Доктрина Фукуда

Доктрина Фукуда ( 福田赳夫 ) — доктрина японской внешней политики, основанная на речи Японии премьер-министра Такео Фукуды в 1977 году , в которой говорилось, что Япония никогда не станет военной державой. Напротив, политика предлагает укрепить отношения со странами Юго-Восточной Азии в самых разных областях, а также расширить сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ее странами-членами. Доктрина Фукуда служит основой японской дипломатии по отношению к остальной части Азии.
Историческая справка
[ редактировать ]Такео Фукуда
[ редактировать ]Такео Фукуда был экспертом в области экономики . Он взял на себя роль «премьер-министра экономики» при администрации Мики с 1974 по 1976 год. За это время он учредил Министерскую конференцию по экономическим мерам, что позволило вести межминистерские и ведомственные переговоры по вопросам финансов, заработной платы и труда. Впоследствии Фукуда стал 67-м премьер-министром Японии, продлившись всего один срок с 1976 по 1978 год. Однако он не был вынужден покинуть свой пост до того, как провел две крупные дипломатические реформы. При кабинете Фукуды Япония проводила всенаправленную мирную дипломатию и подписала Японо-китайский договор о мире и дружбе в 1978 году. Он продвигал пацифистскую позицию Японии, одновременно пытаясь укрепить отношения с азиатскими странами. [ 1 ]
Этапы политики Японии в Юго-Восточной Азии до появления доктрины Фукуда
[ редактировать ]После Второй мировой войны политику Японии в отношении Юго-Восточной Азии можно разделить на две отдельные фазы — период репараций (1952–1964 годы) и период регионального экономического развития (1965–1975 годы). [ 2 ] Исторические события и особенности тех периодов способствовали развитию доктрины Фукуда и последующей политики в отношении региона.
Период репараций (1952-1964 гг.)
[ редактировать ]Первый период в отношениях между Японией и Юго-Восточной Азией можно охарактеризовать . «Экономической дипломатией» Сигэру Ёсиды, официально обнародованной в 1957 году экономическую власть на внешних рынках, чтобы восстановить экономику и повысить уровень жизни японского населения. [ 3 ] В рамках этой политики Япония стремилась улучшить связи с регионом Юго-Восточной Азии. Репарационные соглашения между Японией и странами Юго-Восточной Азии сыграли значительную роль в такой обстановке, поскольку послужили инструментом, создавшим основу для восстановления отношений, разорванных японской агрессией во время войны. За этот период Япония выплатила репарации Бирме , Филиппинам , Индонезии , Республике Вьетнам (Южный Вьетнам). Помимо репараций в строгом смысле этого слова, Япония также предоставила «квази-репарации» в виде грантов и помощи Лаосу , Таиланду , Малайзии , Сингапуру . [ 4 ] Таким образом, репарационные выплаты проложили путь к экономическому участию Японии в Юго-Восточной Азии, что позволило ей реализовать экономические интересы в регионе. [ 3 ]
Другим аспектом этого периода, опять-таки мотивированным целью расширения экономики Японии, является политика трехсторонних отношений с США и Юго-Восточной Азией. Эта стратегия, скоординированная с политикой США времен холодной войны , была направлена на объединение японских ноу-хау, американского капитала и сырья Юго-Восточной Азии для обеспечения стратегических ресурсов и поддержания экономического роста. [ 3 ]
Период регионального экономического развития (1965-1975 гг.)
[ редактировать ]Второй этап японской политики в отношении Юго-Восточной Азии характеризуется активным участием Японии в развитии региона. Частично это произошло из-за растущего давления со стороны международного сообщества, согласно которому Япония разделяет бремя на международной арене как «развитая» страна. [ 3 ] С другой стороны, этот сдвиг в сторону участия в регионе был мотивирован новой политикой США по развитию Юго-Восточной Азии, направленной на защиту Южного Вьетнама от коммунистической экспансии. Эти изменения способствовали широкому участию Японии в Юго-Восточной Азии, что проявилось в огромных инвестициях капитала и участии в планах и проектах развития. В этот период Япония содействовала созданию Азиатского банка развития ; Азиатско -Тихоокеанский совет (АСПАК); Министерская конференция по экономическому развитию Юго-Восточной Азии и др. [ 2 ] Однако, несмотря на возросшее участие, суть японской политики существенно не изменилась, поскольку она по-прежнему была сосредоточена на трехсторонних отношениях, которые она поощряла.
В начале 1970-х годов Япония находилась на поворотном этапе своего послевоенного процесса после возвращения Окинавы и нормализации китайско-японских дипломатических отношений. Однако у него не было четкого видения своей будущей дипломатической политики. Тем временем международное сообщество продолжало рассматривать Японию как страну, преследующую исключительно свои собственные экономические интересы. После окончания войны во Вьетнаме в 1975 году и ухода США из региона ожидалось, что Япония возьмет на себя международную ответственность в Юго-Восточной Азии. В результате Япония решила, что, будучи второй по величине экономической державой того времени, она должна внести международный вклад в регион, положив отправную точку в видении доктрины Фукуда. [ 5 ]
Отношения Японии и АСЕАН до принятия доктрины Фукуда (1967–1977 гг.)
