Конституция Японии
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Японский портал |
Конституция Японии ( Синдзитай : 日本国憲法 , Кюдзитай : 法 , Хепберн : Нихон-коку кэмпо ) — конституция Японии 日本國憲ResultS и высший закон государства. Он был написан в основном американскими гражданскими чиновниками, работавшими в условиях оккупации Японии союзниками после Второй мировой войны . Действующая конституция Японии была обнародована как поправка к Конституции Мэйдзи 1890 года 3 ноября 1946 года и вступила в силу 3 мая 1947 года. [ 4 ]
Конституция предусматривает парламентскую систему правления и гарантирует определенные фундаментальные права человека . В отличие от конституции Мэйдзи, которая наделяла императора Японии высшей политической властью, согласно новой конституции император был низведен до «символа государства и единства народа» и выполнял лишь церемониальную роль, действуя в соответствии с конституцией. суверенитет народа за конституционную монархию . [ 5 ]
Конституция, также известная как Конституция Макартура, [ 6 ] [ 7 ] «Послевоенная Конституция» ( 戦后 Конституция , Сэнго-Кенпо ) , или «Мирная Конституция» ( 平和 Конституция , Хейва-Кенпо ) , [ 8 ] был разработан под руководством американского генерала Дугласа Макартура , Верховного главнокомандующего союзными державами , во время послевоенной оккупации Японии союзниками. [ 9 ] Японские ученые рассмотрели и изменили его перед принятием. [ 10 ] Это заменило предыдущую японскую систему полуконституционной монархии и стратократии парламентской монархией . Конституция наиболее известна статьей 9 , согласно которой Япония отказывается от своего права вести войну и содержать вооруженные силы. [ 11 ] сохраняет Несмотря на это, Япония де-факто военный потенциал в виде Сил самообороны , а также имеет значительное американское военное присутствие .
Конституция Японии является старейшей неизмененной конституцией в мире. Это относительно короткая конституция, состоящая примерно из 5000 слов, что составляет менее четверти длины средней национальной конституции. [ 3 ] [ 12 ]
Историческое происхождение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2011 г. ) |
Вы можете помочь расширить этот раздел текстом, переведенным из соответствующей статьи на японском языке . (июнь 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Конституция Мэйдзи
[ редактировать ]Конституция Мэйдзи — основной закон Японской империи , распространенный во время правления императора Мэйдзи ( годы правления 1867–1912 ). [ 13 ] Он предусматривал форму смешанной конституционной и абсолютной монархии , основанной на прусской и британской моделях. Теоретически император Японии был верховным лидером , а кабинет министров, премьер-министр которого избирался тайным советом , был его последователями; на практике император был главой государства , но фактическим главой правительства был премьер-министр. Согласно Конституции Мэйдзи, премьер-министр и его кабинет не были подотчетны избранным членам Императорского парламента и все больше подчинялись Императорской японской армии в преддверии Второй китайско-японской войны .
Потсдамская декларация
[ редактировать ]26 июля 1945 года, незадолго до окончания Второй мировой войны , союзников лидеры США (президент Гарри С. Трумэн ), Великобритании (премьер-министр Уинстон Черчилль ) и Китайской Республики (президент Чан Кайши) ) опубликовал Потсдамскую декларацию . Декларация требовала безоговорочной капитуляции японских военных , демилитаризации и демократизации. [ 14 ]
после капитуляции В декларации определялись основные цели оккупации союзников : «Японское правительство устранит все препятствия на пути возрождения и укрепления демократических тенденций среди японского народа. Свобода слова , религии и мысли, а также уважение ибо должны быть установлены основные права человека» (раздел 10). Кроме того, « оккупационные силы союзников будут выведены из Японии, как только эти цели будут достигнуты и в соответствии со свободно выраженной волей японского народа будет создано миролюбивое и ответственное правительство» (раздел 12). . Союзники стремились не просто к наказанию или возмещению ущерба со стороны милитаристского противника, но и к фундаментальным изменениям в природе его политической системы. По словам политолога Роберта Э. Уорда : «Оккупация была, возможно, единственной наиболее тщательно спланированной операцией масштабных и направленных извне политических изменений в мировой истории».
Правительство Японии, премьер-министра Кантаро Судзуки и администрация император Хирохито приняли условия Потсдамской декларации, которая требует внесения поправок в ее Конституцию после капитуляции. [ 14 ]
Процесс составления
[ редактировать ]Формулировка Потсдамской декларации — «Японское правительство должно устранить все препятствия…» — и первоначальные меры, принятые Макартуром после капитуляции , позволяют предположить, что ни он, ни его начальство в Вашингтоне не намеревались навязывать Японии новую политическую систему в одностороннем порядке. . Вместо этого они хотели побудить новых лидеров Японии начать демократические реформы самостоятельно. Но к началу 1946 года штаб Макартура и японские чиновники разошлись во мнениях по самому фундаментальному вопросу — написанию новой Конституции. Император Хирохито , премьер-министр Кидзюро Сидэхара и большинство членов кабинета крайне неохотно шли на радикальный шаг по замене Конституции Мэйдзи 1889 года более либеральным документом. [ 15 ]
Бывший премьер-министр Фумимаро Коноэ , кабинет Сидэхара и группы по изучению гражданской конституции [ 16 ] сформировали оригинальные конституции. Формальный проект конституции, разработанный кабинетом Сидэхара, был отклонен штабом, а правительство рассмотрело пересмотренные проекты различных политических партий и приняло либеральный образ мышления, особенно в отношении императора как символа гражданства и лишения военной силы.
