Jump to content

Скарабей (артефакт)

Лазуритовый скарабей, принадлежащий Ситаториунету по имени Аменемхет III , 1887–1813 гг. до н.э., МЕТ
Группа скарабеев, МЕТ

Скарабеи представляют собой амулеты и оттискные печати, выполненные в форме одноименных жуков , которые были широко популярны в Древнем Египте . Они сохранились в большом количестве и сегодня, и благодаря своим надписям и типологии эти артефакты оказываются важным источником информации для археологов и историков Древнего Египта , представляя значительную часть его искусства . [1]

Хотя в основном скарабеи носили в качестве амулетов, а иногда и колец, на них также делали надписи для использования в качестве личных или административных печатей или включали в другие виды украшений. Некоторые скарабеи были созданы в политических или дипломатических целях, чтобы отметить или рекламировать королевские достижения. Кроме того, скарабеи имели религиозное значение и играли роль в египетских погребальных практиках . [2]

Знакомства и эволюция

[ редактировать ]

Вероятно, из-за своей связи с египетским богом Хепри амулеты в виде жуков-скарабеев стали чрезвычайно популярны в Древнем Египте в начале Среднего царства (около 2000 г. до н.э.) и оставались популярными до конца периода фараонов и далее. [3]

Начиная со среднего бронзового века , другие древние народы Средиземноморья и Ближнего Востока импортировали скарабеев из Египта, а также производили скарабеев в египетском или местном стиле, особенно в Леванте . [4]

К концу Первого переходного периода (около 2055 г. до н. э.) скарабеи стали чрезвычайно распространены. Они в значительной степени заменили цилиндрические уплотнения и круглые «кнопочные уплотнения» простыми геометрическими конструкциями. На протяжении всего периода изготовления на скарабеях часто выгравировались имена фараонов и других королевских особ. В Среднем царстве на скарабеях также выгравировали имена и титулы чиновников, которые использовались в качестве официальных печатей. Во время Нового царства и Третьего переходного периода стали популярными скарабеи с короткими молитвами или девизами, хотя эти скарабеи несколько сложны для перевода, а также скарабеи, изображающие сцены охоты. [5]

Описание и материалы

[ редактировать ]
Фаянсовый нагрудный скарабей с расправленными крыльями и сеткой из бус, Королевский бювет, Харрогит

Скарабеев обычно вырезали или формовали в форме жука-скарабея (обычно называемого Scarabaeus sacer ) с различной степенью натурализма, но обычно с указанием хотя бы головы, крыла и ног, но с плоским основанием. На основу обычно наносились рисунки или иероглифы, образующие оттискную печать . Обычно их просверливали от конца до конца, чтобы их можно было нанизать на резьбу или включить в поворотное кольцо. Обычная длина стандартных скарабеев составляет от 6 до 40 мм, а у большинства - от 10 до 20 мм. Время от времени для определенных целей изготавливались скарабеи большего размера, например, памятные скарабеи Аменхотепа III . [6]

Скарабеев обычно вырезали из камня или отливали из египетского фаянса , разновидности древнеегипетской керамики из спеченного кварца. После вырезания их обычно покрывали синей или зеленой глазурью, а затем обжигали. Наиболее распространенным камнем, используемым для изготовления скарабеев, был стеатит , мягкий камень, который становится твердым при обжиге (образуя энстатит ), или фарфор. [7] Напротив, скарабеи из твердого камня чаще всего состояли из зеленой яшмы , аметиста и сердолика .

Начиная с позднего Старого царства , кольца со скарабеями превратились из простых скарабеев, привязанных к пальцам нитками, в кольца с безелями со скарабеями в Среднем царстве и далее в кольца с литыми скарабеями в Новом царстве , обычно нанизанные на золотую проволоку, а не на веревку. Безели появились в период Древнего царства, часто как амулеты, которые должны были изображать Ра , египетского солнечного бога. Скарабеи, используемые для изготовления украшений и колец, часто состояли из глазурованного стеатита, который был популярным материалом в Древнем Египте, хотя глазурь на многих из этих колец со временем стерлась из-за выветривания. [8]

Хотя большинство скарабеев изначально были зелеными или синими, большая часть цветной глазури со временем обесцвечилась или стерлась под воздействием стихии, в результате чего большинство стеатитовых скарабеев стали выглядеть белыми или коричневыми.

Религиозное и историческое значение

[ редактировать ]
Скарабеи идентифицируются как навозный жук Scarabaeus sacer , изображенный здесь катающим комок навоза.