[ редактировать ]Япония первоначально рассматривала АСЕАН как экономически стратегическую страну, но оставалась безразличной к ассоциации до начала 1970-х годов. [ 2 ] АСЕАН была создана в то время, когда японское правительство отдавало приоритет возврату Окинавы Соединенным Штатам, а не активной роли в регионе АСЕАН. Когда Япония избавилась от проблемы Окинавы, отношение к АСЕАН уже стало негативным. Принятие АСЕАН политики нейтрализации в 1971 году нанесло ущерб внешней политике Японии по поддержке организации, которая включала нейтрализацию.
Однако к 1975 году у правительства Токио не было другого выбора, кроме как отказаться от своей внешней политики, основанной на минимальном участии в организациях, воплощающих нейтрализацию, и начать переговоры со странами АСЕАН. Растущий страх перед экономическим доминированием Японии среди стран Юго-Восточной Азии привел к коллективным действиям АСЕАН против Японии, примером которых стали острые антияпонские демонстрации.
Изменения в обстановке безопасности в Юго-Восточной Азии, последовавшие за новыми реалиями 1975 года, привели к серьезному сдвигу в подходе Японии к внешней политике в регионе. [ 6 ] До 1975 года конфликт между Востоком и Западом определял безопасность АСЕАН исключительно в военном плане, что также означало незначительную роль Японии в глазах стран АСЕАН. После освобождения Вьетнама и падения правительства Кампучии под власть коммунистов, в сочетании с сокращением присутствия американских войск в Юго-Восточной Азии, страны АСЕАН начали воспринимать свою собственную безопасность с точки зрения повышения уровня жизни своего народа. Признание того, что военная сила сама по себе не может обеспечить интересы АСЕАН, уступило место новому приоритету экономического благосостояния. Это изменение приоритета привело к переопределению безопасности с военной точки зрения на экономическую, в которой Япония могла играть решающую роль в содействии экономическому развитию и политической стабильности АСЕАН.
Основные элементы доктрины
[ редактировать ]Источник: [ 2 ]
Япония отказывается от роли военной державы
[ редактировать ]«Во-первых, Япония, страна, приверженная миру, отвергает роль военной державы»
Фукуда заявил, что, хотя Япония имела возможность перевооружаться и производить ядерное оружие, она избегала возрождения своего военного прошлого. Фукуда использовал статью 9 1946 года, конституции позицию Японии чтобы подтвердить пацифистскую после войны. [ 6 ] Для стран АСЕАН и Юго-Восточной Азии в целом это заявление послужило психологическим успокоением воспоминаний о японской агрессии во Второй мировой войне.
Япония повышает взаимное доверие и доверие
[ редактировать ]«Во-вторых, Япония, как настоящий друг стран Юго-Восточной Азии, сделает все возможное для укрепления отношений взаимного доверия и доверия, основанных на взаимопонимании «по душам» с этими странами».
Премьер-министр призвал к взаимному доверию и доверию между Японией и АСЕАН, подчеркнув слова «по душам» в своем определении развития отношений между Японией и АСЕАН.
Япония как равноправный партнер АСЕАН: взаимная зависимость
[ редактировать ]«В-третьих, Япония будет равноправным партнером АСЕАН и ее стран-членов и будет позитивно сотрудничать с ними в их собственных усилиях по укреплению их солидарности и устойчивости».
Фукуда объявил Японию «равноправным партнером», который «идет рука об руку с АСЕАН». Слово «равный» подразумевало страх японского экономического доминирования («экономического животного») среди членов АСЕАН – будучи «равным партнером», Япония больше не будет стремиться к доминированию на азиатской сцене и не будет считать другие азиатские страны второстепенными. сам. [ 6 ]
Цели Доктрины
[ редактировать ]Роль обеспечения стабильного сосуществования между АСЕАН и Индокитаем
[ редактировать ]Усилия Японии по обеспечению себе политической роли в АСЕАН и Индокитае были названы неореалистическим подходом, ставшим возможным благодаря сокращению присутствия и обязательств Соединенных Штатов в Юго-Восточной Азии . [ 6 ] [ 7 ] Этот подход, проявляющийся в отказе от военной силы и упоре на экономическую мощь, продемонстрировал веру Японии в использование « мягкой силы» . Именно по этой причине Япония так стремилась поощрять развитие многосторонности в Юго-Восточной Азии.
Такой подход к внешней политике в некотором смысле был направлен на установление «политической координации» между Японией и АСЕАН как региональным игроком. [ 6 ] Фукуда предупредил, что в сфере торговли формирование эксклюзивного экономического блока с АСЕАН не в интересах Японии. Предупреждение премьер-министра по сути послужило переходом к «политической роли» в АСЕАН и Индокитае от традиционной практики оказания экономической помощи. [ 2 ] Более того, установив с организацией тесные дипломатические связи, которые Суэо Судо называет «особыми отношениями» посредством использования прямых иностранных инвестиций , официальной помощи в целях развития и другой финансовой помощи, Япония попытается утвердить для себя более значительную роль в развитии региона АСЕАН. Фукуда далее подразумевал ответственность Японии в регионе и ее большую роль как мирового лидера, выступая в качестве информатора о текущих событиях в международных вопросах, которые могут напрямую повлиять на страны-члены.
Предоставить альтернативу Советскому Союзу и КНР.
