Кокутай
Кокутай ( 国体 , «национальное тело/структура государства») — понятие на японском языке, которое можно перевести как « система правления », « суверенитет », «национальная идентичность, сущность и характер», «национальное государство; политическое тело ; национальное образование». основа императора » суверенитета или «нация » .
Этимология
[ редактировать ]Кокутай возник как китайско-японское заимствование из китайского гуоти ( китайский : 國體 ; пиньинь : guótϐ ; «государственная политическая система; национальная правительственная структура»). Японское сложное слово объединяет коку ( 國 , «страна; нация; провинция; земля») и тай ( 體 , «тело; субстанция; объект; структура; форма; стиль») . Согласно « Ханьюй Да Цидянь» , древнейшие употребления гуоти встречаются в двух классических китайских текстах . II века до нашей эры Гулян чжуань ( 榖梁傳 ; «Комментарий Гуляна») к « Весенним и осенним летописям » толкует дафу ( 大夫 ; «верховный министр», «высшее должностное лицо») как гуоти , метафорически означающее «воплощение страны». I века нашей эры, В книге Хань посвященной истории императора Чэна Хань, использовалось готи для обозначения «законов и управления» конфуцианских чиновников.
До 1868 г.
[ редактировать ]Историческое происхождение кокутая восходит к периодам, предшествовавшим 1868 году, особенно к периоду Эдо, которым правил сёгунат Токугава (1603–1868).
Айзава Сэйсисай (会沢正志斎, 1782–1863) был авторитетом в области неоконфуцианства и лидером Митогаку ( 水戸学 «Школа Мито»), которая поддерживала прямое восстановление Императорского дома Японии . Он популяризировал слово кокутай в своем «Синроне» 1825 года (新論 «Новые тезисы»), в котором также был введен термин Соннодзёи («почитай Императора, изгоняй варваров»).
Айзава развил свои идеи кокутая, используя идею о том, что японские национальные мифы в « Кодзики» и «Нихон сёки» являются историческими фактами, полагая, что Император был прямым потомком богини солнца Аматэрасу-Омиками . Айзава идеализировал эту древнюю Японию, управляемую божествами, как форму сайсэй икти (祭政一致 «единство религии и правительства») или теократии. По мнению первых японских неоконфуцианских ученых, лингвист Рой Эндрю Миллер (1982:93) говорит: « Кокутай означал что-то все еще довольно расплывчатое и плохо определенное. Это было более или менее японское «тело нации» или «национальная структура».
С 1868 по 1945 год
[ редактировать ]С 1868 по 1890 год
[ редактировать ]Като Хироюки (1836–1916) и Фукузава Юкичи (1835–1901) были учеными периода Мэйдзи , которые анализировали доминирование западной цивилизации и призывали к прогрессу японской нации.
В 1874 году Като написал « Кокутай Синрон» (国体新論 «Новая теория национального тела/структуры»), в котором критиковал традиционные китайские и японские теории правления и, приняв западные теории естественных прав , предложил конституционную монархию для Японии. Он противопоставил кокутай и сэйтай (政体 «правительственный орган/структура»). Браунли объясняет.
Различие Кокутай -сэйтай позволило консерваторам четко идентифицировать как Кокутай , Национальную Сущность, «коренные японцы», вечные и неизменные аспекты их государственного устройства, происходящие из истории, традиций и обычаев и ориентированные на Императора. Форма правления, Сэйтай , второстепенное понятие, тогда состояла из исторических механизмов осуществления политической власти. Сэйтай , форма правления, была исторически случайной и менялась с течением времени. Япония пережила последовательное прямое правление императоров в древние времена, затем правление регентов Фудзивара , затем семьсот лет правления сёгунов , а затем снова предположительно прямое правление императоров после Реставрации Мэйдзи . Каждый из них представлял собой сэйтай — форму правления. В этом понимании современная система правления согласно Конституции Мэйдзи, полученная на этот раз из иностранных источников, была не чем иным, как другой формой японского правления, новым сэйтай . В Конституции не было ничего фундаментального. (2000:5)
Фукузава Юкичи был влиятельным автором-переводчиком посольства Японии в США (1860 г.) . Его «Бунмейрон но Гайряку» 1875 года (文明論の概略 «Очерк теории цивилизации») противоречил традиционным представлениям о кокутай . Он рассуждал, что это не уникально для Японии и что можно сказать, что каждая нация имеет кокутай «национальный суверенитет». Хотя Фукузава уважал императора Японии , он считал, что кокутай не зависит от мифов о непрерывном происхождении от Аматэрасу.