После Второй мировой войны союзные державы заключили с Японией «Документ о капитуляции», в котором говорилось, что «Император и правительство Японии перейдут под подчинение Верховного главнокомандующего союзных держав». Косеки [ 17 ] интерпретирует это заявление как косвенное управление Ставки через Императора и японское правительство, а не как прямое управление японским народом. Другими словами, Ставка рассматривала императора Хирохито не как военного преступника, параллельного Гитлеру и Муссолини, а как один из механизмов управления.
Японское правительство в конце Второй мировой войны было организовано кабинетом Хигасикуни (премьер-министр принц Нарухико Хигасикуни ) с Фумимаро Коноэ , который занимал пост премьер-министра во время Маньчжурского инцидента в 1931 году, в качестве министра без портфеля. Поводом к внесению поправок в конституцию послужило слово генерала Ставки Макартура Фумимаро Коноэ. После неудачного первого визита 13 сентября 1945 года Фумимаро Коноэ нанес еще один визит к Макартуру в штаб-квартире 4 октября 1945 года. Хотя позже штаб отрицал этот факт, ссылаясь на ошибку японского переводчика, дипломатические документы между Японией и государством США что «в Конституцию необходимо внести поправки, чтобы полностью включить либеральные элементы». [ 17 ] «На встрече генерал сказал Коноэ, что в Конституцию необходимо внести поправки». [ 17 ] В связи с этим можно сказать, что Ставка предоставила Коноэ полномочия вносить поправки в Конституцию. Однако на этом этапе кабинет Хигасикуномия сменил кабинет Сидэхара, а Дзёдзи Мацумото, тогдашний государственный министр, заявил, что кабинет должен быть единственным, кто вносит поправки в Конституцию, и был создан Комитет по расследованию конституционных проблем. Другими словами, между кабинетами Коноэ и Сидэхара возник конфликт по поводу того, кто должен взять на себя инициативу по внесению поправок в конституцию.
Однако этот конфликт закончился тем, что Коноэ был выдвинут кандидатом на звание военного преступника класса А из-за критики внутри страны и за рубежом. Начнем с того, что Коноэ смог выступить с инициативой по внесению поправок в Конституцию, поскольку штаб-квартира поручил ему вносить поправки в конституцию на постоянной основе, хотя он не был неназначенным министром во время смены кабинета министров. Однако из-за критики Коноэ внутри страны и за рубежом штаб-квартира объявила 1 ноября, что Коноэ не был назначен для внесения поправок в конституцию и что у него нет полномочий руководить внесением поправок в конституцию, поскольку кабинет министров изменился. В то время Коноэ принадлежал к Канцелярии министра внутренних дел, которая ведала политикой, связанной с императорским двором, но, поскольку Канцелярию министра внутренних дел собирались упразднить, он решил внести предложение для внесения поправок до этого момента. Предложение Коноэ отражало пожелания Ставки и было очень либеральным по содержанию, включая «ограничение королевских прерогатив», «независимый роспуск Сейма» и «свободу слова», но так и не было окончательно одобрено в качестве проекта, и Коноэ покончил жизнь самоубийством, отравив себя. После этого полномочия по внесению поправок в Конституцию были полностью переданы кабинету Сидехары.
В конце 1945 года Сидехара назначил Дзёдзи Мацумото , государственного министра без портфеля, главой комитета ученых-конституционалистов, который предлагал поправки. Комитет Мацумото состоял из представителей японской юридической академии, в том числе Тацуки Минобе (美濃部達吉), а первое общее собрание состоялось 27 октября 1945 года. Дзёдзи Мацумото представил следующие четыре принципа внесения поправок в конституцию. [ 18 ] в Бюджетный комитет Палаты представителей в 1945 году.
Четыре принципа внесения поправок в конституцию
- Не меняйте основной принцип Конституции Японской Империи, согласно которому Император имеет полный контроль.
- Расширить власть парламента и, как размышление, в некоторой степени ограничить вопросы, связанные с властью Императора.
- Возложите на государственного министра ответственность за все национальные дела, и государственный министр будет нести ответственность перед Парламентом.
- Расширить защиту свобод и прав людей и принять адекватные меры по оказанию помощи.
Комитет Мацумото подготовил проект конституционных поправок, основанный на этих принципах.
( Рекомендации Комиссии Мацумото ja :松本試案 ), обнародованные в феврале 1946 года, были весьма консервативными, поскольку «не более чем корректировка Конституции Мэйдзи». [ нужна ссылка ] Макартур категорически отверг их и приказал своим сотрудникам разработать совершенно новый документ. Дополнительной причиной этого было то, что 24 января 1946 года премьер-министр Сидэхара предложил Макартуру включить в новую конституцию статью об отказе от войны.
По мере нарастания импульса к внесению поправок в конституцию интерес к конституции среди людей возрастал. Фактически не только политические партии, но и частные организации объявили о проектах поправок в конституцию.
Самым известным из них является набросок проекта конституции, подготовленный Группой по изучению конституции. Группа изучения конституции была создана 29 октября 1945 года для изучения и подготовки к созданию Конституции с позиций левых подходов. Хотя проекты многих политических партий лишь дополняли Конституцию Мэйдзи, их проекты включали принцип народного суверенитета, [ 19 ] который предоставляет народу суверенитет и рассматривает Императора как символ народа. Группа по изучению конституции представила проект в канцелярию премьер-министра 26 декабря 1945 года. 2 января 1946 года штаб опубликовал заявление, что сосредоточится на содержании. Тоёхару Кониси [ 20 ] заявляет, что штаб-квартира, возможно, включила в проект мнение Группы по изучению конституции, отражающее ситуацию в Соединенных Штатах, где люди игнорировали народный суверенитет в то время. Кроме того, что касается системы символического императора, поскольку члены группы по изучению конституции вступили в контакт с высокопоставленными лицами штаб-квартиры еще до разработки руководящих принципов, группа по изучению конституции предложила систему символического императора через высокопоставленных лиц штаб-квартиры. Анализируется, что это нашло отражение в предложении Ставки.
