Jump to content

Военно-морская история Японии

Военно -морская история Японии началась с ранних взаимодействий с государствами азиатского континента в III веке до нашей эры в период Яёй . Пика своей активности он достиг в 16 веке, во время культурного обмена с европейскими державами и обширной торговли с азиатским континентом. После более чем двух столетий добровольного уединения под властью сёгуната Токугава японские военно-морские технологии устарели по сравнению с западными военно-морскими силами. Страна была вынуждена отказаться от своих морских ограничений в результате американского вмешательства в рамках экспедиции Перри в 1854 году. Это и другие события привели к Реставрации Мэйдзи , периоду безумной модернизации и индустриализации, сопровождавшемуся восстановлением правления Императора и колониализма. с Японской империей . Япония стала первой промышленно развитой азиатской страной в 1868 году, а к 1920 году Императорский флот Японии был третьим по величине военно-морским флотом в мире и, возможно, самым современным на пороге Второй мировой войны .

Императорский флот Японии имел историю успехов, иногда против гораздо более могущественных противников, как, например, в китайско-японской войне 1894–1895 годов , русско-японской войне 1904–1905 годов и в первых морских сражениях во время Второй мировой войны . В 1945 году, ближе к концу конфликта, ВМС США были почти полностью уничтожены . Нынешний военно-морской флот Японии представляет собой подразделение Сил самообороны Японии (JSDF), называемое Морскими силами самообороны Японии (JMSDF). оценил JMSDF В 2015 году Credit Suisse как четвертую по мощи армию в мире. [1] страны Однако послевоенная конституция и общественное мнение по-прежнему отрицают какую-либо наступательную роль.

Предыстория

[ редактировать ]

Япония была связана с азиатским континентом по суше во время ледникового максимума последнего ледникового периода около 20 000 г. до н.э. [2] Это позволило передать флору и фауну, включая создание культуры Дзёмон . Сухопутные мосты исчезли в период Дзёмон около 10 000 г. до н.э. [2] Однако после этого периода Япония стала изолированной островной территорией, взаимодействие с континентом полностью зависело от спорадической военно-морской деятельности. Кратчайший морской путь на континент (помимо негостеприимного северного пути от Хоккайдо до Сахалина ) тогда включал два участка открытой воды шириной около 50 километров, между Корейским полуостровом и островом Цусима , а затем от Цусимы до крупного острова Кюсю .

Ранний исторический период

[ редактировать ]

Посольские визиты в Японию более поздних династий Северного Китая Вэй и Цзинь ( «Встречи с восточными варварами» , «Хроники Вэй») зафиксировали, что некоторые японцы утверждали, что являются потомками Тайбо из У , беженцами после падения государства У в V веке до нашей эры. . В исторических книгах есть записи о том, как У Тайбо отправил в Японию 4000 мужчин и 4000 женщин. [5]

Период Яёй

[ редактировать ]

Первые крупные военно-морские контакты произошли в период Яёй рисоводство и металлургия в III веке до нашей эры, когда с континента были завезены .

Вторжение Силла (新羅, Сираги по-японски), одного из трёх королевств Кореи , в 14 году нашей эры — самое раннее японское военное действие, зафиксированное в Самгук Саги . Согласно этой записи, Ва (протояпонская нация) послала сотню кораблей и возглавила вторжение в прибрежную зону Силлы, прежде чем была отброшена.

Период Ямато

[ редактировать ]

В период Ямато Япония имела интенсивное военно-морское взаимодействие с азиатским континентом, в основном сосредоточенное на дипломатии и торговле с Китаем, корейскими королевствами и другими континентальными государствами, самое позднее с начала периода Кофун в III веке. Согласно мифологическому описанию в « Кодзики» и «Нихон сёки» , императрица Дзингу вторглась в Корею в III веке и вернулась с победой через три года. Вопрос о том, действительно ли японское политическое образование управляло частью Кореи в древние времена, остается спорным, но для того периода времени считается маловероятным. [3]

Помимо экспедиции императрицы Дзингу, битвы при Хакусукиноэ (白村江), одно из самых ранних исторических событий в военно-морской истории Японии произошло в 663 году. Япония отправила 32 000 солдат и, возможно, до 1000 кораблей в Корею, чтобы поддержать приходящее в упадок Пэкче королевство . (百済国; современные записи предполагают, что Пэкче и Ямато, Япония, были союзниками и что их королевские/императорские семьи, возможно, были родственниками) против Силла и династии Тан Китая . Они потерпели поражение от объединенных сил Тан-Силла.

Народ Азуми — воинственное племя с севера Кюсю . [4] Они были чрезвычайно опытными мореплавателями. [5] Азуми рано установили контакты с двором Ямато и обеспечили морские торговые связи, а также повлияли на военный и дипломатический подход двора Ямато на море. [5] Таким образом, японское имперское правительство использовало их в качестве своих военно-морских сил с III по V века. [6] [7]

Средневековый период

[ редактировать ]
Морское сражение при Дан-но-Уре в 1185 году.

Морские сражения очень большого масштаба, происходившие между японскими кланами и в которых участвовало более 1000 боевых кораблей, зафиксированы с XII века. Решающим сражением войны Гэмпэй и одним из самых известных и важных морских сражений в досовременной японской истории стала битва при Дан-но-уре 1185 года , которая велась между флотами кланов Минамото и Тайра . Эти бои сначала состояли из перестрелок из лука на дальние дистанции, а затем сменились рукопашными боями на мечах и кинжалах. Корабли использовались в основном как плавучие платформы для тактики ближнего боя, в основном наземной.

Монгольские нашествия (1274–1281)

[ редактировать ]
Японские самураи садятся на монгольские корабли в 1281 году. Моко Шурай Экотоба , около 1293 года.

Первые крупные упоминания о действиях японского флота против других азиатских держав встречаются в отчетах о монгольском вторжении в Японию Хубилай -хана в 1281 году. У Японии не было флота, который мог бы серьезно бросить вызов монгольскому флоту, поэтому большая часть действий происходила на японской земле. . Сообщается, что группы самураев , перевозившиеся на небольших прибрежных лодках, взяли на абордаж, захватили и сожгли несколько кораблей монгольского флота.