В Древнем Египте жук-скарабей был весьма значимым символическим изображением божественного проявления утреннего солнца. египетский бог Хепри Считалось, что каждый день на рассвете катил солнце по небу. Подобным же образом некоторые жуки семейства Scarabaeidae используют свои ноги, чтобы скатывать навоз в шарики. Древние египтяне считали, что это действие символизирует путешествие Солнца по небу с востока на запад. [9] Таким образом, скарабей рассматривался как отражение вечного цикла жизни и олицетворял идею возрождения и возрождения. [10] [11]

Скарабей связан с темами проявления и роста, и скарабеи были найдены по всему Египту и происходят из самых разных периодов египетской истории. Скарабеев также находили внутри затонувших кораблей, например, в Улубуруне в Турции, на котором было написано имя египетской царицы Нефертити . Этот скарабей был среди многих предметов роскоши, раскопанных среди обломков. Его уникальная надпись дает представление о времени, когда произошло затопление. Это открытие дает древним историкам представление о природе торговых товаров бронзового века и коммерческих сетях обмена в Средиземноморье. [12]

Виды скарабеев

[ редактировать ]

Похороны

[ редактировать ]

Амулеты-скарабеи иногда помещались в гробницы как часть личных вещей или украшений умершего, хотя не все скарабеи имели связь с древнеегипетскими погребальными практиками . Однако есть три типа скарабеев, которые, похоже, имеют непосредственное отношение к древним погребальным практикам: сердечные скарабеи , грудные скарабеи и натуралистические скарабеи .

Сердечный скарабей Хатнефер на выставке в Художественном музее МЕТ.

Сердечные скарабеи стали популярными в раннем Новом Королевстве и использовались до Третьего переходного периода . Обычно они имеют длину 4–12 см и часто изготавливаются из темно-зеленого или черного камня, не прокалываемого для подвешивания. Сердце было самым важным внутренним органом для древних египтян, поскольку они считали его центром интеллекта и разума. Поэтому в процессе мумификации сердце оставалось внутри тела умершего, а остальные внутренности удалялись для отдельной консервации. [13] Чтобы определить безопасный проход в подземный мир, древние египтяне проводили обряд «взвешивания сердца» , в котором использовались сердечные скарабеи. Скарабеев-сердцев часто вешали на шею мумии с помощью золотой проволоки, а самого скарабея держали в золотой рамке. Основание сердечного скарабея обычно вырезалось либо непосредственно, либо на прикрепленной к основанию золотой пластине с иероглифами , которые называли имя умершего и повторяли часть или все заклинание 30B из Книги Мертвых . Заклинание приказывает сердцу умершего не давать показаний против умершего, когда его/ее судят боги подземного мира. [14] [15]

Начиная с Двадцать пятой династии , большие (обычно длиной 3–8 см) относительно плоские грудные скарабеи без надписей пришивались вместе с парой отдельно изготовленных распростертых крыльев к сундукам мумий через отверстия, образованные на краю скарабея. Нагрудные скарабеи, по-видимому, связаны с богом Хепри , которого часто изображают в таком же виде. [16]

Египетский фаянсовый натуралистический скарабей, 665-342 гг. до н.э., Поздний период , Художественный музей Уолтерса.

Натуралистические скарабеи относительно небольшие (обычно от 2 до 3 см в длину), изготовлены из широкого спектра твердых камней и египетского фаянса и отличаются от других скарабеев своими натуралистическими резными трехмерными основаниями, которые часто также включают в себя встроенную подвесную петлю, идущую в ширину. . Группы этих погребальных скарабеев, часто сделанных из разных материалов, составляли часть батареи амулетов, которые, как полагали древние египтяне, защищали мумии на протяжении позднего периода .

древние египтяне верили, что когда человек умирает и подвергается окончательному приговору, боги подземного мира задают множество подробных и сложных вопросов, на которые нужно было точно и ритуально ответить Согласно Книге Мертвых, . Поскольку многие древние египтяне были неграмотны, даже помещения копии этого свитка в гроб было бы недостаточно, чтобы защитить их от осуждения за неправильный ответ. В результате жрецы зачитывали вопросы и соответствующие ответы жуку, которого затем убивали, мумифицировали и помещали в ухо умершего. Считалось, что когда боги затем задавали свои вопросы, призрачный скарабей шептал правильный ответ на ухо просителю, который затем мог ответить богам мудро и правильно.

Памятный

[ редактировать ]
из глазурованного стеатита Памятный скарабей Аменхотепа III, записывающий охоту на львов с указанием количества убитых львов, 1390–1352 гг. До н.э., MET.

