Внешняя политика Японии
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( октябрь 2021 г. ) |
Эта статья является частью серии, посвященной |
![]() |
---|
![]() |
Япония — средняя держава и член множества международных организаций, включая ООН (с 1956 года), ОЭСР и « Большую семерку» . [1] Хотя страна отказалась от права объявлять войну , в стране существуют Силы самообороны , которые считаются одними из самых сильных вооруженных сил в мире. После Второй мировой войны Япония пережила рекордный экономический рост и к 1990 году стала второй по величине экономикой в мире. [2] По состоянию на 2021 год экономика страны является третьей по величине по номинальному ВВП и четвертой по ППС .
Япония имеет тесные экономические и военные отношения с Соединенными Штатами, с которыми она поддерживает союз безопасности . [3] Соединенные Штаты являются основным рынком для японского экспорта и основным источником японского импорта и привержены защите страны с помощью военных баз в Японии. [4]
Отношения Японии с Южной Кореей исторически были напряженными из-за отношения Японии к стране во время японского колониального правления , особенно из-за проблемы использования японскими военными корейских женщин для утех во Второй мировой войне. В 2015 году Япония согласилась урегулировать спор о женщинах для утех с Южной Кореей, принеся официальные извинения и заплатив деньги выжившим женщинам для утех. [5]
Япония вовлечена в несколько территориальных споров с Северной Кореей, Южной Кореей, Россией, Китаем и Тайванем. Отношения с Россией обострились из-за отказа Японии от российского контроля над Южными Курилами с 1945 года. [6]
Актуальные вопросы см. в разделе « Международные отношения Японии» .
Разработка политики премьер-министром
[ редактировать ]Основная ответственность за внешнюю политику Японии , как это определено конституцией 1947 года , осуществляется кабинетом министров и подлежит общему надзору со стороны Национального парламента . Премьер -министр обязан предоставлять периодические отчеты о международных отношениях Сейму, верхняя и нижняя палаты которого имеют комитеты по иностранным делам. Каждый комитет отчитывается о своей работе на пленарных заседаниях палаты, к которой он принадлежит. Иногда создаются специальные комитеты для рассмотрения особых вопросов. Члены парламента имеют право поднимать соответствующие политические вопросы (официально называемые интерпелляциями) министру иностранных дел и премьер-министру. Договоры с зарубежными странами требуют ратификации Сеймом. Как глава государства император выполняет церемониальную функцию приема иностранных послов и удостоверения иностранных договоров, ратифицированных Сеймом. До 1945 года император имел решающий голос в определении политики. [7]
По конституции с 1945 года решающее слово в принятии важнейших внешнеполитических решений остается за премьер-министром, являющимся доминирующей фигурой в политической системе. Министр иностранных дел, старший член кабинета министров, выступает в качестве главного советника премьер-министра в вопросах планирования и реализации. Министру помогают два заместителя министра: один отвечает за администрацию и находится на вершине структуры Министерства иностранных дел в качестве старшего карьерного чиновника, а другой отвечает за политическую связь с Сеймом. Другие ключевые должности в министерстве включают членов Секретариата министерства, в котором есть подразделения, отвечающие за функции консульства, эмиграции, связи и культурного обмена, а также директоров различных региональных и функциональных бюро министерства.
История до 1945 года
[ редактировать ]Послевоенный период
[ редактировать ]На протяжении всего периода после Второй мировой войны Япония концентрировалась на экономическом росте. Он гибко приспосабливался к региональной и глобальной политике Соединенных Штатов , избегая при этом собственных крупных инициатив; придерживались пацифистских принципов, воплощенных в конституции 1947 года , называемой «мирной конституцией»; и в целом играл пассивную, незначительную роль в мировых делах. Отношения с другими странами регулировались тем, что руководство называло «всенаправленной дипломатией», которая, по сути, представляла собой политику сохранения политического нейтралитета во внешних делах при одновременном расширении экономических отношений там, где это возможно. Эта политика была весьма успешной и позволила Японии процветать и расти как экономическая держава , но это было осуществимо только до тех пор, пока страна пользовалась безопасностью и экономической стабильностью, обеспечиваемыми ее союзником, Соединенными Штатами.