Пиратство Вако (13–16 века)

[ редактировать ]

В течение следующих столетий пираты вако активно грабили побережье Китайской империи . Хотя термин вако переводится непосредственно как «японские пираты», японцы были далеко не единственными моряками, которые преследовали судоходство и порты в Китае и других частях Азии в этот период, и, таким образом, этот термин более точно включает и неяпонских пиратов. Первый зарегистрированный набег вако произошел летом 1223 года на южном побережье Корё . На пике активности вако примерно в конце 14 века флот из 300–500 кораблей, перевозивший несколько сотен всадников и несколько тысяч солдат, совершал набеги на побережье Китая. [6] . В течение следующих полувека, направляясь в основном с острова Ики и Цусимы , они охватили прибрежные районы южной половины Корё. Между 1376 и 1385 годами в Корее было зафиксировано не менее 174 случаев пиратских набегов. Однако, когда Чосон в Корее была основана династия вако нанесли огромный удар на одной из своих главных родин, Цусиме , во время вторжения Оэй . Пик активности вако пришелся на 1550-е годы, когда десятки тысяч пиратов совершали набеги на китайское побережье в ходе так называемых Цзяцзин вако набегов , но вако в то время были в основном китайцами. Пиратство вако по большей части прекратилось в 1580-х годах, когда его запретил Тоётоми Хидэёси .

Официальные торговые миссии, такие как Тенрюдзи-буне , также были отправлены в Китай около 1341 года.

Период Сэнгоку (15–16 века)

[ редактировать ]
XVI века Японский прибрежный военный корабль атакэбуне .
Флот сёгуната, около 1634 г.

Различные кланы даймё предприняли крупные усилия по строительству военно-морского флота в 16 веке, в период Сэнгоку , когда феодальные правители, боровшиеся за господство, построили огромные прибрежные флоты из нескольких сотен кораблей. Самые крупные из этих кораблей назывались Атакебуне . Примерно в то же время Япония, кажется, разработала один из первых броненосных военных кораблей в истории, когда Ода Нобунага , японский даймё , построил шесть покрытых железом О-атакэбуне («Великий Атакэбуне»), изготовленных в 1576 году. [7] . Эти корабли назывались тэккосэн ( 鉄甲船 ) , буквально «корабли с железной броней», и были вооружены множеством пушек и винтовок большого калибра, чтобы побеждать большие, но полностью деревянные корабли противника. С помощью этих кораблей Нобунага разгромил флот клана Мори в устье реки Кизу, недалеко от Осаки , в 1578 году и начал успешную морскую блокаду. Однако О -атакебуне считаются плавучими крепостями, а не настоящими военными кораблями, и использовались только в прибрежных боях.

Европейские контакты

[ редактировать ]
Корабли Наньбан, прибывающие для торговли в Японию. Живопись XVI века.

Первые европейцы прибыли в Японию в 1543 году на китайских джонках , а вскоре после этого в Японию начали прибывать португальские корабли. В это время уже существовал торговый обмен между Португалией и Гоа (примерно с 1515 г.), заключавшийся в отправке 3-4 караков из Лиссабона с серебром для закупки хлопка и специй в Индии. Из них только один карак отправился в Китай для покупки шелка, также в обмен на португальское серебро.Соответственно, груз первых португальских кораблей (обычно около 4 кораблей меньшего размера в год), прибывавших в Японию, почти целиком состоял из китайских товаров (шелк, фарфор). Японцы очень хотели приобрести такие товары, но император Китая запретил им любые контакты с ними в качестве наказания за набеги пиратов вако . Таким образом, португальцы (которых называли Нанбан , букв. Южные варвары) нашли возможность выступать посредниками в азиатской торговле.

Португальская каррака в Нагасаки , 17 век.

Со времени приобретения Макао в 1557 году и их официального признания китайцами в качестве торговых партнеров португальцы начали регулировать торговлю с Японией, продавая Японии тому, кто предложит самую высокую цену, ежегодное «капитанство» ( ito wappu ) Японии. эффект, предоставляющий эксклюзивные торговые права на одну караку , направляющуюся в Японию каждый год. Караки представляли собой очень большие корабли, обычно водоизмещением от 1000 до 1500 тонн, что примерно в два или три раза превышало размер большого галеона или джонки .

Эта торговля продолжалась с небольшими перерывами до 1638 года, когда она была запрещена на том основании, что священники и миссионеры, связанные с португальскими торговцами, считались представляющими угрозу власти сёгуната и стабильности страны.

Торговля Португалии постепенно подвергалась все большему и большему риску со стороны китайских контрабандистов, японских кораблей с красной печатью примерно с 1592 года (около десяти кораблей в год), испанских кораблей из Манилы примерно с 1600 года (около одного корабля в год), голландцев с 1609 года и английских кораблей. с 1613 г. (около одного корабля в год). Известно, что некоторые японцы также путешествовали за границу на иностранных кораблях, например, Кристофер и Космас , которые пересекли Тихий океан на испанском галеоне еще в 1587 году, а затем отплыли в Европу с Томасом Кавендишем .

Голландцев, которых вместо Нанбана называли Комо ( 紅毛 ) , букв. «Рыжие волосы» японцев впервые прибыли в Японию в 1600 году на борту « Лифде » . Их пилотом был Уильям Адамс , первый англичанин, достигший Японии. Паттани , двоих членов команды «Лифде» в чтобы отправил В 1605 году Токугава Иэясу пригласить голландскую торговлю в Японию. Глава голландского торгового поста в Паттани Виктор Спринкель отказался на том основании, что он слишком занят борьбой с португальской оппозицией в Юго-Восточной Азии. Однако в 1609 году голландец Жак Спекс прибыл с двумя кораблями в Хирадо и через Адамса получил торговые привилегии от Иэясу.

