Тессараконтерес

Тессараконтерес ( греч . τεσσαρακοντήρης , «сорокгребный»), или просто « сорок », был очень большой катамаранной галерой, в эллинистический период Птолемеем IV Филопатором Египта построенной, как сообщается , . Он был описан в ряде древних источников, включая утраченный труд Калликсена Родосского и сохранившиеся тексты Афинея и Плутарха . Согласно этим описаниям, подкрепленным современными исследованиями Лайонела Кассона , огромные размеры судна делали его непрактичным, и оно строилось только как престижное судно, а не как эффективный военный корабль. Название «сорок» относится не к количеству весел, а к количеству гребцов на каждой колонне весел, которые приводили его в движение, и при описанных размерах это был бы самый большой корабль, построенный в древности, и, вероятно, самый большой корабль, построенный человеком. когда-либо построенное судно с двигателем.
Источники
[ редактировать ]
что «сорок» был построен Птолемеем IV Филопатором Египта Сообщается , в III веке до нашей эры. Впервые он был описан его современником Калликсеном Родосским в утраченном Пери Александрии . В начале III века нашей эры Афиней цитирует это в своих «Дейпнософистах» . [1] [2]
Филопатор построил корабль с сорока рядами гребцов, длиной двести восемьдесят локтей и тридцать восемь локтей от одного борта до другого; а высота до планширя была сорок восемь локтей; а от самой высокой части кормы до ватерлинии было пятьдесят три локтя; и было у него четыре руля, каждый по тридцать локтей в длину. . . И было у корабля две головы, две кормы и семь клювов . . . И когда он вышел в море, в нем находилось более четырех тысяч гребцов и четыреста сверхштатных людей; а на палубе находились три тысячи морских пехотинцев или минимум две тысячи восемьсот пятьдесят. И, кроме всего этого, под палубой находился еще один большой отряд людей и огромное количество провианта и припасов.
Плутарх , писавший в конце I века нашей эры, также упомянул это огромное судно в своей «Жизни Деметрия» , части его серии «Параллельные жизни» , не соглашаясь или слегка неверно цитируя высоту до вершины кормы, которая, как он сообщает, составляет сорок восемь локтей: [3]
Птолемей Филопатор построил [корабль] из сорока рядов весел, длина которого имела двести восемьдесят локтей, а высоту до верха кормы — сорок восемь; на нем находились четыреста матросов, не занимавшихся греблей, и четыре тысячи гребцов, и, кроме того, на сходнях и палубах у него было место почти для трех тысяч воинов. Но этот корабль был просто для галочки; и поскольку она мало отличалась от стационарного сооружения на суше, предназначавшегося для демонстрации, а не для использования, ее перемещали лишь с трудом и опасностью.
Обратите внимание, что перевод «сорок банков» является буквальным; см. ниже.
Конфигурация весел
[ редактировать ]
Трирема эллинистическим , трехъярусная галера с одним человеком на весло, была основным военным кораблем вплоть до IV века до нашей эры. В то время потребность в более тяжелых кораблях привела к развитию слова «полиремы», означающего «много весел», применительно к «четверкам» ( тетре- по-гречески, квадри- по-латыни) или более. [4] и «пятерок» ( пента- по-гречески, quinque- по-латински) и позже до «десяток», самых крупных, которые, по-видимому, применялись в бою. [5] [6] [7] Были построены более крупные полиремы: Птолемей II Филадельф в конечном итоге построил «двадцатку» и «тридцать», а Птолемей IV Филопатор построил «сорок». [5]
Максимальное практическое количество весл, которое корабль мог иметь с логистической точки зрения, составляло три (греческое и латинское три- ). [5] [8] [9] За пределами трех цифра в названии типа уже не относилась к количеству рядов весел (как для бирем и трирем, соответственно два и три ряда весел с одним гребцом на весло), а к числу гребцов на вертикаль. секция, по несколько человек на каждом весле. [5] Действительно, то, что корабль был обозначен большим номером типа, не означало, что он обязательно имел или управлял всеми тремя возможными рангами: квадрирема могла быть простой эволюцией стандартной триеры, но с двумя гребцами на верхнем весле; [10] возможно, это была также бирема с двумя мужчинами на каждом весле; или же у него могла быть одна шеренга по четыре человека на каждом весле. [11] Классы кораблей могли различаться по своей конфигурации в зависимости от региона и во времени, но ни в коем случае «четверка» не имела четырех горизонтальных рядов весел. [12]
Из галер, использовавшихся в 16-18 веках нашей эры, известно, что максимальное количество людей, которые могут эффективно управлять одним веслом, составляет восемь. [13] Далее Кассон пишет, что весла были подходящей длины не более чем для восьми гребцов. [14]