[ редактировать ]Внезапный вывод американских войск из Индокитая сделал Юго-Восточную Азию уязвимой для давления со стороны Советского Союза и Китайской Народной Республики (КНР), которые не отвечали интересам Японии. [ 6 ]
Советский Союз и Китай, осознавая возможности, появившиеся в Юго-Восточной Азии после падения гегемонии США в регионе, боролись за влияние. Китай, в частности, был обеспокоен «советской гегемонией» во внутреннем коммунистическом движении и принял конкретные меры для предотвращения дальнейшего советского влияния. Визит в Малайзию и Сингапур премьер-министра Дэн Сяопина в 1978 году отразил попытку КНР привлечь на свою сторону правительства стран АСЕАН в качестве союзника, способного поддержать интересы КНР в регионе. С другой стороны, Советский Союз разработал систему контроля над мышлением, с помощью которой он пытался убедить страны Юго-Восточной Азии думать о китайской дипломатии как о форме нового империализма . Визит заместителя министра иностранных дел СССР в страны АСЕАН для обсуждения договоров о дружбе и экономической помощи является убедительным доказательством его решимости в Юго-Восточной Азии в 1970-е годы. Япония, впитывая все события и изменения в балансе сил в Юго-Восточной Азии, опасалась за свое положение, безопасность и экономику, которая до начала 1970-х годов находилась под крылом США. В качестве последнего средства сдерживания дальнейшего коммунистического влияния Япония решила предложить себя в качестве альтернативной энергетической базы в Азии. По утверждению Хаддада, эта цель, возможно, является истинной «основой доктрины Фукуда». [ 6 ]
Для проведения силовой политики Япония взяла на себя ответственность за укрепление экономики стран-членов и привитие АСЕАН веры в идею мирного сосуществования с тремя коммунистическими государствами – Лаосом , Кампучией и Вьетнамом . Укрепление экономики АСЕАН повысит уровень жизни людей и, следовательно, улучшит имидж Японии в регионе. Более того, вера в мирное сосуществование, подкрепленная Японией, послужит защитой от проникновения Советского Союза и Китайской Народной Республики. Первоначально АСЕАН была сформирована как некоммунистический альянс, а это означало, что ее члены разделяли общее чувство угрозы со стороны коммунистических государств Индокитая. Малайзия и Таиланд , в частности, граничили с этими государствами и проводили совместные военные операции вдоль своих границ против коммунистических партизан. Этот ужас пошёл Японии на пользу. АСЕАН нуждалась в прочной базе против коммунистического влияния, поскольку США ушли из региона, а Япония была единственной державой на подходящем расстоянии. Как упомянул министр торговли Таиланда Сути об отношениях между Японией и Юго-Восточной Азией, [ 6 ] «Таиланд – страна, граничащая с коммунистическими странами… Япония и Таиланд поддерживают отношения взаимной зависимости и помощи. Развитие Таиланда также служит обеспечению безопасности Японии». [ 6 ] Заявление подразумевало тесную связь между Японией и безопасностью стран Юго-Восточной Азии.
Последующее развитие политики Японии
[ редактировать ]Политику Японии после обнародования доктрины Фукуда в отношении Юго-Восточной Азии можно разделить на три основных направления: преодоление разрыва между АСЕАН и Индокитаем ; служить экономической моделью и оказывать экономическую помощь; и продвижение «мягкой силы» Японии .
Политическая роль преодоления разрыва в Юго-Восточной Азии
[ редактировать ]После окончания войны во Вьетнаме японцы взяли на себя политическую роль по преодолению разрыва между Индокитаем и АСЕАН. Он попытался использовать экономическую помощь для улучшения отношений между тремя странами Индокитая: Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей и другими государствами региона. Что касается наведения мостов между странами Юго-Восточной Азии, в частности с Вьетнамом, Япония использовала две тактики. Во-первых, оно предоставило Ханое экономическую помощь, надеясь, что она будет использована для закупки товаров из других стран АСЕАН. Утверждалось, что с развитием экономических связей отношения между двумя сторонами улучшатся. Во-вторых, Япония попыталась прибегнуть к прекращению помощи Ханое, чтобы оказать давление на поведение последнего по отношению к соседним странам. [ 2 ] Кроме того, Япония пыталась оказать помощь послевоенному восстановлению страны, предоставив правительству Южного Вьетнама грант в размере 55 миллионов долларов на закупку необходимого японского оборудования и материалов. [ 8 ]
Однако в конце 1978 года нынешняя политика Японии в отношении Вьетнама больше не могла продолжаться, поскольку Вьетнам вторгся в Камбоджу – акт, широко осужденный международным сообществом, включая США, Китай и большинство членов АСЕАН. В апреле 1979 года Япония неофициально уведомила Вьетнам о замораживании всей помощи и объявила о возобновлении ее действия в случае вывода вьетнамских войск из Камбоджи. Кроме того, следуя позиции США по этому вопросу, Япония продолжала считать правительство Демократической Кампучии законным правительством Камбоджи и отказывалась признавать правительство, созданное Вьетнамом в Пномпене. Можно возразить, что Японии было бы выгоднее занять более мягкую позицию по отношению к Вьетнаму и сохранить каналы диалога открытыми, однако она не была готова взять на себя такую политическую роль и расстаться с США. Это показало, что даже после принятия доктрины Фукуда все еще существовало большое несоответствие между экономической мощью Японии и ее политической ролью на международной арене. [ 8 ]