Постоккупационная Япония
[ редактировать ]Доктрина Ёсида — стратегия, принятая Японией при премьер-министре Сигэру Ёсида , премьер-министре в 1948–1954 годах. Он сосредоточился на восстановлении внутренней экономики Японии, в значительной степени полагаясь на союз безопасности с Соединенными Штатами . Доктрина Ёсида возникла в 1951 году и определила внешнюю политику Японии в XXI веке. Во-первых, Япония является прочным союзником США в холодной войне против коммунизма. Во-вторых, Япония полагается на американскую военную мощь и ограничивает свои силы обороны до минимума. В-третьих, Япония уделяет особое внимание экономической дипломатии в своих мировых делах. Доктрина Ёсида была принята Соединенными Штатами; Фактический термин был придуман в 1977 году. Экономический аспект был предложен Хаято Икеда , который занимал пост министра финансов, а затем премьер-министра. Большинство историков утверждают, что эта политика была мудрой и успешной, но меньшинство критикует ее как наивную и неуместную. [8]
Когда Япония восстановила свой суверенитет в 1952 году и вновь вошла в международное сообщество в качестве независимого государства, она оказалась в мире, охваченном холодной войной между Востоком и Западом, в которой Советский Союз и Соединенные Штаты возглавляли противоположные лагеря. В соответствии с Мирным договором с Японией, подписанным в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года (вступил в силу 28 апреля 1952 года), положившим конец состоянию войны между Японией и большинством союзных держав, за исключением Советского Союза и Китайской Народной Республики , и Пакта о взаимной безопасности между Японией и Соединенными Штатами, подписанного в тот же день в Сан-Франциско, Япония по существу стала зависимым союзником Соединённых Штатов, которые продолжали содержать базы и войска на японской земле .
Внешнеполитические цели Японии на протяжении большей части раннего послевоенного периода заключались, по сути, в восстановлении экономической жизнеспособности и установлении доверия к себе как к мирному члену мирового сообщества. Национальная безопасность была вверена защитному щиту и ядерному зонтику Соединенных Штатов, которым в соответствии с пактом о безопасности, вступившим в силу в апреле 1952 года, было разрешено размещать свои силы в Японии и вокруг нее. Пакт обеспечил основу, регулирующую использование сил Соединенных Штатов против военных угроз — внутренних или внешних — в регионе. Особой дипломатической задачей было развеять подозрения и смягчить недовольство азиатских соседей, пострадавших от японского колониального правления и империалистической агрессии в прошлом . Дипломатия Японии по отношению к своим азиатским соседям, таким образом, имела тенденцию быть крайне сдержанной, примирительной и ненапористой. Что касается мира в целом, страна избегала политических вопросов и сосредоточивалась на экономических целях. В рамках своей однонаправленной дипломатии он стремился развивать дружественные связи со всеми странами, провозглашал политику «разделения политики и экономики» и придерживался нейтральной позиции по некоторым вопросам Востока и Запада.
В 1950-х и 1960-х годах внешнеполитические действия руководствовались тремя основными принципами: тесное сотрудничество с Соединенными Штатами как по соображениям безопасности, так и по экономическим соображениям; продвижение системы свободной торговли , соответствующей собственным экономическим потребностям Японии; и международное сотрудничество через Организацию Объединенных Наций (ООН), в которую он был принят в 1956 году, и другие многосторонние органы. Соблюдение этих принципов принесло хорошие результаты и способствовало феноменальному экономическому восстановлению и росту в течение первых двух десятилетий после окончания оккупации.
1970-е годы
[ редактировать ]В 1970-е годы основные послевоенные принципы остались неизменными, но к ним подходили с новой точки зрения из-за давления практической политики внутри страны и за рубежом. Растет внутреннее давление на правительство , требующее осуществлять больше внешнеполитических инициатив независимо от Соединенных Штатов, не ставя, однако, под угрозу жизненно важную безопасность и экономические связи . Так называемый «шок» Никсона, связанный с неожиданным в Китай визитом Ричарда Никсона и внезапным примирением в китайско-американских отношениях , также послужил аргументом в пользу более независимой внешней политики Японии. Аналогичный шаг последовал и в китайско-японских отношениях . [9]
Феноменальный экономический рост страны сделал ее ведущей мировой экономической державой к началу 1970-х годов и породил чувство гордости и самоуважения, особенно среди молодого поколения. Требование более независимой внешней политики отражало эту возросшую самооценку. С другой стороны, бурный экономический рост Японии и экспансия на зарубежные рынки породили иностранные обвинения в «экономической агрессии» и требования, чтобы она приняла более сбалансированную торговую политику. Изменения в соотношении сил в Азиатско-Тихоокеанском четырехугольнике, состоящем из Японии, Китайской Народной Республики , США и Советского Союза, также потребовали пересмотра политики. Углубляющийся советско-китайский раскол и конфронтация, резкое сближение между Соединенными Штатами и Китаем, быстрое сокращение военного присутствия США в Азии после войны во Вьетнаме (Вторая война в Индокитае, 1954–75) и расширение советской власти в 1970-х годах. военная мощь в западной части Тихого океана потребовала переоценки Позиция Японии в области безопасности и общая роль в Азии.
