Jump to content

Ямага Соко

Ямага Соко
Портрет Ямаги Соко с надписью Мизуно Масамори.
Рожденный ( 1622-09-21 ) 21 сентября 1622 г.
Умер 23 октября 1685 г. ) ( 1685-10-23 ) ( 63 года
Эдо , Япония
Национальность японский
Род занятий Философ, писатель

Ямага Соко ( 山鹿 素行 , 21 сентября 1622 — 23 октября 1685) — японский военный писатель и философ при сёгунате Токугава периода Эдо в Японии . Как учёный он применил конфуцианскую идею «высшего человека» к самураев классу Японии. Это стало важной частью самурайского образа жизни и кодекса поведения.

Биография

[ редактировать ]

Ямага родился в Айдзувакамацу в семье ронина, ранее проживавшего в домене Айдзу , и переехал в Эдо в возрасте шести лет в 1628 году. С того времени он изучал китайскую классику , а в возрасте девяти лет стал учеником Хаяси Разана . последователь неоконфуцианства , который разработал практическое сочетание синтоистских и конфуцианских верований и практик, которое стало основой доминирующей идеологии Токугава . сёгунат . [ 1 ] В возрасте 15 лет он отправился в провинцию Кай, чтобы изучать военную стратегию под руководством Обаты Кагенори .

Однако в возрасте сорока лет он отошел от официальной доктрины, отвергнув школу Чэн-Чжу, продвигаемую кланом Хаяши , и сжег все книги, которые он написал, находясь под ее влиянием. Это, наряду с публикацией философского труда под названием «Сэйкё Ёроку» , стало причиной его ареста в следующем году по наущению Хосина Масаюки , даймё домена Айдзу . Ямага провозгласил свою веру в то, что чистую истину можно найти только в этических учениях Конфуция и что последующие развития конфуцианской традиции представляют собой извращения первоначальной доктрины. Хосина, однако, увидел в этой атаке на преобладающую ортодоксальность потенциальный вызов самой власти Токугавы и приказал изгнать его из Эдо. Вскоре после изгнания из Эдо Ямага переехал в область Ако в провинции Харима в 1653 году, подружившись с Асано Нагатомо и став важным учителем конфуцианства и военной науки в регионе. Влияние Ямаги позже будет выражено в Гэнроку Ако , поскольку его лидер Оиси Ёсио был одним из его преданных учеников. [ 2 ]

Ямага написал серию работ, посвященных «кредо воина» ( букё ) и «пути джентльмена» ( шидо ). Так он описал высокую миссию воинского класса и связанные с ней обязанности. Согласно Уильяму Скотту Уилсону в его «Идеалах самурая» , Ямага «в своей теории Шидо (менее радикальной теории, чем бусидо ) определял воина как пример конфуцианской чистоты для других классов общества и как карателя тех, кто сбился бы с пути своего». Уилсон писал, что Ямага думал о самураях как о «своего рода воинах-мудрецах» и сосредоточивал свои сочинения на совершенствовании этого «трансцендентного идеала», но «такое направление мышления... было типично для ученых периода Эдо в его склонность к спекуляции». Он еще раз подчеркнул, что мирное искусство, литература и история имеют важное значение для интеллектуальной дисциплины самураев. Таким образом, Ямага символизирует историческую трансформацию класса самураев из чисто военной аристократии в аристократию растущего политического и интеллектуального лидерства. [ 3 ] Одним из его учеников был Дайдодзи Юдзан , самурай из семьи Дайдодзи , который стал автором важного текста бусидо, Будо сёсин сю . Он также обратил внимание на необходимость изучения и принятия на вооружение западного оружия и тактики, представленных голландцами.

Жизнь его ближайшего современника Мацудайры Саданобу представляет собой правдоподобный контекст для более полного понимания и оценки жизни Ямаги. Оба полностью верили в гражданские и личные ценности конфуцианства, но оба толковали эти заповеди немного по-разному из-за их места в обществе периода Эдо . [ 4 ] В свое время эта концепция конфуцианских ценностей была среди факторов, которые побудили его обратить внимание на необходимость изучения и принятия на вооружение западного оружия и тактики, представленных голландцами.

