Экономические отношения Японии
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( ноябрь 2010 г. ) |
В своих отношениях экономических Япония является одновременно крупной торговой страной и одним из крупнейших международных инвесторов в мире. Во многих отношениях международная торговля является источником жизненной силы экономики Японии . Импорт и экспорт в 2017 году составили почти 1 309,2 триллиона долларов США, что означало, что Япония стала четвертой по величине торговой страной в мире после Китая , США и Германии . Торговля когда-то была основной формой международных экономических отношений Японии, но в 1980-е годы ее быстро растущие иностранные инвестиции добавили новое и все более важное измерение, расширив горизонты японского бизнеса и придав Японии новое мировое значение. [1]
Послевоенное развитие
[ редактировать ]Международные экономические отношения Японии в первые три десятилетия после Второй мировой войны определялись в основном двумя факторами: относительной нехваткой внутреннего сырья и стремлением догнать индустриальные страны Запада. Ее экспорт состоял исключительно из промышленных товаров, а сырье составляло значительную долю ее импорта. Чувство зависимости и уязвимости страны также было сильным из-за нехватки сырья. Решимость Японии догнать Запад стимулировала политику перехода от простого трудоемкого экспорта к более сложной экспортной продукции (от текстиля в 1950-х годах до автомобилей и бытовой электроники в 1980-х годах) и проведения протекционистской политики с целью ограничения иностранной конкуренции за внутренний рынок. отрасли. [1]
После окончания Второй мировой войны экономика Японии находилась в упадке: в 1945 году производство составляло 10% от довоенного уровня. Ее международные экономические связи были почти полностью нарушены. Первоначально импорт ограничивался основными продуктами питания и сырьем, в основном финансируемым за счет экономической помощи США . Из-за крайнего внутреннего дефицита экспорт не начал восстанавливаться до Корейской войны (1950–53), когда специальные закупки вооруженных сил США создали условия бума в местной промышленности. К 1954 году восстановление экономики и реабилитация были практически завершены. Однако на протяжении большей части 1950-х годов Япония с трудом экспортировала столько же, сколько импортировала, что приводило к хроническому торговому дефициту и дефициту текущего счета. Удержание этого дефицита под контролем, чтобы Япония не была вынуждена девальвировать свою валюту в рамках Бреттон-Вудской системы фиксированных обменных курсов, которая преобладала в то время, было главной заботой правительственных чиновников. Частью ответной политики были жесткие квоты и тарифы на импорт. К 1960 году на долю Японии приходилось 3,6 процента всего экспорта некоммунистических стран. [1]
1960-е годы
[ редактировать ]В 1960-е годы стоимость экспорта в долларах США росла в среднем на 16,9 процента в год, что более чем на 75 процентов быстрее, чем средние темпы всех некоммунистических стран. К 1970 году экспорт вырос почти до 6,9 процента всего экспорта некоммунистического мира. Быстрый рост производительности в обрабатывающих отраслях сделал японскую продукцию более конкурентоспособной на мировых рынках при фиксированном обменном курсе иены в течение десятилетия, а хронический дефицит, с которым страна столкнулась в 1950-х годах, исчез к середине 1970-х годов. Международное давление с целью устранения квот и тарифных барьеров усилилось, и Япония начала двигаться в этом направлении. Давление также позволило Соединенным Штатам еще больше вырасти экономически. [1]
1970-е годы
[ редактировать ]1970-е годы начались с конца фиксированного обменного курса иены (изменение, вызванное главным образом быстрым ростом японской торговли и профицита счета текущих операций) и сильным ростом стоимости иены в рамках новой системы плавающих курсов. Чувство зависимости от импортного сырья усилилось, когда цены на сырую нефть и другие материалы выросли во время нефтяного кризиса 1973 года , а поставки были неопределенными. Япония столкнулась с резко возросшими счетами за импорт энергии и другого сырья. Новые обменные курсы и рост цен на сырье означали, что профицит начала десятилетия был потерян, а после второго шока цен на нефть в 1979 году последовал крупный торговый дефицит . Расширение экспорта страны оставалось приоритетом перед лицом этих потрясений в поставках сырья, и в течение десятилетия экспорт продолжал расти высокими среднегодовыми темпами - 21 процент. [1]
