Ямага Соко
Ямага Соко | |
---|---|
![]() Портрет Ямаги Соко с надписью Мизуно Масамори. | |
Рожденный | Айдзувакамацу , Япония | 21 сентября 1622 г.
Умер | 23 октября 1685 г. Эдо , Япония | ( 63 года
Национальность | японский |
Род занятий | Философ, писатель |
Ямага Соко ( 山鹿 素行 , 21 сентября 1622 — 23 октября 1685) — японский военный писатель и философ при сёгунате Токугава периода Эдо в Японии . Как учёный он применил конфуцианскую идею «высшего человека» к самураев классу Японии. Это стало важной частью самурайского образа жизни и кодекса поведения.
Биография
[ редактировать ]Ямага родился в Айдзувакамацу в семье ронина, ранее проживавшего в домене Айдзу , и переехал в Эдо в возрасте шести лет в 1628 году. С того времени он изучал китайскую классику , а в возрасте девяти лет стал учеником Хаяси Разана . последователь неоконфуцианства , который разработал практическое сочетание синтоистских и конфуцианских верований и практик, которое стало основой доминирующей идеологии Токугава . сёгунат . [ 1 ] В возрасте 15 лет он отправился в провинцию Кай, чтобы изучать военную стратегию под руководством Обаты Кагенори .
Однако в возрасте сорока лет он отошел от официальной доктрины, отвергнув школу Чэн-Чжу, продвигаемую кланом Хаяши , и сжег все книги, которые он написал, находясь под ее влиянием. Это, наряду с публикацией философского труда под названием «Сэйкё Ёроку» , стало причиной его ареста в следующем году по наущению Хосина Масаюки , даймё домена Айдзу . Ямага провозгласил свою веру в то, что чистую истину можно найти только в этических учениях Конфуция и что последующие развития конфуцианской традиции представляют собой извращения первоначальной доктрины. Хосина, однако, увидел в этой атаке на преобладающую ортодоксальность потенциальный вызов самой власти Токугавы и приказал изгнать его из Эдо. Вскоре после изгнания из Эдо Ямага переехал в область Ако в провинции Харима в 1653 году, подружившись с Асано Нагатомо и став важным учителем конфуцианства и военной науки в регионе. Влияние Ямаги позже будет выражено в Гэнроку Ако , поскольку его лидер Оиси Ёсио был одним из его преданных учеников. [ 2 ]
Ямага написал серию работ, посвященных «кредо воина» ( букё ) и «пути джентльмена» ( шидо ). Так он описал высокую миссию воинского класса и связанные с ней обязанности. Согласно Уильяму Скотту Уилсону в его «Идеалах самурая» , Ямага «в своей теории Шидо (менее радикальной теории, чем бусидо ) определял воина как пример конфуцианской чистоты для других классов общества и как карателя тех, кто сбился бы с пути своего». Уилсон писал, что Ямага думал о самураях как о «своего рода воинах-мудрецах» и сосредоточивал свои сочинения на совершенствовании этого «трансцендентного идеала», но «такое направление мышления... было типично для ученых периода Эдо в его склонность к спекуляции». Он еще раз подчеркнул, что мирное искусство, литература и история имеют важное значение для интеллектуальной дисциплины самураев. Таким образом, Ямага символизирует историческую трансформацию класса самураев из чисто военной аристократии в аристократию растущего политического и интеллектуального лидерства. [ 3 ] Одним из его учеников был Дайдодзи Юдзан , самурай из семьи Дайдодзи , который стал автором важного текста бусидо, Будо сёсин сю . Он также обратил внимание на необходимость изучения и принятия на вооружение западного оружия и тактики, представленных голландцами.
Жизнь его ближайшего современника Мацудайры Саданобу представляет собой правдоподобный контекст для более полного понимания и оценки жизни Ямаги. Оба полностью верили в гражданские и личные ценности конфуцианства, но оба толковали эти заповеди немного по-разному из-за их места в обществе периода Эдо . [ 4 ] В свое время эта концепция конфуцианских ценностей была среди факторов, которые побудили его обратить внимание на необходимость изучения и принятия на вооружение западного оружия и тактики, представленных голландцами.
Концепция Ямаги переформулировала и систематизировала писания прошлых столетий и указала на императора как на средоточие всей лояльности. Его учение, таким образом, имело прямое применение для всех в существующем феодальном строе, и он не призывал к изменению статуса императора .
