Гураб

Гураб или гураб — тип торгового и военного корабля из архипелага Нусантара . Корабль возник в результате средиземноморского влияния в регионе, особенно со стороны арабов , персов и османов . [1] Для своего военного флота малайцы предпочитают использовать мелкосидящие, весельные длинные корабли, похожие на галеры, такие как ланкаран , пенджаджап и келулус . [примечание 1] Это сильно отличается от яванцев , которые предпочитают круглые корабли с большой дальностью плавания и глубокой осадкой, такие как джонг и малангбанг . Причина этой разницы в том, что малайцы эксплуатировали свои корабли в речных водах, зоне защищенных проливов и в архипелажной среде, тогда как яванцы часто действуют в открытом и открытом море. После контакта с иберийцами яванский и малайский флоты стали использовать гураб и гали . чаще [4] : 270–277, 290–291, 296–301 [5] : 148, 155
Этимология
[ редактировать ]
В название этого корабля входят горап , гораб , гураб , гурап , гурап и бенава гураб . Название происходит от арабского слова « гураб » или « гораб », что означает ворон или ворона. Это слово также означает «судно» или «галера» на арабском или персидском языке. [6] : 86, 98, 100 [7] : 279, 350, 406 Слово «бенава» или «банава» происходит от старояванского языка и означает «лодка» или «корабль». [8] : 75 [9] : 201 В малайском языке значение более или менее такое же. На разных языках это слово может относиться к разным типам кораблей и лодок, в зависимости от контекста предложения. [10] : 195–196
Описание
[ редактировать ]
Гураб — торговое судно среднего и крупного размера. Их можно переоборудовать в боевой корабль, добавив поворотные орудия ( рентака ). Ранний гураб был похож на галеру, у него помимо парусов были весла. [5] : 163, 165
Более крупный гураб имел 2 орудия, направленные вперед ( лубочейнджер ) и по 15 с каждой стороны, всего 32 орудия. Меньшие несли по 2 вперед и по 10 с каждой стороны (22 орудия). [11] : 379 Гураб имеет выступающую корму. [12] : 205 Они могут нести до 3 мачт. [13] : 201 Х. Уорингтон Смит в 1902 году описал большой двухмачтовый торговый гурап, построенный из гиамового дерева. Размеры следующие: длина 300 футов (91,4 м), ширина 30 футов (9,1 м), глубина 20 футов (6,1 м) и высота надводного борта 11 футов (3,4 м). Грузоподъемность составляла 100 коян (241,9 метрических тонны), грот-мачта длиной 100 футов (30,5 м), экипаж - 30 человек. На судне используется носовой тканевый парус, рей и гафель-марсель. [14] : 578, 582
Роль
[ редактировать ]Гураб используется как торговый и военный корабль. Одно из самых ранних упоминаний о гурабе относится к середине 14 века и упоминается в Хикаяте Раджа-Раджа Пасай 1390-х годов. Говорят, что гураб был кораблем империи Маджапахит , на котором принцесса по имени Радин Галох Гемеренчанг должна была выйти замуж за дворянина Пасаи . [13] : 95, 97, 154, 156, 201 Гураб также использовался в качестве военного корабля вместе с джонгом сенапати инг алага (главнокомандующим) Маджапахита. [13] : 98, 157, 202
В Хикаяте Ханг Туах , датируемом концом 15 — началом 16 веков и составленном не ранее 17 века, упоминается, что два пенкаланга и два гураба использовались Маджапахитом для отправки письма и подарков для улучшения отношений с Малакка . Говорят, что гурабы были «в стиле арабского корабля». [15] : 258
До начала 16 века основным торговым и военным кораблем яванцев был «джонг», но с середины 16 века морские силы архипелага стали использовать новые типы маневренных военно-морских судов, которые могли быть оснащены более крупными пушками: в различных нападения на португальскую Малакку после поражения Пати Унуса они больше не использовали джонг, а использовали ланкаран, гураб и гали. [16] : 205–213 [5]
В 1515 году Бинтан напал на Кампар и португальскую Малакку с 24 ланкаранами и 6 большими, называемыми гурабами. [16] : 212 В итало-малайском словаре Пигафетты 1521 года (опубликован в 1524 году) малайский гурап упоминается как галера ( а-ля галия ). [17] : 137 [18] : 238

Хикаят Ачех утверждает, что в 1570-х годах в Ачехском султанате было 120 больших гурабов. Говорят, что государственный гураб ( гораб Истана ) в Ачехе, Дайе и Педире имел 10 пушек , 50 лела и 120 цекоронгов (исключая истингар ). Меньшие несли 5 пушек , 20 лела и 50 цекоронгов . [19]
В 1624 году военный флот Матарамского султаната насчитывал 2000 судов, состоявших из гурабов и малых пераху . [16] : 212 22 августа 1628 года 59 горапов флота султана Агунга появились в Батавии, разгружая продовольствие для осады Батавии . [20] : 376
Корабли с похожим названием
[ редактировать ]
Существует несколько типов кораблей, которые исторически также назывались гурабами или подобными названиями. Однако описание и конструкция каждого судна не обязательно одинаковы.