1980-е годы
[ редактировать ]Однако в 1980-е годы цены на сырье упали, и чувство уязвимости уменьшилось. В 1980-е годы также наблюдался быстрый рост положительного сальдо торгового баланса, так что Япония могла экспортировать гораздо больше, чем было необходимо для баланса ее импорта. В ответ на этот профицит стоимость иены выросла по отношению к стоимости других валют во второй половине десятилетия, но профицит оказался на удивление устойчивым к этим изменениям. Благодаря этим событиям некоторое сопротивление промышленному импорту, который долгое время считался роскошью в условиях относительного отсутствия сырья, начало исчезать. Япония догнала их. Став передовой индустриальной страной, она столкнулась с новыми изменениями в своей экономике, как на внутреннем, так и на международном фронте, включая требования предоставить больше иностранной помощи и открыть свои рынки для импорта. Она стала лидером международной экономической системы благодаря успеху на определенных экспортных рынках, своим передовым технологиям и росту в качестве крупного инвестора во всем мире. Это были эпохальные изменения для Японии после столетия, в течение которого главной национальной мотивацией было догнать Запад. Эти драматические изменения также способствовали внутренним событиям, которые уменьшали изолированность общества и местничество . Большой профицит в сочетании с иностранными представлениями о том, что импортные рынки Японии все еще относительно закрыты, усугубил напряженность между Японией и рядом ее основных торговых партнеров, особенно Соединенными Штатами. Быстрый рост импорта промышленных товаров после 1987 года частично ослабил эту напряженность, но к концу десятилетия трения все еще продолжались. [1]
Процессы, посредством которых Япония становится ключевым членом международного экономического сообщества, продолжались и в 1990-е годы. Производительность труда продолжала расти здоровыми темпами, международное лидерство страны в ряде отраслей оставалось неоспоримым, а инвестиции за рубежом продолжали расширяться. Давление, вероятно, приведет к дальнейшей открытости для импорта, увеличению помощи зарубежным странам и участию в управлении крупными международными институтами, такими как Международный валютный фонд (МВФ). По мере того как Япония добилась более заметного международного положения в 1980-х годах, она также вызвала значительную напряженность в отношениях со своими торговыми партнерами, особенно с Соединенными Штатами. [1] хотя в последнее время они исчезли, поскольку рост экономики Японии замедлился. Самым большим ударом по этой торговой напряженности стал затянувшийся экономический кризис в Японии 1990-х годов, известный как « Потерянное десятилетие» .
Иностранные инвестиции
[ редактировать ]На протяжении большей части послевоенного периода иностранные инвестиции не составляли значительной части внешнеэкономических связей Японии. Как внутренние, так и иностранные инвестиции тщательно контролировались правительственными постановлениями, благодаря которым инвестиционные потоки оставались небольшими. Эти меры контроля применялись к прямым инвестициям в создание дочерних компаний под контролем материнской компании, портфельным инвестициям и кредитованию. Контроль был мотивирован желанием помешать иностранцам (в основном американцам) получить контроль над экономикой, когда Япония находилась в слабом положении после Второй мировой войны, а также опасениями по поводу дефицита платежного баланса . Начиная с конца 1960-х годов этот контроль постепенно ослаблялся, а процесс дерегулирования ускорился и продолжался на протяжении 1980-х годов. Результатом стало резкое увеличение движения капитала, при этом самые большие изменения произошли в оттоке капитала — инвестициях японцев в другие страны. К концу 1980-х годов Япония стала крупным международным инвестором. Поскольку страна была новичком в мире зарубежных инвестиций, такое развитие событий привело к новым формам напряженности в отношениях с другими странами, включая критику весьма заметных японских приобретений в Соединенных Штатах и других странах. [1]
Отношения по регионам
[ редактировать ]Азия
[ редактировать ]Развивающиеся страны Азии очень быстро росли как поставщики и покупатели из Японии. В 1990 году на эти источники (включая Южную Корею , Тайвань , Гонконг , Сингапур , Индонезию и другие страны Юго-Восточной Азии ) приходилось 28,8 процента экспорта Японии, что значительно ниже 34 процентов значения 1960 года, но оставалось примерно постоянным. с 1970 года. В 1990 году развивающиеся азиатские страны обеспечивали 23 процента импорта Японии, и эта доля медленно росла с 16 процентов в 1970 году. [1]
