похотливый
![]() Малайская галера XVI века. Это не Мендам Берахи , но он дает представление о том, как выглядел малайский гали того периода.
| |
История | |
---|---|
Малаккский султанат | |
Имя | похотливый |
Тезка | Пьяный романс, [ 1 ] скрытое желание, тайное желание, подавленная страсть, скрытая страсть [ 2 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Дорогой или галерный |
Длина | 180 футов (54,9 м) [ 3 ] |
Луч | 36 футов (11,0 м) [ 3 ] |
Вооружение | 7 пушек |
Мендам Берахи был легендарной королевской галерой ( классический малайский : ghali kenaikan raja ), которая, как говорят, использовалась Малаккским султанатом в начале 16 века. Этот корабль вымышленный, записанный в эпосе «Хикаят Ханг Туах» , и этот тип корабля, « Гали », не существовал до 1530-х годов.
Этимология
[ редактировать ]Название Мендам Берахи изначально не было малайским , скорее оно происходит от яванского и сунданского слов mendem birahi . Оно также может происходить от кави ( старояванский ) и яванских слов mendam brahi , [ 4 ] что означает пьяный роман. [ 1 ]
Историография и подлинность
[ редактировать ]Мендам Берахи упоминается только в Хикаяте Ханг Туах , и никакие другие малайские рукописи не упоминают о его существовании. [ 5 ] [ 6 ] Современные португальские записи показывают, что галеры появились в составе региональных флотов в конце 1530-х годов, до этого основой малайского флота были ланкараны . Лишь в 1560-х годах гали получил более широкое распространение и использовался в основном жителями Ачеха , а не малайцами. Само слово «гали» является заимствованным из португальского языка, поэтому существование гали во времена расцвета Малаккского султаната является анахронизмом . [ 7 ] [ 8 ] : 77, 210–212 [ 6 ] Жители Малайского полуострова не пользовались большими кораблями. В морской войне малайцы использовали ланкаран и бантинг , приводимые в движение грудными веслами (веслами) и 2 мачтами, с 2 рулями (по одному с обеих сторон корпуса). Малайцы не привыкли плавать по океану, совершают лишь каботажные плавания вдоль берегов Малайского полуострова. [ 9 ] По данным Афонсу де Альбукерке, во время нападения португальцев на Малаккский султанат в 1511 году малайцы использовали неустановленное количество ланкаранов ( ланчара ) и двадцати пенджаджапов ( пангаджаоа ). [ 10 ] [ 11 ]
Малакканцы не столкнулись с португальцами в открытом бою между кораблями в море во время их столкновения в 1509 году, как утверждалось в Хикаяте Ханг Туах , но застали португальцев врасплох, используя маскировку, предательство и засаду, чтобы захватить португальцев. Португальская делегация. [ 12 ]
Записи о корабле можно найти только в Хикаяте Ханг Туах , а в других малайских источниках, таких как Малайские Анналы, о нем не упоминается. [ 13 ] В португальских отчетах также не упоминается Мендам Берахи , хотя в книге Томе Пиреса « Suma Oriental» есть упоминания о большом корабле, где он упоминает «флагманский корабль» Малакки, несший множество бомбардировок. Однако этот корабль не обязательно «Мендам Берахи» и может быть другим кораблем. [ 14 ] [ Примечание 1 ] Хикаят Ханг Туах отмечает, что история Ханг Туах относится к той же временной шкале, что и история Радена Ину из королевства Джанггала (1045–1136), и рассказывает, что султан Малакки хотел жениться на Раден Галух Сендере Киране. Эта история была адаптирована из яванских сказок Панджи , а историю Хикаята Ханг Туах можно считать простым мифом. