Богородица
Модель португальского карака Madre de Deus в Морском музее (Лиссабон)
| |
История | |
---|---|
Португалия | |
Имя | Мадре де Деус , Богородица и Мадре де Диос |
Строитель | Лиссабонские верфи, Королевство Португалия |
В эксплуатации | 1589 |
Выведен из эксплуатации | 1592 |
Судьба | В плену у англичан |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Каррак |
Смещение | 1600 тонн |
Тонны нагрузки | 900 тонн |
Длина | Киль 30,48 м (100 футов), 50,29 м (165 футов) (от клюва до кормы) [ 2 ] |
Луч | 14,27 метра (46 футов 10 дюймов) |
Черновик | 9,45 м (31 фут) [ а ] |
План паруса | Полностью оснащенная главная мачта имеет высоту 36,88 м (121 фут). |
Дополнить | 600–700 человек |
Вооружение | Не менее 32 орудий |
Madre de Deus ( Богородица ; также называемая Mãe de Deus и Madre de Dios ) — португальская океанская карака , известная своим вместительным грузом и провизией для дальних путешествий. Она возвращалась из своего второго путешествия на Восток под командованием капитана Фернана де Мендонсы Фуртадо, когда была захвачена англичанами во время битвы при Флоресе в 1592 году во время англо-испанской войны . Ее последующий захват разжег аппетит англичан к торговле с Дальним Востоком, который в то время был монополией Португалии.
Описание
[ редактировать ]Построенный в Лиссабоне в 1589 году, он имел длину 50 метров (165 футов), ширину 14 метров (47 футов), грузоподъемность 1600 тонн и мог перевозить 900 тонн груза. [ 3 ] У него было семь палуб, а осадка на момент прибытия в Дартмут составляла 26 футов (7,9 м). Ее несколько колод; состоял из главной орлоп , трех главных палуб, полубака и лонжерона по два этажа каждая. Длина киля составляла 100 футов (30 м), грот-мачты — 121 фут (37 м), а ее окружность у партнеров — чуть более 10 футов (3,0 м). Главный двор имел длину 106 футов (32 м). [ 4 ] Помимо прочего вооружения, он был вооружен тридцатью двумя орудиями, имел от 600 до 700 членов экипажа, позолоченную надстройку и трюм, наполненный сокровищами. [ 5 ] : 294
Захватывать
[ редактировать ]В 1592 году в силу Пиренейского союза действие англо -португальского договора 1373 года было приостановлено, а поскольку англо-испанская война все еще продолжалась, португальское судоходство было справедливой целью для Королевского флота .
3 августа 1592 г. [ 6 ] (источники различаются в зависимости от даты) английская военно-морская эскадра из шести человек, оснащенная графом Камберлендом и Уолтером Рэли, отправилась на Азорские острова, чтобы перехватить испанские корабли из Нового Света , когда португальский флот приблизился к острову Корво . [ б ] « Робак» под командованием Джона Бурга наконец взял ее после ожесточенного однодневного боя возле острова Флорес .
Среди этих богатств были сундуки, наполненные драгоценностями и жемчугом, золотыми и серебряными монетами, амброй , рулонами ткани высочайшего качества, прекрасными гобеленами, 425 тонн перца , 45 тонн гвоздики , 35 тонн корицы , 3 тонны булавы , 3 тонн мускатного ореха , 2,5 тонны бенджамина (сильно ароматная бальзамическая смола, используемая в парфюмерии и лекарствах), 25 тонн кошенили и 15 тонн черного дерева . [ с ]
Существовал также документ, напечатанный в Макао в 1590 году, содержащий ценную информацию о торговле между Китаем и Японией ; Хаклюйт отмечает, что он был «заключен в футляр из сладкого кедрового дерева и почти стократно покрыт тонкой каликутской тканью, как если бы это был несравненный драгоценный камень».
Последствия
[ редактировать ]Каракка, стоявшая на якоре в Дартмуте, была украдена любопытными местными жителями; он привлекал всевозможных торговцев, дилеров, карманников и воров со всей округи. К тому времени, как Уолтер Рэли восстановил порядок, груз стоимостью полмиллиона фунтов (почти половина размера английской казны и, возможно, второе по величине сокровище за всю историю после «Выкупа Атауальпы» ) сократился до 140 000 фунтов стерлингов.
См. также
[ редактировать ]- Служба Армады
- Список самых длинных деревянных кораблей
- Санта-Катарина (корабль) , ее захват голландцами увеличил капитал ЛОС более чем на 50%
- Санта-Анна (корабль 1522 г.)