Конституция в основном была разработана американскими авторами. [ 9 ] Несколько японских ученых рассмотрели и изменили его. [ 10 ] Большая часть проекта была выполнена двумя старшими армейскими офицерами с юридическими степенями: Майло Роуэллом и Кортни Уитни , хотя другие, выбранные Макартуром, имели большое слово в документе. Статьи о равенстве мужчин и женщин написала Беате Сирота . [ 21 ] [ 22 ]
Макартур дал авторам менее недели на завершение проекта, который был представлен удивленным японским чиновникам 13 февраля 1946 года. Изначально Макартур придерживался политики не вмешиваться в пересмотр Конституции, но примерно с января 1946 года он сделал заявление. к проекту конституции, разработанному Группой по изучению конституции, и активизировал движения, связанные с Конституцией. Существуют различные теории относительно причины. Кензо Янаги [ 23 ] упомянул меморандум Кортни Уитни, которая была директором Бюро по гражданским делам Генерального штаба, от 1 февраля 1946 года как причину изменения отношения. В меморандуме упоминается, что Дальневосточная комиссия вскоре будет создана . Дальневосточная комиссия — высший политический орган, созданный Соединенными Штатами, Великобританией, Советским Союзом, Китаем, Австралией и другими союзниками для оккупации и контроля над Японией, и ее авторитет был выше, чем у Ставки. Макартур узнал, что Дальневосточная комиссия заинтересована в поправках к конституции, и считал, что конституционные полномочия могут быть переданы Дальневосточной комиссии после ее создания. Следовательно, он, возможно, захочет положить конец конституционному вопросу с неограниченной властью до того, как он будет основан.
18 февраля японское правительство призвало Ставку пересмотреть проект Макартура, который существенно отличается от проекта Мацумото, но 20 февраля Уитни отклонила это предложение. Напротив, он попросил японское правительство дать ответ в течение 48 часов. Затем премьер-министр Сидехара встретился с Макартуром 21 февраля и решил принять проект Макартура на заседании кабинета министров на следующий день.
После решения кабинета министров Сидэхары Дзёдзи Мацумото намеревался разработать законопроект правительства Японии на основе проекта Макартура, и проект был завершен 2 марта того же года.
4 марта Дзёдзи Мацумото представил проект Уитни, но штаб-квартира заметила, что между проектом Макартура и проектом от 2 марта существуют различия. В частности, проект от 2 марта не содержал преамбулы, что вызвало жаркие споры. Наконец, правительство Японии и Ставка внесли коррективы, и 6 марта проект был завершен.
6 марта 1946 года правительство публично обнародовало схему готовящейся конституции. 10 апреля состоялись выборы в Палату представителей имперского парламента девяностого созыва, которая рассмотрит предложенную конституцию. Поскольку закон о выборах был изменен, это были первые всеобщие выборы в Японии, на которых женщинам было разрешено голосовать .
В процессе прохождения через Палату представителей в августе 1946 года проект конституционной поправки был изменен. Это называется поправкой Асида, поскольку председателем комитета в то время был Хитоси Асида. В частности, споры вызвала статья 9, в которой говорится об отказе от вооруженных сил.
Фраза «Для достижения цели предыдущего параграфа» была добавлена в параграф 2 Хитоши Асидой без обсуждения диеты. Хотя причина не ясна, это дополнение привело к толкованию Конституции как допускающей сохранение силы, когда возникают факторы, отличные от цели предыдущего параграфа. Даже сейчас ведутся большие споры о том, является ли применение силы самообороны нарушением Конституции.
Статья 9.
1) Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ навсегда отказывается от войны как суверенного права нации и от угрозы силой или ее применения как средства разрешения международных споров. 2) Для достижения цели предыдущего параграфа никогда не будут сохраняться сухопутные, морские и воздушные силы, а также другой военный потенциал. Право ведения войны за государством не будет признано.
В отличие от большинства предыдущих японских юридических документов, конституция написана на современном разговорном японском языке, а не на классическом японском языке . [ 24 ] Японская версия содержит некоторые неуклюжие формулировки, и ученые иногда обращаются к английским вариантам, чтобы устранить двусмысленность. [ 25 ] [ 26 ]
Проект Макартура, в котором предлагался однопалатный законодательный орган, был изменен по настоянию японцев, чтобы разрешить двухпалатный законодательный орган с избранием обеих палат. В большинстве других важных аспектов правительство приняло идеи, воплощенные в документе от 13 февраля, в своем собственном проекте предложения от 6 марта. К ним относятся наиболее отличительные черты конституции: символическая роль Императора, выдающееся положение гарантий гражданских прав и прав человека, а также отказ от войны. Конституция во многом следовала «образцовой копии», подготовленной под руководством Макартура. [ 27 ]
В 1946 году критика или ссылка на роль Макартура в разработке конституции могла подлежать цензуре Отряда гражданской цензуры (CCD) (как и любое упоминание самой цензуры). [ 28 ] До конца 1947 года CCD осуществляла предварительную цензуру около 70 ежедневных газет, всех книг, журналов и многих других публикаций. [ 29 ]
Принятие
[ редактировать ]Было решено, что при принятии нового документа Конституция Мэйдзи не будет нарушена. Скорее, чтобы сохранить правовую преемственность, новая Конституция была принята как поправка к Конституции Мэйдзи в соответствии с положениями статьи 73 этого документа. В соответствии со статьей 73 новая конституция была официально представлена Императорскому сейму , который был избран всеобщим избирательным правом , которое также было предоставлено женщинам в 1946 году Императором императорским рескриптом , изданным 20 июня. Проект конституции был представлен и обсужден как законопроект о пересмотре имперской конституции.