Тем не менее, несмотря на неспособность Японии сыграть политическую роль в наведении мостов в отношении Индокитая и Вьетнама в частности, Японии удалось укрепить свои позиции в регионе. После вьетнамского вторжения в Кампучию оно обязалось предоставить увеличенную экономическую помощь, особенно Таиланду, чтобы помочь стране справиться с новой угрозой со стороны Индокитая, поддерживая «передовую» позицию конфликта. [ 2 ]
Роль экономической помощи
[ редактировать ]Вторым направлением развития японской политики после доктрины Фукуда является экономическая стратегия Японии в отношении Юго-Восточной Азии. В 1970-е годы Япония осознала важность продвижения интересов японского бизнеса и включила этот компонент в свою внешнюю политику. Это совпало с предположением о том, что Япония достигла третьего этапа модели развития « летящих гусей » — экономической модели, которая в то время оказала влияние на японских законодателей. Это изменение способствовало переносу трудоемких производств в Юго-Восточную Азию. Страны Юго-Восточной Азии также стремились получить японские прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в целях собственной индустриализации. Передача была дополнительно поддержана японской официальной помощью в целях развития (ОПР), которая в то время в основном была связана с помощью . Это открыло путь японскому бизнесу к работе над проектами развития и способствовало проникновению японских ПИИ в регион. В результате такого сближения интересов страны Юго-Восточной Азии сначала приветствовали японскую текстильную промышленность, затем предприятия по производству электроники и сборки автомобилей, способствуя развитию новых экономических связей. [ 8 ]
Роль прямых иностранных инвестиций еще больше возросла в 80-е годы, после Соглашения Плаза 1985 года, которое повысило курс иены и дало стимул японским компаниям производить продукцию за границей. Основными бенефициарами этого возросшего притока капитала стали Индонезия, Сингапур и Таиланд. К 1992 году Япония стала крупнейшим инвестором в регионе, если не считать Филиппин, где США по-прежнему оставались на первом месте. [ 8 ]
Помощь также поступала из частного сектора. [ 6 ] В июле 1977 года Фонд Ассоциации развития зарубежной торговли Японии (OTDAF) пересмотрел свои правила, ослабив ограничения на кредиты для зарубежных инвестиций средних и малых японских компаний. Новое правило позволило фирмам запрашивать кредиты, даже если они не содержали более 50% инвестиций.
Следуя доктрине Фукуда, Япония предприняла серьезные изменения в своей ОПР. Поскольку международное сообщество начало признавать Японию развитой страной, ему пришлось взять на себя соответствующую ответственность. После ухода США из региона Японии пришлось заменить присутствие Америки расширением сетей помощи и торговли в регионе. С этой целью Япония обязалась увеличить ОПР в 1978 году, объявив о плане удвоения своей ОПР за три года в рамках Первой среднесрочной цели ОПР. В этом духе объем ОПР Японии резко вырос с конца 1970-х по 1980-е годы. В 1983 году она стала третьей по величине страной-донором среди членов КСР и второй по величине в 1986 году. [ 9 ] Более 30% всей японской ОПР к 1980 году было направлено в Юго-Восточную Азию, при этом основным получателем была Индонезия, за которой следовали Таиланд, Филиппины и Малайзия. [ 8 ]
В дополнение к этому быстрому увеличению объема ОПР Япония предприняла еще одно важное изменение. Из-за растущей критики со стороны промышленно развитых стран коммерческой ориентации японской помощи и ее огромного профицита внешней торговли, а также давления США с целью отмены связанных кредитов ОПР, в 1978 году Япония решила начать развязывать свою помощь. Он опубликовал совместное коммюнике с США, объявив об этих намерениях. [ 10 ] Этот шаг должен был сделать японские проекты развития доступными для других компаний, в частности, позволив американским компаниям конкурировать за контракты, финансируемые из японской помощи. [ 11 ] Процесс развязки продолжался в течение 1980-х и 1990-х годов, при этом уровень несвязанных кредитов увеличился с 65,2% в 1980 году до 97,7% в 1995 году. [ 12 ]
Что касается формирования «особых» отношений с АСЕАН, Япония активно сотрудничала с этой организацией, включая переговоры о создании Общего фонда, Международного соглашения по олову, соглашений по каучуку и сахару. [ 2 ] На Втором форуме Япония-АСЕАН в 1977 году были достигнуты различные соглашения, например, о выделении 1 миллиарда долларов на промышленные проекты АСЕАН; дальнейшее изучение STABEX (стабилизация экспорта) совместным комитетом экспертов Японии и АСЕАН; снижение тарифных и нетарифных барьеров и совершенствование системы всеобщих преференций для товаров АСЕАН в рамках Токийского раунда; создание программ культурного обмена. [ 13 ] И хотя все эти соглашения были реализованы в последующие годы (за исключением STABEX), экономическое сотрудничество Японии и АСЕАН существенно не продвинулось, что привело к недовольству АСЕАН. Даже после снижения Японией тарифов в 1978 году на ряд продуктов, включая кокосовое масло, пальмовое масло, бананы, креветки и консервированные ананасы, АСЕАН по-прежнему требовала гораздо больших уступок. Можно утверждать, что в каком-то смысле стремление Фукуды к отношениям «по душам» неожиданно усилило надежды АСЕАН на экономические предложения Японии региону. [ 2 ] В последующие годы торговые переговоры стали ключевым аспектом экономических отношений Японии и АСЕАН. [ 2 ] Однако, поскольку экономическое сотрудничество развивалось довольно медленно, в отношениях Японии и АСЕАН преобладала критика и негативные чувства.
