Jump to content

Каррак

Большая каррака, предположительно Санта-Катарина-ду-Монте-Синай , и другие португальские караки разных размеров. С картины, приписываемой Грегорио Лопесу или Корнелису Антониссуну , изображающей путешествие свадебной вечеринки принцессы Португалии Беатрис, герцогини Савойской , в 1521 году.
в. Картина 1558 года с изображением большой карраки, приписываемая Питеру Брейгелю Старшему.

Каррак каталонский ( португальский : nau ; испанский : nao ; , которое было : carraca ; хорватский : karaka ) — трех- или четырехмачтовое океанское парусное судно разработано в 14-15 веках в Европе, особенно в Португалии и Испании. . Развившись из одномачтового винтика , каракка сначала использовалась для европейской торговли от Средиземноморья до Балтики и быстро нашла применение в недавно обретенных богатствах торговли между Европой и Африкой, а затем и в трансатлантической торговле с Америкой. В своих наиболее совершенных формах они использовались португальцами для торговли между Европой и Азией, начиная с конца 15 века, а затем в конце 16 и начале 17 веков их постепенно вытеснили галеоны .

В своей наиболее развитой форме каракка представляла собой построенный из резных пород океанский корабль: достаточно большой, чтобы оставаться устойчивым в сильном волнении, и достаточно вместительный, чтобы перевозить большой груз и провиант, необходимый для очень дальних путешествий. Более поздние караки имели прямоугольное вооружение на фок-мачте и грот-мачте, а также вооружение латеральное на бизань -мачте . Они имели высокую закругленную корму с кормовым замком , полубаком и бушпритом на форштевне. Как предшественник галеона , каракка была одной из самых влиятельных конструкций кораблей в истории; хотя в последующие столетия корабли стали более специализированными, базовая конструкция оставалась неизменной на протяжении всего этого периода. [1]

Копия небольшой карраки XV или XVI веков в Вила-ду-Конде , Португалия.
Морской бой с участием караков и галер

Английский каррак был заимствован в конце 14 века через старофранцузский карак , от carraca , термина, обозначающего большое парусное судно с квадратным вооружением, используемого в испанском, итальянском и среднелатинском языках.

Эти корабли назывались каррака на португальском и генуэзском языках , каррака на испанском языке , караке или неф на французском языке и краак на голландском языке .

Происхождение термина каррака неясно, возможно, от арабского qaraqir «торговое судно», само по себе неизвестного происхождения (возможно, от латинского carricare «загружать машину» или греческого καρκαρίς «груз леса») или арабского القُرْقُورُ ( аль-куркур ) и оттуда к греческому κέρκουρος ( kerkouros ), означающему примерно «легче» (баржа), буквально «обстриженный хвост», возможная ссылка на плоскую корму корабля). Его свидетельство в греческой литературе разделено на две тесно связанные доли. Первая доля или область распространения связывает его с некоторыми легкими и быстрыми торговыми судами, встречающимися вблизи Кипра и Корфу . Второе — обширное свидетельство в корпусе Oxyrhynchus , где, по-видимому, чаще всего описываются нильские баржи Птолемеев фараонов . Оба этих употребления могут вести обратно через финикийский язык к аккадскому калакку , которое обозначает тип речной баржи. Предполагается, что аккадский термин произошел от шумерского предшественника. [2] Современный рефлекс этого слова встречается в арабском и турецком языках kelek «плот; речное судно». [3]

Трех- и четырехмачтовые караки

Происхождение

[ редактировать ]
Изображение португальского нау XVI века.