- Святой Иоанн Креститель (галеон)
- Пять ран (1559)
- Джонг (корабль)
- Баочуань
Примечания
[ редактировать ]- ^ Осадка, как заявил Хаклюйт, составляет 9,45 м (31 фут) в снаряженном состоянии и 7,92 м (26 футов) после передачи части груза, но это явно абсурдно, учитывая, что она была бы глубже или равна кораблям 1-го ранга. XVIII–XIX веков. Джордан отметил предполагаемый фрегат под названием Madre de Deus с осадкой 5,12 м (16,8 футов). Он отметил, что глубина этого корабля необычно больше по сравнению с другими фрегатами и может быть ошибкой в транскрипции. [ 1 ]
- ^ Гольфстрим . и западные ветра сходятся возле Азорских островов, где проходят корабли, приходящие из обоих районов
- ↑ Была проведена инвентаризация, и в отчете упоминается «великая благосклонность Бога к нашему народу, который, передав эту покупку в наши руки, явно обнаружил те тайные ремесла и индийские богатства, которые до сих пор странным образом скрывались и хитро скрывались от нас». В нем также говорится о следующих товарах на борту, помимо драгоценностей: «специи, лекарства, шелка, бязь, одеяла, ковры и краски и т. д. Пряностями были перец, гвоздика, мускатный орех, мускатный орех, корица, зелень, имбирь : лекарства были бенджаминами. , ладан , галингале, мирабилис, алоэ зокотрина, камфир : шелка , дамаски , тафты , редкость, альт бассос, то есть подделка, парча из золота, необработанный китайский шелк, шелк с рукавами, белый крученый шелк, кудрявый кипарис . Ситцы были . Ситцы-книжки, ситцы-лауны, широкие белые ситцы, тонкие накрахмаленные ситцы, ситцы белые, коричневые ситцы, коричневые ситцы. Были также балдахины и конечно пеленальные полотенца, одеяла, конечно же, сарценетовые и ситцевые, ковры, подобные турецким . ; к этому следует добавить жемчуг, мускус , цивет и амбру . Остальные товары были многочисленны, но менее ценны; как слона зубы , фарфоровые сосуды из Китая, кокосовые орехи , шкуры, эбеновое дерево, черное, как гагат, сделанное из него, ткань из коры деревьев, очень странная по своей сути и искусственная по качеству». [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордан, Брайан (2001). «Разбитые корабли и разрушенные империи: интерпретация останков корпуса Санто-Антониу-де-Танна с использованием археологических и исторических данных» . Международный симпозиум по археологии средневековых и современных кораблей иберийско-атлантической традиции : 301–316 . Получено 26 марта 2022 г. - через Academia.edu .
- ^ Хаклюйт, Ричард (1904). Основные навигации, путешествия, передвижение и открытия английской нации, совершенные морским или сухопутным путем в отдаленные и самые отдаленные уголки Земли в любое время в пределах этих 1600 лет . Том. 7. Глазго : Дж. Маклехоз и сыновья. стр. 116–117 - через Интернет-архив .
- ^ Смит, Роджер (1986). «Типы кораблей раннего Нового времени, 1450–1650 гг.» . Библиотека Ньюберри . Архивировано из оригинала 20 июля 2008 г. Проверено 11 марта 2014 г.
- ^ Хаклюйт, Ричард (1598). Основные навигации, путешествия, перевозки и открытия английской нации . п. 570.
- ^ Уимпер, Фредерик (1877). Море: захватывающая история приключений, опасностей и героизма. Том 1 и 2 . Лондон, Париж и Нью-Йорк: Касселл Петтер и Галпин.
- ^ Роли, Уолтер (1999). Лэтэм, Агнес Мэри Кристабель ; Юингс, Джойс А. (ред.). Письма сэра Уолтера Рэли . Эксетер : Эксетерский университет Press . п. 78. ИСБН 978-0-85989-527-9 . OCLC 42039468 .
- ^ Кессель, Эльсье ван (июль 2020 г.). «Инвентаризация Мадре де Деус: прослеживание азиатской материальной культуры в Англии раннего Нового времени» . Журнал истории коллекций . 32 (2). Издательство Оксфордского университета : 207–223. дои : 10.1093/jhc/fhz015 . hdl : 10023/23036 . ISSN 0954-6650 . Проверено 9 апреля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ландес, Дэвид Сол (1999). Богатство и бедность народов . WW Нортон и компания. ISBN 0-393-31888-5 .
- Пуга, Рожерио Мигель (декабрь 2002 г.). «Присутствие «португальцев» в Макао и Японии в навигациях Ричарда Хаклюйта » . Бюллетень португальских/японских исследований . 5 : 81–116. ISSN 0874-8438 . Проверено 26 марта 2022 г. - через Redalyc .