Jump to content

Гураб

Часть атласа Миллера , показывающая галеры, дау и османские гурабы в Аравийском море .

Гураб или гураб — тип торгового и военного корабля из архипелага Нусантара . Корабль возник в результате средиземноморского влияния в регионе, особенно со стороны арабов , персов и османов . [1] Для своего военного флота малайцы предпочитают использовать мелкосидящие, весельные длинные корабли, похожие на галеры, такие как ланкаран , пенджаджап и келулус . [примечание 1] Это сильно отличается от яванцев , которые предпочитают круглые корабли с большой дальностью плавания и глубокой осадкой, такие как джонг и малангбанг . Причина этой разницы в том, что малайцы эксплуатировали свои корабли в речных водах, зоне защищенных проливов и в архипелажной среде, тогда как яванцы часто действуют в открытом и открытом море. После контакта с иберийцами яванский и малайский флоты стали использовать гураб и гали . чаще [4] : 270–277, 290–291, 296–301  [5] : 148, 155 

Этимология

[ редактировать ]
В Индийском океане, 1519 год.

В название этого корабля входят горап , гораб , гураб , гурап , гурап и бенава гураб . Название происходит от арабского слова « гураб » или « гораб », что означает ворон или ворона. Это слово также означает «судно» или «галера» на арабском или персидском языке. [6] : 86, 98, 100  [7] : 279, 350, 406  Слово «бенава» или «банава» происходит от старояванского языка и означает «лодка» или «корабль». [8] : 75  [9] : 201  В малайском языке значение более или менее такое же. На разных языках это слово может относиться к разным типам кораблей и лодок, в зависимости от контекста предложения. [10] : 195–196 

Описание

[ редактировать ]
Юг острова Серам , 1519 год.

Гураб — торговое судно среднего и крупного размера. Их можно переоборудовать в боевой корабль, добавив поворотные орудия ( рентака ). Ранний гураб был похож на галеру, у него помимо парусов были весла. [5] : 163, 165 

Более крупный гураб имел 2 орудия, направленные вперед ( лубочейнджер ) и по 15 с каждой стороны, всего 32 орудия. Меньшие несли по 2 вперед и по 10 с каждой стороны (22 орудия). [11] : 379  Гураб имеет выступающую корму. [12] : 205  Они могут нести до 3 мачт. [13] : 201  Х. Уорингтон Смит в 1902 году описал большой двухмачтовый торговый гурап, построенный из гиамового дерева. Размеры следующие: длина 300 футов (91,4 м), ширина 30 футов (9,1 м), глубина 20 футов (6,1 м) и высота надводного борта 11 футов (3,4 м). Грузоподъемность составляла 100 коян (241,9 метрических тонны), грот-мачта длиной 100 футов (30,5 м), экипаж - 30 человек. На судне используется носовой тканевый парус, рей и гафель-марсель. [14] : 578, 582 

Гураб используется как торговый и военный корабль. Одно из самых ранних упоминаний о гурабе относится к середине 14 века и упоминается в Хикаяте Раджа-Раджа Пасай 1390-х годов. Говорят, что гураб был кораблем империи Маджапахит , на котором принцесса по имени Радин Галох Гемеренчанг должна была выйти замуж за дворянина Пасаи . [13] : 95, 97, 154, 156, 201  Гураб также использовался в качестве военного корабля вместе с джонгом сенапати инг алага (главнокомандующим) Маджапахита. [13] : 98, 157, 202 

В Хикаяте Ханг Туах , датируемом концом 15 — началом 16 веков и составленном не ранее 17 века, упоминается, что два пенкаланга и два гураба использовались Маджапахитом для отправки письма и подарков для улучшения отношений с Малакка . Говорят, что гурабы были «в стиле арабского корабля». [15] : 258 

До начала 16 века основным торговым и военным кораблем яванцев был «джонг», но с середины 16 века морские силы архипелага стали использовать новые типы маневренных военно-морских судов, которые могли быть оснащены более крупными пушками: в различных нападения на португальскую Малакку после поражения Пати Унуса они больше не использовали джонг, а использовали ланкаран, гураб и гали. [16] : 205–213  [5]

В 1515 году Бинтан напал на Кампар и португальскую Малакку с 24 ланкаранами и 6 большими, называемыми гурабами. [16] : 212  В итало-малайском словаре Пигафетты 1521 года (опубликован в 1524 году) малайский гурап упоминается как галера ( а-ля галия ). [17] : 137  [18] : 238 

Гураб, к западу от Ачеха, Суматра .