Аменхотеп III (непосредственный предшественник Эхнатона ) известен изготовлением памятных скарабеев . Они были большими (в основном длиной от 3,5 до 10 см) и изготавливались из стеатита, талька серовато-зеленого или коричневого цвета. Эти скарабеи были искусно изготовлены, созданы под королевским надзором и имели длинные надписи, описывающие одно из пяти важных событий его правления (все из которых упоминают его королеву Тийе ). Более 200 из них сохранились, и места, в которых они были обнаружены, позволяют предположить, что они были отправлены в качестве королевских подарков и пропаганды в поддержку дипломатической деятельности Египта. Изготовление этих больших скарабеев было продолжением более ранней традиции Восемнадцатой династии по изготовлению скарабеев в честь особых королевских достижений, таких как возведение обелисков в главных храмах во время правления Тутмоса III . Эта традиция была возрождена столетия спустя во время Двадцать пятой династии , когда кушитский фараон Шабака (721–707 до н.э.) приказал сделать больших скарабеев в ознаменование своих побед в подражание тем, которые ранее производились для Аменхотепа III. [17]

Королевское имя

[ редактировать ]

На скарабеях часто встречаются имена фараонов и реже имена их королев и других членов королевской семьи. Как правило, существует корреляция между тем, как долго правил король или королева, и количеством скарабеев, носящих одно или несколько их имен. Известно, что золотой скарабей Нефертити был обнаружен на месте крушения корабля Улубурун . Большинство скарабеев, носящих королевское имя, можно с полным основанием датировать периодом, в котором жил названный человек. Однако есть ряд важных исключений. Были найдены скарабеи с именами фараонов Старого царства (особенно таких известных царей, как Хуфу , Хафра и Унас ). Сейчас считается, что они были созданы в более поздние периоды, скорее всего, во времена Двадцать пятой или Двадцать шестой династии , когда существовал значительный интерес к работам известных королей прошлого и подражание им.

Скарабеи с тронными именами Тутмоса III и Хатшепсут , МЕТ

В огромном количестве также были обнаружены скарабеи, носящие тронное имя Нового царства короля Тутмоса III (1504–1450 до н. э.) Мен Хепер Ре. Многие из этих скарабеев датируются долгим и успешным правлением этого воина-фараона или вскоре после него, но большинство - нет. Как и все фараоны, Тутмос после смерти считался богом. В отличие от большинства фараонов, его культ, сосредоточенный в заупокойном храме, похоже, продолжался годами, если не столетиями. В результате многие скарабеи с надписью Мен Хепер Ре, вероятно, посвящены Тутмосу III, но могли быть созданы сотни лет спустя. Более поздние фараоны приняли то же тронное имя (в том числе Пийе из Двадцать пятой династии, 747–716 гг. До н.э.), что привело к некоторой путанице. Иероглифы, создающие Мен Хепер Ре , по-видимому, сами по себе стали рассматриваться как защитные амулеты и были начертаны на скарабеях без какой-либо конкретной ссылки на Тутмоса III. Можно сомневаться, что во многих случаях резчик понимал смысл надписи, но воспроизводил ее вслепую. В меньшем масштабе то же самое можно сказать и о тронном имени Рамзес II (1279–1212 до н. э.) Пользователь Маат Ре («правосудие Ра могущественно»), который обычно встречается на скарабеях, которые в остальном не кажутся датируемыми периодом его правления. Имена фараонов при рождении также были популярными именами среди частных лиц, и поэтому, например, скарабея, просто носившего имя « Аменхотеп », не обязательно связывать с каким-либо конкретным царем, который также носил это имя.

Значение скарабея, носящего королевское имя, неясно и, вероятно, менялось со временем от скарабея к скарабею. Многие из них могли быть просто изготовлены в частном порядке в честь правителя во время или после его жизни. Некоторые из них, возможно, также были королевскими подарками. В некоторых случаях скарабеи с королевскими именами могли быть официальными печатями или служебными знаками, возможно, связанными с королевскими поместьями или домом. Другие, хотя и относительно немногочисленные, возможно, были личными печатями, принадлежавшими королевскому лицу, указанному на них. Поскольку царь выполнял множество различных ролей в древнеегипетском обществе, так и скарабеи, называющие фараона, могли иметь прямую или косвенную связь с широким спектром частной и общественной деятельности.

Имя и титул

[ редактировать ]
Скарабейская печать древнеегипетского хранителя печати (т.е. казначея) Сенебсумая . Надпись гласит: «Царский печатник, спутник, хранитель печати Сенебсумай» . Из Кахуна, начало 13-й династии, второй промежуточный период, сейчас, вероятно, находится в музее Петри.

