Jump to content

Кораблекрушение Улубурун

Координаты : 36 ° 7'43 "с.ш. 29 ° 41'9" в.д.  /  36,12861 ° с.ш. 29,68583 ° в.д.  / 36,12861; 29,68583
(Перенаправлено с Улубуруна )
Кораблекрушение Улубуруна позднего бронзового века
Улубурун по-турецки означает «Большой мыс».
Деревянная модель реконструкции корабля.
Деревянная модель реконструкции корабля.
Кораблекрушение Улубурун находится в Турции.
Кораблекрушение Улубурун
Место крушения в 50 м (160 футов) от восточного берега Улубуруна и в 6 милях (9,7 км) к юго-востоку от Каша , Турция.
Расположение Неровный уклон шельфа мыса, глубина от 44 м (144 футов) до 52 м (171 фут), с артефактами на глубине до 61 м (200 футов)
Область Залив Антальи , у Бирюзового побережья .
Координаты 36 ° 7'43 "с.ш. 29 ° 41'9" в.д.  /  36,12861 ° с.ш. 29,68583 ° в.д.  / 36,12861; 29,68583
Тип Место затонувшего корабля
Длина Около 10 м (33 фута) к северу от горизонта, план горизонтального участка.
Ширина Около 18 м (59 футов) на востоке, горизонтальный план участка.
Область 180 м 2 (1900 кв. футов), горизонтальная планировка участка
Высота Перепад глубины составляет 8 м (26 футов) по вертикали, с разбросанными артефактами, 17 м (56 футов).
История
Строитель Неизвестный. Груз, вероятно, был микенским, судя по основному типу слитков.
Материал Деревянный одномачтовый двухносый (форштевень, корма) парусник с одним рулевым веслом на борту.
Основан Используется в конце 14 века до нашей эры; дата получена методом дендрохронологического датирования
Заброшенный Затонул в конце 14 века до нашей эры.
Периоды Поздний бронзовый век
Культуры Микенский, киприотский, судя по керамике
Связано с Экипаж торгового судна
События Столкновение с мысом, возможно, вызванное ветром.
Примечания к сайту
Даты раскопок Раскопки под руководством Джорджа Басса в 1984 году и Джемаля Пулака в 1985–1994 годах.
Археологи Джордж Ф. Басс , Джемаль Пулак
Состояние Сохранение, отбор проб и изучение продолжаются.
Право собственности Турецкая Республика
Управление Институт морской археологии , международная организация.
Публичный доступ Объекты можно увидеть на выставке Бодрумского музея подводной археологии.
Веб-сайт «Улубурун, Турция» . 23 февраля 2020 г.

Кораблекрушение Улубурун это позднего бронзового века, кораблекрушение датируемое концом 14 века до нашей эры. [1] обнаружен недалеко от восточного берега Улубуруна (Большого мыса) в Турции , в Средиземном море . [2] Кораблекрушение было обнаружено летом 1982 года Мехмедом Чакиром, местным ныряльщиком за губками из Ялыкавака , деревни недалеко от Бодрума .

С 1984 по 1994 год было проведено одиннадцать последовательных кампаний продолжительностью от трех до четырех месяцев, в результате которых было обнаружено 22 413 погружений, что выявило одно из самых впечатляющих комплексов позднего бронзового века, вышедших из Средиземного моря . [3]

Открытие

[ редактировать ]

Место кораблекрушения было обнаружено летом 1982 года благодаря зарисовкам Мехмета Чакира «металлического печенья с ушками», распознанного как слитки бычьей кожи . Турецкие ныряльщики за губками часто консультировались с исследовательской группой Института морской археологии (INA) о том, как идентифицировать древние затонувшие корабли во время дайвинга за губками. [4] Выводы Чакира побудили Огуза Альпозена, директора Бодрумского музея подводной археологии , направить инспекционную группу музея и археологов INA для определения места крушения. Инспекционная группа смогла обнаружить несколько партий медных слитков всего в 50 метрах от берега Улубуруна. [5]

Видимый маршрут

[ редактировать ]