В целом Япония имела профицит с некоммунистической Азией, и этот профицит быстро рос в 1980-х годах. Из-за небольшого дефицита в 1980 году в 841 миллион долларов США (в основном вызванного пиком стоимости импорта нефти из Индонезии) Япония продемонстрировала профицит с этими странами в размере почти 3 миллиардов долларов США в 1985 году и более 228 миллиардов долларов США в 1990 году. Сдвиг был вызван падением цен на нефть и другое сырье, которое Япония импортировала из региона, а также быстрым ростом японского экспорта, поскольку экономический рост региона продолжался высокими темпами. [1]
Индонезия и Малайзия продолжали демонстрировать положительное сальдо торгового баланса благодаря экспорту большого количества сырья в Японию. Однако падение цен на нефть привело к снижению торговли в обоих направлениях между Японией и Индонезией в 1980-х годах. Торговля с Филиппинами также снизилась из-за политических потрясений и экономического спада там в 1980-х годах. [1]
В 1990 году Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур составляли новые индустриальные экономики (НИС) в Азии, и все четыре страны демонстрировали высокий экономический рост в 1970-х и 1980-х годах. Как и Япония, они испытывали недостаток во многих сырьевых материалах и в основном экспортировали промышленные товары. Их дефицит с Японией увеличился с 1980 по 1988 год, когда дефициты всех четырех стран были значительными. В 1970-х и 1980-х годах они разработали модель импорта компонентов из Японии и экспорта собранной продукции в Соединенные Штаты. [1]
Прямые инвестиции Японии в Азию также увеличились: к 1988 году их общая совокупная стоимость превысила 32 миллиарда долларов США. Индонезия с 9,8 миллиарда долларов США в 1988 году была крупнейшим местом для этих инвестиций. Однако каким бы быстрым ни был рост инвестиций, он не поспевал за глобальными инвестициями Японии, поэтому доля Азии в общем совокупном объеме инвестиций снизилась с 26,5 процента в 1975 году до 17,3 процента в 1988 году. [1]
Китай в настоящее время является крупнейшим экспортным рынком Японии, обгоняя США, несмотря на падение общего объема торговли. Согласно последним данным Японской организации внешней торговли , Экспорт Японии в Китай упал на 25,3% в первой половине 2009 года до 46,5 миллиардов долларов, но из-за более резкого падения поставок в США Китай впервые стал крупнейшим торговым направлением Японии. Китай также является крупнейшим источником импорта Японии.
Средний Восток
[ редактировать ]Значение Ближнего Востока резко возросло в 1970-х годах в связи со скачком цен на сырую нефть . положил Нефтяной кризис 1973 года конец высоким темпам экономического роста Японии в 1960-е годы, и Япония была глубоко обеспокоена поддержанием хороших отношений с этими нефтедобывающими странами, чтобы избежать изнурительного сокращения поставок нефти. Однако в 1980-е годы цены на нефть упали , и обеспокоенность Японии по поводу безопасности ее поставок нефти значительно уменьшилась. [1] Тем не менее, были приняты меры по снижению зависимости Японии от нефти как источника энергии. После окончания Холодной войны Япония пыталась завоевать Россию как еще один источник нефти, но до сих пор японо-российские отношения остаются напряженными из-за территориальных споров. Другие источники нефти включают Индонезию и Венесуэлу .
На Ближний Восток приходилось лишь 7,5 процента общего японского импорта в 1960 году и 12,4 процента в 1970 году, причем небольшой рост был обусловлен быстрым увеличением объема нефти, потребляемой растущей японской экономикой. Однако к 1980 году эта доля достигла пика в 31,7 процента из-за двух раундов повышения цен в 1970-х годах. Падение цен на нефть после 1980 года привело к тому, что эта доля снова снизилась до 10,5 процента к 1988 году — на самом деле это более низкий процент, чем в 1970 году, до начала повышения цен. Основными поставщиками нефти в Японию в 1988 году были Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты . Иран , Ирак и Кувейт также были значительными, но меньшими источниками. Эти три страны стали менее важными поставщиками нефти после 1980 года из-за ирано-иракской войны (1980–1988). [1] Вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году, санкции ООН и вторжение США в Ирак в 2003 году .