Движение к более автономной внешней политике было ускорено в 1970-х годах решением США вывести войска из Индокитая . Японское общественное мнение ранее выступало за некоторую дистанцию между участием Японии и США в войне во Вьетнаме. Крах военных действий во Вьетнаме рассматривался как конец военного и экономического доминирования США в Азии и выдвинул на передний план заметный сдвиг в отношении Японии к Соединенным Штатам. Этот сдвиг, который развивался с начала 1970-х годов, принял форму сомнения в надежности ядерного зонтика Соединенных Штатов, а также в его способности обеспечить стабильную международную валютную систему, гарантировать доступ Японии к энергии и сырью, а также обеспечить безопасность Японии. Интересы Японии в стабильном политическом порядке. Поэтому этот сдвиг потребовал переоценки всенаправленной дипломатии.
Изменения в мировых экономических отношениях в 1970-е годы также способствовали более независимой позиции. Япония стала менее зависимой от западных держав в ресурсах. Нефть, например, добывалась непосредственно у стран-производителей на Ближнем Востоке , а не у контролируемых Западом транснациональных компаний. Другие важные материалы также все чаще поступали из источников, отличных от Соединенных Штатов и их союзников, в то время как доля торговли с Соединенными Штатами в общем объеме торговли значительно снизилась за десятилетие 1970-х годов. Но нефтяной кризис 1970-х годов обострил осознание японцами уязвимости страны перед прекращением поставок сырья и энергии, подчеркнув необходимость менее пассивной и более независимой внешней политики. Таким образом, политические лидеры начали утверждать, что в интересах экономического самосохранения больше внимания следует уделять финансовым потребностям и потребностям развития других стран, особенно тех, которые обеспечивали Японию жизненно важными энергоносителями и сырьем.
Вскоре после этого, в тревожном 1979 году, лидеры Японии приветствовали восстановление военной мощи Соединенных Штатов в азиатских и мировых делах после исламской революции в Иране , кризиса с заложниками в Тегеране и советского военного вторжения в Афганистан . Японские лидеры сыграли сильную вспомогательную роль в ограничении экономического и другого взаимодействия с Советским Союзом и его союзниками, чтобы помочь сдержать расширение советской власти в чувствительных регионах среди стран развивающегося мира.
1980-е годы
[ редактировать ]На взгляды японцев на внешнюю политику также повлиял приход нового послевоенного поколения на руководящие и политические позиции. Различия во взглядах между старшими лидерами, все еще находившимися у власти и влияния, и молодым поколением, пришедшим им на смену, усложняли формулирование внешней политики. При премьер-министре Ясухиро Накасоне была введена более ястребиная позиция во внешней политике. Япония наладила тесные военно-политические отношения с Соединенными Штатами как часть де-факто международного фронта ряда развитых и развивающихся стран, стремящихся сдержать советскую экспансию. Расходы Японии на оборону продолжали неуклонно расти, несмотря на общую бюджетную сдержанность. Япония становилась все более активной в предоставлении иностранной помощи странам, имеющим стратегическое значение в конкуренции между Востоком и Западом.
Реорганизация валют США и Японии в середине 1980-х годов увеличила рост японской торговли, помощи и инвестиций, особенно в Азии. Это также ускорило изменение финансового положения Соединенных Штатов: от одного из крупнейших кредиторов в мире в начале 1980-х годов до крупнейшего в мире должника в конце десятилетия. Япония стала крупнейшим в мире кредитором, все более активным инвестором в Соединенных Штатах и внесла крупный вклад в международное облегчение долгового бремени, финансовые учреждения и другие усилия по оказанию помощи. Япония также стала вторым по величине донором иностранной помощи.
