Jump to content

Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией

Договор о безопасности США и Японии
Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией
( Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Японией и Соединенными Штатами Америки )
Страница подписи договора (копия на японском языке)
Тип Военный союз
Подписано 19 января 1960 г.
Расположение Вашингтон, округ Колумбия
Эффективный 23 июня 1960 г.
Вечеринки
  • Япония
  • Соединенные Штаты
Цитаты 11 УСТ 1632; ТИАС № 4509
Язык английский , японский
Полный текст
Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Японией и Соединенными Штатами Америки в Wikisource

Договор и о взаимном сотрудничестве и безопасности между Соединенными Штатами , Японией более известный как Договор о безопасности и Анпо дзёяку , который США земли и обязывает две страны защищать или просто Анпо и Японии на английском языке разрешает присутствие военных баз США на территории Японии. на японском языке, представляет собой договор друг друга, если одна или другая подвергнется нападению «на территориях, находящихся под управлением Японии». Со временем это привело к установлению военного союза между Соединенными Штатами и Японией .

Нынешний договор, вступивший в силу 23 июня 1960 года, пересмотрел и заменил более раннюю версию договора , которая была подписана в 1951 году одновременно с подписанием Сан-Францисского мирного договора , положившего конец Второй мировой войне в Азии, а также под руководством США оккупация Японии (1945–1952). Пересмотр договора в 1960 году был весьма спорным процессом в Японии, и широко распространенное сопротивление его принятию привело к массовым протестам Анпо , которые были крупнейшими народными протестами в истории Японии. [1]

Договор 1960 года существенно пересмотрел американо-японское соглашение о безопасности в направлении большей взаимности между двумя странами. Первоначальный договор 1951 года содержал положение, разрешающее Соединенным Штатам использовать силы, базирующиеся в Японии, по всей Восточной Азии без предварительной консультации с Японией, не содержал явных обещаний защищать Японию в случае нападения на Японию и даже содержал пункт, позволяющий американским войскам вмешиваться в военные действия. Внутренние споры Японии. [2] Эти части были изменены в пересмотренной версии договора в 1960 году. В измененный договор вошли статьи, определяющие обязательства по взаимной обороне и требующие от США, прежде чем мобилизовать свои силы, заранее информировать Японию. [3] Он также удалил статью, разрешающую вмешательство США во внутренние дела Японии. [3]

Договор также включал общие положения для дальнейшего развития международного взаимопонимания и улучшения экономического сотрудничества между двумя странами. Эти положения стали основой для создания американо-японской конференции по культурному и образовательному обмену ( CULCON ), американо-японского комитета по научному сотрудничеству и совместного американо-японского комитета по торговым и экономическим вопросам. из которых в той или иной форме все еще действуют. [4]

В Договор о безопасности между США и Японией ни разу не вносились поправки с 1960 года, и поэтому он просуществовал в своей первоначальной форме дольше, чем любой другой договор между двумя великими державами 1648 года со времен Вестфальского мира . [5] Минимальный срок договора составлял 10 лет, но при условии, что он будет оставаться в силе на неопределенный срок, если только одна из сторон не уведомит за один год о желании прекратить его действие.

Крупнейшие военные базы США в Японии

Первоначальный Договор о безопасности между США и Японией был навязан Японии Соединенными Штатами в качестве условия прекращения военной оккупации Японии под руководством США после окончания Второй мировой войны . [2] Он был подписан 8 сентября 1951 года одновременно с подписанием Сан-Францисского мирного договора, положившего конец Второй мировой войне в Азии, и вступил в силу 28 апреля 1952 года одновременно с окончанием оккупации Японии. [2] Первоначальный Договор о безопасности не имел конкретной даты окончания или способа отмены, позволял использовать силы США, дислоцированные в Японии, для любых целей в любой точке «Дальнего Востока» без предварительной консультации с японским правительством, и содержал пункт, специально разрешающий американским войскам использовать подавить внутренние протесты в Японии. Пожалуй, самое возмутительное то, что в пакте не было статьи, обязывающей Соединенные Штаты защищать Японию в случае нападения на Японию третьей стороны. [2]