К позднему средневековью винтообразные рулем и винтообразные суда с квадратным вооружением, оснащенные на корме , получили широкое распространение вдоль побережий Европы, от Средиземного моря до Балтийского моря. В условиях Средиземноморья там широко использовались суда галерного типа, а также различные двухмачтовые суда, в том числе каравеллы с латиновыми парусами. Эти и подобные им типы кораблей были знакомы португальским мореплавателям и корабелам. По мере того, как португальцы в XV веке постепенно расширяли свою торговлю дальше на юг вдоль атлантического побережья Африки, им требовались более крупные, прочные и совершенные парусные корабли для своих длительных океанских путешествий. Постепенно они разработали свои собственные модели океанских караков, объединив и модифицировав аспекты известных им типов кораблей, действующих как в Атлантике, так и в Средиземноморье, обобщив их использование в конце века для межокеанских путешествий в более продвинутой форме. парусного вооружения, которое позволило значительно улучшить ходовые качества при сильном ветре и волнах Атлантического океана, а также форму и размер корпуса, позволяющие перевозить более крупные грузы. Помимо среднетоннажных наусов, в царствование Иоанна II Португалии , но получили широкое распространение только на рубеже веков. Португальские караки обычно представляли собой очень крупные для своего времени корабли, часто водоизмещением более 1000 тонн . [4] и будущие перспективы развития Индии и торговли с Китаем и Японией, а также другие новые типы дизайна.

Типичная трехмачтовая карака, такая как « Сан-Габриэль», имела шесть парусов: бушприт, фок, грот, бизань и два марселя.

Копия Дубровачки караки (Dubrovnik Carrack), использовавшейся между 14 и 17 веками для грузовых перевозок в Республике Рагуза (современная Хорватия ).

В Республике Рагуза своего рода трех- или четырехмачтовая карака под названием Дубровачка карака между 14 и 17 веками для грузовых перевозок использовалась (Дубровницкая каррака).

В середине 16 века первые галеоны из каррака были разработаны . Конструкция галеона пришла на смену конструкции карака, хотя карраки все еще использовались даже в середине 17 века из-за их большей грузоподъемности.

Начиная с 1498 года, Португалия впервые начала прямой и регулярный обмен между Европой и Индией, а затем и остальной Азией, через Капский путь , путешествие, которое требовало использования более крупных судов, таких как караки, из-за его беспрецедентного продолжительность около полугода.

В среднем четыре каракаса соединяли Лиссабон с Гоа, перевозя золото для покупки специй и других экзотических товаров, но в основном перца. Из Гоа один карак отправился в Китай эпохи династии Мин за шелком. Начиная с 1541 года португальцы начали торговать с Японией, обменивая китайский шелк на японское серебро; В 1550 году португальская корона начала регулировать торговлю с Японией , сдавая в аренду ежегодное «капитанство» Японии тому, кто предложит самую высокую цену в Гоа, фактически предоставляя эксклюзивные торговые права на одну караку, направляющуюся в Японию каждый год. В 1557 году португальцы приобрели Макао, чтобы развивать эту торговлю в партнерстве с китайцами. Эта торговля продолжалась с небольшими перерывами до 1638 года, когда она была запрещена правителями Японии на том основании, что корабли контрабандой ввозили в страну католических священников. Японцы называли португальские караки « Черными кораблями » ( курофунэ ), имея в виду цвет корпусов кораблей. Со временем этот термин стал обозначать любое западное судно, а не только португальское.

Османская барка с Пири Рейса карты

Исламский мир также строил и использовал караки или, по крайней мере, суда, похожие на карраки, в Средиземноморье и Индийском океане. На изображении османской барки на карте Пири Рейса изображен корабль с глубоким корпусом, высоким баком и латинским парусом на бизань-мачте. [5] : 329–330  Харрака нафта (сарацин: караке ) представляла собой тип корабля, использовавшегося для метания взрывчатых веществ или легковоспламеняющихся материалов (зажигательные бомбы в глиняных горшках, , огненные стрелы). В контексте исламских текстов существует два типа харрака : грузовой корабль и меньший длинный корабль (похожий на галеру), который использовался для боевых действий. Неясно, имеет ли номенклатура харрака связь с европейской карракой (каррак) или одно влияет на другое. Одна мусульманская харрака по имени Могарбина была захвачена рыцарями Святого Иоанна в 1507 году у турок-османов и переименована в Санта-Марию . [5] : 343–348  обычно называют наос Гуджаратские корабли португальцы (каракки). Гуджаратские наос действовали между Малаккой и Красным морем и часто были крупнее португальских караков. Бенгальцы naos также использовали караки, которые португальцы иногда называли . mauriscas (мавританские караки) Арабские купцы Мекки, по-видимому, тоже использовали караки, поскольку Дуарте Барбоза отметил, что у бенгальцев есть «большие наосы по образцу Мекки». [6] : 605–606, 610 