1990-е годы
[ редактировать ]К 1990 году внешнеполитический выбор Японии часто бросал вызов тенденции руководства избегать радикальных сдвигов и полагаться на постепенные корректировки. Хотя в целом японские лидеры по-прежнему поддерживали тесные связи, включая союзнические отношения с Соединенными Штатами, они хорошо осознавали сильное разочарование Америки японской экономической практикой и растущей экономической мощью Японии по сравнению с Соединенными Штатами в мировых делах. Высокопоставленные лидеры США призывали японских чиновников работать с ними над созданием «новой концептуальной основы» японо-американских отношений, которая бы учитывала изменившиеся стратегические и экономические реалии и изменения во взглядах Японии и США на двусторонние отношения. Результаты этих усилий были далеко не ясны. Некоторые оптимистично предсказывали «новое глобальное партнерство», в котором Соединенные Штаты и Япония будут работать вместе как действительно равные партнеры в решении глобальных проблем. Пессимисты предсказывали, что негативные чувства, вызванные перестройкой экономической мощи США и Японии, а также постоянными торговыми разногласиями, побудят Японию предпринимать дальнейшие действия самостоятельно, без «руководства» Соединенных Штатов. Учитывая растущее экономическое доминирование Японии в Азии, Токио, скорее всего, первым нанесет там независимый удар, преобразуя свою экономическую мощь в политическое и, возможно, в конечном итоге, военное влияние.
Тем не менее, образ Японии как «военного карлика» был в некотором смысле ироничен, поскольку Япония имела один из самых больших оборонных бюджетов в мире на протяжении 1980-х и 1990-х годов, а расходы на оборону являются одним из наиболее часто используемых показателей военной мощи. Он также обладал очень развитыми возможностями морской и воздушной самообороны. [10]
Распад Советского Союза и растущая озабоченность его бывших республик и стран Восточной Европы внутренними политическими и экономическими проблемами увеличили для Японии важность экономической конкуренции, а не военной мощи. Эти бывшие коммунистические страны с тревогой искали помощи, торговли и технических выгод от развитых стран, таких как Япония. Могущество союзника Японии, Соединенных Штатов, также рассматривалось многими как ослабление. Соединенные Штаты были вынуждены все больше полагаться на Японию и другие страны, которые взяли на себя финансовое бремя, связанное с трансформацией бывших коммунистических экономик в Восточной Европе и другими неотложными международными потребностями, которые ложатся на плечи мировых лидеров.
Японская промышленность и предприятия были одними из самых эффективных в мире. Высокие нормы сбережений и инвестиций, а также высококачественное образование укрепили международное лидерство этих предприятий в середине-конце 1990-х годов. Ее экономическая мощь обеспечила Японии неуклонно растущую роль во Всемирном банке, Международном валютном фонде и других международных финансовых институтах. Инвестиционные и торговые потоки дают Японии безусловно доминирующую экономическую роль в Азии, а японская помощь и инвестиции широко востребованы в других частях мира. Похоже, что преобразование такой экономической мощи в большую политическую власть — лишь вопрос времени. Решающий вопрос для правительств США и многих других стран мира заключается в том, как Япония будет использовать эту растущую экономическую мощь.
Внутри Японии как элита, так и общественное мнение выражали растущую поддержку более заметной международной роли, пропорциональной экономической мощи страны, иностранной помощи, торговле и инвестициям. Но традиционное послевоенное нежелание играть более важную военную роль в мире сохранилось. Твердый консенсус продолжал поддерживать Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности 1960 года и другие двусторонние соглашения с Соединенными Штатами как краеугольные камни политики безопасности Японии. Однако японские официальные лица все более активно использовали свои экономические и финансовые ресурсы для достижения большего голоса в международных финансовых и политических организациях и для формирования политики развитых стран в отношении международных горячих точек, особенно в Азии.
Роль внутренней политики
[ редактировать ]Общее удовлетворение в Японии миром и процветанием, которые были принесены в страну, мешало оппозиционным партиям заручиться значительной поддержкой радикального движения влево во внешней политике Японии. Крах коммунизма в Восточной Европе и широко разрекламированная жестокость коммунистических режимов в Азии в конце 1980-х годов еще больше ослабили интерес японцев к сдвигу внешней политики влево. С 1980-х годов достижение соглашения с Россией было главной проблемой, но общественное мнение требует возвращения Курильских островов. [11] Штатами были основным вопросом во внутренней политике между левыми и правыми с Отношения Японии с Соединенными . 1951 года необходимость прекращения договора безопасности. Демократическая социалистическая партия и Комейто заявили о своей готовности поддержать договор, а Социалистическая партия Японии отказалась от требования немедленной отмены. Только Коммунистическая партия Японии осталась непреклонной. [12]
К 1980-м годам правящая ЛДП изменила основу своей политической власти. Социальный состав поддержки ЛДП отошел от традиционной консервативной опоры на бизнес и сельские группы и включил в себя все категории электората. Этот сдвиг стал результатом усилий политиков ЛДП согласовать различные местные интересы во взаимовыгодных договоренностях в поддержку кандидатов от ЛДП. ЛДП объединила различных кандидатов и поддерживающие их группы интересов и достигла политического консенсуса в отношении продолжения экономического развития, сильно завися от зонтика безопасности Соединенных Штатов.