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Поскольку « Мендам Берахи» ученые и политики часто использовали его в качестве доказательства мастерства малайцев в судостроении был довольно большим кораблем, современные малайзийские . [ 18 ] до такой степени, что многие думают, что корабль действительно существует. [ 4 ] Однако проверка имеющихся данных показывает, что это предположение неверно: этот корабль — вымышленный корабль, а большие корабли архипелага Нусантара не были построены малайцами или султанатом Малакка. Малакка производит только маленькие сосуды, а не большие. Крупной судостроительной промышленности в Малакке нет — ее промышленность не способна производить глубоководные корабли; только небольшие, легкие, быстроходные суда. ) жители Малакки покупали Большие корабли ( джонг в других частях Юго-Восточной Азии, а именно на Яве и Пегу, но не строили их. [ 19 ] : 39 [ 20 ] [ 21 ] : 124 [ 6 ] [ 22 ]
Хикаят Ханг Туах был написан после 17 века, более чем через 100 лет после падения Малакки. [ 23 ] Хотя история Хикаята Ханг Туаха разворачивается в султанате Малакка (1400–1511 гг.), она отражает события, произошедшие в султанате Джохор в 17 веке, а точнее, в золотой век Джохора в 1640-1670-х годах. Главный герой, Ханг Туах, — вымышленный персонаж, но история частично основана на реальной истории адмирала Абд аль-Джамиля ( Тун Абдул Джамиль ) из Джохора. [ 24 ] Путешествие малакканского посла в страну Рума ( турок-османов ) для покупки пушек так и не состоялось, история была основана на отправке ряда ачехских посольств в Османскую империю в 16 веке. [ 25 ]
Описание
[ редактировать ]Мендам Берахи имел длину 60 газов (180 футов или 54,9 м). [ Примечание 2 ] шириной 6 депа (36 футов или 11 м). [ 3 ] Согласно исследованию Рохаиды Камаруддина, преобразование единиц измерения, упомянутых в старых малайских рукописях, приведет к длине 50,292 м и ширине 10,9728 м. [ 26 ] По словам Иравана Джоко Нугрохо, длина составляет 50 м, а ширина – 12 м. [ 27 ] в то время как Пьер-Ив Манген оценил его длину в 67 м и ширину в 11 м с обычным соотношением длины к ширине, встречающимся на галерах, примерно 7:1. [ 13 ] Корабль был вооружен 7 мериамами (родной пушкой). [ Примечание 3 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Корабль имел прочный каркас, стены были отделаны красивой обшивкой и покрыты бархатной тканью желтого, красного и зеленого цветов. [ 31 ] Крыша (возможно, имеется в виду крыша задней кабины) была сделана из желтого и красного стекла с несколькими узорами, изображающими облака и молнии. Корабль также был украшен королевской желтой тканью и оборудован троном. [ 32 ]
Мендам Берахи находился под контролем адмирала Ханг Туаха, когда он путешествовал по четырнадцати странам и городам. Корабль также использовался для установления связей с другими странами, ведения торговли и перевозок, включая доставку паломников в Мекку . [ 33 ] Поездка в Мекку длилась несколько месяцев и требовала постоянного запаса еды. Однако «Мендам Берахи» не мог перевозить продукты питания, воду и другие предметы первой необходимости в больших количествах, поэтому кораблю пришлось останавливаться в портах, чтобы получить припасы и укрыться от непогоды. [ 34 ]
Этот корабль был специально построен, чтобы доставить королю Маджапахита послание о желании короля Малакки жениться на дочери короля Маджапахита. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Однако история с предложением на самом деле была выдумкой автора эпоса Гаджа Мада в то время уже умер. , поскольку упомянутый в рассказе [ 38 ] [ 39 ]
История по Хикаяту Ханг Туаху.
