Цветок моря
![]() Флор ду Мар изображен в виде галеона в «Ротейро де Малакка» XVI века.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Цветок моря |
Строитель | Лиссабонские верфи, Королевство Португалия |
В эксплуатации | 1502 |
Не работает | 1511 |
Судьба | Потерян во время шторма, 20 ноября 1511 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Каррак |
Смещение | Неизвестный |
Тонны нагрузки | 400 тонн [ 2 ] : 267 |
Длина | 36 м (118,1 футов) (малайзийская копия) [ 1 ] |
Луч | 8 м (26,2 фута) (малазийская копия) [ 1 ] |
План паруса | Полное оснащение |
Дополнить | 500 человек [ 3 ] : 303 [ 4 ] [ примечание 1 ] |
Вооружение | 50 орудий (всего) [ 3 ] : 303 [ примечание 2 ] |
Флор до Мар или Флор де ла Мар (Морской цветок, пишется как Фрол де ла Мар) . в португальских хрониках XVI века [ 5 ] ) представляло собой португальское нау ( каррак ) водоизмещением 400 тонн, которое на протяжении девяти лет участвовало в решающих событиях в Индийском океане вплоть до его затопления в ноябре 1511 года. Дворянин Афонсу де Альбукерке возвращался с завоевания Малакки, привезя с собой большой клад для португальского короля, когда корабль затерялся у берегов Суматры . Копия Флор-ду-Мар находится в Морском музее в Малакке , Малайзия .
История
[ редактировать ]
Карьера
[ редактировать ]Flor do Mar был построен в Лиссабоне в 1502 году и являлся одним из лучших судов того времени. Она была построена для португальского пробега в Индию . При водоизмещении в 400 тонн это была самая большая карака из когда-либо построенных, почти вдвое больше самых крупных кораблей, участвовавших в предыдущих рейсах. [ нужна ссылка ]
она совершила Свою первую поездку из Португалии в Индию в 1502 году под командованием Эстевана да Гамы , двоюродного брата Васко да Гамы . Однако ее обратный путь в 1503 году встретил некоторые трудности: когда-то она была загружена специями, из-за ее большого размера и веса ей было трудно маневрировать, особенно в быстрых течениях Мозамбикского пролива (особенно вокруг мыса Коррентес ). Очевидец Томе Лопес сообщает, что у нее возникли протечки и она была вынуждена остановиться для ремонта на острове Мозамбик почти на два месяца. Наконец она прибыла в Португалию в конце 1503 года.
Флор ду Мар снова отправился в очередной поход в Индию в марте 1505 года под командованием Жуана да Нова в составе 7-го португальско-индийского флота из 22 кораблей, на борту которого находился Д. Франсиско де Алмейда в качестве первого наместника Португальской Индии . На обратном пути в 1506 году она снова столкнулась с трудностями в Мозамбикском проливе. Из-за утечки судно было вынуждено снова пришвартоваться на острове Мозамбик для длительного ремонта. На этот раз она застрянет в канале примерно на десять месяцев. Нова неоднократно пытался вытащить ее, но у тяжелогруженного корабля постоянно возникали проблемы, вынуждавшие его вернуться на остров, отремонтировать и попробовать еще раз.
Корабль и его разочарованный капитан все еще застряли в Мозамбике, когда их нашли в феврале 1507 года — почти ровно через год после того, как Флор ду Мар покинул Индию — уходящей 8-й индийской армадой под командованием Тристана да Кунья . [ 6 ] Кунья приказал своим командам помочь восстановить судно до мореходного состояния, выгрузить корабельный груз специй на другой транспорт, направлявшийся в Португалию (под командованием Антониу де Салданья ), а затем аннексировать пустой Флор-ду-Мар и ее капитана в свою Индию. связанная армада. Ей никогда не суждено было вернуться в Португалию.