Знаменитые караки

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Итальянское слово caracca и производные от него слова обычно используются по отношению к громоздкому человеку, старому судну или транспортному средству в очень плохом состоянии. [9] Португальская форма слова «каррак», nau , используется в качестве уникальной единицы в стратегических играх Civilization V и Civilization VI .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Констам, А. (2002). История кораблекрушений . Нью-Йорк: Лайонс Пресс. стр. 77–79. ISBN  1-58574-620-7 .
  2. ^ Босворт, К. Эдмунд (1991). «Некоторые замечания о терминологии ирригационной практики и гидротехнических сооружений в восточно-арабском и иранском мирах в третьем-пятом веках хиджры». Журнал исламских исследований . 2 (1): 78–85. дои : 10.1093/jis/2.1.78 .
  3. ^ Гонг, Ю (1990). «Калакку: Соображения о разнообразии способов представления одного и того же термина в клинописи на примере калакку». Журнал древних цивилизаций . 5 :9–24. ISSN   1004-9371 .
  4. ^ Бродель, Ф (1979). Структуры повседневной жизни . Харпер и Роу. п. 423 . ISBN  0060148454 .
  5. ^ Jump up to: а б Агиус, Дионисий А. (2007). Классические корабли ислама: от Месопотамии до Индийского океана . Академический паб «Брилл». ISBN  978-9004277854 .
  6. ^ Манген, Пьер-Ив. 2012. «Азиатские традиции судостроения в Индийском океане на заре европейской экспансии», в: Ом Пракаш и Д.П. Чаттопадхьяя (редакторы), История науки, философии и культуры в индийской цивилизации , Том III, Часть 7: Торговый мир. Индийского океана, 1500–1800, стр. 597–629. Дели, Ченнаи, Чандигарх: Пирсон. [ ISBN отсутствует ]
  7. ^ Фоли, Брендан (31 января 2024 г.). «Промежуточный отчет о раскопках Грибсхундена (1495 г.): 2019–2021 гг.» . Акта Археологика . 94 (1): 132–145. дои : 10.1163/16000390-09401052 . ISSN   0065-101X .
  8. ^ Ханссон, Антон; Линдерсон, Ганс; Фоли, Брендан (август 2021 г.). «Флагман датского королевского корабля «грибсхунден» - дендрохронология резного изделия позднего средневековья, затонувшего в Балтийском море» . Дендрохронология . 68 : 125861. Бибкод : 2021Dendr..6825861H . дои : 10.1016/j.dendro.2021.125861 . ISSN   1125-7865 .
  9. ^ Jump up to: а б Кассар Пулличино, Джозеф (октябрь – декабрь 1949 г.). «Орден Святого Иоанна в мальтийской народной памяти» (PDF) . Сциентия . 15 (4): 174. Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2016 года.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кирш, Питер (1990). Галеон . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  0-85177-546-2 .
  • Наир, В. Шанкаран (2008). Побережье Кералы: дорога в историю. (Каррак: Знание слов) . Тривандрам: Фолио. ISBN  978-81-906028-1-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e76c1fcdec8390a1d79856de97b46bb6__1720892580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/b6/e76c1fcdec8390a1d79856de97b46bb6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carrack - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)