Каррак
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Каррак каталонский ( португальский : nau ; испанский : nao ; , которое было : carraca ; хорватский : karaka ) — трех- или четырехмачтовое океанское парусное судно разработано в 14-15 веках в Европе, особенно в Португалии и Испании. . Развившись из одномачтового винтика , каракка сначала использовалась для европейской торговли от Средиземноморья до Балтики и быстро нашла применение в недавно обретенных богатствах торговли между Европой и Африкой, а затем и в трансатлантической торговле с Америкой. В своих наиболее совершенных формах они использовались португальцами для торговли между Европой и Азией, начиная с конца 15 века, а затем в конце 16 и начале 17 веков их постепенно вытеснили галеоны .
В своей наиболее развитой форме каракка представляла собой построенный из резных пород океанский корабль: достаточно большой, чтобы оставаться устойчивым в сильном волнении, и достаточно вместительный, чтобы перевозить большой груз и провиант, необходимый для очень дальних путешествий. Более поздние караки имели прямоугольное вооружение на фок-мачте и грот-мачте, а также вооружение латеральное на бизань -мачте . Они имели высокую закругленную корму с кормовым замком , полубаком и бушпритом на форштевне. Как предшественник галеона , каракка была одной из самых влиятельных конструкций кораблей в истории; хотя в последующие столетия корабли стали более специализированными, базовая конструкция оставалась неизменной на протяжении всего этого периода. [1]
Имя
[ редактировать ]Английский каррак был заимствован в конце 14 века через старофранцузский карак , от carraca , термина, обозначающего большое парусное судно с квадратным вооружением, используемого в испанском, итальянском и среднелатинском языках.
Эти корабли назывались каррака на португальском и генуэзском языках , каррака на испанском языке , караке или неф на французском языке и краак на голландском языке .
Происхождение термина каррака неясно, возможно, от арабского qaraqir «торговое судно», само по себе неизвестного происхождения (возможно, от латинского carricare «загружать машину» или греческого καρκαρίς «груз леса») или арабского القُرْقُورُ ( аль-куркур ) и оттуда к греческому κέρκουρος ( kerkouros ), означающему примерно «легче» (баржа), буквально «обстриженный хвост», возможная ссылка на плоскую корму корабля). Его свидетельство в греческой литературе разделено на две тесно связанные доли. Первая доля или область распространения связывает его с некоторыми легкими и быстрыми торговыми судами, встречающимися вблизи Кипра и Корфу . Второе — обширное свидетельство в корпусе Oxyrhynchus , где, по-видимому, чаще всего описываются нильские баржи Птолемеев фараонов . Оба этих употребления могут вести обратно через финикийский язык к аккадскому калакку , которое обозначает тип речной баржи. Предполагается, что аккадский термин произошел от шумерского предшественника. [2] Современный рефлекс этого слова встречается в арабском и турецком языках kelek «плот; речное судно». [3]
Происхождение
[ редактировать ]К позднему средневековью винтообразные рулем и винтообразные суда с квадратным вооружением, оснащенные на корме , получили широкое распространение вдоль побережий Европы, от Средиземного моря до Балтийского моря. В условиях Средиземноморья там широко использовались суда галерного типа, а также различные двухмачтовые суда, в том числе каравеллы с латиновыми парусами. Эти и подобные им типы кораблей были знакомы португальским мореплавателям и корабелам. По мере того, как португальцы в XV веке постепенно расширяли свою торговлю дальше на юг вдоль атлантического побережья Африки, им требовались более крупные, прочные и совершенные парусные корабли для своих длительных океанских путешествий. Постепенно они разработали свои собственные модели океанских караков, объединив и модифицировав аспекты известных им типов кораблей, действующих как в Атлантике, так и в Средиземноморье, обобщив их использование в конце века для межокеанских путешествий в более продвинутой форме. парусного вооружения, которое позволило значительно улучшить ходовые качества при сильном ветре и волнах Атлантического океана, а также форму и размер корпуса, позволяющие перевозить более крупные грузы. Помимо среднетоннажных наусов, в царствование Иоанна II Португалии , но получили широкое распространение только на рубеже веков. Португальские караки обычно представляли собой очень крупные для своего времени корабли, часто водоизмещением более 1000 тонн . [4] и будущие перспективы развития Индии и торговли с Китаем и Японией, а также другие новые типы дизайна.
