Политика международного экономического сотрудничества Японии
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Япония стала одним из крупнейших доноров иностранной помощи в мире в 1980-е годы.
В 1991 году Япония была вторым по величине донором иностранной помощи в мире после США . Отношение иностранной помощи Японии к ВНП в этом году составило 0,32%, отставая от среднего показателя в 0,35% для стран-членов Комитета содействия развитию ОЭСР , но опережая показатель США, составляющий 0,20%.
Программа иностранной помощи началась в 1960-х годах за счет репараций, которые Япония была обязана выплатить другим азиатским странам за ущерб, причиненный войной. Бюджет программы оставался довольно низким до конца 1970-х годов, когда Япония оказалась под растущим давлением со стороны других промышленно развитых стран, требующих играть более важную роль. В 1980-е годы бюджет японской помощи иностранным государствам быстро рос, несмотря на бюджетные ограничения, вызванные попытками сократить бюджетный дефицит. С 1984 по 1991 год бюджет официальной помощи развитию (ОПР) увеличивался в среднем на 22,5% в год, достигнув к 1991 году 11,1 миллиарда долларов США. Частично этот рост был результатом колебаний обменного курса (при заданных суммах иен, выделенных в бюджет становятся все более крупными долларовыми суммами). В течение 1980-х годов иностранная помощь росла более низкими, но все же высокими темпами: от 4% до 12% в год в государственном бюджете, при этом среднегодовые темпы роста с 1979 по 1988 год составляли 8,6%.
В 1970-е годы правительство приняло позитивные меры по увеличению официальной помощи развитию (ОПР) развивающимся странам и содействию стабилизации международной торговли и валютной системы. Эти меры в целом приветствовались за рубежом, хотя некоторые страны считали, что предпринятые шаги не были реализованы так быстро или не были такими масштабными, как аналогичные усилия некоторых других промышленно развитых стран. ОПР Японии увеличилась в десять раз за десятилетие и составила 3,3 миллиарда долларов США в 1980 году, но эта ОПР в процентах от ВНП все еще была ниже среднего показателя других стран-доноров.
В 1980-х годах ОПР Японии продолжала быстро расти. Чистые выплаты ОПР в номинальном выражении в среднем составляли около 3 миллиардов долларов США в год в начале 1980-х годов, а затем подскочили до 5,6 миллиардов долларов США в 1986 году и 9,1 миллиардов долларов США в 1990 году. Доля Японии в общем объеме выплат от основных доноров помощи также значительно выросла, почти с от 11,8% в 1979 году до примерно 15% в середине 1980-х годов, а затем и более чем Однако в 1980-е годы ОПР Японии в процентах от ее ВНП существенно не увеличилась, оставаясь на уровне около 0,3%.
Япония продолжала концентрировать свою экономическую помощь в Азии (около 60% от общего объема обязательств в 1990 году), что отражает ее исторические и экономические связи с регионом. Япония незначительно увеличила помощь Африке, объявив в 1989 году о программе грантов на сумму 600 миллионов долларов США на следующие три года. В 1990 году Япония также пообещала оказать большую помощь Восточной Европе, но большая часть этой помощи должна была быть в форме кредитов по рыночным ставкам и инвестиционного страхования, что не квалифицировалось как ОПР. В других регионах Япония, похоже, продолжит выделять относительно небольшие доли помощи. Тем не менее, к 1987 году Япония стала крупнейшим двусторонним донором в двадцати девяти странах, что почти вдвое больше, чем десятью годами ранее.
Продолжающийся рост иностранной помощи Японии, по-видимому, мотивирован двумя фундаментальными факторами. Во-первых, политика Японии направлена на принятие на себя международной ответственности, соразмерной ее положению как глобальной экономической державы . Во-вторых, многие считали, что растущая программа японской внешней помощи в значительной степени является ответом на давление со стороны Соединенных Штатов и других союзников на Японию, чтобы она взяла на себя большую долю финансового бремени для поддержки общих интересов безопасности, политических и экономических интересов.
Такая помощь состояла из грантов и займов, а также поддержки многосторонних организаций по оказанию помощи. В 1990 году Япония выделила 6,9 миллиарда долларов США из своего бюджета помощи на двустороннюю помощь и 2,3 миллиарда долларов США на многосторонние агентства. Из двусторонней помощи 3,0 миллиарда долларов США было направлено на гранты и 3,9 миллиарда долларов США на льготные кредиты.