Судя по грузам на судне, можно предположить, что судно отплыло либо из кипрского, либо из сирийско-палестинского порта. Корабль «Улубурун», несомненно, направлялся в регион к западу от Кипра , но о его конечном пункте назначения можно судить только по распределению предметов, соответствующих типам, находящихся на борту. [6] Было высказано предположение, что пунктом назначения корабля был порт где-то в Эгейском море . [7] Родос , в то время важный центр перераспределения Эгейского моря. В качестве возможного пункта назначения был предложен [8] По мнению исследователей места кораблекрушения, вероятным конечным пунктом назначения корабля был один из микенских дворцов на материковой Греции. [9]

Встречаться

[ редактировать ]

Питеру Кунихольму из Корнелльского университета было поручено провести дендрохронологическое датирование, чтобы получить абсолютную дату корабля. Было установлено, что на ветке, загруженной на корабль, еще в 1305 году до нашей эры были обнаружены годичные кольца; но, поскольку кора не сохранилась, невозможно определить, были ли у нее дальнейшие, более молодые кольца. Предполагалось, что корабль затонул вскоре после этой даты. [10] Позже Кунихольм предупредил, что низкое качество образца не позволяет провести «особо надежную» датировку. После радиоуглеродной калибровки всей анатолийской дендрохронологической последовательности Кунихольм предложил новую дату - ок. 1327 г. до н.э. [11]

Мэннинг и др. провел радиоуглеродное датирование нескольких образцов растительного материала с этого участка. Образец кедрового киля корабля был истолкован как конечная остановка на этапе строительства. Другие образцы, в том числе скоропортящиеся предметы недолговечных видов, такие как веревки и крепеж, были истолкованы как попавшие на борт корабля на этапе последнего рейса. Эти две фазы ограничивали друг друга, и байесовская статистика использовалась для получения диапазонов дат с различной вероятностью. Наиболее вероятная дата затопления корабля была округлена до 1320±15 лет. [12]

Судя по керамическим свидетельствам, кажется, что «Улубурун» затонул ближе к концу периода Амарны , но не мог затонуть до времен Нефертити из-за уникального золотого скарабея с выгравированным ее именем, найденного на борту корабля. [13] На данный момент принят вывод, что корабль затонул в конце 14 века до нашей эры.

Происхождение объектов на борту корабля географически простирается от Северной Европы до Африки, на запад до Сицилии и Сардинии и на восток до Месопотамии. Похоже, они являются продуктами девяти или десяти культур. [8] Эти источники указывают на то, что в эпоху поздней бронзы Эгейское море было средством международной торговли, возможно, основанной на королевских подарках на Ближнем Востоке. [14]

Согласно реконструкции различных ученых, кораблекрушение Улубуруна иллюстрирует процветающую торговую морскую сеть Средиземноморья позднего бронзового века. В данном случае огромный смешанный груз предметов роскоши, королевских подарков и сырья. На основании полученных данных было высказано предположение, что подарки также находились на борту микенских чиновников. [15]

Реплика в натуральную величину в Бодрумском музее подводной археологии .

Распределение обломков и разбросанного груза указывает на то, что длина корабля составляла от 15 до 16 метров (от 49 до 52 футов). Он был построен методом обшивки с шипами и пазами , подобными соединениям греко-римских кораблей более поздних веков. [16]

Несмотря на то, что корпус «Улубуруна» был тщательно исследован, никаких следов его формирования обнаружено не было. Киль . выглядит рудиментарным, возможно, это скорее килевая доска, чем киль в традиционном смысле Корабль был построен из досок и киля из ливанского кедра и дубовых шипов. [17] Ливанский кедр произрастает в горах Ливана , южной Турции и центрального Кипра . [18] На корабле было 24 каменных якоря. Этот камень почти совершенно неизвестен в Эгейском море, но его часто встраивают в храмы Сирии и Палестины и на Кипре. Хворост и палки служили опорой и защищали доски корабля от металлических слитков и другого тяжелого груза. [13]

Это список грузов, описанный Пулаком (1998).

Груз корабля «Улубурун» состоял в основном из сырья, представлявшего собой предметы торговли, которые до открытия корабля были известны в основном из древних текстов или рисунков египетских гробниц . Груз соответствует многим королевским подаркам, перечисленным в письмах Амарны, найденных в Эль-Амарне , Египет .