Концепция Ямаги переформулировала и систематизировала писания прошлых столетий и указала на императора как на средоточие всей лояльности. Его учение, таким образом, имело прямое применение для всех в существующем феодальном строе, и он не призывал к изменению статуса императора .

Могила Ямаги Соко

Ямага был помилован в 1675 году и ему разрешили вернуться в Эдо, где он преподавал военное дело в течение следующих 10 лет. Он умер в 1685 году, и его могила находится в храме Сото Дзэн Сосан-дзи в Синдзюку , Токио. В 1943 году его могила была объявлена ​​Национальным историческим памятником . [ 5 ]

Чучо Джиджицу

[ редактировать ]

Важной темой, проходящей через жизнь и творчество Ямаги, было сосредоточение внимания на величии Японии, и это стало одной из причин, по которой его популярность и влияние расширились в условиях растущей националистической культуры середины двадцатого века. [ 6 ]

Живя в то время, когда на японском языке было написано очень мало текстов, а японские учёные посвящали себя изучению китайской истории , китайской литературы и китайской философии , он написал « Чучё дзиджитсу» (что переводится как «Реальные факты о Центральном царстве»), чтобы пробудить японских ученых к величию их собственной национальной истории и культуры. Его аргумент заключается в том, что Япония — это дар богов японскому народу, и что, хотя многие нации (здесь его читатели поняли бы, что он имеет в виду Китай) считают свою страну центром мира, на объективном основании с умеренным климатом, только Китай и Япония могут оправдать такие претензии, и из этих двух Япония явно превосходит ее, потому что ей благоволят боги, о чем свидетельствует тот факт, что только в Японии существует непрерывная имперская линия, ведущая свое начало от самих богов. [ 7 ]

Тон произведения можно оценить по этому отрывку:

«Вода и почва Японии превосходят таковые всех других стран, а качества ее народа превосходят все восемь уголков земли. По этой причине безграничная вечность ее богов и бесконечность правления ее священной линии , его великолепные литературные произведения и славные военные подвиги будут такими же долговечными, как небо и земля». [ 8 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Нуссбаум, Луи Фредерик и др. (2005). «Ямага Соко» в Японской энциклопедии, стр. 1038. , с. 1038, в Google Книгах ; Обратите внимание: Луи-Фредерик — это псевдоним Луи-Фредерик Нуссбаум, см. авторитетный файл Deutsche Nationalbibliothek, заархивированный 24 мая 2012 г. на archive.today .
  2. ^ Трамбалл, Стивен. (1996). Самурай: Военная история. п. 265; Такер, Джон. (2002). «Интеллектуальная история Токугава и довоенная идеология: случай Иноуэ Тэцудзиро, Ямаги Соко и сорока семи ронинов», в китайско-японских исследованиях . Во. 14, с. 35–70.
  3. ^ Де Бари, Уильям и др. (2001). Источники японской традиции: Том 2, 1600–2000 гг ., С. 186.
  4. ^ Сюдзо Делишес. (1977). Ямаги Соко «Последний завет в изгнании. Хайсё Зампицу », Monumenta Nipponica, 32:2, No. 2, с. 125–152.
  5. ^ «Могила Такасимы Шухана» (на японском языке). обращения Дата 20 августа 2020 г.
  6. ^ Варлей, Пол. (20000). Японская культура. п. 213.
  7. ^ Эрл, Дэвид Магари, Император и нация в Японии; Политические мыслители периода Токугава, Вашингтонский университет Press, Сиэтл, 1964, стр. 45 и далее.
  8. ^ цитируется в книге Эрла Дэвида Магари, «Император и нация в Японии»; Политические мыслители периода Токугава, Вашингтонский университет Press, Сиэтл, 1964, с. 46
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06a49d36da547a9c2521553fe975cf19__1692813240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/19/06a49d36da547a9c2521553fe975cf19.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yamaga Sokō - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)