По мере роста импорта с Ближнего Востока в 1970-е годы рос и экспорт Японии в этот регион. Однако, как и в случае с импортом, в 1980-х годах эта доля снизилась. Составляя 1,8 процента в 1960 году, экспорт в этот регион вырос до 11,1 процента от общего объема японского экспорта в 1980 году, но затем снизился до 3,6 процента к 1988 году. [1]
Частью стратегии Японии по обеспечению поставок нефти является поощрение инвестиций в страны-поставщики нефти. Однако такие инвестиции никогда не поспевают за инвестициями Японии в другие регионы. Растущая потребность страны в нефти помогла увеличить долю прямых инвестиций на Ближнем Востоке до 9,3 процента от общего объема прямых инвестиций японских компаний за границу в 1970 году, но эта доля упала до 6,2 процента к 1980 году и всего до 1,8 процента к 1988 году. Война (1980–1988 гг.) стала основным фактором снижения интереса японских инвесторов, примером чему является судьба крупного нефтехимического комплекса стоимостью 3 миллиарда долларов США в Иране, который был почти завершен, когда исламская революция в Иране в 1979 году произошла . отложено сначала из-за политических проблем (когда сотрудники посольства США оказались в заложниках), а затем из-за неоднократных бомбардировок Ирака. Проект был окончательно отменен в 1989 году, что понесло убытки как японским компаниям, так и японскому правительству, которое застраховало проект. [1]
В 1990-х годах урбанизация в нескольких государствах Персидского залива, особенно в Дубае , привела к заключению ряда выгодных контрактов для японских строительных компаний .
Западная Европа
[ редактировать ]Торговля Японии с Западной Европой неуклонно росла, но вплоть до 1980-х годов была относительно небольшой, учитывая размер этого рынка. В 1980 году Западная Европа поставляла лишь 7,4 процента импорта Японии и занимала 16,6 процента ее экспорта. Однако после 1985 года отношения начали меняться очень быстро. Всего за три года с 1985 по 1988 год западноевропейский экспорт в Японию увеличился в два с половиной раза, а доля всего японского импорта выросла до 16 процентов. (Большая часть этого увеличения произошла из-за растущего интереса Японии к западноевропейским потребительским товарам, включая роскошные автомобили.) Аналогичным образом, экспорт Японии в Западную Европу быстро вырос после 1985 года, увеличившись более чем вдвое к 1988 году и составив 21 процент всего экспорта Японии. [1] К 1990 году доля Западной Европы в импорте Японии выросла до 18 процентов, а доля полученного ею экспорта Японии выросла до 22 процентов.
В 1990 году основными европейскими покупателями японского экспорта были Западная Германия (17,7 млрд долларов США) и Великобритания (10,7 млрд долларов США). Крупнейшими европейскими поставщиками в Японию были Западная Германия (11,5 млрд долларов США), Франция (7,6 млрд долларов США) и Великобритания (5,2 млрд долларов США). Традиционно западноевропейские страны имели торговый дефицит с Японией, и это продолжалось в 1988 году, несмотря на резкий рост японского импорта из них после 1985 года. От 11 до 25 миллиардов долларов США, причем большая часть увеличения приходится на период после 1985 года. [1] В 1990 году эта сумма несколько снизилась до 20,7 миллиардов долларов США, а затем резко выросла до 34 миллиардов долларов США в 1992 году.
Торговые отношения с Западной Европой в 1980-е годы были натянутыми. Политика в разных странах различалась, но многие из них ввели ограничения на японский импорт. В конце десятилетия, когда продолжались дискуссии о торговой и инвестиционной политике, которая, как ожидалось, возобладает в результате европейской экономической интеграции в 1992 году, многие японские чиновники и бизнесмены стали обеспокоены усилением протекционизма, направленного против Японии. Вероятными оказались требования к внутреннему содержанию (с указанием доли местной продукции и добавленной стоимости в продукции), а также требования к расположению научно-исследовательских центров и производственных инвестиций. [1]
Страх перед протекционистской политикой Западной Европы ускорил приток прямых инвестиций из Японии во второй половине 1980-х годов. Общий объем накопленных прямых японских инвестиций в регионе вырос с 4,5 миллиардов долларов США в 1980 году до более 30 миллиардов долларов США в 1988 году, с 12,2 процентов до более чем 16 процентов таких японских инвестиций. Вместо того, чтобы обескуражиться протекционистскими сигналами из Европы, японские предприятия, похоже, полны решимости сыграть значительную роль на том, что обещает стать большим, энергичным и интегрированным рынком. Инвестиции предлагали самый надежный способ обойти протекционизм, и японский бизнес, похоже, был готов соблюдать любые внутренние требования или другие требования к производительности, которые мог бы навязать Европейский Союз. [1]
