Список мифов о наводнении
Мифы о потопе распространены во многих культурах, начиная с бронзового века и доисторических времен неолита . В этих отчетах описывается потоп, иногда глобальный по масштабу, обычно посланный божеством или божествами с целью уничтожить цивилизацию как акт божественного возмездия .
Африка
[ редактировать ]Хотя на континенте относительно мало легенд о потопах, [1] [2] [3] [4] Африканские культуры, сохраняющие устную традицию о потопе, включают народы квая , мбути , масаи , мандин и йоруба . [5]
Египет
В Древнем Египте наводнения считались благотворными, и, как и в случае с Японией, в Древнем Египте не существовало никаких мифов о катастрофических наводнениях, изображавших их скорее разрушительной, чем плодородной силой. Один из «мифов о потопе» в египетской мифологии связан с богом Ра и его дочерью Сехмет . Ра послал Сехмет уничтожить часть человечества за их неуважение и неверность, в результате чего боги опрокинули кувшины с вином, чтобы имитировать большой поток крови, чтобы, напоив ее вином и заставив ее потерять сознание, ее резня прекратилась. Это отмечается на фестивале винопития во время ежегодного разлива Нила. [6]
Америка
[ редактировать ]Северная Америка
[ редактировать ]![]() | в этом разделе Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( сентябрь 2022 г. ) |
- Алгонкинские народы (некоторые): Истории Манабожо [7]
- Анисинаабе : Миф о потопе – история Алгонкина [7]
- Анисинаабе: Черепаший остров [8]
- Чокто : история наводнения чокто [9]
- Люди Комокс : Легенда о Квинише [ нужна ссылка ]
- Кри : История наводнения кри [7]
- Кри (Книстено): миф о наводнении в Книстено [ нужна ссылка ]
- Мифология хопи: вход в четвертый мир [ нужна ссылка ]
- Инуиты : миф о потопе [10]
- Меномини : Манабожо и Всемирный потоп [7]
- Микмак : Два творца и их конфликты [7]
- Нипмук : Каутановвит [7]
- Нисквалли : В начале мира Нисквалли. [11]
- Оджибве : Великий Змей и Великий Потоп [7]
- Оджибве: Манабожо и ондатра [7]
- Оджибве: Вайнабужу и Великий потоп [7]
- Оровигнарак (Аляска): «Сильное наводнение вместе с землетрясением охватило землю так быстро, что лишь немногим людям удалось спастись на своих кожаных каноэ на вершины самых высоких гор». [12]
- Оттава : Великий потоп [7]
- Саанич (W̱SÁNEĆ) W̱SÁNEĆ : эндоним означает «появляющиеся люди» на диалекте Саанич, потому что они пережили великое наводнение и поселились на вершине горы, которая возникла, когда вода отступила. [13]
Мезоамерика
[ редактировать ]Ацтеки/Мексика
[ редактировать ]Майя
[ редактировать ]- Пополь Вух : Хуракан вызвал падение деревянных людей в результате сильного наводнения.