Хикаят Ачех утверждает, что в 1570-х годах в Ачехском султанате было 120 больших гурабов. Говорят, что государственный гураб ( гораб Истана ) в Ачехе, Дайе и Педире имел 10 пушек , 50 лела и 120 цекоронгов (исключая истингар ). Меньшие несли 5 пушек , 20 лела и 50 цекоронгов . [19]

В 1624 году военный флот Матарамского султаната насчитывал 2000 судов, состоявших из гурабов и малых пераху . [16] : 212  22 августа 1628 года 59 горапов флота султана Агунга появились в Батавии, разгружая продовольствие для осады Батавии . [20] : 376 

Корабли с похожим названием

[ редактировать ]
Гель Красного моря .

Существует несколько типов кораблей, которые исторически также назывались гурабами или подобными названиями. Однако описание и конструкция каждого судна не обязательно одинаковы.

Средиземноморский

[ редактировать ]

Согласно Аль-Макризи (1441 г. н. э.), гурабы Средиземного моря представляли собой огромные военные галеры. По данным Ибн Маммати (1209 г. н. э.), на этих кораблях было 140 весел. Аль-Макризи называет гурабами как мусульманские, так и христианские здания. [21] : 188–189, 349  Рейно сказал, что мавры называли гораб настоящими галерами. и обратно Убальдо (1181) рассказывает о гурабах как о судах, плывущих в Триполи . [22] : 363 

В письмах Генизы упоминаются грузовые гурабы, которые плыли из Магриба , Сицилии и по Нилу с рожковым деревом и льном . [23] : 476–477 

Индийский океан

[ редактировать ]

Гураб Индийского океана, который часто появляется в записях 17 века, был местным арабо-персидским и индийским грузовым, пиратским и военным судном. [24] : 80–82 

Абу Шама ок. 1266–1267 гг. В «Китаб ар-равдатайн фи ахбар ад-давлатайн » писал о Гурабе: [7] : 321 

«Они плывут с помощью своих мачт (то есть парусов); они (выглядят как) колчаны, но пронзают, как стрелы... Неудивительно, что их называют гурабами, потому что они расправляют крылья, как крылья голубя»

Сиди Али в 1552 году описывает гурабов как «большие (гребные) суда»; он также говорит, что гурабы меньшего размера — это « галлиоты с веслами». [25] : 300 

«Граб Малабарского побережья » представляет собой судно, которое обычно имело мелкую осадку и было шириной пропорционально его длине. Размер может варьироваться от 150 до 500 тонн ( бм ). [24] : 80–82 