Флор ду Мар и ее капитан Жуан да Нова участвовали в завоевании Кунья Сокотры . После этого, к удивлению Новы, Кунья приказал ей оставаться в западной части Аравийского моря, в составе патрульной эскадры Афонсу де Альбукерке . Нова и корабль участвовали в завоевании под руководством Альбукерке городов Куриати (Курят), Маската в июле 1507 года, Хор-Факкана (приняв также подчинение городов Калхат и Сохар ) и Ормуза в том же году. Два года спустя в Индии он был командирован в качестве флагмана Д. Франсиско де Алмейды в битве при Диу в 1509 году . Жоау да Нова умер в том же году в Кочине, и Алмейда (завершивший свой срок на посту вице-короля) планировал сам вернуть Флор ду Мар обратно в Португалию, уделяя особое внимание тому, чтобы привести ее в форму. Но его преемник Афонсу де Альбукерке запретил это и оставил корабль в Индии, предоставив вместо этого Алмейде другой корабль, который он мог бы забрать домой. [ 7 ]
По приказу Афонсу де Альбукерке Флор ду Мар поддержал завоевание Гоа в 1510 году, а также завоевание Малакки в 1511 году.
Емкость
[ редактировать ]
Флор ду Мара Долголетие было поразительным. В то время, когда индийские корабли строились всего на три или четыре года полезной службы, «Флор ду Мар» был одним из самых долговечных кораблей Индии . Однако ее служба в качестве грузового корабля оставляла желать лучшего. Будучи опасным для плавания при полной загрузке, он совершил только один полный рейс в Индию, и не без трудностей. Тем не менее, опыт корабля позволил нам многому научиться. Хотя несколько более крупных кораблей водоизмещением 600, 900 и 1500 тонн [ нужны разъяснения ] — время от времени строились, среднее индийское нау колеблется в пределах 400–450 тонн. Таким образом, Флор-ду-Мар можно считать [ по мнению кого? ] прототип того , что впоследствии стало типичным индийским нау XVI века. Опыт корабля также привел к институционализации «внешнего маршрута», то есть капитанам тяжелонагруженных больших кораблей было приказано не возвращаться через быстрый Мозамбикский канал, а плыть более длинным, но спокойным курсом к востоку от Мадагаскара .
Кораблекрушение
[ редактировать ]Несмотря на то, что уже считается [ кем? ] Небезопасный, Флор-ду-Мар служил для поддержки завоевания Малакки, тогда крупнейшего торгового центра Ост-Индии . Учитывая его большую вместимость, Афонсу де Альбукерке решил использовать корабль для перевозки огромных сокровищ, украденных из дворца султана Малакки , обратно в Португалию. [ 8 ]
Когда «Флор ду Мар» вышел из Малакки в конце 1511 года и плыл вдоль северо-восточного суматранского штата Пасе, в Малаккском проливе, он попал в шторм и разбился на мелководье, что привело к многочисленным жертвам. [ 9 ] Корабль не пережил шторм и затонул в ночь на 20 ноября 1511 года у мыса Тимиа в Королевстве Ару, Суматра. [ 10 ] [ 11 ]
Афонсу де Альбукерке удалось спасти в тяжелейших условиях, используя импровизированный плот, но груз был безвозвратно утерян. [ 12 ] Также погибли более 400 человек на борту. [ 13 ] Флор де ла Мар до сих пор лежит необнаруженным на морском дне.
Попытки найти и спасти место кораблекрушения вызвали споры. Португалия, Индонезия и Малайзия претендуют на право утилизации. [ 14 ] Копия Флор-ду-Мар находится в музее Малакки Морском .
Потерянное сокровище Флор -де-ла-Мар играет важную роль в сериала BBC «Доктор Кто» эпизоде 2022 года «Легенда о морских дьяволах» .
См. также
[ редактировать ]
- Санта-Анна (корабль 1522 г.)
- Святой Иоанн Креститель (галеон)
- Петр Данцигский (корабль)
- похотливый
- О Браво (молодой)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Представленная здесь емкость взята из Хикаят Ханг Туах , который не является современным и написан примерно (и после) 17 века. Возможно, что в условиях перегрузки «Флор де ла Мар» сможет перевозить столько людей, но обычная вместимость будет меньше этой. Известно, что Хикаят Ханг Туах преувеличивает; Число португальцев, вторгшихся в Малакку, составит около 20 000 человек, тогда как на самом деле их около 1000.