Средиземноморский
[ редактировать ]Согласно Аль-Макризи (1441 г. н. э.), гурабы Средиземного моря представляли собой огромные военные галеры. По данным Ибн Маммати (1209 г. н. э.), на этих кораблях было 140 весел. Аль-Макризи называет гурабами как мусульманские, так и христианские здания. [21] : 188–189, 349 Рейно сказал, что мавры называли гораб настоящими галерами. и обратно Убальдо (1181) рассказывает о гурабах как о судах, плывущих в Триполи . [22] : 363
В письмах Генизы упоминаются грузовые гурабы, которые плыли из Магриба , Сицилии и по Нилу с рожковым деревом и льном . [23] : 476–477
Индийский океан
[ редактировать ]Гураб Индийского океана, который часто появляется в записях 17 века, был местным арабо-персидским и индийским грузовым, пиратским и военным судном. [24] : 80–82
Абу Шама ок. 1266–1267 гг. В «Китаб ар-равдатайн фи ахбар ад-давлатайн » писал о Гурабе: [7] : 321
«Они плывут с помощью своих мачт (то есть парусов); они (выглядят как) колчаны, но пронзают, как стрелы... Неудивительно, что их называют гурабами, потому что они расправляют крылья, как крылья голубя»
Сиди Али в 1552 году описывает гурабов как «большие (гребные) суда»; он также говорит, что гурабы меньшего размера — это « галлиоты с веслами». [25] : 300
«Граб Малабарского побережья » представляет собой судно, которое обычно имело мелкую осадку и было шириной пропорционально его длине. Размер может варьироваться от 150 до 500 тонн ( бм ). [24] : 80–82
См. также
[ редактировать ]- Ланкаран , костяк малайского флота до прихода средиземноморского влияния.
- Чон , большой парусник из Нусантары.
- Дерзкий
- Сутенер
- Дорогой
- Келулус , яванский гребной корабль
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «I.1 Морской мир :: Седжара Нусантара» . sejarah-nusantara.anri.go.id . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Берч, Уолтер де Грей (1875). Комментарии великого Афонсу Далбокерке, второго вице-короля Индии, перевод с португальского издания 1774 года, том. III . Лондон: Общество Хаклюйта, стр. 68; и Альбукерке, Афонсу де (1774 г.). Комментарии Великого Афонсу Далбукерке, часть III . Лиссабон: Na Regia Officina Typografica, стр. 80–81.
- ^ Манген, Пьер-Ив (1993). «Исчезающий Джонг: островные флоты Юго-Восточной Азии в торговле и войне (с пятнадцатого по семнадцатый века)», в Энтони Риде (редактор), Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени (Итака: Издательство Корнельского университета), стр. 212.
- ^ Нугрохо, Ираван Джоко (2011). Морская цивилизация Маджапахит . Сулух Нусвантара Бакти. ISBN 978-602-9346-00-8 .