  • Медные и оловянные слитки
    • Груз необработанной меди общим весом десять тонн, состоящий из 354 слитков из бычьей кожи (прямоугольной формы с поручнями, выступающими из каждого угла).
    • Из общего числа слитков выявлен не менее 31 уникального двуручного слитка, форма которых, скорее всего, была придана такой форме для облегчения процесса погрузки слитков на специально сконструированные седла или упряжи для удобства транспортировки на большие расстояния вьючными животными.
    • 121 медная булочка и овальные слитки.
    • Первоначально слитки бычьей кожи были уложены в четыре отдельных ряда по всему трюму корабля, который либо соскользнул по склону после того, как корабль затонул, либо сместился, когда корпус осел под тяжестью груза.
    • показывает свинца Анализ изотопов , что большая часть или вся медь добывается на Кипре.
    • Примерно из одной тонны олова (при сплаве с медью получается около 11 тонн бронзы ).
    • Оловянные слитки имели форму бычьей кожи и булочек.
    • В 2022 году выяснилось, что треть олова добывается на руднике Мушистон в Узбекистане. Другая доля, вероятно, поступила из шахты Кестель в горах Тавр в Турции. [19] Слитки страдают от коррозии и возможного загрязнения. Однако, в отличие от некоторых других оловянных слитков из восточного Средиземноморья, они не соответствуют профилю олова из Корнуолла и в целом сравниваются с рудами из Сардинии . [20] Более поздние исследования поставили под сомнение эти результаты. [21]
  • Ханаанские кувшины и фисташковая смола
    • Не менее 149 ханаанских кувшинов (широко найденных в Греции, на Кипре, в Сирии-Палестине и Египте).
    • Кувшины относятся к северному типу и, скорее всего, были изготовлены где-то в северной части современного Израиля.
    • Одна банка была наполнена стеклянными бусинами, многие — оливками, но большинство содержало вещество, известное как фисташковая ( терпентиновая ) смола, древний тип скипидара .
    • Недавние анализы глиняной ткани черепков ханаанских кувшинов из 18-й династии стоянки в Тель-эль-Амарне дали конкретное обозначение глиняной ткани, и, по-видимому, оно такое же, как и у затонувшего корабля Улубурун, типа, который в Амарне ассоциируется исключительно с транспортировкой фисташек. смола.
  • Стеклянные слитки
    • Было обнаружено около 175 стеклянных слитков синего кобальта, бирюзы и лаванды (самые ранние известные цельные стеклянные слитки).
    • Химический состав слитков кобальтового синего стекла соответствует составу современных египетских сосудов с сердцевиной и микенских подвесных бус, что предполагает общий источник.
Египетские украшения
1 золотой дискообразный кулон 2. золотой кулон сокол 3. золотой кулон богини 4. фаянсовые бусины 5. бусины из горного хрусталя 6. бусины из агата 7. фаянсовые бусины 8. бусины из яичной скорлупы страуса 9. серебряные браслеты 10. золотой лом 11. золотая чаша 12. Сросшаяся масса мелких фаянсовых бусинок 13. Обрывок серебра.

Раскопки

[ редактировать ]