Японское правительство начало настаивать на пересмотре договора еще в 1952 году. Однако администрация президента США Дуайта Д. Эйзенхауэра сопротивлялась призывам к пересмотру, пока растущее антиамериканское движение за военные базы в Японии не достигло кульминации в борьбе Сунагава 1955-1955 годов. 1957 года и народное возмущение в Японии после инцидента с Жираром в 1957 году, который сделал еще более очевидным глубокое недовольство статус-кво. [6] Соединенные Штаты согласились на пересмотр, переговоры начались в 1958 году, и новый договор был подписан Эйзенхауэром и Киши на церемонии в Вашингтоне, округ Колумбия, 19 января 1960 года. [7]

С точки зрения Японии, новый договор был значительным улучшением по сравнению с первоначальным договором, обязывающим Соединенные Штаты защищать Японию в случае нападения, требующим предварительных консультаций с японским правительством перед отправкой американских войск, базирующихся в Японии, за границу, а также удаляющим пункт, разрешающий предварительное подавление Японии. внутренние беспорядки и определение первоначального 10-летнего срока, по истечении которого договор может быть расторгнут любой из сторон с уведомлением за один год. [8]

Поскольку новый договор превосходил старый, Киши ожидал, что он будет ратифицирован в относительно короткие сроки. Соответственно, он пригласил Эйзенхауэра посетить Японию начиная с 19 июня 1960 года, отчасти для того, чтобы отпраздновать недавно ратификацию договора. Если бы визит Эйзенхауэра прошел по плану, он стал бы первым действующим президентом США, посетившим Японию. [9]

Статья 1 договора начинается с установления того, что каждая страна будет стремиться разрешать любые международные споры мирным путем. Договор также отвел важную роль Организации Объединенных Наций в борьбе с агрессией.

Статья 2 в целом призывала к более тесному сотрудничеству между двумя странами в сфере международных отношений и экономики. На встрече на высшем уровне между президентом США Джоном Ф. Кеннеди и премьер-министром Японии Хаято Икеда в июне 1961 года этот пункт был введен в действие с образованием трех консультативных комитетов на уровне кабинета министров - американо-японской конференции по культурному и образовательному обмену (CULCON). ), американо-японский комитет по научному сотрудничеству и совместный американо-японский комитет по торговле и экономическим вопросам, все три из которых в той или иной форме до сих пор действуют. [4]

Статья 3 обязывает США и Японию поддерживать и развивать свои вооруженные силы и противостоять нападению.

Статья 4 предполагает, что Соединенные Штаты будут каким-то образом консультироваться с Японией о том, как она использует американские войска, базирующиеся в Японии.

Статья 5 обязывает Соединенные Штаты защищать Японию в случае нападения на нее третьей стороны.

Статья 6 прямо предоставляет Соединенным Штатам право размещать войска в Японии при условии заключения подробного «Административного соглашения», оговариваемого отдельно.

Статья 7 гласит, что договор не затрагивает права и обязательства США или Японии по Уставу Организации Объединенных Наций.

В статье 8 говорится, что договор будет ратифицирован США и Японией в соответствии с их конституционными процедурами и вступит в силу в день его подписания и обмена ими в Токио.

Статья 9 гласит, что срок действия предыдущего договора, подписанного в Сан-Франциско в 1951 году, истекает, когда текущий договор вступает в силу.

Статья 10 допускает расторжение договора по истечении первоначального 10-летнего срока, если одна из сторон заранее уведомит другую сторону за один год о своем желании расторгнуть договор.

В согласованном протоколе к договору указывалось, что с японским правительством будут проводиться консультации перед серьезными изменениями в развертывании сил Соединенных Штатов в Японии или перед использованием японских баз для боевых операций, кроме защиты самой Японии. Также были освещены пределы юрисдикции обеих стран в отношении преступлений, совершенных в Японии военнослужащими США.

[ редактировать ]
Сотни тысяч протестующих окружили здание Национального парламента Японии во время массовых протестов Анпо в 1960 году против американо-японского договора о безопасности.