Южная Америка
[ редактировать ]канарейка
[ редактировать ]Все еще
[ редактировать ]Мапуче
[ редактировать ]Муиска
[ редактировать ]Тупи
[ редактировать ]Азия
[ редактировать ]Древний Ближний Восток
[ редактировать ]Месопотамский
[ редактировать ]Авраамические религии
[ редактировать ]
- Повествование о потопе из Книги Бытия (пересказанное в гностических текстах, таких как « Тайная книга Иоанна» и «Ипостась Архонтов ») [18]
Китай
[ редактировать ]Иран
[ редактировать ]- В Видевдаде упоминается, что Ахура Мазда предупреждает Йиму , что наступит суровая зимняя буря, за которой последует таяние снега. [19] Ахура Мазда советует Йиме построить Вару (авестийское: ограждение). Он должен населить его наиболее приспособленными мужчинами и женщинами; и по два от каждого животного, птицы и растения; и снабжение едой и водой, собранными прошлым летом. [20] Норберт Эттингер утверждает, что история Йимы и Вары изначально была мифом о потопе, а к нему добавилась суровая зима из-за засушливой природы Восточного Ирана , поскольку наводнения не имели такого большого эффекта, как суровые зимы. Он утверждал, что упоминание в Видевдаде 2.24 о течении талой воды является пережитком мифа о потопе . [21]
Индия
[ редактировать ]
- Ману и Матсья : Легенда впервые появляется в «Шатапатха-Брахмане» (700–300 гг. до н.э.) и более подробно описана в «Матья-пуране» (250–500 гг. н.э.). Матсья (воплощение Господа Вишну в виде рыбы) предупреждает Ману (человека) о надвигающемся катастрофическом наводнении и приказывает ему собрать все зерна мира в лодку; в некоторых вариантах истории все живые существа также должны сохраняться в лодке. Когда наводнение уничтожает мир, Ману – в некоторых версиях в сопровождении семи великих мудрецов – выживает, взобравшись на борт ковчега, который Матсья утаскивает в безопасное место. Норберт Эттингер утверждает, что изначально история была о Яме , но его заменил его брат Ману из-за социального контекста авторства Шатапатха-брахмана. [21]
- Пулуга , бог-творец в религии коренных жителей Андаманских островов , насылает разрушительный потоп, чтобы наказать людей, забывших его повеления. В результате наводнения выжили только четыре человека: двое мужчин и две женщины. [22]
Индонезия
[ редактировать ]Япония
[ редактировать ]В Японии нет мифа о крупном наводнении. Намазу . считается существом, вызывающим землетрясения, которые, в свою очередь, вызывают цунами, но они не считаются наводнениями в строгом мифологическом смысле Японские учёные XIX века, такие как Хирата Ацутане и Мотоори Норинага, использовали мифы о глобальном потопе других культур, чтобы доказывать превосходство синтоизма и продвигать японский национализм . [23] Они утверждали, что тот факт, что в Японии нет мифа о потопе, свидетельствует о том, что это одновременно центр и самая высокая точка Земли, что делает ее самым близким местом на Земле к небесам. По сути, для них это демонстрирует правдивость японского мифа о сотворении мира, в котором Япония стоит на первом месте.
Корея
[ редактировать ]Малайзия
[ редактировать ]Филиппины
[ редактировать ]- Ифугао : Однажды, когда должен был наступить сезон дождей, этого не произошло. Когда река высохла, люди зарыли ее могилу, надеясь найти душу реки. Они ударили великим источником, который разгневал речных богов. Начался дождь, и река вышла из берегов. В результате наводнения уничтожило все человечество, за исключением двух выживших, Уигана и Бугана, которые вновь заселили землю после того, как вода отступила. [25]
- Игорот : Когда-то давно, когда мир был плоским и не было гор, жили два брата, сыновья Люмавига, Великого Духа. Братья любили охоту, и, поскольку гор не образовалось, не было подходящего места для ловли диких свиней и оленей, и старший брат сказал: «Давайте заставим воду течь по всему миру и покроет его, и тогда горы покроют его». встань». [26]
Таиланд
[ редактировать ]
, существует множество народных сказок У тайских народов , включая Чжуан , Тай , Шан и Лаос , рассказывающих о их происхождении и потопе от их Теана (แถน), высшего объекта веры .