Внутриполитические проблемы доминированию ЛДП нарастали и ослаблялись позже, в 1980-х годах, когда партия столкнулась с крупными скандалами, связанными с торговлей влиянием, со слабым и разделенным руководством, такими как скандалы со взяточничеством в Lockheed и скандал с рекрутом . В 1989 году оппозиционная Социалистическая партия Японии парламента получила контроль над Палатой советников . Но прошлые идеологические позиции Социалистической партии Японии по внешней политике оказались скорее помехой, чем преимуществом перед выборами в Палату представителей в 1990 году, и партия попыталась изменить ряд позиций, которые призывали к сдвигу внешней политики влево. . Напротив, знаменосец ЛДП, министр Кайфу Тосики , использовал идентификацию с Соединенными Штатами и Западом в своих интересах в успешных усилиях ЛДП по сохранению контроля над Палатой представителей в феврале 1990 года.
В 1993 году коалиционное правительство премьер-министра Хосокавы Морихиро пообещало продолжать политику ЛДП по связям в области экономики и безопасности с Соединенными Штатами; реагирования на внутренние и международные ожидания большего политического и экономического вклада Японии; и международного сотрудничества через ООН и другие международные организации в деле мира во всем мире, разоружения, помощи развивающимся странам, а также образовательного и технического сотрудничества. Широко распространялись внешнеполитические выступления премьер-министра и министра иностранных дел, часто издавались брошюры и буклеты по основным вопросам внешней политики. Избирательная реформа 1994 года создала более сильные стимулы для политиков проводить кампании по программным направлениям, таким как вопросы национальной безопасности. [13]
Политические группы, выступающие против внешней политики правительства, свободно выражали свои взгляды через политические партии и средства массовой информации , которые занимали громкую и независимую позицию по широкому кругу внешних вопросов. Некоторые из оппозиционных элементов были левыми, которые стремились оказать влияние через своих представителей в Сейме, через массовые организации, а иногда и через митинги и уличные демонстрации. Напротив, группы с особыми интересами, поддерживающие правительство, включая бизнес-сообщество и сельскохозяйственные интересы, оказывали давление на премьер-министра, членов кабинета министров и членов парламента, обычно посредством закулисных переговоров и компромиссов.
Партийная политическая деятельность всех идеологических направлений осуществлялась свободно и открыто, но разница во внешнеполитических перспективах в 1980-е годы все больше проявлялась не столько в идеологии , сколько в более прагматических соображениях. В общих чертах, партийные разногласия между различными группами, борющимися за власть, были сосредоточены на вопросе безопасности Японии от внешней угрозы или нападения . Преобладающее мнение заключалось в том, что, хотя японцы должны нести ответственность за защиту своей родины, они также должны продолжать свои связи в сфере безопасности с Соединенными Штатами, по крайней мере, до тех пор, пока они не обретут достаточную уверенность в своих силах самообороны, что было истолковано как запрещен статьей 9 конституции. Сторонники этой точки зрения согласились, что этот потенциал самообороны должен основываться на обычных вооружениях и что любой ядерный щит должен быть предоставлен Соединенными Штатами в соответствии с договором о безопасности 1960 года.
Несмотря на партийные разногласия, все политические партии и группы в 1970-е и 1980-е годы были почти единодушны в том, что Японии следует проявлять больше независимости и инициативы во внешней политике и не проявлять такой готовности следовать за Соединенными Штатами в вопросах, затрагивающих интересы Японии. Они также согласились, что Япония должна продолжать запрещать ввод ядерного оружия в страну. Эти общие взгляды возникли из возрождения национализма в эпоху после Второй мировой войны и из гордости японского народа за свое наследие и экономические достижения послевоенных десятилетий. Хотя были признаки того, что «ядерная аллергия», вызванная травматическим опытом Японии в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года, начала ослабевать, ядерное оружие остается чувствительным политическим вопросом.
За исключением вопросов, связанных с безопасностью, большинство вопросов внешней политики затрагивали экономические интересы и в основном привлекали внимание конкретных затронутых групп. Роль групп интересов в формулировании внешней политики варьировалась в зависимости от рассматриваемого вопроса. Поскольку вопросы торговли и капиталовложений были затронуты, например, в отношениях с Китайской Народной Республикой и Южной Кореей , деловое сообщество все больше становилось заинтересованной стороной в ведении иностранных дел. Аналогичным образом, когда обсуждались права на рыболовство или импорт сельскохозяйственной продукции, представители затронутых отраслей работали с политическими лидерами и бюрократическими ведомствами по иностранным делам над формированием политики.