Мягкая сила Японии и продвижение имиджа Японии
[ редактировать ]Одной из причин зарождения доктрины Фукуда отчасти была забота об имидже Японии в Юго-Восточной Азии. Можно утверждать, что росту антияпонских настроений в 1970-х годах и негативной реакции на быстро растущую зависимость от Японии в отношении торговли, инвестиций и помощи способствовали формулированию доктрины. Как описывает это Кадзуо Огура: « Некоторые люди саркастически называли страну «Безликой Японией» или «Банановой Японией», последнее подразумевало, что японцы не понимали Азию, потому что они были желтыми снаружи (азиатскими по внешности), но белыми снаружи. внутреннее (западное мышление)». [ 14 ]
Эти настроения повлияли на то, как Япония определяла свою будущую политику. Страна решила использовать свою мягкую силу как средство расширения своих отношений за пределы экономической сферы, способствуя дальнейшему укреплению долгосрочных стабильных связей с Юго-Восточной Азией. Японская стратегия была принята на основе двух основных факторов: Япония становится второй по величине мировой экономикой и моделью для азиатских стран; неспособность других азиатских стран использовать мягкую силу таким же образом. [ 8 ] Подход «мягкой силы» включал в себя различные элементы, такие как экономическое влияние (ОПР) и социокультурные аспекты (продвижение культуры, обмены и сотрудничество на разных уровнях).
В рамках этой политики в 1977 году был создан Культурный фонд АСЕАН для содействия культурному обмену внутри АСЕАН, а также между странами АСЕАН и третьими сторонами. Два года спустя, в 1979 году, была создана Программа приглашения молодежи Юго-Восточной Азии, призванная способствовать лучшему взаимопониманию посредством приглашения выдающихся молодых лидеров Юго-Восточной Азии в Японию. Также был создан Японский стипендиальный фонд для молодежи АСЕАН на сумму 3 миллиона долларов в год. Другие инициативы включали: Проект развития человеческих ресурсов (1981 г.); Фонд научно-исследовательского сотрудничества Япония-АСЕАН (1982 г.), способствующий региональным исследованиям внутри АСЕАН и академическому обмену между Японией и АСЕАН; Программа дружбы АСЕАН с Японией в 21 веке (1983 г.), поощряющая студенческие поездки и обмены. [ 8 ]
Проблемы, с которыми сталкивается доктрина
[ редактировать ]Доктрина не обошлась без проблем, по крайней мере, с японской стороны. Сразу после соглашения о выделении 1 миллиарда иен на финансирование строительных проектов предложение по строительству дизельного завода встретило сопротивление со стороны Индонезии, опасавшейся конкуренции со своей отечественной промышленностью. [ 6 ] В конечном итоге разногласия были разрешены, когда Индонезия и Сингапур достигли соглашения об ограничении экспорта, согласно которому Сингапур не будет экспортировать в Индонезию никакие двигатели , если об этом не попросят. Тем не менее, эта разница во взглядах среди государств-членов усилила беспокойство японской стороны, которая потребовала от стран-членов достичь взаимного соглашения, если они хотят, чтобы средства были расширены.
Японцев также беспокоили возможности инфраструктуры страны-получателя. Члены АСЕАН сильно отставали в технологическом развитии, из-за чего японские дипломаты были обеспокоены осуществимостью передовых технических проектов в регионе. [ 6 ] Более того, Япония с осторожностью относилась к порядку приоритетов членов АСЕАН, часто беспокоясь о том, что члены АСЕАН не очень ценят предлагаемые промышленные проекты, финансируемые Японией.
Предложение фонда STABEX (стабилизация экспорта) также столкнулось с трудностями с японской стороны. Несмотря на постоянное подтверждение желания создать систему STABEX, Япония до сих пор согласилась лишь на совместное изучение возможности создания такого фонда. Проблема со STABEX заключается в его пренебрежении ранее согласованным соглашением ГАТТ и его высокой политической чувствительности. [ 6 ] На международном уровне АСЕАН оказывает давление на Японию, чтобы она открыла свои импортные рынки, в то время как западный партнер требует от нее сокращения экспорта. Внутри страны голоса выборщиков Либерально-демократической партии сильно зависели от делового и сельскохозяйственного секторов, которые враждебно относятся к STABEX по причинам конкуренции.
Значение доктрины
[ редактировать ]Развитие отношений в Юго-Восточной Азии
[ редактировать ]
Отношения друга и врага между Японией и Юго-Восточной Азией можно охарактеризовать материальными интересами и историческим антагонизмом, вызванным империалистическим прошлым Японии. Однако в целом произошло улучшение отношений.
Важным инцидентом стал рост беспокойства в Юго-Восточной Азии в 1970-х годах, когда Япония расширила свою экономическую практику и увеличила экспорт синтетического каучука. Правительство Токио смягчило напряженность, приняв требования АСЕАН и ограничив производство синтетического каучука, приняв участие в Министерском совещании АСЕАН (PMC) и став партнером по диалогу.
Улучшение отношений между Японией и Юго-Восточной Азией было не только результатом усилий Японии по успокоению, но и результатом двух серьезных опасений, вызванных изменением стратегического ландшафта региона. Одним из них является появление вакуума власти, вызванным уходом США из региона и сдвигом структуры соперничества с США против Советского Союза и Китая на Советский Союз против Китая и США. Второй — растущее влияние Японии в регионе на время. Япония переживала быстрое экономическое развитие, возрождая материальную мощь и геостратегические ресурсы, такие как Окинава. В этой ситуации доктрина Фукуда гарантировала, что, несмотря на вакуум власти, Япония не будет доминировать в регионе.