Институт морской археологии (INA) начал раскопки в июле 1984 года под руководством его основателя Джорджа Ф. Басса , а затем был передан вице-президенту INA в Турции Джемалю Пулаку, который руководил раскопками с 1985 по 1994 год. [23] Затонувший корабль лежал на глубине от 44 до 52 метров на крутом скалистом склоне, усеянном песчаными карманами. [24] Половина сотрудников, участвовавших в раскопках, жила в лагере, построенном на юго-восточной стороне мыса, куда, скорее всего, врезался корабль, а другая половина жила на борту « Виразона» , исследовательского судна INA в то время. На месте раскопок использовалась подводная телефонная будка и воздушные лифты. Картирование участка было выполнено методом триангуляции. В качестве ориентира для экскаваторов использовались измерительные ленты и металлические угольники. [25] С момента завершения раскопок в сентябре 1994 года все усилия были сосредоточены на постоянной консервации, изучении и отборе проб для анализа в консервационной лаборатории Бодрумского музея подводной археологии в Турции.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пулак, 2005 с. 34
  2. ^ Пулак, 1998 с. 188
  3. ^ Пулак, 1998 с. 188.
  4. ^ Басс, 1986 с. 269
  5. ^ Басс, 1986, стр. 269–270.
  6. ^ Пулак, 1988 с. 36
  7. ^ Ричард, Сюзанна (2003). Ближневосточная археология: читатель . Айзенбрауны. п. 136. ИСБН  978-1575060835 .
  8. ^ Jump up to: а б Пулак, 2005 с. 47
  9. ^ Тартарон, Томас (2013). Морские сети в микенском мире . Издательство Кембриджского университета. п. 26. ISBN  978-1107002982 .
  10. ^ Пулак, 1998 с. 214
  11. ^ Мэннинг, Стёрт В.; Кромер, Бернд; Кунихольм, Питер Ян; Ньютон, Мэриэнн В. (21 декабря 2001 г.). «Анатолийские годичные кольца и новая хронология бронзового и железного веков Восточного Средиземноморья» . Наука . 294 (5551): 2535. Бибкод : 2001Sci...294.2532M . дои : 10.1126/science.1066112 . ПМИД   11743159 . S2CID   33497945 . . Цитируется в книге Джеймса Питера « Кораблекрушение Улубуруна — дендрохронологический скандал» .
  12. ^ Мэннинг, Стёрт В. (2009). «Абсолютный возраст кораблекрушения Улубуруна: ключевая капсула времени позднего бронзового века для Восточного Средиземноморья». Кольца деревьев, короли, археология и окружающая среда Старого Света: статьи, представленные в честь Питера Яна Кунихольма . Книги Оксбоу. ISBN  978-1-84217-386-2 . JSTOR   j.ctt1cfr7x1 .
  13. ^ Jump up to: а б Пулак, 2005 с. 46
  14. ^ Пулак, 1998 с. 220
  15. ^ Спрос, Нэнси Х. (2011). Средиземноморский контекст ранней греческой истории . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1444342345 .
  16. ^ Пулак, 1998 с. 210.
  17. ^ Пулак, 1998 с. 213
  18. ^ Пулак, 2005 с. 43
  19. ^ «Находки 3300-летнего кораблекрушения Улубуруна раскрывают сложную торговую сеть» .
  20. ^ Бергер, Дэниел; Соулс, Джеффри С.; Гумлия-Маир, Алессандра Р.; Брюгманн, Герхард; Галили, Эхуд; Локхофф, Николь; Перницка, Эрнст (26 июня 2019 г.). Зербони, Андреа (ред.). «Изотопная систематика и химический состав оловянных слитков из Мохлоса (Крит) и других мест позднего бронзового века в восточной части Средиземного моря: главный ключ к происхождению олова?» . ПЛОС ОДИН . 14 (6): e0218326. Бибкод : 2019PLoSO..1418326B . дои : 10.1371/journal.pone.0218326 . ISSN   1932-6203 . ПМК   6594607 . ПМИД   31242218 .
  21. ^ [1] Дэниел Бергер и др., «Почему Мушистон в Центральной Азии не является источником оловянных слитков позднего бронзового века после кораблекрушения Улубурун», Фронт. Науки о Земле, сек. Геохимия, том 11, 4 августа 2023 г. https://doi.org/10.3389/feart.2023.1211478
  22. ^ Пэйтон, Роберт (2013). «Набор досок для письма Улу Бурун». Анатолийские исследования . 41 : 99–106. дои : 10.2307/3642932 . JSTOR   3642932 . S2CID   129794402 .
  23. ^ Пулак, 2005 с. 35
  24. ^ Пулак, 1998 с. 189
  25. ^ Басс, 1986 с. 272

Библиография

[ редактировать ]
  • Басс, Джордж Ф. (1986). «Кораблекрушение бронзового века в Улу-Буруне (Кас): кампания 1984 года». Американский журнал археологии . 90 (3): 269–296. дои : 10.2307/505687 . JSTOR   505687 . S2CID   192966981 .
  • Пулак, Джемаль (1988). «Кораблекрушение бронзового века в Улу-Буруне, Турция: кампания 1985 года». Американский журнал археологии . 92 (1): 1–37. дои : 10.2307/505868 . JSTOR   505868 . S2CID   191374689 .
  • Пулак, Джемаль (1998). «Кораблекрушение Улубурун: Обзор». Международный журнал морской археологии . 27 (3): 188–224. дои : 10.1111/j.1095-9270.1998.tb00803.x .
  • Пулак, Джемаль (2005). «Обнаружение королевского корабля эпохи Тутанхамона: Улубурун, Турция». В Бассе, Джордж Ф. (ред.). Под семью морями . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 34–47.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bde132747581f16ac508bc90b33daac3__1719011340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/c3/bde132747581f16ac508bc90b33daac3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uluburun shipwreck - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)