Из-за постоянного контроля над правительством, которым пользовалась ЛДП с момента ее образования в 1955 году, директивные органы ЛДП стали центрами формулирования государственной политики. Поскольку в Сейме почти всегда преобладала единая воля партии большинства, некоторые наблюдатели полагали, что Сейм превратился в простой орган для политических заявлений правительства и официальное утверждение решений, принятых премьер-министром и его кабинетом. Эта ситуация означала, что важные дебаты и обсуждения по вопросам внешней политики обычно происходили не в Сейме, а на закрытых заседаниях правящей ЛДП. Обсуждения проходили, например, между представителями отдела иностранных дел Совета политических исследований ЛДП и должностными лицами Министерства иностранных дел, Министерства международной торговли и промышленности или лидерами основных групп поддержки ЛДП, таких как Федерация Экономические организации (Кейзай Дантай Ренгокай — более известные как Кейданрэн ). Потеря большинства ЛДП на выборах в Палату представителей в июле 1993 года не могла не повлиять на эту ситуацию, но еще неизвестно, как это повлияет на нее.
Роль общественного мнения в формировании внешней политики в послевоенный период было трудно определить. Япония по-прежнему была чрезвычайно озабочена общественным мнением, и опросы общественного мнения стали заметной чертой национальной жизни. Большое количество опросов по вопросам государственной политики, в том числе внешнеполитических, проведенных Канцелярией премьер-министра, Министерством иностранных дел, другими государственными организациями и средствами массовой информации, привело аналитиков к предположению, что коллективное мнение избирателей имеет значение. оказывать значительное влияние на политиков. Отношение общества к внешней политике, которое сохранялось на протяжении большей части послевоенного периода, похоже, изменилось в 1980-х годах. Опросы общественного мнения отразили заметный рост национальной гордости и самоуважения. Более того, публичное обсуждение вопросов безопасности правительственными чиновниками, лидерами политических партий, комментаторами прессы и учеными стало заметно менее нестабильным и доктринерским, а также более открытым и прагматичным, что косвенно указывает на то, что отношение общественности к этому вопросу также изменилось.
Средства массовой информации, и особенно пресса, будучи защитником общественных интересов и критиком правительства, продолжают активно формировать общественное мнение. Средства массовой информации являются основным источником требований, чтобы правительство осуществляло более независимую и менее «слабую» дипломатию ввиду меняющейся мировой ситуации и растущего статуса Японии в мире. Примером такого отношения является продолжающаяся поддержка китобойного промысла через Международную китобойную комиссию , что вызвало растущее сопротивление со стороны нескольких важных стран-торговых партнеров, таких как США, Великобритания, Новая Зеландия и Австралия. [14] [15]
Борьба с терроризмом как часть внешней политики Японии
[ редактировать ]Япония с момента окончания Второй мировой войны проводила политику пацифизма и пассивизма. Ситуация начала меняться в конце восьмидесятых и начале девяностых, одновременно с изменением национальной идентичности, понимаемой как изменение концепции своей международной роли как великой экономической державы. Среди основных катализаторов было изменение целей национальной безопасности Японии и широкая критика ее политики «дипломатии чековой книжки» во время первой войны в Персидском заливе. Этот сдвиг, в конечном итоге, вывел Японию из царства пацифизма в более активную и напористую державу. Он характеризовался расширением участия в международных и региональных организациях (в денежном отношении), а также расширением участия в глобальных операциях по поддержанию мира и в разрешении конфликтов в более широком смысле под эгидой ООН. Антитеррористическую политику Японии можно рассматривать как часть этой более широкой внешнеполитической платформы, поскольку она вытекает из этих крупных целей. Ее антитеррористическая политика является неотъемлемой частью ее более крупных внешнеполитических целей, а именно: 1) поддержание американо-японского альянса безопасности 2) сохранение международного мира и безопасности 3) умеренное наращивание обороны. Эта последняя цель является новой и в конечном итоге оказывается тесно связанной с ее антитеррористической политикой. Это представляет некоторую обеспокоенность для США, поскольку сигнализирует о начале более независимой Японии в будущем, но на данный момент это не привело к какому-либо значительному увеличению независимости Японии от США с точки зрения формирования внешней политики, особенно с учетом того, что это относится к борьбе с терроризмом. [16] [17] [18]
См. также
[ редактировать ]- Международные отношения Японии
- Внешняя политика Японии в Юго-Восточной Азии
- Экономические отношения Японии
- Министерство иностранных дел (Япония)
- Доктрина Фукуда
Ссылки
[ редактировать ]В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . – ЯПОНИЯ – Страновое исследование
- ^ Липси, Филипп Ю.; Тамаки, Нобухико. «Япония и международные организации» . Academic.oup.com . дои : 10.1093/oxfordhb/9780190050993.013.28 . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Хоши, Такео; Ито, Такатоши (2020). «Японская экономика» . МТИ Пресс . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Акира Ирие, Япония и мир в целом: с середины девятнадцатого века до наших дней (Routledge, 2014), стр. 173–189, отрывок .