Последовательная приверженность Японии Доктрине способствовала долговечности позитивных отношений. Япония участвовала в миссиях по миротворчеству в Юго-Восточной Азии с 1990-х годов. Акцент был сделан на « человеческую безопасность » во время азиатского финансового кризиса 1997 года , во время которого Япония поддерживала социальную стабильность посредством экономической помощи. Кроме того, Япония также поддерживает усилия АСЕАН по построению сообщества с начала 2000-х годов, пытаясь укрепить свою политическую безопасность и сформировать экономические и социально-культурные сообщества. исследователь Центра стратегических и международных исследований Доктрина Фукуда, как пишет в своем докладе « Превосходя доктрину Фукуда» Кей Кога , «сыграла важную роль в определении подхода Японии к усилиям АСЕАН по политической интеграции».
Кога далее утверждает, что нынешние отношения между Японией и Юго-Восточной Азией вышли за рамки социокультурных, экономических и включили в себя политические аспекты и аспекты безопасности, и достигли такого уровня, когда они могут помочь формировать и направлять регион. Дальнейший прогресс необходим, учитывая подъем Китая и неопределенность в отношении политики США в отношении Юго-Восточной Азии при президенте Дональде Трампе . [ 15 ]
Международная и внутренняя реакция
[ редактировать ]Международные реакции
[ редактировать ]Реакция стран АСЕАН изменилась от осторожной, но оптимистичной в августе до откровенно враждебной в конце 1977 года. Если обещания могли быть выполнены, доктрина приветствовалась. Фактически, члены АСЕАН, сожалея о выходе Америки, первоначально призвали Японию играть более значительную роль до тех пор, пока Япония не станет военной угрозой. Тем не менее, чувство подозрения, что Япония не выполнит обещания доктрины, было преобладающим среди этих стран из-за того, что Япония в прошлом не выполняла своих обещаний. Кроме того, тот факт, что видимый профицит торгового баланса Японии в июле составил целых 2,05 миллиарда долларов США, усилил существующее чувство подозрительности. Реакция постепенно стала враждебной, что можно было воспринять как японское «волочение ног». Была осторожность, например, в отношении доверия к Японии, без оказания помощи АСЕАН.
Реакция Китая, с другой стороны, была более сложной. Он поддержал стремление Японии к большему влиянию, поскольку Япония укрепляла свою оборонительную мощь в регионе. Это произошло из-за намерения Китая минимизировать влияние Советского Союза, который считался главным врагом Китая. Однако в то же время она не была в восторге от того, что союзник США оказывает влияние на Юго-Восточную Азию.
Реакция США была положительной. Нынешняя американская политика в Юго-Восточной Азии укоренилась в июле 1973 года с провозглашением доктрины Никсона . В результате этой доктрины Америка вывела свои сухопутные войска из Азии. Следуя доктрине Никсона, Америка поддержала еще один важный набор убеждений. Доктрина Форда , провозглашенная в 1975 году, призывала к нормализации отношений с Китаем. Эти элементы, наряду с переходом трех стран Индокитая к коммунизму, сформировали американскую политику в отношении стран АСЕАН, ключевым направлением которой стала защита некоммунистических стран при сохранении хороших отношений с Китаем и уходе из региона. Таким образом, Америка, как и Китай, поддержала новое продвижение Японии в регионе.
Реакция Вьетнама, самого могущественного коммунистического государства Индокитая, изменилась до и через некоторое время после визита Фукуды. Его отношение из враждебного превратилось в более доброжелательное. Поначалу Вьетнам рассматривал Японию как сторонника капиталистических интересов из-за союза Японии и США, а АСЕАН - как враждебный военный союз.
Однако растущая враждебность, возникшая в результате войны с Кампучией в 1978 году, а также необходимость внешнего финансирования для его амбициозного пятилетнего плана экономического развития, не оставили Вьетнаму иного выбора, кроме как обратиться за финансовой поддержкой к Японии. Несмотря на японские условия полного погашения непогашенных долгов Южного Вьетнама, Фукуда сделал экстраординарное заявление, которое продвинуло зашедшие в тупик переговоры, получившее положительную реакцию со стороны Вьетнама.
В целом доктрина воспринималась как обещание укрепления политических и экономических связей, однако со временем можно было увидеть разворот этой тенденции. Этот разворот был вызван опасениями, что Япония будет меньше внимания уделять АСЕАН. На внешнюю и внутреннюю политику Японии в последнем квартале 1978 г. повлияло развитие китайско-японских отношений, смена руководства от проасеановского лидера Фукуды к прокитайскому лидеру Охире, конкуренция за «китайский рынок» среди стран ОЭСР. стран, неопределенность в регионе Юго-Восточной Азии с притоком беженцев в АСЕАН из-за конфликтов в Индокитае. [ 16 ]
Внутренние реакции
[ редактировать ]Внутренние взгляды на новую политику правительства в отношении АСЕАН были разными. Взгляды прессы, бюрократии, бизнес-сообщества и оппозиционных (политических) партий были разными, но существенными.