Хотя договор 1960 года явно превосходил первоначальный договор 1951 года, многие японцы всего политического спектра возмущались присутствием военных баз США на японской земле и надеялись полностью избавиться от договора. [10] Головная организация, Народный совет по предотвращению пересмотра Договора о безопасности ( 安保条約改定阻止国民会議 , Anpo Jōyaku Kaitei Soshi Kokumin Kaigi ) , была сформирована в 1959 году для координации действий различных гражданских движений, выступавших против ратификации пересмотренного договора. . [11] Первоначально Народный совет состоял из 134 организаций-членов в марте 1959 года, а к марту 1960 года их число выросло до 1633 дочерних организаций. Членские группы включали профсоюзы, союзы фермеров и учителей, поэтические кружки, театральные труппы, студенческие и женские организации, группы матерей. , группы, связанные с Социалистической партией Японии и Коммунистической партией Японии , и даже некоторые консервативные бизнес-группы. [11] Всего с марта 1959 по июль 1960 года Народный совет провел 27 отдельных мероприятий общенационального массового протеста. [12]

Столкнувшись с народной оппозицией на улицах и сопротивлением Социалистической партии в национальном парламенте , премьер-министр Киси все больше отчаянно пытался принять договор ко времени запланированного прибытия Эйзенхауэра в Японию 19 июня. [13] Наконец, 19 мая 1960 года, во время так называемого « Инцидента 19 мая », Киши внезапно призвал к досрочному голосованию по договору. [13] Когда члены Социалистического Сейма попытались устроить сидячую забастовку, чтобы заблокировать голосование, Киши ввел в Сейм 500 полицейских и приказал полиции физически удалить их из залов Сейма, а также протолкнул договор в присутствии только членов своей партии. [14]

Машину Хагерти окружила толпа протестующих, 10 июня 1960 года.

Действия Киши были восприняты многими как антидемократические и вызвали общенациональное возмущение представителей всего политического спектра. [15] После этого протесты против договоров приобрели массовый характер: профсоюзная федерация Сохё провела серию общенациональных забастовок с участием миллионов профсоюзных активистов, большие толпы людей маршировали в городах и поселках по всей стране, а десятки тысяч протестующих собрались вокруг Национальный парламент почти ежедневно. [15] 10 июня во время так называемого «инцидента в Хагерти » тысячи протестующих окружили машину, в которой находился пресс-секретарь Эйзенхауэра Джеймс Хагерти, порезали ей шины, разбили задние фонари и раскачивали ее взад и вперед более часа, прежде чем пассажиры были спасены. вертолетом Корпуса морской пехоты США. [16] Наконец, 15 июня 1960 года радикальные студенческие активисты из общенациональной студенческой федерации Дзэнгакурен студентка Токийского университета по имени Мичико Канба . попытались штурмовать сам комплекс Сейма, что спровоцировало ожесточенную битву с полицией, в которой была убита [17]

Отчаявшись оставаться на своем посту достаточно долго, чтобы принять визит Эйзенхауэра, Киши надеялся обезопасить улицы к приезду Эйзенхауэра, вызвав Силы самообороны Японии. [18] и десятки тысяч головорезов правого толка, которых предоставит его друг, связанный с якудза правый «наладчик» Ёсио Кодама . [19] Однако его кабинет отговорил его от этих крайних мер, и после этого у него не было другого выбора, кроме как отменить визит Эйзенхауэра из-за опасений, что его безопасность не может быть гарантирована, и объявить о своей отставке с поста премьер-министра, чтобы подавить широкое народное недовольство его действиями. [18]

Ратификация и принятие

[ редактировать ]

Несмотря на огромные размеры движения против договора, протесты в конечном итоге не смогли остановить договор. Хотя Киши был вынужден уйти в отставку, а визит Эйзенхауэра был отменен, согласно японскому законодательству, договор был автоматически одобрен через 30 дней после принятия нижней палатой парламента. [20] Статья 8 договора предусматривала, что новый договор вступит в силу немедленно после обмена ратификационными грамотами между японскими и американскими официальными лицами в Токио. Официально обмен инструментами состоялся 23 июня 1960 года, после чего новый договор вступил в силу, а срок действия старого договора истек. По словам министра иностранных дел Айитиро Фудзиямы , официальные ратификационные грамоты пришлось доставить Киши на подпись в коробке из-под конфет, чтобы не заметить, что протестующие все еще толпятся в его официальной резиденции. [20]

Однако после того, как договор вступил в силу и Киши ушел в отставку, движение протеста против договора потеряло силу и быстро заглохло. [21]

Последствия

[ редактировать ]

