PinasФилиппины

Пинас полуострова , иногда называемый также «пинис», — это разновидность шхуны восточного побережья Малайского , построенная в районе Теренггану . Этот тип судна был построен ченгал малайцами из дерева с 19 века и плавал по Южно-Китайскому морю и прилегающим океанам как один из двух типов традиционных парусных судов, разработанных поздней малайской морской культурой: бедар и пиньяс .
Описание
[ редактировать ]
Пинас — парусное судно, построенное исключительно в Куале (малайский: устье реки). [1] реки Теренггану . Это был самый большой из кораблей, построенных в этом районе, и он использовался только для глубоководного плавания в отдаленные порты. Пины несли две мачты: одна в носовой части, называемая «Топан», слегка наклоненная вперед, а главная мачта, называемая «Агунг», располагалась немного вперед от центра лодки. Пинас имел очень длинный бушприт , слегка загнутый вниз штагом .

Оригинальные пины были оснащены шхуной с бермудскими марселями. Этот тип был записан Гербертом Уорингтоном Смитом в 1906 году. [2] : 103
После 20-го века мачты несли полностью зарешеченный выступ или «мусорный» парус . Эти паруса были сделаны не из ткани, а из матового материала под названием «тикаль», который также используется для изготовления ковриков и других целей. Как и у большинства мусорных парусов, рейки были сделаны из бамбука, обычно образуя шесть отдельных панелей паруса. Фал был прикреплен почти посередине рея, а так как передняя шкаторина паруса была почти прямой и составляла лишь около половины длины заметно выпуклого лича, то рей в поднятом состоянии сидел под углом около 15° – 20° относительно вертикали.
Фок устанавливался по левому борту «Топана » , а грот — по правому борту «Агунга » . На очень длинном бушприте был установлен сравнительно небольшой кливер. Все пины, даже самые большие длиной 80 футов и выше, управлялись румпелем с системой полиспаста, снижающей нагрузку на обычный руль направления, шарнирно закрепленный на кормовой стойке. Управление этим румпелем осуществлялось изнутри круглой рубки (чашки), расположенной на корме лодки. В этой каюте также размещался экипаж. Трюм предназначался для груза.
Эти лодки лучше всего шли при ветре на четверти или чуть позади траверза. Поскольку паруса полностью залатаны и могут быть установлены почти под прямым углом к лодке, они смогли поставить парус «Топана» на наветренную сторону и начать движение крылом к крылу, как только ветер стал далеко позади траверза. Движение против ветра не было сильной стороной этих судов с мусорным вооружением, поскольку мусорное снаряжение работало с наветренной стороны не так эффективно, как современный бермудский парус или парус Гаффа, а корпуса грузовых судов были хорошо закруглены и не оказывали большого бокового сопротивления.
Носовая часть пинас типа клипера часто имела резную носовую фигуру под названием «Гобель», а корма транца была наклонена назад и поднималась довольно высоко над ватерлинией. «Пинас» имел четко выраженную отвесность и был мореходным судном.
На корпус пинас повлияли европейские лодки начала девятнадцатого века или позже, и он вполне может быть копией ост-индийцев середины XIX века. Местные жители рассказывают, что здесь поселился француз, чья лодка потерпела крушение на берегу Теренггану в 19 веке, и его знания, как говорят, повлияли на судостроение корабелов.
Слово pinas , произносимое на местном уровне, почти звучит как пенис , очевидно, происходит от французского слова pinasse , которое описывает небольшое, обычно двухмачтовое парусное судно. Английское слово pinnace , тендер военного корабля, является производным от французского слова.
