Хирата Ацутане
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на японском языке . (Январь 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Хирата Ацутане ( 平田 篤胤 , 6 октября 1776 — 2 ноября 1843) — японский учёный, традиционно причисляемый к одному из четырёх великих людей исследований Кокугаку (нативистского толка). [1] и один из самых значительных богословов религии синто . Его литературное имя было Ибукиноя ( 気吹舎 ) , а его основное вымышленное имя — Дайгаку ( 大壑 , Великая Бездна ). [1] Он также использовал имена Дайкаку ( 大角 ) , Гентаку ( Сюаньчжуо ) и Гэндзуй ( Сюаньруй ) . Его личное имя было Ханбэ ( 半兵卫 ) .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Хирата родился четвертым сыном Овады Сейхе Тоситане ( 大和田 清兵衛 祚胤 ) , Обангашира (низкого ранга) самурая из области Кубота , которая сейчас является частью города Акита на севере Японии. Мало что известно о его раннем детстве, но похоже, что он был беден и сталкивался с враждебностью со стороны мачехи. Он покинул дом в 1795 году, отказавшись от связей со своей семьей и Доменом, и отправился в Эдо , где работал чернорабочим и слугой, одновременно расширяя возможности изучения рангаку , географии и астрономии . В 1800 году, в возрасте 25 лет, он привлек внимание Хираты Тобе (平田藤兵衛), учёного и инструктора школы Ямага военной стратегии , ранее принадлежавшей княжеству Битчу-Мацуяма , который усыновил его и от которого он получил фамилия Хирата. Примерно в это же время он встретил свою будущую жену, дочь Исибаши Цунэфуса (石橋常房), хатамото из домена Нумадзу , на которой он женился в следующем году. Очевидно, у них возникли романтические отношения, когда Хирата работал слугой в доме Исибаши. [2] Взяв его фамилию, она была известна как Хирата Орисе.
Развитие исследований Кокугаку
[ редактировать ]
Находясь в Эдо, Хирата изучал неоконфуцианство Ямазаки Ансая ( 1619–1682); однако его интересы были очень широки. Обеспокоенный русских набегами и вторжениями на север Эзо (сегодняшний Сахалин и Курильские острова ), он изучал современную голландскую медицину под руководством хирурга Ёсиды Тёсюку . Его исследования под руководством Ёсиды включали как минимум одно вскрытие человека. [3] Позже он обратился к даосизму , который можно найти в работах китайского философа Чжуанцзы . О творчестве Мотоори Норинаги , основателя движения кокугаку , он узнал в 1803 году, через два года после смерти Мотоори. Позже Хирата утверждал, что получил мантию учителя кокугаку во сне непосредственно от Мотоори Норинаги, но эта история является апокрифом. Первоначально он публиковался под именем Масуганоя ( 真菅乃屋 ) , что означает «дом из осоки », но во время экскурсии по сельским святыням в 1816 году он приобрел древний каменный сосуд-флейту , которую очень дорожил, и изменил свое издательское название на Ибукиноя, или «дом дыхания». Он стал учеником Мотоори Харунива и жадно читал древнюю и китайскую классику, зарубежные труды Николая Коперника и Исаака Ньютона , а также трактаты по буддизму и синтоизму. Он также был плодовитым писателем. Характерные работы по изучению древних японских традиций включают «Тама-но михашира» , «Коши сэйбун» , «Кодо тайи» и «Дзоку синто тайи» , а также комментарии. Коситё и Косиден . Он также известен своими исследованиями древних индийских и китайских традиций ( Индо дзоси и Морокоси тайкодэн ), а также текстов, посвященных духовному миру, в том числе Сэнкё ибун и Кацугоро сайсэй кибун . Его ранние работы «Хонкё гайхэн» указывают на знакомство с христианской литературой, авторами которой были иезуиты в Китае. Орис умер в 1812 году.