- ^ «Отношения США с Японией» . Госдепартамент США. 21 января 2020 г.
- ^ «Япония и Южная Корея заключили соглашение о «женщинах для утешения» времен Второй мировой войны» . Новости Би-би-си . 28 декабря 2015 г.
- ^ «Японская территория, Северные территории» . МОФА . 4 апреля 2014 г.
- ^ Кароль Заковски и др. ред. Разработка внешней политики Японии: реформы центрального правительства, процессы принятия решений и дипломатия (Springer. 2018)
- ^ Ёнеюки Сугита, «Доктрина Ёсида как миф». Японский журнал американских исследований 27 (2016): 123–143 онлайн .
- ^ См. также Роберт А. Скалапино и Эдвин О. Райшауэр, ред. Внешняя политика современной Японии (1977).
- ^ Линус Хагстрем (2005) «Власть отношений для анализа внешней политики: проблемы политики Японии в отношении Китая», Европейский журнал международных отношений 11 (3): 395–430, http://ejt.sagepub.com/content/11/3 /395.аннотация .
- ^ Дональд К. Хеллманн, Внешняя и внутренняя политика Японии: Мирное соглашение с Советским Союзом (Калифорнийский университет Press, 2018).
- ^ Джон Уэлфилд, Империя в затмении: Япония в послевоенной системе американских альянсов: исследование взаимодействия внутренней и внешней политики (A&C Black, 2013).
- ^ Каталинак, Эми (2016). «От свинины к политике: рост программной агитации на выборах в Японии» . Журнал политики . 78 (1): 1–18. дои : 10.1086/683073 . ISSN 0022-3816 .
- ^ «Силы, которые движут японским китобойным промыслом», BBC News , четверг, 15 июня 2006 г., 10:30 по Гринвичу, 11:30, Великобритания.
- ^ Джули Эйлперин, «США присоединяются к борьбе с китобойным промыслом», Washington Post , понедельник, 26 июня 2006 г.; Страница А03.
- ^ Фрэнсис Грайс и Скотт Н. Романюк, «Танцы на живом вулкане: опасности контртеррористической политики Японии». в «Справочнике Пэлгрейва по глобальной контртеррористической политике» (Пэлгрейв Макмиллан, Лондон, 2017), стр. 649–666] онлайн .
- ^ Ёнвук Рю, «Война с терроризмом и национальная идентичность Японии». Harvard Asia Quarterly 9 (2005).
- ^ Пол Мидфорд, «Японское общественное мнение и война с терроризмом: последствия для стратегии безопасности Японии» (Центр Восток-Запад, 2006) онлайн
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брэдфорд, Джон. «Юго-Восточная Азия: новое стратегическое звено морской стратегии Японии». CIMSEC (сентябрь 2020 г.). онлайн
- Чудинова, Ксения. «Американско-японские торгово-экономические отношения: новые тенденции». США и Канада: экономика, политика, культура 3 (2021): 60–72. онлайн
- Гуревич, Петр. «В поисках моделей: международная политическая экономия во Франции, Японии и других странах». в «Идеи и идеалы» (Routledge, 2019), стр. 183–199.
- Гуревич, Питер и др. ред. Отношения США и Японии и международные институты после холодной войны (Высшая школа международных отношений и тихоокеанских исследований, Калифорнийский университет, Сан-Диего, 1995).
- Хук, Гленн Д. и др. Международные отношения Японии: политика, экономика и безопасность (2011) отрывок и текстовый поиск
- Хьюз, Кристофер. «Обиженный реализм Японии» и балансирование подъема Китая», Китайский журнал международной политики 9:2 (2016): 109–150;
- Иногути, Такаши. Внешняя политика Японии в эпоху глобальных перемен (A&C Black, 2013)
- Кога, Кей. «Индо-Тихоокеанский вопрос Японии: противодействие Китаю или формирование нового регионального порядка?», International Relations , 96(1) (2020): 49–73.