Конституция Мэйдзи
[ редактировать ]Конституция Японской империи 1889 года создала форму конституционной монархии с суверенным императором кокутай и сэйтай органами власти . Статья 4 провозглашает, что «Император является главой Империи, сочетающей в себе права суверенитета», объединяющей исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, хотя и при условии «согласия императорского сейма». Эта система имела демократическую форму, но на практике была ближе к абсолютной монархии. Ученый-правовед Хосефа Лопес отмечает, что согласно Конституции Мэйдзи кокутай приобрел дополнительное значение.
Правительство создало совершенно новую культурную систему вокруг Тэнноу [Императора], и кокутай был ее выражением. Более того, кокутай был основой суверенитета. По мнению Тацукити Минобе, кокутай понимается как «форма Сословия» в смысле «Тэнно как орган Сословия», тогда как авторитарные режимы наделяли кокутай мистической силой. Тенноу был «богом» среди «людей», воплощением национальной морали. Это понятие кокутая было внеюридическим, скорее культурным, чем позитивным. (2006: НП)
Часть серии о |
Консерватизм в Японии |
---|
Это произошло из-за того, что составитель Ито Хиробуми отверг некоторые европейские идеи как непригодные для Японии, поскольку они вытекают из европейской конституционной практики и христианства. [1] Ссылки на кокутай были оправданием власти императора через его божественное происхождение и непрерывную линию императоров, а также уникальные отношения между подданным и государем. Элементу «семьи-государства» в нем придавалось большое значение в политической философии. [2] Многие консерваторы поддерживали эти принципы как центральные в Нихон сюги ( Нихон гункоку сюги , японский милитаризм ), «японизме», как альтернативу быстрой вестернизации. [3] Нихон сюги (日本主義, букв. «Японизм») — идеология, которая ценит традиционный японский дух и задает тон государству и обществу; оно возникло в этот период как реакция на правительства Мэйдзи радикальную политику европеизации . [4] Нихон сюги - это разновидность идеологии « кукка сюги » (国家主義, букв. «этатизм» или «национализм»). [4]
Нихон Сюги выступал против «европеизма» (欧化主義), « демократии » и « социализма », которые считались не связанными с японскими традициями, а в эпоху Тайсё и Сёва подчеркивал идеологию Кокутай , сосредоточенную на императоре, в отличие от марксизма . [4]
Демократия Тайсё
[ редактировать ]От Синьхайской революции до принятия Закона о сохранении мира самое важное демократическое движение перед Второй мировой войной « Демократия Тайсё (1911–1925) возникло ». Во времена демократии Тайсё политический теоретик Сакудзо Ёсино (1878–1933) отверг западную демократию минсю сюги (民主主義 букв. «принцип / -изм, правят люди») и предложил компромисс по имперской демократии минпон сюги (民本主義 «народ, основанный на принципах демократии Тайсё»). принцип/-изм»). Однако по мере роста японского национализма возникли вопросы, может ли император кокутай быть ограничен правительством сэйтая .
Закон о сохранении мира 1925 года запрещал создание и членство в любой организации, которая предлагала изменение кокутая или отмену частной собственности, фактически признавая уголовным преступлением социализм, коммунизм, республиканизм направленные против Тэнно , демократию и другие идеологии, . [5] Токко для расследования политических групп , («Особая высшая полиция») была создана как разновидность полиции мысли которые могут угрожать тэнно-центрированному социальному порядку Японии. [6]
Использование во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Тацукити Минобе (1873–1948), почетный профессор права Токийского императорского университета , предположил, что согласно Конституции Мэйдзи император был органом государства, а не священной властью за пределами государства. [7] Это было расценено как оскорбление величества . [8] Минобе был назначен членом Палаты пэров в 1932 году, но был вынужден уйти в отставку после попытки убийства и резкой критики за нелояльность императору. [9]
Большие усилия были приложены для разжигания «японского духа» даже в массовой культуре, например, при продвижении « Песни молодой Японии ». [10]
Храбрые воины объединились в справедливости
По духу ровня на миллион –
Готовы, как мириады цветущей вишни, рассеяться
Весеннее небо Реставрации Сёва . [10]
Национальные дебаты по поводу кокутай побудили премьер-министра принца Фумимаро Коноэ назначить комитет из ведущих профессоров Японии для рассмотрения этого вопроса. В 1937 году они издали « Кокутай-но Хонги» (国体の本義, «Основные принципы национального органа/структуры», см. Gauntlett and Hall 1949). Миллер дает такое описание.