Хотя Хирата традиционно занимает четвертое место в ряду ученых кокугаку , на самом деле он представляет собой разрыв с чисто научной городской культурой, характерной для возрождения классического нативистского обучения, и представляет тенденцию к популистскому посланию. Хирата уделял особое внимание охвату среднего человека и адаптировал к нему свой собственный стиль, иногда используя народную идиому. Хирата часто выражал враждебность по отношению к конфуцианским и буддийским учёным того времени, вместо этого выступая за возрождение «древних обычаев», согласно которым императора следует почитать . Первая опубликованная работа Хираты, «Камошо» (1803 г.), представляла собой резкую атаку на работы конфуцианского философа Дадзая Сюндай (1680–1747) о буддизме и привела к приглашению преподавать от семьи Ёсида, потомственного клана, возглавляющего Ёсида Синто .
Содержание его трактата 1841 года «Тэнчо мукюреки» , в котором он предположил, что верность императору должна иметь приоритет над верностью своему господину (т. е. сёгуну ), возмутило правящее правительство Токугавы , и он был приговорен к домашнему аресту в Аките до тех пор, пока не смерть в 1843 году.
Влияние
[ редактировать ]Часть серии о |
Консерватизм в Японии |
---|
![]() |
Деятельность Хираты в конечном итоге привлекла более 500 учеников, в том числе Окуни Такамаса и Сузуки Сигэтане . Его националистические сочинения оказали значительное влияние на самураев , которые поддерживали движение Соннодзёи и сражались в войне Босин за свержение сёгуната Токугава во время Реставрации Мэйдзи .
влияние Хираты на кокугаку В последнее время считалось, что переоценено. Хотя его называют одним из «четырех великих людей кокугаку», эту фразу он придумал сам. Его работа чаще влияла на религиозные группы, чем на правительство Японской империи .
Среди наиболее устойчивых вкладов Хираты в японскую мысль было напоминание о том, что все японцы произошли от ками , а не только императорская семья и некоторые аристократические семьи. По его словам, «это наша славная земля, земля, в которой ками берут свое начало, и мы все без исключения потомки ками. По этой причине, если мы вернемся от родителей, которые дали нам жизнь и если не считать бабушек и дедушек, прадедов и считать предков древних времен, то их первоначальными предками обязательно должны были быть ками». [4]
Могила Хираты Ацутане
[ редактировать ]
Хирата умер в своем доме в Накакамэ-тё, Акита, в 1843 году и, согласно завещанию, был похоронен на склоне холма в городе. 39 ° 43'43 "N 140 ° 08'14" E / 39,72863931 ° N 140,1372221 ° E Надгробие представляет собой натуральный камень, на котором просто написано его имя, окруженное каменным забором, а тории у входа расположены каменные ворота . В 1934 году гробница была объявлена Национальным историческим памятником Японии . [5]
Избранные произведения
[ редактировать ]- но сиранами Белые Тисимы ( волны Чисима - ) [2]
- Хонкё гайхэн ( honkyō gaihen , Внешние главы нашего учения )
- Кодо тайи ( 古道大义 , Общее введение в путь древности )
- Тама-но михашира Истинный столп ) духа (
- Тамадасуки ( Тамасаки , Драгоценный Тасуки )
- Дзоку синто тайи введение ( Общее в народный синтоизм )
- Коситё ( 古史徴 , Указатель древней истории )
- Косиден ( Косидэн , Комментарий к древней истории )
- Сидзу но Ивая ( Сизу но Ивая , Тихая пещера )
- Сюцудзё сёго ( 出定笑语 , Смеющаяся беседа после выхода из медитации ) [3]
- Индо дзоси ( Индия 蔵志 , Сборник правды об Индии )
- Морокоси тайкодэн ( 太古传 , «Передача истории древнего Китая »)
- Сэнкё ибун ( 仙地奇典 , Странные сказки из страны бессмертных )
- Кацугоро сайсэй кибун ( Рассказ ) Кацугоро о возрождении
- Рейхо гогаку синкейдзу ( 霊宝五山真愿図 , Точная схема пяти вершин )
- Сайсэки гайрон Осуждение науки ( западной )
- Тенчуки ( 天竹记 , Запись Небесного Столпа )
- Камосё ( 呵妄書 , Обличение дерзких писаний )
- Кокон ёмико ( Древнее и современное исследование демонов , исследование паранормальных явлений прошлого и настоящего )
- Тенчо мукюреки ( Tencho Mukyūreki , Календарь Бессмертного императорского двора )
- Комментарий к «Ино мононокероку» ( Inō mononokeroku , «Рассказ о призраках Ино ») 1749 года.