Латинская Америка
[ редактировать ]В 1970-е годы Япония ненадолго проявила энтузиазм по поводу перспектив Бразилии . Обширная территория, богатая сырьем и имеющая значительное японско-бразильское меньшинство в населении, представляла японскому бизнесу большие возможности для торговли и инвестиций. Однако ни одно из этих ожиданий не оправдалось, и японские финансовые институты оказались втянуты в международные долговые проблемы Бразилии и других стран Латинской Америки . [1]
В 1990 году Япония получила импорта из Латинской Америки на 9,8 миллиарда долларов США в целом и экспортировала в регион 10,2 миллиарда долларов США, что составило профицит в 429 миллионов долларов США. Хотя абсолютная стоимость как экспорта, так и импорта со временем выросла, значение Латинской Америки как торгового партнера Японии снизилось. Доля общего импорта Японии из этого региона упала с 7,3 процента в 1970 году до 4,1 процента в 1980 году, оставаясь на уровне 4,2 процента в 1990 году. Экспорт Японии в Латинскую Америку также снизился с 6,9 процента в 1980 году до 3,6 процента в 1990 году. [1]
Несмотря на этот относительный спад в торговле, прямые инвестиции Японии в регион продолжали быстро расти, достигнув в 1988 году 31,6 миллиарда долларов США, или 16,9 процента от общего объема прямых иностранных инвестиций Японии. Эта доля была лишь немногим ниже показателя 1975 г. (18,1%) и почти равна доле стран Азии. Однако более 11 миллиардов долларов США из этих инвестиций было направлено в Панаму — в основном для судоходства под панамским флагом, что не является истинными инвестициями в страну. Багамские Острова также привлекли инвестиции в размере 1,9 миллиарда долларов США, в основном от японских финансовых учреждений, а также в рамках мер по обеспечению благоприятного налогового режима, а не реальных инвестиций. Бразилия поглотила 5 миллиардов долларов США прямых инвестиций Японии, Мексика — 1,6 миллиарда долларов США, а другие страны Латинской Америки — суммы ниже 1 миллиарда долларов США. В конце 1980-х годов [1]
Страны Латинской Америки лежат в центре долговых проблем третьего мира , которые преследовали международные финансовые отношения в 1980-х годах. Японские финансовые учреждения стали кредиторами этих стран, хотя они были гораздо менее уязвимы, чем банки США. Из-за этого финансового вмешательства японское правительство активно участвовало в международных дискуссиях о том, как разрешить кризис. В 1987 году министр финансов Миядзава Киичи выдвинул предложение по решению долгового вопроса. Хотя эта инициатива не была реализована, план Брейди , появившийся в 1989 году, содержал некоторые элементы плана Миядзавы. Правительство Японии поддержало план Брейди, пообещав совместное финансирование со Всемирным банком и МВФ в размере 10 миллиардов долларов США. [1]
Япония подписала Соглашение о свободной торговле с Мексикой .
Институты международной торговли и развития
[ редактировать ]Япония является членом Организации Объединенных Наций (ООН), Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Он также участвует в международных организациях, занимающихся экономическим развитием, включая Всемирный банк и Азиатский банк развития . [1]
Например, будучи членом МВФ и Всемирного банка, Япония в 1980-х годах сыграла роль в усилиях по преодолению международного долгового кризиса, вызванного неспособностью некоторых развивающихся стран обслуживать свои внешние долги, поскольку цены на сырье падали, а их экономика находилась в стагнации. Будучи членом МВФ, Япония также сотрудничает с другими странами в смягчении краткосрочной волатильности иены и участвует в дискуссиях по укреплению международной валютной системы. [1]
Членство Японии в ОЭСР в некоторой степени ограничило ее внешнеэкономическую политику. Когда Япония присоединилась к ОЭСР в 1966 году, она была вынуждена согласиться с принципами ОЭСР по либерализации капитала – обязательство, которое побудило Японию начать процесс либерализации своих многочисленных жестких мер контроля над инвестиционными потоками в Японию и из нее. Япония также является участником «джентльменского соглашения» ОЭСР по руководящим принципам экспортных кредитов, поддерживаемых государством, которое устанавливает нижний предел процентных ставок и других условий для кредитов развивающимся странам от спонсируемых государством экспортно-импортных банков. [1]