Типичная трехмачтовая карака, такая как « Сан-Габриэль», имела шесть парусов: бушприт, фок, грот, бизань и два марселя.
В Республике Рагуза своего рода трех- или четырехмачтовая карака под названием Дубровачка карака между 14 и 17 веками для грузовых перевозок использовалась (Дубровницкая каррака).
В середине 16 века первые галеоны из каррака были разработаны . Конструкция галеона пришла на смену конструкции карака, хотя карраки все еще использовались даже в середине 17 века из-за их большей грузоподъемности.
В Азии
[ редактировать ]Начиная с 1498 года, Португалия впервые начала прямой и регулярный обмен между Европой и Индией, а затем и остальной Азией, через Капский путь , путешествие, которое требовало использования более крупных судов, таких как караки, из-за его беспрецедентного продолжительность около полугода.
В среднем четыре каракаса соединяли Лиссабон с Гоа, перевозя золото для покупки специй и других экзотических товаров, но в основном перца. Из Гоа один карак отправился в Китай эпохи династии Мин за шелком. Начиная с 1541 года португальцы начали торговать с Японией, обменивая китайский шелк на японское серебро; В 1550 году португальская корона начала регулировать торговлю с Японией , сдавая в аренду ежегодное «капитанство» Японии тому, кто предложит самую высокую цену в Гоа, фактически предоставляя эксклюзивные торговые права на одну караку, направляющуюся в Японию каждый год. В 1557 году португальцы приобрели Макао, чтобы развивать эту торговлю в партнерстве с китайцами. Эта торговля продолжалась с небольшими перерывами до 1638 года, когда она была запрещена правителями Японии на том основании, что корабли контрабандой ввозили в страну католических священников. Японцы называли португальские караки « Черными кораблями » ( курофунэ ), имея в виду цвет корпусов кораблей. Со временем этот термин стал обозначать любое западное судно, а не только португальское.
Исламский мир также строил и использовал караки или, по крайней мере, суда, похожие на карраки, в Средиземноморье и Индийском океане. На изображении османской барки на карте Пири Рейса изображен корабль с глубоким корпусом, высоким баком и латинским парусом на бизань-мачте. [5] : 329–330 Харрака нафта (сарацин: караке ) представляла собой тип корабля, использовавшегося для метания взрывчатых веществ или легковоспламеняющихся материалов (зажигательные бомбы в глиняных горшках, , огненные стрелы). В контексте исламских текстов существует два типа харрака : грузовой корабль и меньший длинный корабль (похожий на галеру), который использовался для боевых действий. Неясно, имеет ли номенклатура харрака связь с европейской карракой (каррак) или одно влияет на другое. Одна мусульманская харрака по имени Могарбина была захвачена рыцарями Святого Иоанна в 1507 году у турок-османов и переименована в Санта-Марию . [5] : 343–348 обычно называют наос Гуджаратские корабли португальцы (каракки). Гуджаратские наос действовали между Малаккой и Красным морем и часто были крупнее португальских караков. Бенгальцы naos также использовали караки, которые португальцы иногда называли . mauriscas (мавританские караки) Арабские купцы Мекки, по-видимому, тоже использовали караки, поскольку Дуарте Барбоза отметил, что у бенгальцев есть «большие наосы по образцу Мекки». [6] : 605–606, 610
Знаменитые караки
[ редактировать ]- Санта-Мария , в которой Христофор Колумб совершил свое первое путешествие в Америку в 1492 году.