- ^ Также имеется в виду Хикаят Ханг Туах . Артиллерии, которую он несет, должно быть меньше, потому что португальские корабли обычно легко вооружены для своих размеров, а военно-морская тактика использования бортовых залпов, полных тяжелых пушек, еще не разработана. Португальская тактика 16-го полка делала упор на абордаж и атаку с близкого расстояния с артиллерийским огнем.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Музейная корпорация Малакки (18 сентября 2020 г.). «Музей океана (Флор де ла Мар)» . Музей и галерея Малакки . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ Манген, Пьер-Ив (сентябрь 1980 г.). «Корабль Юго-Восточной Азии: исторический подход». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 11 (2): 266–276. дои : 10.1017/S002246340000446X . JSTOR 20070359 .
- ^ Jump up to: а б Нугрохо, Ираван Джоко (2011). Морская цивилизация Маджапахит . Сулух Нусвантара Бакти. ISBN 978-602-9346-00-8 .
- ^ Нугрохо (2011). п. 290, цитируя Хикаят Ханг Туах XXIV: 429. Итак, феринги сказали: «Мы собираемся атаковать Малакку по приказу султана Португалии с сорока кораблями, и на одном корабле пятьсот человек и пятьдесят пушек (Так) сказали португальцы : «Мы все хотим атаковать Малакку по приказу султана Португалии с помощью сорока галер, и на каждой галере было пятьсот человек и пятьдесят пушек.)
- ^ Альбукерке , Баррос , Коррейя , Коуто .
- ^ Жоао де Баррос (1552–1559) Азиатские десятилетия , том. 3, с.17-18
- ^ Баррос, стр.333
- ^ Диффи, Бейли В. и Джордж Д. Виниус (1977). Основы Португальской империи, 1415–1580 , стр.260.
- ^ Пирес, Томе, Армандо Кортесан, Франсиско Родригес (1990), Восточная сума Томе Пиреса, 1512-1515 , Laurier Books Ltd., стр. 146. ISBN 81-206-0535-7
- ^ Мохд. Шерман Сауффи, помощник куратора музея Саравака, «Флор де ла Мар: потерянный корабль 1511 года»
- ^ Кайник, Паскаль. «Флор до Мар» . www.oceantreasures.org . Проверено 5 ноября 2016 г.
- ^ "Ничего не сохранилось, кроме золотой короны и меча и рубинового кольца, посланного королем Сиама королю Д. Мануэлю. Среди потерь Афонсу де Альбукерке больше всего горевал найденный им в Наодабегеа браслет, который он нашел достойны восхищения и намеревались показать королю, а также четыре (или шесть) бронзовых львов султана Малакки, которых он предназначил для своей могилы». См. «Комментарии великого Афонсу Далбокерке, второго вице-короля Индии» , том 1. Афонсу де Альбукерке, Уолтер де Грей Берч, стр. 1. 199-200
- ^ «Флор до Мар» . www.oceantreasures.org . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ МакНирни, Эллисон. Сокровище стоимостью 2,6 миллиарда долларов все еще потеряно на дне моря , The Daily Beast. Проверено 7 января 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дитер Деллингер, Текст опубликован в REVISTA DE MARINHA в апреле 1989 г. [1]
- Сержиу Луис де Карвальо, Цветок моря: 1510–1515 с Альбукерке в Индии, Texto Ed., 1993, ISBN 972-47-0422-Х
- Диффи, Бейли В. и Джордж Д. Виниус (1977). Основания Португальской империи, 1415–1580 гг . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 0-8166-0782-6 .
- Альбукерке, Бразилия (1774 г.). Комментарии великого Афонсу Дальбокерке . Лиссабон: Na Regia Officina Typografica. Доступно на английском языке как «Комментарии великого Афонсу Далбокерке, второго вице-короля Индии» . Лорье Букс Лтд. /АЕС 2000 ISBN 978-81-206-1514-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальный музей Малакки Морской музей Малакки.