Антиамериканский аспект протестов и унизительная отмена визита Эйзенхауэра довели американо-японские отношения до самого низкого уровня со времен окончания Второй мировой войны. Новый президент США Джон Ф. Кеннеди назначил сочувствующего японскому эксперту и Гарвардского университета профессору Эдвина О. Райшауэра послом в Японии, а не карьерным дипломатом, и пригласил нового премьер-министра Японии Хаято Икеду стать первым иностранным лидером. посетить Соединенные Штаты во время своего пребывания в должности. [22] На встрече на высшем уровне в июне 1961 года два лидера договорились, что отныне две страны будут гораздо более тесно консультироваться как союзники, по линии, аналогичной отношениям между Соединенными Штатами и Великобританией. [23] Вернувшись в Японию, Икеда занял гораздо более примирительную позицию по отношению к политической оппозиции, отложив на неопределенный срок планы Киши по пересмотру статьи 9 Конституции Японии и объявив о Плане удвоения доходов с явной целью перенаправить энергию нации от спорного договора. проблемы и к общенациональному стремлению к быстрому экономическому росту. [24]

Трудный процесс обеспечения принятия пересмотренного договора и вызванные им жестокие протесты способствовали развитию культуры секретных пактов (密約, мицуяку ) между двумя странами. В дальнейшем, вместо того, чтобы ставить спорные вопросы на голосование, две страны тайно провели переговоры о расширении сферы действия Договора о безопасности, не допуская голосования. [25] Секретные пакты, заключенные в 1960-х годах и ставшие известными лишь несколько десятилетий спустя, позволили американским военным кораблям с ядерным оружием «транзит» проходить через японские порты, позволили американским судам с ядерными двигателями сбрасывать радиоактивные сточные воды в японские воды и позволили США ввести ядерное оружие. в американские базы на Окинаве даже после ее возвращения Японии в 1972 году, среди других секретных сделок.

На протяжении десятилетия 1960-х годов левые активисты с нетерпением ждали окончания первоначального 10-летнего срока действия пересмотренного договора в 1970 году как возможности попытаться убедить японское правительство аннулировать договор. В 1970 году, после студенческих волнений 1968–1969 годов в Японии, ряд студенческих групп, общественных групп и организация против войны во Вьетнаме «Бехейрен» провели серию маршей протеста против Договора о безопасности. Однако премьер-министр Эйсаку Сато (который был младшим братом Киши) решил полностью проигнорировать протесты и позволить договору автоматически продлеваться. С тех пор ни одна из сторон не предприняла никаких попыток аннулировать договор, а американские базы остаются неотъемлемой частью японской земли. По состоянию на 2010 год все еще существовало около 85 объектов, в которых проживали 44 850 американских военнослужащих и 44 289 иждивенцев. [5]

Продолжающаяся оппозиция на Окинаве

[ редактировать ]
Размеры военных баз США в префектуре Окинава

Центральным вопросом в дебатах по поводу продолжающегося военного присутствия США является сильная концентрация войск в небольшой японской префектуре Окинава . Военные базы США занимают около одной пятой территории Окинавы и на них размещено около 75% американских войск в Японии. [26] [5] Разногласия, споры и экологические проблемы, связанные с базами, заставили многих жителей Окинавы почувствовать, что, хотя соглашение о безопасности может быть выгодно Соединенным Штатам и Японии в целом, на них лежит непропорциональная доля бремени. [26]

Одним из спорных вопросов для многих жителей Окинавы является шум и загрязнение окружающей среды, создаваемые американскими войсками в Японии. Было обнаружено, что длительное воздействие высокодецибелального шумового загрязнения от американских военных самолетов, пролетающих над жилыми районами Окинавы, вызывает проблемы с сердцем, нарушает режим сна и ухудшает когнитивные навыки у детей. [27] Иски о чрезмерном шуме, поданные в 2009 году жителями Окинавы против авиабазы ​​Кадена и авиабазы ​​морской пехоты Футенма, принесли жителям Окинавы компенсацию в размере 57 миллионов долларов и 1,3 миллиона долларов соответственно. [28] [29] Стоки токсичных химикатов с американских баз, учения с боевой стрельбой с использованием снарядов из обедненного урана , а также деятельность по строительству и расширению баз загрязнили водоснабжение Окинавы и повредили некогда девственные коралловые рифы Окинавы, снизив их экономическую ценность для рыболовства и туризма. [27] [30]

Однако самая мощная оппозиция на Окинаве возникла в результате преступных действий, совершенных военнослужащими США и их иждивенцами, причем последним примером стало похищение и приставание к 12-летней окинавской девочке со стороны двух морских пехотинцев и санитара ВМФ в 1995 году. [5] В начале 2008 года госсекретарь США Кондолиза Райс извинилась за серию преступлений с участием американских войск в Японии, в том числе за изнасилование 14-летней девочки морским пехотинцем на Окинаве. Американские военные также ввели временный 24-часовой комендантский час для военнослужащих и членов их семей, чтобы успокоить гнев местных жителей. [31]

Эти обиды, среди прочего, поддержали большое и устойчивое движение против Договора о безопасности на Окинаве.

