Тримаран

Тримаран судно, состоящее из (или двухкорпусный катер ) — это многокорпусное основного корпуса и двух меньших корпусов с выносными опорами (или «поплавков»), которые прикреплены к основному корпусу с помощью боковых балок. Большинство современных тримаранов — это парусные яхты , предназначенные для отдыха или гонок; другие - паромы или военные корабли . Они произошли от традиционных корпусов с двойными опорами австронезийских культур Приморской Юго-Восточной Азии ; особенно на Филиппинах и в Восточной Индонезии , где он остается доминирующим дизайном корпуса традиционных рыбацких лодок. Двойные опоры заимствованы из более старых конструкций катамаранов и лодок с одной опорой . [1] [2]
Терминология
[ редактировать ]Слово «тримаран» представляет собой смесь слов «три» и «(ката)маран». [3] Считается, что этот термин был придуман Виктором Чечетом , новатором современного многокорпусного проектировщика украинского происхождения. [4] Тримараны состоят из основного корпуса, соединенного с выносными поплавками с обеих сторон перекладиной, крылом или другой формой надстройки — традиционные полинезийские термины для обозначения корпуса, каждый поплавок и соединитель — вака , ама и ака соответственно (хотя тримараны не являются традиционно полинезийские, поскольку вместо этого они используют конфигурации с одной опорой и катамараном ). [5]
Парусные тримараны
[ редактировать ]История
[ редактировать ]


Первые лодки с двойными опорами были разработаны австронезийцами и до сих пор широко используются традиционными рыбаками в морской Юго-Восточной Азии . Оно развилось из более древних лодок с одной опорой как способ решения проблемы неустойчивости последних при повороте подветренной стороны . Лодки с двойной опорой, однако, не получили развития у австронезийцев в Микронезии и Полинезии (хотя они существуют в западной Меланезии с одной опорой . лодки и катамараны ), где вместо них используются [1] [2] [7] [8] [9]
Военные корабли с двойными выносными опорами широко использовались в Приморье Юго-Восточной Азии с древних времен вплоть до начала современного периода , например, каракоа , [10] [11] Ланонг [6] кора кора [12] [13] кнабат боголу , [14] и корабли Боробудура . Европейцы в колониальную эпоху часто называли их « проа » - общий термин, который также может относиться к одиночным аутригерам и даже к местным кораблям без аутригеров. [15] [16]
20 век
[ редактировать ]Прогулочные парусные катамараны и тримараны приобрели популярность в 1960-х и 1970-х годах. [8] [17] Любительская разработка современного парусного тримарана началась в 1945 году усилиями Виктора Чечета , украинского эмигранта в США, который построил два тримарана из морской фанеры длиной около 24 футов (7,3 метра). Ему приписывают создание термина «тримаран». [4] В 1950-х и 60-х годах Артур Пивер спроектировал и построил тримараны из фанерного комплекта, которые были приняты на вооружение другими домостроителями, но по современным стандартам были тяжелыми и не подходили для мореплавания. Тем не менее некоторым из них удалось пересечь океан. [18] За ним последовали и другие дизайнеры, в том числе Джим Браун , Эд Хорстман , Джон Марплс , Джей Кантола , Крис Уайт , Норман Кросс , Дерек Келсолл и Ричард Ньюик , тем самым выведя крейсер-тримаран на новый уровень характеристик и безопасности.