[ редактировать ]В Хикаяте Ханг Туах говорится, что корабль был построен для короля Малакки. [ Примечание 4 ] сделать предложение принцессе Маджапахита по имени Раден Галух Сендера Кирана [ 40 ] (или Раден Мас Аю в другой версии), [ 41 ] о котором говорили, что у него было лицо прекрасное, как сияющая полная луна, и тело чистое, как золото. [ 42 ] Строительство этого корабля заняло 30–40 дней. Чтобы ускорить работу, Бендахара (казначей) Малакки разделил ее на несколько групп: Ханг Туах работал над носовой частью корабля , корабелы были назначены для работы над миделем корабля, а Бендахара корабля работал над кормой . [ 31 ] Богато украшенный узор был разработан Ханг Туахом, а пространство между грот-мачтой и бизань-мачтой, спроектированным Бендахарой , от носа до грот-мачты также было разработано Ханг Туахом, в то время как Ханг Джебат, Ханг Лекир, Ханг Лекиу и все королевские певцы и рабы занимаются резьбой. имя « Мендам Берахи » ( малайское «Тайное желание»). Ханг Туа был тем, кто предложил дать кораблю [ 32 ]
После завершения строительства Мендам Берахи отплыл в Маджапахит, чтобы доставить письма и подарки Бетаре ( королю) Маджапахита, чтобы передать пожелания короля Малакки. Отъезд Мендама Берахи начался с выстрелом бедила приветствия . Когда они прибыли в Маджапахит, флот малакканских послов сигнализировал о своем прибытии, стреляя в бедила , что напугало рыбаков. Патих Карма Виджая и Ханг Туах сообщили, что приближается семь малакканских кораблей, и они намерены сделать предложение дочери короля Маджапахита. [ 43 ] [ 44 ] Малайской группе было дано несколько испытаний и тестов, чтобы проверить их качество, и в конце концов Ханг Туах получил титул адмирала (малайский: Лаксамана , яванский: Пенгава Агунг ) от Бетары Маджапахита. [ 45 ] [ 46 ] После того, как дела в Маджапахите были закончены, Мендам Берахи отплыл в Тубан на 7 дней и в Джаякарту на 3 дня и 3 ночи. Патих Карма Виджая оставался в Джаякарте 7 дней, ожидая других кораблей. После того, как все корабли были собраны, они отплыли и через несколько дней прибыли в Палембанг. Патих Карма Виджая и Ханг Туах остановились в ожидании других кораблей. После прибытия всех кораблей они отправились в Малакку. [ 47 ] [ 48 ]
Прежде чем король Малакки отправился на Яву, чтобы жениться на принцессе Маджапахита, он приказал построить еще один корабль. Этот корабль был спроектирован в форме «Кумбанга Нури», потому что он предназначался для будущей королевы Малакки и ее фрейлин , а также потому, что конструкция могла нести несколько пушек. Корабль был назван Кота Сегара Кунинг (или просто Кота Сегара ). королем [ 49 ] [ 50 ] Королевская свита Малакки отплыла в Маджапахит, король с Ханг Туахом, Ханг Джебатом, Ханг Кастури, Ханг Лекиром и Ханг Лекиу поднялись на борт Кота Сегара , а Патих Керма Виджая, Тун Биджа Сура и все посланники и королевские знаменосцы поднялись на борт Мендама. Похоть . [ 51 ] [ 52 ] После свадьбы Мендам Берахи вернулся в Малакку по маршруту Тубан-Джаякарта-Палембанг. Прибыв в Палембанг, король Малакки получил известие, что Санг Джая Нантака [ Примечание 5 ] лимит отправлен 30 пераху из Келинга [ Примечание 6 ] передать свои новости в Малакку, но 20 из них были уничтожены португальцами. [ 53 ] [ 54 ]
Через некоторое время Мендама Берахи , чтобы отправиться в Индерапуру, чтобы подтвердить, планировал ли Мегат Теренгано, находившийся в Индерапуре, атаковать Малакку. адмирал Ханг Туах использовал [ 55 ] Мендам Берахи также использовался Ханг Туахом, Ханг Джебатом и Хангом Кестури, чтобы противостоять Маджапахиту после того, как два посланника Маджапахита по имени Рангга и Барит Кетика пришли расспросить короля Малакки о том, почему он не отправил посла в Маджапахит. Ханг Туах ответил, что причина, по которой Малакка не отправила послов в Маджапахит, заключалась в том, что Малакка подвергнется нападению со стороны Мегата Теренгано и короля Индерапура. [ 56 ] После того, как дело в Маджапахите было окончено, Ханг Туах использовал Мендама Берахи , чтобы отправиться в землю Келинг, чтобы расспросить о младшем брате короля Малакки (Санг Джая Нантака) вместе с Тун Кестури, который знает язык келинг и был награжден имя Махараджа Сетиа. [ 57 ] Мендам Берахи также использовался для нападения на страну Индерапура. [ 58 ]