Голландцы также участвовали в пиратстве и морских боях, чтобы ослабить португальское и испанское судоходство в Тихом океане, и в конечном итоге стали единственными жителями Запада, которым был разрешен доступ в Японию. В течение двух столетий, начиная с 1638 года, они были ограничены островом Дедзима в Нагасаки гавани .

Вторжения в Корею и Рюкю

[ редактировать ]

В 1592 и 1598 годах Тоётоми Хидэёси организовал вторжение в Корею, используя около 9200 кораблей. [8] С началом Войны в 1592 году верховным главнокомандующим флотом Хидэёси был Куки Ёситака , флагманом которого был 33-метровый «Нихонмару» . В число подчиненных командиров входили Вакисака Ясухару и Като Ёсиаки . После опыта вторжения в Оэй и других операций против японских пиратов китайские и корейские военно-морские силы оказались более опытными, чем японские. Они повсюду полагались на большое количество небольших кораблей, экипажи которых пытались подняться на абордаж врага. Абордаж был основной тактикой почти всех военно-морских сил до современной эпохи, а японские самураи преуспели в ближнем бою. Японцы обычно использовали множество легких, быстрых абордажных кораблей под названием «Кобая» в строю, напоминавшем стремительный косяк рыб, следующих за головной лодкой. Преимущество этой тактики заключалось в том, что как только им удалось взять на абордаж один корабль, они могли прыгнуть на борт других вражеских кораблей поблизости, как лесной пожар.

Японские корабли того времени строились из деревянных досок и стальных гвоздей, которые через некоторое время эксплуатации ржавели в морской воде. Корабли были построены изогнутой пятиугольной формы из светлого дерева для достижения максимальной скорости при абордажной тактике, но это подрывало их способность быстро менять направление. Кроме того, они были в некоторой степени подвержены опрокидыванию во время неспокойного моря и морских штормов. Корпуса японских кораблей были недостаточно прочными, чтобы выдержать вес и отдачу пушек. Японские корабли редко имели пушки, а те, у которых они были, обычно подвешивали их к балкам с помощью веревок и ткани. Вместо этого японцы в значительной степени полагались на свои мушкеты и клинки.

Корейский флот эффективно атаковал японский транспортный флот и нанес ему значительный ущерб. Вон Гюн и Ли Сун Син в битве при Окпо уничтожили японский конвой, и их неудача позволила корейскому сопротивлению в провинции Чолла на юго-востоке Кореи продолжиться. Вакисаке Ясухару было приказано отправить флот численностью 1200 человек во время вторжения в Кейчо и уничтожить вторгшийся корейский флот под предводительством Вон Кюна во время контратаки в июле 1597 года ( битва при Чильчхолляне ). корейский адмирал Йи Ёкги и корейский Вон Гюн В этом бою погибли . Остров Хансан был оккупирован Японией, что укрепило японские владения на западном побережье Кореи. Чтобы предотвратить вторжение Японии в Китай через западное побережье Корейского полуострова, Китай направил военно-морские силы. [9]

В августе 1597 года японскому флоту было приказано занять Чоллу . [10] В битве при Мённяне флот Чосон нанес огромный урон японскому флоту. Японцы не смогли контратаковать даже после того, как войска Чосон совершили стратегический отход в северную часть провинции Чолла . Хотя японский флот совершил несколько незначительных вторжений вдоль юго-западного побережья провинции Чолла , включая захват Ганг-Ханга им в конечном итоге не удалось оккупировать провинцию Чолла , к концу войны . Остатки корейского флота во главе с Ли Сун Синем присоединились к китайскому флоту Мин под командованием сил Чэнь Линя и продолжали атаковать японские линии снабжения. К концу войны, когда оставшиеся японцы пытались уйти из Кореи, они были окружены корейскими и китайскими войсками. [11] Чтобы спасти своих товарищей, Симадзу Ёсихиро атаковал союзный флот. В битве при Норяне Симадзу победили китайского генерала Чэнь Линя , и японским войскам удалось покинуть Корейский полуостров. [12] [13] В результате этого боя И Сун Син был убит. [14]

Неспособность Японии получить контроль над морем и, как следствие, трудности с пополнением запасов войск на суше были одной из основных причин окончательного провала вторжения. После смерти Хидэеси, главного инициатора вторжения, японцы прекратили нападения на Корею.

Вторжение Рюкю

[ редактировать ]

В 1609 году Симадзу Тадацунэ , повелитель Сацумы , вторгся на южные острова Рюкю (современная Окинава ) с флотом из 13 джонок и 2500 самураев , тем самым установив сюзеренитет над островами. приказал Они столкнулись с небольшим сопротивлением со стороны рюкюанцев, у которых не было каких-либо значительных военных возможностей и которым король Сё Ней сдаться мирно, а не терпеть потерю драгоценных жизней. [15]

Океанская торговля (16–17 века)

[ редактировать ]
Точная копия первого галеона 1613 года японской постройки — Date Maru .

Япония построила свои первые большие океанские военные корабли в начале 17 века после контактов с западными странами в период торговли Наньбан .

Уильям Адамс

[ редактировать ]

В 1604 году Сёгун Токугава Иэясу приказал Уильяму Адамсу и его товарищам построить первый в Японии парусник западного типа в Ито , на восточном побережье полуострова Идзу . Судно водоизмещением 80 тонн было построено, и сёгун приказал построить в следующем году более крупный корабль водоизмещением 120 тонн (оба были немного меньше, чем « Лифде» , корабль, на котором Уильям Адамс прибыл в Японию, водоизмещение которого составляло 150 тонн). По словам Адамса, Иэясу «подошел на борт, чтобы увидеть это, и вид этого доставил ему огромное удовольствие». Корабль, названный «Сан Буэна Вентура» , был отдан в аренду потерпевшим кораблекрушение испанским морякам для их возвращения в Мексику в 1610 году.

Хасекура Цуненага

[ редактировать ]

В 1613 году даймё Сэндая сёгунатом по согласованию с Токугава построил « Датэ Мару» , 500-тонный корабль типа галеон , который перевозил японское посольство в Америку, а затем следовал в Европу.