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Во время нападения португальцев на Малаккский султанат в 1511 году малайцы использовали ланкаран ( ланчара ) и пенжаджап ( пангаджаоа ). [2] Келулус ( калалуз ) использовался в нескольких экспедициях до и после падения Малакки. [3]
  1. ^ «I.1 Морской мир :: Седжара Нусантара» . sejarah-nusantara.anri.go.id . Проверено 23 января 2020 г.
  2. ^ Берч, Уолтер де Грей (1875). Комментарии великого Афонсу Далбокерке, второго вице-короля Индии, перевод с португальского издания 1774 года, том. III . Лондон: Общество Хаклюйта, стр. 68; и Альбукерке, Афонсу де (1774 г.). Комментарии Великого Афонсу Далбукерке, часть III . Лиссабон: Na Regia Officina Typografica, стр. 80–81.
  3. ^ Манген, Пьер-Ив (1993). «Исчезающий Джонг: островные флоты Юго-Восточной Азии в торговле и войне (с пятнадцатого по семнадцатый века)», в Энтони Риде (редактор), Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени (Итака: Издательство Корнельского университета), стр. 212.
  4. ^ Нугрохо, Ираван Джоко (2011). Морская цивилизация Маджапахит . Сулух Нусвантара Бакти. ISBN  978-602-9346-00-8 .
  5. ^ Jump up to: а б с Манген, Пьер-Ив (2012). Ланкаран, Гураб и Гали: влияние Средиземноморья на военные корабли в Юго-Восточной Азии раннего Нового времени. В книге Дж. Уэйда и Л. Тана (ред.), Энтони Рид и исследование прошлого Юго-Восточной Азии (стр. 146–182). Сингапур: Издательство ISEAS.
  6. ^ Джонс, Рассел (2007). Заимствованные слова на индонезийском и малайском языках . Индонезийский библиотечный фонд Обора. ISBN  9786024331740 .
  7. ^ Jump up to: а б Агиус, Дионисий А. (2008). Классические корабли ислама: от Месопотамии до Индийского океана . Лейден: Брилл. ISBN  9789004158634 .
  8. ^ Махарси (2009). Яванский кави-индонезийский словарь . Джокьякарта: Пура Пустака.
  9. ^ Зутмалдер, Петрус Джозефус; Робсон, С.О. (1982). Старо-яванско-английский словарь . Гаага: Мартинус Нийхофф.
  10. ^ Рафик, М. (декабрь 2011 г.). «Корабль и лодка в сказке о Радже Банджаре: семантическое исследование». Исследовательский журнал Борнео . 5 : 187–200.
  11. ^ Тарлинг, Николас (1992). Кембриджская история Юго-Восточной Азии: Том 1, С ранних времен до 1800 года . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521355056 .
  12. ^ Марсден, Уильям (1812). Словарь малайского языка; к которому предшествует грамматика с введением и практикой . Лондон: Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун.
  13. ^ Jump up to: а б с Хилл, AH (1960). «Хикаят Раджа-Раджа Пасай, переработанная романизированная версия Raffles MS 67» . Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 33 : 1–215.
  14. ^ Смит, Х. Уорингтон (16 мая 1902 г.). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств . 50 : 570–588 – через JSTOR.
  15. ^ Робсон-МакКиллоп, Розмари (2010). Эпос о Ханг Туах . ИТБМ. ISBN  9789830687100 .
  16. ^ Jump up to: а б с Манген, Пьер-Ив (1993). «Исчезающий Джонг: островные флоты Юго-Восточной Азии в торговле и войне (с пятнадцатого по семнадцатый века)», в Энтони Риде (редактор), Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени (Итака: издательство Корнельского университета), 197–213.
  17. ^ Пигафетта, Антонио (1956). «Словари этих мавританских народов» . В Манфрони, Камилло (ред.). Отчет о первом кругосветном путешествии Антонио Пигафетты, 1524 год . Итальянский издательский институт. ISBN  978-88-281-0014-0 .
  18. ^ Баусани, Алессандро (декабрь 1960 г.). «Первый итальянско-малайский словарь Антонио Пигафетты» . Восток и Запад . 11 (4): 229–248. JSTOR   29754279 – через JSTOR.
  19. ^ Искандар, Теуку (1958). Хикаджат Ачех . Гаага: KITLV. п. 175.
  20. ^ Вет, Питер Йоханнес (1896). Ява. Географический, Этнологический, Исторический том 1 Старая история . Харлем: Де Эрвен Ф. Бон.
  21. ^ Паркин, Дэвид; Барнс, Рут (2016). Корабли и развитие морской техники в Индийском океане . Рутледж. ISBN  978-0-700-71235-9 .
  22. ^ Юл, сэр Генри (1886). Хобсон-Джобсон: Англо-индийский словарь . Вордсворт Эдишенс Лтд.
  23. ^ Гойтейн, Шломо Дов (1999). Средиземноморское общество: еврейские общины арабского мира в документах Каирской генизы, том I. Беркли: Калифорнийский университет.
  24. ^ Jump up to: а б Солвинс, Бальтазар (2001). Хардгрейв-младший, Роберт Л. (ред.). Лодки Бенгалии: портреты Бальтазара Солвинса восемнадцатого века . Нью-Дели: Манохар. ISBN  9788173043581 .
  25. ^ Юл, сэр Генри; Бернелл, Артур Кок (1886). Хобсон-Джобсон; глоссарий англо-индийских разговорных слов и фраз, а также родственных терминов; этимологический, исторический, географический и дискурсивный . Лондон: Дж. Мюррей.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14765ecabb7bbcb8a3f2f5230b2255ab__1717148160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/ab/14765ecabb7bbcb8a3f2f5230b2255ab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghurab - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)