В 1509 году, когда португальцы впервые прибыли в Малакку, адмирал Ханг Туа заболел. Мендам Берахи находился под командованием махараджи Сетия, и кораблю удалось протаранить и потопить 2 португальских джалила (тип корабля). Видя, что их численное превосходство, малакканский флот отступил в Малакку и попросил Ханг Туа пойти с ним. Ханг Туа наконец согласился присоединиться к битве. Два флота встретились и атаковали друг друга. В конце концов, Ханг Туах был застрелен и упал в воду, прежде чем солдаты наконец помогли ему подняться в Мендам Берахи . Малакканский флот бежал в Малакку, преследуемый португальским флотом, но, видя, что их лидер также был ранен и просил вернуть его в Португалию, португальский флот в конце концов отступил. [ 59 ]
При угрозе со стороны португальцев король Малакки приказал адмиралу Ханг Туаху и махарадже Сетиа отправиться в страну Рум ( Османская империя ) для покупки бедилей (пушек) и больших мериамов (пушек). Ханг Туах отправился на Мендам Берахи в сопровождении множества лодок. Через 5 дней и 5 ночей он прибыл в Ачех и пробыл там около 12 дней. Получив достаточно припасов, Ханг Туах отплыл к Дева острову ( Мальдивы ), прибыв туда примерно через 10 дней. После двухмесячного плавания Мендам Берахи прибыл в Джидду. Ханг Туах, Махараджа Сетиа и их свита на некоторое время встали на якорь, намереваясь отправиться к могиле Евы . Они добрались до него, пройдя 2 дня и 2 ночи до Мекки и совершив обряд хаджа . Они также отправились в Медину, чтобы посетить могилы Мухаммеда и его сподвижников. Вернувшись из паломничества, группа на 20 дней отплыла в Египет и пробыла там около 3 месяцев, чтобы купить оружие и погрузить его на лодки. Хикаят Ханг Туах также рассказывает, как малакканские лодки и корабли плыли 17 дней и прибыли в Стамбул, но на самом деле пройти этот маршрут не удалось, поскольку Суэцкого канала в то время еще не существовало. [ 60 ] Как бы то ни было, в Руме удалось купить около 800 больших и малых пушек плюс 120 ранее купленных в Египте. [ 61 ] Группа вернулась в Малакку примерно через 4 месяца плавания. [ 62 ]
Реплика проекта
[ редактировать ]Точная копия Мендама Берахи будет построена в Клебанге командой историков и будет стоить 10 миллионов малайзийских ринггитов . Ожидается, что реализация этого проекта займет 2 года. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
Институт математических исследований Университета Путры Малайзии возглавил этот исследовательский и судостроительный проект, основанный на изучении старых рукописей, полученных со всего мира, в которых описывался внешний вид корабля. Собранная информация затем преобразуется в современный язык и оценивается ее размер. Ожидается, что проект будет готов в 2023 году. [ 26 ]
Есть также малазийский ученый, который не согласен с созданием копии корабля «Мендам Берахи» . Профессор доктор Ахмад Джелани Халими провел исследование и пришел к выводу, что корабль типа галеры (гали) никогда не использовался Малаккским султанатом в его золотой век. Корабль типа галеры был завезен португальцами на архипелаг после падения Малакки в 1511 году , а записи о Мендаме Берахи встречаются только в 1 литературном произведении из несовременного источника ( Хикаят Ханг Туах ), без подтверждающего или сравнивающего источник. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Арго , корабль из греческой мифологии
- Придвен , легендарный корабль короля Артура
- Такарабуне , мифический корабль японского фольклора.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно Хикаяту Ханг Туах , у султаната Малакка был еще один корабль под названием Кота Сегара (что означает «морская крепость»), который был построен после того, как Мендам Берахи вернулся из Маджапахита и использовался для того, чтобы привезти малакканскую королевскую свиту на свадьбу с принцессой Маджапахит. Этот корабль был специально спроектирован так, чтобы иметь возможность нести несколько пушек. См. Schap 2010a , стр. 126–127 и Salleh 2013 , стр. 264–265.