Вслед за самодельным механизмом стали доступны серийные модели. Некоторые тримараны длиной 19–36 футов (5,8–11,0 м) спроектированы как «дневные парусники», которые можно перевозить на дорожном прицепе. К ним относятся оригинальные складные тримараны Farrier - Corsair, такие как F-27 Sport Cruiser , и оригинальный складной тримаран John Westell с поворотным крылом (с использованием той же системы складывания, которая позже была принята также на Quorning Dragonfly) и подобные тримараны. [ нужна ссылка ]

Современные тримараны западной постройки обычно не используют австронезийское такелаж, такое как паруса «танья» или «крабовые клешни» . Вместо этого они используют стандартную бермудскую установку . Тримараны также обычно значительно шире. Кроме того, поплавки тримарана гораздо более плавучие, чем поплавки каноэ с выносными опорами, что позволяет поддерживать большой план паруса. Они способствуют сопротивлению при сильном погружении, а уровень их погружения указывает, когда следует заняться рифлением . Что касается характеристик, объективное сравнение, проведенное Дораном (1972) с точки зрения максимального продвижения против ветра, максимальной скорости и скорости по ветру, пришло к выводу, что как традиционная винта с двумя выносными опорами на Филиппинах, так и ва с одной выносной опорой на Каролинских островах соответственно, все же превосходят современный тримаран. [19]

Складные тримараны
[ редактировать ]
Некоторые производители создают тримараны, в которых поплавки можно снимать, перемещать или складывать рядом с основным корпусом. Это позволяет их перевозить трейлером и/или помещать в обычное однокорпусное пространство в пристани для яхт . Несколько механизмов позволяют компактно хранить амасы или выносные опоры:
- Съемные неподвижные трубы, которые собираются перед запуском.
- Телескопические трубки
- Система шарниров и защелок, позволяющая складывать амас поверх основного корпуса, уменьшая ширину для перемещения.
- Вертикальное складывание, которое поднимает амас вверх и над основным корпусом. [20] [21] [22]
- Горизонтальное сочленение, которое перемещает амас вперед или назад на одном уровне с корпусом. [23]
- Горизонтальное складывание амаса в сторону основного корпуса.
Безопасность
[ редактировать ]Функции безопасности тримарана включают в себя амас с несколькими герметичными перегородками, органы управления, которые все выведены в кабину , противоударную переборку , частичные или полные покрытия кабины или лобовые стекла, а также дренажные отверстия в кабине, которые, среди прочего, могут быстро и достаточно быстро осушить кабину.
Опрокидывание тримарана, скорее всего, произойдет по типу опрокидывания, чем крена в одну сторону, из-за его более высокой боковой устойчивости и скорости. Перевернувшиеся тримараны труднее повернуть в вертикальное положение после того, как они перевернулись, чем однокорпусные лодки. Хотя некоторые перевернувшиеся тримараны, выправленные боковым вращением, могут получить серьезные повреждения мачты и такелажа, многие современные [24] и древний [25] тримараны специально предназначены для такого метода исправления положения. Были показаны ремни безопасности, тянущие корму к носу или от носа к корме перевернувшихся тримаранов. [ нужна ссылка ] чтобы иметь возможность успешно перевернуть их из конца в конец. Некоторые конструктивные особенности снижают вероятность опрокидывания опорной стойки; к ним относятся наличие крыльевых сетей открытого переплетения, предназначенных для уменьшения парусности, а также палуб и сетей, которые легко сбрасывают воду. Лучший способ избежать опрокидывания — уменьшить парусность в плохую погоду. [ нужна ссылка ]
Конкуренция и рекорды
[ редактировать ]Томасу Ковиллу принадлежит мировой рекорд - 49 дней и 3 часа в одиночном кругосветном плавании на тримаране Sodebo Ultim , финишировавшем 25 декабря 2016 года. Предыдущий рекорд был установлен Фрэнсисом Джойоном 20 января 2008 года. Старый француз в одиночку облетел планету за 57 дней, 13 часов, 34 минуты и 6 секунд на тримаране. Он побил рекорд британской матроски Эллен Макартур , установленный в феврале 2005 года, когда она провела в море чуть более 71 дня. [26]
Фрэнсис Джойон и команда из пяти человек на макси-тримаране IDEC SPORT установили абсолютное время (с ветровым или механическим приводом) самого быстрого морского кругосветного плавания за 40 дней 23 часа 30 минут 30 секунд плавания в период с декабря 2016 года по январь 2017 года. Их средняя скорость составляла 26,85 узлов (30,71 миль в час) на общем расстоянии 26 412 морских миль (48 915 километров; 30 394 мили). [27] В начале 2020 года та же лодка выиграла гонку, пройдя маршрут чайного клипера из Гонконга в Лондон чуть менее чем за 32 дня — это треть времени, которое потребовалось клиперам на прохождение этого маршрута. [28]
Hydroptère , экспериментальный парусный тримаран на подводных крыльях , на короткое время достигал скорости 56,3 узла (104,3 км/ч; 64,8 миль в час). [29] недалеко от Фос-сюр-Мер , но вскоре после этого перевернулся и затонул . [30] [31]
33-й Кубок Америки.