Документ, известный как Кокутай-но Хонги, на самом деле представлял собой брошюру из 156 страниц, официальное издание Министерства образования Японии , впервые выпущенное в марте 1937 года и со временем распространенное миллионами экземпляров по всем островам и империи. Он содержал официальное учение японского государства по всем аспектам внутренней политики, международных отношений, культуры и цивилизации. (1982:92)
Он четко заявил о своей цели: преодолеть социальные волнения и создать новую Японию. [11] Из этой брошюры учеников учили ставить нацию выше себя и понимать, что они являются частью государства, а не отделены от него. [12] Он также научил их принципу хакко итиу («восемь веревок, одна крыша»), который будет использоваться для оправдания империализма. [13]
Браунли заключает, что после Кокутай-но Хонги провозглашения
Ясно, что на этом этапе истории они больше не имели дела с концепцией создания духовного единства, как Айзава Сэйсисай в 1825 году, или с политической теорией Японии, разработанной с учетом современных институтов правительства, такой как Конституция Мэйдзи. Комитет профессоров престижных университетов стремился определить основные истины Японии, которые можно было бы назвать религиозными или даже метафизическими, поскольку они требовали веры в ущерб логике и разуму. (2006:13)
Министерство образования распространило его по всей школьной системе. [9]
К 1937 году «очистка выборов», первоначально направленная на борьбу с коррупцией, требовала, чтобы ни один кандидат не настраивал людей в оппозицию ни к военным, ни к бюрократии. [14] Это было необходимо, потому что избиратели должны были поддерживать имперское правление. [14]
Некоторые возражения против основания Тайсэй Ёкусанкай или Ассоциации содействия имперскому правлению возникли на том основании, что кокутай уже требовал, чтобы все имперские подданные поддерживали имперское правление. Консервативные мыслители выразили обеспокоенность тем, что создание наделенного полномочиями класса помощников императора было сродни созданию нового сёгуната. [15]
Для лидеров японской «фашистско-националистической клики», пишет Миллер (1982:93), « кокутай стал удобным термином для обозначения всех способов, которыми, по их мнению, японская нация, как политическая, так и расовая сущность, , одновременно отличалась от всех других наций на земле и превосходила их».
Этот термин и его значение широко внедрялись в пропаганде. [16] В последних письмах пилотов- камикадзе , прежде всего, выражалось то, что их мотивами была благодарность Японии и ее Императору как воплощению кокутая . [17] Моряк мог отдать свою жизнь, чтобы спасти портрет Императора на подводной лодке. [18]
Во время Второй мировой войны некоторые антимодернистские интеллектуалы утверждали, что до Реставрации Мэйдзи Япония всегда была бесклассовым обществом под управлением великодушного императора, но реставрация погрузила нацию в западный материализм (аргумент, который игнорировал коммерциализм и непристойную культуру в эпоха Токугава), заставившая людей забыть свою природу. Чтобы восстановить свою традиционную идентичность, японским гражданам пришлось активно участвовать в военных действиях. [19]
«Японские» профсоюзы пытались заручиться поддержкой, отрицая классовое насилие и обещая поддержку нации и императору. [20] Тем не менее, из-за недоверия профсоюзов к такому единству, японцы решили заменить их «советами» на каждой фабрике, в состав которых входили как руководство, так и представители рабочих, чтобы сдерживать конфликты. [21] Как и нацистские советы, которые они копировали, это было частью программы по созданию бесклассового национального единства. [14]
Поскольку во многих религиях были деятели, которые отвлекали внимание от центрального императора, на них нападали, как, например, секта Оомото , осужденная за поклонение фигурам, отличным от Аматэрасу , а в 1939 году Религиозная организация санкционировала закрытие любой религии, которая не соответствовала Имперскому императору. Путь, которым власти оперативно воспользовались. [22]
Хирохито вспомнил Кокутай в своей передаче о капитуляции , в которой объявлялось о принятии Японией Потсдамской декларации (безоговорочной капитуляции).