- ^ 1 малайский газ равен 33–35 дюймам или 3 футам. Видеть «газ» . Словарь Холла (4-е изд.). Совет малайзийского языка и библиотек. 2017. с. 383.
- ^ Первоначально мериам . относился к классу или типу пушки, стреляющей 6-фунтовыми выстрелами и более, но в наше время относится к пушкам в целом См. Гарднер, Великобритания (1936). Керис и другое малайское оружие . Сингапур: Прогрессивная издательская компания. п. 93.
- ↑ Имя короля Малакки, попросившего построить этот корабль, не записано. Некоторые полагают, что это был Мансур Шах (годы правления 1459–1477 гг.), но хронология в Хикаяте Ханг Туах неясна: португальцы и их язык были уже известны в это время (хотя португальцы прибыли только в 1509 г.), кроме того, Говорят, что Ханг Туах жил в то же время, что и Гаджа Мада (умер в 1364 г.). Тем не менее присутствие португальцев указывает на то, что этот корабль предположительно существовал между 1509 и 1511 годами. См. Адам 2016 , с. 149−150
- ↑ Санг Джая Нантака был младшим братом короля Малакки, который был изгнан из королевства своим братом, потому что ходили слухи, что он свергнет короля. В конце концов купец сопроводил Санг Джая Нантаку в землю Келинг (Индия) и назначил там королем. Санг Джая Нантака все еще отправлял новости своему брату в Малакку после того, как стал королем. См. Schap 2010a , стр. 76–99 и Salleh 2013 , стр. 175–216.
- ^ Калинга, территория вокруг Коромандельского побережья в Индии, в Хикаяте — Биджая Нагарам , земля Келинг, провинция Мадрас , Индия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Адам 2021 , с. 1.
- ^ Саллех 2013 , с. 227, 388.
- ^ Jump up to: а б с Муса, Хашим (2019). Традиционная малайская технология судоходства: Джонг и Гали плавают по семи морям . В: Международная конференция по малайским рукописям 2019, 15–17 октября 2019 г., Аудитория Национальной библиотеки Малайзии. п. 18.
- ^ Jump up to: а б Адам 2018 , с. 36.
- ^ Институт математических исследований (2022). Наконец, корабль «Ханг Туах — Мендам Берахи» будет перестроен [пресс-релиз]. https://www.youtube.com/watch?v=FDyjjhhUoHI
- ^ Jump up to: а б с д Халими, Ахмад Джелани (20 июня 2023 г.). Мендам Берахи: Между реальностью и мифом [презентация семинара]. Похотливые корабли: реальность или миф?, Международный торговый центр Малакки (MITC), Малакка, Малайзия. https://www.youtube.com/watch?v=Uq3OsSc56Kk
- ^ Мангин 2012 , с. 164.
- ^ Рид, Энтони, изд. (1993). Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени . Итака: Издательство Корнельского университета.
- ^ Миллс 1930 , с. 36.
- ^ Альбукерке 1774 , с. 80–81.
- ^ Береза 1875 , с. 68.
- ^ Кук 1886 , с. 121-122.
- ^ Jump up to: а б Манген 2012 , с. 166.
- ^ Куртье 1944 , стр. 255–256.
- ^ Шап 2010 , с. 44, 64.
- ^ Саллех 2013 , с. 121.
- ^ Адам 2016 , с. 88, 150, 179.
- ^ Яапар 2019 , с. 61.