ГАТТ обеспечило базовую структуру, посредством которой Япония заключала подробные международные соглашения по политике импорта и экспорта. Хотя Япония была членом ГАТТ с 1955 года, она сохраняла оговорки к некоторым статьям ГАТТ, что позволяло ей сохранять жесткие ограничения по квотам до начала 1960-х годов. Однако Япония серьезно отнеслась к своим обязательствам по ГАТТ, и ряд американских споров с Японией по поводу импортных барьеров был успешно разрешен путем получения постановлений ГАТТ, которые Япония выполнила. Япония также вела двусторонние переговоры со странами по экономическим вопросам, представляющим взаимный интерес. [1]
Международной организацией с самым сильным присутствием в Японии был Азиатский банк развития, многостороннее кредитное агентство, созданное в 1966 году и предоставлявшее льготные кредиты развивающимся азиатским странам. Япония и Соединенные Штаты имели наибольшее право голоса в Азиатском банке развития, а Япония традиционно занимала пост президента. [1]
Поскольку в 1980-е годы Япония стала более крупной международной финансовой державой, ее роль в финансировании этих институтов торговли и развития возросла. Раньше правительство было тихим участником этих организаций, но по мере того, как его финансовая роль возрастала, давление с целью расширить избирательные права и играть более активную политическую роль росло. [1]
К началу 1990-х годов влияние Японии и право голоса во Всемирном банке, МВФ и других многосторонних банках развития возросли. Финансовые и политические позиции Японии становятся более заметными. Токио в течение ряда лет взял на себя ведущую роль в Азиатском банке развития. Во Всемирном банке доля голосов Японии составляла около 9,4 процента по сравнению с 16,3 процента в США. Япония также сделала несколько «специальных» взносов в определенные программы Всемирного банка, которые повысили ее финансовый статус, но не изменили ее позиции при голосовании. Япония планировала участвовать в Восточноевропейском банке развития , внеся вклад в размере 8,5 процентов, такой же, как у США и основных западноевропейских доноров. Япония также проявляла все большую значимость в обсуждениях МВФ, помогая облегчить огромное долговое бремя развивающихся стран, и в целом поддержала усилия в начале 1990-х годов на Уругвайском раунде торговых переговоров ГАТТ по либерализации мировой торговли и инвестиций. [1]
Список крупнейших торговых партнеров Японии
[ редактировать ]Эти цифры не включают услуги или прямые иностранные инвестиции, а только торговлю товарами . Пятнадцать крупнейших торговых партнеров Японии с общим объемом торговли (сумма импорта и экспорта) в миллиардах долларов США за 2017 календарный год: [2]
Классифицировать | Страна/район | Экспорт | Импорт | Общий объем торговли | Торговый баланс |
---|---|---|---|---|---|
- |
Мир |
697.2 | 670.9 | 1,368.1 | |
1 | ![]() |
132.651 | 164.256 | 296.907 | -31.605 |
- | ![]() |
105.719 | 102.773 | 208.492 | 2.946 |
2 | ![]() |
134.595 | 72.038 | 206.633 | 62.557 |
- | ![]() |
77.108 | 77.984 | 155.092 | -0.876 |
3 | ![]() |
53.206 | 28.060 | 81.266 | 25.146 |
4 | ![]() |
40.588 | 25.360 | 65.948 | 15.228 |
5 | ![]() |
15.993 | 38.865 | 54.858 | -22.872 |
6 | ![]() |
29.395 | 22.706 | 52.101 | 6.689 |
7 | ![]() |
18.923 | 23.406 | 42.329 | -4.483 |
8 | ![]() |
35.399 | 1.713 | 37.112 | 33.686 |
9 | ![]() |
15.038 | 18.511 | 33.549 | -3.473 |
10 | ![]() |
13.378 | 19.854 | 33.232 | -6.476 |
11 | ![]() |
12.745 | 19.235 | 31.98 | -6.49 |
12 | ![]() |
22.611 | 8.517 | 31.128 | 14.094 |
13 | ![]() |
7.202 | 20.722 | 27.924 | -13.52 |
— | ![]() |
7.279 | 15.763 | 23.042 | -8.484 |
14 | ![]() |
11.114 | 9.762 | 20.876 | 1.352 |
15 | ![]() |
13.710 | 7.061 | 20.771 | 6.649 |
Япония также является доминирующим партнером по экспорту следующих товаров:
Область | Процент |
---|---|
![]() |
36.5% |
![]() |
22.2% |
![]() |
20.8% |
![]() |
20.0% |
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Чоат, Пэт , «Агенты влияния», Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1991.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Долан, Рональд Э; Уорден, Роберт Л., ред. (1992). Япония: страновое исследование (Пятое изд.). Вашингтон: Отдел федеральных исследований, Библиотека Конгресса. ISBN 0-8444-0731-3 .
Эта статья включает общедоступные материалы из этого документа правительства США .
- ^ «Японская статистика торговли и инвестиций | Отчеты и статистика - Японская организация внешней торговли - JETRO» . www.jetro.go.jp . Проверено 13 июля 2018 г.
- ^ «Всемирная книга фактов — Центральное разведывательное управление» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2018 г. Проверено 19 июля 2012 г.