Старая конституция требовала, чтобы законопроект получил поддержку большинства в две трети в обеих палатах парламента, чтобы стать законом. Обе палаты внесли поправки. Без вмешательства Макартура Палата представителей добавила статью 17, которая гарантирует право предъявлять иски государству за правонарушения должностных лиц, статью 40, которая гарантирует право подать в суд на государство за неправомерное задержание , и статью 25, которая гарантирует право на жизнь . [ 30 ] [ 31 ] Палата представителей также внесла поправки в статью 9 . Палата пэров одобрила документ 6 октября; На следующий день Палата представителей приняла его в той же форме, и только пять членов проголосовали против. Он стал законом, когда получил одобрение императора 3 ноября 1946 года. [ 32 ] Согласно собственным условиям, конституция вступила в силу 3 мая 1947 года.
Правительственная организация Кенпо Фукю Кай («Общество популяризации конституции») была создана для содействия принятию новой конституции среди населения. [ 33 ]
Первые предложения по поправкам в конституцию
[ редактировать ]Новая конституция не была бы написана такой, какой она была, если бы Макартур и его сотрудники позволили японским политикам и экспертам по конституционному праву решать проблему так, как они того пожелают. [ нужна ссылка ] Понятно, что иностранное происхождение документа стало предметом споров с тех пор, как Япония восстановила свой суверенитет в 1952 году. [ нужна ссылка ] Тем не менее, в конце 1945 и 1946 годов в обществе было много дискуссий по поводу конституционной реформы, и на проект Макартура, по-видимому, большое влияние оказали идеи некоторых японских либералов. Проект Макартура не был попыткой навязать президентскую или федеральную систему в стиле Соединенных Штатов. Вместо этого предложенная конституция соответствовала британской модели парламентского правления, которая рассматривалась либералами как наиболее жизнеспособная альтернатива европейскому абсолютизму Конституции Мэйдзи. [ нужна ссылка ]
После 1952 года консерваторы и националисты попытались пересмотреть конституцию, чтобы сделать ее более «японской», но эти попытки были сорваны по ряду причин. Одним из них была крайняя трудность внесения в него поправок. Поправки требуют одобрения двух третей членов обеих палат Национального парламента, прежде чем они могут быть представлены народу на референдуме ( статья 96 ). Кроме того, оппозиционные партии, занимающие более трети мест в парламенте, решительно поддерживали конституционный статус-кво. Даже для членов правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) конституция оказалась выгодной. В рамках этой системы они смогли сформировать процесс разработки политики, соответствующий их интересам. Ясухиро Накасоне , ярый сторонник пересмотра конституции на протяжении большей части своей политической карьеры, например, преуменьшал значение этого вопроса, будучи премьер-министром в период с 1982 по 1987 год.
Положения
[ редактировать ]Конституция имеет объем около 5000 слов и состоит из преамбулы и 103 статей, сгруппированных в 11 глав. Это:
- I. Император (статьи 1–8)
- II. Отказ от войны ( статья 9 )
- III. Права и обязанности народа (статьи 10–40)
- IV. Сейм (статьи 41–64)
- V. Кабинет министров (статьи 65–75)
- VI. Судебная власть (статьи 76–82)
- VII. Финансы (статьи 83–91)
- VIII. Местное самоуправление (статьи 92–95)
- IX. Изменения (статья 96)
- X. Высший закон (статьи 97–99)
- XI. Дополнительные положения (статьи 100–103)
Указ
[ редактировать ]Конституция начинается с императорского указа, изданного Императором . и подпись Императора Он содержит тайную печать и скреплен подписью премьер-министра и других государственных министров, как того требует предыдущая конституция Японской империи . В указе говорится:
Я радуюсь тому, что фундамент для строительства новой Японии был заложен в соответствии с волей японского народа, и настоящим одобряю и обнародую поправки к Императорской конституции Японии, внесенные после консультации с Тайным советом и решения Императорского Сейм составлен в соответствии со статьей 73 указанной Конституции. [ 32 ] [ 34 ]
Преамбула
[ редактировать ]конституции содержится твердая декларация принципа народного суверенитета В преамбуле . Это провозглашается от имени « японского народа » и заявляет, что «суверенная власть принадлежит народу» и что:
Правительство — это священное доверие народа, власть в отношении которого исходит от народа, полномочия которого осуществляют представители народа и благами которого пользуется народ.
Частично цель этих формулировок - опровергнуть предыдущую конституционную теорию о том, что суверенитет принадлежит Императору. Конституция утверждает, что Император является просто символом государства и что он черпает «своё положение из воли народа, которому принадлежит суверенная власть» (статья 1). Текст конституции также утверждает либеральную доктрину основных прав человека . В частности, статья 97 гласит:
основные права человека, гарантированные настоящей Конституцией народу Японии, являются плодами многовековой борьбы человека за свободу; они выдержали множество суровых испытаний на прочность и переданы нынешнему и будущим поколениям в доверительное управление и будут храниться в неприкосновенности навеки.
Император (статьи 1–8)
[ редактировать ]Согласно конституции, Император является «символом государства и единства народа». Суверенитет принадлежит народу, а не Императору, как это было в Конституции Мэйдзи . [ 14 ] Император выполняет большинство функций главы государства , официально назначая премьер -министра и главного судью Верховного суда , созывая Национальный парламент и распуская Палату представителей , а также обнародуя статуты и договоры и выполняя другие перечисленные функции. Однако он действует по совету и одобрению Кабинета министров или Сейма. [ 14 ]
В отличие от Конституции Мэйдзи , роль Императора полностью церемониальная, поскольку он не имеет полномочий, связанных с управлением. В отличие от других конституционных монархий , он даже не является номинальным главой или даже номинальным главнокомандующим Сил самообороны Японии (JSDF). Конституция явно ограничивает роль Императора государственными вопросами, указанными в конституции. В конституции также говорится, что эти обязанности могут быть делегированы Императором в соответствии с законом.