- ^ Мейлинк-Рулофс, Мария Антуанетта Петронелла (1962). Азиатская торговля и европейское влияние на Индонезийском архипелаге между 1500 и примерно 1630 годами . Гаага: Мартинус Нийхофф.
- ^ Халими 1999 , с. 224.
- ^ Арифин, Азми; Исмаил, Абдул Рахман Хаджи; Ахмад, Абу Талиб, ред. (2021). Малакка Малайский султанат: наследие, традиции и история . Издательство УСМ. ISBN 9789674616069 .
- ^ Нугрохо 2011 , с. 150-154.
- ^ Саллех 2013 , с. 17, 39.
- ^ Брагинский, В.И. (1990). «Хикаят Ханг Туах; малайский эпос и мусульманское зеркало; некоторые соображения о его дате, значении и структуре» . Bijdragen tot de Taal-, Land-en Volkenkunde / Журнал гуманитарных и социальных наук Юго-Восточной Азии . 146 (4): 399–412. дои : 10.1163/22134379-90003207 . ISSN 0006-2294 .
- ^ Брагинский, Владимир (08 декабря 2012 г.). «Использование конкурирующего Ка(н)нона в турецком эпизоде Хикаята Ханг Туах» . Малайская литература . 25 (2): 229–260. дои : 10.37052/мл.25(2)no5 . ISSN 0128-1186 .
- ^ Jump up to: а б Раджа Нур Фазние Аида (24 марта 2022 г.). «Инспем ведет исследования, строительство корабля «Мендам Берахи»» . Синар Хариан .
- ^ Нугрохо 2011 , с. 298.
- ^ Хикаят Ханг Туах , VIII: 165. Транскрипция: Итак, чувство похоти было заказано дайонг ка-лаут. Итак, адмирал установил семь пушек. Итак, восхождение поплыло, а затем натянуло парус (Затем Мендама Берахи приказано отвезти в море. Адмирал семь раз снарядил пушку. Затем экипаж натянул парус).
- ^ Нугрохо 2011 , с. 299.
- ^ Робсон-МакКиллоп 2010 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Саллех 2013 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б Саллех 2013 , с. 227.
- ^ Рахима А. Хамид и А.С. Харди Шафии, 2017 , стр. 151-153.
- ^ Яхая Аванг 2008 , с. 13.
- ^ Schap 2010a , с. 109.
- ^ Саллех 2013 , с. 226, 233, 234.
- ^ Марр и Милнер 1986 , с. 194.
- ^ Саллех 2013 , с. 375.
- ^ Адам 2016 , с. 149.
- ^ Саллех 2013 , с. 24.
- ^ Шап 2010 , с. 109, 140.
- ^ Саллех 2013 , с. 225.
- ^ Schap 2010a , с. 107-109.
- ^ Саллех 2013 , с. 231-234.
- ^ Schap 2010a , с. 110-113.
- ^ Саллех 2013 , с. 235-241.
- ^ Schap 2010a , с. 123-124.
- ^ Саллех 2013 , с. 259-260.
- ^ Schap 2010a , с. 126-127.
- ^ Саллех 2013 , с. 264-265.
- ^ Schap 2010a , с. 129-130.
- ^ Саллех 2013 , с. 269-270.
- ^ Schap 2010a , с. 181-182.
- ^ Саллех 2013 , с. 358-359.
- ^ Schap 2010a , с. 236-238.
- ^ Schap 2010a , с. 261-264.
- ^ Шап 2010b , с. 100–103.
- ^ Шап 2010b , с. 187–191.
- ^ Шап 2010b , с. 196-203.
- ^ Шап 2010b , с. 205-221.
- ^ Шап 2010b , с. 244-245.
- ^ Шап 2010b , с. 247-248.