- Грибсхунден , флагман датско-норвежского короля Ганса, построенный в Нидерландах в 1485 году и служивший датско-норвежской короне, пока не затонул в июне 1495 года. [7] [8]
- Сан-Габриэль , флагман Васко да Гамы , в португальской экспедиции 1497 года из Европы в Индию, обогнувшей Африку.
- Флор до Мар или Флор де ла Мар , как его называли, прослужил более девяти лет в Индийском океане , затонув в 1512 году вместе с Афонсу де Альбукерке после завоевания Малакки с огромной добычей, сделав его одним из легендарных затерянных сокровищ.
- Виктория , первый корабль в истории, совершивший кругосветное плавание (1519–1522 гг.), и единственный выживший в экспедиции Магеллана в Испанию.
- Ла Дофин , корабль Верраццано для исследования атлантического побережья Северной Америки в 1524 году.
- Grande Hermine , на котором Жак Картье впервые пересек реку Святого Лаврентия в 1535 году. Первый европейский корабль, проплывший по этой реке мимо Персидского залива.
- Санто-Антонио , или Святой Антоний , личная собственность короля Португалии Иоанна III , затонул в заливе Гунвалло в 1527 году, спасение груза которого едва не привело к войне между Англией и Португалией.
- Грейт-Майкл — шотландский корабль, в свое время самый крупный в Европе.
- «Мэри Роуз» , «Анри Грас а Дье» и «Питер Гранат» , построенные во время правления английского короля Генриха VIII — подобные английские военные караки часто называли большими кораблями .
- Грейс Дье , по заказу короля Англии Генриха V. Один из крупнейших кораблей в мире того времени.
- Санта-Катарина-ду-Монте-Синай — военный корабль, построенный в Индии португальцами.
- Санта-Анна — особенно современный корабль, построенный по заказу рыцарей-госпитальеров в 1522 году и иногда называемый первым броненосным кораблем.
- Иисус из Любека , зафрахтованный группой купцов в 1563 году английской королевой Елизаветой I. Иисус из Любека стал участвовать в работорговле в Атлантике при Джоне Хокинсе .
- Madre de Deus , построенный в Лиссабоне в 1589 году, был одним из крупнейших кораблей в мире. Она была захвачена англичанами у острова Флорес в 1592 году с чрезвычайно ценным грузом из Ост-Индии , который до сих пор считается вторым по величине сокровищем, когда-либо захваченным.
- «Синко Шагас» , предположительно, был самым большим и богатым кораблем, когда-либо плававшим в Индию и обратно, пока он не взорвался и не затонул в битве при Файале в 1594 году.
- Санта-Катарина , португальская каррака, захваченная голландской Ост-Индской компанией у Сингапура в 1603 году.
- Nossa Senhora da Graça , португальская каррака, затонувшая во время нападения японцев недалеко от Нагасаки в 1610 году.
- Петер фон Данциг , корабль Ганзейского союза в 1460–1470-х годах.
- Ла Гран Карракка , корабль Ордена Святого Иоанна во время их правления Мальтой . [9]
- «Бом Жезус» , португальский корабль, исчезнувший в 1533 году после отплытия из Лиссабона. Хорошо сохранившееся затонувшее судно было обнаружено в 2008 году на побережье Намибии вместе с грузом, состоящим из различных медных слитков, слоновой кости и более 2000 золотых и серебряных монет.
Галерея
[ редактировать ]- Небольшой карак XVI века
- Знаменитый португальский нау Флор де ла Мар (спущен на воду в 1501 или 1502 году) в «Ротейру де Малака» XVI века.
- Корабли Колумба (Дж. А. Клосс, 1892 г.): «Санта-Мария» и «Пинта» показаны в виде караков; Нинья ( слева) в виде каравеллы.
- Модель карака Madre de Deus в Морском музее Лиссабона. Построенный по другому проекту позднее в Португалии (1589 г.), он был одним из крупнейших кораблей в мире своего времени. Она имела семь палуб.