[ редактировать ]Соревнуясь с гигантским тримараном, команда BMW Oracle Racing выиграла Кубок Америки 2010 года для яхт-клуба Golden Gate 14 февраля 2010 года недалеко от Валенсии , Испания. Команда обыграла гигантский катамаран Alinghi со счетом 2:0 в серии до двух побед, став первым американским синдикатом, выигравшим кубок с 1992 года. Большой жесткий парус тримарана USA 17 обеспечил решающее преимущество, и тримаран выиграл турнир. Кубок Америки со значительным отрывом в каждой гонке.
Моторная лодка
[ редактировать ]Earthrace побила мировой рекорд по кругосветному плаванию на моторной лодке в 2008 году менее чем за 61 день. [32]
Тримаранные корабли
[ редактировать ]Конфигурации тримарана также использовались как для пассажирских паромов , так и для военных кораблей. Австралийская судостроительная компания Austal исследовала сравнительные преимущества тримаранов, катамаранов и однокорпусных судов. Было обнаружено, что расположение внешних корпусов является оптимальным с точки зрения минимизации образования волн и, как следствие, требований к мощности для работы на высоких скоростях с полезной нагрузкой в 1000 тонн. Кроме того, было обнаружено, что такая конфигурация тримарана превосходит катамаран по крену и боковой силе в волновом море и превосходит по подавлению морской болезни, возникающей при встречном волнении. [33]
Отрицательными факторами для тримаранов по сравнению с катамаранами или однокорпусными кораблями являются: [33]
- Более сложная и, следовательно, более дорогая конструкция корпуса для полезной нагрузки, что делает их более подходящими для грузов или пассажиров с низкой плотностью.
- Более сложная геометрия и большие размеры единицы перевозимого груза, что затрудняет докование, чем у катамарана или однокорпусного судна.
В период с 2005 по 2020 год компания Austal построила 14 алюминиевых высокоскоростных тримаранов, 11 из которых предназначались для ВМС США. В 2020 году в стадии строительства или заказа было 11 тримаранов. Помимо верфей в Австралии и США, у компании были верфи во Вьетнаме и на Филиппинах. [34]
В 2005 году Austal поставила 127-метровый тримаран (417 футов) Benchijigua Express испанскому паромному оператору Fred Olsen, SA для обслуживания на Канарских островах . Способная перевозить 1280 пассажиров и 340 автомобилей или их эквивалентов на скорости до 40 узлов, эта лодка на момент поставки была самым длинным алюминиевым кораблем в мире. [35] Современный военный корабль RV Triton был заказан британским оборонным подрядчиком QinetiQ в 2000 году. В октябре 2005 года ВМС США заказали для оценки строительство General Dynamics, тримарана боевого корабля спроектированного и построенного Austal. [36]
Высокоскоростные паромы
[ редактировать ]
Высокоскоростные суда регулируются кодексом, который применяется к судам, предназначенным для международных пассажирских рейсов продолжительностью менее четырех часов от порта убежища, или к грузовым судам валовой вместимостью 500 не более чем за восемь часов от порта убежища. Всем пассажирам предоставлено место, закрытые спальные места отсутствуют. [37]
Спрос на высокоскоростные паромы начался в конце 1970-х годов, когда паромы строились в основном в Норвегии. В конечном итоге известность получили две австралийские верфи: Incat и Austal. [38] Первоначально их строили многие верфи, но на рубеже веков только две компании все еще строили более крупные суда длиной более 70 метров и валовой вместимостью 3000 тонн . В то время как Incat специализировалась на катамаранах, преодолевающих волны, Austal разработала высокоскоростные тримараны. [39] [34]
В 2010 году Austal построила 102-метровый корпус Hull 270, хотя они не смогли найти покупателя на корабль, пока он не был продан компании Condor Ferries в 2015 году, когда он получил название HSC Condor Liberation и начал курсировать на Нормандские острова. [40] Перспективы паромов-тримаранов возросли в 2017 году, когда Фред. Olsen Express заказала два 118-метровых тримарана для обслуживания Канарских островов. [41] под названием Bajamar Express и Bañaderos Express . В 2018 году японская компания заказала 83-метровый паром-тримаран. [42]
Военные корабли
[ редактировать ]
Первое использование конструкции корпуса тримарана в современных военно-морских силах было на RV Triton , исследовательском судне Королевского флота . Он был построен как корабль-демонстратор технологий для проекта Future Surface Combatant Королевского флота и использовался для доказательства жизнеспособности формы корпуса. С 2007 года судно используется Австралийской таможенно-пограничной службы морским таможенным подразделением .