- Кога, Кей. «Возвращение к концепции« хеджирования »: пример внешнеполитической стратегии Японии в условиях смены власти в Восточной Азии», International Studies Review 20 (4) 2018: 633–660.
- Мацуока, Мисато и Кристофер В. Хьюз. «Международные отношения Японии». в Справочнике Routledge по современной Японии (2020), стр. 206–220. онлайн
- Маслоу, Себастьян, Ра Мейсон и Пол О'Ши, ред. Государство риска: внешняя политика Японии в эпоху неопределенности (Ashgate. 2015), отрывок , 202 стр.
- Матрей, Джеймс И. изд. Восточная Азия и США: Энциклопедия отношений с 1784 года (Гринвуд, 2 тома, 2002 г.)
- Мацуока, Мисато. «Роль неформальных политических игроков в разработке политики безопасности Японии: случай Китаока Синъити». Австралийский журнал международных отношений 74.6 (2020): 670–686.
- Пэн Эр, Лам, изд. Внешняя политика Японии в XXI веке: преемственность и изменения (2020) , отрывок
- Пульезе, Джулио и Алессио Паталано. «Дипломатическая практика и практика безопасности при Абэ Синдзо: пример Realpolitik Japan». Австралийский журнал международных отношений 74.6 (2020): 615–632.
- Сакаки, Александра и Джунья Нисино. «Затруднительное положение Японии и Южной Кореи». Международные отношения 94.4 (2018): 735–754. https://doi.org/10.1093/ia/iiy029
- Скалапино, Роберт А. изд. Внешняя политика современной Японии (1977) онлайн
- Сингх, Бхубхиндар. Реконструкция политики безопасности Японии: роль военных кризисов (Edinburgh University Press, 2020) онлайн-обзор
- Сингх, Бхубхиндар. Идентичность безопасности Японии: от мирного государства к международному государству (2015) , отрывок
- Того, Казухико. Внешняя политика Японии, 1945–2009: В поисках активной политики (2-е изд. Брилл, 2010 г.).
- Ёшимацу, Хидэтака. «Концепция роли Японии в многосторонних инициативах: эволюция от Хатоямы до Абэ». Австралийский журнал международных отношений 72.2 (2018): 129–144. https://doi.org/10.1080/10357718.2018.1443429
- Заковски, Кароль и др. ред. Разработка внешней политики Японии: реформы центрального правительства, процессы принятия решений и дипломатия (Springer. 2018) онлайн
- Заковский, Кароль. «Национализм против интересов: неоклассический реалистический взгляд на политику Японии в отношении Китая при второй администрации Абэ». Pacific Focus 34.3 (2019): 473–495. https://doi.org/10.1111/pafo.12149
Исторический
[ редактировать ]- Акаги, Рой Хидемичи. Международные отношения Японии 1542–1936: Краткая история (1979) онлайн, 560 стр.
- Бизли, Уильям Г. Японский империализм, 1894–1945 (Оксфордский университет, 1987)
- Куни, Кевин Дж. Внешняя политика Японии с 1945 года (2006)
- Гиффард, Сидней. Япония среди держав, 1890–1990 (Йельский университет, 1997).
- Ирие, Акира. Япония и мир в целом: с середины девятнадцатого века до наших дней (Лонгман, 1997).
- Юнг-Сун, Хан. «Рационализация Востока: «Кооперативное сообщество Восточной Азии» в довоенной Японии». Монумента Ниппоника (2005): 481–514. в JSTOR
- Лафебер, Уолтер. Столкновение: история американо-японских отношений (1997), стандартная научная история.
- Лангер, Уильям Л. Дипломатия империализма: 1890–1902 (2-е изд. 1951 г.), мировая дипломатическая история
- Морли, Джеймс Уильям, изд. Внешняя политика Японии, 1868–1941: исследовательское руководство (Columbia UP, 1974), всестороннее освещение дипломатических, военных и культурных отношений.
- Ниш, Ян. Внешняя политика Японии, 1869–1942: от Касумигасеки до Миякезаки (2001)
- Ниш, Ян Хилл. Истоки русско-японской войны (1985 г.)
- Ниш, Ян. (1990) «Обзор отношений между Китаем и Японией, 1895–1945». China Quarterly (1990) 124 (1990): 601–623. онлайн
- Скалапино, Роберт А. и Эдвин О. Райшауэр, ред. Внешняя политика современной Японии (1977)
- Симамото, Маяко, Кодзи Ито и Ёнеюки Сугита. Исторический словарь внешней политики Японии (2015) , отрывок