Наследование Хризантемового трона регулируется Законом об императорском дворе и управляется органом из десяти членов, называемым Советом императорского двора . Бюджет на содержание Императорского Дома управляется постановлениями Сейма .
Отказ от войны (статья 9)
[ редактировать ]Согласно статье 9, «японский народ навсегда отказывается от войны как суверенного права нации и от угрозы силой или ее применения как средства разрешения международных споров». При этом в статье предусматривается, что «сухопутные, морские и воздушные силы, а также другой военный потенциал никогда не будут сохраняться». Необходимость и практическое значение статьи 9 обсуждались в Японии с момента ее принятия, особенно после создания в 1954 году Сил самообороны Японии (JSDF), де-факто послевоенных японских вооруженных сил, заменивших довоенные силы. Вооруженные силы , с 1 июля 1954 года. Некоторые суды низшей инстанции признали JSDF неконституционным, но Верховный суд так и не вынес решения по этому вопросу. [ 14 ]
Отдельные лица также оспаривали присутствие сил США в Японии, а также американо-японский договор о безопасности в соответствии со статьей 9 Конституции Японии. [ 35 ] Верховный суд Японии установил, что размещение американских войск не нарушило статью 9, поскольку оно не затрагивало силы под японским командованием. [ 35 ] Суд постановил, что Договор о безопасности между США и Японией является весьма деликатным политическим вопросом, и отказался вынести решение о его законности в соответствии с доктриной политических вопросов . [ 35 ]
Различные политические группы призвали либо пересмотреть, либо отменить ограничения статьи 9, чтобы разрешить усилия по коллективной обороне и укрепить военный потенциал Японии. [ 36 ] 1 июля 2014 года Кабинет министров Японии одобрил новую интерпретацию статьи 9, позволяющую стране участвовать в «коллективной самообороне». [ 37 ]
Соединенные Штаты оказали давление на Японию, чтобы она внесла поправки в статью 9 и перевооружила Японию. [ 38 ] [ 39 ] еще в 1948 году [ 40 ] Япония постепенно расширяет свой военный потенциал, «обходя конституционные ограничения». [ 41 ]
Индивидуальные права (статьи 10–40)
[ редактировать ]«Права и обязанности народа» занимают видное место в послевоенной конституции. Тридцать одна из 103 статей посвящена их подробному описанию, отражающему приверженность «уважению основных прав человека» Потсдамской декларации . Хотя в Конституции Мэйдзи был раздел, посвященный «правам и обязанностям подданных», который гарантировал «свободу слова, письма, публикаций, общественных собраний и объединений», эти права предоставлялись «в пределах закона» и могли быть ограничены. по законодательству. [ 14 ] Свобода религиозных убеждений была разрешена «в той мере, в какой она не противоречила обязанностям подданных» (все японцы были обязаны признавать божественность Императора, а те, кто, например христиане, отказывались сделать это по религиозным убеждениям, обвинялись в оскорблении -величество ). Такие свободы безоговорочно определены в послевоенной конституции.
Права личности в соответствии с японской конституцией коренятся в статье 13, где конституция утверждает право людей «на уважение как личности» и, при условии «общественного благосостояния», на «жизнь, свободу и стремление к счастью». . Основным понятием этой статьи является дзинкаку , который представляет собой «элементы характера и личности, которые объединяются, чтобы определить каждого человека как личность», и который представляет аспекты жизни каждого человека, которые правительство обязано уважать при осуществлении своей власти. . [ 42 ] Статья 13 использовалась в качестве основы для установления конституционных прав на неприкосновенность частной жизни , самоопределение и контроль над собственным имиджем человека, прав, которые прямо не указаны в конституции.
Последующие положения предусматривают:
- Равенство перед законом : Конституция гарантирует равенство перед законом и запрещает дискриминацию японских граждан на основе «политических, экономических или социальных отношений» или «расы, вероисповедания, пола, социального положения или семейного происхождения» (статья 14). В праве голоса не может быть отказано на основании «расы, вероисповедания, пола, социального положения, семейного происхождения, образования, имущественного положения или дохода» (статья 44). Равенство полов прямо гарантируется в отношении брака (статья 24) и детского образования (статья 26).
- Запрет на звание пэра : Статья 14 запрещает государству признавать звание пэра. Почести могут быть вручены, но они не должны передаваться по наследству или предоставлять особые привилегии.
- Демократические выборы : Статья 15 предусматривает, что «народ имеет неотъемлемое право выбирать своих государственных должностных лиц и увольнять их». Он гарантирует всеобщее избирательное право для взрослых (в Японии — лицам от 20 лет и старше) и тайное голосование .
- Запрет рабства : Гарантируется статьей 18. Принудительное рабство допускается только в качестве наказания за преступление.
- Разделение религии и государства : Государству запрещено предоставлять привилегии или политическую власть религии, а также проводить религиозное образование (статья 20).
- Свобода собраний , ассоциаций , слова и тайна сообщений : все безоговорочно гарантируется статьей 21, запрещающей цензуру .
- Права трудящихся : Труд объявлен как правом, так и обязанностью в статье 27, которая также гласит, что «нормы заработной платы, часов, отдыха и других условий труда устанавливаются законом» и что дети не должны подвергаться эксплуатации. Работники имеют право на участие в профсоюзе (статья 28).
- Право на собственность : Гарантируется при условии « общественного благосостояния ». Государство может изъять имущество для общественного пользования, если оно выплатит справедливую компенсацию (статья 29). Государство также имеет право взимать налоги (статья 30).