Упоминание Калликсеном о транитовых веслах «сорока» (самый верхний уровень гребли триеры) привело Кассона к выводу, что «сорок» имел три шеренги. Он указывает на практический предел в восемь гребцов на весло, что дает максимальный размерный класс «двадцать четыре», а также на необходимость гораздо большей палубы, чем может обеспечить один корабль, чтобы вместить заявленное количество морских пехотинцев. . В сочетании с описанием Калликсена корабля, имеющего две носовые части и две кормы, Кассон предполагает, что «сорока», должно быть, была катамараном , состоящим из двух трехрядных «двадцаток», соединенных палубой. [14] [15] Каждая колонна или секция корабля состояла из двадцати гребцов; возможно, по восемь гребцов в верхней шеренге каждой секции, семь в средней и пять в нижней. [14]
Технические характеристики
[ редактировать ]
В катамаране из двух «двадцаток» с 4000 гребцов их будет по 2000 на корпус и, следовательно, по 1000 на борт. Длина 130 м позволяла разместить 50 вертикальных секций по три весла в каждой, причем каждая вертикальная секция вмещала 20 гребцов (отсюда и обозначение «двадцать»). Таким образом, на каждой стороне будет по 150 весел. Кассон предположил, что, возможно, две внутренние стороны не были оборудованы веслами и что гребцы там действовали как резервный экипаж для гребцов на внешней стороне, поэтому на «сороковке» должно было быть либо 300, либо 600 весел. [16]
Подробности
[ редактировать ]Источник: [17]
- Длина: 280 локтей, 420 футов (130 м).
- Ширина: 38 локтей, 57 футов (17 м) (на корпус катамарана, если Кассон прав)
- Высота от ватерлинии до кончика кормы: 53 локтя, 79,5 футов (24,2 м).
- Высота от ватерлинии до кончика носа: 48 локтей, 72 фута (22 м).
- Длина рулевых весел (4): 30 локтей, 45 футов (14 м).
- Самые длинные гребные весла: 38 локтей, 57 футов (17 м).
- Другие: 4000
- Офицеры, рядовые, матросы: 400.
- Морские пехотинцы: 2850
Использовать
[ редактировать ]У него было семь морских таранов, один главный, [2] а палуба служила устойчивой платформой для катапульт, которые часто устанавливались на супергалерах. [18] Однако «сороковка», скорее всего, была всего лишь экспонатом; Плутарх описывает корабль как предназначенный только для выставки. [19]
Запуск
[ редактировать ]Чтобы спустить на воду огромный корабль, инженеры разработали – на тот момент новаторскую – конструкцию сухого дока : [20]
Но после этого финикийец изобрел новый способ его спуска на воду (« Тессараконтер» ), выкопав под ним траншею, равную длине самого корабля, которую он выкопал недалеко от гавани. И сделал во рве подпорки из твердого камня глубиной в пять локтей, и поперек них положил крест-накрест брусья, проходящие во всю ширину рва, на расстоянии четырех локтей друг от друга; а затем, проложив канал из моря, он заполнил все пространство, которое он выкопал, водой, из которой он легко вывел корабль с помощью тех людей, которые оказались под рукой; затем, закрыв первоначально сделанный вход, он снова слил воду с помощью двигателей (organois); и когда это было сделано, судно надежно опиралось на вышеупомянутые поперечины. [21]
Было подсчитано, что доку могло потребоваться около 750 000 галлонов воды. для подъема судна [22]
Споры
[ редактировать ]Даже в XIX веке сказочное описание сосуда было подвергнуто сомнению. Учитывая техническую проблему, с которой сталкивается судно такого размера, судно вообще не существовало бы, иначе данное описание было бы преувеличением. Фрэнк Бутт Гудрич (1858 г.) указал на несколько проблем судна: [23]
- Первоначально предполагалось, что судно будет состоять из сорока ярусов (гребцов). Судну потребуются весла длиной около 70 футов (21,34 м) для самого верхнего яруса, что вряд ли будет сделано в ту эпоху.
- Поскольку число весел и гребцов оценивается в 4000 человек, управлять ими было бы трудно, так как каждому человеку нужно было управлять веслом огромных размеров.
- Численность личного состава тоже фантастическая: 2850 бойцов и 4000 гребцов, всего 6850 человек.
- Говорят, что у судна были «двойные носы», если это интерпретировать как катамаран, то сила и давление воды разделили бы их из-за большого сопротивления, оказываемого огромными размерами судна.
- Судну огромного размера оказалось бы очень сложно маневрировать, разворот в большом радиусе занял бы около 1 часа.
См. также
[ редактировать ]
- Китайский корабль с сокровищами , который некоторые считают церемониальным из-за его непрактичных размеров.
- Леонтофор , еще один эллинистический корабль спорной длины.
- Jong , тип большого яванского корабля, некоторые из которых крупнее самых крупных португальских кораблей.