Эти лодки также называются Пераху (малайский: лодка). [3] пинас Голок, чтобы отличить их от других типов, имеющих прямой стебель и без клюва (номинальной головы) пинас Догар. Голок,(Малайский: тесак/мачете) [4] или меч с выпуклой режущей кромкой, относится к изогнутому, похожему на клипер луку. [5]
Техника строительства
[ редактировать ]
Лодки-пинас в Теренггану построены с использованием местной технологии, которую малайцы разработали для строительства деревянных лодок. Строят без планов: сначала корпус, потом шпангоуты. Доски гнутся огнем и соединяются край к краю ( карвель ) с использованием «басок» (деревянных дюбелей ), изготовленных из пенаги - железного дерева ( Mesuaferrea ). В паз между досками не вбивается герметик в европейском стиле : перед тем, как новая доска будет забита, полоска кулит гелама (малайский: кожа из бумажной коры) [6] вида Melaleuca надевается на дюбели. Этот слой натурального материала толщиной 1–2 мм обладает замечательными герметизирующими свойствами. [5]
История
[ редактировать ]Традиция строительства деревянных лодок в современной Малайзии уходит корнями в далекое прошлое: для заморской торговли, для рыбалки , для пиратства , для путешествий по многочисленным рекам — для каждой цели разрабатывали особую конструкцию. [7]
Возможный анекдот о происхождении названия и типа корабля основан на отчете Р.С. Росса, тогдашнего капитана парохода «Флегетон» Британской Ост-Индской компании , который во время посещения Куала-Теренггану , Малайзия, в 1846 году стал свидетелем шхуна, построенная на месте «некоторыми туземцами, [которые] научились искусству судостроения в Сингапуре, и [которым] помогали китайские плотники», [8] Предполагается, что это стало архетипом Теренггану пераху пинас или пинис . [9] Малайские традиции утверждают, что эта шхуна была построена по поручению Багинды Омара , султана Теренггану (годы правления 1839–1876 гг.), возможно, либо под руководством, либо при значительной помощи немецкого или французского бродяги, который «достиг Теренггану через Малакку и Сингапур в поисках « опиума с достоинством », [10] стать архетипом «малайской шхуны»: Terengganu pinas / pinis , сегодня несущая паруса с рейками , до начала 20-го века обычно оснащалась гафелем. [11]
Две большие лодки (малайский: большая лодка) [12] Теренггану, пиньяс и бедар являются результатом этого культурного обмена. У этих двух кливеров и бушпритов западное происхождение, а джонки почти никогда не имеют их. [5]
Стремление к более быстрому и маневренному судну объединило положительные элементы и создало эти мусорные гибриды.
![]() Британская почтовая марка с изображением малайского пиньяса , 1955 год. |
Судостроители Теренггану были вновь «открыты» во время Второй мировой войны японским флотом, который построил здесь деревянные тральщики плотниками и рыбаками. [7]
С этого времени малайцы перестали строить парусные лодки для собственных нужд, но продолжали изготавливать рыболовные траулеры и паромы, построенные по старой технологии. Рост цен на древесину и отсутствие спроса вынуждали один за другим заводы прекращать свою деятельность, поэтому сегодня эта традиция находится на грани исчезновения, и очень немногие умелые мастера все еще практикуют эту редкую старую строительную технику.
После окончания Второй мировой войны лодочное строительство на острове Дуйонг в Куала-Теренггану снова было обнаружено любителями традиционных лодок из западных стран. Среди построенных лодок было восемь пина, в том числе одна, достаточно большая, чтобы квалифицироваться как «Пераху Бесар», — пинья Нага Пеланги .