Корабли Красной печати

[ редактировать ]
Военный корабль Ямады Нагамасы (1590–1630), купца и солдата, путешествовавшего в Аюттхая (Таиланд).

около 350 кораблей с красной печатью С 1604 года сёгунат разрешил использовать в Юго-Восточной Азии , обычно вооруженных и использующих некоторые западные технологии, в основном для торговли . Японские корабли и самураи помогали в защите Малакки на стороне португальцев против голландского адмирала Корнелиса Мателифа в 1606 году. Несколько вооруженных кораблей японского авантюриста Ямады Нагамасы сыграют военную роль в войнах и придворной политике Сиама . Уильям Адамс, участвовавший в торговле кораблями «Красная печать», сказал, что «жители этой страны (Японии) — очень отважные моряки» .

Планируемое вторжение на Филиппины

[ редактировать ]

Сёгунат Токугава в течение некоторого времени планировал вторгнуться на Филиппины , чтобы искоренить испанский экспансионизм в Азии и его поддержку христиан в Японии. В ноябре 1637 года оно уведомило о своих намерениях Николаса Кукебакера, главу Голландской Ост-Индской компании в Японии. К экспедиции было подготовлено около 10 000 самураев, а голландцы согласились предоставить четыре боевых корабля и две яхты для поддержки японских кораблей против испанских галеонов. Эти планы были отменены в последнюю минуту с началом христианского восстания Симабара в Японии в декабре 1637 года. [16] [17]

Уединение (1640–1840)

[ редактировать ]
Японская джонка, около 1854 года.

Сотрудничество голландцев по этим и другим вопросам поможет гарантировать, что они будут единственными жителями Запада, которым разрешено находиться в Японии в течение следующих двух столетий.После этих событий сёгунат ввёл систему морских ограничений (海禁, кайкин ), которая запрещала контакты с иностранцами за пределами отведенных каналов и территорий, запрещала христианство , а также запрещала строительство океанских кораблей под страхом смерти. Размер кораблей был ограничен законом, и были реализованы проектные требования, ограничивающие мореходные качества (например, наличие зияющей дыры в кормовой части корпуса). Морякам, застрявшим в зарубежных странах, под страхом смерти было запрещено возвращаться в Японию.

Крошечная голландская делегация в Дэдзиме, Нагасаки, была единственным разрешенным контактом с Западом, благодаря которому японцы частично получали информацию о западных научных и технологических достижениях, создавая совокупность знаний, известную как Рангаку . Обширные контакты с Кореей и Китаем поддерживались через владения Цусима , королевство Рюкю под властью Сацумы и торговые посты в Нагасаки. Домен Мацумаэ на Хоккайдо поддерживал контакты с коренными народами айнов и с императорской Россией .

Многие отдельные попытки положить конец изоляции Японии были предприняты расширяющимися западными державами в 19 веке. Американские, российские и французские корабли пытались вступить в отношения с Японией, но получили отказ.

Эти по большей части безуспешные попытки продолжались до тех пор, пока 8 июля 1853 года коммодор Мэтью Перри ВМС США с четырьмя военными кораблями : «Миссисипи» , «Плимут» , Саратога и Саскуэханна вошли в залив Эдо (Токио) и продемонстрировали угрожающую мощь Пайшана орудий своих кораблей . Он потребовал, чтобы Япония открылась для торговли с Западом. Эти корабли стали известны как курофунэ , или Черные корабли .

Не прошло и месяца после Перри, как 12 августа 1853 года в Нагасаки прибыл русский адмирал Евфимий Путятин. демонстрацию паровой машины Он произвел на своем корабле « Паллада» , что привело к первому в Японии изготовлению паровой машины, созданной Танака Хисасигэ .

В следующем году Перри вернулся с семью кораблями и заставил сёгуна подписать «Договор о мире и дружбе», устанавливающий официальные дипломатические отношения между Японией и Соединенными Штатами, известные как Канагавская конвенция (31 марта 1854 г.). В течение пяти лет Япония подписала аналогичные договоры с другими западными странами. Договор Харриса был подписан с Соединенными Штатами 29 июля 1858 года. Эти договоры широко рассматривались японскими интеллектуалами как неравные, поскольку они были навязаны Японии посредством дипломатии канонерок и как знак желания Запада включить Японию в империализм , который захватили континент. Среди других мер они предоставили западным странам недвусмысленный контроль над тарифами на импорт и право экстерриториальности для всех посещающих их граждан. Они оставались камнем преткновения в отношениях Японии с Западом вплоть до начала 20-го века.

Модернизация: период Бакумацу (1853–1868 гг.)

[ редактировать ]
Котэцу . был первым броненосным военным кораблем Японии (1865 г.)

Изучение западных технологий судостроения возобновилось в 1840-х годах. Этот процесс усиливался вместе с усилением активности западного судоходства вдоль побережий Японии, обусловленным торговлей с Китаем и развитием китобойного промысла .

С 1852 года правительство сёгуна ( позднего сёгуната Токугава или «Бакумацу») было предупреждено Нидерландами о планах коммодора Перри . Через три месяца после первого визита Перри в 1853 году бакуфу отменил закон, запрещающий строительство больших кораблей (大船建造禁止令), и начал организовывать строительство флота парусных военных кораблей западного типа, таких как « Хо Мару» , « Сёхей» Мару или Асахи Мару обычно просят каждое феодальное владение построить свои собственные современные корабли. Эти корабли были построены с использованием голландских руководств по мореплаванию и ноу-хау нескольких репатриантов с Запада, таких как Накахама Манджиро . Также с помощью Накахамы Манджиро в 1855 году феодальное владение Сацума построило первый в Японии пароход «Ункомару» (雲行丸). [18] Бакуфу также построили оборонительные береговые укрепления, например, на Одайбе .

Рождение современного военно-морского флота

[ редактировать ]
Морское сражение при Хакодате (1869 г.) между Токугавой и проимперскими силами.