- Право на надлежащую правовую процедуру : Статья 31 предусматривает, что никто не может быть наказан «кроме процедуры, установленной законом». Статья 32, которая предусматривает, что «Никому не может быть отказано в праве на доступ к суду», первоначально разработанная для признания прав на надлежащую правовую процедуру по уголовным делам, теперь также понимается как источник прав на надлежащую правовую процедуру в делах гражданского и административного права. [ 43 ]
- Защита от незаконного задержания : Статья 33 предусматривает, что никто не может быть задержан без ордера на арест, за исключением случаев, когда он пойман на месте преступления . Статья 34 гарантирует хабеас корпус , право на защиту и право быть информированным о предъявленных обвинениях. Статья 40 закрепляет право подать в суд на государство за неправомерное задержание.
- Право на справедливое судебное разбирательство : Статья 37 гарантирует право на публичное судебное разбирательство беспристрастным судом с участием защитника и обязательным доступом к свидетелям.
- Защита от самообвинения : Статья 38 предусматривает, что никто не может быть принужден к даче показаний против самого себя, что признания, полученные под принуждением, не допускаются и что никто не может быть осужден исключительно на основании собственного признания .
- Другие гарантии :
- Право на подачу петиции правительству (статья 16)
- Право предъявлять иск государству (статья 17)
- Свобода мысли и совести (статья 19)
- Свобода выражения мнений (статья 19)
- Свобода религии (статья 20)
- Право на изменение места жительства, выбор работы, выезд за границу и отказ от гражданства (статья 22)
- Академическая свобода (статья 23)
- Запрет на принудительный брак (статья 24)
- Обязательное образование (статья 26)
- Защита от проникновения, обыска и ареста (статья 35)
- Запрет пыток и жестоких наказаний (статья 36)
- Запрет законов ex post facto (статья 39)
- Запрет двойной ответственности (статья 39)
Согласно прецедентному праву Японии, конституционные права человека применяются к корпорациям в той степени, в которой это возможно с учетом их корпоративного характера. Конституционные права человека также применяются к иностранным гражданам в той степени, в которой такие права по своей природе не применимы только к гражданам (например, иностранцы не имеют права въезжать в Японию в соответствии со статьей 22 и не имеют права голосовать в соответствии со статьей 15, а также их другие политические права). права могут быть ограничены в той степени, в которой они мешают принятию решений государством).
Органы власти (статьи 41–95)
[ редактировать ]Конституция устанавливает парламентскую систему правления, при которой законодательная власть принадлежит двухпалатному национальному парламенту . Хотя в рамках существующей конституции существовал двухпалатный парламент, новая конституция упразднила верхнюю Палату пэров , состоявшую из представителей дворянства ( аналогично британской Палате лордов ). Новая конституция предусматривает, что обе палаты избираются прямым голосованием: нижняя палата представителей и верхняя палата советников .
Сейм назначает премьер-министра из числа своих членов, хотя нижняя палата имеет окончательную власть в случае разногласий между двумя палатами. [ 14 ] Таким образом, на практике премьер-министр является лидером партии большинства в нижней палате. [ 14 ] Палата представителей имеет исключительное право выносить вотум недоверия Кабинету министров, может преодолеть вето Палаты советников на любой законопроект и имеет приоритет при определении национального бюджета и утверждении договоров.
Исполнительная власть принадлежит кабинету министров , совместно ответственному перед Сеймом и возглавляемому премьер-министром . [ 14 ] Премьер-министр и большинство членов кабинета министров должны быть членами Сейма и иметь право и обязанность присутствовать на заседаниях Сейма. Кабинет может также посоветовать Императору распустить Палату представителей и объявить о проведении всеобщих выборов.
Судебная власть состоит из нескольких судов низшей инстанции, возглавляемых Верховным судом . Главный судья Верховного суда назначается Кабинетом министров и назначается Императором, тогда как другие судьи назначаются и назначаются Кабинетом министров и утверждаются Императором. Судьи судов низшей инстанции назначаются Верховным судом, назначаются Кабинетом министров и утверждаются Императором. Все суды имеют право судебного надзора и могут интерпретировать конституцию для отмены законов и других правительственных актов, но только в том случае, если такое толкование имеет отношение к реальному спору.
Конституция также обеспечивает основу для местного самоуправления , требуя, чтобы местные образования избирали глав и собрания, а также предусматривая, что правительственные акты, применимые к конкретным местным районам, должны быть одобрены жителями этих территорий. Эти положения легли в основу Закона о местной автономии 1947 года, который установил современную систему префектур , муниципалитетов и других органов местного самоуправления.
Изменения (статья 96)
[ редактировать ]Согласно статье 96, поправки к конституции «должны быть инициированы Сеймом при единогласном голосовании двух третей или более всех членов каждой палаты и после этого должны быть представлены народу для ратификации, которая требует положительного голосования». большинства всех голосов, поданных по этому вопросу на внеочередном референдуме или на таких выборах, которые определит Сейм». были движения В конституцию не вносились поправки с момента ее вступления в силу в 1947 году, хотя под руководством Либерально-демократической партии по внесению в нее различных поправок.
Прочие положения (статьи 97–103)
[ редактировать ]Статья 97 предусматривает неприкосновенность основных прав человека. Статья 98 предусматривает, что конституция имеет преимущественную силу над любым «законом, указом, императорским рескриптом или другим актом правительства», нарушающим ее положения, и что «договоры, заключенные Японией, и установленные национальные законы должны неукоснительно соблюдаться». В большинстве стран законодательный орган должен определять, в какой степени договоры, заключенные государством, будут отражены в его внутреннем законодательстве, если вообще будут отражены; однако согласно статье 98 международное право и договоры, ратифицированные Японией, автоматически становятся частью внутреннего законодательства. Статья 99 обязывает Императора и государственных чиновников соблюдать конституцию.