Прибрежные боевые корабли, построенные компанией General Dynamics на заводе Bath Iron Works, имеют конструкцию тримарана. USS Independent (LCS-2) — первый из этих кораблей. Прибрежные боевые корабли, построенные компанией Lockheed, имеют однокорпусную конструкцию.
Впервые спущенный на воду 31 августа 2012 года в Балийском проливе, быстрый ракетный катер-тримаран из углеродного волокна длиной 63М (индонезийский: Kapal Cepat Rudal [KCR]) под названием быстроходный ударный корабль класса «Клеванг» («Клеванг» означает традиционный индонезийский однолезвийный меч) был впервые спущен на воду 31 августа 2012 года в Балийском проливе. первый стелс-тримаран ВМС Индонезии, построенный компанией North Sea Boats в Баньюванги , Восточная Ява , Индонезия. Этот корабль , спроектированный новозеландской военно-морской архитекторами LOMOcean Marine, объединил ряд существующих передовых технологий в единую уникальную платформу; корпус тримарана, пробивающий волны, построенный исключительно из сэндвич-материалов с наполнителем из винилэфирного углеродного волокна для всех элементов конструкции, с внешней «стелсной» геометрией и функциями, предназначенными для уменьшения обнаружения. KRI Klewang (625) загорелся из-за короткого замыкания в машинном отделении во время периода технического обслуживания 28 сентября 2012 г. и полностью погиб.
43-метровые Ocean Eagle тримараны с пристани CMN с дизайном от Nigel Irens und Prolarge, основанные на концепции Ocean Adventurer, будут обеспечивать прибрежную защиту Мозамбика. [ нужна ссылка ]
Галерея изображений парусных тримаранов
[ редактировать ]- Nokia в 2005 году, тримаран длиной 60 футов (18 м), построенный для серии Open Ocean Performance Sixties (ORMA 60).
- Banque Populaire V в 2009 году. На тот момент это был крупнейший макси-тримаран, установивший рекорды 24-часовой дистанции и трансатлантических рекордов.
- Складной тримаран с поплавками . выдвинутыми
- Самодельный крейсерский тримаран, строящийся в 1972 году.
Галерея изображений моторных тримаранов
[ редактировать ]- КРИ Клеванг в Балийском проливе в Индонезии.
- Суровый взгляд на Независимость
См. также
[ редактировать ]- Список многокорпусных судов
- Бангка
- Катамаран
- Многокорпусный
- Парусный спорт
- Черепаха (парусный спорт)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Махди, Варуно (1999). «Распространение австронезийских лодочных форм в Индийском океане». В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Археология и язык III: Языки и тексты артефактов . Единая мировая археология. Том. 34. Рутледж. стр. 144–179. ISBN 0415100542 . [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Доран, Эдвин Б. (1981). Вангка: Австронезийское происхождение каноэ . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 9780890961070 .
- ^ Словарь английского языка Коллинза - 2007 - Харпер Коллинз - ISBN 978-0-00-780072-8
- ^ Jump up to: а б «Виктор Чечет» . Многокорпусный Maven.