После 1945 г.
[ редактировать ]После капитуляции Японии в 1945 году значение кокутая уменьшилось. Осенью 1945 года Ставка запретила распространение « Кокутай-но Хонги» , а 15 октября отменила Закон о сохранении мира 1925 года . Принятием Конституции Японского государства (3 мая 1947 г.) величества суверенитет Тэнно и оскорбление были отменены.
Тем не менее, некоторые авторы, в том числе Миллер (1982:95), полагают, что следы японского кокутая «сегодня столь же ярки, как и когда-либо».
В 21 веке японские националисты, например, связанные с лобби Nippon Kaigi , начали использовать фразу «кунигара» (国柄, «национальный характер»).
Примечания
[ редактировать ]- 1. ↑ На иллюстрации изображен «Токойо-но Наганакидори» (常世之長鳴鳥), долгопоющий петушок из Вечной Земли , который появляется в Кодзики как вестник Аматэрасу.
См. также
[ редактировать ]- Исследование глобальной политики с расой Ямато в качестве ядра
- Гекокудзё
- Императорский рескрипт об образовании
- Инициатива по японским историческим текстам
- Трансляция капитуляции Хирохито (Гёкуон-хосо)
- Кокучукай (Колонна Национального общества)
- Национальное движение духовной мобилизации
- Синбуцу-сюго
- Социалистическая мысль в императорской Японии
- Этатизм в Японии Сёва
- Уёку дантай (Националистические группы Японии)
- Янминизм
- Храм Ясукуни
Ссылки
[ редактировать ]- ^ WG Beasley, The Rise of Modern Japan , стр. 79–80. ISBN 0-312-04077-6
- ^ WG Beasley, The Rise of Modern Japan , p. 80 ISBN 0-312-04077-6
- ^ Макклейн, Джеймс Л. (2002). Япония: Современная история . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., стр. 427–428 . ISBN 0393041565 .
Японисты еще больше ограничили допустимые рамки политического дискурса. С середины периода Мэйдзи некоторые консерваторы начали пропагандировать Нихон сюги, или японизм, как альтернативу быстрой вестернизации. В частности, они хотели сохранить традиционные ценности и то, что они считали уникальным национальным государством Японии, или кокутай. Для многих консерваторов эпохи Мэйдзи концепция кокутая вращалась вокруг двух принципов. Божественная линия императоров правила с незапамятных времен, и тесные семейные узы объединяли великодушного государя с его верными подданными.
- ^ Jump up to: а б с «Японизм» . kotobank.jp (на японском языке) . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Макклейн, Джеймс Л. (2002). Япония: Современная история . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., с. 390 . ISBN 0393041565 .
В то же время, когда [правительство] одобрило всеобщее избирательное право для мужчин, Сейм принял Закон о сохранении мира 1925 года. Разработанный бюрократами Министерства юстиции, этот закон предусматривал, что любой, «кто организует группу с целью изменения национального государственного устройства (кокутай) или отрицания системы частной собственности, или любой, кто сознательно участвует в такой группе», может быть заключен в тюрьму на десять лет или даже казнен после того, как три года спустя в закон были внесены поправки.
- ^ WG Beasley, The Rise of Modern Japan , p. 184 ISBN 0-312-04077-6
- ^ Эндрю Гордон , Современная история Японии: от Токугавы до наших дней , стр. 198–199, ISBN 0-19-511060-9 , ОСЛК 49704795
- ^ Макклейн, Джеймс Л. (2002). Япония: Современная история . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., стр. 428 . ISBN 0393041565 .