Как только Япония согласилась открыться иностранному влиянию, Токугава правительство сёгуна начало активную политику ассимиляции западных военно-морских технологий. В 1855 году с помощью Голландии сёгунат приобрел свой первый паровой военный корабль « Канко Мару» , который использовался для обучения, и основал в Нагасаки Военно-морской учебный центр . В 1857 году она приобрела свой первый паровой военный корабль с винтовым приводом — «Канрин Мару» .

В 1860 году « Канрин Мару» был отправлен в Соединенные Штаты группой японцев при содействии одного офицера ВМС США Джона М. Брука , чтобы доставить первое японское посольство в Соединенные Штаты.

Студентов-военно-морских сил отправили за границу для изучения западных военно-морских технологий. Первоначально бакуфу планировали заказать корабли и отправить студентов в Соединенные Штаты, но Гражданская война в США привела к отмене этих планов. Вместо этого в 1862 году Бакуфу разместил заказы на военные корабли в Нидерландах и решил отправить туда 15 стажеров. Студенты во главе с Учидой Цунеджиро (内田恒次郎) покинули Нагасаки 11 сентября 1862 года и прибыли в Роттердам 18 апреля 1863 года, где прожили три года. В их число входили такие фигуры, как будущий адмирал Эномото Такеаки , Сава Таросаэмон (沢太郎左衛門), Акамацу Нориёси (赤松則良), Тагучи Сюнпей (田口俊平), Цуда Синъитиро (津田真一郎) и философ Ниси Амане . Это положило начало традиции будущих лидеров, получивших образование за границей, таких как адмиралы Того , а позже и Ямамото .

В 1863 году Япония завершила строительство своего первого парового военного корабля отечественной постройки « Чиёдагата» — 140-тонной канонерской лодки , принятой на вооружение ВМФ Токугава (первым японским пароходом был «Ункоумару» — 雲行丸 — построенный феодальным владением Сацума в 1855 году). Корабль был изготовлен будущим промышленным гигантом Исикавадзима , что положило начало усилиям Японии по приобретению и полному развитию судостроительных мощностей.

После унижений со стороны иностранных военно-морских сил во время бомбардировки Кагосимы в 1863 году и битвы при Симоносеки в 1864 году сёгунат активизировал усилия по модернизации, все больше и больше полагаясь на помощь Франции и Великобритании. В 1865 году французский морской инженер Леонс Верни был нанят для строительства первых современных военно-морских арсеналов Японии в Йокосуке и Нагасаки . Было импортировано больше кораблей, таких как « Джо Шо Мару» , « Хо Шо Мару» и « Кагосима» , построенных по заказу Томаса Блейка Гловера и построенных в Абердине .

К концу сёгуната Токугава в 1867 году японский флот уже располагал восемью паровыми военными кораблями западного типа вокруг флагманского корабля «Кайё Мару» , которые использовались против проимперских сил во время войны Босин под командованием адмирала Эномото . Кульминацией конфликта стало морское сражение при Хакодатэ в 1869 году, первое крупномасштабное современное морское сражение Японии.

В 1869 году Япония приобрела свой первый океанский броненосный корабль « Котэцу» , заказанный бакуфу, но полученный новым имперским правительством, всего через десять лет после того, как такие корабли были впервые представлены на Западе со спуском на воду французского корабля « Ла Глуар» .

Реставрация Мэйдзи (1868 г.): создание Императорского флота Японии.

[ редактировать ]
Построенный британцами корабль «Рюдзё» был флагманом Императорского флота Японии до 1881 года.

Императорский флот Японии (IJN) ( яп . 大日本帝国海軍 ) — военно-морской флот Японии с 1868 по 1945 год, когда он был распущен Японии после поражения и капитуляции во Второй мировой войне .

С 1868 года восстановленный император Мэйдзи продолжил реформы по индустриализации и милитаризации Японии, чтобы предотвратить ее подавление Соединенными Штатами и европейскими державами. Императорский флот Японии был официально создан в 1869 году. Новое правительство разработало очень амбициозный план по созданию военно-морского флота из 200 кораблей, организованных в 10 флотов, но от этого плана отказались в течение года из-за нехватки ресурсов. Внутри страны внутренние восстания, и особенно восстание Сацума (1877 г.), вынудили правительство сосредоточиться на наземной войне. Военно-морская политика, выраженная лозунгом Сюсэй Кокубо ( 守勢国防 , «Статическая оборона»), была сосредоточена на береговой обороне, постоянной армии и прибрежном флоте, что привело к созданию военной организации под руководством Рикусю Кайдзю (Jp:陸主海従, армия прежде всего , ВМФ второй) принцип.

В 1870-х и 1880-х годах японский флот оставался по существу силами береговой обороны, хотя правительство Мэйдзи продолжало его модернизировать. В 1870 году императорский указ определил, что Королевский флот должен быть образцом для развития, а вторая британская военно-морская миссия в Японии, Миссия Дугласа (1873–79), возглавляемая Арчибальдом Люциусом Дугласом, заложила основы подготовки и образования военно-морских офицеров. (См. Ян Гоу, «Миссия Дугласа (1873–1879 гг.) и военно-морское образование Мэйдзи» в издании Дж. Э. Хоара, Великобритания и Япония: Биографические портреты, Том III , Японская библиотека, 1999 г.) Того Хейхачиро проходил подготовку в Королевском флоте.

В 1880-е годы Франция лидировала по влиянию благодаря своей доктрине «Jeune École», отдававшей предпочтение небольшим, быстрым военным кораблям, особенно крейсерам и торпедным катерам , по сравнению с более крупными подразделениями. В 1882 году правительство Мэйдзи издало закон о первом расширении военно-морского флота, требующий строительства 48 военных кораблей, из которых 22 должны были быть торпедными катерами. Военно-морские успехи французского флота против Китая в китайско-французской войне 1883–1885 годов, казалось, подтвердили потенциал торпедных катеров - подход, который также был привлекателен с учетом ограниченных ресурсов Японии. В 1885 году новым лозунгом ВМФ стал Кайкоку Ниппон ( 海国日本 , «Морская Япония»).