В период позднего Среднего царства изменения в администрации привели к тому, что на скарабеях стали писать имена и титулы некоролевских лиц, обычно чиновников. [18] Эти скарабеи демонстрируют точность, не имеющую себе равных в другие периоды, включая раннее Среднее царство, второй промежуточный период и начало 18-й династии . [19] Хотя скарабей прекратил свое утилитарное использование в качестве личной печати вскоре после распада Среднего царства, он сохранил свое религиозное и магическое значение на протяжении всего династического периода. [20]

ханаанский

[ редактировать ]

Ханаанские скарабеи имитируют современный египетский дизайн позднего Среднего царства, а также представляют новые декоративные элементы и символы. [21] Скарабеи, изготовленные ханаанскими мастерами, демонстрируют широкое использование линейной и перекрестной штриховки на телах различных фигур, изображений местных животных и использование пальмовой ветви . [22] [23]

Скарабеи Анра — это тюлени-скарабеи, датируемые вторым промежуточным периодом . Поскольку скарабеи анра в подавляющем большинстве были обнаружены в Палестине (~ 80%), было высказано предположение, что они продавались времена 15-й династии во хананеям того времени . [24] : 277 

финикийский

[ редактировать ]

Финикийские граверы печатей переняли скарабея у египтян в период империи Ахеменидов , с конца шестого века до нашей эры до середины четвертого века до нашей эры. Большинство этих скарабеев было обнаружено в западных финикийских ( пунических ) могильниках Карфагена , Сардинии и Ибицы , а многие другие происходят из Восточного Средиземноморья . [25] Город Таррос на Сардинии был крупным центром производства и распространения, а скарабеев привозили к этрускам в V веке греческие и финикийские купцы. [26] Этрусский скарабей был наиболее популярен в Вульчи и Тарквинии в последние десятилетия VI века до нашей эры.

Финикийские скарабеи были вырезаны не только на египетские темы, но также на этрусские и западно-греческие образы. Нововведения включают египтизм (стандарт Финикии), коренной левантийский (более сирийский по стилю и тематике) и эллинизацию (в основном после позднеархаических греческих сюжетов и стилей, также называемых греко-финикийскими).