Пресса, несмотря на критику за симпатии к Либерально-демократической партии , оказала большое влияние на национальный консенсус относительно новой роли Японии в Юго-Восточной Азии. Журнальные статьи, опубликованные во время и после визита, преимущественно приводили доводы в пользу доктрины Фукуды. Если бы какая-либо критика и была заметна, то только в области формулирования доктрины. Пресса требовала, чтобы доктрина способствовала изменению узкого отношения Японии к иностранным народам и улучшению ее культурных связей с другими странами, особенно Юго-Восточной Азией, а также совершенствованию системы образования, в которой больший упор делается на иностранные языки. [ 6 ]
Точно так же бюрократия расценила этот визит как неизменный успех, и что он доказал способность премьер-министра убедить принимающую сторону «открыть новую страницу в истории Азии». Несмотря на сопротивление Министерства финансов культурному фонду, бюрократия, тем не менее, полностью согласилась поддержать эту доктрину.
Реакция бизнес-сообщества, напротив, была в некоторой степени неоднозначной. Среди положительной реакции на пересмотр Фонда Ассоциации развития зарубежной торговли Японии, росли опасения, что безудержная помощь индустриализации Юго-Восточной Азии может неизбежно вытеснить японских производителей с рынка АСЕАН. Тем не менее, сторонники доктрины выступали против такой мысли, интерпретируя индустриализацию как повышение уровня жизни, которое впоследствии могло привести к более высоким доходам и большему спросу на японскую продукцию. [ 6 ]
Оппозиционные партии, с другой стороны, оказались лишены права голоса в реализации доктрины. Социал -демократическая партия (JSP) и Коммунистическая партия Японии (JCP) смиренно утверждали, что эта доктрина была просто подтверждением подчинения Японии Соединенным Штатам в другой форме. В частности, JCP опровергла помощь марионеточным правительствам, выразив сожаление по поводу того, что она ничем не отличается от помощи Америки некомпетентным правительствам Сайгона, Пномпеня и Вьентьяна. Однако обе стороны так и не нашли поддержки своим заявлениям. [ 6 ]
К концу 1997 года реакция населения Японии была сравнительно враждебной, а популярность Фукуды падала. Это было связано с хорошо известным фактом недовольства американцев японской экономикой и ощущением волнений в Японии, поскольку уровень безработицы не улучшался. [ 6 ]
Актуальность доктрины сегодня
[ редактировать ]Значение для доверия
[ редактировать ]Доктрина Фукуда на протяжении многих лет привлекала значительное внимание в Японии и Юго-Восточной Азии. Формулирование и реализация Доктрины улучшили имидж Японии. Сама доктрина стала «символом дружбы и сотрудничества между Японией и Юго-Восточной Азией». Согласно опросам общественного мнения в семи странах АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам) в 2014 году большинство населения считало их межгосударственные отношения с Японией дружественными и надежными. [ 17 ]
Значение для разработки политики
[ редактировать ]Доктрина продолжает иметь важное значение для политики Японии в отношениях с Юго-Восточной Азией в эпоху после холодной войны. Доктрина послужила «планом внешней политики Японии в отношении Юго-Восточной Азии» и установила новые нормы с ее тремя принципами. Доктрина Фукуда пережила холодную войну , в отличие от доктрины Брежнева или доктрины Никсона , которая исчезла под ней. Скорее, она усилил дискурс об отношениях Японии и Юго-Восточной Азии в 21 веке. Таким образом, есть надежда, что он будет развиваться и оставаться актуальным. [ 18 ]
Ссылки на Доктрину
[ редактировать ]Ссылки на Доктрину продолжаются. Сын Фукуда Такео, Фукуда Ясуо , упомянул об этом, когда стал премьер-министром в 2007 году. Хотя он не обновил доктрину, как ожидалось, он заявил, что АСЕАН и Япония будут «партнерами, думающими вместе, действующими вместе и разделяющими общие принципы». видение будущего».
Позже это было подчеркнуто в заявлении председателя АСЕАН о постминистерской конференции АСЕАН (PMC) + 1 сессии в Сингапуре в 2008 году. В нем говорилось: «Совещание приветствовало «Новую доктрину Фукуды», в которой премьер-министр Японии Ясуо Фукуда заявил, что АСЕАН и Япония будут партнерами, думающими вместе, действующими вместе и разделяющими видение будущего». Помимо дипломатов, журналисты и ученые также упоминали Доктрину на крупных конференциях, проведенных в Японии и Юго-Восточной Азии в 2007 году, чтобы отметить 30-летие этой доктрины. [ 19 ]
Актуальность для Африки
[ редактировать ]Согласно аргументации Тадокоро Масаюки в 2010 году, принципы Доктрины актуальны не только для Юго-Восточной Азии, но и для Африки сегодня. Он утверждает, что «учитывая дружеские отношения, которые с тех пор сложились между японцами и народами стран АСЕАН, нам не следует слишком цинично относиться к роли, которую играют такие политические инициативы», и что «для Японии Африка не представляет собой ни объекта жалость, не угроза безопасности, не простой поставщик природных ресурсов и не гигантский зоопарк, а скорее партнер, с которым японцы должны быть готовы работать вместе». [ 20 ]
Недостатки доктрины Фукуда
[ редактировать ]Однако считается, что принципов Доктрины недостаточно для того, чтобы сформулировать нынешние отношения и укрепить их. В эпоху после холодной войны АСЕАН расширила свои функции, включив в них укрепление безопасности регионального мира и стабильности. Важность АСЕАН возросла из-за стратегической неопределенности, вызванной переходом власти в сторону Китая. Япония продвинула «де-факто региональную интеграцию» с АСЕАН посредством помощи, торговли, инвестиций и культурных обменов. В результате АСЕАН завоевала доминирующее положение в регионе. Отношения Японии и Юго-Восточной Азии сейчас находятся на той стадии, когда они могут помочь формировать и направлять регион. Япония и АСЕАН преследуют цели улучшения вопросов прав человека, верховенства закона и других демократических принципов. Кей Кога утверждает, что существует возможность расширить их политическое сотрудничество, выходящее за рамки доктрины Фукуда, в достижении этих общих целей. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Доктрина Ёсида
- Внешнеполитическая доктрина
- Внешняя политика Японии
- Политика международного экономического сотрудничества Японии
- Официальная помощь развитию Японии
- АСЕАН
- Пятилетние планы Вьетнама
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вакацуки, Хидекацу. «Теория Такео Фукуды» (PDF ) ЦиНии Университет Риккё . Получено января 10 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Судо, Суэо (1988). «Отношения Япония-АСЕАН: новые измерения во внешней политике Японии». Азиатский опрос . 28 (5): 509–525. дои : 10.2307/2644640 . JSTOR 2644640 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Суэо., Судо (1992). Доктрина Фукуда и АСЕАН: новые измерения во внешней политике Японии . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 9813016140 . OCLC 26556360 .
