науки в Нидерландах: обзор, темы и ссылки . БРИЛЛ. п. 570. ИСБН 9789004100060 .
- ^ «Het 'Boeck der Natuere' (2006) Эрика Йоринка, стр. 231» . Архивировано из оригинала 20 мая 2023 г. Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клаас Ван Беркель; Альберт Ван Хелден; LC Palm (1999). История науки в Нидерландах: обзор, темы и ссылки . БРИЛЛ. п. 62. ИСБН 9789004100060 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рипли, Джордж; Дана, Чарльз А., ред. (1879). Американская циклопедия . .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карл А.Э. Эненкель; Марк С. Смит (2007). Ранняя современная зоология: создание животных в науке, литературе и изобразительном искусстве . БРИЛЛ. п. 160. ИСБН 9789047422365 .
- ^ «Het 'Boeck der Natuere' (2006) Эрика Джоринка» . Архивировано из оригинала 20 мая 2023 г. Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Карл А.Э. Эненкель; Марк С. Смит (2007). Ранняя современная зоология: создание животных в науке, литературе и изобразительном искусстве . БРИЛЛ. п. 161. ИСБН 9789047422365 .
- ^ Карл А.Э. Эненкель; Марк С. Смит (2007). Ранняя современная зоология: создание животных в науке, литературе и изобразительном искусстве . БРИЛЛ. п. 162. ИСБН 9789047422365 .
- ^ «...в то время как современные биологи говорят о личинке, куколке и взрослой особи как о стадиях жизненного цикла одной отдельной бабочки, Харви и его современники всегда считали личинку одной особью, а бабочку - другой». Элизабет Б. Гаскинг (1966). Исследования поколений 1651–1828 гг . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. стр. 30
- ^ Кобб, Мэтью (2006). Поколение: ученые семнадцатого века, разгадавшие тайны секса, жизни и роста . Нью-Йорк и Лондон: Блумсбери. стр. 132–141. ISBN 1-59691-036-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Карл А.Э. Эненкель; Марк С. Смит (2007). Ранняя современная зоология: создание животных в науке, литературе и изобразительном искусстве . БРИЛЛ. п. 165. ИСБН 9789047422365 .
- ^ Сваммердам, январь. 1737-1758. Bybel der Natuure. Архивировано 9 декабря 2020 г. в Wayback Machine . Амстелдаммер. Или История насекомых
- ^ Клаас Ван Беркель; Альберт Ван Хелден; LC Palm (1999). История науки в Нидерландах: обзор, темы и ссылки . БРИЛЛ. п. 63. ИСБН 9789004100060 .
- ^ Карл А.Э. Эненкель; Марк С. Смит (2007). Ранняя современная зоология: создание животных в науке, литературе и изобразительном искусстве . БРИЛЛ. п. 163. ИСБН 9789047422365 .
- ^ Таня Мунц (2016). Танцующие пчелы: Карл фон Фриш и открытие языка медоносных пчел . Издательство Чикагского университета. п. 164. ИСБН 9780226020860 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ева Крейн (1999). Всемирная история пчеловодства и медовой охоты . Тейлор и Фрэнсис. п. 569. ИСБН 9780415924672 .
- ^ Таня Мунц (2016). Танцующие пчелы: Карл фон Фриш и открытие языка медоносных пчел . Издательство Чикагского университета. п. 169. ИСБН 9780226020860 .
- ^ Ева Крейн (1999). Всемирная история пчеловодства и медовой охоты . Тейлор и Фрэнсис. п. 564. ИСБН 9780415924672 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Кобб М (2002). «Хронология: Изгнание духов животных: Ян Сваммердам о функции нервов» (PDF) . Обзоры природы Неврология . 3 (5): 395–400. дои : 10.1038/nrn806 . ПМИД 11988778 . S2CID 5259824 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 мая 2005 г.
- ^ Троэльс Кардель (1994). Стено о мышцах . Американское философское общество. стр. 16 . ISBN 9780871698414 .
- ^ Троэльс Кардель (1994). Стено о мышцах . Американское философское общество. стр. 17 . ISBN 9780871698414 .
- ^ «Портрет Яна Сваммердама » . Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 22 января 2013 г.
Работает
[ редактировать ]- Библия природы (на немецком языке). Утрехт: Отто де Врис. 1693.
Ссылки
[ редактировать ]- Кобб М. 2002. Изгнание духов животных: Джон Сваммердам о функции нервов . Обзоры природы , том 3, страницы 395–400.
- Уинзор, Мэри П. «Сваммердам, Ян». Словарь научной биографии . 1976 год
- Кобб, Мэтью. «Чтение и написание Книги природы : Ян Сваммердам (1637–1680)». Стараться. Том. 24(3). 2000.
- О'Коннелл, Санджида. «Шелковый путь к биологии». Таймс. 27 мая 2002 г.
- Холл, Руперт А. От Галилея до Ньютона 1630–1720 гг. Р. и Р. Clark, Ltd., Эдинбург: 1963.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йоринк, Эрик. «Вне Бога нет ничего»: Сваммердам, Спиноза и лицо Януса раннего голландского Просвещения». Раннее Просвещение в Голландской республике, 1650–1750: Избранные доклады конференции, состоявшейся в библиотеке Герцога Августа в Вольфенбюттеле, 22–23 марта 2001 г. Под ред. Вип Ван Бунге . Лейден, Нидерланды: Brill Academic Publishers, 2003. 81–108.
- Боясь, Франклин. «Ян Сваммердам: исследование по истории сравнительной и физиологической психологии 17 века». Американский журнал психологии 41.3 (1929): 442–455.
- Рюстоу, Эдвард Г. Микроскоп в Голландской Республике: формирование открытий . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1996.
- Рюстоу, Эдвард Г. «Благочестие и защита естественного порядка: Сваммердам о поколении». Религиоведение и мировоззрение: очерки в честь Ричарда С. Вестфолла. Ред. Маргарет Ослер и Пол Лоуренс Фарбер. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1985. 217–241.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- энциклопедия Британская Том. XXII (9-е изд.). 1887. "
- Сайт, посвященный Сваммердаму
- Краткая биография с веб-сайта, описывающего «тернистый путь к современной палеонтологии и биологии».
- Биография написана Мэтью Коббом, профессором Лаборатории экологии в Париже.
- Английское издание книги Сваммердама «Книга природы, или История насекомых» из цифровой коллекции истории науки : Университет штата Юта
- Работы Яна Сваммердама в Project Gutenberg
- Работы Яна Сваммердама или о нем в Internet Archive
- Работы Яна Сваммердама в Открытой библиотеке
- Переписка Яна Сваммердама в EMLO