[ редактировать ]
  • П.Г. Вудхауса Первый роман о Бландингсе – «Нечто свежее» (1915) – включает в себя кражу редкого египетского скарабея (« Хеопса Четвертой династии ») в качестве ключевого сюжетного приема.
  • британской криминальной писательницы Дороти Л. Сэйерс В романе «Убийство должно рекламироваться» орудием убийства является катапультируемый скарабей.
  • Рок-группа Journey использует различные виды скарабеев в качестве основного логотипа и в обложках альбомов Departure , Captured , Escape , Greatest Hits , Arrival , Generations , Revelation и The Essential Journey .
  • Голландский гравёр М. К. Эшер (1898–1972) в 1935 году создал гравюру на дереве, изображающую двух скарабеев или навозных жуков .
  • В романе Стивена Соммерса « Мумия » (1999) скарабей используется как смертоносный древний жук, который поедает внутренние и внешние органы, убивая всех, с кем вступает в контакт.
  • В ​​​​«Сумеречная зона» эпизоде «Королева Нила» у главной героини Памелы Моррис есть древний амулет в виде жука-скарабея, который может лишить молодости любого, на кого она его надевает, позволяя ей оставаться молодой навсегда. Моррис говорит своей последней жертве, что она получила его от «фараонов, которые поняли его силу».
  • В анимационном фильме Диснея «Аладдин » местонахождение Пещеры чудес раскрывается, когда соединяются две половинки жука-скарабея.
  • Скарабеи используются в качестве денежной единицы планеты Саурия (первоначально известной как Планета динозавров) в видеоигре 2002 года Star Fox Adventures .
  • Скарабеи появляются толпами в Tomb Raider: The Last Revelation . Они наносят урон Ларе Крофт на протяжении всей игры.
  • В Dungeons and Dragons есть магический предмет под названием Скарабей Защиты . Он защищает своего владельца от смертельных проклятий и подобных эффектов, обычно вызываемых монстрами-нежитью и некромантией. Однако каждый скарабей может остановить лишь определенное количество таких атак, прежде чем он будет уничтожен и рассыпется в прах.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Древнеегипетские скарабеи: 10 интересных фактов, которые следует знать» . Коллекционер . 20 августа 2021 г. Проверено 18 марта 2024 г.
  2. ^ админ. «Сердечный скарабей» . JHU Археологический музей . Проверено 1 марта 2024 г.
  3. ^ Музей, Египет (21 октября 2023 г.). "Брошь древнеегипетского скарабея в современной крылатой оправе" . Музей Египта . Проверено 18 марта 2024 г.
  4. ^ Бен-Тор, Дафна. «Египетско-левантийские отношения и хронология в программе MBA: исследование скарабеев» . Академия .
  5. ^ «Скарабей, на котором написано благословение, связанное с Амоном | Новое Царство – Третий переходный период» . Метрополитен-музей . Проверено 18 марта 2024 г.
  6. ^ «Словарь греческих и римских древностей (1890 г.), Скальптура» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 18 марта 2024 г.
  7. ^ «Словарь греческих и римских древностей (1890 г.), Скальптура» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 28 февраля 2024 г.
  8. ^ Ньюберри, Перси Э. (1908). Скарабеи; введение в изучение египетских печатей и перстней-печаток . Университет Ливерпуля. Институт археологии. Египетские древности. Лондон: А. Констебль.
  9. ^ админ. «Скарабеи» . JHU Археологический музей . Проверено 1 марта 2024 г.
  10. ^ «Древнеегипетские скарабеи: 10 интересных фактов, которые следует знать» . Коллекционер . 20 августа 2021 г. Проверено 1 марта 2024 г.
  11. ^ Штюнкель, Авторы: Изабель. «Древнеегипетские амулеты | Эссе | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 18 марта 2024 г.
  12. ^ Археология, Морской институт (23 февраля 2020 г.). «Раскопки затонувшего корабля позднего бронзового века в Улубуруне» . Институт морской археологии . Проверено 18 марта 2024 г.
  13. ^ Институт, Смитсоновский институт. «Египетские мумии» . Смитсоновский институт . Проверено 18 марта 2024 г.
  14. ^ админ. «Сердечный скарабей» . JHU Археологический музей . Проверено 18 марта 2024 г.
  15. ^ Карелли, Франческо (4 июля 2011 г.). «Книга смерти: взвешивание сердца» . Лондонский журнал первичной медицинской помощи . 4 (1): 86–87. дои : 10.1080/17571472.2011.11493336 . ПМЦ   3960665 . ПМИД   25949657 .
  16. ^ Уайт, Дебора. «Искусство Древнего Египта» . Австралийский музей . Проверено 18 марта 2024 г.
  17. ^ Делден, К. Бланкенберг-ван (14 августа 2023 г.), Большие памятные скарабеи Аменхотепа III , Брилл, ISBN  978-90-04-67014-3 , получено 18 марта 2024 г.
  18. ^ «Печать-скарабей и современное впечатление: Осирис в окружении божеств-защитников | Железный век» . Метрополитен-музей . Проверено 13 апреля 2024 г.
  19. ^ «Скарабеи второго переходного периода» . www.ucl.ac.uk. ​Проверено 3 апреля 2024 г.
  20. ^ Х. Хорн, Зигфрид (январь 1962 г.). «Скарабеи из Шехема» . Журнал ближневосточных исследований . 21 : 1–14. дои : 10.1086/371660 .
  21. ^ Бен-Тор, Дафна. «Скарабеи, хронология и взаимосвязи: Египет и Палестина во втором промежуточном периоде» . Академия .
  22. ^ Ежеквартальный журнал исследований Палестины . Опубликовано в офисе Фонда. 1948 год.
  23. ^ Петри, Уильям Мэтью Флиндерс (3 октября 2013 г.). Древняя Газа: Том 2 . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-108-06609-9 .
  24. ^ Ричардс, Фиона В. (1998). Скарабей Анра: археологический и исторический подход . стр. 11–298. дои : 10.30861/9781841712178 . hdl : 1842/26878 . ISBN  9781841712178 . S2CID   127185087 . Восемьдесят процентов всех скарабеев Анры были найдены в Палестине. Судя по всему, этот скарабей продавался 15-й династией специально для палестинского рынка.
  25. ^ «Классические-финикийские-скарабеи» . www.carc.ox.ac.uk. ​Проверено 13 апреля 2024 г.
  26. ^ «Печать-скарабей и современное впечатление: Осирис в окружении божеств-защитников | Железный век» . Метрополитен-музей . Проверено 13 апреля 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86d2b4d9af9b3796c16a50aa471d4edb__1721861160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/db/86d2b4d9af9b3796c16a50aa471d4edb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scarab (artifact) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)