Внешняя политика Японии в Юго-Восточной Азии
Внешняя политика Японии в отношении Юго-Восточной Азии , разнообразного региона, простирающегося от Южной Азии до островов в южной части Тихого океана , частично определялась быстрым подъемом Японии в 1980-е годы как доминирующей экономической державы в Азии . Снижение напряженности между Востоком и Западом и СССР и Китаем в 1980-х годах позволило предположить, что экономическая, а не военная мощь будет определять региональное лидерство. В течение десятилетия Япония вытеснила Соединенные Штаты как крупнейшего поставщика новых бизнес-инвестиций и экономической помощи в регионе, хотя рынок Соединенных Штатов оставался основным источником динамизма Азиатско-Тихоокеанского региона.
После повышения стоимости иены по отношению к доллару США в конце 1980-х годов (после Соглашения Плаза ) роль Японии как экспортера капитала и технологий, а также все более значимого импортера азиатских промышленных товаров сделала ее основной экономикой Японии. Азиатско-Тихоокеанский регион.
Япония остается крупнейшим донором экономической помощи региону. [1]
1950-е годы
[ редактировать ]С середины 1950-х до конца 1960-х годов отношения Японии с остальной частью Азии были связаны главным образом с продвижением ее обширных и постоянно растущих экономических интересов в регионе посредством торговли, технической помощи и помощи. Ее основными проблемами были экономическая слабость и политическая нестабильность ее торговых партнеров, а также растущее опасение азиатских лидеров по поводу «чрезмерного присутствия» Японии в их регионе.
Япония начала нормализовать отношения со своими соседями в 1950-е годы после серии периодических переговоров, которые привели к выплате военных репараций Бирме (ныне Мьянма ), Индонезии , Филиппинам и Республике Вьетнам (Южный Вьетнам). Требования Таиланда о репарациях не были урегулированы до 1963 года. Реинтеграции Японии на азиатскую арену также способствовало ее присоединение к Плану Коломбо по совместному экономическому и социальному развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе в декабре 1954 года и ее участие в Афро- встрече в апреле 1955 года. -Азиатская конференция в Бандунге , Индонезия. В конце 1950-х годов Япония начала ограниченную программу помощи. кредит на сумму, эквивалентную 50 миллионам долларов США В 1958 году он предоставил Индии , что стало первым японским кредитом такого рода за годы после Второй мировой войны. Как и в последующих случаях с участием Индии, а также Шри-Ланки, Малайзии , Тайваня , Пакистана и Южной Кореи , эти кредиты были жестко привязаны к проектам, которые способствовали закупкам машин и оборудования из Японии. В 1960 году Япония официально учредила Институт азиатских экономических отношений (переименованный в Институт развивающихся экономик в 1969 году) как главный центр подготовки специалистов по экономической дипломатии.
1960-е годы
[ редактировать ]В начале 1960-х годов правительство заняло более передовую позицию в стремлении установить контакты в Азии. В 1960 году Институт азиатской экономики был передан в ведение Министерства международной торговли и промышленности (MITI). В 1961 году правительство учредило Фонд зарубежного экономического сотрудничества в качестве нового кредитного агентства. В следующем году Агентство зарубежного технического сотрудничества дебютировало .
К середине 1960-х годов роль Японии стала весьма заметной в Азии, а также в других частях мира. В 1964 году Япония стала полноправным членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По мере роста экономической и торговой экспансии лидеры начали подвергать сомнению уместность и мудрость того, что они по-разному называли «простым экономизмом», «политикой, ориентированной на экспорт» и «коммерческими мотивами помощи». Они хотели внести больший вклад в решение проблемы Север-Юг, как они назвали эту проблему, – непростых отношений между развитыми и развивающимися странами.
1970-е годы
[ редактировать ]Попытки с начала 1970-х годов взять на себя ведущую роль в обеспечении мира и стабильности в Азии, особенно в Юго-Восточной Азии, путем предоставления экономической помощи и предложения выступить в качестве посредника в спорах, столкнулись с двумя препятствиями. Внешне в некоторых частях Азии существовали опасения, что систематическое экономическое проникновение Японии в регион в конечном итоге приведет к чему-то похожему на ее схему эксплуатации азиатских рынков и материалов перед Второй мировой войной. Внутри страны внешнеполитические деятели опасались, что политическое вмешательство Японии в этот регион в любом качестве почти наверняка спровоцирует антияпонскую реакцию и отрицательно повлияет на ее экономическое положение.
После переоценки политики японское руководство, похоже, решило, что больше внимания следует уделять помощи развивающимся странам региона в модернизации их промышленной базы, чтобы повысить их самостоятельность и экономическую устойчивость. В конце 1970-х годов Япония, казалось, решила, что двусторонняя помощь в форме кредитов в иенах, снижения тарифов, увеличения квот на экспорт промышленных товаров и инвестиций в обрабатывающую промышленность, энергетику, сельское хозяйство и образование будет в центре внимания ее программ помощи. в Азии.
1980-е годы
[ редактировать ]В 1981 году был создан Центр АСЕАН-Япония для институционализации растущих экономических связей между Японией и странами АСЕАН . Частично создание этого истеблишмента было обусловлено более широкой внешнеполитической стратегией Японии в отношении Юго-Восточной Азии того времени, символом которой стала доктрина Фукуда , провозглашенная в 1977 году в Маниле .
1990-е годы
[ редактировать ]К 1990 году взаимодействие Японии с подавляющим большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно ее растущий экономический обмен, стало многогранным и все более важным для стран-получателей. Развивающиеся страны АСЕАН ( Бруней , Индонезия, Малайзия , Филиппины и Таиланд; Сингапур рассматривался как новая индустриальная экономика, или NIE) считали Японию критически важной для своего развития. Помощь Японии странам АСЕАН составила 1,9 миллиарда долларов США в 1988 финансовом году (ФГ) Японии по сравнению с примерно 333 миллионами долларов США для Соединенных Штатов в 1988 финансовом году. Япония была иностранным инвестором номер один в странах АСЕАН с совокупными инвестициями по состоянию на 1988 год. в марте 1989 года — около 14,5 миллиардов долларов США, что более чем в два раза больше, чем в Соединенных Штатах. Доля Японии в общем объеме иностранных инвестиций в странах АСЕАН за тот же период колебалась от 70–80 процентов в Таиланде до 20 процентов в Индонезии.
В начале 1990-х годов японское правительство предпринимало согласованные усилия по повышению своего дипломатического статуса, особенно в Азии. Широко разрекламированный тур Тошики Кайфу весной 1991 года по пяти странам Юго-Восточной Азии — Малайзии, Брунее, Таиланду, Сингапуру и Филиппинам — завершился важным внешнеполитическим выступлением 3 мая в Сингапуре, в котором он призвал к новому партнерству с Ассоциацией. стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и пообещал, что Япония выйдет за рамки чисто экономической сферы и будет искать «соответствующую роль в политической сфере как нация мира». В качестве доказательства этой новой роли Япония приняла активное участие в продвижении переговоров по разрешению камбоджийского конфликта.
См. также
[ редактировать ]- Японско-вьетнамские отношения
- Японско-филиппинские отношения
- Японско-индонезийские отношения
- Сфера совместного процветания Большой Восточной Азии - исторический эвфемизм для японских колоний в Юго-Восточной Азии.
Ссылки
[ редактировать ]В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
- ^ Тай Суи Йи (1997). «Ремилитаризация Японии – перспективы и последствия» (Отчет об исследовании) . apps.dtic.mil . Проверено 29 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хук, Гленн Д. и др. Международные отношения Японии: политика, экономика и безопасность (2011) , отрывок