Примечания
[ редактировать ]- 1. ↑ Название было навеяно отрывком из Чжуанцзы . Хотя сегодня этот термин обычно переводится как «океан», его использование в классической китайской литературе, с которой Хирата был близко знаком, включало более общее значение огромной глубины и использовалось метафорически в отношении ци и ее источника . «Чжунь Ман (諄芒) по пути к океану встретил Юань Фэна на берегу восточного моря, и он спросил его, куда он идет. «Я иду, — ответил он, — к океану». ;' а другой снова спросил: «Зачем?» Чжунь Ман сказал: «Такова природа океана (大壑, дахе), что воды, впадающие в него, никогда не смогут наполнить его, а те, что вытекают из него, не истощат его, я буду наслаждаться, бродя по нему».
- 2. ^ Трактат о национальной обороне, пропагандирующий наращивание военной мощи на Сахалине и на Курилах для противодействия российской экспансии в Северо-Восточную Азию . [6]
- 3. ↑ Название этого текста является каламбуром на тему резко антисинтоистского произведения Томинаги Накамото 1745 года Сюцудзё гого , или «Беседа о выходе из медитации».
См. также
[ редактировать ]- Хаяси Оэн
- Сугияма Содзё
- Хират Канетане (1799-1880)
- Хирата Нобутан (1828-1872)
- Хирата Моритан (1863-1945)
- Хирата Мунетане (???-1973)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хирата Ацутане (1776-1843) наиболее известен как четвертый великий человек кокугаку ». Хансен, Уилберн. «Танцы, как одержимые: вечеринка в честь каминг-аута в Обществе духов Эдо». Японский журнал религиоведения (2010): стр. 275–294, из которых стр. 277, сноска 3.
- ^ «Выставка Хирата Ацутане 2004» . Национальный музей японской истории . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Миячи, Масато (август 2012 г. Том 1 (1-е изд.) Бакумацу иссин хэнкакуши , 9784000244688 .
- ^ Эрл, Дэвид Маргари, Император и нация в Японии, политические мыслители периода Токугава, University of Washington Press, 1964, стр. 80
- ^ Хираты Ацутане» (на японском языке) « Могила .
- ^ Хансен, Уилберн (2008). Когда говорят тенгу: Этнография потустороннего мира Хираты Ацутане . Гавайский университет Press. ISBN 9780824832094 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гордон, Эндрю (2003). Современная история Японии: от времен Токугава до наших дней . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195110609 ; ISBN 9780195110616 ; ОСЛК 49704795
- Янсен, Мариус Б. (2000). Создание современной Японии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674003347 . ISBN 9780674003347 ; ОСЛК 44090600
- МакНелли, Марк (2005). Доказывая путь: конфликт и практика в истории японского нативизма . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 0-674-01778-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Энциклопедия синтоизма
- Официальный сайт префектуры Акита (на японском языке)
- Туристическая информация Никахо (на японском языке)
- 1776 рождений
- 1843 смерти
- Ученые Кокугаку
- Люди из Акиты (города)
- Самурай
- японские националисты
- Японские синтоистские священники
- Японские преподаватели
- Японские богословы
- Японские философы XIX века
- Антихристианские настроения в Японии
- Японские критики христианства
- Критики буддизма
- Японские синтоисты
- Японские писатели периода Эдо
- Писатели из префектуры Акита
- Синбуцу бунри
- Обожествленные японские мужчины
- Исторические места Японии
- Синтоисты XIX века
- Фукко Синто