Пинас, построенные для жителей Запада :
Название лодки | Строители (верфь) | ЛОД | Год постройки | Первоначальный владелец | Страна |
---|---|---|---|---|---|
Джун Батера , ныне Джун Батера | Абдулла бин Муда | 52 фута (16 м) | 1976 | Кристин, Рохани Лонге | Франция |
Шри Дуйонг | Абдулла бин Муда | 52 фута (16 м) | 1976 | Уильям Харберн | Австралия |
Безымянный | Че Али бин Нга | 45 футов (14 м) | 1982 – проект закрыт. | Клод Беснар | Франция |
Бильбо — смесь бедара и пиниса. | Че Али бин Нга | 60 футов (18 м) | 1985 | Фрэнсис Клемент | Бельгия/Италия |
Июнь Батра 2 | Абдулла бин Муда | 52 фута (16 м) | 1976 г., спущен на воду в 1986 г. | Ларри Смуки | олень |
Неизвестный | Хаджи Рашид (Напротив Такира) | 60 футов (18 м) | 1986 г., спущен на воду в 2003 г. | Оливье | Швейцария |
Нет шины | собрали мастера Дуйонга | 60 футов (18 м) | 1997 | Филипп Поджи | Франция |
Радужный дракон | Хасни бин Али | 72 фута (22 м) | 2004 г., спущен на воду в 2009 г. | Кристоф Свобода | Германия |
Галерея
[ редактировать ]- Парусная бабочка Pinas Naga Pelangi
- Пинас Нага Пеланги 2010 на Лангкави
- Пиньяс Нага Пеланги идет со скоростью 7 узлов.
- Jun Bathera, пиньяс, построенный в 1976 году, плывет в устье реки Теренггану, 1981 год.
- Пинас Шри Дуйонг в Сингапуре, 1980 год.
- Пинас Джун Батера на острове Дуйонг, 1979 год.
- Старая модель пинаса, плывущая по реке Теренггану, 1981 год.
- Строительство пинаса 2004 г. - гибка досок 1
- Строительство пинаса 2004 г. - гибка досок 2
- Изготовление пинаса, 2004 г. - установка первой доски, обвязка гирлянды.
- Строительство пинаса 2004 г. - производство деревянных дюбелей.
- Строительство пинаса 2004 г. - нанесение конопатки коры.
- Сборка пинаса 2004 г. - рамок пока нет.
- Постройка пинаса 2004 г. - шпангоуты подогнаны под корпус.
- Сборка пинаса 2004 г. - все шпангоуты и стрингеры на месте.
См. также
[ редактировать ]- Бедар (корабль)
- Мусорная установка
- Мусор (корабль)
- Джонг (корабль)
- Список шхун
- Лорча (лодка)
- Пиниси , индонезийское парусное судно.
- Палари , индонезийский корабль с буровой установкой Пинизи
- Баржа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гугл-переводчик» .
- ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (август 1952 г.). «Тункан и легкие дела». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 25 : 84–110 – через JSTOR.
- ^ «Гугл-переводчик» .
- ^ «Гугл-переводчик» .
- ^ Перейти обратно: а б с Грузовые суда восточного побережья Малайи, Гибсон-Хилл, Калифорния (1949), JMBRAS 22 (3), с. 106-125
- ^ «Гугл-переводчик» .
- ^ Перейти обратно: а б Сохраняя традиции судостроения, Кейт Ингрэм, журнал: Professional Skipper, март/апрель 2007 г., стр. 70
- ^ Анон. (1854 г.). «Дневник хранится на борту крейсера в Индийском архипелаге». Журнал Индийского архипелага и Восточной Азии 8 (7): 175–199, стр. 176.
- ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (2009 [1953]). «Происхождение Тренгану Пераху Пинас». В HS Barlow (ред.) Лодки, судостроение и рыбная ловля в Малайзии [Журнал Малайского отделения Королевского азиатского общества, 26 (1)]. Х. С. Барлоу. Куала-Лумпур, Малазийское отделение Королевского азиатского общества: 172–174 [206–110] и Лонге, Р. (2009). «Информация о лодках и судостроении в устье реки Тренгану, 1972–2005 гг.». В HS Barlow, указ. соч.: 338-365.
- ^ Гибсон-Хилл (2009 [1953]): 172
- ^ Уоррингтон-Смит, Х. (1902). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств 50 (2582): 570-586.
- ^ «Гугл-переводчик» .
- ^ Лодки, судостроение и рыбалка в Малайзии, Малайзийское отделение Королевского азиатского общества, MBRAS 2009, стр. 349/350