Последние четыре статьи устанавливают шестимесячный переходный период между принятием и применением Конституции. Этот переходный период длился с 3 ноября 1946 года по 3 мая 1947 года. В соответствии со статьей 100 первые выборы Палаты советников были проведены в этот период в апреле 1947 года, и в соответствии со статьей 102 половине избранных советников были предоставлены три- сроки года. В этот период также были проведены всеобщие выборы , в результате которых несколько бывших членов Палаты пэров перешли в Палату представителей. Статья 103 предусматривала, что государственные должностные лица, находящиеся в настоящее время у власти, не будут отстранены от должности непосредственно в результате принятия или реализации новой Конституции.
Поправки и изменения
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Бывшие конституции
[ редактировать ]- Семнадцатистативная конституция (604 г.) — скорее документ нравственного учения, а не конституция в современном понимании.
- Конституция Мэйдзи (1889 г.)
Другие
[ редактировать ]- Статья 9 Конституции Японии
- Статья 96 Конституции Японии
- Основной закон Федеративной Республики Германия
- День памяти Конституции
- Конституция Италии
- История Японии
- Политика Японии
- Предлагаемый референдум по конституции Японии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кристоф, Николас Д. (12 ноября 1995 г.). «МИР; Государственные символы Японии: теперь вы их видите…» The New York Times . Проверено 5 октября 2019 г.
- ^ Какинохана, Ходзюн (23 сентября 2013 г.) «Достоинство личности является основой Конституции. Сделать Императора главой государства — это шаг назад от времени» . Японский институт конституционного права (на японском языке). Архивировано с оригинала . 25 октября 2019 г. Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Аномальная жизнь японской конституции» . Ниппон.com . 15 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2019 года . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ Вступает в силу Новая Конституция Японии. «3 мая 1947 года вступает в силу Новая Конституция Японии» . www.history.com . Редакторы History.com . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Такемаэ 2002 , стр. 270–271.
- ^ Каваи, Кадзуо (1958). «Божественность японского императора» . Политология . 10 (2): 3–14. дои : 10.1177/003231875801000201 .
- ^ «Американская оккупация Японии, 1945–1952 гг. | Азия для преподавателей | Колумбийский университет» .
- ^ Капур 2018 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Морицугу, Кен (18 августа 2016 г.). «Заявление Байдена о Конституции Японии вызывает удивление» . АП НОВОСТИ . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Капур 2018 , с. 9.
- ^ Ито, Масами, « Конституцию снова призывают к пересмотру, чтобы она соответствовала реальности. Архивировано 8 ноября 2019 года в Wayback Machine », Japan Times , 1 мая 2012 г., стр. 3.
- ^ Конституция, Мэйдзи. «Конституция Мэйдзи» . www.britanica.com . Редакторы Британской энциклопедии истории . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ода, Хироши (2009). «Источники права». Японское право . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/acprof:oso/9780199232185.001.1 . ISBN 978-0-19-923218-5 .
- ^ Джон Дауэр, Принимая поражение , 1999, стр. 374, 375, 383, 384.
- ^ Косеки, Сёичи (2017). Нихонкокукенпо-но Тандзё (Рождение Конституции Японии) Иванами Бунко, стр. 37–57.
- ^ Jump up to: а б с Сёичи, Косеки (2017). Нихонкокукенпо-но Тандзё (Рождение Конституции Японии) Иванами Бунко, стр. 14 и 15.
- ^ Джоджи, Мацумото (1945 . )
- ^ «Документы с комментариями. Часть 2. Создание различных предложений по реформе Конституции / 2-16 Ассоциация по расследованию конституции, «Очерк проекта конституции», 26 декабря 1945 г.» . Национальная парламентская библиотека . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Тоёхару, Кониси (2006). Кэмпо Осицукерон но «Мабороси» .
- ^ Дауэр, Джон В. (1999). Принимая поражение: Япония после Второй мировой войны (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Co/New Press. стр. 365–367 . ISBN 978-0393046861 .
- ^ «Беате Гордон, составитель Конституции Японии, умирает в возрасте 89 лет» . Майничи . 1 января 2013 года. Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 года . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ (1972) . Кензо, Янаги
- ^ Иноуэ, Кёко (1991). Конституция Японии Макартура . Издательство Чикагского университета. стр. 29–30. ISBN 978-0-226-38391-0 .
- ^ Иноуэ, Кёко (1 января 1987 г.). «Демократия в двусмысленности двух языков и культур: рождение японской конституции» . Лингвистика . 25 (3): 595–606. дои : 10.1515/ling.1987.25.3.595 . ISSN 1613-396X . S2CID 144432801 .
- ^ «Оглядываясь назад в тоске» . Экономист . Том. 186. 8 марта 1958. с. 14.
- ^ Такемаэ 2002 , с. xxxvii.
- ^ Джон Дауэр, Embracing Defeat , стр. 411: «Категории удалений и подавлений» в журнале ключей CCD в июне 1946 года.
- ^ Дауэр, с. 407
- ^ Хидеки СИБУТАНИ (2013) Конституционный закон Японии, 2-е изд., Yuhikaku стр. 487 Publishing (Юхикаку).
- ^ «Материалы, связанные с Конституцией Японии № 90 «Процесс принятия Конституции Японии»» (PDF) . Комиссия по конституции, Палата представителей, Япония . Проверено 23 августа 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «Текст Конституции и других важных документов» . Национальная парламентская библиотека . Архивировано из оригинала 6 ноября 2020 года . Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ «Издание и работа Общества популяризации Конституции» . Рождение Конституции Японии . Национальная парламентская библиотека Японии. Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ «Конституция Японии» . Национальный архив Японии Архивировано Проверено 1 июля 2015 года. 8 июня 2015 года .