Программу иностранной помощи Японии критиковали за то, что она лучше служит интересам японских корпораций, чем интересам развивающихся стран . В прошлом связанная помощь (гранты или кредиты, привязанные к покупке товаров из Японии) была высокой, но несвязанная помощь быстро росла в 1980-х годах, достигнув 71% всей помощи к 1986 году. Эта доля выгодно отличается от других стран Комитета содействия развитию. и соответствующий показатель в США — 54%. Тем не менее, продолжались жалобы на то, что даже несвязанная помощь Японии, как правило, направлялась на закупки товаров из Японии. Помощь в форме грантов (доля помощи, выплачиваемой в виде грантов, а не в виде кредитов) была низкой по сравнению с другими странами Комитета содействия развитию и оставалась такой до конца 1980-х годов.
Двусторонняя помощь была сконцентрирована в развивающихся странах Азии , хотя в 1980-е годы были предприняты скромные шаги по расширению географического охвата помощи. В 1990 году около 59,3% двусторонней помощи развитию было направлено в Азию, 11,4% в Африку , 10,2% на Ближний Восток и 8,1% в Латинскую Америку . Доля Азии несколько снизилась с 75% в 1975 году и 70% в 1980 году, но на ее долю по-прежнему приходится самая большая доля двусторонней помощи. В 1980-е годы увеличенная помощь была направлена Пакистану и Египту , отчасти в ответ на давление со стороны Соединенных Штатов с целью предоставления такой помощи в стратегических целях. Япония мало участвовала в Африке, но сильная засуха 1980-х годов привела к увеличению доли помощи в целях развития для этого континента.
Пять крупнейших получателей японской ОПР в 1990 году находились в Азии: Индонезия (1,1 миллиарда долларов США), Китайская Народная Республика (832 миллиона долларов США), Таиланд (448,8 миллиона долларов США), Филиппины (403,8 миллиона долларов США) и Бангладеш (370,6 миллиона долларов США) . миллион). Ранее, в 1980-х годах, Китай был крупнейшим получателем помощи в течение нескольких лет подряд. Эти большие суммы помощи сделали Японию крупнейшим источником помощи в целях развития для большинства азиатских стран. Например, для стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии ( АСЕАН ) Япония предоставила 55% чистой ОПР, полученной в 1987 году, по сравнению с 11% от Соединенных Штатов и только 10% от многосторонних агентств по оказанию помощи.
Быстрый экономический рост и растущая конкурентоспособность Китая привели к корректировке китайско-японских отношений , а ОПР и кредиты в иенах Китаю будут постепенно сокращаться до летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине .
Наибольшее использование двусторонней помощи Японии приходится на экономическую инфраструктуру ( транспорт , связь , развитие рек и развитие энергетики), на которую в 1990 году приходилось 31,5% от общего объема. Меньшие доли пошли на развитие производственного сектора (17,1%) и социальной сферы. инфраструктура (19,7%). В целом в двусторонней иностранной помощи Японии преобладают крупные строительные проекты. В категории социальной инфраструктуры образование поглотило 6,7% двусторонней помощи в 1990 году, водоснабжение и канализация составили 3,4% и только 2% пошли на здравоохранение. Продовольственная помощь (0,4% от общего объема двусторонней помощи в 1990 году) и облегчение бремени задолженности (4,3%) также были включены в официальную помощь Японии в целях развития.
В январе 2022 года было объявлено, что Япония планирует начать включать помощь в области безопасности в иностранную помощь. До сих пор Япония предоставляла иностранную помощь только в невоенных целях. Это изменение происходит на фоне более широкого политического изменения, которое включает увеличение расходов на оборону. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Япония рассматривает возможность предоставления иностранной помощи для проектов, связанных с военными» . Никкей Азия . Проверено 4 января 2023 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
Марджи М. Инсайн, Делать добро или хорошо? Программа иностранной помощи Японии (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1992).
Алан Рикс, Проблема иностранной помощи Японии: политическая реформа и лидерство в сфере помощи (Нью-Йорк: Routledge, 1993).
Роберт М. Орр младший, Появление силы Японии по оказанию иностранной помощи (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1990)
Шафикул Ислам, редактор, «Иена для развития: японская иностранная помощь и политика распределения бремени» (Нью-Йорк: Совет по международным отношениям, 1991).