- Пу Сангкаса-Я Сангкаси ( тайский : ปู่สังกะสา-ย่าสังกะสี ) или Дедушка Сангкаса и Бабушка Сангкаси, согласно мифу о творении из народных сказок тайского народа , были первыми мужчиной и женщиной, созданными верховным богом. Фу Рутуа (англ. Джонни. Прошла тысяча лет, их потомки были злыми и грубыми, а также не заинтересованными в поклонении верховному богу. Бог разгневался и наказал их великим потопом. К счастью, некоторые потомки выжили, потому что скрылись в огромной волшебной тыкве. Прошло много месяцев, верховный бог сострадал людям, которым пришлось жить в трудный период своей жизни, поэтому он приказал двум божествам Кхун Луангу и Кхун Лаю спуститься по массивной виноградной лозе, соединяющей райский остров, паривший в небе, с землю, чтобы просверлить огромную тыкву и перевезти выживших людей на новую землю. Уровень воды уже понизился, и появилась суша. Божества помогли выжившим людям и привели их на новую землю. Когда все прибыли в землю под названием Муанг Тхэн, два божества научили людей выращивать рис, заниматься сельским хозяйством и строить постройки. [27]
Тайвань
[ редактировать ]- Сайсият : Старый седовласый человек пришел к Оппехнабуну во сне и сказал ему, что скоро разразится великая буря. Оппенабун построил лодку. Выжили только Оппенабун и его сестра. У них родился ребенок, они разрезали ребенка на части, и каждый кусочек стал новым человеком. Оппенабун научил новых людей их именам, и они отправились заселять землю. [ нужна ссылка ]
Вьетнам
[ редактировать ]- Сон Тинь – Туй Тинь
- Практически каждая этническая группа Юго-Восточной Азии во Вьетнаме рассказывает историю о великом наводнении, в результате которого в живых осталось только двое, которым пришлось заключить брак. [28] Иногда это братья и сестры, иногда женщина и собака, но из этой кровосмесительной аномалии рождается тыква или кусок мяса в форме тыквы, и тыква становится источником для различных этнических групп, по словам Данг Нгием Вана, исследовавшего наводнение. мифы Юго-Восточной Азии, собрав 307 мифов о наводнении в ходе полевого исследования во Вьетнаме в начале 90-х годов и описав, что все они имеют разные версии, по сути, одной и той же истории. [28]
Сибирь
[ редактировать ]- Кет : В мифологии кетов Северной Евразии в прошлом было много наводнений. Люди и животные выживали, хватаясь за куски плавающего дерна. В будущем последний потоп вернет древних кетских героев. [29]
Европа
[ редактировать ]Классическая античность
[ редактировать ]Средневековая Европа
[ редактировать ]Балтийский регион
[ редактировать ]бретонский
[ редактировать ]Корнуолл
[ редактировать ]ирландский
[ редактировать ]валлийский
[ редактировать ]норвежский
[ редактировать ]Башкирский
[ редактировать ]Фольклор современной эпохи
[ редактировать ]финский
[ редактировать ]Океания
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]- Тиддалик : Однажды утром лягушка, держащая воду , проснулась от сильной жажды и начала пить, пока не выпила всю пресную воду. Существа и растительный мир повсюду начали погибать из-за недостатка влаги. Другие животные разработали для него план, как выпустить всю выпитую воду, заставив его смеяться. Пока Тиддалик смеялся, вода хлынула из него, чтобы наполнить озера, болота и реки.
- Ящерицы против утконосов: мир стал перенаселен птицами, рептилиями и другими животными. состоялась встреча, Поэтому в Голубых горах чтобы смягчить это. Тигровая Змея планировала, что птицы и животные, обладающие хорошей подвижностью, должны переселиться в новую страну. Ящерицы, знавшие о вызове дождя , решили избавить мир от утконосов , поручив всей своей семье провести церемонию дождя. Ящерицы бежали на вершины гор, прежде чем наводнение захлестнуло землю внизу, уничтожив большую часть мира. В конце концов наводнение закончилось, и утконосов не осталось. Через некоторое время Ковровая Змея заметила существование утконоса. Животные обнаружили, что все они связаны с утконосами, которых затем пригласили обратно и считали древней ценностью. В конце концов главный утконос женился на семье бандикутов , хотя утконосы никогда не чувствовали себя комфортно с другими животными. [30] [31]
Полинезия
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Витцель, Э. Дж. Майкл (2012). Истоки мировых мифологий . Издательство Оксфордского университета. п. 345. ИСБН 978-0-19971-015-7 .
- ^ Витцель, Э. Дж. Майкл (2012). Истоки мировых мифологий . Издательство Оксфордского университета. п. 284. ИСБН 978-0-19971-015-7 .
- ^ Мартинес, Сьюзен Б. (2016). Затерянный континент Пан: океаническая цивилизация у истоков мировой культуры . Саймон и Шустер. п. 220. ИСБН 978-1-59143-268-5 .
- ^ Герланд, Георг (1912). Миф о потопе . Бонн: А. Маркус и Э. Веберс Верлаг. п. 209. ИСБН 978-3-95913-784-3 .