В 1886 году ведущий инженер французского военно-морского флота Эмиль Бертен был нанят на четыре года для усиления японского флота и руководства строительством арсеналов Куре и Сасебо . Он разработал класс «Санкэйкан» , состоящий из трех крейсеров, названных в честь «Трех видов Японии» , оснащенных единственной, но мощной основной пушкой — 12,6-дюймовой пушкой Кане.

Этот период также позволил Японии принять на вооружение новые технологии, такие как торпеды, торпедные катера и мины, которые активно продвигались французским флотом (Хау, стр. 281). Япония приобрела свои первые торпеды в 1884 году и основала «Центр подготовки торпед» в Йокосуке в 1886 году.

Китайско-японская война

[ редактировать ]

Япония продолжала модернизацию своего военно-морского флота, тем более что Китай также строил мощный современный флот с иностранной, особенно немецкой, помощью, и между двумя странами росло давление с целью взять под свой контроль Корею. Китайско -японская война была официально объявлена ​​1 августа 1894 года, хотя некоторые морские сражения уже имели место.

Японский флот опустошил северный флот Цин в устье реки Ялу в битве на реке Ялу 17 сентября 1894 года, в которой китайский флот потерял 8 из 12 боевых кораблей. Хотя Япония одержала победу, два крупных линкора китайского военно-морского флота немецкого производства оставались почти неуязвимыми для японских орудий, что подчеркивало необходимость в более крупных крупных кораблях в составе японского флота (« Тин Юань» в конце концов был потоплен торпедами, а « Чэнь-Юань» был захвачен с небольшими повреждениями). Таким образом, следующий шаг расширения Императорского флота Японии будет включать сочетание хорошо вооруженных крупных военных кораблей с меньшими и инновационными наступательными подразделениями, допускающими агрессивную тактику.

Императорский флот Японии продолжил интервенцию в Китай в 1900 году, участвуя вместе с западными державами в подавлении китайского боксерского восстания . Военно-морской флот поставил наибольшее количество боевых кораблей (18 из 50 боевых кораблей) и доставил самый большой контингент войск армии и флота среди участвующих стран (20 840 солдат из 54 000).

Русско-японская война

[ редактировать ]
Линкор «Микаса» был флагманом адмирала Того Хэйхачиро . Сейчас это корабль-музей в Йокосуке .
Отправление Объединенного флота Японии в Цусимское сражение .

После Первой китайско-японской войны и унижения, вызванного насильственным возвращением полуострова Ляодун Китаю под давлением России (« Тройное вмешательство »), Япония начала наращивать свою военную мощь, готовясь к дальнейшим конфронтациям.Япония обнародовала десятилетнюю программу наращивания военно-морского флота под лозунгом «Настойчивость и решительность» (яп.:臥薪嘗胆, Гасинсётан), в рамках которой она ввела в строй 109 военных кораблей общим водоизмещением 200 000 тонн и увеличила личный состав ВМФ с 15 100 до 40 800.

Кульминацией этих настроений стала Русско-японская война (1904–1905). Японский линкор «Микаса» был флагманом адмирала Того Хэйхачиро . В Цусимском сражении «Микаса» повел объединенный японский флот в то, что было названо «самым решающим морским сражением в истории». [8] Русский флот был почти полностью уничтожен: из 38 русских кораблей 21 был потоплен, 7 взят в плен, 6 разоружен, погибло 4545 русских военнослужащих и взято в плен 6106 человек. С другой стороны, японцы потеряли всего 117 человек и 3 торпедных катера.

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Японский линкор «Ямато» на испытаниях в 1941 году.
Хосё специально спроектированный авианосец (1922 г.) , первый в мире
A6M3 Zero Model 22 , пилотируемый японским асом Хироёси Нисидзавой над Соломоновыми островами, 1943 год.

За годы до Второй мировой войны IJN начал структурироваться специально для борьбы с Соединенными Штатами. Длительная милитаристская экспансия и начало Второй китайско-японской войны в 1937 году оттолкнули Соединенные Штаты, и страна стала рассматриваться как соперник Японии.

Для реализации экспансионистской политики Японии Императорскому флоту Японии также пришлось отбиваться от крупнейших военно-морских сил мира ( Вашингтонский военно-морской договор 1922 года предусматривал соотношение 5/5/3 для военно-морских сил Великобритании, США и Японии). Таким образом, она уступала численно, а ее промышленная база для расширения была ограничена (особенно по сравнению с Соединенными Штатами). Поэтому ее боевая тактика, как правило, основывалась на техническом превосходстве (меньшее количество, но более быстрые и мощные корабли) и агрессивной тактике (смелые и быстрые атаки, подавляющие врага, что является рецептом успеха в ее предыдущих конфликтах). Морские договоры также непреднамеренно поддержали Японию, поскольку количественные ограничения на линкоры побудили ее построить больше авианосцев, чтобы попытаться компенсировать больший флот линкоров Соединенных Штатов. [ нужна ссылка ] .

Императорский флот Японии находился в ведении Министерства военно-морского флота Японии и контролировался начальником Генерального штаба Императорского флота Японии в Генеральном штабе Императора. Чтобы бороться с численно превосходящим американским флотом, IJN выделил большие ресурсы на создание сил, превосходящих по качеству любой флот того времени. Следовательно, в начале Второй мировой войны Япония, вероятно, имела самый совершенный военно-морской флот в мире. [9] Делая ставку на быстрый успех агрессивной тактики, Япония не вкладывала значительные средства в оборонительную организацию, такую ​​как защита своих длинных морских линий от подводных лодок противника, чего ей так и не удалось сделать, особенно в недостаточное инвестирование в противолодочные корабли сопровождения и авианосцы сопровождения .