Общественная поддержка

[ редактировать ]

Несмотря на сильную оппозицию Окинавы военному присутствию США на острове, соглашение пользуется поддержкой в ​​Японии в целом. Хотя взгляды на договор были резко поляризованы, когда договор был впервые одобрен в 1960 году, признание американо-японского альянса со временем выросло. Согласно опросу 2007 года, 73,4% граждан Японии высоко оценили присутствие американских войск в Японии. [32] Манга « была Наш альянс – прочное партнерство» призвана стимулировать положительное общественное мнение о партнерстве. [33]

Договорное покрытие

[ редактировать ]

В 2012 году США в заявлении по поводу спора по поводу островов Сэнкаку пояснили , что договор распространяется на острова Сэнкаку и требует от американцев их защиты. [34]

19 апреля 2019 года Япония и США подтвердили, что кибератаки также подпадают под действие договора. Две страны также пообещали расширить оборонное сотрудничество в области космической войны, кибервойны и электронной войны. [35]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Капур 2018 , с. 1.
  2. ^ Jump up to: а б с д Капур 2018 , с. 11.
  3. ^ Jump up to: а б Капур 2018 , с. 18.
  4. ^ Jump up to: а б Капур 2018 , с. 56.
  5. ^ Jump up to: а б с д Паккард 2010г .
  6. ^ Капур 2018 , стр. 15–17.
  7. ^ Капур 2018 , с. 21.
  8. ^ Капур 2018 , стр. 17–18.
  9. ^ Капур 2018 , с. 35.
  10. ^ Капур 2018 , стр. 12–19.
  11. ^ Jump up to: а б Капур 2018 , с. 19.
  12. ^ Капур 2018 , с. 20.
  13. ^ Jump up to: а б Капур 2018 , с. 22.
  14. ^ Капур 2018 , стр. 22–23.
  15. ^ Jump up to: а б Капур, 2018 г. , стр. 24–25.
  16. ^ Капур 2018 , с. 29.
  17. ^ Капур 2018 , с. 30.
  18. ^ Jump up to: а б Капур 2018 , с. 33.
  19. ^ Капур 2018 , с. 250.
  20. ^ Jump up to: а б Капур 2018 , с. 23.
  21. ^ Капур 2018 , с. 34.
  22. ^ Капур 2018 , стр. 50–51.
  23. ^ Капур 2018 , стр. 60–62.
  24. ^ Капур 2018 , стр. 75–107.
  25. ^ Капур 2018 , с. 68.
  26. ^ Jump up to: а б Сумида 2009c .
  27. ^ Jump up to: а б Шоррок 2021 .
  28. ^ Сумида 2009а .
  29. ^ Сумида 2009б .
  30. ^ Митчелл 2020 .
  31. ^ Джастин МакКарри (28 февраля 2008 г.). «Кондолиза Райс приносит извинения за поведение американских войск на Окинаве, поскольку преступления подрывают союз с Японией» . Хранитель . Великобритания.
  32. Опрос общественного мнения о Силах самообороны и вопросах обороны. Архивировано 22 октября 2010 г. в Wayback Machine , Кабинет министров Японии.
  33. ^ Наш Альянс – прочное партнерство . 1 января 2010 г.
  34. ^ «Панетта сообщает Китаю, что Сенкаку находится в рамках Договора о безопасности между Японией и США» . Асахи Симбун . 21 сентября 2012 года . Проверено 6 апреля 2013 г.
  35. ^ «США защитят Японию от кибератак в рамках пакта о безопасности» . Майничи . 20 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 21 апреля 2019 г.

Цитированные источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07af422324a6186e966f100968e11dcf__1722826860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/cf/07af422324a6186e966f100968e11dcf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Treaty of Mutual Cooperation and Security between the United States and Japan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)