- Список самых длинных деревянных кораблей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Афиней (1854 г.). «В:37» . Деипнософисты . Том. I. Перевод CD Yonge . Генри Дж. Бон . стр. 324–325.
- ^ Jump up to: а б Афиней. «В:37» . Деипнософисты . Перевод CD Yonge. стр. 203–204.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Плутарх . «Жизнь Деметрия 43:4» . Плутарх жив . Том. IX. Перевод Бернадота Перрена . Классическая библиотека Леба . п. 910.
- ^ Уильям М. Мюррей (2012). Эпоха титанов: взлет и падение великих эллинистических флотов . Издательство Оксфордского университета . п. 3. ISBN 978-0195388640 .
см. примечание 2
- ^ Jump up to: а б с д Филип де Соуза (2007). «Б. Военно-Морские Силы». У Филипа Сабина ; Ханс ван Вис; Майкл Уитби (ред.). Кембриджская история греческих и римских войн, Том 1 . Издательство Кембриджского университета . п. 357. ИСБН 978-0521782739 .
- ^ Дэвид Блэкман ; Борис Ранков (2013). «Корабли и корабельные сараи: Большие полиремы». Корабли Древнего Средиземноморья . Издательство Кембриджского университета. п. 82. ИСБН 978-1107001336 .
- ^ Джон Моррисон (1995). «Элинистические весельные военные корабли 399-31 гг. до н.э.». Эпоха галеры . Конвей Мэритайм Пресс . п. 77. ИСБН 978-0851779553 .
- ^ Уильям М. Мюррей (2012). Эпоха титанов: взлет и падение великих эллинистических флотов . Издательство Оксфордского университета. стр. 7–8. ISBN 978-0195388640 .
- ^ Лайонел Кассон (1994). «Глава 7: Эпоха супергалер» (PDF) . Корабли и мореплавание в древние времена . Издательство Техасского университета . п. 84 . ISBN 029271162X . Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2004 г.
- ^ Лайонел Кассон (1994). «Глава 7: Эпоха супергалер» (PDF) . Корабли и мореплавание в древние времена . Издательство Техасского университета. п. 83 . ISBN 029271162X . Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2004 г.
- ^ Уильям М. Мюррей (2012). Эпоха титанов: взлет и падение великих эллинистических флотов . Издательство Оксфордского университета. п. 8. ISBN 978-0195388640 .
- ^ Уильям М. Мюррей (2012). Эпоха титанов: взлет и падение великих эллинистических флотов . Издательство Оксфордского университета. п. 10. ISBN 978-0195388640 .
- ^ Лайонел Кассон (1994). «Глава 7: Эпоха супергалер» (PDF) . Корабли и мореплавание в древние времена . Издательство Техасского университета. п. 82 . ISBN 029271162X . Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с Лайонел Кассон (1994). «Глава 7: Эпоха супергалер» (PDF) . Корабли и мореплавание в древние времена . Издательство Техасского университета. п. 86 . ISBN 029271162X . Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2004 г.
- ^ Лайонел Кассон (1995). «Глава 6» . Корабли и мореплавание в древнем мире . Издательство Университета Джонса Хопкинса . стр. 107–112. ISBN 0801851300 .
- ^ Лайонел Кассон (1995). «Глава 6» . Корабли и мореплавание в древнем мире . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 111–112. ISBN 0801851300 .
- ^ Лайонел Кассон (1995). «Глава 6» . Корабли и мореплавание в древнем мире . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 108–109. ISBN 0801851300 .
- ^ Лайонел Кассон (1995). «Глава 6» . Корабли и мореплавание в древнем мире . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 110–111. ISBN 0801851300 .
- ^ Лайонел Кассон (1995). «Глава 6» . Корабли и мореплавание в древнем мире . Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 140. ИСБН 0801851300 .
- ^ Олесон 1984 , с. 33
- ^ Афиней из Навкратиса (Йонг, компакт-диск, редактор) Деипнософисты, или Банкет ученых Афинея , том I, Лондон: Генри Г. Бон, стр.325 (5.204c)
- ^ Ландельс 2000 , с. 163
- ^ Гудрич, Фрэнк Бутт (1858). Человек на море: или История морских приключений, исследований и открытий с древнейших времен до наших дней . Филадельфия: Дж. Б. Липпинкотт и компания. стр. 63–64.
Источники
[ редактировать ]- Ланделс, Дж. Г. (2000), Инженерное дело в древнем мире (пересмотренная редакция), University of California Press, ISBN 0-520-22782-4
- Олесон, Джон Питер (1984), Греческие и римские механические водоподъемные устройства: история технологии , University of Toronto Press, ISBN 90-277-1693-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Древние мореплаватели , Лайонел Кассон, 2-е изд., Princeton University Press , 1991.
- Корабли и мореплавание в древние времена , Лайонел Кассон, University of Texas Press, 1994, полная версия хранится в Открытой библиотеке.