Японский флот добился впечатляющего успеха в первой части боевых действий, но американским войскам в конечном итоге удалось одержать верх за счет расшифровки японских военно-морских кодов , использования вышеупомянутого пренебрежения японцами защитой флота, технологической модернизации своих военно-воздушных и военно-морских сил, превосходства японских военно-морских сил. управление персоналом, такое как регулярное переназначение опытных боевых пилотов для обеспечения опытной подготовки новых рекрутов, а также значительно более мощное промышленное производство. Нежелание Японии использовать свой подводный флот для торговых набегов и неспособность обеспечить безопасность своих коммуникаций также усугубили ее поражение. На последнем этапе войны Императорский флот Японии прибег к ряду отчаянных мер, включая действия камикадзе (самоубийства), которые в конечном итоге не только оказались бесполезными в отражении союзников, но и побудили этих врагов использовать свои недавно разработанные атомные бомбы для поражения. Япония без ожидаемых дорогостоящих сражений со столь фанатичной защитой.

Морские силы самообороны

[ редактировать ]
Японские моряки рядом с Морских сил самообороны Японии учебным судном JDS Kashima (JMSDF) в Перл-Харборе .

После капитуляции Японии перед союзными войсками по окончании Второй мировой войны и последующей союзной оккупации вся имперская армия Японии была распущена согласно конституции 1947 года . В конституции говорится: «Японский народ навсегда отказывается от войны как суверенного права нации и от угрозы силой или ее применения как средства разрешения международных споров». У Японии были только силы национальной безопасности, и она полностью зависела от защиты США. Однако к 1954 году Закон о силах самообороны (Закон № 165 от 1954 года) реорганизовал Силы национальной безопасности в Сухопутные силы самообороны Японии (GSDF), а Береговые силы безопасности были реорганизованы в Морские силы самообороны Японии ( JMSDF), де-факто ВМС Японии . [19] [20] Японские силы воздушной самообороны (JASDF) были созданы как новое подразделение JSDF. Генерал Кейзо Хаяси был назначен первым председателем Совета Объединенного штаба — профессиональным главой трех подразделений. [21] Его наступательные возможности по-прежнему ограничены конституцией страны.

Послевоенное японское экономическое чудо позволило Японии вернуть себе великую мощь и статус ведущей морской державы . [22] [23] [24] К 1992 году Морские силы самообороны (MSDF) имели утвержденную численность в 46 000 человек, насчитывали около 44 400 человек личного состава и имели в своем составе 155 основных боевых единиц, в том числе тринадцать подводных лодок, шестьдесят четыре эсминца и фрегата, сорок три корабля и катера противоминной обороны, одиннадцать патрульный корабль и шесть десантных кораблей. Он также использовал около 205 самолетов и 134 вертолета. Большая часть этих самолетов использовалась в противолодочной и минной борьбе. К 2015 году JSDF оценил Credit Suisse как четвертую по мощи армию в мире. [1]