- ^ Линч, Патрисия (2010). Африканская мифология от А до Я. Дом Челси. п. 45. ИСБН 978-1-60413-415-5 .
- ^ Макдональд, Логан (2018). «Воды мира: мифы о Лавразийском потопе и их связи» . georgiasouthern.edu . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Мифы о потопе коренных американцев и индейцев» . www.native-languages.org . Проверено 18 февраля 2020 г.
- ^ «История сотворения мира – Черепаший остров» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2014 г. Проверено 6 ноября 2015 г. , Договор Большого совета №3, Правительство народа Анисинаабэ в Договоре №3
- ^ «Легенды чокто» . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ «Истории о наводнениях со всего мира» . www.talkorigins.org .
- ^ В начале мира Нисквалли
- ^ Миф о наводнении Оровигнарак на talkorigins.org
- ^ «Первые нации» . Район Центральный Саанич . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Джипохан — такие же люди, как ты» . Коренные народы Бразилии (на португальском языке). 11.11.2020 . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Крепо, Робер Р. (октябрь 1997 г.). «Миф и ритуал у индейцев Кайнганг на юге Бразилии» . Антропологические горизонты . 3 (6): 173–186. дои : 10.1590/s0104-71831997000200009 .
- ^ Повествование о Потопе было написано в старовавилонский период и добавлено в существующие тексты, такие как Список шумерских царей.
- ^ Чен, Йи Самуэль. Первобытный Потоп: истоки и раннее развитие в месопотамских традициях . Издательство Оксфордского университета, 2013. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Марвин Мейер ; Уиллис Барнстон (2009). «Тайная книга Иоанна и Реальность правителей (Ипостась Архонтов)». Гностическая Библия . Шамбала . ISBN 9781590306314 . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Скьярво, Prods Oktor. Введение в зороастризм. 2006.
- ^ Цитаты в следующем разделе взяты из Джеймса Дарместетера перевода [1] Вендидада . , опубликованного в американском издании 1898 года « Макса Мюллера » Священных книг Востока
- ^ Jump up to: а б Н. Эттингер, «До Ноя: возможные остатки мифа о Потопе в протоиндоиранском языке и ранее», [в:] Материалы 24-й ежегодной индоевропейской конференции Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , изд. С.В. Джеймисон, Х.К. Мельхерт, Б. Вайн, Бремен, 2013 г., стр. 169–183.
- ^ Гастер, Теодор Герцль. Самые старые истории в мире: Оригинал переведен и пересказан, с комментариями . Нью-Йорк: Viking Press, 1958 [1952] [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Глазами японцев Ричарда Х. Майнера и Леона Э. Кларка (1994). Цитирующая книга, 3-е изд. ISBN 0938960369. стр. 61.
- ^ «Дерево Бакалавра и Великий Потоп» .
- ^ Бейер, Генри Отли (1913). Мифы о происхождении у горских народов Филиппин . Филиппинский научный журнал - Vol. 8, сек. D Манила: Институт научно-технической информации. п. 113. ИСБН 978-1-31808-686-3 .
- ^ «Филиппинские народные сказки: Игорот: История потопа» . www.sacred-texts.com .
- ^ На Таланг, Сирипорн (1996). Анализ легенд тайского народа о строительстве мира: отчет об исследовании .
- ^ Jump up to: а б Ван, Данг Нгием (1993). «Миф о потопе и происхождение этнических групп в Юго-Восточной Азии» . Журнал американского фольклора . 106 (421): 304–337. дои : 10.2307/541423 . JSTOR 541423 .
- ^ Вайда, Эдвард (2011). Джордан, Питер (ред.). «Сибирские пейзажи в кетской традиционной культуре» (PDF) . Ландшафт и культура Северной Евразии .
- ^ Существуют ли мифы о наводнениях в Австралии? Океанические мифологии: творения австралийских аборигенов и полинезийских австралийцев и наводнения
- ^ Австралийские аборигены и время снов, когда мир был создан с помощью книги ответов Handy Mythology (Visible Ink Press), адаптированной сотрудниками Newsela