- ^ Уайт, Крис. (1997). Крейсерский многокорпусный корабль . Камден, Мэн: International Marine. п. 45. ИСБН 0-07-069868-6 . ОСЛК 39033104 .
- ^ Jump up to: а б Джеймс Фрэнсис Уоррен (2007). Зона Сулу, 1768–1898 гг.: Динамика внешней торговли, рабства и этнической принадлежности в трансформации морского государства Юго-Восточной Азии . НУС Пресс. стр. 257–258. ISBN 9789971693862 .
- ^ Бехайм, бакалавр; Белл, А.В. (23 февраля 2011 г.). «Наследие, экология и эволюция каноэ восточной Океании» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 278 (1721): 3089–3095. дои : 10.1098/rspb.2011.0060 . ПМК 3158936 . ПМИД 21345865 .
- ^ Jump up to: а б Хорнелл, Джеймс (1932). «Был ли двойной аутригер известен в Полинезии и Микронезии? Критическое исследование». Журнал Полинезийского общества . 41 (2 (162)): 131–143.
- ^ Доран, Эдвин младший (1974). «Эпоха аутригеров» . Журнал Полинезийского общества . 83 (2): 130–140.
- ^ Франсиско Игнасио Альчина (1668 г.). История Висайских островов и индейцев .
- ^ Франсиско Комбес (1667). История островов Минданао, Иоло и прилегающих к ним территорий: прогресс католической религии и оружия .
- ^ Чарльз П.Г. Скотт (1896). «Малайские слова на английском языке (первая часть)» . Журнал Американского восточного общества . 17 : 93–144.
- ^ Раймонд Арвейлер (1999). Макс Пфистер (ред.). Приложение к FEW XIX (Ориенталия) . Приложения к журналу романской филологии. Том 298. Макс Нимейер. п. 174. ИСБН 9783110927719 .
- ^ Хэддон, Альфред Корт (1920). Аутригеры индонезийских каноэ . Лондон: Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии.
- ^ Фолкард, Генри Коулман (1853). Парусник: описание английских и зарубежных лодок . Лондон: Хант и сын.
- ^ Блэкберн, Грэм (2003). Иллюстрированная энциклопедия кораблей и лодок . ИБТаурис. п. 262. ИСБН 9781860648397 .
- ^ Харрис, Роберт Б. (1965). «Катамараны: революция в истории парусного спорта». Архонт (осень 1965 г.). Zeta Phi Beta Sorority, Inc.: 12.
Сейчас набирает популярность тримаран, трехкорпусное судно древнего происхождения, называемое катамараном. [...] Тримараны теперь пересекли и Атлантику, и Тихий океан.
- ^ Рэнди Томас (июнь 1985 г.). «Обнаружены многокорпусные суда: Часть 1: Их происхождение, мифы, магия, мана… и предостережения, связанные с этими кораблями, возникшими на основе древнего наследия» . Яхтинг . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Эдвин Доран младший, Техасский университет A. & M. (1972). «Ва, Винта и Тримаран» . Журнал Полинезийского общества , Том 81, № 2 . Проверено 1 января 2015 г.
Однако, в отличие от каноэ с двумя выносными опорами, поплавки [тримарана] часто довольно большие и плавучие и вносят значительный вклад в сопротивление, замедляющее лодку. [...] Тихоокеанские каноэ заметно уже (соотношение [длина/ширина] около 10 и 13 соответственно), чем тримаран (соотношение около 7).
- ^ «Анимация» . Архивировано из оригинала 1 августа 2009 года . Проверено 8 августа 2009 г.
- ^ "Шепот" . Проверено 9 января 2009 г.
- ^ «Тримаран Тримакс 1080» . Проверено 10 октября 2009 г.
- ^ Дэвид Оуэн (1970). «Тримаринер» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2011 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ «Руководство пользователя Weta» . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Эдвин Доран младший, Техасский университет A. & M. (1972). «Ва, Винта и Тримаран» . Журнал Полинезийского общества , Том 81, № 2 . Проверено 1 января 2015 г.
