Jump to content

Частное предприятие в Японии

Двигателем экономического роста Японии стали частная инициатива и предпринимательство , а также сильная поддержка и руководство со стороны правительства и профсоюзов. Наиболее многочисленными предприятиями были индивидуальные предприниматели , которых в конце 1980-х годов насчитывалось более 4 миллионов. Однако доминирующей формой организации является корпорация . В 1988 году около 2 миллионов корпораций нанимали более 30 миллионов рабочих, или почти половину общей численности рабочей силы в 60,1 миллиона человек. Корпорации варьируются от больших до маленьких, но предпочтительным типом организации является акционерное общество с директорами, аудиторами и ежегодными собраниями акционеров.

Послевоенная бизнес-система Японии восходит к распаду дзайбацу во время оккупации союзников . Центральные холдинговые компании были распущены, а семьи и другие владельцы получили компенсацию в виде необоротных государственных облигаций. Отдельные операционные фирмы затем получили свободу действовать независимо. В то же время правительство приняло антимонопольное законодательство и сформировало Комиссию по справедливой торговле . Вместе с реформой сельскохозяйственных земель и началом рабочего движения эти меры помогли ввести на рынках определенную степень конкуренции, которой ранее не существовало.

Однако вскоре дух и буква этих законов о реформе были забыты. В 1950-е годы государственное руководство промышленностью часто обходило положения закона. В то время как рыночные силы определяли ход подавляющего большинства предпринимательской деятельности, корректировки в распределении банковских кредитов и формировании картелей способствовали возрождению конгломератных группировок ( кэйрэцу ). Эти группы яростно конкурировали друг с другом за долю рынка как внутри, так и за пределами Японии, но доминировали в меньшей отрасли.

В отличие от дуализма довоенной эпохи, характеризующегося огромным разрывом между современными крупными предприятиями и более мелкими традиционными фирмами, послевоенная система является более постепенной. На большинстве рынков корпоративные отношения характеризовались взаимосвязанными механизмами производства и продаж между крупными и мелкими предприятиями. Среднестатистический японский руководитель бизнеса хорошо осведомлен о фирмах, которые возглавляют производство и продажи в каждой отрасли, и чувствителен к мельчайшим различиям в рангах среди множества корпораций.

Типы корпораций

[ редактировать ]

На вершине корпоративной системы находятся три основных типа корпоративных группировок. В первую входят корпоративные наследники Дзайбацу ( в том числе многие из тех же фирм). Вторая состоит из корпораций, сформировавшихся вокруг крупных коммерческих банков. Шесть крупнейших группировок страны относятся к этим двум категориям. Mitsui , Mitsubishi и Sumitomo — бывшие дзайбацу, тогда как другие группировки сформировались вокруг банковских гигантов Fuji-Sankei, Sanwa и Dai-ichi Kangyo . Третий тип корпоративных группировок сложился вокруг крупных промышленных производителей.

Отношения между членами первых двух типов групп гибкие, неформальные и сильно отличаются от структуры холдинговых компаний довоенных дней. Координация происходит на периодических собраниях президентов и главных исполнительных директоров корпораций. Целью этих встреч является обмен информацией и идеями, а не формальное командование групповыми операциями. Общие торговые фирмы, связанные с каждой группой, также могут использоваться для координации групповой финансовой, производственной и маркетинговой политики, хотя ни одно из этих отношений не является полностью исключительным. Практика перекрестного владения акциями группы еще больше укрепляет эти группы, и такие холдинги обычно составляют около 30 процентов от общего капитала группы. Корпорации-члены обычно, хотя и не исключительно, берут займы у банков группы.

Аналогичные отношения характерны для третьего типа корпоративных групп, созданных вокруг крупного промышленного производителя. Члены этой группы часто являются дочерними компаниями или филиалами материнской фирмы или являются постоянными субподрядчиками. Дочерние компании и корпорации-подрядчики обычно производят компоненты для материнской фирмы и из-за своего меньшего размера предоставляют материнской компании ряд преимуществ. Более крупная фирма может сконцентрироваться на окончательной сборке и процессах с высокой добавленной стоимостью, тогда как меньшая фирма может выполнять специализированные и трудоемкие задачи. Денежные выплаты субподрядчикам дополняются коммерческими векселями, срок погашения которых может быть отложен в случае возникновения необходимости. В конце 1980-х годов на субподрядные фирмы приходилось более 60 процентов из 6 миллионов малых и средних предприятий Японии (с числом сотрудников менее 300 человек).

Такая характеристика экономики как состоящей из четких иерархических корпоративных группировок является несколько упрощенной. В 1970-х и 1980-х годах ряд независимых фирм среднего размера, особенно в сфере услуг и розничной торговли, были заняты обслуживанием все более диверсифицированных и специализированных рынков. Не связанные с крупными конгломератами страны, эти корпорации соревновались друг с другом на высококонкурентном рынке. Банкротства среди таких компаний и более мелких фирм были гораздо более распространены, чем среди крупных предприятий. Малый бизнес был основным источником занятости для японцев (две трети японских рабочих на протяжении 1980-х годов работали в малых фирмах) и, таким образом, источником потребительского спроса; малый бизнес также участвует почти в половине бизнес-инвестиций.

Вопрос о том, кто контролировал корпоративную систему, сложен. Хотя теоретически корпорации принадлежат акционерам, доля индивидуальных акционеров падала на протяжении 1970-х и 1980-х годов и в 1990 году составляла менее 30 процентов. Оставшаяся часть приходится на финансовые корпорации. По отношению к капиталу почти все крупные корпорации имеют огромную задолженность – явление, известное как чрезмерное заимствование. Такая несбалансированная структура капитала является результатом легкой доступности кредита от основного банка группы и сети корпоративных отношений, что снижает необходимость обращения к рынкам капитала. Корпоративные собрания акционеров часто являются лишь показухой. Бандиты иногда терроризируют акционеров, требуя выплат за голосование за руководство или воздержание от разоблачения скандалов. Система аудита также недостаточно развита. До конца 1980-х годов лишь немногие компании привлекали внешних аудиторов, а практика бухгалтерского учета давала корпорациям возможность вводить в заблуждение как общественность, так и акционеров. В 1981 году в закон были внесены изменения, направленные на борьбу с подобными превышениями, на расширение полномочий аудиторов и на сокращение числа акционеров, работающих в менеджменте. Но в целом создается впечатление, что руководство предприятия держит в своих руках бразды корпоративного контроля, часто практически не подотчетно общественности. Корпоративная система поддерживает себя за счет сглаживания отношений с правительственной бюрократией, расширения льгот для рабочих и потребителей и все более активного участия в связях с общественностью и благотворительности.

См. также

[ редактировать ]
  • Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . - Япония
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a2d938d2b6d610e2eddbd924472f7a3__1701822060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/a3/2a2d938d2b6d610e2eddbd924472f7a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Private enterprise in Japan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)