Однако в 1930-е годы японцы подвергли Минобе резкой критике. Битва началась в 1934 году, когда правые организации, в том числе Ассоциация Имперских военных резервистов, опубликовали обличительные книги и брошюры, в которых обвинялись, что мысли Минобе равнозначны Ièse majesté.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Гордон, Современная история Японии: от Токугавы до наших дней , с. 199, ISBN 0-19-511060-9 , ОСЛК 49704795
- ^ Jump up to: а б Пирс Брендон , Темная долина: Панорама 1930-х годов , с. 441 ISBN 0-375-40881-9
- ^ Макклейн, Джеймс Л. (2002). Япония: Современная история . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., стр. 465–466 . ISBN 0393041565 .
Помимо подавления своих критиков, правительство стремилось привить школьникам гражданскую позицию, представив новый учебник «Кокутай-но хонги» («Основные принципы национальной политики»), опубликованный Министерством образования 30 марта 1937 года в качестве официального заявления. правительственной концепции кокутая. Целью текста, согласно его собственному заключению, было преодоление социальных волнений и «развитие новой Японии посредством Пути Империи, которая на протяжении веков твердо стояла внутри страны и за рубежом, и тем самым более чем когда-либо охранять и охранять поддерживать процветание Императорского Трона, который ровесник неба и земли». После исторического обзора, в котором особое внимание уделялось божественному происхождению имперской линии, серия откровенно националистических эссе исследовала достоинства «особых и уникальных» японских обычаев, культуры, религии, морали и образа жизни. На протяжении всего тома проза воспевала национальные достижения прошлого, приписывала эти достижения мудрости императорского дома и призывала японцев 1930-х годов подготовиться к любым жертвам, необходимым для сохранения целостности Японии. император и нация.
- ^ WG Beasley, The Rise of Modern Japan , p. 187 ISBN 0-312-04077-6
- ^ Макклейн, Джеймс Л. (2002). Япония: Современная история . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., с. 470 . ISBN 0393041565 .
Коноэ и Мацуока добавили привлекательности географически расширенной сфере совместного процветания, окутав ее имперскими саванами. Они утверждали, что любой шаг на юг будет осуществлен «мирным путем» и в соответствии, как тщательно сформулировал Коноэ в своем обращении по радио, «с высоким духом хакко итиу». Это был еще один искусный риторический прием опытного мастера слова. Каждый японский школьник, прочитавший «Кокутай-но хонги», знал наизусть, что хакко итиу означает «восемь шнуров, одна крыша» и впервые появляется в хронике восьмого века « Нихон сёки» , чтобы описать, как легендарный первый император Дзимму распространил свою власть на другие кланы. первых японских островов, которые впоследствии пользовались беспрецедентным процветанием и безопасностью благодаря его императорской благосклонности. Наложенный на Азию в 1940 году возрожденный идеал представлял собой квази-семью наций во главе с Японией и ее патриархом-императором; «Имперский путь», — провозгласил Мацуока, — позволит «каждой нации и каждой расе» найти «свое подобающее место в мире».
- ^ Jump up to: а б с Эндрю Гордон, Современная история Японии: от Токугавы до наших дней , с. 196, ISBN 0-19-511060-9 , ОСЛК 49704795
- ^ Макклейн, Джеймс Л. (2002). Япония: Современная история . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., с. 454 . ISBN 0393041565 .
Консерваторы, такие как Хиранума Киитиро, который занимал пост премьер-министра в течение восьми месяцев в 1939 году, возражали, что предлагаемая тоталитарная ИРАА была не чем иным, как «новым сёгунатом», который узурпирует власть правительства императора, а японисты заявляли, что национальное устройство, священный кокутай уже объединял императора с подданными, естественно выполнявшими свой священный долг «содействовать императорскому правлению». В более обыденном плане высокопоставленные чиновники Министерства внутренних дел опасались потери бюрократической сферы влияния и жаловались, что предлагаемая сеть профессиональных подразделений будет мешать местной администрации в особенно критический момент в истории страны.
- ^ Энтони Роудс, Пропаганда: искусство убеждения: Вторая мировая война , с. 246, 1976, издательство Chelsea House, Нью-Йорк.
- ^ Иван Моррис , Благородство неудачи: трагические герои в истории Японии , с. 309 Холт, Райнхарт и Уинстон, 1975 г. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Масанори Ито , Конец Императорского флота Японии , с. 28 лет, Нью-Йорк, WW Norton & Company, 1956 г.