Ямага был помилован в 1675 году и ему разрешили вернуться в Эдо, где он преподавал военное дело в течение следующих 10 лет. Он умер в 1685 году, и его могила находится в храме Сото Дзэн Сосан-дзи в Синдзюку , Токио. В 1943 году его могила была объявлена Национальным историческим памятником . [ 5 ]
Чучо Джиджицу
[ редактировать ]Важной темой, проходящей через жизнь и творчество Ямаги, было сосредоточение внимания на величии Японии, и это стало одной из причин, по которой его популярность и влияние расширились в условиях растущей националистической культуры середины двадцатого века. [ 6 ]
Живя в то время, когда на японском языке было написано очень мало текстов, а японские учёные посвящали себя изучению китайской истории , китайской литературы и китайской философии , он написал « Чучё дзиджитсу» (что переводится как «Реальные факты о Центральном царстве»), чтобы пробудить японских ученых к величию их собственной национальной истории и культуры. Его аргумент заключается в том, что Япония — это дар богов японскому народу, и что, хотя многие нации (здесь его читатели поняли бы, что он имеет в виду Китай) считают свою страну центром мира, на объективном основании с умеренным климатом, только Китай и Япония могут оправдать такие претензии, и из этих двух Япония явно превосходит ее, потому что ей благоволят боги, о чем свидетельствует тот факт, что только в Японии существует непрерывная имперская линия, ведущая свое начало от самих богов. [ 7 ]
Тон произведения можно оценить по этому отрывку:
«Вода и почва Японии превосходят таковые всех других стран, а качества ее народа превосходят все восемь уголков земли. По этой причине безграничная вечность ее богов и бесконечность правления ее священной линии , его великолепные литературные произведения и славные военные подвиги будут такими же долговечными, как небо и земля». [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Нуссбаум, Луи Фредерик и др. (2005). «Ямага Соко» в Японской энциклопедии, стр. 1038. , с. 1038, в Google Книгах ; Обратите внимание: Луи-Фредерик — это псевдоним Луи-Фредерик Нуссбаум, см. авторитетный файл Deutsche Nationalbibliothek, заархивированный 24 мая 2012 г. на archive.today .
- ^ Трамбалл, Стивен. (1996). Самурай: Военная история. п. 265; Такер, Джон. (2002). «Интеллектуальная история Токугава и довоенная идеология: случай Иноуэ Тэцудзиро, Ямаги Соко и сорока семи ронинов», в китайско-японских исследованиях . Во. 14, с. 35–70.
- ^ Де Бари, Уильям и др. (2001). Источники японской традиции: Том 2, 1600–2000 гг ., С. 186.
- ^ Сюдзо Делишес. (1977). Ямаги Соко «Последний завет в изгнании. Хайсё Зампицу », Monumenta Nipponica, 32:2, No. 2, с. 125–152.
- ^ «Могила Такасимы Шухана» (на японском языке). обращения Дата 20 августа 2020 г.
- ^ Варлей, Пол. (20000). Японская культура. п. 213.
- ^ Эрл, Дэвид Магари, Император и нация в Японии; Политические мыслители периода Токугава, Вашингтонский университет Press, Сиэтл, 1964, стр. 45 и далее.
- ^ цитируется в книге Эрла Дэвида Магари, «Император и нация в Японии»; Политические мыслители периода Токугава, Вашингтонский университет Press, Сиэтл, 1964, с. 46
Ссылки
[ редактировать ]- Де Бари, Уильям Теодор, Кэрол Глюк и Артур Э. Тидеманн. (2001). Источники японской традиции: с 1600 по 2000 годы. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 0-231-12984-X
- Нуссбаум, Луи Фридерик и Кете Рот. (2005). Японская энциклопедия. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01753-5 ; ОСЛК 48943301
- Сюдзо вкусный. (1977). Ямаги Соко «Последний завет в изгнании. Хайсё Зампицу », Monumenta Nipponica, 32:2, No. 2, с. 125–152.
- Трамбалл, Стивен. (1977). Самурай: Военная история. Нью-Йорк: Макмиллан . ISBN 978-0-02-620540-5 (ткань) [перепечатано RoutledgeCurzon , Лондон, 1996. ISBN 978-1-873410-38-7 (бумажный)]
- Такер, Джон. (2002). «Интеллектуальная история Токугава и довоенная идеология: случай Иноуэ Тэцудзиро, Ямаги Соко и сорока семи ронинов», в китайско-японских исследованиях. Во. 14, с. 35–70.
- Варлей, Х. Пол. (2000). Японская культура. Гонолулу: Издательство Гавайского университета . ISBN 0-8248-2152-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Колумбийский университет: Заметки о трудах Ямаги Соко
- Восточноазиатский институт Кембриджского университета : дополнительная литература/библиография.