- ^ Файруз Зайдан (30 июня 2017 г.). « Мендам Берахи — новый туристический продукт в Малакке» . БХ Онлайн . Фото Хайрунисы Локмана. Архивировано из оригинала 3 сентября 2020 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Мухаммад Сауфи Хасан (12 марта 2018 г.). «Восстановить похотливую месть» . моеМетро . Архивировано из оригинала 3 сентября 2020 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ «В тематическом парке «Океан»: будет построен корабль «Мендам Берахи» . Мелака сейчас . 8 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 3 сентября 2020 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адам, Ахмат (2016). Между историей и мифом: малайская история и Ханг Туа в малайзийской историографии . Петалинг Джая: Центр стратегической информации и развития исследований.
- Адам, Ахмат (2018). Хикаят Ханг Туха (или Хикаят Ханг Туа) . Петалинг Джая: Центр стратегической информации и развития исследований.
- Адам, Ахмат (2021). Малайские и Малаккские хроники: Избранные очерки . Петалинг Джая: Центр стратегической информации и развития исследований.
- Альбукерке, Афонсу де (1774 г.). Комментарии Великого Афонсу Далбукерке, часть III . Лиссабон: В Regia Officina Typografica.
- Берч, Уолтер де Грей (1875). Комментарии великого Афонсу Далбокерке, второго вице-короля Индии, перевод с португальского издания 1774 года, том. III . Лондон: Общество Хаклюта.
- Кортесао, Армандо (1944). «Восточная сума» Томе Пиреса: описание Востока, от Красного моря до Японии, написанное в Малакке и Индии в 1512–1515 годах; и книга Франсиско Родригеса, описание путешествия по Красному морю, морские правила, альманах и карты, написанные и нарисованные на Востоке до 1515 года, том II . Лондон: Общество Хаклюта.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Халими, Ахмад Джелани бин (1999). Малайская торговля и судоходство в Малаккском проливе: 15-18 века (докторская диссертация). Университет Малайи.
- Кук, Э. (1886). «Португальская история Малакки» . Журнал Проливного отделения Королевского азиатского общества . 17 : 117–149.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Манген, Пьер-Ив (2012). «Линкаран, Гураб и Гали: влияние Средиземноморья на военные корабли в Юго-Восточной Азии раннего Нового времени». В Уэйде, Г.; Тана, Л. (ред.). Энтони Рид и изучение прошлого Юго-Восточной Азии . Сингапур: Издательство ISEAS. стр. 146–182.
- Марр, Дэвид Г.; Милнер, AC, ред. (1986). Юго-Восточная Азия в 9-14 веках . Институт исследований Юго-Восточной Азии / Исследовательская школа тихоокеанских исследований. ISBN 978-997-198-839-5 .
- Миллс, СП (апрель 1930 г.). «Описание Эредией Малаки, Меридиональной Индии и Катая» . Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 8 : 1–288.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Рахима А. Хамид; А.С. Харди Шафии, ред. Малайский здравый смысл в современном языке и литературе . Пенанг: Издательство USM. ISBN 978-967-461-190-3 .
- Нугрохо, Ираван Джоко (2011). Морская цивилизация Маджапахит . Сулух Нусвантара Бакти. ISBN 978-602-9346-00-8 .
- Робсон-МакКиллоп, Розмари (2010). Эпос о Ханг Туах . ИТБМ. ISBN 9789830687100 .
- Саллех, Мухаммад Хаджи, изд. (2013). Повесть о Ханг Туах, том 1 . Джакарта: Издательство Феникс. ISBN 978-602-7689-50-3 .
- Шап, Бот Генут, изд. (2010а). Сказка о счастливчике Ханге I Джакарта: Языковой центр. ISBN 978-979-069-058-5 .
- Шап, Бот Генут, изд. (2010б). Повесть о счастливчике Ханге II . Джакарта: Языковой центр. ISBN 978-979-069-058-5 .
- Яхая Аванг (2008). Хадж отправится в воспоминания . Куала-Лумпур: Utusan Publications & Distributors Sdn Bhd. ISBN 978-967-612-160-8 .
- Яапар, Мэриленд Саллех (2019). «Малайское судоходство и морская торговля: путешествие через антропологию и историю». IIUM Журнал исследований религии и цивилизаций . 2 : 53–72.