- ^ Jump up to: а б с Манген, Пьер-Ив (2012). Ланкаран, Гураб и Гали: влияние Средиземноморья на военные корабли в Юго-Восточной Азии раннего Нового времени. В книге Дж. Уэйда и Л. Тана (ред.), Энтони Рид и исследование прошлого Юго-Восточной Азии (стр. 146–182). Сингапур: Издательство ISEAS.
- ^ Джонс, Рассел (2007). Заимствованные слова на индонезийском и малайском языках . Индонезийский библиотечный фонд Обора. ISBN 9786024331740 .
- ^ Jump up to: а б Агиус, Дионисий А. (2008). Классические корабли ислама: от Месопотамии до Индийского океана . Лейден: Брилл. ISBN 9789004158634 .
- ^ Махарси (2009). Яванский кави-индонезийский словарь . Джокьякарта: Пура Пустака.
- ^ Зутмалдер, Петрус Джозефус; Робсон, С.О. (1982). Старо-яванско-английский словарь . Гаага: Мартинус Нийхофф.
- ^ Рафик, М. (декабрь 2011 г.). «Корабль и лодка в сказке о Радже Банджаре: семантическое исследование». Исследовательский журнал Борнео . 5 : 187–200.
- ^ Тарлинг, Николас (1992). Кембриджская история Юго-Восточной Азии: Том 1, С ранних времен до 1800 года . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521355056 .
- ^ Марсден, Уильям (1812). Словарь малайского языка; к которому предшествует грамматика с введением и практикой . Лондон: Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун.
- ^ Jump up to: а б с Хилл, AH (1960). «Хикаят Раджа-Раджа Пасай, переработанная романизированная версия Raffles MS 67» . Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 33 : 1–215.
- ^ Смит, Х. Уорингтон (16 мая 1902 г.). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств . 50 : 570–588 – через JSTOR.
- ^ Робсон-МакКиллоп, Розмари (2010). Эпос о Ханг Туах . ИТБМ. ISBN 9789830687100 .
- ^ Jump up to: а б с Манген, Пьер-Ив (1993). «Исчезающий Джонг: островные флоты Юго-Восточной Азии в торговле и войне (с пятнадцатого по семнадцатый века)», в Энтони Риде (редактор), Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени (Итака: издательство Корнельского университета), 197–213.
- ^ Пигафетта, Антонио (1956). «Словари этих мавританских народов» . В Манфрони, Камилло (ред.). Отчет о первом кругосветном путешествии Антонио Пигафетты, 1524 год . Итальянский издательский институт. ISBN 978-88-281-0014-0 .
- ^ Баусани, Алессандро (декабрь 1960 г.). «Первый итальянско-малайский словарь Антонио Пигафетты» . Восток и Запад . 11 (4): 229–248. JSTOR 29754279 – через JSTOR.
- ^ Искандар, Теуку (1958). Хикаджат Ачех . Гаага: KITLV. п. 175.
- ^ Вет, Питер Йоханнес (1896). Ява. Географический, Этнологический, Исторический том 1 Старая история . Харлем: Де Эрвен Ф. Бон.
- ^ Паркин, Дэвид; Барнс, Рут (2016). Корабли и развитие морской техники в Индийском океане . Рутледж. ISBN 978-0-700-71235-9 .
- ^ Юл, сэр Генри (1886). Хобсон-Джобсон: Англо-индийский словарь . Вордсворт Эдишенс Лтд.
- ^ Гойтейн, Шломо Дов (1999). Средиземноморское общество: еврейские общины арабского мира в документах Каирской генизы, том I. Беркли: Калифорнийский университет.
- ^ Jump up to: а б Солвинс, Бальтазар (2001). Хардгрейв-младший, Роберт Л. (ред.). Лодки Бенгалии: портреты Бальтазара Солвинса восемнадцатого века . Нью-Дели: Манохар. ISBN 9788173043581 .
- ^ Юл, сэр Генри; Бернелл, Артур Кок (1886). Хобсон-Джобсон; глоссарий англо-индийских разговорных слов и фраз, а также родственных терминов; этимологический, исторический, географический и дискурсивный . Лондон: Дж. Мюррей.