- ^ «ОПР Японии: достижения и прогресс за 50 лет | Министерство иностранных дел Японии» . www.mofa.go.jp. Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Эдамура, Дзюнро (4 апреля 2008 г.). «Тридцать лет со дня доктрины Фукуда - дипломатия, основанная на идеологии» . 2018 Проверено 10 января г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Япония и Юго-Восточная Азия. Том. 2. Эпоха холодной войны 1947-1989 годов и проблемы конца ХХ века . Менди Вольф. Нью-Йорк: Рутледж. 2001. ISBN 0415182069 . OCLC 51780423 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Отношения Японии с Юго-Восточной Азией: доктрина Фукуда и за ее пределами . Пэн Эр Лам. Нью-Йорк: Рутледж. 2013. ISBN 9781138857483 . OCLC 971164090 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Де Мигель, Эмилио (май 2013 г.). «Япония и Юго-Восточная Азия: от доктрины Фукуда к пяти принципам Абэ» . Документы для обсуждения в UNISCI .
- ^ «ОПР Японии: достижения и прогресс за 50 лет | Министерство иностранных дел Японии» . www.mofa.go.jp. Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Японская помощь и построение глобального развития: неизбежные решения . Легени, Дэвид Ричард, 1967 г.р., Уоррен, Кей Б., 1947 г.р. Лондон: Рутледж. 2010. ISBN 978-0203869932 . OCLC 317361743 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Помощь Японии в целях развития: иностранная помощь и повестка дня на период после 2015 года . Като, Хироши, Пейдж, Джон, Шимомура, Ясутами. Лондон. 26 января 2016 г. ISBN 9781137505385 . OCLC 945116958 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «11. Несвязанные кредиты ОПР | Министерства иностранных дел Японии» . www.mofa.go.jp. Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Нисияма, Такэхико (декабрь 1977 г.) «Нихон-АСЕАН Фораму Дайникай Кайго но Кайсай» Кейзай Гайко : 11–15.
- ^ Огура, Кадзуо (2009) Культурная дипломатия Японии Кокусай Корю Кикин: Японский фонд . 9784875401070 . OCLC 472377605 .
- ^ Кога, Кей. «Превосходя доктрину Фукуда – Япония, АСЕАН и будущее регионального порядка». Центр стратегических и международных исследований : 2~5.
- ^ Мендл, Вольф (2001). Япония и Юго-Восточная Азия: эпоха холодной войны 1947-1989 годов и проблемы конца двадцатого века . Тейлор и Фрэнсис. стр. 140~145, 147.
- ^ Кога, Кей. «Превосходя доктрину Фукуда – Япония, АСЕАН и будущее регионального порядка». Центр стратегических и международных исследований : 1, 5.
- ^ Лам, Пэн (2013). Отношения Японии с Юго-Восточной Азией . Рутледж. стр. введение 1, 2.
- ^ Лам, Пэн (2013). Отношения Японии с Юго-Восточной Азией . Рутледж. стр. введение 2, 3.
- ^ Лам, Пэн (2013). Отношения Японии с Юго-Восточной Азией . Рутледж. стр. введение 3.
- ^ Кога, Кей. «Превосходя доктрину Фукуда – Япония, АСЕАН и будущее регионального порядка». Центр стратегических и международных исследований : 6~8.
Литература
[ редактировать ]- Лам Пэн Эр, изд. (2013). Отношения Японии с Юго-Восточной Азией: доктрина Фукуда и не только . Рутледж.
- Суэо Судо. «Отношения Япония-АСЕАН: новые измерения во внешней политике Японии», Asian Survey 28, вып. 5 (1988): 509–25.
- Суэо Судо (1992). Доктрина Фукуда и АСЕАН: новые измерения во внешней политике Японии . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии.
- Менди Вольф (2001). Япония и Юго-Восточная Азия. Том 2, Эпоха холодной войны 1947-1989 годов и проблемы конца ХХ века. Лондон: Рутледж.
- Акихико, Танака. База данных « Мир и Япония» (« . База данных японской политики и международных отношений . Национальный аспирантский институт политических исследований (GRIPS); Институт перспективных исследований Азии (IASA), Токийский университет . Проверено 17 января 2018 г.