- Португальский карак, изображенный на карте 1565 года.
- Японское изображение португальского карака, получившего название курофунэ (черный корабль).
- Карраки Индийского океана: Индийский каррак «Пирога» — Каррак Мекки — Каррак Румса (Османский)
- Четырехмачтовая турецкая каррака, 1586 г.
Популярная культура
[ редактировать ]Итальянское слово caracca и производные от него слова обычно используются по отношению к громоздкому человеку, старому судну или транспортному средству в очень плохом состоянии. [9] Португальская форма слова «каррак», nau , используется в качестве уникальной единицы в стратегических играх Civilization V и Civilization VI .
См. также
[ редактировать ]- Средневековые корабли
- Китайский мусорный корабль
- Яванский джонг
- арабская багла
- Португальская Индия Вооружена
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Констам, А. (2002). История кораблекрушений . Нью-Йорк: Лайонс Пресс. стр. 77–79. ISBN 1-58574-620-7 .
- ^ Босворт, К. Эдмунд (1991). «Некоторые замечания о терминологии ирригационной практики и гидротехнических сооружений в восточно-арабском и иранском мирах в третьем-пятом веках хиджры». Журнал исламских исследований . 2 (1): 78–85. дои : 10.1093/jis/2.1.78 .
- ^ Гонг, Ю (1990). «Калакку: Соображения о разнообразии способов представления одного и того же термина в клинописи на примере калакку». Журнал древних цивилизаций . 5 :9–24. ISSN 1004-9371 .
- ^ Бродель, Ф (1979). Структуры повседневной жизни . Харпер и Роу. п. 423 . ISBN 0060148454 .
- ^ Jump up to: а б Агиус, Дионисий А. (2007). Классические корабли ислама: от Месопотамии до Индийского океана . Академический паб «Брилл». ISBN 978-9004277854 .
- ^ Манген, Пьер-Ив. 2012. «Азиатские традиции судостроения в Индийском океане на заре европейской экспансии», в: Ом Пракаш и Д.П. Чаттопадхьяя (редакторы), История науки, философии и культуры в индийской цивилизации , Том III, Часть 7: Торговый мир. Индийского океана, 1500–1800, стр. 597–629. Дели, Ченнаи, Чандигарх: Пирсон. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Фоли, Брендан (31 января 2024 г.). «Промежуточный отчет о раскопках Грибсхундена (1495 г.): 2019–2021 гг.» . Акта Археологика . 94 (1): 132–145. дои : 10.1163/16000390-09401052 . ISSN 0065-101X .
- ^ Ханссон, Антон; Линдерсон, Ганс; Фоли, Брендан (август 2021 г.). «Флагман датского королевского корабля «грибсхунден» - дендрохронология резного изделия позднего средневековья, затонувшего в Балтийском море» . Дендрохронология . 68 : 125861. Бибкод : 2021Dendr..6825861H . дои : 10.1016/j.dendro.2021.125861 . ISSN 1125-7865 .
- ^ Jump up to: а б Кассар Пулличино, Джозеф (октябрь – декабрь 1949 г.). «Орден Святого Иоанна в мальтийской народной памяти» (PDF) . Сциентия . 15 (4): 174. Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2016 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кирш, Питер (1990). Галеон . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-546-2 .
- Наир, В. Шанкаран (2008). Побережье Кералы: дорога в историю. (Каррак: Знание слов) . Тривандрам: Фолио. ISBN 978-81-906028-1-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Карраксом, на Викискладе?
- Словарное определение карака в Викисловаре
- Развитие корабля с квадратным парусным вооружением: от карака до полноценного такелажа
- Компьютерное моделирование португальского карака
- Дубровачка карака (Дубровникская каррака) - разновидность трех- или четырехмачтовой караки, использовавшейся в XIV-XVII веках для грузовых перевозок в Республике Рагуза.
- Каррак (карака) – большой трехмачтовый грузовой парусник XIV–XVII веков.