См. также

[ редактировать ]
  • Боксер, ЧР (1993) «Христианский век в Японии 1549–1650», ISBN   1-85754-035-2
  • Делорм, Пьер, Великие исторические битвы, Порт-Артур, 1904 г. , Socomer Editions (на французском языке)
  • Тупой, Пол С. (1978) История сражений Императорского флота Японии ISBN   0-85059-295-X
  • Эванс, Дэвид К. и Питти , Марк Р. (1997) Кайгун: стратегия, тактика и технологии в Императорском флоте Японии, 1887–1941 гг. , Издательство военно-морского института, Аннаполис, Мэриленд ISBN   0-87021-192-7
  • Гардинер, Роберт (редактор) (2001) Пар, сталь и снарядный огонь, Паровой военный корабль 1815–1905 , ISBN   0-7858-1413-2
  • Хоу, Кристофер (1996) Истоки японского торгового превосходства, развития и технологий в Азии с 1540 года до войны на Тихом океане , The University of Chicago Press ISBN   0-226-35485-7
  • Ирландия, Бернард (1996) Линкоры Джейн 20-го века ISBN   0-00-470997-7
  • Лион, ди-джей (1976) Военные корабли Второй мировой войны , Excalibur Books ISBN   0-85613-220-9
  • Нагадзуми, Корабли Красной Тюлени Ёко , ISBN   4-642-06659-4 (японский)
  • Храм Того и Ассоциация Того (Святилище Того и Ассоциация Того), Того Хэйхатиро в изображениях , иллюстрированный военно-морской флот Мэйдзи (японский)
  • Японские подводные лодки , издательство Jinbutsu (Shinjin Tokisha) (яп.)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б О'Салливан, Майкл; Субраманиан, Критика (17 октября 2015 г.). Конец глобализации или более многополярный мир? (Отчет). Кредит Свисс АГ. Архивировано из оригинала 15 февраля 2018 г. Проверено 14 июля 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Аллен; Нобель, Дэвид С. (1993). Япония: Иллюстрированная энциклопедия . Коданша. п. 1186. ИСБН  406205938X .
  3. ^ Джоанна Рурарц (2014). История Кореи (на польском языке). Академическое издательство «Диалог». стр. 89. ISBN  9788363778866 .
  4. ^ Андриенко Л. (15 марта 2011 г.). «Бассейн Азуми в Японии и ее древние жители» . Веб-архив . Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 г. Проверено 18 мая 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б Рамбелли, Ф (2018). Море и священное в Японии . Камден: Академическое издательство Блумсбери. стр. предисловие. ISBN  978-1350062870 .
  6. ^ Грапард, Аллан Г. (1993). Протокол богов: исследование культа Касуга в истории Японии . Издательство Калифорнийского университета. п. 32. ISBN  9780520910362 . Проверено 25 мая 2020 г.
  7. ^ Палмер, Э. (2015). Харима Фудоки: Записи древней Японии, переосмысленные, переведенные и снабженные комментариями . Лейден: Брилл. п. 144. ИСБН  978-9004269378 .
  8. ^ Университет Нагои Военно-морская организация в корейской экспедиции режима Тоётоми
  9. ^ История Мин (биография 28-й зарубежной страны - Корея) Том 208 Корея [1] Архивировано 26 июня 2012 г. в Wayback Machine [2] Архивировано 26 июня 2012 г. в Wayback Machine "万榚 Двадцать пять Июль года (1597 г.) «В июле японцы захватили Яншань и Самлан, затем вошли в Кёнджу и вторглись в Сяньшань. Ночью атаковали остров Гуншань, взяли под контроль Юаньцзюнь и потеряли ключевой пункт Сяньшань. Остров Хансан расположен на западе морского порта Кореи, перегораживая Намвон справа, и является Чолла Вайфан. Если правила будут утеряны, берег окажется неподготовленным, и к нему смогут плыть и Тяньцзинь, и Дэнлай. А я с тремя тысячами матросов только что прибыл в Порт-Артур.
  10. ^ [3] Архивировано 15 апреля 2012 г. в Лаборатории японской истории Wayback Machine , факультет литературы, Университет Кобе.
  11. ^ «Сэй-кан-року» (Публичный отчет клана Симадзу, который Симадзу Хиромичи (Хисамичи Симадзу) написал в 1671 году) Том 6 (Том 6) «Пришло время, и пришло время всем японским солдатам отомстить Сразу же корейские генералы И Цзян и Шэнь Ли с помощью вице-генералов Чэнь Силка, Го Цзирёна, партизанских генералов Мункана, Ли Цзиня и Чан Ляна командовали 5000 армейскими солдатами и 3000 матросами. Всего у него было более 13 000 солдат расположились лагерем в Хайкоу Гугеуме в Чолла-до и погрузились на несколько сотен линкоров, ожидая большого успеха в битве.
  12. ^ История Мин (Биография 28-й зарубежной страны - Корея) Том 208 Корея [4] Архивировано 26 июня 2012 г. в Wayback Machine «Симадзу (Симадзу), капитан Кониси Юкинага, Чен Линь (Чен Линь) приглашает вас победить ему"
  13. ^ "Сэй-кан-року" Том 6 "Пока солдаты кланов Тотатибана, Терасава, Со и Такахаси сражались друг с другом, члены пяти семей сражались друг против друга. Он сбегает из замка, путешествует. вокруг открытого моря Южного моря и удаляется.
  14. ^ Навер Битва при Норианге - Душан EnCyber
  15. ^ Керр, Джордж Х. (2000). Окинава: история островного народа. (переработанное издание) Бостон: Tuttle Publishing.
  16. ^ Тернбулл, Стивен Р. (1996). Самурай: военная история . Рутледж. п. 260. ИСБН  1-873410-38-7 .
  17. ^ Мердок, Джеймс (2004). История Японии . Рутледж. п. 648. ИСБН  0-415-15416-2 .
  18. ^ Технология Эдо ISBN   4-410-13886-3 , стр. 37.
  19. ^ Такей, Томохиса (2008). «Морские силы самообороны Японии в новую морскую эпоху» (PDF) . Хато . 34 : 3. Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2018 года.
  20. ^ Такей, Томохиса (2008). Морские силы самообороны в новую морскую эпоху [Морские силы самообороны Японии в новую морскую эпоху] (PDF) . 波波 (на японском языке. Редакционный комитет Wave: 5. Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2018 г.).
  21. ^ «Силы самообороны Японии | Защита Японии» . Defendingjapan.wordpress.com . Проверено 3 августа 2014 г.
  22. ^ «Семь великих держав» . Американский интерес . Проверено 1 июля 2015 г.
  23. ^ ТВ Павел; Джеймс Дж. Виртц; Мишель Фортманн (2005). «Великая+сила»&pg=PA59 Баланс сил . Соединенные Штаты Америки: State University of New York Press, 2005. стр. 59, 282. ISBN.  0-7914-6401-6 . Соответственно, великими державами после холодной войны являются Великобритания, Китай, Франция, Германия, Япония, Россия и США с.59
  24. ^ Барон, Джошуа (22 января 2014 г.). Мир великих держав и американское превосходство: истоки и будущее нового международного порядка . США: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1-137-29948-2 .
  1. Видеозапись китайско-японской войны: Видео (внешняя ссылка). Архивировано 26 августа 2016 г. в Wayback Machine .
  2. ^ : Вэй Лю: «Японцы называют себя в честь Тайбо». / Цзинь Шу: «Они называют себя в честь Тайбо, а также говорят, что все посланники в Китай в древние времена называли себя врачами». : "Сегодня в Японии говорят, что после того, как Тай Бо был убит, Гай был убит, а его подчиненные ушли в море и стали японцами".
  3. ^ Нагадзуми Корабли Красной Тюлени , стр. 21
  4. ^ ПЕРВЫЕ БРОНКЛОНЫ На японском языке: [10] , [11] . Также на английском языке: [12] Архивировано 17 ноября 2019 г. в Wayback Machine : «Однако железные корабли не были чем-то новым для Японии и Хидэёси; на самом деле у Оды Нобунаги в его флоте было много железных кораблей». (имеется в виду предшество японских броненосцев (1578 г.) корейским кораблям-черепахам (1592 г.)). В западных источниках японские броненосцы описаны в книге CR Boxer «Христианский век в Японии 1549-1650», стр. 122, где цитируется отчет итальянского иезуита Органтино, посетившего Японию в 1578 году. Броненосный флот Нобунаги также описан в «Истории Японии», 1334-1615», Жорж Самсон, стр. 309. ISBN   0-8047-0525-9 . Корейские «железные корабли-черепахи» были изобретены адмиралом Ли Сун Синем (1545–1598) и впервые задокументированы в 1592 году. Между прочим, корейские железные пластины закрывали только крышу (во избежание вторжения), а не борта кораблей. Первые западные броненосцы датируются 1859 годом: это французский Gloire («Пар, сталь и артиллерийский огонь»).
  5. ^ Морские операции Корбетта в русско-японской войне , 2:333
  6. ^ Хоу, стр. 286
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c18dee4751d766c6871ace25ad2e611d__1707497400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/1d/c18dee4751d766c6871ace25ad2e611d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Naval history of Japan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)