Мореходность подразумевает возможность совершать такие рейсы. Конкретным моментом, иллюстрирующим последнее, является метод, известный Кэролайн Инслендерс для выпрямления своих каноэ после того, как они перевернулись в море. Короче говоря, мачта крепится снизу поплавка к отвесным опорам, возвышающимся над днищем перевернувшейся лодки. Четверо мужчин быстро взбираются на наклонную мачту, их вес заставляет поплавок погрузиться в точку прямо под основным корпусом. После этой точки собственная плавучесть поплавка возвращает его на поверхность в правильном положении, после чего каноэ вычерпывается, перенастраивается и продолжает свое плавание.
- ^ Персонал (25 декабря 2016 г.). «Французский моряк Томас Ковилл установил новый рекорд одиночного кругосветного плавания | DW | 25 декабря 2016 года» . Немецкая волна . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ Гейн, Брюс (6 февраля 2017 г.). «Вопросы и ответы со капитаном IDEC Sport Фрэнсисом Джойоном» . Парусный мир . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ «IDEC SPORT побил рекорд чайного маршрута» . Новости парусного спорта Скаттлбатта . 20 февраля 2020 г. . Проверено 20 июня 2020 г.
- ↑ Хотя впервые было объявлено, что корабль достиг скорости 61 узла : «Pointe de l'Hydroptère à 61 noeuds» (на французском языке).
- ↑ Официальные данные получены. Архивировано 8 октября 2010 г. в Wayback Machine , L'Hydroptère , 14 января 2009 г. (на французском языке).
- ^ «Гидроптера: 61 узел и огромное крушение при 35–38 узлах, порывы более 45» . Фос-сюр-Мер : Гонки на катамаранах. 22 декабря 2008 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ Сейфф, Эбби (2006). «Быстрое зажигание». Популярная наука . 269 (6). Группа Боннье : 18.
- ^ Jump up to: а б Юн, Лян; Блио, Алан (8 июля 2014 г.). Высокопроизводительные морские суда . Springer Science & Business Media. стр. 238–9. ISBN 978-1-4614-0869-7 .
- ^ Jump up to: а б Бишевич, Тайна (28 февраля 2020 г.). «Верфь Austal в Австралии спустила на воду новый тримаран» . Ежемесячник производителей . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ «Доставка Бенчиджигуа Экспресс – Остал» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2006 года.
- ^ «Оборона – прибрежный боевой корабль (LCS) – Аустал» . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года.
- ^ Международная морская организация (2020). «Высокоскоростное Судно (ВСК)» . www.imo.org . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Тэлли, Уэйн К. (13 февраля 2012 г.). Блэквеллский компаньон по морской экономике . Джон Уайли и сыновья. п. 173. ИСБН 978-1-4443-3024-3 .
- ^ Аустал. «Технология AUSTAL Trimaran» (PDF) .
- ^ Персонал (27 мая 2015 г.). «Утверждения о том, что Condor Liberation может опрокинуться, являются «сенсационными и фактически неверными» » . Джерси Ивнинг Пост . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ AUSTAL AUSTRALIA ВЫКАТЫВАЕТ 118-МЕТРОВЫЙ ТРИМАРАН ДЛЯ ФРЕДА. ОЛСЕН ЭКСПРЕСС | https://www.austal.com/news/austal-australia-rolls-out-118-metre-trimaran-fred-olsen-express
- ^ Austal заключила контракт на 68 миллионов долларов на поставку 83-метрового тримарана | https://www.austal.com/news/austal-awarded-a68m-contract-83-metre-trimaran-jr-kyushu-jet-ferry-japan
Ссылки
[ редактировать ]- Джим Ховард, Чарльз Дж. Доан (2000). Справочник по морским круизам: мечта и реальность современных океанских круизов . Шеридан Хаус. ISBN 9781574090932 .
- CA Маршай (2000). Аэрогидродинамика парусного спорта . Тиллер Паб. ISBN 1-888671-18-1 .