- ^ Эндрю Гордон, Современная история Японии: от Токугавы до наших дней , стр. 219–220, ISBN 0-19-511060-9 , ОСЛК 49704795
- ^ Макклейн, Джеймс Л. (2002). Япония: Современная история . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., с. 467 . ISBN 0393041565 .
Растущее ощущение чрезвычайной ситуации в стране побудило многие группы, которые ранее занимали оппозиционную позицию по отношению к государству, пересмотреть свои цели и тактику. Одним из проявлений этой тенденции стало начало 1930-х годов, когда тысячи рабочих присоединились к так называемым японистским профсоюзам, руководство которых надеялось улучшить условия труда, отказавшись от жестокой конфронтации и продемонстрировав свою лояльность нации и императору. Камино Синъити, первоначально работавший бригадиром на верфях Исикавадзима, организовал один из наиболее влиятельных японских профсоюзов. Вместе с другими представителями правых консерваторов он и его последователи высмеивали политические партии как коррумпированные, осуждали либерализм и демократию как несостоявшиеся идеологии загнивающего Запада и стремились построить новый индустриальный порядок, основанный на «единстве император и подданный», в котором рабочие и капиталисты будут «едины по разуму и духу, слиты в неразрывной солидарности».
- ^ Эндрю Гордон, Современная история Японии: от Токугавы до наших дней , стр. 195–196, ISBN 0-19-511060-9 , ОСЛК 49704795
- ^ Макклейн, Джеймс Л. (2002). Япония: Современная история . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., с. 469 . ISBN 0393041565 .
Ни одна группа не испытала более жестокого подавления, чем новые религии, поскольку бюрократы Министерства внутренних дел начали крестовый поход «по искоренению злых культов» за преступление пропаганды Iese Majeste. Как показано в таких произведениях, как «Кокутай-но хонги», правительство в 1930-х годах способствовало росту официальной ортодоксальности, в центре которой был священный император, который выступал одновременно в качестве главы государства и великодушного отца семьи японских граждан. Многие из новых религий, хотя и не были явно антиимператорскими, поддерживали доктрины, которые угрожали центральной роли имперской фигуры; прокуроры, например, осудили секту Омото за почитание других божеств, кроме Богини Солнца. Самый драматичный момент в кампании правительства против «шарлатанских религий» наступил 8 декабря 1935 года, когда сотни полицейских штурмовали штаб-квартиру Омото, разрушили главное здание храма, взорвали вспомогательный зал, обезглавили религиозные статуи и арестовали почти тысячу членов секты. . Четыре года спустя Сейм принял Закон о религиозных организациях, дающий правительству право распускать любую религиозную организацию, учение которой не соответствует «Имперскому пути», а чиновники незамедлительно подавляли другие неортодоксальные религии. Неприятие социальных беспорядков и желание «объединить волю народа» вокруг национальных целей побудили бюрократических чиновников в 1930-е годы подавлять или заручиться поддержкой организаций, выступавших против политики правительства. Некоторые объединения, особенно секта Омото, предпочитали ломаться, а не подчиняться, но большинство умерило свои требования, переключилось на менее спорные цели или даже самораспалось.
- Браунли, Джон С. « Четыре этапа японского кокутай (национальная сущность) », 2000.
- Дайкичи, Ирокава. Культура периода Мэйдзи . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1970.
- Гаунтлетт, Джон Оуэн и Холл, Роберт Кинг. Кокутай-но хонги: основные принципы национального образования Японии . Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1949.
- Китагава, Джозеф М. «История и мифы японского кокутая (национального сообщества)», История религий , Том. 13.3 (февраль 1974 г.), стр. 209–226.
- Вальдеррама Лопес, Хосефа. За пределами слов: «кокутай» и его предыстория [ постоянная мертвая ссылка ] Новая и новейшая история , 2006. ISSN 1696-4403 .
- Миллер, Рой Эндрю. Современный миф Японии . Нью-Йорк: Уэзерхилл, 1982.
- Антони, Клаус Кокутай – Политический синтоизм от раннего Нового времени до современной Японии . Университет Эберхарда Карлса Тюбинген, Tobias-lib 2016. ISBN 978-3-946552-00-0 . Публикация в открытом доступе: [2]