Санта-Катарина (корабль)
![]() Взятие Санта-Катарины, гравюра на дереве 1604 года. | |
История | |
---|---|
Захваченный | февраль 1603 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Каррак |
Тоннаж | 1500 тонн |
Санта-Катарина 1500 тонн — португальское торговое судно, каракка водоизмещением . [1] который был захвачен Голландской Ост-Индской компанией (также известной как VOC) 25 февраля 1603 года у берегов Сингапура . Она была настолько ценным призом, что доходы от ее продажи увеличили капитал ЛОС более чем на 50%. [2] Из-за большого количества китайского фарфора династии Мин стала известна в Голландии как Kraakporselein , или «каррак-фарфор». , захваченного на этом корабле, китайская керамика на многие годы [3]
Взятие Санта-Катарины
[ редактировать ]На рассвете 25 февраля 1603 года три голландских корабля под командованием адмирала Якоба ван Хемскерка заметили карраку, стоящую на якоре у восточного побережья Сингапура. Португальский корабль под командованием Себастьяна Серрана следовал из Макао в Малакку , загруженный продукцией из Китая и Японии, в том числе 1200 тюками китайского шелка-сырца на сумму 2,2 миллиона гульденов . [2] [4] Груз был особенно ценным, поскольку содержал несколько сотен унций мускуса . Спустя пару часов боев голландцам удалось подчинить экипаж, лишившись груза и корабля, в обмен на сохранение своей жизни.
Последующее решение Адмиралтейства Амстердама взять корабль и его груз в качестве приза , несмотря на требования Португалии, стало поводом для войны между Голландией и Португальской войной , которая длилась до 1663 года и в конечном итоге положила конец португальской монополии на торговлю в Ост-Индии. . Голландцы, которые в предыдущие годы узнали о прибыльных торговых путях на Востоке, теперь пытались присвоить часть этого богатства себе.
Санта-Катарина и Закрытом море против Свободного моря спор о
[ редактировать ]Хотя у Химскерка не было разрешения от компании или правительства на применение силы, многие акционеры стремились принять богатства, которые он им вернул. Мало того, что законность сохранения приза была сомнительной в соответствии с голландским законодательством, фракция акционеров (в основном меннонитов ) в Компании также возражала против насильственного захвата по моральным соображениям, и, конечно же, португальцы потребовали вернуть свой груз. Скандал привел к публичным судебным слушаниям и более широкой кампании по изменению общественного (и международного) мнения. Именно в этом более широком контексте представители Компании призвали юриста Гуго Гроция подготовить полемическую защиту ареста. [5]
Гроций стремился обосновать свою защиту захвата с точки зрения естественных принципов справедливости . Одна глава его длинного теоретического трактата под названием De Jure Prædæ попала в прессу в виде влиятельной брошюры Mare Liberum ( «Свободное море »).
В книге Mare Liberum , опубликованной в 1609 году, Гроций адаптировал принцип, первоначально сформулированный Франсиско де Витория и далее развитый Фернандо Васкесом де Менчакой (ср. Школа Саламанки ), что море является международной территорией, против португальского Mare Clausum (закрытое море). ) политики, и все страны могли свободно использовать ее для морской торговли. Гроций, заявляя о « свободном море », предоставил подходящее идеологическое оправдание для разрушения голландцами различных торговых монополий посредством своей огромной военно-морской мощи.
Англия, яростно конкурирующая с Голландией за доминирование в мировой торговле, выступила против этой идеи, переопределив принципы Mare Clausum. [6] Поскольку в результате разногласий возникли противоречивые претензии, морские государства стали смягчать свои требования и основывать свои морские претензии на том принципе, что они простираются в сторону моря от суши. Работоспособная формула была найдена Корнелиусом Бинкершуком в его книге «De dominio maris» (1702 г.), ограничивая морское владычество фактическим расстоянием, на котором дальность действия пушек могла эффективно защитить его. Это стало общепринятым и превратилось в ограничение в три мили .
См. также
[ редактировать ]- Список самых длинных деревянных кораблей
- Пять ран
- Генри, спасибо Богу
- Баочуань
- Рахими
- Гандж-и-Савай
- Яванский джонг
Примечания
[ редактировать ]- ^ Боксер, ЧР (1948). Фидальгос на Дальнем Востоке, 1550–1770 гг . Гаага: Мартинус Нийхофф. п. 50.
- ^ Jump up to: а б Бояджян, Джеймс К. (2008). Торговля Португалии в Азии при Габсбургах, 1580–1640 гг . Джу Пресс. п. 151. ИСБН 978-0-8018-8754-3 .
- ^ Боксер, с. 51
- ^ Хит, Байрон (2005). Открытие Великой Южной Земли . Розенберг. п. 68. ИСБН 1-877058-31-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ См. Иттерсум (2006), глава 1.
- ^ Селден, Джон. Маре Клаузум. О Доминионе, или Владении морем . Том. Книга первая.
Ссылки
[ редактировать ]- ван Иттерсум, Мартин Джулия (2006). Хьюго Гротиус, Теории естественных прав и рост голландской власти в Ост-Индии 1595–1615 гг . Бостон: Брилл.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боршберг, Питер (2018). «Три вопроса о морском Сингапуре 16 и 17 веков» . Лер История . 72 (72): 31-54. https://journals.openedition.org/lerhistoria/3234 . дои : 10.4000/lerhistoria.3234 .
- —— (2005). «Теория регулирования трансокеанской торговли Гуго Гроция: возвращение к Mare Liberum (1609 г.)». Маршрут . 23 (3): 31–54. дои : 10.1017/S0165115300010469 . S2CID 142890310 .
- —— (2004). «Захват Санта-Катарины у Сингапура: голландское пиратство, Португальская империя и внутриазиатская торговля на заре семнадцатого века» . Revista de Cultura, международное издание . 11 :11–25.
- —— (2010). Сингапурский и Малакский проливы: насилие, безопасность и дипломатия в 17 веке . Лейден и Сингапур: KITLV Press и NUS Press.
- —— (2011). Уго Гроций, Португальцы и свободная торговля в Ост-Индии . НУС Пресс.
- —— (2014). Мемуары и мемориалы Жака де Кутра: безопасность, торговля и общество в Юго-Восточной Азии XVI и XVII веков . Сингапур: NUS Press. ISBN 978-9971-69-528-6 .
- —— (2015). Сингапур и Джохор Жака де Кутра . Сингапур: NUS Press. ISBN 978-9971-69-852-2 .
- ван Иттерсум, Мартин Джулия (2003). «Гюго Гроций в контексте: захват Ван Хемскерком Санта-Катарины и его оправдание в De Jure Praedae (1604–1606)». Азиатский журнал социальных наук . 31 (3): 511–48. дои : 10.1163/156853103322895360 .