- ^ Jump up to: а б с Чен, По Лян; Вада, Джордан Т. (2017). «Сможет ли Верховный суд Японии преодолеть политическое препятствие?» . Вашингтонский журнал международного права . 26 : 349–79.
- ^ Призывает к пересмотру, глава ЛДП Японии (10 июля 2016 г.). «Глава ЛДП Японии призывает к пересмотру статьи 9 пацифистского правила» . Рейтер . Сотрудники агентства Рейтер . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ «Букварь по новой интерпретации конституции Японии и праву на коллективную самооборону» . По умолчанию . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Статья 9 и Договор о безопасности между США и Японией | Азия для преподавателей | Колумбийский университет» . afe.easia.columbia.edu . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Такенака, Линда Зиг, Киёси (1 июля 2014 г.). «Япония делает исторический шаг от послевоенного пацифизма и соглашается сражаться на стороне союзников» . Рейтер . Проверено 24 мая 2021 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Умеда, Саюри (сентябрь 2015 г.). «Япония: Интерпретации статьи 9 Конституции» . www.loc.gov . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Кингстон, Джефф (11 ноября 2020 г.). «Тихое перевооружение Японии» . Журнал «Проспект» . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Левин, Марк (2001). «Товары первой необходимости и расовая справедливость: использование конституционной защиты коренных народов Японии айнов для информирования о взаимопонимании между Соединенными Штатами и Японией». Нью-Йоркский университет международного права и политики . 33 . Рочестер, штат Нью-Йорк: 419. SSRN 1635451 .
- ^ Левин, Марк (5 августа 2010 г.). «Гражданское правосудие и Конституция: ограничения инструментального судебного управления в Японии». Журнал права и политики Тихоокеанского региона . 20 (2). Рочестер, Нью-Йорк: 265–318. ССНН 1653992 .
Ссылки
[ редактировать ]- Проект Конституции Японии 2004. Переосмысление Конституции: Антология японского мнения . Пер. Ф. Улемана. Кавасаки, Япония: Japan Research Inc., 2008. ISBN 1-4196-4165-4 .
- Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674984424 .
- Кишимото, Коичи. Политика в современной Японии . Токио: Эхо Японии, 1988. ISBN 4-915226-01-8 . Страницы 7–21.
- Мацуи, Сигенори. Конституция Японии: контекстуальный анализ . Оксфорд: Издательство Харт, 2011. ISBN 978-1-84113-792-6 .
- Хук, Гленн Д., изд. (2005). Спорное управление в Японии: места и проблемы . Лондон: RoutledgeCurzon. ISBN 978-0415364980 .
- Мур, Рэй А.; Робинсон, Дональд Л. (2004). Партнеры по демократии: создание нового японского государства под руководством Макартура . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195171761 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Такемаэ, Эйдзи (2002). Внутри штаб-квартиры: оккупация Японии союзниками и ее наследие . Перевод Рикеттса, Роберта; Суонн, Себастьян. Нью-Йорк: Континуум. ISBN 0826462472 .
- «Специальный выпуск конституционного права в Японии и Великобритании» . Журнал королевского права . 2 (2). 2015.
- В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Япония: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конституция Японии в Project Gutenberg
- Аудиокнига Конституция Японии, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
- Рождение Конституции Японии
- Теруки Цунэмото, Тенденции в делах, связанных с конституционным правом Японии: важные судебные решения за 2004 год , пер. Дэрил Такено, Азиатско-Тихоокеанский журнал права и политики
- Теруки Цунэмото, Тенденции в делах, касающихся конституционного права Японии: важные правовые прецеденты 2005 года , пер. Джон Донован, Юко Фунаки и Дженнифер Шимада, Азиатско-Тихоокеанский журнал права и политики
- Теруки Цунэмото, Тенденции в делах, касающихся конституционного права Японии: важные правовые прецеденты 2006 года , пер. Асами Миядзава и Анджела Томпсон, Азиатско-Тихоокеанский журнал права и политики
- Теруки Цунэмото, Тенденции в делах, связанных с конституционным правом Японии: важные правовые прецеденты 2007 года , пер. Марк А. Левин и Джесси Смит, Азиатско-Тихоокеанский журнал права и политики
- Страновое исследование Японии Библиотеки Конгресса США
- Беате Сирота Гордон (Блог о Беате Сирота Гордон и документальном фильме «Дар Беате»)
- Институт японоведов Райшауэра при Гарвардском университете
- проект новой конституции (PDF) . Веб-сайт Центра содействия принятию новой конституции Либерально-демократической партии (на японском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 7 февраля 2006 года . Проверено 3 февраля 2006 г. Син Кенпу Су-ан , Проект новой конституции. Опубликовано Либерально-демократической партией 22 ноября 2005 года.
- Штаб продвижения разработки новой Конституции . Сайт Либерально-демократической партии (на японском языке). Архивировано из оригинала 10 января 2006 года . Проверено 3 февраля 2006 г. Веб-страница Shin Kenpou Seitei Suishin Honbu , Центра содействия принятию новой конституции, Либерально-демократической партии .
- Проект поправки к Конституции Японии (PDF) . Либерально-демократическая партия (на японском языке) . Проверено 27 декабря 2012 г. Нихон-коку Кенпоу Кайсэй Суан , Проект поправки к Конституции Японии. Опубликовано Либерально-демократической партией 27 апреля 2012 года.
- Проект поправки к Конституции Японии, вопросы и ответы (PDF) . Либерально-демократическая партия (на японском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 3 января 2013 года . Проверено 27 декабря 2012 г. Нихон-коку Кенпоу Кайсэй Суан, вопросы и ответы . Опубликовано Либерально-демократической партией в октябре 2012 года.